Флаг боснии и герцеговины

Другие религии

В конституции страны сказано о том, что каждый человек имеет свободу вероисповедания. В Сербии людей, исповедующих не православие, а другую религию, довольно много. Это связано с тем, что исторически сложилось так, что Сербы в своем большинстве исповедовали православие, боснийцы и албанцы – мусульманство, а хорваты – католицизм. За последние десятилетия население этих стран смешалось и в итоге в каждой из стран бывшей Югославии исповедуется сразу несколько религий.

Так, католицизм исповедует приблизительно 5% сербов. В основном это жители Воеводины, где проживает большое количество выходцев из Хорватии, Чехии и Венгрии. Еще 1% населения Сербии исповедует протестантизм. Эти люди также проживают в Воеводине и в основном являются выходцами Словакии.
С мусульманами немного сложнее. По тем же данным 2002 года на территории Сербии их проживало всего лишь 3% населения, но в соответствии с более современными данными опросов мусульманство исповедует около 19% местных жителей. Такая большая разница в данных может быть связана с тем, что:
• За последние несколько лет в Сербию на постоянное место жительства переехало большое количество выходцев из Боснии и Албании;
• В 2002 году территория Косово не учитывалась, в отличие от более современных опросов. Так как в Косово проживает большое количество албанцев, исповедующих мусульманство, наблюдается такая большая разница в данных.
Также на территории Сербии проживает около 11% людей, исповедующих другую религию. Так, по данным за 2010 год, 1% из них занимают Свидетели Иегова, которые были официально внесены в Реестр, отвечающий за учет религиозных общин и церквей на государственном уровне.

Сербская Церковь – Твердыня Православия

Ц.: Отец Виталий, несомненно, для Русской Церкви очень важна чёткая каноническая позиция Патриарха Сербского Иринея и всех сербских архиереев по украинскому церковному вопросу

А насколько вообще в Сербии осознают важность происходящего?. Отец Виталий: Епископат Сербской Православной Церкви прекрасно понимает, что происходит на Украине

Во-первых, потому что немало личных контактов. Во-вторых, сербы на своей канонической территории тоже проходят нелёгкие испытания. Это и многолетний раскол в Северной Македонии, который начался ещё при коммунистах, и раскол в Черногории (так называемая «Черногорская православная церковь» имеет непосредственные связи с «Киевским патриархатом» – прим. Царьград). Все они сформированы на основе националистической ненависти к сербскому народу и Сербской Православной Церкви, точно так же как расколы на Украине – на основе ненависти к русским и Русской Православной Церкви

Отец Виталий: Епископат Сербской Православной Церкви прекрасно понимает, что происходит на Украине. Во-первых, потому что немало личных контактов. Во-вторых, сербы на своей канонической территории тоже проходят нелёгкие испытания. Это и многолетний раскол в Северной Македонии, который начался ещё при коммунистах, и раскол в Черногории (так называемая «Черногорская православная церковь» имеет непосредственные связи с «Киевским патриархатом» – прим. Царьград). Все они сформированы на основе националистической ненависти к сербскому народу и Сербской Православной Церкви, точно так же как расколы на Украине – на основе ненависти к русским и Русской Православной Церкви.

Ц.: Но какова цель этих псевдоправославных раскольнических проектов? Только ли раскол православных народов и ослабление их Церквей?

Отец Виталий: Всё это также связано с процессом униатизации. В истории уже были примеры, как отколотые части одного народа уходили в унию, и эти униаты всегда были более агрессивными к православным, чем сами римо-католики. Именно такой процесс сейчас происходит и на Украине, и в Черногории, и в Северной Македонии. И, конечно, это поддерживается со стороны США и других западных стран и материально, и политически: в сербах видят этаких «маленьких русских человечков» на Балканах.

Ц.: А какую поддержку сейчас ждут в Сербии от России? Не в 1999-м, когда мы так и не смогли передать сербам комплексы С-300, чтобы защитить в том числе и русский Свято-Троицкий храм, в котором мы сейчас находимся, но именно сейчас.

