Золотой дом нерона

Колосс

Вопреки утверждению Светония, сооружённая греком Зенодором статуя Нерона (Colossus Neronis, Колосс Нерона) стояла не под куполом, а вне здания, на границе дворца и города, лишь окружённая портиком. Высота её оценивается от 30 (Плиний) до 36 (Светоний) метров. После смерти Нерона Веспасиан приказал изменить лик статуи, дабы она олицетворяла бога Солнца; при Адриане (в царствование которого Светоний написал «Жизнь двенадцати цезарей») её перенесли на новое место, к амфитеатру Флавиев; по имени Колосса амфитеатр получил современное название — Колизей. Коммод заменил божественный лик колосса — собственным.. Фундаменты статуи были разобраны лишь в 1936 году.

Живопись и настенные росписи

Цельная картина панно представляла собой общую композицию из стены и свода, куда вписывались фигуры людей. Характерная черта стиля росписи — это картины с одинаковым миниатюрным масштабом, что на высоте, что по низким частям стен.

Большинство картин и фресок были написаны главным художником императора — Фабулусом. Его знаменитая картина «Минерва» поражала каждого, кто смотрел на нее. Ее глаза, казалось, следили за зрителями.

Потолочная роспись также отличалась необыкновенной красотой. К примеру, потолок в одной из огромных комнат разделялся на квадраты, круги и овалы с помощью позолоченных рамок. В этих фигурных полях были представлены эпизоды из мифологических сказаний. Из-за любви Нерона к истории про Троянского коня сцены известной эпопеи были изображены на фресках в достаточно большом количестве. Например, горящие корабли во время Троянской войны. Уже утерянная рукопись с рисунками из великой «Илиады» была взята за основу для фрески, расположенной в криптопортике.

Дворец

Ядром нероновой виллы стал собственно дворец, руины которого сегодня доступны для посетителей в парке Траяна, к северо-западу от Колизея. Золотым он был назван из-за позолоченного купола (впервые в Риме применённого в частной, а не храмовой, постройке). Вероятно, это был единственный из запланированных дворцов, завершённых до смерти Нерона.

Прихожая в нем была такой высоты, что в ней стояла колоссальная статуя императора ростом в сто двадцать футов; площадь его была такова, что тройной портик по сторонам был в милю длиной; внутри был пруд, подобный морю, окруженный строеньями, подобными городам, а затем — поля, пестреющие пашнями, пастбищами, лесами и виноградниками, и на них — множество домашней скотины и диких зверей… в обеденных палатах потолки были штучные, с поворотными плитами, чтобы рассыпать цветы, с отверстьями, чтобы рассеивать ароматы; главная палата была круглая и днем и ночью безостановочно вращалась вслед небосводу; в банях текли соленые и серные воды. И когда такой дворец был закончен и освящен, Нерон только и сказал ему в похвалу, что теперь, наконец, он будет жить по-человечески.

Описание Светония, составленное спустя полвека после гибели Нерона и его дворца, указывает на две особенности, подтверждённые археологами. Целер и Север, впервые в Риме, украсили мозаикой не только стены, но и потолки (своды). Впоследствии, мозаики на куполах станут массово применяться в византийском храмостроительстве. Главный круглый зал был оснащён ложным внутренним куполом, который вращался рабами для услаждения гостей цезаря. Плиний Старший, современник Нерона, рассказал о судьбе Фабулла, талантливого художника: почти все его работы оказались сосредоточены во дворце Нерона («темницей его искусства был Золотой Дом») и погибли вместе с ним.

Современный дворец Нерона

Время безжалостно ко всему: нет уже давно Нерона, а дворец его теперь не так уж и величествен, по сравнению с былым его обликом. Сейчас Золотой дом лишь отчасти находится на виду — основная экскурсионная часть находится в подземельной части дворца. С 2006 года после реконструкции эта достопримечательность стала доступна широкой публике к посещению. Дом императора страдает от деятельности растений над ним и потоков подземных вод, медленно размывающих стены некогда величественного дворца.

