Свято-троицкий собор в саратове

Архитектура

Троицкий собор построен в духе нарышкинского барочного стиля. Это строение корабельного вида: полукруглое, с алтарным выступом. В центре Восьмерик, устремляется ввысь, как бы ведет за собой четверик, роскошь и грациозность вида растет с высотой.

За несколько лет было проведено полное восстановление фасадов и возвращен его исторический внешний вид. Заново были оформлены детали храмового украшения: обрамления, перекладины, были покрыты позолотой купола. Внесена новая цветовая композиция, заменена кровля и выступающие стороны парадного фасада перекладин и контрфорсов собора на медный материал. Полностью заменены галерейные узоры, восстановлено мозаичное напольное покрытие и сооружена новая ограда.

Три года проводился капремонт внутреннего помещения, его расширили за счет углубления пола. Изображения шестидесятых годов двадцатого столетия не представляли ценностей и были удалены. Иконописцами Палехской мастерской были расписаны стены. Росписи на сводах, стенах, оконных проемах выполненные в духе семнадцатого века, позволили приблизить строение к архитектурному стилю и придают собору неописуемую красоту.

Captions

Licensingedit

I, the copyright holder of this work, release this work into the public domain. This applies worldwide.In some countries this may not be legally possible; if so:I grant anyone the right to use this work for any purpose, without any conditions, unless such conditions are required by law.

File history

Click on a date/time to view the file as it appeared at that time.

Date/TimeThumbnailDimensionsUserComment
current18:47, 20 January 20112,399 × 2,599 (791 KB) Pravoslavie91{{Information |Description={{ru|1=Свято-Троицкий собор в городе Саратов}} |Source={{own}} |Author=Свято-Троицкий собор |Date=2010 |Permission= |other_versions= }} [[Category:Churche

The following page uses this file:

Category:Holy Trinity Cathedral (Saratov)

File usage on other wikis

The following other wikis use this file:

  • Usage on de.wikipedia.org
  • Usage on en.wikipedia.org
  • Usage on fy.wikipedia.org
    • Saratov
    • Trije-ienheidskatedraal (Saratov)
  • Usage on mk.wikipedia.org
  • Usage on pl.wikipedia.org
    • Wikiprojekt:Czy wiesz/ekspozycje/2014-11-19
    • Sobór Trójcy Świętej w Saratowie
    • Dyskusja wikiprojektu:Czy wiesz/ekspozycje/2014-11-19
    • Wikiprojekt:Czy wiesz/archiwum/2014-11
  • Usage on ru.wikipedia.org
    • Саратов
    • Московская улица (Саратов)
    • Троицкий собор (Саратов)
    • Саратовская епархия
    • Саратовская митрополия
    • Список объектов культурного наследия Саратова
  • Usage on ru.wikivoyage.org
    • Саратов
    • Культурное наследие России/Саратовская область/Саратов
  • Usage on uk.wikipedia.org
  • Usage on www.wikidata.org

Из истории Свято-Троицкого собора

Свято-Троицкий собор – исторический памятник, о котором впервые упоминалось в сводках 1621 г. Изначально он располагался на левом берегу Волги, но впоследствии его перенесли на противоположную сторону.
Позже, во время набегов кочевников, деревянную церковь сожгли дотла. Тогда горожане приняли решение воздвигнуть тут собор из камня. Построенное сооружение было выполнено из двух ярусов. Рядом расположилась колокольня, служившая также смотровой башней. В XX веке городские власти хотели сделать тут музей, но прихожане всячески противостояли этому решению и отстаивали церковь, но безрезультатно. Впрочем, через несколько лет ее вновь возвратили верующим.
После приезда Патриарха Московского Алексия I храмовый комплекс расписали фресками. К 2000-м гг. он требовал колоссального ремонта и был реставрирован, но сохранил в своих стенах росписи прошлых времен.

История

Саратов был возведен первоначально как крепость в конце шестнадцатого столетия московскими стрельцами. Изначально строение церкви в Саратове было деревянной конструкции, которое полностью сгорело в конце семнадцатого столетия. Существует предположение, что зодчим был крепостной графа Голицына. На его месте православные христиане решили построить строение из камня, которое без существенных потерь простояло до двадцатого столетия.

Стихии причиняли ущерб собору, появились трещины и его хотели разобрать. Но купец Устинов на собственные средства отремонтировал здание, укрепил стены контрфорсами и соединил колокольню и собор в единое целое. До этого строение колокольни находилось отдельно. После этого храм еще несколько раз страдал от пожаров. В начале девятнадцатого столетия его восстановили.

