История и культура санкт-петербурга

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация у уроку ОБЖ в коррекционной школе VIII вида в 4-5 классе по теме:»Безопасность на транспорте»

презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого «Хаджи-Мурат» в 9 классе

Урок развития речи. Дмитрий Сергеевич Лихачев о культуре речи. (7 класс). Диктанты с заданиями.(7-9 кл.)

Презентация к уроку изобразительного искусства «М.В.Ломоносов- — великий сын России» ( 6 класс, тема урока «Монументальная живопись.Мозаика»).

Презентация к уроку истории на тему «Золотой век русской культуры» в 9 классе (VIII вид обучения)

Презентация к уроку истории на тему «Золотой век русской культуры» в 9 классе

История Петербурга Екатерины Великой периода второй половины 18 века (1762–1796)

Начнем с того, что правление этой умнейшей и просвещеннейшей императрицы России изначально не было принято Европой. Придя  к власти, по мнению большинства монархов Старого Света, путем госпереворота, Екатерина не получила их одобрения, и должны были пройти годы и войны, чтобы ее правление было признано легитимным. Самодержице понадобилось проявить столько мудрости, хитрости и твердости правления, причем, руководя огромной страной в «царственном одиночестве».

Из масштабных исторических событий тех лет – а Екатерина правила с1762 по 1796 гг. – вспомним общероссийские события:

  • Пугачевщина
  • Разделы Польши
  • Турецкие войны и т.д.

Все это плюс реформирование внутренних систем государства занимало много времени государыни. Но и ее достижения были весьма велики.

В отношении Петербурга их можно определить так:

  • Огромные успехи градостроительства, разрабатывается новый план застройки Северной столицы. Активное строительство  Петербурга и загородных императорских резиденций – Павловска, Гатчины и Царского Села
  • Был создан государственный российский банк, вводятся купюры и чеканятся медные монеты – здание Ассигнационного банка
  • Появился воспитательный дом для сирот, приюты и государственные больницы
  • Открылась Публичная библиотека и Эрмитаж
  • Возникает городское самоуправление Петербурга – здание Городской думы
  • Строится первый невский мост, вводится плата за проезд
  • Отделываются камнем набережные – гранитные одежды  Невы и питерских рек, каналов
  • Оформляется Стрелка Васильевского острова
  • Появляются театры и театральные школы
  • Строится каменный Гостиный двор

Конечно, это не полный «реестр» сооружений, социальных, торговых и культурных возможностей, благоприобретенных Петербургом в период правления просвещенной императрицы.

В 1777 году  столицу империи накрывает самое масштабное наводнение, унесшее минимум тысячу жизней за несколько часов.

Краткая справка по культуре екатерининского Петербурга

На историю царствования Екатерины Великой пришлись эпохи сразу двух форм одного художественного стиля – раннего и строгого классицизма. Этот стиль стал самым значительным в истории зодчества столицы и был призван воплощать уже новые идеи российской самодержавности, а именно – ее просвещенность, строгость и гуманность.

  • Ранний классицизм в Петербурге – это творения Валлен-Деламота, Ринальди и Фельтена – здания Гостиного двора, Академии художеств, комплекс сооружений Эрмитажа, Новая Голландия, собор Св.Екатерины, Князь-Владимирский собор, Мраморный дворец, Юсуповский дворец, Чесменская церковь и дворец  
  • Строгий классицизм – это произведения зодчих Кваренги, Камерона, Старова – Таврический дворец,   Академия наук, Ассигнационный банк и т.д.

Ну и конечно, преданная наследница Петра создает грандиозный памятник основателю столицы – Медный всадник стал эмблемой города на века.

Художники

Александринский театр

Зимний дворец

Государственный Русский музей

В 1724 году, за год до своей смерти, 52-летний Пётр I издал указ об основании Российской академии наук, а в 1757 году в городе появилась Академия художеств. В XIX веке в ней учились такие русские художники, как Карл Брюллов и Илья Репин, получившие впоследствии международное признание. В 1838 году в Академию художеств поступил украинский поэт и живописец Тарас Шевченко, получив в 1843 году степень свободного художника, а в 1860 году — звание академика по гравированию. В XX веке её воспитанниками были Николай Тимков, Сергей Осипов, Александр Самохвалов, Николай Позднеев, Евгения Антипова, Арсений Семёнов, Лев Русов и другие известные ленинградские художники.