Отец Виталий: Слава Богу, сейчас у нас на Руси другое положение, другой президент и другое мировоззрение, нежели в 1999 году. Россия показала, что умеет защищать свои национальные интересы, в том числе в Сирии. Сербам хотелось бы, чтобы она продемонстрировала это и в отношении их страны, где свыше 90% населения – православные христиане. И я с этим полностью согласен, поскольку, с одной стороны, мы и единокровные, и единоверные народы, а с другой – это полностью в интересах России. К слову, Балканы и Ближний Восток – это и духовно, и геополитически во многом взаимосвязанные регионы.

Ц.: Но нет ли сейчас в Сербии социальной апатии, связанной с тем, что сегодняшние власти, несмотря на патриотическую риторику, углубляют процесс «евроинтеграции», который заключается не в повышении жизненного уровня населения, но в ежегодном проведении «гей-парадов»?

Отец Виталий: Если смотреть на мир глазами церковного человека, то мы видим, что в реальности очень многое можно сделать даже в, казалось бы, безвыходной ситуации. Напомню, русский народ и Русская Церковь начали своё возрождение в 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси. Также и сербский народ и Сербская Церковь – в 1985 году, когда югославское государство вернуло Церкви участок в Белграде с 12-метровыми стенами Храма Святого Саввы на месте, где по преданию в XVI веке турки сожгли его мощи.

Тогда, в мае 1985-го, приснопамятный Патриарх Сербский Герман совершил на этом месте Божественную литургию при стечении нескольких сотен тысяч молящихся. Мой покойный отец, протоиерей Василий, тогда был среди служащих священников, я тоже был там. И это было началом. Очевидно, что процесс возрождения не может быть очень быстрым, должно смениться три-четыре поколения. В учебнике истории 100-150 лет – это пол-абзаца, в личном же плане – это большой срок.

Поэтому то, что происходит сегодня, меня не удивляет. Всё это – части длительной духовной борьбы между Богом и диаволом. При этом Сербская Церковь, которой, правда, не всегда дают свободно выходить в общественное пространство, имеет свою твёрдую каноническую позицию в отношении тех же так называемых «европейских ценностей», противоречащих христианским, евангельским ценностям. И народ это слышит.

Первая мировая война

Основными соперниками в Первой мировой войне конкретно для Сербии стали Австро-Венгрия и Болгария. Несмотря на то, что четники продолжали проводить мятежные спецоперации против турков, основное направление ударов стало очевидным, особенно после того злополучного и дерзкого шага австро-венгерского правительства относительно Боснии и Герцеговины. Боевые отряды сербов трудно было назвать боеспособными в сравнении с передовыми частями Австро-Венгрии, но благодаря движению четников они могли влиять на ход общих событий и контролировать переломные моменты войны.

Автрийцы и болгары отмечали, что стоило только армейским отрядами Сербии быть разбитыми, как обнаруживалось, что ее части не сбегали и не сдавались. Они уходили в подполье, организовывая на завоеванных территориях отряды четников, тех самых партизан, которые в значительной степени мешали захватчикам вольготно себя чувствовать в оккупированных городах и селениях. И одновременно данное явление действовало в противоположную сторону. Стоило только добровольческим отрядам четников быть разбитыми, как они укрепляли сербскую армию, при первой же возможности примыкая к ней.

Именно благодаря движению четников удалось организоваться на территории Балкан такому государству как Королевство сербов, хорватов и словенцев, названное впоследствии Югославией. Чистейший геополитический проект, вобрал под свой стяг много народов, которые согласны были ужиться друг с другом (хотя и не охотно), лишь бы не вернулись времена вольготного положения турков и австро-венгров. И Вторая мировая война лишь подтвердила это мнимое единство.

Жертвенная пешка в боснийском гамбите

Президент Республики Сербской Радован Караджич предложил мусульманам обменять Сребреницу на Вогощу(сербский пригород Сараево), но руководство БиГ отказалось.

Алия Изетбегович, президент Боснии и Герцеговины, ещё в 1993 году заявил, что убийство пяти тысяч мусульман в Сребренице(то есть уничтожение гарнизона) станет для НАТО поводом вмешаться в конфликт. Начальник Генштаба БиГ Сефер Халилович также утверждал позже, что события 1995 года в Сребренице — провокация, нужная Изетбеговичу для получения долгожданного casus belli(формального повода объявления войны. — Прим. ред.).