Сейчас примерно за 7 евро каждый может посетить Золотой дом — нереализованный план жестокого правителя. Хоть величием от остатков дома уже не пахнет и благовония из стен не льются, дом все еще красив, благодаря историям экскурсоводов, от которых изображение плана дворца буквально оживает в воображении. Обязательно посетите этот след истории Рима, пока он окончательно не разрушен природными явлениями.

О месте Золотой дом императора Нерона

Император Нерон заслужил славу самого деспотичного и жестокого правителя римской империи. Жажда власти не остановила этого человека даже перед ужасным убийством родной матери. Желание максимализма и всесилия привело к губительным последствиям для Рима.История возникновения 
Во времена правления императоров в Риме их дома размещались в Палантине. Это место было густо застроено резиденциями и храмами предыдущих правителей. Поэтому, когда на престол взошёл Нерон, места для строительства на Палантине практически не осталось. Пустовал лишь небольшой кусок земли, где любила прогуливаться знать того времени. Зная аппетиты властного правителя, этот участок земли был явно маловат для размещения нового дворца императора. Нерон жил некоторое время во дворце Калигулы, который он называл лачугой. После чего был отдан приказ спроектировать имение, которое будет соответствовать величию Нерона. Над проектом трудились лучшие архитекторы того времени. Это был Север и Целера. Когда план строительства был показ императору, Нерон его почтительно одобрил. Единственным нюансом было то, где в центре Рима найти свободные сто тридцать гектар земли, на которых можно расположить новое великолепие. В далёком 68 году в Риме начинается пожар, который уничтожил город до пепла. Многие историки считают, что инициатором мог быть сам Нерон, которого ни что не остановит перед поставленной целью. Так, после страшного события, начинается масштабное возрождение Вечного города. И, конечно, уже было не сложно найти сто тридцать гектар в центре города. Параллельно со строительством города ведётся строительство дворца. По проекту возле палаццо должны быть расположены озеро, луга и сады. Основной вход во дворец Нерона украсила 35- метровая статуя самого императора. Скульптор изобразил правителя в образе царя Солнца. Многие историки проводят параллель между статуей Нерона и статуей Колосса Родосского.Архитектура
На холме Велия был расположен портик, за которым находилось искусственное озеро, заполненное морской водой. На Оппиевом холм были построены самые лучшие здания. Сам дворец украсили с богатым вкусом и великолепием. Мифические сюжеты были изображены практически на всех стенах с помощью фрески. Для отделки стен использовали такие материалы как мрамор, и даже золото. Очень важным фактом было то, что при строительстве дворца был использован цемент. Благодаря этому строительному материалу удалось избежать массивных перекрытий. Это позволило предать лёгкости и невесомости во внешнем облике дворца.
Строительство Золотого дворца растянулось на долгие годы. Этот масштабный комплекс считается самым великим строением своего времени. После смерти жестокого императора новые правители уничтожили дворец и начали на его месте новое строительство. Это был Амфитеатр, который строился для народа, как место развлечений. Сегодня нам это место известно как Колизей.Окрестности
Рядом с Золотым домом располагаются несколько отелей: Affittacamere Farima, Apartment Colosseo — Labicana 80 Roma, Apartment Nerone II Roma.Туристу на заметку
Более десяти лет назад во время археологических раскопок на глубине пятнадцати метров в Золотом дворце были найдены залы. Было отреставрировано 32 из 150. Эти залы расположены на восьмидесяти гектарах и имеет протяжённость двести двадцать метров. Каждый желающий может их посетить ежедневно с девяти утра до восьми вечера. Стоимость билета 5 евро. Заказ билетов происходит по предварительной записи, стоимость которой составляет 1 евро.

Каким должен был быть дом Нерона

Хоть план Золотого дома так и не был осуществлен до конца, его содержание дошло до наших времен. Как известно, парково-дворцовый комплекс был реализован на 70 %. Единственное, что не удалось завершить Нерону, так это украсить некоторые залы. Дом Нерона стоял на 3 из семи холмов Рима и некоторые жители города уже подумывали о переезде, когда видели, что аппетит их императора еще не утолен 140 гектарами территории.

