Лучшие развлечения в san giovanni bianco, италия

Вы здесь

Латеранская базилика

Только на Русский

Латеранская базилика

Play
Pause

Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Храм в Латеране перестраивался долго, поэтапно, что позволило в основном сохранить её планировочную структуру пятинефной базилики. В XVI веке Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана добавили поперечный неф-трансепт и оформили боковой фасад как Лоджию Благословения.

В середине XVII века Франческо Борромини полностью изменил интерьер храма, придав ему ярко выраженный барочный вид. Вместо колонн центрального нефа появились мощные пилоны, в которых устроены ниши-эдикулы, обрамлённые колоннами зелёного мрамора, перенесённые из боковых нефов.

В 12 нишах помещены скульптуры апостолов, выполненные учениками Борромини. Над ними находятся рельефы со сценами Ветхого и Нового Заветов и живописные изображения пророков. Великолепный пол, выполненный в технике косматеско, сохранился с XII века. Деревянный потолок центрального нефа – шедевр, созданный по проекту Пирро Лигорио и Даниэле да Вольтерра, ученика Микеланджело, в середине XVI в. французским мастером-краснодеревщиком Фламинио Буланже.

Ценнейшие мозаики украшают полукруглую абсиду. Как явствует из мозаичной надписи, мозаики выполнил художник Джакопо Торрити и завершил работу в 1291 году, в третий год понтификата Папы Николая IV. Визуально мозаика делится на части. На самом верху, на синем фоне – Спаситель в окружении ангелов. Ниже, на золотом фоне – райская гора, увенчанная крестом. К кресту в молитвенных позах обращены Дева Мария, Иоанн Креститель, апостолы и святые.

Небольшая фигурка в тиаре подле Марии – Папа Николай IV. Из райской горы вытекают четыре библейские реки, символизирующие четыре Евангелия, и впадают в реку Иордан, проходящую горизонтально по низу всей фрески. Воды Иордана изобилуют рыбой и обрамлены пышной растительностью. В водах утоляют жажду олени, под горой виден небесный град Иерусалим. Всю композицию осеняет благодатью изображённый над крестом в виде голубя Святой Дух.

Из храма можно выйти во внутренний дворик-кьостро, созданный в XIII веке в технике косматеско мастерами, принадлежащими к знаменитой римской семье Васалетто. Разнообразные по форме колонны поддерживают галерею, в которой выставлены архитектурные детали, сохранившиеся от первоначальной базилики времён Константина. В центре дворика находится мраморное кольцо. Оно привезено из Палестины и считается верхней частью колодца, возле которого Христос беседовал с самаритянкой.

Пройдя вдоль центрального нефа к главному входу в храм, обратите внимание на крайнюю справа капеллу Корсини. В Латеранской базилике погребены многие деятели церкви, в том числе Папы

Капеллу Корсини создал в 30-х годах XVIII века архитектор Алессандро Галилеи для устройства гробницы Папы Климента XII из рода Корсини. Надгробие выполнил Джованни Батиста Маини. Алтарь украшает повторённая в мозаике картина Гвидо Рени, изображающая святого Андрея, епископа из рода Корсини.

Напротив, на крайнем левом пилоне, можно увидеть фреску Джотто, сохранившуюся от старой базилики. На ней изображён Папа Бонифаций VIII.

Покинув базилику, нужно немного пройти вперёд, чтобы можно было охватить взглядом главный фасад храма, выполненный Алессандро Галилеи в 30-е годы 17-го века. Величественный фасад венчают огромные статуи святых и апостолов. Фигура Спасителя в центре и надпись на карнизе под треугольным фронтоном – «Христу Спасителю» напоминают о первоначальном посвящении базилики. О том, что Латеранская базилика была первым христианским храмом, напоминают надписи в лавровых венках на основаниях гигантских колонн, обрамляющих центральный вход: «Святейшая церковь в Латерано является матерью и прототипом всех церквей Рима и мира».

Открыть в приложении

Предоставлено
Audiogid.ru — первый в России независимый разработчик аудиогидов по Москве, Санкт-Петербургу, городам мира, музеям. Основан в 2006 г.
Все аудиогиды

Архипресвитеры Латеранской базилики

Пост архипресвитера базилики был создан папой Бонифацием VIII около 1299 года.