В чем особенность художественной культуры петровского Петербурга?

Как вы уже знаете, в облике первоначального Петербурга переплелись «отголоски» голландской, французской и московской культуры. Благодаря этому сформировался особый архитектурный стиль — раннее барокко. Так и в остальных видах художественной культуры сочетались влияния разных европейских художественных школ. Над скульптурами работали преимущественно итальянские мастера,но в создание барельефов Петровских ворот, Летнего дворца внесли вклад немецкие скульпторы и русские подмастерья. Живописные произведения создавали европейские мастера (кстати, не самые лучшие живописцы) и первые русские художники. Театральные представления разыгрывали иностранные актёры; капелла и хоры состояли из русских певцов, а оркестры — из иностранцев и обучавшихся у них русских музыкантов. Так складывалась неповторимая «мозаика» петербургской художественной культуры, в которой соседствовали различные художественные «почерки». Но тон всему задавал модный в Европе стиль барокко — полный аллегорий, причудливых узоров и звуков, тщательно прорисованных деталей и ярких красок.

Сегодня самым выразительным памятником наследия петровской эпохи является дворец Меншикова. Не только внешний облик здания, но и убранство, и жизнь хозяев — всё соответствовало духу времени.

8. «Юности честное зерцало…»

В 1717 г. неизвестный автор составил для дворян правила поведения —  этикета«Юности честное зерцало, или Показание житейскому обхождению…». Оно пользовалось в новой столице большой популярностью и при Петре I выдержало три издания.

В первой части были помещены азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, а также нравоучения из священного писания. Её можно считать одним из первых пособий по обучению и гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, введёнными указом Петра I в 1708 году вместо прежнего церковно-славянского обозначения.

Вторая часть — это собственно «зерцало», то есть правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия.

 «Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистит. Хлеба, приложа к грудям не режь… над ествою не чавкай как свинья и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне».

Ряд положений касался воспитания у молодежи дворянской и человеческой порядочности. Юноше, чтобы прослыть благовоспитанным и современным человеком, следовало обладать тремя добродетелями: смирением, приветливостью и учтивостью. «Никто себя сам много не хвали и не уничижай и не срами», «Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори»

В этих рекомендациях христианское «Возлюби врага своего как себя самого» соединилось с представлениями о достоинстве человека, порождёнными европейской Реформацией и Просвещением.

Предисловие

История Санкт-Петербурга «необычна» с самого момента возникновения этого города. В отличие от остальных – причем, большинства городов мира — эта столица возникла не естественным путем и имела изначально практически «неестественные функции» для державного города.

Санкт-Петербург появился не в результате «эволюционного развития» уже имеющегося поселения людей и не столько из-за имеющейся «стратегической необходимости» («отсель грозить мы будем шведу»), а практически «вопреки» этим основным принципам.

История Петербурга началась с «царского каприза», с имперского волюнтаристского решения основать новый град, «Парадиз», «столицу-мечту» и т.д.  Казалось бы, для таких целей имело смысл «использовать» более подходящую местность… Но Петр выбирает эти «непроходимые болота» с «жутким климатом» и прочими «отягощающими обстоятельствами». Царское решение Петра было «диким» в то время для всех – от элит до крепостных, и народный фольклор столицы подробно «рассмотрел» все причины, события и следствия такой императорской «блажи» — см. мифы о Санкт-Петербурге.

Как бы там ни было, но то культурное и эстетическое совершенство, какое представляет собой теперь город на Неве, родилось от  императорской «прихоти» и в результате многотрудной и многосложной истории всей страны. Петербург всегда был «детищем Петра», которое «пестовали на руках»  все императоры России как династии Романовых, так и последующие «правители» советской и постсоветской эпох.

Поэтому наш рассказ об истории Санкт-Петербурга мы решили представить не простой хронологической «сводкой» событий, судеб и свершений этого города, а картинами его развития по периодам правления российских самодержцев. И поскольку эта история императорской столицы, конечно, неотделима от истории всей империи, факты собственно петербургской истории будут чередоваться с общероссийскими, но мы постараемся их акцентировать и укрупнять.

