Московский кремль (территория + 1 собор)

Благовещенский собор Московского Кремля

  1. Возведен в конце XV века во время княжения Ивана III на месте деревянной благовещенской церкви.
  2. Изначально имел три купола. В правление Ивана Грозного собор был расширен, за счет чего количество глав возросло до девяти.
  3. Считался придворным храмом Московских государей, а его настоятель одновременно являлся духовником венценосной особы.
  4. Уникален оригинальными фресками, нехарактерными для православного храма. На них библейские сюжеты и святые изображены наряду с античными не христианскими деятелями.
  5. Закрыт для прихожан в 1918 году, как музей работает с 1955 года. С 1993 по престольным праздникам проводятся богослужения.

Фото и описание

Николо-Кремлевская церковь расположена на месте, где находится старинный Владимирский кремль. Судя по сохранившимся историческим сведениям, здесь когда-то стояла Никольская церковь, ведь в описной книге Владимирского кремля за 1626 год храм упоминается как «церковь Николая Чудотворца с трапезной комнатой и приделом». Есть сведения о наличии теплой церкви в честь Симеона Столпника. Оба храма в то время были выстроены из дерева. Патриаршие книги за 1628 год упоминают храм Николы. Также известно, что в 1719 году Николо-Кремлевская церковь была сожжена.

В середине 1721 года многочисленные прихожане приобрели деревянный храм в селении Погребищи, из которого был сделан зимний храм. Никольская церковь была выстроена в 1747 году, что доказывается в топографическом описании города Владимира за 1761 год. В 1761 году были начаты строительные работы, касающиеся возведения каменного храма с приделом. Согласно сохранившимся документам за 1762 год, только в 1769 году был выстроен придел и закончены работы над четырехъярусной колокольней. На протяжении 1850 года к Николо-Кремлевскому храму был пристроен придел, освященный во имя Симеона Столпника.

В настоящий момент храм расположен в центральной части города Владимир на Большой Московской улице. С восточной стороны к нему примыкает стена большого Рождественского монастыря, а с южной стороны располагается маленький сквер.

Николо-Кремлевская церковь состоит из главного объема, трапезной комнаты, к которым примыкает четырехъярусная колокольня. Со стороны юга и севера расположены два придела.

Изначально храмовая постройка состояла из основного объема, трапезной и высокой колокольни с северным приделом

Особое внимание привлекает четырехъярусная колокольня, которая отчетливо выделяется во всей пространственно-объемной композиции. Колокольня имеет покрытие по своду и завершается в виде высокого шпиля

Главный объем представляет собой бесстолпный четверик, который в плане обозначен квадратом и покрыт четырехлотковым сводом, завершающимся восьмигранным двойным барабаном с главкой луковичной формы. До нас дошла живопись, сохранившаяся в основном объеме. К главному объему примыкает пространство алтарной апсиды, которое перекрыто конхой.

Трапезная комната представлена прямоугольным помещением, перекрытым при помощи коробового свода с небольшими распалубками над восточными и западными арочными проемами.

Колокольня примыкает к трапезной. Ее нижний ярус представляет квадрат, перекрытый сводом с распалубками, которые ведут в трапезную комнату, а затем и в северный придел. Имеющиеся приделы объединяются между собой в виде арочных проемов. Трапезная комната соединяется с приделами в общее помещение, имеющее прямоугольную форму, несколько вытянутую с северной стороны. На одном уровне с трапезной и главным объемом приделы несколько перегораживают временные стены.

Оконные проемы приделов размещены на уровне трапезной комнаты. Оконные рамы являются двойными и выполнены из дерева. Оконные проемы имеют глубокие откосы. Стены храма оштукатурены под известку. В главном объеме четверика до сих пор сохранилась живопись. Алтарная часть соединяется с объемом при помощи трех арочных проемов, при этом центральная часть немного шире и выше остальных. На сегодняшний день арки заложены.