Список архипресвитеров Латеранской базилики:

  • Джерардо Бианки (ок.1299-1302);
  • Пьетро Валериано Дурагерра (1302);
  • Маттео Орсини Россо (1302—1305);
  • Пьетро Колонна (1306—1326);
  • Бертран де Монфаве (1326—1342);
  • Джованни Колонна (1295—1348) (1342-48);
  • Пьер Роже де Бофор (1348—1370);
  • Анжелик де Гримоар (1370—1388);
  • Пьетро Томачелли (1388—1389);
  • Франческо Карбоне (1389—1405);
  • Антонио Каэтани (1405—1412);
  • Оддоне Колонна (1412—1417);
  • Аламанно Адимари (1418—1422);
  • Гильом Филластр (1422—1428);
  • Альфонсо Каррильо де Альборнос (1428—1434);
  • Лучидо Конти (1434—1437);
  • Анджелотто Фоско (1437—1444);
  • Антан Мартинш де Шавиш (1444—1447);
  • Доменико Капраника (1447—1458);
  • Просперо Колонна (1458—1463);
  • Латино Орсини (1463—1477);
  • Джулиано делла Ровере (1477—1503);
  • Джованни Колонна (1503—1508);
  • Алессандро Фарнезе (1508—1534);
  • Джованни Доменико де Купис (1535—1553);
  • Рануччо Фарнезе (1553—1565);
  • Маркус Ситтикус фон Гогенэмс (1565—1595);
  • Асканио Колонна (1595—1608);
  • Шипионе Каффарелли-Боргезе (1608—1623);
  • Джамбаттиста Лени (1623—1627);
  • Франческо Барберини Старший (1627—1628);
  • Джироламо Колонна (1628—1666);
  • Флавио Киджи (1666—1693);
  • Палуццо Палуцци Альтьери дельи Альбертони (1693—1698);
  • Фабрицио Спада (1698—1699);
  • Бенедетто Памфили (1699—1730);
  • Пьетро Оттобони (1730—1740);
  • Нери Мария Корсини (1740—1770);
  • Марио Марефоски Компаньони (1771—1780);
  • Карло Реццонико (1780—1781);
  • Франческо Саверио де Дзелада (1781—1801);
  • Леонардо Антонелли (1801—1811);
  • Джулио Мария делла Сомалья ( — 2 апреля );
  • Бартоломео Пакка (1830—1844);
  • Бенедетто Барберини (28 апреля  — 10 апреля );
  • Лодовико Альтьери (8 марта — 11 августа );
  • Константино Патрици Наро (1867—1876);
  • Флавио Киджи (24 декабря  — 1885);
  • Раффаэле Монако Ла Валлетта (1885—1896);
  • Франческо Сатолли (16 декабря  — 8 января );
  • Пьетро Респиги (10 января  — 22 марта );
  • Доменико Феррата (7 апреля  — 10 октября );
  • Базилио Помпили (28 октября  — 5 мая );
  • Франческо Маркетти Сельваджани (26 августа  — 13 января );
  • Бенедетто Алоизи Мазелла (27 октября  — 30 августа );
  • Анджело Делл’Акква (7 октября  — 27 августа );
  • Уго Полетти (26 марта  — 17 января );
  • Камилло Руини (17 января  — 27 июня );
  • Агостино Валлини (27 июня — 26 мая );
  • Анджело Де Донатис (26 мая — по настоящее время).

С легкой руки Микеланджело

По всеобщему мнению главным украшением баптистерия Сан-Джованни, его основной достопримечательностью, являются его двери (или ворота). Их без преувеличения можно назвать удивительным творением искусства. Они декорированы золочеными барельефами, авторы которых – Гиберти и Пизано.

Самые старые двери – это те, которые находятся на южной стороне. Они творение рук Андреа Пизано. Здесь можно увидеть барельефы, размещенные на двадцати восьми панелях, которые иллюстрируют житие Иоанна Крестителя. Столько же панелей с барельефами находится на северных воротах, созданных в период 1401-1424 годов. И отражают они библейские сюжеты из Нового Завета. Однако наиболее широкую известность получили восточные ворота баптистерия. Они создавались с 1425 по 1452 годы. Разделенные на десять безрамных панелей с позолотой, они также иллюстрируют сюжеты из Священного Писания. Создал их флорентинский скульптор и представитель раннего Возрождения Лоренцо Гиберти. Другой именитый уроженец Флоренции – Микеланджело – настолько высоко оценил творение, что назвал восточные двери «Вратами рая». Произошло это через полстолетия после их появления, но значимость события никоим образом не умалилась – под таким названием они известны и сегодня. Правда, в настоящее время панели «райских ворот» хранятся в музее Дуомо. На самих же восточных дверях здания можно видеть их копии.