Последующая интервенция НАТО на стороне официального правительства должна была кардинально переломить ход событий.

(Фото: Pascal Guyout)

В марте 1995 года Насер Орич и 15 старших офицеров из осаждённого анклава прибыли вместе с гуманитарным конвоем ООН в контролируемый официальными властями город Тузлу — набольшую землю» — для прохождения военного обучения. Седьмого мая того же года шестерых офицеров отправили обратно военным вертолётом.

Однако в том же месяце противовоздушная оборона сербоввышла из длительного отпуска», и вертолёт сбили. Все пассажиры погибли.

Насер Орич остался в Тузле, а группировка в составе 5 800 бойцов 28-й дивизии оказалась обезглавленной.

Скорее всего, произошёл конфликт различных подходов. Президент Боснии и Герцеговины, политик-исламист Алия Изетбегович готов был пожертвовать гарнизоном Сребреницы, а начальник Генштаба Сефер Халилович, националист-санджакли(выходец из Санджака, области на юго-востоке Сербии), придерживался на этот счёт иной точки зрения.

Алия Изетбегович в окружении бойцов армии Боснии и Герцеговины

Менять анклав власти не захотели. И благоприятный момент для прорыва, когда сербские силы в этом районе были символическими, также упустили.

Свято-Троицкий храм в Белграде: связь поколений

Ц.: Очевидно, для возрождения наших православных народов важно обращение к духовному опыту предыдущих поколений. Здесь, в стенах русского Свято-Троицкого храма, возведённого белыми эмигрантами, традиции старой, дореволюционной России сохранялись и после революционной трагедии 1917 года

А сохраняется ли эта память сегодня?

Отец Виталий: Да, между двумя войнами (Первой и Второй мировыми – прим. Царьград) здесь, в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев, а с 1929 года – Королевстве Югославия, во всех городах существовали русские православные общины. И везде не просто сохранялась, но развивалась церковная жизнь. В августе 1944 года, когда стало ясно, что югославские территории от фашистов будет освобождать Красная армия, многие русские эмигранты покинули эти земли. Ведь одно дело – освобождение от фашистов, а другое – списки НКВД, которые реально существовали, и о которых уже было известно.

В итоге наши Свято-Троицкий храм и Иверская часовня на Новом кладбище Белграда по договорённости Сербской и Русской Церквей были переданы Московскому Патриархату и получили статус Подворья Русской Православной Церкви в Белграде. К сожалению, до 1985 года отношение в титовской Югославии к русским было очень сложным, а потому многие потомки русских эмигрантов отошли от нашей церковной общины.

И только с конца 1980-х – начала 1990-х годов она начала возрождаться. Сначала это были потомки беженцев, потом к ним присоединились семьи российских дипломатов, русские предприниматели, имеющие бизнес в Сербии, представители смешанных браков, наконец, сотрудники представительств различных российских компаний в Сербии. Поэтому, конечно, община нашего храма сегодня сильно отличается от той, что была в 1920-е – 1930-е годы, но память о тех временах в нашем приходе, конечно, сохраняется.

Михаил Тюренков, Царьград

Отношение к другим вероисповеданиям

Напомним, что Хорватия – это многоконфессиональная страна, но несмотря на это большинство религий оказываются в проигрышном положении.

Большинство жителей страны – католики. В школе факультативно детей знакомят только с католицизмом. В календаре красным цветом будут отмечены официальные католические праздники.

Финансирование церквей на государственном уровне неравномерное.

К примеру, на реконструкцию и строительство католических церквей выделяется намного больше денег. Различные благотворительные организации также обычно жертвуют деньги на развитие католицизма в стране.

Несмотря на это, в городах можно встретить церкви разных направлениях. Например, в Загребе Вы увидите большую мечеть.

В обществе люди между собой нормально относятся друг к другу, несмотря на разное вероисповедание

К примеру, если по городу будут идти мусульмане, то другие жители страны не будут обращать на них внимание

Туристы из разных стран могут комфортно себя чувствовать в любом городе Хорватии.

Мы рекомендуем с уважением относиться к религии данной страны.

Мужчины, которые вошли в католическую церковь, должны снять головные уборы.

