Суздальский кремль

978 — 1015 гг.- в Киеве правит князь Владимир I Святой.

В 990 г., заботясь об укреплении северо-восточных рубежей Руси и утверждая во всех её пределах христианство, святой князь Владимир положил основание городу Владимиру на Клязьме. Заселив новый город киевлянами, крещёнными ранее, великий князь киевский крестил и часть местного населения.

В Ипатиевской летописи сказано:

В Степенной книге XIV в. сказано:

Существует предположение, что обитель святителя Василия обязана своим основанием святому равноапостольному князю Владимиру, который во время пребывания в Суздале просветил здешних жителей святым крещением и воздвиг храм в честь своего Ангела и тем положил начало иноческой обители. В подтверждения такого мнения можно привести то обстоятельство, что все древнейшие церкви во имя Василия Великого в городах, современных началу христианства в России, имеют своим основанием равноапостольного князя Владимира. Это храмы в Киеве, Овруче, Владимире-Волынском и проч. В пользу этого предположения говорит также особенное уважение к Васильевскому монастырю Российских князей и многих царей, выражавшееся в наделении его вотчинами. Предположительно, суздальцы приняли христианство в той церкви, которая раньше располагалась на территории современного Васильевского монастыря.

На площади ок. 3000 кв. м. в северо-восточной части кремля выявлены остатки более 50 жилых и хозяйственных построек, которые по стратиграфическим наблюдениям можно отнести к четырем строительным периодам, охватывающим время с 10 до 15 вв. Исследованы остатки трех усадеб площадью 1000-1600 кв. м., разделявшихся частоколами. Застройка здесь имела первоначально приречно-рядовой характер. Наиболее интенсивно береговая полоса р. Каменка застраивалась в 11 в., когда на указанных усадьбах жили дружинники, часть которых были выходцами из Скандинавии.

Экскурсии

Знакомство с древним Суздалем
Прикоснуться к истории Суздальского кремля и шедеврам русского зодчества
Продолжительность: 2.5 часа
Эта прогулка познакомит вас с культурным наследием уютного Суздаля — одного из главных украшений Золотого кольца России. Стены Суздальского кремля откроют перед вами важнейшие страницы городской летописи от основания города до наших дней. Торговые ряды посада расскажут о быте суздальских купцов и ремесленников прошлых веков. А белокаменные монастыри и колокольни познакомят с традициями и особенностями древнего храмового зодчества. Вы убедитесь, что Суздаль — не просто город-музей под открытым небом, но и место, где сохранился подлинный дух русской старины.
Рейтинг: по 24 отзывам путешественников
Цена: 1300 руб. за человека
Подробнее…

Гид
Тамара
Все экскурсии гида

Тайны Суздаля для детей и взрослых
Погрузиться в быт прошлого и раскрыть секреты истории на интерактивной экскурсии
Продолжительность: 2.5 часа
Суздаль — это ожившая древнерусская сказка. Купеческие дома, старинные торговые ряды, монастыри и церкви — вы узнаете о судьбе города и полюбите его улочки и строения. С вершины колокольни посмотрите на природные красоты и городские пейзажи. А после детей ждёт знакомство со старинными играми и укладом древности, а взрослых — рассказы о жизни города и страны.
Рейтинг: по 43 отзывам путешественников
Цена: 3900 руб. за экскурсию
Подробнее…

Гид
Кирилл и Анастасия
Все экскурсии гида

Послушайте песнопения в Спасо-Евфимиевом монастыре

Крепостные стены Спасо-Евфимиева мужского монастыря. Суздаль, Владимирская область. Фотография: Дарья Каба / фотобанк «Лори»

Спасо-Евфимиев мужской монастырь, Спасо-Преображенский собор и звонница. Суздаль, Владимирская область. Фотография: Наталья Волкова / фотобанк «Лори»

Памятный каменный крест на месте родовой усыпальницы князей Пожарских и Хованских и склеп князя Пожарского. Суздаль, Владимирская область. Фотография: Екатерина Овсянникова / фотобанк «Лори»

Перейдя на другой берег Каменки, вы окажетесь в Спасо-Евфимиевом мужском монастыре, еще одном объекте всемирного наследия ЮНЕСКО. Проникновенные песнопения можно услышать в его главном храме — Спасо-Преображенском соборе конца XVI века. А еще там сохранились фрески известного мастера Гурия Никитина, который когда-то расписывал Архангельский собор Московского Кремля и Ипатьевский монастырь в Костроме.