История базилики Сан Джованни ин Латерано

История знаменитого собора уходит далеко вглубь столетий. В конце III века на этом месте располагалось роскошное поместье знатного римского рода Латерано, которое во времена правления Нерона было конфисковано в пользу Римской Империи и перешло в собственность императора. Позже владения были переданы Константину Великому в качестве приданого его второй жены Фаусты, дочери императора Максимиана.

Константин Великий, будучи первым римским императором, принявшим крещение и отличавшимся особым благочестивым отношением к христианству, подарил роскошный Латеранский дворец, находящийся на холме Целий, главе римской Церкви.

Первую базилику, построенную на этом месте, освятил Папа Римский Сильвестр I в начале IV века, и уже с первых лет своего существования она смогла сыграть важную роль в становлении и развитии христианства. Базилика Сан Джованни ин Латерано хранит в себе множество ценнейших реликвий, среди которых Святая лестница, привезенная из Иерусалима, по которой когда-то поднимался Иисус, ведомый на суд, небольшая часть Ризы Пресвятой Богородицы, а также мощи святых Петра и Павла.

На протяжении десяти столетий латеранская базилика оставалась главенствующим собором христианского мира, а роскошный Латеранский дворец — официальной резиденцией Пап Римских. В XIV веке, во времена продолжительного Авиньонского пленения Пап, собор несколько раз был подвержен пожарам и со временем пришел в запустение. С возвратом главы католической Церкви в Рим, по настоянию Папы Сикста V, старую базилику было решено снести, а на ее месте возвести новый собор, значительно превосходящий прежний не только по своим размерам, но и по красоте.

Базилика Сан Джованни ин Латерано

Собор Святого Иоанна Латеранского, или Базилика Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме, является самым важным храмом в мировой католической Епархии, поскольку является местом нахождения кафедры римского епископа и Папского трона.

Кафедральный собор был заложен императором Константином в 324 году, когда он принял христианскую веру. ”Базилика Спасителя” — так называли вначале этот храм.

Современный вид Собора восходит к XVII веку, над его фасадом трудился архитектор Алессандро Галилеи в 1735 году. На балюстраде помещены 15 статуй, изображающих Христа, святого Иоанна Крестителя и Святых. В портике можно видеть древнюю статую императора Константина, она была найдена на Императорских термах в Квиринале. Из портика пять дверей ведут в храм, последняя дверь справа – Святая дверь. Ее открывают только в Юбилейные годы.

Слева: Собор Святого Иоанна Латеранского. История,  убранство. Качественный видеоматериал от World site guides.com.

Полезно:

Собор длинной в 130 метров состоит из пяти нефов и разделен древними гранитными и мраморными колоннами IV века. Их мастерски поместил в виде пилястров архитектор Боромини, между ними в нишах расположены статуи святых из белого мрамора. Сочетание зеленого цвета мраморных колонн, белого цвета скульптур и серого — постаментов создают мягкий цветовой контраст с мозаичным полом школы Космати.

В глубине центрального нефа находится внушительная скиния (хранилище реликвий), украшенная двенадцатью прекрасными фресками. На верху, за витыми решетками, находится главная реликвия Собора – две позолоченные серебряные вазы в виде бюстов, в которых, как утверждается, хранятся головы Апостолов Петра и Павла. Считается, что они были перенесены сюда во время французской оккупации в XVIII веке и спрятаны в крипте.

Под скинией находится Место исповедания – Конфессия, а сверху  находится папский алтарь, в котором может совершать мессу только Папа Римский. Предполагается также, что здесь хранятся и другие важные реликвии. В Соборе можно видеть прекрасные фрески Джиотто и древнюю мозаику, изображающую Искупителя (IV век).

Собор Св. Иоанна в Латерано находится на площади, где стоит здание Святой Лестницы. Эту лестницу привезла в Рим императрица Елена, мать императора Константина. По преданию, это та самая лестница, по которой Иисус поднялся в дом Пилата. По ее 28 ступеням можно подниматься только на коленях. На вершине лестницы находится папская капелла старого Патриархата. Она называется Святая Святых.

Собор очень красив, но осмотрев его, не забудьте свернуть в дверь слева, она ведет в чудесный и очень гармоничный дворик. Это шедевр XIII века, проектировал его архитектор Вассаллетто, а украшен он мозаикой работы известных римских мраморщиков семьи Космати.

