Троицкий собор

Реконструкция

Такое расположение оставалось неизменным до 1830-х годов — если не считать того, что в начале XIX века храм был изнутри расписан. К указанному времени собор перестал удовлетворять нуждам прихожан и его решили кардинальным образом реконструировать.

Никольский храм упразднили, переместив Никольский престол в обширный придел, пристроенный в 1837 году к Троицкому собору с юга. Упразднили и прежний северный Димитриевский придел, как обветшавший и слишком тесный, — вместо него с севера же в 1841 году появился новый придел с прежним посвящением, в архитектурном отношении «рифмовавшийся» с Никольским. Приделы «обхватили» с двух сторон колокольню и посредством небольшой «трапезной» соединились с основным четвериком

Вышел «архитектурный комплекс»! И что важно — «комплекс» совершенно иного архитектурного смысла, нежели скромный, но изящный храм 1696 года постройки. Потому что при этом не только основной объем обзавелся портиками, не только оказались стесаны несшие дух эпохи детали XVII века, но неузнаваемо изменилась даже колокольня — шатер превратился в столпообразный классицистический восьмерик

Троицкий собор в г. Александров

Описание Троицкого собора в г. Александров

Троицкий собор был построен в начале XVI века по указу царя Василия III — отца Ивана Грозного. Еще во время строительства этот храм был освящен как собор Покрова Пресвятой Богородицы. Лишь в XVIII веке собор был назван Троицким — смысл этого переименования непонятен историкам до сих пор. Фактически совершился обмен названиями между двумя Александровскими церквями — Троицкий храм стал храмом Покрова Пресвятой Богородицы и наоборот. Известно лишь, что переименование было инициативой монашества и после пришлось заново освящать оба храма и даже менять внутреннее убранство.

Троицкий собор — часть архитектурного ансамбля Александровского Кремля, одной из достопримечательности Золотого кольца России. Как и все остальные здания Кремля, собор построен из кирпича и белого камня. На данный момент здание собора — единственное строение на территории Кремля, сохранившее свой первоначальный вид.

Строительством Троицкого собора руководили итальянские архитекторы, но русские мастера также участвовали в возведении храма и, естественно, вносили свои, традиционные для того времени архитектурные элементы. Таким образом, собор можно назвать грандиозным плодом совместного русско-итальянского творчества.

Здание собора, если мысленно отбросить все пристройки, появившиеся позднее, имеет форму огромного куба. Куб установлен на массивный подклет — своеобразный фундамент, имеющий внутри помещение (подвал). Своды собора имеют опору на четыре столпа. Крыша венчается круглой башенкой с большим куполом — собор одноглавый.

Несмотря на простоту архитектурных форм и массивные размеры, Троицкий собор не выглядит громоздким. Белоснежный цвет собор приобрел только после переименования, когда монахи сочли нужным придать храму богоугодный вид и покрасили фасады. До того собор был довольно пестрым снаружи, так как был построен из кирпича и натуральных белых камней, каждый из которых немного отличался по цвету.

Внутреннее убранство собора также изменилось после переименования. Фрески с изображением Пресвятой Богородицы были заменены другими. В настоящее время фрески постоянно реставрируются. Благодаря этому сейчас можно увидеть некоторые из росписей, которые были созданы в XVI — во времена, когда храм именовался в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Троицкий собор был свидетелем многих исторических событий и принимал под своими сводами многих русских царей. Именно здесь Иван Грозный был обвенчан с Марфой Собакиной, которую позднее казнил за измену. Здесь же проходило его венчание с пятой женой — Анной Васильчиковой.

В подклете собора найдено семь захоронений с богатыми надгробиями. Удалось выяснить, что одна из могил принадлежит иеромонаху Корнилию, две — маленьким дочерям Ивана Грозного. Имена остальных захороненных неизвестны.

Паломнические поездки к Троицкому собору в г. Александров

  • Поездка из Москвы в Троицкий собор в г. Александров
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Троицкий собор в г. Александров
  • Поездка из Москвы в Троицкий собор в г. Александров

Неприступный Серпуховский кремль

В 1598 г. крепость Серпухова была задействована в военной операции, но не в качестве оборонного сооружения, а как демонстрация мощи Московского государства.