Женщинам покрывать голову платком не обязательно.

Недопустимо приходить в храмы в пляжном одеянии.

Если Вы отдыхали на море, то обязательно переоденьтесь перед экскурсией, программа которой включает посещение религиозных мест.

Вера в повседневной жизни

Католическая вера играет очень важную роль в жизни и духовном становлении любого местного жителя.

Они очень скрупулёзно соблюдают католические обряды и манеру поведения. По воскресеньям с утра, обязательно, ходят в церковь.

В каждом маленьком городке Хорватии встречаются минимум две церкви и старинные костёлы. Каждый верующий житель страны почитает Папу Римского.

В хорватских школах часто проводят религиозные лекции. Посещение не принудительное, каждый школьник имеет право отказаться от подобных занятий.

Но, как правило, большинство учеников сознательно идут на подобные семинары, ведь в семьях еще с раннего детства прививают веру в Бога. В основном такого плана факультативы координирует католическая церковь.

У туристов посещающих Хорватию довольно распространенный вид отдыха это экскурсии по известным религиозным местам и памятникам архитектуры. К примеру Францисканский монастырь.

Религия Хорватии – ритуалы и традиции

Верующие семьи очень трепетно относятся к религиозным традициям и ритуалам. Новорожденные дети обязательно проходят ритуал крещения

Еще одно важное событие – это первое причастие

Если в некоторых странах Европы браки чаще всего заключают в уполномоченных государственных органах, то в Хорватии принято получать благословение церкви. Кстати, церковные браки считаются вполне законными даже на государственном уровне.

В стране много паломников. Многие из них отправляются в Герцеговину, в Меджугорье. Говорят, что это святилище лечит даже от самых тяжелых заболеваний.

Жители страны очень почитают кладбища. Умершего провожают в последний путь согласно всем католическим канонам. В дальнейшем за могилой ухаживают, постоянно убирают, приносят свечи и цветы.

В последнее время все чаще умерших кремируют. Прах можно похоронить или рассеять в месте, которое выбрал человек еще при жизни.

Православные жители страны кремацию, как правило, не одобряют.

Косовский фронт Православного мира

Царьград: Отец Виталий, ровно 20 лет назад ваш храм серьёзно пострадал в ходе натовской бомбёжки. Расскажите, пожалуйста, об этом трагическом событии.

Протоиерей Виталий Тарасьев: Да, это было в 1999 году в рамках бомбардировки Югославии альянсом НАТО. Всего в 60 метрах от алтарной стены нашего храма находится главный телевизионный центр Сербии, который в ночь с 22 на 23 апреля разбомбили американцы, в результате чего и наш храм был сильно повреждён: все окна были выбиты, 27 пробоин на крыше, от ударной волны пострадали и стены храма.

Ц.: В результате тех событий, 20 июня 1999 года, югославские войска были вынуждены покинуть Косово и Метохию. К чему привела эта вынужденная капитуляция?

Отец Виталий: Перемирие подписали, но мир не наступил. Сербы были вынуждены массово покинуть Косово и Метохию (а это колыбель Сербского Православия!), но надо помнить, что сам этот процесс начался не 20 лет назад, а гораздо раньше. Ещё в 1946 году, когда в Югославии утвердилась коммунистическая власть, принявшая закон, согласно которому сербам, в ходе войны вынужденным покинуть оккупированное Албанией Косово, запрещалось возвращение в родные места. Но давление продолжалось и после войны, и к началу 1990-х многие сербы уже покинули родные дома, а в 1990-е годы этот процесс только усилился при поддержке Запада.

Вообще, этот процесс – это реализация старой задумки англосаксов о подконтрольной им «Великой Албании», один из элементов геополитической «Большой игры», начатой уже очень давно. И это касается не только Косова и Метохии: значительная часть территории той же Северной Македонии сегодня находится под контролем албанцев, как и три общины Сербии – Прешево, Медведжа и Буяновац, на которые албанцы также активно претендуют. В итоге прорисовывается тот самый проект «Великой Албании», который не позволяет России и Китаю распространить своё влияние на Балканах.

Ц.: Известно, что некоторые современные сербские политики уже были готовы на размен территориями с албанцами. Их остановила Сербская Церковь?

