Неожиданное чудо — свято-введенский островной монастырь

Литература

  • Дульский П. М. Зилант и Кизицы. — Казань, 1917.
  • Елдашев А. М. Казанский Свято-Введенский Кизический мужской монастырь. — Казань, 2003.
  • Никанор, епископ. Вотчины и угодья Кизического монастыря (с приложением неизданных актов). — Казань, 1893.
  • Никанор, епископ. Кизический Казанский монастырь. Исторический очерк его 200-летнего существования. — Казань, 1891.
  • Никанор, епископ. Кладбище Кизического монастыря. Его история и описание. — Казань, 1892.
  • Покровский И. М. Из истории Казанских монастырей. — Казань, 1896.
  • Покровский И. М. К истории Казанских монастырей до 1764 года. — Казань, 1902.

Возрождение монастыря

Таинство крещения в Кизическом Введенском монастыре (14.08.2011)

27 декабря 2001 года глава администрации Казани Камиль Исхаков подписал постановление о передаче комплекса Кизического монастыря Казанской епархии Русской православной церкви Московского патриархата. Вначале была передана горевшая незадолго до этого Владимирская церковь. 4 января 2002 года наместником Кизического монастыря был назначен архимандрит Даниил (Могутнов), 18 января 2002 года на Крещение прошло первое богослужение.

Иконостас храма Кизических мучеников

Фасад Братского корпуса монастыря до реставрации (вид со стороны улицы Правосудия)

Крест у входа в некрополь

Отреставрированный фасад Братского корпуса монастыря (вид со стороны улицы Правосудия)

9 января 2003 года монастырь посетил глава республики Минтимер Шаймиев. Он встретился с архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием и архимандритом Даниилом и обсудил детали передачи монастырского комплекса. Шаймиев посетил также некрополь монастыря и предложил возвести на некрополе мемориальную стену, на которой были бы увековечены имена всех известных личностей, упокоившихся на Кизическом некрополе.

На Кизическом некрополе была символически восстановлена могила деда Льва Толстого — казанского губернатора Ильи Толстого (1757—1820). У входа в парк была установлен памятник в виде креста и аналоя с раскрытой книгой, на основании которого написано: «Некрополь Кизического Введенского мужского монастыря XVII—XIX вв. Погребено более трёх тысяч человек».
В 2006 году, после очередного пожара, состоялся полный вывод районного военкомата.

В 2008 году из монастыря была похищена Седмиеезерная икона Богородицы, которой архиепископ Анастасий благословил возрождение обители. Однако похищенная икона была быстро возвращена настоятелю.

В ноябре — декабре 2009 года при строительстве газопровода на улице Правосудия, на которой расположен монастырь, фасад братского корпуса и надвратной Владимирской церкви дал трещины. Возникла угроза обрушения стен. После вмешательства жителей Казани и местного телевидения работы по прокладке газовых труб были остановлены.

В настоящее время активно идут реставрационные и строительные работы, а в храме святого князя Владимира ежедневно проводятся утренние и вечерние службы.

Современное состояние

Ныне постепенно восстанавливаются храмы и корпуса монастыря, а вместе с ними восстанавливается и святое иноческое житие. На сегодняшний день отреставрированы Тихвинский храм и церковь Воскресения Словущего, часовня во имя преподобномученицы Елисаветы; отремонтированы старый келейный корпус с просфорней, трапезная, насосная станция.

Завершено строительство монастырской ограды. Построены трехэтажный сестринский корпус и здание воскресной школы с трапезной для детей и гостевыми кельями для паломниц. Ведутся работы по восстановлению Троицкого храма в нижнем этаже Тихвинской церкви. Постоянно ведутся работы по благоустройству монастырской и прилегающей к монастырю территории, сильно обезображенной заводом (полностью выехавшим с монастырской земли лишь в 2000 г.). Посажены фруктовые деревья и кустарники, разбиты цветники.

В монастыре имеется общедоступная библиотека православной литературы, детская воскресная школа, музыкальный класс, просфорня, иконописная, издательская и швейная мастерские.

Организовано подсобное хозяйство в деревне Ивановка: построен дом для проживания сестер, в котором 4 октября 2001 г. освящена домовая церковь в честь Новомучеников и исповедников Российских. Ведутся отделочные работы во втором келейном корпусе с хозяйственными помещениями. Сестры, живущие на подворье, ухаживают за коровами, овцами, курами, обрабатывают огород, трудятся на пасеке.