Пол в храме – цементный и имеет перекрытия в виде дощатого настила, на котором настелен линолеум. Конха участвует в перекрытии алтарной части расположенного с южной стороны придела. Северный придел оформлен в виде прямоугольника. Со стороны севера приделано крыльцо, выложенное из белого камня. Между кирпичными швами можно заметить известковый раствор. Рисунок декоративного оформления отличается пластичной выразительностью, но в то же время располагает графической сухостью и строгостью в обработке некоторых деталей. К примеру, пилястровые приделы, которые соответствуют подпружным аркам, находят отражение с пилястрами апсид.

Архитектура и культурные достопримечательности Архангельского собора

Описывая архитектурные особенности Архангельского собора московского Кремля, следует подчеркнуть, что построен он в традиционном для русского зодчества стиле с элементами венецианского строительства. При этом архитектор впервые в истории интерпретировал строение кремлевского Успенского храма.

  • Основой строения является прямоугольник, в западной части которого – четыре придела. Здание выполнено из кирпича. У него пять глав, которые смещены к востоку и расставлены асимметрично. При этом барабаны куполов различаются по диаметру. Благодаря такому приему создается впечатление простора и особой легкости строения.
  • Венецианская архитектурная традиция прослеживается в ордере из двух ярусов, который размещен на фасадах, а также в полукруглых фронтонах, ордерных пилястрах, многопрофильных карнизах. Такая ордерная декорация была впервые использована для декора внутреннего пространства храма.
  • Очень интересно и само убранство храма внутри. Поскольку Архангел Михаил, которому и посвящен собор, у христиан считается проводником душ умерших, а также покровителем князей и витязей, которые проявили чудеса героизма на военном поприще, атмосфера в храме отличается торжественностью, но при этом несколько сумрачная. Ученые сходятся во мнении, что первоначальный вариант строения не был украшен изнутри росписью, а появилась она в середине XVI века, о чем свидетельствуют фрески, сохранившиеся в предалтарной части с южной стороны.
  • Нынешняя роспись датируется XVII веком, причем прорись делали лишь четыре иконописца, а вот росписью занималось более девяти десятков мастеров. Поскольку в некрополе Архангельского собора покоится немало царей и князей, их символические портреты также размещены на стенах. Здесь есть как библейские сюжеты, повествующие о жизни Архангела Михаила, так и легендарные, посвященные борьбе князей с захватчиками.
    Изначальный иконостас, который соорудили при возведении Архангельского собора московского Кремля, сгорел в середине XVI века, но через сто лет резчики царя создали новый. Большинство образов, размещенных в иконостасе, выполнены в этот же период. Особого внимания заслуживает икона, изображающая Архангела Михаила. Она датируется XIV-XV веками. Некоторые исследователи называют ее лучшим образцом русской иконописной школы.
  • Что касается усыпальницы, первоначальное расположение захоронений неизвестно – после разбора храма в 1505 году их расставили по-новому: с южной стороны разместили великих князей, с запада – удельных, а возле северной стены – опальных. Через полтора века достроили еще один придел, где также сделали царскую усыпальницу – именно здесь похоронены Иван Грозный, Александр Невский.

Колокольня Ивана Великого

Это удивительное сооружение состоит из самой колокольни, а также Успенской звонницы и Филаретовской пристройки, которые были возведены в период с 1505-го по 1815-й годы. Общее количество колоколов составляет двадцать одну штуку.

В 1812-м, уходя из Москвы, по приказу Наполеона колокольня Ивана Великого была взорвана, произошло чудо. Она, хоть и дала в верхней части трещину, тем не менее устояла. Однако Успенская звонница с Филаретовской пристройкой разрушились полностью. Их в 1815-м заново отстроил архитектор Жилярди. Над проектом вместе с ним работали И.Еготов и Л.Руска. Объемы и формы зодчие сохранили максимально приближенными к первоначальным, однако добавили несколько элементов из классического декора.