В этом году хан Казы-Гирей попытался предпринять новое крупное нашествие на Русь. Царь Борис Годунов «пошел в Серпухов, против крымского царя, со всеми ратными людьми, и приде в Серпухов и повелел со все земли боярам и воеводам идти в сход». Но до военных действий так и не дошло: хан, узнав про 200-тысячное русское войско, запросил мира.

В Смутное время Серпухов штурмовали поляки под предводительством пана Млоцкого. Они сожгли посад, но кремль взять так и не смогли. После этого пытался взять город гетман Сагайдачный, но дальше посада тоже прорваться не смог.

Новый каменный кремль в Серпухове, архитектура

После присоединения в 1552 г

Казанского ханства Иван IV Грозный уделил основное внимание Крыму. И в этой борьбе Серпухов становится крупным стратегическим пунктом, в котором для походов собирается войско

В этот же период город был превращен в мощную крепость. Центром Серпухова стал каменный кремль, построенный на Красной горе. В плане новый кремль приближался к треугольнику и имел каменные стены протяженностью около 1 км, 5 башен и 3 полубашни. Башни и полубашни были возведены по углам и в тех местах, где существовал значительный излом стены. Благодаря этому они держали под обстрелом все пространство перед крепостью.

Воинский мемориал

Сейчас здесь находится Мемориал воинской и боевой славы, открытый к 30-летию Победы в 1975. В этом месте располагается братское захоронение воинов, отдавших жизнь за Родину во время Отечественной войны, и гранитные плиты с их именами. Рядом установлен памятный крест, посвященный серпуховчанам, погибшим в ходе Куликовской битвы.

Памятник «Воин-Освободитель»

Развивая тему воинской славы, в 2009 здесь же был установлен памятник «Воин-освободитель». Интересно то, что этот монумент, в точности повторяющий скульптуру из берлинского Трептов-парка, сделан самим Е. Вучетичем, и является 2,5-метровым предварительным макетом, по которому впоследствии и делали знаменитый памятник.

Примечания

  1. ↑ Троицкий собор // Калужская энциклопедия / под ред. В. Я. Филимонова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Калуга: Издательство Н.Ф. Бочкаревой, 2005. — С. 419. — 494 с. — 3100 экз. — ISBN 5-89552-333-1.
  2. // Русская летопись по Никонову списку. — СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1792. — Т. 8. — С. 150. — 256 с.
  3. Казаков Матвей Матвеевич // Калужская энциклопедия / под ред. В. Я. Филимонова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Калуга: Издательство Н.Ф. Бочкаревой, 2005. — С. 172. — 494 с. — 3100 экз. — ISBN 5-89552-333-1.
  4. Т. 1 : Московская промышленная область и Верхнее Поволжье : // Россия. Полное географическое описание нашего отечества / Под общ. руководством П. П. Семёнова. — СПб., 1899. — С. 400. — 484 с.
  5. Единственная и неповторимая : Калуга в старой открытке / авт.-сост. Машковцев Валерий Прокопьевич. — 2-е изд., перераб. и доп.. — Владимир: , 2006. — С. 89, 93−95. — 287 с. — (Губерния в старой открытке). — ISBN 5-88149-261-7.
  6. Константинова, Наталья. . Газета «Знамя» (23 декабря 2016). Дата обращения 6 марта 2018.

Как добраться самостоятельно к храму

Город Серпухов расположен на трассе Москва — Симферополь (М2), в 100 км к югу от Москвы. Из Москвы сюда можно добраться на электричке, автобусе или автомобиле.

Электрички следуют от Курского вокзала до станции «Серпухов» (подходят также электрички до Тулы). Автобусы маршрута №458 отправляются от станции метро «Южная» (первый вагон из центра), конечная остановка — железнодорожный вокзал Серпухова. В самом городе вам подойдут автобусы №№5, 6, 29,127 — остановка «Ситценабивная фабрика», далее вверх пешком на Красную (Соборную) гору.

На автомобиле нужно двигаться из Москвы по старому Симферопольскому шоссе, которое в черте города Серпухова переходит в Московское шоссе. На его пересечении с улицей Володарского поворачивайте направо — буквально в 500 метрах от перекрестка находится Соборная гора.