В 2013 г. вышла в свет «Летопись Орловского Введенского монастыря», подготовленная к изданию насельницами обители. Книга была высоко оценена орловскими краеведами как «замечательный вклад в создание духовной Летописи нашего Отечества» и получила премию «Орловская книга-2013» в номинации «Лучший издательский проект».

В этой обширной «Летописи», которую можно приобрести в церковной лавке нашего монастыря, последовательно изложена трехвековая история монастыря от основания до наших дней. В судьбе монастыря прело¬милась духовная история всего государства и Православной Церкви, в ней отразились все важнейшие события жизни большого губернского города, жители которого – известные дворяне, меценаты, литераторы и скромные крестьяне, мещане, разночинцы – притекали к обители, молясь у ее святынь, в поисках духовного утешения. Введенский монастырь не раз восставал из руин, из пепла пожара, и его история несет богатый опыт строительства внешнего и внутреннего, являя бесценные свидете¬ль¬ства дивных путей Промысла Божия в маленьких событиях жизни и в негромких деяниях вверившихся Ему душ.

В монастыре 26 насельниц: 1 схимонахиня, 9 монахинь, 10 инокинь, 6 послушниц.

Настоятельница монастыря — игумения ОЛИМПИАДА (Рожновская).

Духовник — схиигумен ИЛИЙ (Духовник Свято-Введенской Оптиной пустыни).

Возникновение

Равно как и другие храмы, Свято-Введенский женский монастырь имеет свою историю, которая началась не так давно — в прошлом столетии, и связана с церковью, которую в народе именуют Красной. Торжественное освящение территории будущего храма состоялось весной 1901 года.

Закончилось строительство в 1907 году. Автор проекта — достаточно известный в те времена архитектора Петр Беген. Средства на строительство были пожертвоваы купеческими семействами, владельцами фабрик города. Особый вклад в создание церкви внёс тогдашний городской голова П.Н. Дербенев. 21 июня того же года храм освятили. В нём было предусмотрено три престола:

  • великомученика Феодора Тирона;
  • святителя Николая Чудотворца;
  • главный — Введения Пресвятой Богородицы, благодаря которому монастырь получил своё название, поскольку эта часть занимает основную территорию храма.

Много событий тех времён пережил Свято-Введенский женский монастырь, одно из знаменательных — в 1918 году здесь нёс служение сам патриарх Тихон.

С 1925 года настоятелем храма становится Зосима Трубачев, назначенный владыкой Августином. В это нелёгкое время священник нёс своё подвижническое служение, невзирая на множество препятствий, которые чинила Советская власть, обновленцы, безбожники. Среди прихожан также не было единства. Отец Зосима всегда защищал и оберегал вверенную ему церковь, проповедью старался укреплять свою паству, являя собой пример христианского благочестия.

Свято-Введенский монастырь – православный памятник архитектуры

Основателями монастыря были монахи Антониевой пустыни Тимофей и Сергий. В конце 17 столетия они приняли решение уйти от мирской жизни на остров в Вятском озере и построить там часовню из древесины (плюс деревянную келью). Если верить архивным записям, то уединение на острове было совсем недолгим, кто-то разузнал о планах иноков, и появилось очень много желающих посетить новое строение. Будучи людьми смиренными и гостеприимными, Сергий и Тимофей принимали каждого желающего. В результате к началу 18 века, жителей на островке стало очень много, и было решено просить о разрешении на возведение нового собственного храма. Земли вокруг Вятского водоема, как и само озеро, находились в собственности семейства Голицыных, но они отдали эту часть имущества совершенно бесплатно. В девятнадцатом столетии монастырь наживал имущество, развивался в материальном плане.

Примерно в 1877-78 годах, когда «у руля» был настоятель Иосиф, зимний храм Николая Чудотворца перестроили и значительно увеличили. На данную реставрацию выделили средства даже промышленники Морозовы. Через лет двадцать Введенский храм сменили новой пятиглавой постройкой из красного кирпича. Иконостас был оформлен серебром и позолотой, а на стенах собора можно было заметить росписи образами «греческого» письма.

Новый храм сильно пострадал в 20 веке, что закончилось для него полным разорением, тем не менее, удалось сделать очень удачную реконструкцию и освятить помещение заново. При храме какое-то время была своя колокольня, но до наших дней она не сохранилась, а по периметру реки построили забор из кирпича, корпус настоятеля и здания келий из кирпича.

