Достопримечательности тиуанако

Календарь сумерек — Тиуанако, Боливия

ДатаСумерки
Гражданские (заря)НавигационныеАстрономические
НачалоКонецНачалоКонецНачалоКонец
Вс, 1 марта 6:12 19:20 5:47 19:46 5:21 20:11
Пн, 2 марта 6:13 19:20 5:47 19:45 5:22 20:11
Вт, 3 марта 6:13 19:19 5:48 19:44 5:22 20:10
Ср, 4 марта 6:13 19:18 5:48 19:44 5:22 20:09
Чт, 5 марта 6:14 19:18 5:48 19:43 5:23 20:08
Пт, 6 марта 6:14 19:17 5:48 19:42 5:23 20:08
Сб, 7 марта 6:14 19:16 5:49 19:41 5:23 20:07
Вс, 8 марта 6:14 19:15 5:49 19:41 5:24 20:06
Пн, 9 марта 6:15 19:15 5:49 19:40 5:24 20:05
Вт, 10 марта 6:15 19:14 5:50 19:39 5:24 20:04
Ср, 11 марта 6:15 19:13 5:50 19:38 5:24 20:04
Чт, 12 марта 6:15 19:12 5:50 19:38 5:25 20:03
Пт, 13 марта 6:15 19:12 5:50 19:37 5:25 20:02
Сб, 14 марта 6:16 19:11 5:50 19:36 5:25 20:01
Вс, 15 марта 6:16 19:10 5:51 19:35 5:25 20:00
Пн, 16 марта 6:16 19:09 5:51 19:34 5:26 20:00
Вт, 17 марта 6:16 19:09 5:51 19:34 5:26 19:59
Ср, 18 марта 6:16 19:08 5:51 19:33 5:26 19:58
Чт, 19 марта 6:17 19:07 5:51 19:32 5:26 19:57
Пт, 20 марта 6:17 19:06 5:52 19:31 5:27 19:56
Сб, 21 марта 6:17 19:06 5:52 19:31 5:27 19:56
Вс, 22 марта 6:17 19:05 5:52 19:30 5:27 19:55
Пн, 23 марта 6:17 19:04 5:52 19:29 5:27 19:54
Вт, 24 марта 6:17 19:03 5:52 19:28 5:27 19:53
Ср, 25 марта 6:18 19:02 5:52 19:27 5:27 19:53
Чт, 26 марта 6:18 19:02 5:53 19:27 5:28 19:52
Пт, 27 марта 6:18 19:01 5:53 19:26 5:28 19:51
Сб, 28 марта 6:18 19:00 5:53 19:25 5:28 19:50
Вс, 29 марта 6:18 18:59 5:53 19:24 5:28 19:49
Пн, 30 марта 6:18 18:59 5:53 19:24 5:28 19:49
Вт, 31 марта 6:18 18:58 5:53 19:23 5:28 19:48

Кто и как построил Пума Пунку

По Дэникену, ещё в 1651 году епископ Ла Паса Антонио де Кастро и дель Кастильо писал, что Пума Пунку был сооружен до Всемирного потопа. По его мнению, испанцы никогда не смогли бы перемещать подобные тяжести. Комплекс Пума Пунку имел мощные террасы и платформы, самая большая из которых насчитывает сорок метров в длину, семь метров в ширину и два метра в высоту. Ее вес оценивается примерно в тысячу тонн!

Стены и опорные плиты, образующие хаотичное нагромождение, состоят из гранита, андезита и диорита. Диорит представляет собой глубинную скальную породу серо-зеленого цвета, отличающуюся невероятной твердостью и прочностью. Платформы и монолиты обработаны и отполированы с такой точностью, будто их привезли с предприятия, оборудованного самыми современными фрезерными, сверлильными и шлифовальными станками.

Основная масса блоков выполнена качественно в форме прямоугольных параллелепипедов с очень ровными, порой даже отшлифованными гранями, что создает впечатление, будто они вышли из-под какого-то современного камнерезного станка. Это свидетельствует о том, что создание Пума-Пунку было под силу лишь методами машинного производства высокоразвитой в техническом отношении цивилизацией. Выполнить вручную, простейшими инструментами, которые имели индейцы на данной территории к моменту прихода испанцев, было абсолютно нереально.

Несмотря на «подчистку» холма Пума Пунку современными археологами, исследователям удалось воссоздать состояние, в котором были обнаружены останки древнего сооружения. Это было состояние хаоса в результате тотального разрушения. Что могло вызвать такие масштабные разрушения, при которых археологи не берутся за реконструкцию Пума Пунку?

Что разрушило Пума Пунку

Землетрясение? Но поскольку холм невысокий, то даже при крупном землетрясении и при значительных подвижках земли, блокам просто некуда было бы «разлетаться».

Всемирный Потоп, когда на Южную Америку со стороны Тихого океана обрушилась огромная волна цунами? Однако, согласно местным преданиям, Тиауанако, частью которого является Пума-Пунку, был столицей Виракочи — бога, который правил после Потопа. Плато Альтиплано, на котором стоит Пума Пунку, образовалось именно в ходе событий Всемирного Потопа.

Разрушения Пума Пунку в большей степени напоминают последствия серии мощных взрывов. Взрывной характер разрушений особенно наглядно прослеживается в восточной части холма, где располагалась платформа из громадных блоков, вес которых доходит до 400 тонн. От многотонной плиты, ранее составлявшей часть платформы, остался только кусок, который вошел в землю под наклоном в 45 градусов.