Смотровая площадка

Вид с Соборной горы

Соборная гора, с которой открывается замечательный вид на современный город Серпухов, давно уже стала любимым местом для горожан и приезжающих сюда гостей, желающих приобщиться к истории города и его современной жизни

С вершины холма, так называемой смотровой площадки открывается потрясающий вид на три древние церкви, которые расположены друг за другом внизу у подножия Соборной горы. Это  Успенская, Ильинская и Троицкая церкви.

На Соборной горе местные молодожены любят проводить свои фотосессии. Здесь же расположен конный клуб, а у подножия холма находится ипподром.

Зимой склоны холма используются местной ребятней для спуска с горки на санках, тюбингах, ледянках и других подобных приспособлениях. Их не останавливает даже близость дороги. Особенно многолюдно на горках по выходным дням, когда здесь просто не протолкнуться от больших и малых.

Остатки кремля

После окончания строительства кремль в практически нетронутом виде простоял до XX века. О грандиозности и красоте его архитектуры свидетельствует картина Николая Бурдыкина, показывающая сооружение во всем его величии. Однако новые времена внесли коррективы в жизнь серпуховской крепости. В 1934 ее стены были почти полностью разобраны для нужд строящегося в Москве метрополитена.

Злые языки утверждают, что, возможно, этот камень до столицы так и не доехал. Сейчас же от некогда величественного кремля сохранились лишь два фрагмента восточной части стены.

Остатки серпуховского кремля

На территории Соборной горы регулярно проводятся археологические исследования, к которым попутно привлекаются специалисты в области антропологии, остеологии и почвоведения. Наиболее ценные артефакты, найденные учеными, демонстрируются здесь же в соборе.

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕСМЕСТНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — УЧРЕЖДЕНИЕ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В Г. КАЛУГЕ КАЛУЖСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС4027024870

О компании:
СВЯТО-ТРОИЦКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В Г.КАЛУГЕ ИНН 4027024870, ОГРН 1024000007635 зарегистрировано 19.01.2000 в регионе Калужская Область по адресу: 248000, Калужская обл, город Калуга, городской парк культуры и отдыха. Статус: Действующее. Размер Уставного Капитала — руб.

Руководителем организации является: Архиерей — Капалин Герман Михайлович, ИНН . У организации 1 Учредитель. Основным направлением деятельности является «деятельность религиозных организаций».

Рейтинг организации: Низкий  подробнее
Должная осмотрительность (отчет) ?

Статус: ?
Действующее

Дата регистрации: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

19.01.2000

ОГРН 
?
 
1024000007635   
присвоен: 03.02.2003
ИНН 
?
 
4027024870
КПП 
?
 
402701001
ОКПО 
?
 
52884066
ОКТМО 
?
 
29701000001

Реквизиты для договора 
?
 …Скачать

Контактная информация (8(4842)… Посмотреть
?

Отзывы об организации 
?: 0

Юридический адрес: ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
248000, Калужская обл, город Калуга, городской парк культуры и отдыха
получен 03.02.2003
зарегистрировано по данному адресу:
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Руководитель Юридического Лица
 ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Архиерей
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Капалин Герман Михайлович

ИНН ?

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

действует сПо данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
03.02.2003

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Руководитель Юридического Лица
 ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Ключарь
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Лихонин Максим Николаевич

ИНН ?

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

действует сПо данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
20.01.2016

Учредители ? ()

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАЛУЖСКАЯ ЕПАРХИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ) По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

03.02.2003 , ИНН

Основной вид деятельности: ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
94.91 деятельность религиозных организаций

Единый Реестр Проверок (Ген. Прокуратуры РФ) ?

Реестр недобросовестных поставщиков: ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

не числится.

Налоговый орган ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Инспекция Федеральной Налоговой Службы По Ленинскому Округу Г. Калуги
Дата постановки на учет: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
01.08.1995

Регистрация во внебюджетных фондах

ФондРег. номерДата регистрации
ПФР 
?
 
050024003667
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
26.02.1993
ФСС 
?
 
400027247340001
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
03.12.1999

Коды статистики

ОКАТО 
?
 
29401000000
ОКОГУ 
?
 
4210090
ОКОПФ 
?
 
71500
ОКФС 
?
 
54

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Финансовая отчётность СВЯТО-ТРОИЦКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В Г.КАЛУГЕ (По данным РОССТАТ) ?