Начало формирования ансамбля

Итак, на первом этапе формирования в Москве архитектурного ансамбля Кремль представлял собой всего лишь земляной вал и защищавший его извне ров. По иным сведениям? часть укреплений была деревянной.

У Москвы-реки территории в те времена были вполне обжитыми, ведь здесь проходили важные торговые пути, хоть эти земли и были окраиной и пограничным пунктом Ростово-Суздальского княжества. Все поселения возле реки и Боровицкого холма принадлежали боярину Кучке. Незадолго до возведения первых крепостных укреплений Долгорукий казнил Кучку. Причины, побудившие его к этому, доподлинно неизвестны.

Рядом с Кремлем были возведены княжеские палаты. Возникли новые поселения переселенцев. Все села объединились вокруг Боровицкого холма под защитой крепостных стен в единое городское формирование. Новый город первоначально был назван Кучковым, но потом поменял свое название на Москву, что было обусловлено его местонахождением.

Слабое укрепление, построенное не по традициям древнерусского оборонного зодчества? было захвачено и разрушено монгольскими ордами, но при Иване Калите в первой половине XIV века среди прочих была восстановлена и Москва. Постепенно Московское княжество укрепляло свои позиции среди других крупных русских княжеств, и даже стало соперничать с Тверским, Суздальско-Нижегородским и Рязанским, причем наиболее серьезно с первым из трех. Все княжества боролись в Орде за престижный ярлык великого князи Владимирского, владение которым давало огромные преимущества, прежде всего, власть над другими княжествами и особые привилегии в Орде. Иван Калита при помощи дипломатии, хитростей и подкупов сумел обзавестись этим ярлыком, в результате чего смог на долгое время освободить русские земли от ордынского ига. Будучи князем московским, он присоединил к своему княжеству и прочие, объединив тем самым многие русские земли. Москва стала центром нового княжества. Случилось это после того, как Иван Калита уговорил владимирского митрополита Петра перенести свою резиденцию на берега Москвы-реки. С этого момента Москва стала и церковным центром всех русских земель. Началось быстрое возвышение Москвы над другими городами.

Иван Калита отстраивает деревянный Кремль — из дуба, но как он выглядел, неизвестно. В течение последующих 25 лет Кремль многократно страдал от пожаров, и в 1366 году князьями Дмитрием Донским и Владимиром Андреевичем он перестраивается в камне. Но по непонятным причинам вскоре разрушится. Следующая версия крепостного укрепления будет возведена по указу Ивана III. В течение нескольких веков Кремль достраивался, возводились его башни. Современный вид Кремль получил лишь в правление Иоанна Грозного.

Москва. Кремль.

Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Патриаршие палаты один из самых интересных памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века. Палаты были построены по указу патриарха Никона в 1653-1655 годах русскими мастерами на месте древних сооружений митрополичьего, а затем патриаршего двора в Московском Кремле. Руководили работами подмастерье каменных дел Алексей Корольков и подмастерье Иван Семенов.

Первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, третий – личные покои патриарха. На втором этаже располагались парадные помещения. Особый интерес представляет Крестовая палата дворца – парадный приемный зал патриарха Никона площадью 280 квадратных метров, перекрытый единым сомкнутым сводом без опор, что было большим новшеством и достижением русской архитектурной практики того времени. В ней проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей. Крестовая палата стала образцом для строительства трапезных крупных монастырей, сыграла свою роль в утверждении красоты открытого зального пространства. В XVIII-XIX веках в Патриарших палатах находилась Московская Синодальная контора.

К 1673 году была заложена одна проездная арка под церковью Двенадцати апостолов, а в самом конце XVII века над зданием появился четвертый этаж, от которого до наших дней сохранилась так называемая Петровская палатка. Значительные изменения внешний облик здания претерпел в XVIII и XIX столетиях. В результате реставрационных работ XX столетия зданию Патриарших палат в основных чертах возвращен изначальный облик XVII столетия.