Во дворце Нерона было около 100 залов, это самый большой в Европе дворцовый комплекс и уступает он только аналогичной постройке в Пекине. Каждый зал — это отдельный музей — в нем были фрески, золото, мрамор, другие драгоценные металлы и, кроме этого, в каждой комнате был утаен какой-нибудь сюрприз… Нерон, хоть и был жестоким правителем, но под его руководством на свет впервые появились такие вещи, как лифт, вращательные комнаты.

Во время строительства дома императора использовали цемент — вещество, которое ранее практически не использовалось в Римской империи. Жаль, но многие удивительные конструкции не дошли до наших лет, к примеру, вращательный банкетный зал. Нерон ставил на этом помещение большое ударение — за счет вращательного механизма, встроенного в комнате, он хотел удивлять публику и гостей Рима — в этом весь Нерон.

Некоторые затеи ему все-таки удалось реализовать: в отдельных залах в потолках были установлены механизмы, благодаря которым в комнату поступало благовоние и лепестки цветов. Сейчас такую конструкцию заменяет освежитель воздуха, но в те времен затея императора потрясала любого, кто о ней узнавал.

Интересно, что дворец Нерона Золотой дом был спроектирован таким образом, чтоб фундамент дворца не был размыт вырытым возле него большим озером, по которому должны были ходить лодки и небольшие корабли. Императору удалось реализовать эту его затею и по

Для тех, кто еще не понял, насколько большой у Нерона был аппетит отметим, что в прихожей дворца вмещалась статуя высотой 36 метров — это высота 12-13 этажного дома в современной величине. Несмотря на масштабы постройки, Север и Целер учли самые мелкие детали по приказанию императора: дворец Нерона поставлен таким образом, что в каждую комнату попадает свет. В некоторых помещениях для этой цели даже просверлили дыры в потолке.

Живопись дворца Нерона
Величие архитектуры, конечно, является величайшим достоянием Золотого дома, но еще больше поражает его украшения. Название дворец получил благодаря золотому куполу, который украшал здание. Ранее ни одно подобное здание не накрывали золотой верхушкой — этот жест касался только храмовых построек, но Нерон был не тем правителем, который видит какие-либо ограничения.

Поскольку проект дворца не был до конца реализован, то не все комнаты покрылись фресками. До наших времен дошли лишь изображения живописи времен Нерона. По словам историков, оформлением комнат занимался сам Фабулл — великий римский живописец. Его отличительной чертой было объединение фрески и живописи в одном стиле. Картины, которые изображались на стенах дворца были абсолютно разного направления: художники изображали животных, людей, мифических существ и другое. Археологическое открытие дворца произошло в далеком 15 столетии. Живопись внутри здания оказала сильное влияние на творчество некоторых художников эпохи Возрождения.

Императорские резиденции: Золотой дом Нерона

Архитектура античного мира > Римская империя. Жилые сооружения


Рим. Золотой дом Нерона, I в. н. э. План северного крыла с прилежащими к нему остатками поздних сооружений

    В течение нескольких столетий императорские жилища строились на Палатине или соседних с ним холмах. Первые дворцы — Ливии и Августа — видимо, принадлежали к типу домусов. Более монументальные дворцы Тиберия и Калигулы погибли от пожаров. Некоторое представление можно составить лишь о Золотом доме Нерона, разрушенном Флавиями. Остатки его частично сохранились. Золотой дом назван так по отделке интерьеров позолотой, драгоценными мозаиками и слоновой костью. По сведениям античных авторов, Золотой дом был огромной виллой с озером в центре и дворцовыми и другими корпусами, разбросанными среди садов, рощ и лугов между Палатином, Оппием, Эсквилином и Целием. Вход со стороны Священной дороги был оформлен монументальным портиком. У подножия Целия находился грандиозный нимфей. Остатки основной части виллы скрыты под позднейшими термами Траяна. Своды ряда ее залов были расписаны небольшими панно в стуковых обрамлениях. В числе помещений имелась круглая вращающаяся столовая.