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Судебные дела СВЯТО-ТРОИЦКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В Г.КАЛУГЕ ?

найдено по ИНН: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

найдено по наименованию (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Исполнительные производства СВЯТО-ТРОИЦКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В Г.КАЛУГЕ
?

найдено по наименованию и адресу (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Лента изменений СВЯТО-ТРОИЦКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В Г.КАЛУГЕ
?

Не является участником проекта ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС ?

Архитектура и убранство[править | править код]


Многоярусный иконостас, установленный в 2001

В плане собор повторяет схем латинского креста, внешний декор выполнен в духе классицизма. Четырёхъярусная колокольня, увенчанная шпилем, изначально стояла отдельно с западной стороны, соединённая с храмом отдельным переходом-папертью. Впоследствии переход был застроен.
Стены храма были облицованы разноцветным алебастром. Высота колокольни составляла около 70 метров. Иконостас был сделан в стиле ампир и возвышался в проеме арки алтаря примерно на восемь метров. Верхняя его часть была увенчана коринфским ордером, пилястры которого объединяли трехъярусные фланги, а в середине образовывали купольную полуротонду с дугообразной колоннадой, повторявшей изгиб внешней стены апсиды собора. Среднюю часть иконостаса занимала выдвинутая вперед арка с царскими вратами, завершавшаяся ступенчатым аттиком. Эту часть венчал ионический ордер меньшего масштаба с тонкими колоннами, продолжавшийся в иконостасах боковых приделов.

Оригинальный иконостас был утрачен в советское время. Интерьер храма, созданный в 1990—2000-е годы, отличается очень темными по тону росписями «в древнерусском стиле» и имеет многоярусный иконостас.

История

На этом месте в крепости стоял деревянный собор еще во времена серпуховского князя Владимира Андреевича (XIV в.).

В XVI в. построили каменный, в 1696 г. его перестроили на средства архимандрита московского Спасо-Андроникова монастыря Феодосия, в прошлом священника Троицкого собора.

О важном значении Троицкого собора в жизни серпуховского края свидетельствуют грамоты великих князей и царей и старинные привилегии духовенства собора. Протопопы собора собирали венечную пошлину со всего Серпуховского уезда.. В XVII в

в соборе был придел во имя святого мученика Димитрия Солунского, разобранный и вновь восстановленный при перестройке в 1837—1841 гг., когда изменили завершение колокольни и восьмерик храма, пристроили придел во имя святителя Николая (храм святителя Николая издревле стоял в Серпуховском кремле южнее Троицкого собора). Фасады храма получили архитектурную обработку в стиле ампир.

В XVII в. в соборе был придел во имя святого мученика Димитрия Солунского, разобранный и вновь восстановленный при перестройке в 1837—1841 гг., когда изменили завершение колокольни и восьмерик храма, пристроили придел во имя святителя Николая (храм святителя Николая издревле стоял в Серпуховском кремле южнее Троицкого собора). Фасады храма получили архитектурную обработку в стиле ампир.

Первым по времени обер-священником армии и флота был протоиерей Павел Озерецковский, который с 1795 по 1797 гг. служил настоятелем Троицкого собора. В середине XIX в. здесь служил протоиерей А.И.Левитский, собиравший документы по истории собора.

Настоятель Троицкого собора, благочинный церквей Серпуховского округа, священник Александр Кремышенский в 1931 г. был расстрелян. В 1937 г. расстреляли и другого настоятеля собора — протоиерея Василия Студницына. Ныне он прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских (память 26 ноября (9 декабря).

В семье настоятеля Троицкого собора, протоиерея Измаила Орленкова родился будущий священномученик Петр Измаилович (Орленков).

В советское время собор закрыли.

В настоящее время в нем размещен филиал Серпуховского историко-художественного музея.

21 сентября 2003 г. собор духовенства Серпуховского благочиния отслужил первый со дня закрытия храма Живоначальной Троицы молебен с водоосвящением.

Смутное время

Центром мятежей и восстаний стал г. Серпухов в Смутные времена. Московских бояр здесь принимал Лжедмитрий I, Василий Шуйский устраивал смотры войск. А Ивану Болотникову — предводителю крестьянской армии, горожане добровольно открыли ворота и пропустили в неприступную крепость мятежников.