В настоящее время на втором этаже Патриарших палат располагается музейная экспозиция. Она посвящена русской культуре XVII столетия, когда накануне петровских реформ менялись мировоззрение, традиции и весь уклад жизни русского общества. В музее представлены драгоценная посуда, ювелирные украшения, предметы царской охоты, старинная мебель, памятники лицевого и орнаментального шитья.

В домовой церкви Двенадцати апостолов особый интерес представляет резной золоченый иконостас рубежа XVII-XVIII веков. В церкви также размещена выставка икон, рассказывающая об эволюции иконописи на протяжении всего столетия. О новых тенденциях в живописи наглядно свидетельствуют работы ведущих придворных изографов — Симона Ушакова и Федора Зубова. Экспозиция музея рассказывает о художественных вкусах русского общества XVII века, о своеобразии духовной жизни Руси, стоявшей на пороге Нового времени.


Церковь Двенадцати Апостолов в Патриаршем доме в Кремле

Одно из первых изображений восточной частиПатриарших палат с домовой церковью.Фрагмент миниатюры начала 1673 года


Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Церковь Рождества Богородицы на Сенях
Успенский собор
Церковь Ризположения
Благовещенский собор
Грановитая палата
Архангельский собор
Ансамбль колокольни Ивана Великого
Золотая царицына палата
Теремной дворец
Верхоспасский собор и теремные церкви
Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов
Потешный дворец
Арсенал
Сенат
Большой Кремлевский дворец
Оружейная палата
Военная школа имени ВЦИК
Государственный Кремлевский дворец
Царь-пушка
Царь-колокол
История
Объекты

Статистика |
География и экономика |
История и культура Достопримечательности Москвы |
Гостиницы и турагентства |
Нужные телефоны

Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов

  1. Собор 12 апостолов Московского Кремля – единственный храм города, носящий такое имя.
  2. Возведен в XVII веке по указу патриарха. Вместе с ним выстроен Патриарший дворец. В дальнейшем неоднократно перестраивался.
  3. После того как патриаршество было упразднено, собор утратил свое былое значение, а во дворце было расположено управление Великого Синода.
  4. В течение XVIII века собор стал разрушаться, приходя в упадок, и лишь к концу века были проведены восстановительные работы.
  5. Пострадал собор во время революционных событий, а после них был передан в управление музею. В настоящее время в здании действует экспозиция.

История строительства Верхоспасского собора

С незапамятных времен у великих князей и царей было принято устраивать молельные места прямо в тех местах, где они жили. Потому что публичное посещение первыми лицами государства религиозных учреждений в обычных приходах не всегда было удобным по причине излишнего людского внимания да и из соображений безопасности.

Так появились царские домовые храмы. В XVII веке в Кремле было уже несколько таких церквей, освященных в честь великомученицы Екатерины, Спаса Нерукотворного, Святой Евдокии и Крестовоздвижения (или Распятия Христова). Все они имели разный размер и стояли с восточной стороны на подклетах большого Теремного дворца.

Самой старой была кирпичная Екатерининская церковь. Ее возвели в 1627 году на месте сгоревшего деревянного храма. Руководил строительством английский архитектор, так называемый палатный мастер, Джон Талер. Церковь Екатерины располагалась на одном уровне с Золотой Царицынской палатой и примыкала к ней с севера. Этот храм был главным на женской половине, и в нем традиционно молились царица и царевны. Здесь они слушали очистительные молитвы после родов и во время постов.

Спустя несколько лет, в 1635-1636 годах, при участии знаменитых зодчих Бажена Огурцова, Трефила Шарутина, Антипа Константинова и Лариона Ушакова возвели церковь Спаса Нерукотворного. Она стала домовым храмом, предназначенным для царя и царевичей.

В 1654 году сверху к Екатерининской церкви была пристроена церковь Святой Евдокии. Она, как и Екатерининский храм, служила для домашних молитв царицы и ее дочерей, то есть была женской церковью. В 1681 году храм Евдокии переосвятили в честь Воскресенья Словущего. Самой последней, в 1681 году, построили Распятскую церковь. Ее небольшие помещения, занимающие всего 25 кв. м, оказались выше всех остальных теремных храмов.