P.S. Напомним вам, что титулярная базилика является одной из достопримечательностей, входящих в экскурсию по христианскому Риму. Будьте готовы к волнующей встрече с прошлым и обсудите с гидом варианты вашего маршрута.

История

В античности на месте базилики находилось поместье знатного семейства Латеранов. Приняв христианство, император Константин Великий подарил Латеранский дворец (доставшийся ему как приданое) римскому епископу. Папа Сильвестр I в 324 году освятил вновь построенную базилику в честь Христа Спасителя, в X в. её небесным покровителем был объявлен Иоанн Предтеча, а ещё через двести лет — Иоанн Богослов. Несмотря на эти перемены в посвящении, храмовым праздником всегда оставалось Преображение Господне.

В течение первого тысячелетия существования базилики все римские папы проживали в Латеранском дворце; здесь же состоялось пять вселенских соборов Католической Церкви, именуемых Латеранскими. Храм был убран драгоценными подарками императоров, которые принесли ему прозвание «золотой базилики»; всё это было утрачено при разграблении Рима вандалами в V веке. Главной реликвией храма во все времена считалась «Святая лестница» — лестница, по древней христианской традиции привезённая св. Еленой из Иерусалима, по которой Иисус Христос несколько раз поднимался во дворце Пилата на судилище, предшествовавшее распятию. В XVI веке эта святыня была поставлена перед папской капеллой Святая Святых (Санкта-Санкторум) рядом с Латеранской базиликой, где находится и в настоящее время. В соборе в табернакле XVI века над папским алтарем в двух серебряных реликвариях, выполненных в форме бюстов, хранятся головы апостолов Петра и Павла. Среди других реликвий базилики выделяются часть Ризы Богородицы и часть губки со следами крови, с которой, по преданию, напоили Иисуса Христа уксусом при распятии.

Во время авиньонского пленения пап базилика дважды горела и пришла в упадок. По возвращении в Рим папы обосновались в Ватикане, а обветшавший Латеранский дворец был снесён. Сикст V повелел снести и древнюю базилику, решив построить храм гораздо более крупный по размерам и богато украшенный.

Храм неоднократно перестраивался, вследствие чего ныне представляет собой пёстрое смешение различных архитектурно-художественных стилей. В реконструкции Латеранской базилики существенное участие принял Доменико Фонтане, в том числе он установил в нишах гигантские статуи апостолов (ок. 1586). Элементы барочной архитектуры базилике придал Франческо Борромини (1646-50). Нынешний классицистский фасад с гигантскими скульптурами Иоанна Крестителя, Евангелиста Иоанна, главными отцами церкви и Иисусом в центре композиции воздвиг Алессандро Галилеи (1735).

Средневековое наследие сохранилось в интерьере собора. В апсиде находятся мозаики в византийском стиле Якопо Торрити и Якопо да Камерино, которые датируются 1288—92 гг. (в том числе изображения Франциска Ассизского и Антония Падуанского). Киворий (предположительно с головами Петра и Павла) датирован 1367. Среди многих фресок выделяется фреска Джотто; на ней изображён папа Бонифаций, объявляющий 1300 год Юбилейным годом.

В собор ведут пять дверей и крайняя правая — «юбилейная» то есть открывается только в Юбилейный год.

Рядом с базиликой сохранилось несколько сооружений незаурядной исторической значимости. Среди них выделяется баптистерий 440 года, который долгое время оставался единственным в Риме, и несколько построек прекрасной готической архитектуры XII века, сохранившихся от Латеранского монастыря. Прямо перед храмом установлен обелиск красного гранита из египетского храма в Карнаке, созданный для Тутмоса III и перенесённый в Рим при Констанции II. Стены Латеранской базилики украшают огромные статуи апостолов. В самом храме похоронены шесть пап — Александр III, Сергий IV, Климент XII, Мартин V, Иннокентий III и Лев XIII. В Католической церкви установлен праздник «Освящение Латеранской базилики», отмечаемый ежегодно 9 ноября.

Из истории баптистерия

Баптистерий Сан-Джованни находится на Пьяцца (площади) Дуомо. Представляет собой восьмигранное здание с отделкой мрамором белого и зеленого оттенков. Построен в распространенном в Средние века романском стиле. Баптистерий появился здесь даже раньше собора Санта-Мария-дель-Фьоре, с которым в настоящее время соседствует. Рядом с ним также находится колокольня Джотто.