В начале XVII века Серпуховский кремль пытались неоднократно захватить поляки. Но ни гетман Сагайдачный, ни пан Млоцкий не смогли продвинуться дальше посада. Последний раз кремль подвергся набегу захватчиков в 1633 году со стороны Крыма. Жители города спаслись, перекрыв единственный въезд в крепость.

История

Вопрос датировки строительства каменного Троицкого (тогда — Покровского) собора является дискуссионным. На основе древнего документа, где указана дата освящения собора — 11 (21) декабря 1513 года — этот год чаще всего называется годом постройки каменного собора. То есть он был возведён вместе с другими постройками Александровской слободы при Василии III. Современный искусствовед Заграевский (как ранее и его отец Кавельмахер) настаивает на данной версии и указывает, что собор был спроектирован Алевизом Новым, и указывает на прямое сходство с Архангельским собором Московского Кремля. Тем не менее, советский искусствовед Некрасов считал, что первоначально собор был построен при князе Юрии Дмитриевиче, а при Алевизе только перестроен. Архитектор Подъяпольский, наоборот, считал, что при Василии III был освящён деревянный храм, а каменный собор был построен лишь в 1570-х годах. Он указывает на схожесть с московским Благовещенским собором, перестроенным в то же время.

Одновременно с собором или несколько позже была построена отдельно стоящая колокольня. При Иване Грозном, когда слобода стала столицей опричнины, царь велел перестроить колокольню в церковь Распятия. Он же в 1570 году приказал снять двери с южного придела Софийского собора в разграбленном Новгороде и перенести их в тогда ещё Покровский собор Александровской слободы. Эти (южные) двери являются наиболее ценным художественным произведением собора. Они были установлены в 1336 году по велению новгородского архиепископа Василия. Двустворчатые дубовые двери покрыты медью и расписаны огневым золочением. На каждой сворке по 2 картины на библейскую тематику в 7 рядов. Поскольку дверной проём Покровского собора был уже Софийского, створки пришлось перемонтировать, уничтожив ряд из 3 изображений. Позднее в изображения ещё несколько раз вносились изменения. Западные двери собора также были сняты Иваном Грозным с другого храма, в Твери.

Приезжавший в слободу в начале XVII века Петрей де Ерлезунда писал про собор: «Камни его расписаны разными красками так, что один чёрный, другой — белый и посеребренный, третий — жёлтый и позолоченный; на каждом нарисован крест. Все это представляет красивый вид для проезжающих дорожных людей.» В том же столетии к югу от алтаря, имевшего иконостас в 5 рядов, была устроен придел Симеона Богоприимца (уничтожен в XIX веке), а к северу — Сергия Радонежского. По мнению искусствоведа Лазарева, Покровский собор, к тому моменту имевший внутреннюю роспись только на богородичные сюжеты, поменял название на Троицкий в 1660-х годах. Тогда же соседняя Троицкая церковь стала Покровской. В 1681 году собор был передан Успенскому монастырю. В те годы в Троицком соборе производились большие расписные работы.

В 1824 году по углам собора были возведены 4 малых купола. В 1880-х годах искусствоведом Филимоновым и художником Белоусовым были произведены масштабные реставрационные работы, открыты многие фрески и заменён иконостас. В 1922 году советскими властями из Троицкого собора были вывезены многие ценности. В следующие годы собор отобрали у монастыря, использовали как склад вывезенных религиозных ценностей. С иконостаса смыли позолоту и разобрали, в 1926 году архитектор Барановский снял малые купола. В 1946 году власти позволили возобновить богослужения, и на многие годы Троицкий собор стал единственным действующим храмом в районе. В 1980-е годы начались реставрационные работы, в 2010 году восстановили пятиярусный тябловый иконостас.

В подклете алтаря находятся несколько могил, в том числе духовника Успенского монастыря Корнилия (1681 год) и петровского генерала Бутурлина (1739).