В конце XVII века было принято решение объединить все домовые храмы в одно здание. Руководить этой непростой реконструкцией поставили одного из авторитетнейших московских зодчих своего времени Осипа Дмитриевича Старцева. Он родился в семье потомственных строителей, и большую практическую школу получил от своего отца Дмитрия Михайловича, который строил Гостиные дворы в Архангельске и Троицкую башню Московского Кремля.

К 1682 году Осип Старцев с успехом провел коренную перестройку фасада зданий и их внутреннего устройства. Верха всех церквей выровняли общим карнизом и покрыли единой медной кровлей. По преданию, ее выковали из обесценившихся медных денег. Изящные барабаны украсили поливными многоцветными изразцами, которые сделали по рисункам мастера из Новоиерусалимского монастыря – старца Ипполита. И новый одиннадцатиглавый собор приобрел тот облик, который известен нам сегодня.

История

Комплекс создавался в тринадцатом-четырнадцатом веках. Тогда на площади еще только определялась пространственная композиция, и решалось ее предназначение. Первые сооружения были деревянными. Соборная площадь Кремля считается самой древней в столице. Ее нынешний облик сформировался только во второй половине пятнадцатого столетия, когда старые соборы заново перестроились. В это же время были возведены Колокольня Ивана Великого и Грановитая палата. Храмы строились по проектам итальянских зодчих московскими, псковскими и владимирскими мастеровыми. Именно поэтому на внешнем облике многих сооружений сохранился отпечаток западной архитектуры эпохи Возрождения.

Начало строительства ансамбля выпало на время правления великого московского князя Ивана Калиты. Именно при нем верхнее плато Боровицкого холма было выбрано как место для возведения трех каменных храмов: Успенского, Иоанна Лествичника и Архангельского. В конце четырнадцатого века, уже во время царствования Дмитрия Донского, здесь был построен еще один – Благовещенский. К сожалению, тогдашние варианты древних храмов не сохранились. Однако именно Успенским, Архангельским и Благовещенским были определены основные черты, по которым в дальнейшем достраивалась Соборная площадь Кремля. Схема современного музейного ансамбля, его размеры и планировочная структура сформировались уже тогда, а сегодняшние соборы, которые входят в комплекс, были выстроены на месте старых.

Москва. Кремль.

Верхоспасский собор и теремные церкви

Библиотека им. В.И. Ленина, Боровицкая, Александровский сад, Охотный ряд, Театральная, Площадь Революции

С востока к Теремному дворцу примыкает группа храмов, отделенных от него Передним каменным двором.

В 1627 году была построена первая из них – церковь Екатерины, ставшая домовым храмом цариц и царевен. Ранее на ее месте стояла деревянная церковь, но она сгорела, и новую воздвигли под руководством Джона Талера уже из кирпича. Она расположена с северной стороны от
Золотой Царицыной палаты и с в одном уровне с ней. С запада и севера церковь окружена галереей. На Передний каменный двор вела разместившаяся между храмом и Царицыной палатой лестница.

В 1654 году над Екатерининским храмом построили церковь Евдокии. Новый храм размещается над четвериком и трапезной нижней церкви. Дальнейшие перестройки полностью видоизменили эти храмы.

В 1635-1636 годах мастерами Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шарутиным и Л. Ушаковым была построена Домовая церковь царей – Спаса Нерукотворного с приделом Иоанна Белогородского. Позже она получила название Верхоспасского собора с приделом Иоанна Предтечи. Теми же мастерами и в тоже время был построен Теремной дворец. Передний каменный двор стал именоваться Верхоспасской площадкой.