Рим. План северного крыла Золотого дома

    Раскрыт один из корпусов дворца, выстроенный на Эсквилине зодчими Севером и Целером. Подобно виллам Кампании, вход выделен значительным углублением фасада, образующим перед ним двор. Одинаковые ряды залов в перистильной левой части здания зодчие пытались разнообразить введением кое-где ниш различных очертаний. Правая часть дворца содержит необычную по композиции группу залов. Ее центром был октогон со стороной 13,5 м, образованный смыкающимися под углом столбами, соединенными плоскими перемычками.

    Октогон перекрыт сомкнутым восьмичастным сводом, переходящим в купол с опайоном. Диаметр опайона достигал 6 м. Основными несущими элементами были столбы и ребра свода, подходившие к основанию купола и воспринимавшие его давление. Тонкие грани свода над плоскими перемычками являлись лишь заполнением этой конструкции. Распор купола погашался окружавшими октогон сводчатыми помещениями: удлиненным залом с апсидой, перекрытым цилиндрическим сводом; двумя крестообразными в плане залами со вспарушенными крестовыми сводами; двумя широкими залами с нишами и двумя треугольными помещениями. Все они связывались обходом вокруг октогона, образуя стройную композицию, симметричную оси, отмеченной удлиненным залом. Вписанная в прямоугольную сетку плана правой части дворца эта группа залов с расположенными под углом 45° крестообразными помещениями внесла в него элемент динамики. Пространства разных форм, сопоставленные с центрическим пространством октогона, в которое они выходили, чередовались при обходе, сменяя друг друга. Падавший сверху свет заливал октогон и, постепенно слабея, доходил до противоположных входам ниш окружающих помещений, объединяя их с центральным залом. Октогон, появившийся в Золотом доме, — новая форма, вскоре распространившаяся в римской архитектуре. Здесь впервые конструктивный каркас выступил освобожденным от тяжелой инертной массы заключавших его стен, а свойства прочного и легкого бетона были использованы полностью. Оригинальность замысла и совершенство конструкции этого архитектурного организма, который в комплексе дворца выглядит инородным телом, заставляют предполагать, что его автором был гениальный Рабирий, возможно, начавший здесь свою деятельность.


Золотой дом Нерона. Октогон. План


Золотой дом Нерона. Октогон. современный вид

Императорские резиденции: дворец Флавиев на Палатине     >>

Карта раздела «Архитектура античного мира»   >>

Всеобщая история архитектуры | Первобытнообщинный период | Рабовладельческое общество | Архитектура античного мира | Архитектура Восточной Европы. Средние века | Архитектура Западной Европы. Средние века | Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения | Архитктура России, Украины и Белоруссии XIV-первая половина XIX вв. | Главная Карта Сайта

Исторические детали

Император Нерон всегда мечтал о величественном дворце в Риме. К тому времени итальянская столица была застроена. В центре не было места для императорской резиденции. 

По счастливой случайности в 64 году до н.э. в Риме случился пожар. Многие постройки у Палатинского холма были уничтожены. После этого трагического события Нерон начал строительство нового дворца.

Император пригласил двух самых лучших архитекторов — Севера и Целера. Они спроектировали огромный дворцовый комплекс с садом, прудами и лугами. Новый дворец моментально преобразил вид Рима.

В 68 году до н.э. Нерон погиб, он не смог увидеть законченный дворец. Император Отон продолжил строительные работы. Через 3 месяца на престол взошел новый император — Веспасиан. Он решил завершить строительство, резиденция была заброшена. 

Вскоре во дворце случился пожар, после чего его законсервировали: пруды засыпали, дворец оказался под землей. На месте Золотого дома появились:

  • Колизей
  • Римский форум
  • Триумфальная арка Тита
  • Термы Траяна

В XV веке во время строительных работ рабочие обнаружили руины дворца. Тогда удалось снять копии с фресок. В XX веке реставрационные работы проводились несколько раз. 