Разное

В Санкт-Петербурге часто проводятся массовые спортивные мероприятия. В основном летом это — кроссы, соревнования по бегу. С начала XXI века такие мероприятия проходят как в центре города, так и на окраинах. В 2007 году традиционный массовый легкоатлетический пробег «Испытай себя-2007» проводился в Выборгском районе.

На обслуживании у Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству находится свыше 300 часовых механизмов. На реализацию этой программы из городского бюджета выделено около 2,1 млн рублей. Также в городе были установлены первые экспериментальные часы, работу и точность хода которых координирует спутник.
Санкт-Петербург изображён на 50-рублёвой купюре Банка России.

Советская и постсоветская история Петербурга

После октябрьского переворота Петербург лишается статуса столицы и своего имени. На 70 лет он становится городом Ленина — Ленинградом. С этим названием он восстанавливается после гражданской войны, строится, воюет, переживает страшнейшие годы блокады (872 дня), растит новых героев, новых творцов, новых хозяев нового города на Неве.

В 1991 году, а официально в 1992, Северная столица снова получает свое историческое имя – Санкт-Петербург, и начинается её очередной круг истории.

Каким он войдет в длинную и величественную летопись городских и общероссийских событий, памятников и достижений – это уже задача поколений наследников традиций и императорского и демократического прошлого России, т.е. нас с вами.

Музеи

В городе имеется свыше 200 музеев и их филиалов: Эрмитаж, Русский музей, Центральный военно-морской, научно-исследовательский Академии художеств России, городской скульптуры, истории Санкт-Петербурга, антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) и др.
Из примерно 250 музеев в городе Эрмитаж, который посещают от трёх до четырёх миллионов посетителей в год, самый посещаемый и, вероятно, один из наиболее известных музеев мира. Эрмитаж является одним из наиболее важных художественных музеев в мире. Он гордится очень большой коллекцией европейского изобразительного искусства.

Зимний дворец, в общей сложности занимает пять зданий, сам музей, выставочная площадь 57 475 кв.м. и склад в 45000 квадратных метров. В архиве Эрмитажа более 2,7 миллионов экспонатов. Есть коллекции доисторического искусства, древнего искусства и культуры, искусства и культуры народов Востока, западного искусства и русского искусства, а также ювелирные изделия

Поскольку большая часть шедевров русского искусства переехала в Русский музей, шедевры западноевропейского искусства и культуры являются наиболее важной частью коллекции.

В нём находятся работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Паоло Веронезе, Эль Греко, Гойи, Лукаса Кранаха Старшего, более 40 картин Рубенса, Рембрандта и 25 работ из различных его учеников, Винсента Ван Гога, 37 картин Анри Матисса, Пьера-Огюста Ренуара, Поля Гогена, 31 картин Пабло Пикассо, а также Эдуарда Мане и Василия Кандинского.

Музей был частной коллекцией российских императоров, с 1852 года стал общедоступным. После Октябрьской революции, многочисленные частные коллекции, конфискованные у русских дворян, были переданы в Эрмитаж. Блокаду города коллекция музея пережила практически без потерь

Из многих туристических направлений в городе, Эрмитаж, вероятно, самое важное. Существует долгосрочное сотрудничество с Фондом Соломона Р

Гуггенхайма.

Презентация на тему: » Санкт Петербург- культурная столица.. Ознакомиться с культурой города; Совершить тематическую экскурсию; Ознакомиться с историей города; В конце поездки.» — Транскрипт:

1

Санкт Петербург- культурная столица.

2

Ознакомиться с культурой города; Совершить тематическую экскурсию; Ознакомиться с историей города; В конце поездки подвести итоги.

3

Вы должны разделиться на группы: — Историк — Литератор — Художник — Аналитик В ходе нашего проекта каждая группа должна собрать как можно больше материала о городе. Завершающим этапом станет подведение итогов, и защита Ваших проектов.