В начале 19 столетия Свято-Введенский монастырь закрыли и следом национализировали совершенно все его имущество. Службы в монастырских храмах (бывших) имели место до 1924 года. Руководителями хора стали монахини из Покрова Евпраксия и Екатерина. Другие дома, находившиеся на острове, стали применять в качестве территории под дом для инвалидов и пожилых людей, а затем использовать в качестве детского дома. В 30-х годах в Введенском храме находилась сначала колония для подростков женского пола, а затем воспитательная трудовая колония (после передачи здания в собственность МВД). Пожитки монастыря в 1940 году перевезли в Покров и приступили к изменению домов, дабы придать им, так сказать, городской колорит: убрали подкупольные барабаны и купола, обустроили в церкви школу для отбывающих наказание женщин, а Никольский храм превратили в клуб и зал для просмотра кино. Наконец в 1994 году Свято-Введенский храм возродили неравнодушные люди, сделав из него женский монастырь.

Заказывайте экскурсию во Введенский женский монастырь Покрова уже сегодня. Можете воспользоваться нашим сайтом и заказать путешествие, или позвонить по телефону, указанному на официальном ресурсе. Если вы уже находитесь у нас в гостях, то просто запишитесь на путешествие у стойки администрации. Вы своими глазами увидите шикарный, удивительно красивый памятник архитектуры 18 столетия и отдохнете душой в живописных местах.

Как добраться до монастыря

Чтобы добраться до монастыря, Вам нужно доехать автобусом или поездом до города Остров Псковской области.
Из Острова три раза в неделю по средам, субботам и воскресениям ходит автобус до деревни Сигорицы,
отправление автобуса два раза в день — в 7-00 и 15-00. От деревни Сигорицы до монастыря пешком 5 километров.
Если Вы позвоните заранее, мы встретим Вас на машине в деревне Сигорицы.

Схема проезда на машине из Москвы

Из Москвы ехать по трассе М-9 до Великих Лук (2). Повернуть на Локню, от Локни ехать
до пос. Бежаницы (3). Повернуть на Новоржев. Проехав Новоржев (4), повернуть на Остров.
Доехать до д. Маршевицы (5), и повернуть направо по указателю на Владимирец.
В д. Сигорицы (6) около обелиска повернуть налево и проехать еще около 5 км до монастыря.

Схема проезда на машине из Санкт-Петербурга через Псков и Остров

Из Санкт-Петербурга ехать по трассе М-20 через Псков (2) до г. Остров (3). Повернуть на Новоржев.
Доехать до д. Маршевицы (4), и повернуть налево по указателю на Владимирец.
В д. Сигорицы (5) около обелиска повернуть налево и проехать еще около 5 км до монастыря.

Комментарии и обсуждение

Литература о Введенской обители: Добронравов В.Г. «Иеромонах Клеопа, строитель Введенской пустыни Владимирской епархии: 1760-1778 гг.». — Владимир, 1908.
Добронравов В.Г. «Введенская Островская пустынь Владимирской епархии: Ист. описание». — Владимир, 1909.

27 февраля 2008,
Олег Щёлоков.

В МБУК «МЦБС Петушинского района» поступило издание «VIII-IX межрегиональный Левитановский пленэр». Издание подготовил учредитель музея И.И. Левитана В.И. Косярумов. На пленэрах 2017, 2018 гг. художники прибывали в пустынь для работы. Монастырь изобразили Е.В. Артемов, Н.В. Валь, О.Н. Модоров, А.Е. Денисов, Т.Е. Жебылева, А.Н. Мочалин, Е.В. Фетисов, С.А. Хлопков, О.В. Чернышев. Большинство художников создали общий вид обители.

Рябова Г.И., зав. ОКиО МБУК «МЦБС Петушинского района»

21 января 2019.

Наши пользователи могут прочитать в книге краеведа В. Н. Алексеева «Человек ищет предков» о старых событиях, а именно: «Лета 1711 июня 11 дня по указу Великого Государя и по челобитью Переславского уезду Залесского Борисоглебского стана новопостроеной Островецкой Пустыни (…) отданы по разряду ему строителю с братиею в Переславском уезде Залесского в том Борисоглебском стану рыбные ловли Антониевы пустыни  Покровского монастыря села Покрова озеро Вяцкое в длину сажен с двести поперек сажен с полтораста»…

Г.И. Рябова, зав.ОКиО МБУК «МЦБС Петушинскго района»

Монастырь на острове

Возвращаясь из Храповицкого замка, мы заехали в г. Покров. На этот раз нас интересовал не сам город, а Свято-Введенский Островной монастырь. Хотелось полюбоваться на него в вечернее время, при мягком свете.