Экскурсии

Серпухов — жемчужина Южного Подмосковья
Пройти по семи векам города и познакомиться с его главными достопримечательностями
Продолжительность: 8 часов
Уютный город на Наре некогда был крупнейшим в области, а его земли помнят времена монгольских набегов. На провинциально-неспешной прогулке вы узнаете историю старинных святынь и древнего кремля; пройдете по стопам Толстого и Чехова; услышите о славном купеческом прошлом и откроете немало любопытных фактов!
Рейтинг: по 4 отзывам путешественников
Цена: 5000 руб. за экскурсию
Подробнее…

Гид
Александр
Все экскурсии гида

Авторская прогулка вдоль берегов Протвы
Открыть историческое и природное богатство края на пешеходной экскурсии в окрестностях Протвина
Продолжительность: 8 часов
Приглашаю вас в удивительные места, где прошло моё детство. В программе — город в лесу Протвино, руины огромной мельницы, живописная река и водопады, следы первых поселений времён основания Москвы, исчезающая усадьба Дашковой и целый сундук рассказов, которые я бережно собирал по воспоминаниям земляков и архивам!
Цена: 5000 руб. за экскурсию
Подробнее…

Гид
Александр
Все экскурсии гида

Усиление значимости Серпуховского кремля

Но в 1456 г. Василий II заключил его в тюрьму, а Серпухов был присоединен к Московскому государству, где занял одно из ключевых мест в формирующейся системе обороны Москвы. Его роль как крепости значительно возросла в начале XVI в. после того, как Крымское ханство, ставшее постоянным и непримиримым врагом Русского государства, начало регулярно предпринимать как опустошительные, тщательно подготовленные походы, так и молниеносные набеги, представлявшие не меньшую опасность.

Эти удары вынудили Василия III начать создание на берегах Оки мощной линии обороны. Центром этой оборонительной системы стал город Серпухов, стоящий на кратчайшей дороге из Москвы в Тулу. Кроме того, недалеко от Серпухова находился знаменитый Сенкин перевоз, через который татары чаще всего «лезни Оку».

История

Деревянная церковь во имя Троицы Живоначальной была построена в Калуге в XVI веке. Одно из первых упоминаний о ней содержится в Новом летописце и связано с захоронением тела Лжедмитрия II в 1610 году: «…его жь вора взяша и погребоша честно въ соборной церкве у Троицы». В 1619 году здание церкви сгорело во время разорения города запорожцами и было восстановлено только в 1626 году на средства боярина Романова. Однако оно быстро пришло в ветхость, и вместо него в 1686 году боярыней А. П. Хитрово был построен собор из белого камня, ставший первым каменным строением в городе. Данное здание было разобрано в 1808—1811 годах.

В 1786 году по повелению Екатерины II к северу от обветшавшего храма заложили новый, на строительство которого она выделила 30 тыс. рублей. Автором проекта был П. Р. Никитин. К 1788 году был готов фундамент собора и возведён цоколь, но из-за войны строительство было приостановлено. В 1800 году цоколь было предложено разобрать, а на фундаменте возвести храм во имя апостолов Петра и Павла. На это дело были собраны средства, но дальнейшего развития идея не получила. Строительство Троицкого собора возобновилось по проекту, составленному И. Д. Ясныгиным в 1803 году на основе уже возведённых частей. В дальнейшем оно было приостановлено на несколько лет из-за сомнений в правильности конструкции гигантского купола диаметром около 17 м, при том что у строившегося в то же время Казанского собора в Санкт-Петербурге купол планировался диаметром только 14,5 м. Когда Ясныгин доказал правильность своих расчётов, сооружение храма было продолжено и завершилось в 1811 году, после чего начались работы по внутренней отделке. Первый иконостас, заказанный губернатором А. Л. Львовым в Москве, спроектированный архитектором М. М. Казаковым и выполненный под его наблюдением мастером Дмитриевым в формах классицизма, сгорел во время московского пожара. Через год Дмитриев повторно изготовил иконостас, работая уже в Калуге, и в 1814 году тот был установлен в церкви. 10 (22) апреля 1819 года собор был освящен калужским архиепископом Антонием.
С 1866 года в соборе хранилось знамя Азовского пехотного полка, спасённое знаменосцем Старичковым при попадании в плен к французам в 1805 году. Однако проведённая в 2003 году экспертиза установила, что данное знамя не могло иметь отношения подвигу Старичкова, поскольку было пожаловано Азовскому полку в 1810 году. В 1894 году по инициативе губернатора А. Г. Булыгина вокруг собора был разбит сквер, названный «Владимирским» в честь посещения Калуги великим князем Владимиром Александровичем с супругой в 1888 году.