Фрески на потолке (автор @mt_3verest)

Из чего состоял дворцовый комплекс

Светлый и романтичный дворец обязан своей легкостью цементу. Именно в строительстве «Золотого дома» впервые для создания куполов и арочных конструкций был использован цемент, а значит, не было необходимости в конструировании мощных стен для опорной функции.

Строительство дворца растянулось на несколько лет. На всех стенах была позолоченная отделка и разные сорта мрамора. Белоснежно загрунтованные потолки были заполнены красивыми панно. Залы, предназначенные для пиршеств, имели раздвижные своды. Из раскрытых потолочных частей осыпались цветы и разбрызгивались благовония. Существовал особый восьмиугольный зал, в котором потолок представлял небесный свод и мог вращаться без остановки.

Термы, созданные для купаний, были наполнены серными и минеральными водами. Технологическим сюрпризом стало создание первого в истории лифта, который работал с помощью человеческих рук. Около сотни помещений и залов вмещал дворец Нерона.

Разрушение

Файл:DomusAurea.jpg Руины дворца скрыты под постройками Терм Траяна

Отон, правивший всего три месяца, выделил на достройку дворца 50 миллионов сестерциев. Флавии, преемники Нерона и Отона, тяготились доставшимся им дворцом-виллой. Очередной пожар при Тите, бушевавший три дня и три ночи, дали повод к разборке дворца и полной перепланировке территории: «При пожаре столицы он (Тит) воскликнул: „Все убытки — мои!“ — и все убранство своих усадеб отдал на восстановление построек и храмов, а для скорейшего совершения работ поручил их нескольким распорядителям из всаднического сословия». На землях Золотого дворца Флавии построили новый форум, термы, амфитеатр; отдалённые участки отошли под частную застройку. При этом низменности были засыпаны землёй и спланированы; под этими завалами сохранились в неприкосновенности дошедшие до нас залы дворца.

Внутреннее убранство дворца

До наших дней дошли лишь фрагменты Золотого дома, сейчас дворец открыт для посещения туристами. Историки точно не могут определить размеры дворца, так как оригинальные чертежи не сохранились. Но записи древних историков утверждают, что дворец был огромных размеров. В его лесах и полях свободно жили дикие и домашние животные.

На стенах дворца можно обнаружить автографы великих художников Ренессанса. Рафаэль и Пинтуриккио пробирались в руины дворца, чтобы срисовать фрески и отразить их в своих шедеврах. По их копиям можно представить величественное убранство Золотого дома.

Подземные залы дворца выглядят мрачно. Но благодаря гидам и их смекалке все расцветает. На помощь приходят проекторы, которые помогают рассмотреть фрески, написанные две тысячи лет назад. 

Сейчас Золотой дворец можно посетить только в составе группы. На входе каждому туристу выдаются фонари и маски. Это связано с техникой безопасности. Несколько лет назад в одном из подземных залов обвалился потолок, а в некоторых до сих пор сыпется штукатурка и падают камни. Будьте готовы к тому, что экскурсию могут отменить в любой момент из-за опасности обрушения.

Подземный зал (автор @paolafrog)

История Золотого дома Нерона

Не каждый гость Рима знает о его Золотом дворце

Зачастую внимание туристов обращено в первую очередь на Колизей. При этом, Золотой дворец Нерона (Domus Aurea) появился гораздо раньше Колизея и по плану должен был быть величественнее его в разы, но реализовать эту задумку так и не удалось

Нерон был императором Рима до 68 года н. э. Согласно исследованию историков, он был жесток, властен и не знал предела своим желаниям. Он убил мать, отравил брата и забил жену до смерти, издевался над людьми и хотел построить величайший дворец в мире, занимающий почти половину Рима. С одной стороны, задумка была его шокирующая, ведь подразумевала снос третье части построек города, с другой, дворец Нерона в Риме пришелся как раз кстати. В 64 году большая часть Рима сгорела, именно на месте сгоревшей равнины города Нерон и решился возвести свой дворец.