В 1679-1682 годах дворцовые храмы были перестроены и довольно существенно. Над приделом Иоанна Предтечи был возведен маленький храм Воздвижения креста Господня (Распятский). Для увеличения его площади застроили промежуток между приделом и церковью Евдокии. После этого верха всех трех храмов были выравнены общим карнизом под единую кровлю. Реконструкцией храмового комплекса занимался зодчий Осип Старцев. Над образовавшимся удлиненным с севера на юг объемом автор поставил на едином постаменте одиннадцать небольших главок на тонких изящных барабанах, разместив их таким образом, что получилось три совмещенных пятиглавия. С восточного фасада храмы объединяются обходной галереей, выстроенной на арке.

До строительства в 1840-х годах Большого Кремлевского дворца храмовый комплекс более не перестраивался. Но во время этого нового переустройства Кремля Верхоспасский храмовый комплекс утратил прежнюю обособленность архитектурного объема.

1920-х, 1940-х и 1960-х годах комплекс серьезно реставрировался, благодаря чему его древний облик был частично возвращен.

Несмотря на многочисленные реконструкции, в храмах сохранились уникальные образцы декоративного убранства интерьеров: резные золоченые иконостасы второй половины ХVII века с иконами того же времени в Верхоспасском соборе и церкви Воскресения Словущего, а также резные золоченые хоры в последней. Уникален иконостас Распятской церкви – «медный чеканный в деревянных столбцах» и иконы, выполненные в технике аппликации из тканей в сочетании с живописными изображениями.

В настоящее время дворцовые церкви в составе Большого Кремлевского дворца являются частью Резиденции Президента Российской Федерации.


Верхоспасский собор и теремные церкви


Фрагмент акварели начала XIX века

Церковь Рождества Богородицы на Сенях
Успенский собор
Церковь Ризположения
Благовещенский собор
Грановитая палата
Архангельский собор
Ансамбль колокольни Ивана Великого
Золотая царицына палата
Теремной дворец
Верхоспасский собор и теремные церкви
Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов
Потешный дворец
Арсенал
Сенат
Большой Кремлевский дворец
Оружейная палата
Военная школа имени ВЦИК
Государственный Кремлевский дворец
Царь-пушка
Царь-колокол
История
Объекты

Статистика |
География и экономика |
История и культура Достопримечательности Москвы |
Гостиницы и турагентства |
Нужные телефоны

История строительства

Первые палаты для митрополита, построенные из камня, появились в Московском Кремле в 1450 году. Они предназначались для митрополита Ионы, по чьему приказу рядом с резиденцией была возведена церковь Ризоположения. Храм предназначался для московских митрополитов и стал служить им домовой церковью.

Пожары, часто бушевавшие в Москве в XVII-XVIII веках, приводили к тому, что многие постройки уничтожались огнем практически до основания. Митрополичьи палаты впервые выгорели дотла в 1473 году. Тогда в огне погибли и храм, и двор. Заново их отстроили через десять лет, когда Церковь возглавлял уже митрополит Геронтий. Новый пожар запылал практически сразу, и в 1493 году митрополичьи палаты вновь сильно пострадали. В середине XVI века к резиденции был пристроен еще один храм, освященный в честь Соловецких чудотворцев.

В 1589 году учредили Московский патриархат, и первый патриарх Иов приказал обновить резиденцию. Палаты частично перестроили, а с севера к ним добавили церковь Трех Святителей московских Петра, Алексия и Ионы. Теперь патриарший двор представлял собой внушительный комплекс зданий с хоромами и тремя домовыми храмами.

Смутное время и пожар 1626 года практически полностью разорили резиденцию московских патриархов. Для того, чтобы отстроить хоромы и церкви заново, потребовалось немало средств. Деньги пожертвовал патриарх Филарет – отец Михаила Романова и видный церковный и политический деятель в эпоху Смутного времени. Патриарший двор был восстановлен в прежнем виде, а к середине XVII века снова перестроен уже по заказу патриарха Иосифа.