В 1924 году собор был закрыт. В 1930-е годы внутренняя отделка и иконостас были вывезены большевиками в Москву. От решения взорвать храм власти остановило отсутствие средств на разбор завалов, образовавшихся в этом случае. В дальнейшем здание служило Домом обороны, кинотеатром, зверинцем, выставочным залом, спортшколой. В первые годы войны в нём хранили боеприпасы. При отступлении советских войск в октябре 1941 года здание подожгли.

Собор был возвращён в собственность Калужской епархии в июле 1991 года. Через год в западной части храма был построен временный придел, в котором стали проводиться богослужения. К 1997 году приведены в надлежащее состояние кресты, центральный купол и шпиль колокольни, отреставрированы и оштукатурены внутренние стены. К лету завершена внешняя отделка, внутри расписан центральный купол. 24 августа 1999 года собору присвоен статус кафедрального. В 2001 году в храме установлен новый иконостас.

Архитектура, убранство и устройство собора

Однокупольный храм с двумя двухъярусными башнями-колокольнями решён в формах раннего классицизма. Внутреннее пространство собора, крестообразное в плане, разделено на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две монументальные колокольни, возвышающиеся по сторонам лоджии главного входа, оформленной портиком из 6 колонн римско-дорического ордера. Фасады обработаны пилястрами и неглубокими филёнками.

Над южным и северным входами помещены барельефные панно, изображающие события из Ветхого и Нового заветов, исполненные скульптором Ф. И. Шубин; над главным входом в центре — «Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма»; ниже находится скульптурная группа, изображающая ангелов с орденским знаком святого Александра Невского.

Внутри здание сочетает базиликальную форму с крестово-купольной и в плане представляет собой .

Главный неф декорирован приставными коринфскими колоннами с золочёными капителями. Основное освещение происходит через шестнадцать окон барабана, поддерживающего купол.

Интерьер в стиле классицизма

Иконостас в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине, выполнен А. Пинкетти из белого итальянского мрамора. Бронзовые детали сделал П. П. Ажи, а образа в царских вратах написали И. А. Акимов и Я. Меттенлейтер. В написании остальных образов иконостаса участвовал Г. И. Угрюмов.

В парусах — изображения четырех евангелистов, написанные Я. Меттенлейтером.

Первоначальную роспись интерьера исполнил Ф. Д. Данилов, но она была вскоре частично утрачена в связи с долгим отсутствием отапливания в соборе; и в 1806 году А. делла Джакомо заменил её другой, используя эскизы Д. Кваренги. В 1862 году П. С. Титов заново расписал своды по эскизам Ф. Г. Солнцева.

Лепка была поручена Ф. Ламони и Д. Фонтана, 20 барельефов и статуи святых — скульптору Ф. И. Шубину. В южной части трансепта, напротив раки св. Александра Невского, был помещён мраморный барельеф митрополита Гавриила (Петрова) (ныне в фондах Русского музея).

В алтаре, за престолом, находился образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса. Над южными вратами — картина «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, на восточной стене — «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса. Картины Ван Дейка, Бассано, Гверчино, Строцци и других были переданы в собор из Эрмитажа в 1794 году по указанию Екатерины II. Ко дню освящения Екатерина II подарила также образ «Моление о чаше», отчеканенный из золота в Италии.

Над царским местом висел портрет Екатерины II кисти Д. Г. Левицкого, напротив — портрет Петра I.

Над ракой святого Александра Невского находилась большая икона кисти И. Г. Адольского.

У гробницы стоял серебряный аналой с киотом, где лежали иконы и «ковчежцы» с частицами мощей. Он был подарен собору в 1806 году императором Александром I. Слева от раки находился образ Владимирской Божией Матери, которому предание приписывало принадлежность самому Александру Невскому, справа — Нерукотворный Спас с частицей Ризы Господней.

В 1862 году в собор из Таврического дворца поступила малахитовая сень для плащаницы, изготовленная в Париже в —1828 годах в мастерской П.-Ф. Томира (ныне выставлена в Эрмитаже).

Большое серебряное паникадило, весившее около 210 килограмм, было пожертвовано Екатериной II.