Вообще-то, самый первый флорентинский баптистерий появился в городе ориентировочно в V веке. Но то здание, которое мы можем видеть сегодня, строилось в 1059-1129 годах на развалинах строений времен Римской империи. Именно в нем проходили таинство крещения все жители Флоренции, в том числе Данте и представители знаменитой династической фамилии Медичи. Традиция продолжалась вплоть до XIX столетия.

С момента постройки здание баптистерия несколько раз перестраивали. Но вот первоначальная граненая форма, в том числе и мраморная облицовка, оставались неизменными. В ноябре 1059 года новым папой Римским Николаем II базилика была реконструирована. Как раз завершилось возведение восьмигранного купола. Также в западном крыле здания пристроили аспиду полукруглой формы (прежде она была прямоугольной), в которой разместился алтарь. Крышей же – гладкой, имеющей пирамидальную форму – баптистерий покрыли только в 1128 году (до этого года церковь святого Иоанна выполняла функции одновременно и кафедрального собора, и баптистерия). Еще через 22 года появился фонарь с колоннами, а уже к 1202 году здесь построили прямоугольную кафедру.

История собора

Христианский храм на месте нынешнего собора Святого Иоанна Крестителя был основан в VII веке. О времени основания свидетельствуют сохранившиеся до наших дней фрагменты мозаики на полу храма, датируемые именно этим периодом. Первоначальный храм был воздвигнут в форме ротонды.

Между 1089 годом и серединой XII века Будва стала местом постоянного пребывания епископа, кафедральным собором которого стал храм Святого Иоанна Крестителя. Первым известным епископом Будвы был Сильвестр (около 1143 года). Новая епископия стала предметом юрисдикциального спора между архиепископствами Бара и Дубровника.

Здание собора, сохранившееся до наших дней, было воздвигнуто в конце XII или начале XIII века. Собор несколько раз был серьёзно повреждён в результате стихийных катаклизмов, особенно во время разрушительного землетрясения 1667 года, после чего неоднократно ремонтировался и реконструировался. Периоды и подробности строительства и реконструкции здания собора изучены слабо. Согласно рельефной надписи на западном фасаде, нынешний вид собор приобрёл в 1640 году. О том, что храм функционировал вскоре после этой даты, свидетельствует надгробная плита апостольского викария Франье Црута, умершего 30 ноября 1645 года. Первоначально это надгробие находилось в основном помещении собора, затем было перенесено в ризницу.

В последней четверти XVII века епархией Будвы управлял архиепископ Бара Андрия Змаевич (ум. ), при котором в Будве произошло чудесное обретение фрагмента Святого Креста и других священных реликвий, которые были помещены в храм Святого Иоанна Крестителя. Согласно одному письменному источнику, датированному 3 мая 1719 года, в будванском соборе Святого Иоанна Крестителя хранился закрытый и опечатанный ларец с реликвиями, покрытый красной бумагой, и ещё один запечатанный деревянный ларец бирюзового цвета с золотыми звёздами, в котором хранился кусок дерева орехового цвета с надписью Lignus Sanct Crucis.

Описанный в документе 1719 года бирюзовый с золотыми звёздами ларец не сохранился до наших дней, и в настоящее время фрагмент Святого Креста хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в позолоченном серебряном реликварии в виде чаши. В указанном документе, кроме того, содержалась подробная инвентарная опись предметов интерьера и литургических символов, использовавшихся в соборе. Помимо прочего, в соборе находились две оловянные вазы со священным елеем, два распятия, табернакль, мраморная статуя статуя Девы Марии, деревянная статуя Христа, позолоченный трон и гроб Господень, трон с балдахином, оставленный капитаном Будвы Джованни Корнером, и многое другое. Ничего из перечисленного в этой инвентарной описи до наших дней не сохранилось.

Здание собора Святого Иоанна Крестителя было взято под охрану государства в 1948 году, а в 1961 году было внесено в специальный регистр памятников культуры Черногории.

Вход в соборСобор Святого Иоанна Крестителя посреди Старого города БудвыОкно южной капеллы в первом этаже дворца епископаБашня собора

Список источников

  • www.hobbysalon.ru
  • 39rim.ru
  • wiki.bio
  • izi.travel
  • wiki2.org
  • www.rivitalia.com
Оцените статью
Добавить комментарий