Свято-Введенский Островной монастырь в г Покров

Основан сей монастырь в XVII веке иноками Антониевой пустыни Сергием и Тимофеем. Два монаха удалились на остров Вятского озера, построили деревянную часовню и келью.

Природа вокруг монастыря

Вот только не долго им пришлось в одиночестве предаваться молитвам. Узнал народ, что на острове «старцы» поселились, ну и потянулись к ним со всех сторон, желая стать насельниками. Старцы никому не отказывали, всех принимали.

Введенское. Покровская Свято-Введенская Островная женская пустынь

Вот здесь хочу сделать небольшое отступление. Я второй раз пишу о монастырях (первая статья Град пресвятого Макария) и думаю, а что это народ косяками тянулся в святую обитель? Нет, идут конечно и сейчас, но идут все же умеренно. А раньше, как только узнают где скит «старца», так туда шасть скорей. Вот и подумалось мне, что не зря это. Решил я, что надоедало крепостному крестьянину работать на злого барина, вот он и бежал к старцам, искал в монастырях спасение. Оказалось немного не так. Просто уйти от барина крестьянин не мог, сбежишь, поймают и накажут. Но вот если сказать барину, что я мол в монастырь хочу податься, тут уж барин сделать ничего не мог. Хочешь, не хочешь, а должен благословить крестьянина, отдать ему все сопроводительные документы (что бы по дороге в полицию не «загребли») и отпустить.

Вечерело.

К началу XVIII века желающих уединиться на острове было настолько много, что приняли решение просить благословения на строительство Храма. В 1708 году благословение получили, а в 1710 году построили деревянный Храм Введения Пресвятой Богородицы.

Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы (год постройки 1894)

Старую, деревянную часовню перенесли на Владимирский тракт для сбора денег на содержание монастыря. Только больших денег она не приносила. Ее переносили, разбирали, перестраивали. К часовне ежегодно до 1918 года в Ильин день  совершался Крестный ход.

Церковь Николая Чудотворца (год постройки 1885)

После строительства монастыря его настоятелем стал инок Сергий, который был рукоположен в иеромонахи. Умер Сергий в 1713 году. После его смерти из Москвы прислали настоятелем монаха Нектария. При этом настоятеле монастырь пришел в упадок. Нектарий распродал все церковное имущество, а его самого приписали к Иоанно-Богословской пустыни (ныне село Богослово Московской области). Интересно, что Храм он продал в село Покровское за 17 рублей и монастырскую колокольню за 11 рублей священнику в село Воскресенское. В пустыне осталось всего 14 монахов.

Часовня-купальня

В 1729 году «правительствующий Синод» вернул самостоятельность монастырю и прислал в монастырь нового настоятеля. Колокол монастырю возвратили, вместо деревянного Храма возвели новый, каменный. Построили рядом церковь во имя Николая Чудотворца и деревянную церковь в честь Ильи пророка.Вот что пишет академик П.С. Паллас, побывавший в пустыне в 1768 году: «Недалеко от Покрова … протекающая река Воля делает залив или озеро с островом, на котором находится Введенская пустыня, имеющая наиприятнейшее положение в свете.»

Введенское. Покровская Свято-Введенская Островная женская пустынь

В XIX веке монастырь стал приносить прибыль. Здания церквей реконструировали.После революции в 1918 году монастырь закрыли, хотя службы вели до 1924 года. С 1932 года в монастыре обосновалась женская подростковая колония. Купола у церквей срубили, в Введенском храме расположилась школа для заключенных, Никольская церковь служила клубом и кинозалом.

Звонница (год постройки 2001)

В 1991 году было принято решение вернуть монастырь Владимирской Епархии. Сейчас это действующий, но уже не мужской, а женский монастырь. 

Необычайно красивое и тихое место, ухоженный монастырь оставили в нашей памяти только самые теплые чувства.

История

Не близок путь к древнему городищу Владимирец: 100 с лишним километров от Пскова. Но вот дремучий лес расступается, словно в сказке, перед глазами возникает дивный образ: высокий холм, а на нем – белокаменная церковь с голубыми куполами. Это Никольский храм Свято-Введенского женского монастыря.