Троицкий собор

  Троицкий собор (1513 г.) главное здание дворцового ансамбля, одно из монументальных сооружений того времени, отвечающих возросшему международному авторитету государства. Храм традиционного «византийского» типа – одноглавый, крестово-купольный, четырёхстолпный. Но по значению и размерам он стоит в ряду таких выдающихся памятников нового придворного строительства, как соборы Московского Кремля. Храм Александровской слободы – единственный, дошедший до нас с почти полностью сохранившейся изначальной каменной обстройкой. Приделы, палаты, обходная галерея, круглые колонны придают этому архитектурному шедевру пышность и царственность. А богатая орнаментальная белокаменная резьба собора, в которой объединены русские и итало-готические мотивы, свидетельствует об общих культурных процессах, происходивших в России и Европе.

   Торжественен интерьер собора. Основные сюжеты его замечательных росписей, оставшиеся первоначальными после многих поновлений, посвящены Богоматери. Передавая веяния своего времени, они символизируют идею возвеличивания Московского царства и его правителей. Появление в росписи сюжета «Плач о бесчадии» связывают с семейной драмой Василия III, не имевшего детей от первого брака. Композиции, иллюстрирующие моление Иоакима и Анны о даровании им потомства, передают тревогу великого князя об отсутствии престолонаследника. Примечательно, что именно в Александровской слободе Василий III получил, наконец, согласие на расторжение брака с бездетной Соломонией и заключение нового, который подарил долгожданного наследника, будущего русского царя Ивана Грозного.

   В убранстве собора выделяются две уникальные исторические реликвии, церковные металлические врата из покорённых городов – Тверские и Новгородские. Появление в Александровском кремле этих уникальных памятников

древнерусского искусства XIV века красноречивее всего говорит об особой значимости нового культурного и политического центра.

В настоящий момент Троицкий cобор находится в ведении Свято-Успенского женского монастыря

  • Троицкий собор. Парадный западный фасад

  • Паникадило Троицкого собора. XVII в.

  • Введение во храм Пресвятой Богородицы. Фрагмент фресковой росписи Троицкого собора. XVI в.

  • Южный портал Троицкого собора с Васильевскими вратами. 1513 г.

  • Васильевские врата – выдающийся памятник древнерусского декоративного искусства XIV в.

  • Фрагменты декора Васильевских врат. 1336 г.

  • Фрагменты декора Васильевских врат. 1336 г.

  • Фрагменты декора Васильевских врат. 1336 г.

Возрождение собора

Новая эпоха для Троицкого собора началась 10 ноября 1991 года, когда был возрожден Свято-Успенский женский монастырь; он явился одним из первых возобновленных монастырей Владимирской епархии

С 1 января 1992 года в Троицком соборе снова начались богослужения по монастырскому уставу.

В 1995 году произошло знаменательное событие — обретение мощей преподобного Корнилия Александровского, погребенного в склепе под алтарем Троицкого собора. Обретенные мощи ныне покоятся в раке в южном приделе соборного храма. В том же году, ранней осенью, Успенскую обитель посетил Патриарх Алексий II, совершивший молебен в Троицком соборе — у мощей преподобного Корнилия.

Ныне именно в Троицком соборе сконцентрирована молитвенная жизнь насельниц Успенского монастыря.

Современное состояние

Описание


Внутреннее убранство собора

Хотя собор снаружи и представляет собой сочетание архитектурных стилей классицизма и ампир, но внутри он является воплощением византийской и древнерусской школы зодчества. В этом же стиле был разработан протоиереем Александром Кадиным проект нового иконостаса высотой 18,9 м. Он традиционно русский, многоярусный. Работы по изготовлению резных деталей осуществляют калужские мастера. Иконы для Царских врат и первого яруса иконостаса выполнены иконописцами Калужской епархии под руководством протоиерея Александра Кадина, иконы второго, третьего и четвертого ярусов написаны тверскими мастерами. Работы по росписи собора ведут епархиальные иконописцы в византийско-древнерусском стиле, со временем будет расписано все внутреннее пространство стен.

Список источников

  • www.syl.ru
  • wiki2.org
  • tropki.ru
  • azbyka.ru
  • zachestnyibiznes.ru
  • posmotrim.by
  • dostop.ru
  • palomniki.su
  • wiki.monavista.ru
  • kreml-alexandrov.ru
  • oouagoiwoye.edu.ng
Оцените статью
Добавить комментарий