Дождитесь у соседней звонницы концерта колокольных звонов, он проходит каждый час. Внешне заметно, что сооружение состоит из двух частей. Первую — девятигранную столпообразную церковь Рождества Иоанна Предтечи — построили в 1530 году, специально «под звоны». А в 1690-е годы к ней пристроили арочные пролеты и оснастили их 17 большими колоколами. Если вам удастся подняться на звонницу по специальной экскурсии, попробуйте найти колокол XVII века. Его подарил монастырю Демидий Черемисинов, сподвижник Ивана Грозного.

Дойдите до могилы российского национального героя, князя Дмитрия Пожарского. Благодаря народному ополчению, которое он организовал с Кузьмой Мининым, в 1612 году Москву удалось освободить от польско-литовских войск. Пожарский был потомком Юрия Долгорукого в 14-м поколении. О его судьбе можно узнать на выставке в надвратной церкви Благовещения. А в сквере перед проездной башней — найти памятник работы скульптора Заира Азгура и архитектора Григория Захарова.

И напоследок заберитесь на крепостные стены монастыря — насладитесь вновь панорамными видами. Вы увидите монастырские Аптекарский огород и фруктовый сад, а вдалеке за его стенами — Преподобенскую колокольню, с которой и начинался ваш маршрут.

История

После перенесения в Вологду в конце XV века кафедры Великопермской и Вологодской епархии (Вологда стала вторым кафедральным городом епархии после Усть-Выми), архиерейское подворье находилось в районе Ленивой площадки около соборной церкви Воскресения. Строительство крепостных сооружений вологодского кремля Ивана Грозного в 1560-е повлекло за собой перенос архиерейского двора ниже по реке, к строившемуся Успенскому (Софийскому) собору. В 1589 году патриарх Московский и всея Руси Иов возвёл Вологодскую и Великопермскую епархию в ранг архиепископии и архиерейский дом в Вологде стал её центром.

До второй половины XVII века все постройки Архиерейского двора были деревянными и неоднократно перестраивались. 22-25 сентября 1612 года архиерейские палаты, наряду с большей частью города, были сожжены во время захвата Вологды одним из грабительских отрядов, состоявшим из поляков и «тушинцев». После реконструкции архиерейского подворья переписные книги 1620-х годов фиксируют огороженную территорию двора, на которую вели створчатые ворота с деревянными решётками, увенчанные тремя шатрами, покрытыми лемехом. На дворе располагалась деревянная церковь Стефана архиепископа Пермского, келья архиепископа на подклете и несколько построек. Также внутри двора находился небольшой пруд с карасями.

Вид на Архиерейский двор и Софийский собор. Первая половина XX века

В 1657—1659 годах на территории Архиерейского двора построено самое древнее сохранившееся каменное гражданское сооружение Вологды — Казённый приказ (более позднее название — Экономский корпус). Архиепископом Симоном в 1667—1670 годах были построены новые архиерейский палаты (Симоновский корпус) с домовой церковью Рождества Христова, а в 1671—1675 годах построены каменные стены вокруг Архиерейского двора. В конце XVII века был возведён трёхэтажный Гаврииловский корпус, а также надвратная Воздвиженская церковь в 1687—1692 годах.

В , и 1724 годах Архиерейский двор посещал император Пётр I, встречавшийся здесь с вологодскими преосвященными епископами. Самым парадным помещением архиерейского двора до конца XVIII века оставалась Крестовая палата Симоновского корпуса со слюдяными окнами. В ней устраивали приёмы, и в частности, в 1775 году было празднование заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора. В XVII—XVIII веках владения архиерейского двора выходили за территорию, ограждённую стенами. В неё входил и летний архиерейский дом, простоявший на Соборной горке до середины XVIII века (последние упоминание в 1730 году).