4

Основанный в 1703 году Петром Первым как «окно в Европу» Санкт- Петербург является одним из наиболее привлекательных для посещения городов мира. Впечатляющие архитектурные ансамбли, великолепие дворцов и соборов, красивые мосты через многочисленные реки и каналы, широкие улицы и большого размаха площади, неповторимая гармония и строгое совершенство архитектуры разных эпох, разных стилей все это придает Санкт- Петербургу особое очарование и своеобразие.

5

Предлагает гостям города для посещения более ста музеев, среди которых Эрмитаж сокровищница мирового искусства, Петропавловская крепость, Русский музей, Исаакиевский собор и многие другие. Пригороды Санкт-Петербурга пленяют прелестью парков Петродворца, Павловска, Пушкина, Гатчины, Ораниенбаума, созданных как парадные загороднырезиденции русских царей и придворной знати, теперь ставших замечательными памятниками-музеями пейзажного и садово-паркового искусства и строительства.

6

1. Фонтанный водовод 2. Зимний дворец 3. Мальтийская капелла Воронцовского дворца 4.Форты Кроншатадской крепости 5. Пять рек и каналов

7

В программе экскурсии: Колонистский парк, Ольгин и Царицин острова, проезд по бульвару Разведчика до памятнику Попову, переезд в Английский парк к развалинам Английского дворца, переезд в Луговой парк (к Розовому павильону и началу Самсониевского канала). Повторяя путь воды, группа движется по Самсониевскому каналу до ворот Верхнего Сада к Красному пруду в Нижний парк), возвращение к пункту проката вдоль забора Нижнего парка

8

Посещение Эрмитажа не составляет труда стоит только купить билет в кассе музея. Сложности возникают лишь с организацией экскурсий. Кто-то предпочитает за них не платить и подслушивать рассказы ведущих по музею организованные группы гидов. Предлагаем присоединиться к собираемой нами группе таким образом вы не просто посетите один из самых известных в мире музеев, но и сможете услышать увлекательный рассказ гида. Организованные группы проходят в музей через отдельный вход вместе с нами вы избавляетесь от 2-3-часового в высокий туристический сезон стояния перед кассами Эрмитажа.

9

Мальтийская капелла Воронцовского дворца не зря считается одной из самых значимых работ архитектора Джакомо Кваренги. Познакомиться с её историей и интерьерами, историей Пажеского корпуса, Воронцовского дворца предлагаем во время нашей экскурсии. Во время экскурсии вы прогуляетесь по закрытой для широкой публики территории Воронцовского дворца. Мальтийская капелла Воронцовского дворца

10

Форт Тотлебен (Первомайский) один из самых больших островных фортов Кронштадской крепости. Назван в честь знаменитого русского инженера- фортификатора Эдуарда Тотлебена ( ). Форты Кронштадской крепости- форт Тотлебен

11

Классическая прогулка по малым рекам и каналам Санкт- Петербурга: Мойка, Зимняя Канавка, Нева, Фонтанка, Крюков канал.

12

прикоснуться к культуре города; составить маршрут путешествия;

СМИ

Печатные

Санкт-Петербург является одним из городов, определяющих развитие медиапространства страны. По сравнению с другими региональными центрами для печатного рынка Северной столицы характерны более высокие количественные и качественные показатели. В Санкт-Петербурге выпускается более 100 газет и 150 журналов. Разовый тираж газет — примерно 10 млн экземпляров, журналов — свыше 7 млн экземпляров. Примерный годовой объём реализации периодической печатной продукции в городе — 185 млн экземпляров: 132 млн экземпляров — реализация в розницу и 53 млн экземпляров — по подписке.

В период перестройки здесь начала выходить популярная газета «Час пик», телепрограммы Невзорова «600 секунд», Чернядьева «Событие», «Пятое колесо», «Музыкальный ринг»…

Телевидение

В Санкт-Петербурге расположен головной офис общероссийского Пятого канала. Кроме того, в городе вещает региональный телеканал «Санкт-Петербург». Работает также ряд региональных телестудий: Ленинградская областная телерадиокомпания, НТВ-Петербург, СТС-Петербург, ТНТ-Петербург, Россия-1, Euronews.