Задумка императора вызывала восторг у римлян — он хотел сделать посреди Рима деревню: построить дворец, а вокруг него посадить лес, вырыть озера. Делал он это, потому что любил рыбалку, охоту, в общем, для своего развлечения. По мановению судьбы, достроить дворец Нерону не удалось — в 68 году он погиб, а проектировщики Север и Целер прекратили работы.

Описание экскурсии

Приглашаю вас отправиться в историко-археологическое путешествие во второй век к одному из самых интересных и сложных зданий, когда-либо построенных человеком. Вы увидите лишь руины обнаруженного в 16 веке дворца, но видео-презентации, макеты и живые рассказы помогут представить, каким чудом когда-то владел Вечный город.

Что вас ожидает

Domus Aurea — выдающийся памятник Античности
Вы узнаете, как в 16 веке под культурным слоем земли обнаружили античную постройку невероятной ценности и как над воссозданием ее образа трудились целые поколения ученых. Я расскажу об одиозном императоре Нероне, задумавшем создать величайший дворец в истории Рима. А модели реконструкции и видео-презентации помогут представить, как выглядела претенциозная резиденция. Только представьте, по оценкам специалистов, она могла занимать вторую по величине площадь в Евразии после Запретного города в Пекине!

Как выглядела резиденция Нерона
Спустившись под землю, к остаткам дворцово-паркового комплекса, вы услышите о восхитительных коридорах и комнатах, мозаиках и фресках, с которых снял копии Рафаэль и другие мастера Возрождения. О мраморной мебели, термах и вращающемся зале для пиршеств с крышей, через которую на гостей высыпались благоухающие лепестки цветов. Также попробуем вместе вообразить сады, леса, луга и пруды, обрамлявшие сооружение. Вы узнаете, кого приглашали к участию в грандиозном проекте, как решили проблему застроенного центра Рима и почему резиденцию решили назвать «Золотой». И, конечно, обсудим печальный финал Domus Aurea, на месте которого позже построили Колизей, Римский Форум, Термы Траяны и другие будущие достопримечательности столицы.

Загадка гигантской статуи Нерона
Кроме того, вы услышите легенды, связанные с изображением императора и точным месторасположением статуи. Поговорим о том, почему черты лица Нерона было велено изменить после его смерти, какой символикой наделили обновленный монумент и какие еще трансформации претерпела скульптура при очередном правителе. Однако увидеть фрагменты памятника, увы, не удастся, так как после 1936 года их разобрали окончательно.

Колизей и средневековая базилика
На этом экскурсия не закончится. После Золотого Дома вы отправитесь к самому узнаваемому памятнику Античности, который выстроили уже на месте резиденции. Осмотрите снаружи Амфитеатр, услышите секрет долговечности главного символа Рима и узнаете о легендарных гладиаторских боях, неизменно ассоциирующихся с Колизеем. А в завершение посетите храм, построенный в период раннего Средневековья, где под расписанными вручную сводами почувствуете, как переплелись разные исторические и культурные эпохи, ведь место нынешней базилики — это древнеримский монетный двор, примыкающий к школе Гладиаторов…

Организационные детали

Билеты в Золотой Дом не входят в стоимость экскурсии и оплачиваются отдельно: 16 евро/взрослого, 12 евро/ребенка до 12 лет. Дети до 6 лет проходят бесплатно.

Его последними словами были: «Какой артист погибает!»


Монета с профилем Нерона. На реверсе — богиня Рома, покровительница Рима

На самом деле

 Нет 
Знаменитую фразу мы знаем из «Жизни двенадцати Цезарей» Светония. Но и там это не последние слова тирана. По Светонию, перед тем как испустить дух, Нерон произнес, глядя в глаза римскому воину, пришедшему его схватить по приказу сената: «Вот она, верность».