Вторая волна строительства в Архиерейском дворе была развёрнута при вологодском епископе Иосифе Золотом в 1760-е — 1770-е годы. Возводится новый трёхэтажный корпус архиерейских палат в стиле барокко и в этом же стиле тёплый кафедральный Воскресенский собор на месте разобранной юго-восточной башни. Также в период 1740—1774 года были построены корпуса Консисторского корпуса.

В 1724 в Архиерейском дворе была открыта архиерейская школа, позднее преобразованная в духовную семинарию. К концу XVIII века духовная семинария стала одним из крупнейших учебных заведений на Севере, и для неё было выделено новое здание на берегу реки Вологды (современный адрес — улица Ленина, 15). Также в Архиерейском подворье начинали свою историю другие учебные заведения Вологды: цифирная школа (существовала в 1714 году) и славяно-латинская школа (с 1730 года), которая затем была преобразована в духовное училище.

29 сентября 1896 года в честь 500-летия памяти святителя Стефана Пермского в Архиерейском доме было открыто Вологодское епархиальное древлехранилище, чьи фонды послужили основой будущей коллекции Вологодского музея-заповедника.

С 1923 года территорию кремля — Архиерейского двора занимает Вологодский музей-заповедник.

Стены Архиерейского двора со стороны Кремлёвской площади

С чего начать

Фотография предоставлена победителем конкурса «Лучший гид России» Александром Варламовым

Александр Варламов. Фотография предоставлена победителем конкурса «Лучший гид России» Александром Варламовым

Александр Варламов. Фотография предоставлена победителем конкурса «Лучший гид России» Александром Варламовым

Туристы обычно делятся на тех, кому хочется, чтобы их поводили по новому месту, и тех, кто приезжает в город и хочет побродить по нему сам. Себя могу отнести к первому типу — всегда стараюсь взять гида в новом городе. Поэтому и тем и другим советую для начала пригласить экскурсовода, который задаст основной ход и настрой путешествию. А потом его легко нарастить своими «бродилками» — доисследовать место и наполнить собственными впечатлениями. Ну а если у вас «аллергия» на гидов с самого детства, предлагаю вам мой маршрут.

Крестовая палата

Интерьер крестовой палаты Суздальского кремля

Крестовая палата была построена в конце 17-го столетия на втором этаже здания архиерейских палат. Её красота, мощь и величие завораживают и восхищают. По сей день столь плавные и возносящиеся ввысь своды удивляют туристов со всей России-матушки и всего Мира!

Вы только вдумайтесь, её площадь составляет около 330 квадратных метров! (26 на 13 метров – их площадь, с высотою – 7,5 метров). И при этом ни единым столпом не поддерживались мощные и очень тяжёлые своды, к слову сказать, на удивление плавно и искусно высеченные суздальскими зодчими.

Но на сегодняшний день древние своды не сохранились. В 1967 – 1970 годы по проекту инженера В. В. Пластинина и архитектора А. Д. Варганова своды были восстановлены.

Прекрасен и интерьер Крестовой палаты, реконструированный по документации 18-го века. Под белоснежным парусом куполов по центру залы стоит стол, во главе которого располагается на небольшом поднятии трон главы местной церкви. Вокруг стола стоят стулья, обтянутые красным сукном.

Стены Крестовой палаты украшены уникальными художественными экспонатами, представляющими собой огромную историческую и культурную ценность. Прежде всего – это портреты царей и глав духовенства, а также иконы.

Трон главы церкви в Крестовой палате

По периметру залы стоят лавки с красными накидками, а у самого входа в палату расположен большой шкаф и сундук, в них хранились документы и различные книги. Три прекраснейшие люстры освещают залу! Отапливали Крестовую палату ранее две печи, изыскано украшенные росписью с растительными и животными орнаментами.

Рождественский собор

На месте Рождественского собора ранее находился одноглавый храм, строительство которого произошло в XI веке, при Владимире Мономахе. Вместо него под руководством потомка Юрия Долгорукова, суздальского князя Георгия Всеволодовича возводится уже трехглавый каменный собор в честь Рождества Богородицы. После пожара 1445 года, учиненного татарами, храм был отстроен практически заново в первой половине XVI века и стал пятиглавым.