В тридцатые годы прошлого века здание передали краеведческому музею. В начале Великой отечественной войны здание передали общине верующих, в конце сороковых годов оно вернулось в лоно православной церкви.

Долгое время на колокольне находилась пожарная вышка, а в конце восьмидесятых годов храм приобрел четыре колокола, которые огласили свой звон на весь город. Только 2007 году начались ремонтные и реставрационные работы. Отреставрировали и позолотили купола и кресты, провели ремонт верхней части колокольни, отреставрировали кирпичную кладку, восстановили декор, осуществили штукатурные работы, нанесли грунтовка и покраску.

Интерьер Троицкого собора Саратова

Внутренняя структура Троицкого собора довольно необычна. Трапезные обеих церквей, нижней и верхней, увеличили во время ремонта собора, сильно обгоревшего в 1712 году, после чего храм приобрел дополнительные помещения в обоих уровнях, которые можно назвать притворами, хотя на классические притворы они не слишком похожи — очень уж просторны.

Росписи Троицкого собора

Главное внимание привлекает не столько структура сама по себе, сколько стенная живопись. Росписи выполняли мастера Палехской иконописной мастерской «Лик» в возрожденной палехской традиции иконописи — то есть в стилистике, ориентирующейся на XVII век, когда, собственно, был построен и сам собор

Другими словами, по завершении росписи экстерьер и интерьер Троицкого собора самым счастливым образом стилистически совпали.

Остановимся чуть подробнее на росписях нижней, Успенской церкви, выполненных в голубых тонах, что, вообще говоря, является решением концептуальным — именно голубой цвет есть цвет Богородичных праздников, включая Успение Божией Матери.

В алтарной части помещены композиции «Собор апостолов», «Великий вход» и «Служба святых отец» с изображением святителей. Росписи основного четверика посвящены Страстям Христовым. В трапезной — Богородичные праздники. Росписи притвора иллюстрируют ветхозаветные сюжеты; на западной стене — традиционный Страшный Суд.

История

Впервые в документах Троицкий собор в левобережном Саратове упоминается под 1621 годом. Можно предположить, что Троицкий собор второго (левобережного) Саратова был заложен одновременно с крепостью в 1615 году. После переноса Саратова в 1674 г. на правый берег Волги на единственной площади нового города по благословению митрополита Парфения был поставлен деревянный Троицкий собор, впоследствии сгоревший. В 1685 году митрополит Савватий разрешает возобновить Троицкий собор и выдает храмозданную грамоту, после чего храм вновь отстраивается деревянным строением.


справа

В 1964 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к митрополиту Савватию с прошением о разрешении собирать «всякие припасы» для строительства каменного двухэтажного Троицкого собора и Савватий дает на это свое благословение. Следует отметить, что царь Петр 1 в ответ на челобитную соборного протопопа Данилова в 1696 году одарил Троицкую церковь земельными угодьями, по его же указу была приписана к Троицкой церкви и часовня за Московскими воротами. Доходы от земли, умета и 2-х часовен позволили собрать средства на строительство каменного Троицкого собора, заменившего собой деревянный.

В 1697 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к новопоставленному Астраханскому митрополиту Сампсону с прошением о разрешении начать строительство каменного собора. Митрополит дает свое благословение, и в том же году закладывается и отстраивается фундамент собора. В 1698 году было завершено строительство нижнего, Успенского храма. Полностью собор был достроен не ранее 1701 и не позднее 1710 гг.

Таким образом, Саратовский Троицкий собор является единственным архитектурным памятником Саратова рубежа 17-18 вв. и единственным сохранившимся храмом в Саратовской митрополии, построенным в стиле «московского» барокко.

Имя архитектора Троицкого собора остается неизвестным.

В течение 18 века архитектура собора претерпела значительные изменения, которые сделали его облик уникальным. Были проведены две значительные реконструкции – пристройка к западной стороне собора поздней (2-й) трапезной и «устиновская» реконструкция, после чего храм в целом приобрел тот вид, в котором существует и поныне. Чтобы понять, как выглядел собор первоначально, нужно мысленно убрать 2-ю, пристроенную позже, трапезную и крытую галерею, тогда мы будем иметь типичный, ярусный, стремящийся вверх, памятник стиля московского, или «нарышкинского» барокко: алтарная часть, восьмерик на четверике, трапезная. Отличался этот стиль и великолепным праздничным декором и характерным двуцветием, что также нашло свое воплощение в облике Троицкого собора. Однако при этом собор имеет шатровую колокольню, отнести которую исключительно к «нарышкинскому» стилю нельзя. Шатровая форма колокольни Троицкого собора-это исконно русская форма, выработанная деревянным русским зодчеством. Установить точное время ее постройки на сегодняшний день не представляется возможным. Есть основания утверждать, что одновременно с собором была построена лишь нижняя часть колокольни, четверик.