БИОГРАФИЯНерон Клавдий Цезарь Друз Германик

37 — родился в приморском городке Анции; мать Нерона Агриппина была сестрой императора Гая Калигулы.50 — усыновлен императором Клавдием, женившимся на Агриппине.51 — официально провозглашен совершеннолетним и первый раз выступил в сенате.53 — женился на дочери Клавдия, Октавии.54 — после смерти Клавдия пришел к власти.59 — по античным биографиям, санкционировал убийство собственной матери Агриппины.62 — развелся с Октавией (убита по его приказу в том же году), женился на известной красавице Поппее Сабине.64 — начало «артистической карьеры» Нерона; великий пожар в Риме.65 — устроил репрессии, раскрыв заговор против него; по источникам, случайно убил беременную Поппею.66 — вступил в брак со знатной римлянкой Статилией Мессалиной.68 — бежал из восставшей столицы и покончил с собой, объявленный сенатом вне закона. Был последним императором из династии Юлиев — Клавдиев.

Фото: GETTY IMAGES (X3), DIOMEDIA (X5), ISTOCK

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 12, декабрь 2019

Современность

Законсервированные временем подземные залы были случайно вскрыты в XV веке. Фрески, хорошо сохранившиеся до того времени, под действием влаги начали разрушаться. Считается, что обвалы потолков дворца в XX веке произошли из-за дождей.

В 1999 году, после двадцати лет реставрации, помещения дворца в парке Траяна (район Монти, вблизи Колизея) были открыты для посетителей (только организованные экскурсии). В 2005 году по соображениям безопасности комплекс вновь закрыли, и после проведения неотложных работ он открылся в феврале 2007 года.

30 марта 2010 года в ходе реконструкции обрушилась большая часть потолка.

Расположение комплекса

Римский пожар 64 года расчистил в городе обширные пространства, прилегавшие к Палатинскому холму, центру империи (arx imperii), некогда — месту жительства легендарных царей Рима. Первым цезарем, построившим свой, пока ещё скромный, дворец на склонах Палатина, был Август (первое десятилетие до н. э.). Тиберий, когда жил в Риме, обитал во дворце Августа, и, вероятно, расширил его. В четвёртом десятилетии н.э Калигула выстроил на Палатине новый дворец, соединённый с Форумом высоким деревянным мостом, «чтобы ходить в гости к Юпитеру». Нерон, по словам А. В. Амфитеатрова, «нашёл Палатин уже застроенным и не дающим волю его творческой фантазии… не застраивать же было ему единственную пустующую часть холма — area Palatina — традиционное место свиданий государей с приветствующим их народом.» . Он начал с постройки «проходного дворца» (domus transitoria), дворца-пассажа, соединявшего в низине Палатинский и Эсквилинский холмы. До 64 года планы постройки обширной виллы внутри города, а, возможно, и полной реконструкции Рима, не могли быть реализованы: пришлось бы пойти против вековой традиции и снести десятки храмов и монументов, что даже Нерону было не под силам. Пожар 64 года снял это препятствие.

Использовав постигшее родину несчастье, Нерон построил себе дворец, вызывавший всеобщее изумление не столько обилием пошедших на его отделку драгоценных камней и золота — в этом не было ничего необычного, так как роскошь ввела их в широкое употребление, — сколько лугами, прудами, разбросанными, словно в сельском уединении, тут лесами, там пустошами, с которых открывались далекие виды, что было выполнено под наблюдением и по планам Севера и Целера, наделенных изобретательностью и смелостью в попытках посредством искусства добиться того, в чем отказала природа, и в расточении казны принцепса…

Планы Севера и Целера не сохранились; современные историки оценивают площадь дворца от 40 до 120 га. Территория его захватывала Палатин, Эсквилин, cклоны Квиринала и Целия, и низину между ними, где впоследствии был построен Колизей.

Список источников

  • wiki.sc
  • archisto.info
  • ExtraGuide.ru
  • travelermap.ru
  • www.turizm.ru
  • www.Sputnik8.com
  • wikiredia.ru
  • www.vokrugsveta.ru
  • autogear.ru
  • o-ili-v.ru
  • arx.novosibdom.ru
Оцените статью
Добавить комментарий