При внимательном взгляде видны сохранившиеся свидетельства тех событий, элементы строения разных исторических периодов. Нижняя часть, с украшениями, орнаментами, каменными изображениями львов относится к XIII веку, верхняя часть, где видна кладка – это XVI век. Впечатляют и синие купола Храма, визитка Суздаля. На них, если будет желание, можно насчитать 365 звезд. Каждая из них – символизирует день года, остается лишь найти среди них свою, единственную – тогда любая мечта сбудется. Завершить впечатление от Собора получится уже внутри.

Впечатляет богатый иконостас, обилие росписи и фресок, некоторые из которых сохранились еще со средневековья. Украшение Собора – «Златые врата», с отделкой позолоченной росписью, воспроизводящей сцены военных походов великих князей. Эффектно выглядят кольца – ручки дверей, в пасти львов, на массивных воротах в Храм, охраняющих покой княжеских потомков. Их прах захоронен в некрополе Рождественского собора.

Описание

Фото с wikipedia.org, автор Ludvig14

Суздальский Кремль — древнейшая часть города, ядро Суздаля, по данным археологов существующее с X века. Расположен Кремль в излучине реки Каменка, в южной части города.

На рубеже XI—XII вв. здесь была сооружена крепость с кольцом земляных валов протяженностью 1400 м. На валах возвышались бревенчатые стены и башни. В Кремле помещались двор князя и двор епископа с городским собором, обитала также княжеская дружина и многочисленное окружение князя и епископа.

Во второй половине XV века оборонительные сооружения укрепляются и досыпаются, в 1677 году возводится рубленая сосновая стена с 15 башнями и воротами. Все деревянные укрепления сгорели в 1719 году.

Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архиерейского двора с древним Рождественским собором.

Собор Рождества Богородицы

Построен в 1222—1225 из туфообразного известняка (низкокачественного белого камня), стоит на месте плинфяного храма времён Владимира Мономаха. Нынешний собор также не дошёл до нас в первоначальном виде. От постройки XIII века сохранилась нижняя часть, ограниченная аркатурным поясом, выше которого стены выложены в XVI веке, но уже не из белого камня, а из кирпича. Древняя часть богато декорирована резьбой из гладкотесаного белого камня. Фасады украшают фигуры львов, женские маски, затейливые орнаменты.

Напротив южного фасада собора в 1635 году была построена колокольня, завершённая высоким восьмигранным шатром. В конце XVII века на ней установили куранты, в которых часы обозначаются буквами. Собор, палаты и связанная с ними переходом колокольня образуют замкнутый парадный двор.

Архиерейские палаты

Комплекс архиерейских палат формировался на протяжении XV-XVIII вв. как жилой дом для суздальских церковных владык. Основное здание тесно связано с собором, как в композиционном, так и в бытовом отношении. С середины XX века в палатах расположен музей. Платон (Левшин) писал про эти палаты в 1792 году:

Никольская церковь

В западной части Кремля находится деревянная Никольская церковь, построенная в 1766 году и перевезённая из села Глотова Юрьев-Польского района в 1960 году, на место утраченной церкви Всех святых XVII века. Церковь Николы — один из примеров простого и древнего типа деревянных конструкций, не лишённая однако соразмерности и красоты форм.

Панорама кремля

Древний Суздаль в современном мире

Богатую историю русского народа хранит уникальный архитектурный комплекс Суздаля. Сейчас это музей, в котором представлены все исторические экспонаты суздальских земель. Это не только изделия древнерусских мастеров. Сокровища церквей, соборов и монастырей доступны просмотру туристами. Суздаль красив во все времена года. Кружевная красота русской земли подчеркнута непревзойденной архитектурой, созданной русскими мастерами, самим народом.

Сегодня можно заказать экскурсию по Суздальскому Кремлю в любое время года. Выслушать интересные рассказы из истории города от сотрудников музея, посетить достопримечательности, представленные сохранившимся русским зодчеством, отдохнуть в современных ресторанах, представляющих меню на любой вкус, доставит каждому посетителю удовольствие. Чтобы проехать в Суздаль и посмотреть достопримечательности древнего города можно воспользоваться общественным транспортом, из города Владимира.