Сегодняшний день собора

Новая страница в истории Троицкого собора открывается летом 2003 года — с назначением правящим архиереем Саратовской епархии Преосвященнейшего Епископа Лонгина (Корчагина)

Прибыв на кафедру, он обратил самое серьезное внимание на состояние приходских храмов, многие из которых не ремонтировались в течение десятилетий. В 2004 году по благословению Владыки началась капитальная реставрация Свято-Троицкого собора

Работы возглавил настоятель собора игумен Пахомий (Брусков). Проект реставрации был разработан специалистами Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства Культуры РФ, главный архитектор проекта — Е.К. Рукавишникова.

За несколько лет была произведена полная реставрация фасадов собора, был воссоздан его исторический архитектурный облик. Заново были выполнены утраченные элементы храмового декора: наличники, сандрики, карнизы. В 2007 году были позолочены оба купола собора, а также изготовлены позолоченные подзоры куполов и четверика. Архитекторами было предложено новое цветовое решение фасадов собора, учитывающее воссозданные элементы декора. Была заменена стропильная конструкция кровли, выполнено ее медное покрытие. Также были покрыты медью выступающие части фасада храма: карнизы, контрфорсы. Полностью были заменены витражи на закрытой галерее, воссоздано мозаичное покрытие пола на открытой галерее. Построена новая ограда храма, возведена трансформаторная подстанция.

Архитектором Еленой Ивановной Марченко был разработан подробный проект благоустройства храмовой территории, который включает в себя не только наружное благоустройство, но и отражает вертикальное планирование и водоотвод с территории. В течение трех лет производился капитальный ремонт внутреннего убранства нижнего Успенского храма Троицкого собора. Храм стал значительно просторнее за счет углубления пола. Потемневшие и осыпавшиеся настенные изображения 60-х годов XX века, не имеющие художественной ценности, были полностью удалены. Мастерами Палехской иконописной мастерской «Лик» под руководством О.Р. Шуркуса были заново расписаны стены храма. Росписи, выполненные в стиле XVII столетия, приблизили интерьер храма к стилю его архитектуры. Артелью иконописцев из Палеха изготовлен новый иконостас, сохранивший основные художественные формы прежнего иконостаса, к которому привыкли прихожане. Палехские иконописцы выполнили также фреску «Гостеприимство Авраама» на фронтоне собора, освященную 24 октября 2008 года.

Росписи, покрывающие своды, стены, проемы окон, придают храму неповторимую красоту. В алтарной части помещены композиции «Собор апостолов», «Великий вход» и «Служба святых отец» с изображением святителей. Над царскими вратами — образ Спаса Нерукотворного. Роспись центральной части храма повествует о последних днях земной жизни Христа; ее сюжеты — моление о Чаше, предательство Иуды, суд, несение Креста и Распятие. Композиции, размещенные на стенах трапезной части, посвящены Богородичным праздникам. Притвор Успенского храма расписан сценами из Ветхого Завета. По древней традиции, на западной стене храма изображен Страшный Суд.

Тему росписи паперти составило предание об основании града Саратова московскими стрельцами и принесении ими из Лавры преподобного Сергия чудотворной иконы Спаса Нерукотворного, поныне пребывающей в Троицком соборе.

10 декабря 2006 года было совершено Великое освящение нижнего Успенского храма Свято-Троицкого собора. Его совершил Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл, неоднократно служивший в Троицком соборе в 1994-1995 годах, когда ему было поручено временное управление Саратовской епархией. Ему сослужили Архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, Епископ Саратовский и Вольский Лонгин, духовенство Саратовской и других епархий. В настоящее время на территории Троицкого собора завершается строительство нового корпуса, в котором будут располагаться воскресная школа, просветительский центр, службы административно-хозяйственного назначения.