С городищем Владимирец связаны несколько преданий, уходящих вглубь веков. Согласно одному из них, здесь родился креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир внук княгини Ольги. В его честь на вершине Володчиной горы воздвигнута Часовня св. равноап. князя Владимира.

Ныне существующий каменный Храм Святителя Николая Чудотворца, вокруг которого и обосновался современный монастырь, был построен в 1790-1797 гг. Этот утопающий в зелени, словно слившийся с природой, храм выглядит небольшим снаружи, но поражает своими внутренними размерами. Увы, в тридцатые годы 20 века храм был закрыт, а почти все его старинные иконы были уничтожены.

митрополит Псковский и Великолукский Евсевий Но Господь поругаем не бывает. Символично, что именно в год 1000-летия крещения Руси, в 1988 году, по благословению архиепископа Владимира (Котлярова) – ныне митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, восстанавливать разоренную Никольскую церковь приезжает из Псково-Печерского монастыря иеромонах Нифонт (Корчев) — ныне архимандрит.

14 долгих лет непрестанных трудов и горячих молитв потребовались для того, чтобы Владимирец вновь вернулся к полноценной духовной жизни. Постепенно вокруг храма стала складываться община насельниц. И осенью 2003 года Святейший Синод РПЦ благословил открытие на Володчиной горе Свято-Введенского женского монастыря, который по праву можно назвать пустынножительной обителью.

архимандрит Нифонт Сегодня в монастыре живут около 20 сестер, а архимандрит Нифонт (Корчев) остается духовником и строителем обители. Вдали от мирской жизни они служат Богу, подобно древним монахам-отшельникам.

Монастырь преображается, заботами и молитвами нашего владыки Евсевия (Саввина) митрополита Псковского и Великолукского, трудами насельниц, паломников.

Судьба современного Владимирца зависит от жизни строящегося здесь монастыря. Едут сюда паломники и верят, что из их пожертвований, собранных на «кирпичики» вырастет когда-нибудь на Володчиной горе новый храм в память святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси.

Где остановиться

Гостиница «Коралл» расположена на окраине города — возле оживленной трассы неподалеку от Музея архитектуры и быта. Вплотную к гостинично-туристическому комплексу примыкает территория крупной фабрики. Большое 4-этажное здание советской постройки после полной реконструкции. Есть финская сауна и турецкая парная (хамам), бассейн с подогревом и гидромассажем.

Номера разных категорий со всеми удобствами и современной мебелью: одно-, двух и трехместные номера категории «стандарт», двухкомнатные двухместные «люксы» и др. Всего 49 номеров.

Адрес: г. Черновцы, ул. Фастовская, 30-в

Телефон: +38 (0372) 54-84-66, (066) 062-50-30

Отель «Андинна»

Новый современный отель «Андинна» в Черновцах расположен в приближенном к центру районе города. SPA-центр гостиницы «Андинна» включает турецкую и финскую сауну; подогреваемый бассейн размером 9х5 метров с водопадом, гейзером и встречной волной; тренажерный зал и массажный кабинет. Консультации специалистов оздоровительного центра.

Номера: 14 комфортабельных номеров со всеми удобствами категории «полулюкс» и «люкс». В каждом из них есть: удобная кровать с ортопедическим матрасом, Wi-Fi интернет, кабельное ТВ, телефон, холодильник, кондиционер, санузел с душевой кабиной, фен, индивидуальные средства гигиены.

Адрес: г. Черновцы, ул. Либавская, 22-а

Телефон: +38 (0372) 52-56-28, (099) 070-87-68

Гостиница «Георг Палац»

Отель «Георг Палац» расположен в центральном районе Черновцов недалеко от Черновицкого университета (бывшей Резиденции буковинских митрополитов). Изысканный интерьер, хороший сервис. Курение в гостинице запрещено — для курящих отведены специальные места.

Номера: 30 комфортабельных просторных номеров со всеми удобствами, из которых: 19 двухместных номеров категории «полулюкс», 8 двухкомнатных «люксов» и 3 двухкомнатных «семейных люкса».