Отец Виталий: Именно так: Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви чётко высказался за целостность Сербии и недопустимость никаких территориальных разграничений. В толковании соборных решений на официальном сайте Сербской Православной Церкви написано прямо: ту землю, которую мы отдадим, вернуть уже будет невозможно, оккупация же всегда бывает временной.

Ц.: А какова вообще сегодня ситуация на косовской территории? Совершаются ли богослужения в многочисленных православных святынях, храмах и монастырях, на этой оккупированной территории?

Отец Виталий: Богослужения, конечно, совершаются. Там существует живая Православная Церковь, хотя сербы, конечно, малочисленны. Существуют живые монастыри с насельниками и насельницами, и народ по воскресным дням ходит в свои сельские храмы. В 2004 году, как известно, в Косове был самый настоящий разгром святынь. Но здесь мы видим самую настоящую шизофрению западных стран: с одной стороны, именно они способствовали этому разгрому, а с другой – спустя несколько лет через ЮНЕСКО и другие международные фонды начали восстановление древних святынь.

Ц.: Даже косовские албанские власти кичатся тем, будто что-то восстановили?

Отец Виталий: Здесь-то как раз понятно. Они это делают ради того, чтобы все восстановленные ими святыни Сербской Православной Церкви переименовать в «косовские святыни», что, по их мнению, даёт им право на «национализацию» этих храмов и монастырей, чтобы отобрать их у Церкви в пользу их лжегосударства.

В Хорватии представители маргинального христианства официально признаны

В Республике Хорватия официально признаны и действуют представители маргинального христианства. Подавляющие большинство среди них — члены организации Свидетели Иеговы.

Её хорватские власти зарегистрировали в качестве религиозной организации в 2003 году. Это сделали представители местного Минюста. По собственным данным организации, в 2012 году в Хорватии проживало 5,5 тыс. крещённых возвещателей и действовало 66 собраний.

Бюст Крешимир Чосича на кладбище Мирогой. Община мормонов стала популярна в Хорватии после того, как её членом стал известный баскетболист Крешимир Чосича. Фото: upload.wikimedia.org

Что же касается Церкви Иисуса Христа святых последних дней, то её в стране в качестве юридического лица зарегистрировали ещё югославские коммунистические власти в 1975 году. В этом же году в хорватском Задаре появилось первая община мормонов.

Эта община стала популярной, когда к ней присоединился известный югославский спортсмен Крешимир Чосича. В настоящее время, по собственным данным церкви, в Хорватии действует 6 собраний, объединяющих около 600 прихожан.

Политика против логики

Достоверность оставшегося списка погибших и пропавших без вести вызывает лично у меня сильные сомнения. Однако МТБЮ(Международный трибунал по бывшей Югославии выносил свой вердикт, исходя из цифры в восемь тысяч — при отсутствии заявленного числа тел погибших!

Но политическая целесообразность взяла верх над логикой. Трибунал оправдал и Сефера Халиловича, и Насера Орича, поскольку решил, что они не несут ответственности за военные преступления, совершённые их подчинёнными.

На сербских командиров это правило почему-то не распространили…

Прошло больше двадцати лет, но нет ясности ни с причинами трагедии, ни с её масштабами. Из жизни уходят участники событий в Сребренице(Алия Изетбегович умер в 2003 году) и уносят с собой в могилу её тайны. А шансы на то, что мы узнаем все обстоятельства, тают.

Сколько всего расстреляли пленных — несколько тысяч, согласно версии правительства Боснии и Герцеговины, или несколько сотен по сербской версии — неизвестно

По сути, это неважно даже для мусульман-бошняков

Кровавый мясник

Мусульманской группировкой в Сребренице(28-й дивизией армии БиГ — Боснии и Герцеговины) командовал Насер Орич, бывший охранник Слободана Милошевича.

Насер Орич

Первоначально Сребреница находилась под сербским контролем, но в мае 1992 года бошняки захватили город, изгнав сербское население. Мусульмане контролировали здесь территорию, превышавшую 900 квадратных километров.

Так 16 января 1993 года во время рейда на небольшой посёлок Скелани, стоящий на Дрине возле электростанции, убили 65 сербов, ранили 160 и около 30 человек увели в плен. Четверо до сих пор числятся пропавшими без вести.