Новости Казани

Ставки на спорт: в преддверии ЕВРО-2020 определены фавориты14 февраля 2020, 16:50Аналог или цифра? И мы не о телевизорах4 сентября 2019, 15:50РЕСТОПАРК – ивент, который меняет рестораны!29 августа 2019, 18:30ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРИЗОВ И ПОДАРКОВ В КАЗАНИ: К КОМУ ОБРАТИТЬСЯ28 августа 2019, 10:55Помощница президента РТ вышла замуж за Бекмамбетова22 апреля 2019, 13:30Шамовская психиатрическая больница стала пятизвездочным отелем3 апреля 2019, 09:10Татарстан находится на 64-м месте в рейтинге доступной ипотеки25 марта 2019, 18:35В Иннополисе запустят беспилотное аэротакси25 марта 2019, 18:30Где и как отметить Новый год в Подмосковье, чтобы он запомнился21 ноября 2018, 09:10На Гагарина появится сквер в честь памяти казанских летчиков1 октября 2018, 20:55

Архиерейская дача

Так, его двор и здание уже давно не блещут новизной, а вековая штукатурка осыпалась и лишь частично давая представление о том, как выглядели здания этого комплекса. Сегодня же это место пытаются возродить и вдохнуть в него новую жизнь, третью, если быть точными, реставрируя постройки и прилегающие территории.

Происхождения названия

Архиерейская дача это комплекс сооружений и прилегающих территорий в который входят Архиерейский лес, часовня, Надвратная церковь, Воскресенский собор, здание резиденции митрополита, братские корпуса, монастырь. Название происходит от одного случая, произошедшего во времена Екатерины Великой.

Монастырь, в те времена, должен был быть закрыт по указу Екатерины II. Сохранить его помогло происшествие с митрополитом казанским Вениамином. Так, после того как Пугачев напал на Казань, митрополита по ложному обвинению посадили в тюрьму на несколько лет, как пособника бунтаря и головореза Пугачева. Позже он был оправдан и в подарок ему, дабы загладить вину, был подарен монастырь, которой до 1917 года был резиденцией митрополитов Казани.

История

Первое сооружение на территории, занимаемой монастырём, было деревянным. Позже появились каменные строения, и первым из них была Надвратная церковь, построенная в 1704 году по указу митрополита Тихона Амафунтского и Воскресенский собор, построенный при другом следующем патриархе.

В дальнейшем, вплоть до истории с митрополитом Вениамином, здания были из дерева, тому подтверждение крыльцо Воскресенского собора. Сооружения Архиерейской дачи сроились из дерева, так как указ Петра Первого запрещал строительство зданий из камне где-либо, кроме как в столице.

После перехода «дачи» во владение Вениамину был нанят для возрождения монастырского комплексаБартоломео Растрелли и начал активно возрождать это место, ноу же полностью в камне. Стиль всех построек барокко, включая архиерейские палаты и часовню.

Комплекс сегодня

Главное здание двора, то есть Воскресенский собор, было величественным и красивым, по утверждению исторических фактов, но в 1917 году собор полностью был переделан под жилое помещение, сегодня он активно реставрируется.

Надвратная церковь превращалась то в жилое здание, то в медицинский пункт, сегодня она имеет наилучший вид среди всех зданий комплекса. Часовня благополучно пережила и Царскую Россию и Большевиков и развал СССР, но до реставрации не дожила, сгоревши в 2009 году.

Треть зданий почти полностью отреставрированы, братские корпуса разрушены, а некоторые строения до сих пор принадлежат сельскохозяйственным структурам, которым были переданы в советские времена.

Архиерейские палаты

Жилые и хозяйственные помещения для священнослужителей, с виртуозными перекрытиями, лестницами и сложными ходами строились несколько веков. Сегодня в 9 залах Архиерейских палат разместились музейные экспозиции, которые воссоздают хронологию событий древнерусского Суздаля и Кремля. Мебель, предметы обихода, портреты высокопоставленных особ – переносят нас в те далекие и непростые периоды, когда творилась русская история.

Обязательно стоит увидеть Крестовую палату. Грандиозное сооружение для великосветских приемов, оформлено портретами особ царского происхождения и лиц высшего духовенства. Помещение с высоким сводом не имеет столбовых опор. При этом высота стен – 9 метров, общая площадь зала больше 300 м².

Архиерейские палаты Суздальского кремля: описание, фото

1 оценило

Архиерейские палаты в Суздале — это памятник древнерусской архитектуры XV — XVII веков.