Интенсивная реставрация храма не мешает развитию духовной жизни прихода. Настоятель собора игумен Пахомий регулярно проводит занятия с прихожанами, на которых обсуждаются различные темы, касающиеся приходской и общецерковной жизни, благоустройства храма, смысла богослужения, читаются сочинения святых отцов, выдающихся православных мыслителей.

Святыни собора

Наиболее древней и почитаемой иконой Троицкого собора является Нерукотворный образ Спасителя, который, по преданию, принесли из Троице-Сергиевого монастыря стрельцы, основавшие Саратов. Достоверность этого предания подтвердилась во время последней реставрации иконы. Образ Спасителя оказался написанным на холсте, который впоследствии был наклеен на доску, то есть изначально он мог представлять собой священную хоругвь, сопровождавшую воинский отряд. Хоругви с изображением Спаса Нерукотворного, вдохновлявшие с глубокой древности русских воинов на победу в боевых сражениях, почитались с глубокой древности. Вероятно, хоругвь, превратившаяся в икону, первоначально находилась в одном из храмов левобережного Саратова. При перенесении города на правый берег Волги святыня оказалась в первом, еще деревянном Троицком соборе.

Прославление иконы началось с 1812 года благодаря следующему событию. К соборному священнику пришел приказчик рязанского купца Якова Михайлова и сказал, что хозяин его, Михайлов, чудесным образом исцелившийся от какой-то опасной болезни, написал ему, приказчику, из Рязани об этом событии. Исцеленный просил, чтобы приказчик отыскал образ Спасителя, который, по его словам, должен был быть в соборе над южною наружною дверью, и просил при этом сделать на образ ризу. Образ отыскали и внесли его внутрь церкви; приказчик сделал ризу сребропозлащенную и отслужил перед образом благодарственный молебен.

Свидетельством того, что исцеления по молитвам у чудотворного образа совершались неоднократно, стали многочисленные изображения исцеленных органов человеческого тела, которые вместе с золотыми и серебряными нательными крестиками и образками в изобилии были прикреплены к окладу иконы. Некоторые из этих подношений были вывешены рядом с иконой в особом киоте. Их было так много, что часть из них в средине XIX столетия была переплавлена для изготовления нескольких сребропозлащенных венцов на другие иконы Троицкого собора. В.П. Соколов, изучавший описи имущества храма, сообщает, что общий вес изготовленных украшений — 260 золотников, то есть около 1110 г.

В 1920-е годы большевики вначале изъяли драгоценную ризу, а затем и сам образ: он попал в краеведческий музей. После 1942 года чудотворная икона Спасителя вернулась в Троицкий собор. С 1950-х годов и до настоящего времени каждую неделю перед чтимым образом читают акафист, который исполняется всеми прихожанами нараспев.

К началу XXI столетия икона находилась в очень тяжелом состоянии: изображение было частично утрачено, доска сильно повреждена. По благословению Епископа Лонгина в 2006 году была проведена реставрация святыни. Икону обследовали специалисты Московского музея имени преподобного Андрея Рублева, и было принято решение реставрировать ее в Саратове, чтобы чтимый образ не покидал города, в котором находится вот уже несколько столетий. Также был отреставрирован старинный оклад. Кроме того, в Свято-Троицком соборе пребывают чтимые образы Казанской, Августовской икон Божией Матери, Ветхозаветной Троицы, чудотворная Иверская икона Божией Матери, образ святителя Феодосия Черниговского с частицей мощей, преподобного Серафима Саровского с фрагментами его одежды. Несколько икон, находящихся в настоящее время в соборе, написаны в монастырях Святой Афонской Горы в XIX веке: например, иконы Божией Матери «Скоропослушница» и «Взыскание погибших», а также икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с житийными клеймами.

В январе 2005 года состоялась торжественная передача Саратовской епархии святыни, многие годы хранившейся в Саратовском областном музее краеведения: уникального мощевика, который содержит 132 частицы мощей святых. По благословению Епископа Саратовского и Вольского Лонгина по сохранившейся фотографии была восстановлена риза на мощевик. Многие святыни собора представляют не только религиозную, но и историко-культурную ценность.

Воскресная школа

В 1991 году в Троицком соборе начала работу первая в Саратовской епархии воскресная школа. Учениками школы стали подростки, молодые прихожане храма. Зачастую на занятия вместе с детьми приходили их родители. Первые выпускники школы стали воспитанниками открывшейся в 1992 году Саратовской Православной Духовной семинарии.