Группировка подвергла миномётному обстрелу даже территорию самой Сербии, формально нейтральной и в конфликте не участвовавшей.

Весной 1993 года войска Насера Орича потерпели поражение. Сербы перерезали пути снабжения этого мусульманского анклава, и его территория уменьшилась. Но от падения его спасло введение голландских миротворцев. Территорию превратили в одну из шестизон безопасности». Так назывались контролируемые мусульманами боснийские районы, которые формально демилитаризовали. Их охранялиголубые каски», но фактически они превратились в военные базы БиГ под защитой войск ООН.

Насер Орич с бойцами

С этой территории армейские подразделения совершали рейды, а иногда — как это было осенью 1994 в анклаве Бихач — даже крупномасштабные наступления. Тогда сербы отразили удар, но покончить с группировкой в Бихаче не дало НАТО.

Республика Хорватия — это христианское государство

Хорватия (хорв. Hrvatska), официально Республика Хорватия (хорв. Republika Hrvatska) — это государство на юге Центральной Европы или в Южной Европе, частично на западе Балканского полуострова.

Образовалась на месте трех исторических земель хорватской короны — собственно Хорватии (или Малой Хорватии), Далмации и Славонии, а также бывшего маркграфства Истрия. Ранее входила в состав бывшей Югославии. В 1991 году стала независимой.

Карта Хорватии. Хорватия — светское государство, но в ней доминирует католическая церковь. Фото: upload.wikimedia.org

Конституция страны гарантирует свободу вероисповедания, при этом Католическая церковь в стране не имеет статуса государственной, хотя фактически получает общественное финансирование и пользуется от государства рядом привилегий. Ряд католических праздников объявлен государственными:

  1. Богоявление — 6 января, понедельник после Пасхи.
  2. Праздник Тела и Крови Христовых.
  3. Успение Богородицы — 15 августа.
  4. День всех святых — 1 ноября.
  5. Рождество — 25 декабря.
  6. День святого Стефана — 26 декабря.

Торжественная процессия со Святыми Дарами в праздник Тела и Крови Христовых. В Хорватии некоторые католические праздники считаются государственными. Фото: upload.wikimedia.org

При этом в законах страны оговорено, что граждане, исповедующие другую религию, имеют право заменять католические праздники на праздники своей конфессии, не выходя на работу в эти дни. В государственных школах существуют уроки религиозного обучения, но они не обязательны к посещению.

В стране вещает Хорватское католическое радио, каждое воскресенье по центральному телеканалу идёт прямая трансляция мессы из одного из хорватских храмов.

Хорватия — светское государство, но Католическая церковь в нем доминирует.

Понять какая религия у хорватов главенствующая достаточно несложно. Дело в том, что католиками по данным общенациональной переписи 2011 года считают себя 3 697 143 человека или 86,28 % общего населения страны.

Таким образом, господствующая религия в Хорватии — это католицизм. Подавляющее большинство хорватского католического населения принадлежит к латинскому обряду, к грекокатоликам себя причисляет 6 219 человек (0,14 %).

Что касается религиозных меньшинств, что среди них доминируют христианские деноминации: православные (главным образом, этнические сербы), мусульмане, протестанты (адвентисты, баптисты, методисты, кальвинисты, лютеране, пятидесятники и др.), свидетели Иеговы. Кроме того, в стране также живут иудеи и мусульмане.

Дежурная демонизация

Фальсификация количества жертв столкновений или массовых казней — для истории дело привычное. И целый ряд подобных примеров относится к периоду гражданской войны в Боснии и Герцеговине(1992–1995).

С самого начала конфликта западные СМИ занимались демонизацией сербов, выставляя их агрессорами. Выглядело это, как минимум, странно, ведь речь шла о гражданской войне на собственной территории; сербы не первыми её начали. Заодно западная пропаганда обвинила их в геноциде хорватов и бошняков-мусульман.

Особняком в этой трёхсторонней резне стоит Сребреница, которая стала случаем самого массового убийства сербами военнопленных армии БиГ в 1995 году. Все думали, что сербы планомерно уничтожали бошняков-мусульман ещё с 1992 года, однако самый масштабный случай пришёлся, как ни странно, на самый конец войны.