Адрес: г. Черновцы, ул. Ивана Богуна, 24

Телефон: +38 (0372) 57-61-16, (097) 973-48-88, (095) 943-48-88

Список настоятелей

  • Сергий, иеромонах — 1710—1713
  • Нектарий, иеромонах — 1713—1716
  • Александр, иеромонах — 1729—1735
  • Лаврентий, иеромонах — 1735—1752
  • Иоасаф (Иосиф), игумен — 1752—1754
  • Лаврентий, иеромонах — 1754—1758
  • Алимпий, иеромонах — 1758—1761
  • Клеопа, иеромонах — 1761—1770
  • Тимофей — 1770—1773
  • Клеопа, иеромонах — 1773—1778
  • Паисий, иеромонах — 1778
  • Игнатий, иеромонах — 1779—1781
  • Спиридон, иеромонах — даты неизвестны
  • Дамиан, иеромонах — 1843—1859
  • Филарет, иеромонах — 1859—1863
  • Герасим, игумен — 1863—1866
  • Митрофан — 1866—1876
  • Иосиф — 1876—1891
  • Сергий (Меморский) — 1895—1898?
  • Павел, архимандрит — 1911—1919

Феврония, игуменья — 1995 — настоящее время

Монастырь в советский период

После революции монастырь был закрыт и разорён. К 1930-м годам разрушена основная часть ансамбля, исчезло с лица земли кладбище — ныне это . Долгие годы в уцелевших помещениях размещался военкомат.

После переворота 1917 года в монастыре ещё некоторое время жили 9 насельников во главе с иеромонахом Иннокентием (Ковтуном) в качестве дозволенной властями трудовой общины. В ограде монастыря разместили колонию для несовершеннолетних (1918—1921), а с внешней стороны устроили ЗАГС.

23 февраля 1922 Политбюро ЦК РКП(б) издает декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Эхом этого постановления стали события, произошедшие в монастыре 3 году спустя.

Фрагменты надгробий, найденные на территории бывшего монастырского некрополя (2014 год)

К 1926 году, когда общину возглавлял иеромонах Палладий Шерстенников, НКВД в поисках формального повода для расторжения договора с общиной обнаружило в монастыре «сокрытые церковные ценности» в количестве 15 предметов (серебряные сосуды и кресты, и малиновую бархатную митру, шитую золотом), в связи с чем ЦАУ НКВД препроводило прокурору АТССР все материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности, с последующем обращением Горчасти НКВД в Горсовет с вопросом о расторжении договора. Событие ускорило возбуждение уголовного дело против двух иеромонахов. Кизический и Зилантов монастырь изъяли из ведения Музейной комиссии и передали ГКХ, монастырская община была низведена до статуса приходского храма.
В 1929 году вышел секретный циркуляр председателя ОГПУ Г.Ягоды, по которому предписывается массовое закрытие церквей и монастырей по всей стране.

6 ноября 1929-го на заседании Пленума Заречного Райсовета слушали доклад о 12-й годовщине Октября. Праздничную дату решили отметить активным строительством, для чего решили снести две мечети и два храма, в том числе собор Кизического монастыря и церковь в Ягодной слободе, из кирпича которых решили построить баню. Мечети обратили в деточаги. Предварительно проводили собрания на заводах заречья, где швеи и пороховщики «единогласно» голосовали за снос монастыря. На комсомольском субботнике 29 апреля 1929 года разобрали колокольню.

В 1931 году остатки монастырского комплекса передали для окончательного разрушения организации «Татстрой», однако активные протесты музейного отдела, обращения в ТЦИК и Горсовет с требованием сохранить памятник XVII века, позволили сохранить надвратную церковь и братский корпус. Вплоть до конца 90-х гг. XX века в этих зданиях находился районный военкомат.

Остатки кизической общины перешли в общину Смоленско-Седмиезеерной церкви.

Фото и описание

Основание Тихвинского Введенского монастыря произошло на правом берегу Тихвинки, что стало знаковым событием, по причине совпадения с основанием Свято-Успенского монастыря согласно приказу в 1560 году царя Ивана Грозного. Знаменитый Введенский монастырь окружали стены, выполненные из дерева, возведение которых проводилось под руководством Ф.Д. Сыркова – известного и талантливого древнерусского зодчего.

Согласно старинному преданию, явление иконы Тихвинской Богоматери на берегу реки Тихвинка, протекающей по территории Новгородской губернии, произошло в этом месте в 1383 году. Поэтому было решено возвести на святом месте Введенский монастырь, который имел связь с Большим Успенским монастырем. В свое время оба монастыря проводили крестные ходы совместно, что происходило в дни храмовых праздников, еще по четвергам Светлой недели. Крестные ходы обязательно сопровождались присутствием Тихвинской иконы Богоматери. Главным настоятелем Успенского монастыря являлся благочинный Тихвинского монастыря. Известно, что святая ризница Введенского монастыря в 17 веке находилась на сохранении в Успенском монастыре.