В настоящее время занятия воскресной школы проходят в трех возрастных группах. В программу обучения входят Закон Божий, Новый и Ветхий Заветы, история Церкви, церковное пение, церковно-славянский язык, основы литургики, основы христианской нравственности, апологетика, церковное искусство, прикладное творчество. Преподают в воскресной школе священнослужители и прихожане собора, имеющие высшее образование и опыт работы с детьми.

В отдельной группе занимаются ребята из интерната №5 г. Саратова. Каждую неделю они посещают воскресную Литургию, периодически исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин. Ребята принимают участие в подготовке праздников, фотографии на память о которых вкладываются в личное дело каждого ребенка. Работе группы помогают молодые прихожане Свято-Троицкого собора. К праздникам Рождества Христова и Пасхи, а также к окончанию учебного года воспитанники интерната получают подарки, приобретенные на пожертвования прихожан собора. Кроме учебных занятий, в воскресной школе собора организуются поездки по святым и историческим местам нашей Родины. Так, преподаватели и ученики школы вместе побывали в Троице-Сергиевой Лавре, в различных храмах и монастырях Москвы и Подмосковья, Серафимо-Дивеевском монастыре, посетили Бородинское поле и Волгоград, а также совершали поездки по Саратовской епархии.

Воспитанники вместе с педагогами посещают концерты духовной музыки, музеи, выставки церковного искусства. К праздникам педагоги с детьми готовят театральные постановки. Традиционными стали в воскресной школе пасхальные и рождественские спектакли, а кроме того, воспитанники периодически готовят постановки на исторические сюжеты.

Преподаватели, ученики воскресной школы и прихожане собора оказывают помощь воспитанникам интерната №4 г. Саратова, в котором обучаются дети, больные детским церебральным параличом. На средства собора и пожертвования прихожан периодически пополняется библиотека класса «Основ православной культуры». Священнослужители и педагоги воскресной школы собора посещают день знаний, праздник последнего звонка, мероприятия, организованные участниками кружка «Основ православной культуры», в дни церковных праздников служат в интернате молебны. В свою очередь учителя и воспитанники интерната посещают богослужения в соборе, а также праздничные спектакли, организованные воспитанниками воскресной школы собора.

Концертная деятельность

Помимо участия в богослужении, Архиерейский хор Свято-Троицкого кафедрального собора г. Энгельса ведёт активную концертную деятельность, радуя слушателей.

По сложившейся за эти годы традиции хор готовит три концертных выступления в год. В январе программа посвящена Рождеству Христову. Со сцены концертного зала звучат духовные песнопения различных композиторов, прославляющие пришествие в мир Младенца Христа. Многие жители и гости города именно здесь открывают для себя красоту и многогранность церковных песнопений. Во второй части Рождественской программы хор поет колядки, которые зрители встречают с большим воодушевлением. Звучат и народные песнопения, и авторские произведения. Концерт становится настоящим Рождественским подарком, который хоровой коллектив дарит прихожанам разных храмов и жителям города.

Пасха – праздник освобождения и победы. Известно, что Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 г. в день Всех святых, в земле Российской просиявших, а в 1945 году Пасха пришлась на 6 мая, когда празднуется день памяти великомученика Георгия Победоносца. Поэтому по традиции в исполнении хора на весеннем концерте звучат не только  Пасхальные духовные песнопения, но и песни, стихи о Великой Отечественной войне. Концерт становится настоящим событием в культурной жизни города.

Осенью кафедральный город нашей епархии отмечает свой праздник – Покров пресвятой Богородицы. Обширная праздничная программа не обходится без традиционного концерта архиерейского хора. В программе – духовные песнопения и народные песни. В октябре 2018 года музыканты слушателем замечательный подарок – исполнили кантату Георгия Васильевича Свиридова «Курские песни». Вполне возможно, что это сложное произведение в городе исполняли впервые.

В последнее время на концертах вместе с архиерейским хором выступает оркестр русских народных инструментов им. Вячеслава Яковлевича Хохлачева ДШИ № 6 г. Энгельса, художественный руководитель и дирижёр – Тимур Абсалутинов. Сотрудничество двух коллективов взаимно развивает и культурно обогащает певцов и музыкантов. А зрителям дарит замечательные программы и яркие эмоции.

28 ноября 2018 г.

Список источников

  • ikona-i-molitva.info
  • azbyka.ru
  • posmotrim.by
  • adamovka.ru
  • commons.wikimedia.org
  • pravpokrov.ru
  • lions-guides.ru
Оцените статью
Добавить комментарий