Разморозка войны

Весной и летом 1995 года хорватская сторона провела ряд наступательных операций, и югославский конфликт перешёл в открытую стадию.

В июле сербы подтянули силы и начали наступление на Дрине, ликвидировав анклавы Жепа и Сребреница. Сам город Сребреницу практически без боя взял сербский отряд численностью около двухсот бойцов при поддержке четырёх танков.

Мусульмане(военные и гражданское население) переместились на северо-запад анклава.

В сербском варианте 28-я дивизия пошла на прорыв в направлении Тузлы. При этом погибло около двух тысяч мусульманских бойцов. Сербы признают, что свыше четырёхсот мусульман из числа попавших в плен стали жертвой самосуда со стороны победителей и были расстреляны.

Отряд боснийских сербов

В логике той войны, больше похожей на коллективную вендетту, сербов понять можно: ведь на совести бойцов мусульманского гарнизона в период с 1992 по 1993 год — большое число жертв среди мирного сербского населения.

Практика убийства военнопленных противоречила международным конвенциям, но была привычным делом на той войне.

В этой истории остаётся неясным, кто командовал колонной во время прорыва, так как старший офицерский состав в этот момент у бошняков отсутствовал. И есть все основания считать, что приказ на самоубийственный прорыв отдал именно Алия Изетбегович.

Большинство хорватских христиан исповедуют католицизм

Христианство в Хорватии всегда было самым распространенной религий в стране. Так по состоянию на 2010 год в Хорватии проживало 4,11 млн. христиан, которые составляли 93,4 % населения этой страны. Кроме того, на этот же год в стране году в Хорватии действовало 2077 христианских церквей и мест богослужения, которые принадлежали 33 различным деноминациям.

93,4%
столько было христиан в Хорватии по состоянию на 2010 год

Таким образом, можно точно ответить на вопрос: какая вера у сербов и хорватов главная. Кроме того, христианство в Республики Хорватия также исповедуют: итальянцы, албанцы, румыны, венгры, словенцы, чехи, словаки, черногорцы, македонцы, немцы, украинцы, русины и др.

Кафедральный собор святого Дуэ, Сплит. Большинство хорват считают себя католиками. Фото: upload.wikimedia.org

Христианство появилось в Хорватии в IX веке. Стоит отметить, что здесь славянское богослужение существовало параллельно с латинским и представляло собой римскую мессу, служащуюся на церковнославянском и с богослужебными книгами на глаголице. Глаголический обряд окончательно исчез из употребления только в середине XX века.

После раскола христианской церкви в 1054 году хорватская церковь осталась в общении с римским епископом, несмотря на тесные политические связи с Византией. Уния с Венгерским королевством способствовала укреплению позиций Католической церкви в стране.

93,4 %
населения Хорватии — католики

После утраты страной независимости хорватская церковь пользовалась существенной автономией в составе сначала Венгерского королевства, а затем Австро-Венгрии. В 1687 году хорватский парламент официально провозгласил святого Иосифа покровителем страны.

После распада Австро-Венгрии Хорватия вошла в состав Югославии. Когда Югославия вступила в период распада, межнациональные противоречия между хорватами-католиками, сербами-православными и боснийскими мусульманами стали усугубляться религиозными конфликтами.

В ходе военных действий во время гражданской войны было разрушено большое количество католических и православных храмов.

Церковь святого Иосифа в Дубровнике. Святой Иосиф официально признан небесным покровителем Хорватии. Фото: rutraveller.ru

После обретения Хорватией независимости была основана Хорватская конференция католических епископов. В настоящее время Католическая церковь является крупнейшей религиозной организацией в стране.

В основном это католики латинского обряда. Кроме того, часть хорватов считает себя грекокатоликами (10 тыс.). Присутствуют в стране и несколько организаций старокатоликов, крупнейшей из которых является Хорватская старокатолическая церковь (6 тыс. верующих в 12 приходах).

Список источников

  • StoneForest.ru
  • ruserbia.ru
  • warhead.su
  • news-front.info
  • hranitel.club
  • Croatia365.info
Оцените статью
Добавить комментарий