История монастыря сложилась так, что в 1590 году в нем поселилась инокиня по имени Дарья, которая была четвертой женой Ивана Грозного. Ее настоящее имя – Колотовская Анна Алексеевна. Будучи в младенчестве, она рано осиротела и провела детские и юношеские годы при дворе князя Курбского, откуда затем была передана для замужества. Как только князь стал не в милости у царя, Анна Алексеевна также стала не нужна царю, и он ее выслал в монастырь. Здесь Дарья полностью смирилась со своей судьбой и трудилась на благо монастыря, принимая активное участие в процессе его восстановления после нашествия шведов.

На протяжении 1613 года в монастыре располагался военный лагерь под предводительством С.В. Прозоровского, а после захвата его шведами неприятель устроил здесь приют. Осенью с 14 по 17 сентября 1613 года шведы стали резко сдавать позиции и перешли к отступлению, при этом дотла спалив монастырь. Игуменья Дарья была в то время во главе всех монахинь, которые укрывались в лесу от шведов, пережидая в землянках. Спустя некоторое время, был подписан Столбовской договор и Введенский монастырь снова возродился. После смерти Дарья была похоронена в зоне расположения обители.

Некоторые сведения повествуют о том, что каменный собор при обители был возведен в начале 17 столетия, сразу после Смутного времени. На протяжении 1645 года при нем появились приделы Кирилла Белозерского и Николая Чудотворца. Также при соборе появилась одностолпная каменная трапезная и двуглавая двухапсидная теплая церковь, освященная в честь Рождества Пресвятой Богородицы и оснащенная приделом Иоанна Новгородского. Известно, что в 1676, а также 1685 и 1704 годах храм перестраивался после пожаров.

Согласно современным данным, Введенский монастырь был очень богат по тем временам. В начале 19 века при инокине Августе Введенский монастырь был капитально обновлен, при этом была выстроена общая трапезная комната и значительно расширена территориальная зона монастыря, ведь прилегающая болотистая местность была осушена. Также была выстроена ограда с несколькими угловатыми башенками, настоятельские и келейные корпуса. Особенно красивой была колокольня, оснащенная Святыми вратами. Колокольня выстраивалась четырехъярусной, на самом верхнем ярусе которой помещались четыре огромных колокола и пять небольших. Во внутренней части колокольни была выстроена церковь, которую освятили во имя великомученицы Екатерины. Архитектором данного проекта выступил И.И. Шарлемань. На протяжении 1882 года Введенский собор отреставрировали, что придало ему необыкновенное роскошное убранство, выполненное в исконно русском стиле 17 века.

История

Обитель основана во 2-й пол. XVII в. вдовой Стародубского полковника Анной Бриславской в память о почившем супруге. В 1747-1758 гг. монастырем управляла игумения Елевферия – бабушка знатного нежинского грека Ивана Тернавиота. При ней в 1756 г. обитель пострадала от вспыхнувшего по соседству пожара, но в 1757 г. началось обновление монастыря. Во 2-й пол. XVIII – XIX вв. основные постройки обители, прежде деревянные, заменили каменными.

В 1863 г. при монастыре учредили странноприимницу, училище для девиц, мастерские иконописи и резьбы по дереву (для изготовления иконостасов). Насельницы владели золотошвейным искусством – в 1860-х гг. они реставрировали, по поручению Черниговского архиеп. свт. Филарета (Гумилевского), предметы из епархиальной ризницы Чернигова, а в нач. 1870-х гг. изготовили плащаницу для знаменитого храма св. прор. Илии в Киеве. В начале русско-турецкой войны 1877-1878 гг. училище было упразднено, а его помещение отведено под военный госпиталь. В 1936 г. монастырь закрыли, в 1941 г. здесь учредили приход, впоследствии упраздненный. В 1998 г. началось возрождение обители.

Список источников

  • www.vladimirec-mon.ru
  • nlo-mir.ru
  • sobory.ru
  • azbyka.ru
  • www.votpusk.ru
  • wiki.sc
  • wiki2.org
  • 95km.ru
  • alexfotoblog.ru
Оцените статью
Добавить комментарий