Литература

Практически с самого начала своего основания и до нынешних дней Санкт-Петербург является местом средоточения творческих личностей. Сюда со всех концов страны съезжаются и остаются жить писатели, художники, живописцы и скульпторы. Зачастую, именно здесь их посещает особое вдохновение, позволяющее им творить великие произведения искусства.

Петербург уникален во многом. Основанный легендарным русским царем Петром I только триста лет назад, он нашел многочисленные отражения в отечественной литературе. Стали привычными формулировки «Петербург Достоевского», «Петербург Гоголя». А к словам одного из историков, принадлежащих к основателям отечественного экскурсионного дела — Н.П.Анциферова добавить что-либо невозможно: «А.С. Пушкин в той же мере творец образа Петербурга, как Петр Великий — строитель самого города».

Невозможно представить русскую литературу XIX века без неких объединений единомышленников. Форма могла быть разной: от обществ, имеющих свой устав, до салонов, где тон и атмосфера задавалась хозяином, чаще хозяйкой дома, и была направлена на то, чтобы гости чувствовали себя здесь как можно более комфортно и непринужденно.

Вряд ли истории известен хоть один человек творческой профессии, неважно, знаменитый ли, или никому неизвестный начинающий мастер, который бы, живя или будучи проездом в Петербурге, не отразил бы этот факт в своих творениях. Что уж говорить о людях, чьи талантливые произведения известны не только в России, но и по всему миру!. театрамидостопримечательностей

театрамидостопримечательностей

Лефорт, Франц Яковлевич

Франц Лефорт

ЛЕФОРТ, Франц Яковлевич несмотря на иностранное имя и происхождение, принадлежит России . Он родился 1 Октября 1654 года в городе Женеве, где дед его, Иван, служил Бургомистром, а отец, Яков, женатый на дочери Бургомистра Лекция, был Членом великого Совета. Врожденная склонность к военному ремеслу заставила его с юных лет искать славы и опасностей: сначала вступил он волонтером во Французскую службу и с Швейцарским полком участвовал в военных действиях 1672 и 1673 г. против Голландцев; потом поединок, который он имел во Франции, заставил его перейти под знамена славного Вильгельма Оранского; но оказанное им мужество и полученные раны в разных битвах награждены только одною благодарностию!

Допетровский Питер. Часть 1. Невозможные артефакты

Фильм о невероятных исторических артефактах Санкт-Петербурга, которые переворачивают всю историю Северной столицы вверх дном. Таинственные объекты, которые не могли быть созданы без применения сложнейших расчётов и мощной современной техники, но современником которых был Пушкин. Это есть, но этого не может быть.

Исследовательская группа проекта «Достояние Планеты» изучила гигантские гранитные артефакты, расположенные в окрестностях Санкт-Петербурга, происхождение и назначение которых не может объяснить ни один историк. В фильме даётся подробный анализ памятников, приводятся их точные размеры, масса, характер расположения, и другие точные сведения. Приводятся возможные версии предназначения этих объектов, а также легенды, связанные с ними.

Наводнения – главная напасть Санкт-Петербурга. Город, располагающийся в дельте реки Невы, за три века своего существования пережил 323 наводнения (подъём воды на 1.6 м выше ординара). Водная могучая стихия воздействовала на формирование городского облика, судьбы царей и обычных горожан. О наводнениях сочиняли предания и писали в художественных произведениях.

Нева не знала никогда сезонных паводков. Вода поднималась из-за атлантических циклонов: юго-западными ветрами вызывалась нагонная волна из Финского залива, препятствовавшая свободному речному течению. Чаще всего можно было наблюдать наводнения осенью – крупнейшие произошли в 1777, 1824 и 1924 годах.

Первое такое бедствие произошло в Северной столице 309 августа 1703 года. Воды поднялись на 2,5 метра, затопив Заячий остров и смыв часть леса, которую заготовили для сооружения крепости

Приняли первые меры предосторожности от неожиданных подъёмов уровня воды, несколько возвысив остров во время сооружения крепости, и даже увеличив земляной насыпью

Список источников

  • www.peterburg.biz
  • www.myshared.ru
  • wiki.bio
  • nsportal.ru
  • www.ILovePetersburg.ru
Оцените статью
Добавить комментарий