Каждый новый хозяин Патриарших палат затевал свою собственную реконструкцию и ремонт резиденции. Никон тоже не остался в стороне, и в 50-х годах XVII века ансамбль на Соборной площади вновь подвергся изменениям. Зодчие разобрали храм Соловецких чудотворцев и другие постройки и воздвигли на их месте домовую церковь и трехэтажную резиденцию патриарха. Парадная Крестовая палата поражала необычным архитектурным решением: ее сомкнутый свод площадью 280 кв. м. был установлен на распалубки, при этом центральный столп отсутствовал. Церковные главы были покрыты медными листами с позолотой. Храм освятили в честь апостола Филиппа. Вскоре властолюбивый патриарх поплатился за свою гордыню. Его противники, осуждая Никона, приводили Патриаршие палаты, как пример его желания сравняться в правах с самим государем.

Церковь была заново освящена и немного перестроена в 80-х годах XVII века. Тогда храм назвали в честь Двенадцати апостолов, и в нем проводились отныне все патриаршие службы, кроме особо торжественных по великим праздникам.

Архитектура. 10 вопросов – 10 ответов

Собор Двенадцати апостолов.

Вопросы

Ответы

1. Название храма?

Собор Двенадцати апостолов.

2.Где находится?

Москва, Кремль.

3.Каков тип здания?

Четырехстолпное крестовокупольное здание на подклете, построенное по образцам Владимиро-Суздальских храмов.

4.В каком веке и году построен?

XVII век, 1653-1656.

5.При каком царе?

При Алексее Михайловиче

(1645-1676).

6.В честь какого события построен храм?

Храм построен по заказу патриарха Никона как домовая церковь московских патриархов. Построен в честь двенадцати апостолов – учеников  Иисуса Христа.

7.Кто строил храм?

Архитекторы: Б.Огурцов, Д. Охлебинин, А. Константинов, А.Макеев.

8.Внутреннее убранство?

Внутренние помещения расписывали талантливые живописцы, которыми славились Троице-Сергиевский монастырь, Ярославль и Кострома.

К наиболее сложным работам привлекли царских художников – Симона Ушакова, Иосифа Владимирова и Федора Козлова. Однако их работы не сохранились.

9.Каковы особенности постройки храма?

Пятиглавый храм. Соединён с покоями Патриаршего двора.

10.Судьба храма сегодня.

В начале 1990-х годов храм был передан Русской Православной Церкви.

Богослужения совершаются раз в год на престольный праздник. В остальное время храм действует как музей.

Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов открыты для посещения.

Интересные факты.

  • При Петре I патриаршество упразднили. В 1718 году по приказу царя верхний этаж Патриаршего дворца отдали под библиотеку с редкими рукописными и печатными книгами.
  • В XIX столетии в очередной раз реконструировали храм Двенадцати апостолов. Работы проходили под руководством архитектора Дмитрия Чичагова: освежили роспись, сменили декоративные элементы, украсили церковь новым большим иконостасом. В Патриаршем дворце разместился Синод.
  • В 1917 году от артиллерийских снарядов была разрушена церковь и стена трапезной. После национализации здесь размещались комендатуры, склады и реставрационные мастерские.
  • Патриаршие палаты открылись для посетителей лишь в 1961 году после реставрации.
  • Сегодня на втором этаже дворца расположена музейная экспозиция, на которой представлено декоративно-прикладное искусство и быт XVII века.
  • Уникальными являются личные вещи патриарха Никона вместе с его церковным облачением, охотничье снаряжение Ивана Грозного и уникальная коллекция часов, набор шахмат и письменные принадлежности, которыми пользовался еще отец Петра I — государь Алексей Михайлович.
  • В соборе Двенадцати апостолов хранится собрание редких подписных икон XVII века.
  • В Патриарших палатах не прекращается реставрация.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Список источников

  • www.syl.ru
  • www.lifejourney.club
  • putidorogi-nn.ru
  • www.votpusk.ru
  • poznaemvmeste.ru
  • ProRossiu.ru
Оцените статью
Добавить комментарий