Архиерейские палаты в Суздале

Комплекс архиерейских палат Суздальского кремля формировался на протяжении XV-XVIII веков, а первые упоминания о них в источниках относятся к 1577 году.

Суздальский архиерейский дом на протяжении всего XVII века был одним из крупных феодалов-крепостников.

Палаты предназначались для проживания церковных глав — архиереев и включали в себя:

  • Крестовая Палата для торжественных приёмов;
  • Жилые покои;
  • Домовые церкви;
  • Хозяйственные помещения.

Комплекс Архиерейских палат был реконструирован в 1950-1960-е годы по проекту А.Д. Варганова.

Музей «Архиерейские палаты»

Архиерейский двор находится во владении Владимиро-Суздальского музея-заповедника, внутри архиерейских палат находятся следующие экспозиции:

  • «История суздальской земли»;
  • Иорданская сень XVII века (навес над крещенской прорубью-«иорданью»)
  • «Древнерусская живопись»;
  • «Крестовая палата»;
  • Детский музейный центр.

Внутри палат воспроизведен интерьер XVIII века. В центре палат находится кресло архиерея, стол и стулья XVIII веков со всем необходимым для работы, а вдоль стен — дубовые скамьи. Стены палат украшены старинными иконами, картинами, ландкартами. Палаты отапливались печками голландками, которые также представлены в экспозиции.

Посещение архиерейских палат Суздальского кремля

Время работы архиерейских палат:

  • понедельник-четверг, воскресенье: с 09:00 до 18:00;
  • пятница-суббота: с 09:00 до 21:00;

Стоимость посещения в 2017 году:

  • Взрослые — 250 руб.
  • Школьники, студенты и пенсионеры — 120 руб.
  • Россия
  • Владимирская область
  • Суздаль

Где находится и как доехать, время работы

 Адрес: Россия, Владимирская область, Суздаль, ул. Кремлёвская, 29

 Как доехать: Суздальский кремля

 Время работы: ежедневно, с 9:00 до 18:00, пт-сб до 21:00

Соборная колокольня

Соборная колокольня (1635) находится к югу от Рождественского собора и по своим размерам вполне ему соответствует. Она была сооружена в Суздальском кремле по приказу епископа Серапиона. Массивный восьмерик с широкими арками звона заканчивается шатром с тремя рядами слуховых окошек разной формы. Под шатром сделана небольшая кровля над карнизом – полица, характерный элемент крепостных башен.

В конце XVII века на колокольне были сделаны часы с боем, отбивающие каждый час и каждую четверть часа. Сейчас они отремонтированы, и в кремле можно слышать их звон.

Во втором этаже колокольни были устроены два престола. В конце XVII века по приказу митрополита Иллариона церковь была расширена, к ней пристроили алтарную часть и соединили ее галереей с архиерейскими палатами. С севера колокольню тоже окружили обходной галереей, а с востока пристроили высокое крыльцо с восьмигранным шатром.

В 1719г. во время большого пожара галерея и переходы обрушились и были восстановлены только в 1968г. по проекту А.Д.Варганова.

Христорождественская церковь

Находящаяся рядом с Суздальским Кремлем маленькая церковь Рождества Христова (1775 г., паперть — XIX в.) является «теплым» храмом при «холодном» большом. Небольшие «теплые» храмы обычно очень просты и непритязательны по своей архитектуре и часто похожи на жилой одноэтажный дом или деревянную клетскую церковь.

Здесь мы можем непосредственно наблюдать сохраняющееся и в XVIII в. взаимодействие народного деревянного зодчества и каменной церковной архитектуры, проникновение в последнюю народных вкусов. Сочетание подобных незатейливых «теплых» церковок с главным храмом подчеркивает его значительность и большую нарядность и превращает каждую такую группу в порой очень живописный и интимный ансамбль.

История становления Кремля и Суздаля

Изначально это было княжеское владение, в котором должны были жить семья князя, его дружина. Часть строения отводилась для проживания епископа.

До нынешних дней сохранился комплекс жилых и общественных построек, составляющих единую архитектурную композицию, окруженную рвами, земляными валами.

Собор Суздальский в 1225 году был украшен и расписан указом князя Всеволода. Разноцветная мозаика украсила стены и пол сооружения. Западная и южная части Кремля были украшены вратами из медных листов, по которым выполнена золотая роспись эпизодов из Священного писания.

Рождественский собор фото

Суздальская архитектурная композиция, сохранившаяся до нынешнего времени, служит уникальным памятником древности. Весь ансамбль выполнен из кирпичной кладки без лишней толщины, на розовый раствор извести.

В Суздальском ансамбле его основу представляют:

  • Рождественский Собор, самое первое и древнее сохранившееся строение города. Собор установлен на месте церкви Успения Пресвятой Богородицы. Это было первое христианское строение. Внутренние стены сооружения выложены специальным широким кирпичом, имеющего плоскую форму. Облицовка состоит из известковых плит. Позднее, собор был украшен каменной резьбой, сохранившейся до наших времен только отдельными фрагментами. Фасад собора Рождества Богородицы украшен орнаментом из растений, львами, высеченными на каменных фресках. До наших времен сохранились «Златые врата», обустраивающие западный и южный входы собора. Выполнены эти элементы в виде дверных полотен из красной меди. Золотая роспись с евангельскими мотивами, выражена отдельным сюжетом деяния ангелов.
  • Архиерейские палаты, представляющие часть Суздальского Кремля. Их основное назначение жилой комплекс для церковных владык. Этот ансамбль строился на протяжении нескольких столетий. В летописях значится период строительства с 15 по 18 века. Архиерейские каменные палаты сегодня занимает музей и ресторан.
  • Очень интересный образец деревянного зодчества представляет Никольская церковь. Это строение выполнено руками русских мастеров из дерева, единственным рабочим инструментом был топор. Для возведения церкви использовались деревянные гвозди. Простая постройка выполнена со строгим соблюдением соотношений размеров, заканчивается остроконечной кровлей. Церковь, построенная в селе Глотово, в Юрьев-Подольском районе, была переустановлена в Суздаль, на место сгоревшей в пожаре церкви Всех святых.
  • Становление русских городов в каждом веке знаменовалось возведением соборов и церквей, которые сохранились до наших времен и остались не только культовыми сооружениями, но и образцами русского зодчества. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, представляющая широкое восьмигранное сооружение на четверике украшено в изящном архитектурном стиле, это редкий образец начального этапа архитектуры русского барокко. Прекрасный вид на фоне русской природы открывается на церковь со всех оборонительных кремлевских укреплений.
  • Приказом епископа Серапиона была воздвигнута Соборная колокольня, представленная в виде архитектурного восьмигранного сооружения, украшенного шатром. Постройка в верхней части состояла из арок звона для колоколов. Позднее Соборную колокольню оснастили часами. К концу XVII века колокольню дополнили церковью, которая соединялась крытой двухъярусной галерей с жилой частью, отведенной под покои епископа. Этот архитектурный ансамбль, соединивший две постройки, возведенные в разных столетиях, представил уникальную композицию творчества русских мастеров.
  • В 1720 году на юго-востоке Суздальского комплекса, рядом с земляным крепостным валом стоит храм, возведенный из камня. Это летняя Церковь Святого Николая, расположенная рядом с Никольскими проездными воротами, открывающими проход к реке Каменке. Храм имеет типичную для построек Суздальского Кремля архитектуру. Основное церковное пространство соединяется с колокольней трапезной постройкой. Фасады летней церкви украшены резными наличниками окон и архитектурно оформленным входом. Место расположения Христорождественской церкви в кремлевском ансамбле Суздаля определяет её как приходской храм. Церковь представляет кирпичное сооружение, соединенное с пятигранной апсидой, трапезной и притвором. Храм вместе с трапезной покрыты кровлей, имеющей двускатную конструкцию, которую завершает главка, опирающаяся на тонкий резной барабан, что придаёт внешности сооружения особую гармонию.

Список источников

  • turisticum.ru
  • turizmbezgranic.ru
  • ote4estvo.ru
  • www.culture.ru
  • tropki.ru
  • posmotrim.by
  • test.ote4estvo.ru
  • www.PhotoKzn.ru
  • wikiredia.ru
  • vtrip.ru
Оцените статью
Добавить комментарий