Взрыв не только разрушил сооружение, но и отбросил составлявшие его блоки на значительное расстояние. Вокруг разрушенной части платформы нет ни блоков, ни их осколков, все они разбросаны кругом вокруг эпицентра взрыва. Если оценивать картину разрушений в целом, то взрыв полностью разнес конструкции, находившиеся на холме, и практически не повредил кладку по его периметру, что напоминает последствия прицельного точечного ракетного удара!

Андрей Скляров в книге «Перу и Боливия задолго до инков», анализируя следы разрушений древних городов в Южной Америке, пишет о возможном глобальном вооруженном конфликте между представителями древней высокоразвитой цивилизации, который в легендах и преданиях назван «Войной Богов».

Cultural and spiritual significance[]

It is theorized that the Pumapunku complex as well as its surrounding temples, the Akapana pyramid, Kalasasaya, Putuni, and Kerikala functioned as spiritual and ritual centers for the Tiwanaku. This area might have been viewed as the center of the Andean world, attracting pilgrims from far away to marvel in its beauty. These structures transformed the local landscape; Pumapunku was purposely integrated with Illimani mountain, a sacred peak that the Tiwanaku possibly believed to be home to the spirits of their dead. This area was believed to have existed between heaven and Earth. The spiritual significance and the sense of wonder might have been amplified into a «mind-altering and life-changing experience» through the use of hallucinogenic plants. Examinations of hair samples exhibit remnants of psychoactive substances in many mummies found in Tiwanaku culture from Northern Chile, even those of babies as young as one year of age, demonstrating the importance of these substances to the Tiwanaku.

As was characteristic of civilizations around this time and place, the Tiwanaku actively incorporated human sacrifice into their culture. The remains of dismembered bodies have been found throughout the area. Ceramic artifacts depict imagery of warriors, masked with puma skulls, decapitating their enemies and holding trophy skulls, and adorned with belts of human heads with their tongues torn out. It is believed that, because of certain markings on stones found at Puma Punku, the Gate of the Sun was originally part of Puma Punku.

Age[]

Researchers have worked to determine the age of the Pumapunku complex since the discovery of the Tiwanaku site. As noted by Andean specialist, W. H. Isbell, professor at Binghamton University, a radiocarbon date was obtained by Vranich from organic material from the lowermost and oldest layer of mound-fill forming the Pumapunku. This layer was deposited during the first of three construction epochs and dates the initial construction of the Pumapunku to AD 536–600 (1510 ±25 B.P. C14, calibrated date). Since the radiocarbon date came from the lowermost and oldest layer of mound-fill underlying the andesite and sandstone stonework, the stonework must have been constructed sometime after AD 536–600. The excavation trenches of Vranich show that the clay, sand, and gravel fill of the Pumapunku complex lie directly on the sterile middle Pleistocene sediments. These excavation trenches also demonstrated the lack of any pre-Andean Middle Horizon cultural deposits within the area of the Tiwanaku Site adjacent to the Pumapunku complex.

Peak and decline[]

The Tiwanaku civilization and the use of these temples appears to some to have peaked from AD 700 to 1000, by which point the temples and surrounding area may have been home to some 400,000 people. An extensive infrastructure had been developed, including a complex irrigation system that extended more than 30 square miles (80 km2) to support cultivation of potatoes, quinoa, corn and other various crops. At its peak the Tiwanaku culture dominated the entire Lake Titicaca basin as well as portions of Bolivia and Chile.

This culture seems to have dissolved rather abruptly some time around AD 1000, and researchers are still seeking answers as to why. A likely scenario involves rapid environmental change, possibly involving an extended drought. Unable to produce the massive crop yields necessary for their large population, the Tiwanaku are argued to have scattered into the local mountain ranges, only to disappear shortly thereafter. Puma Punku is thought to have been abandoned before it was finished.[page needed]

Транспортировка

Другим спорным вопросом остается транспортировка каменных блоков.

Согласно исследованиям, красный песчаник добывался примерно в 10 км от места строительства, а элементы из андезита и вовсе были привезены с расстояния, близкого к 90 км.

Этот факт может вселить немало сомнений в возможности транспортировки материала в древние времена, учитывая немалый вес некоторых монолитов, иногда достигавший 120 тонн.

Объяснение можно найти в форме каменных блоков, многие из которых имеют пересекающиеся желобки, подходящие для обвязки тяговым канатом.

Кроме того, некоторые просверленные в камнях каналы могли служить для облегчения подъема монолитов.

Еда

Чтобы не остаться голодным перед поездкой, предварительно подкрепитесь в Ла-Пасе. Рестораны столицы разбросаны по всему городу и порадуют проголодавшегося туриста разнообразными кухнями мира. Здесь можно попробовать как европейскую, так и боливийскую еду. Итальянская пицца, средиземноморская еда с морепродуктами, заведения фастфуда — каждый найдёт что-то своё. В районе вокзала и остановки автобусов предприимчивые боливийцы торгуют уличной едой. Обязательно найдётся небольшой магазинчик с какими-то чипсами, шоколадками и напитками. В остальном придётся дождаться возвращения.

Примечания

  1. В. А Башилов. Древние цивилизации Перу и Боливии. — М.: Наука, 1979. — С. 63—70. — 212 с.
  2. Vranich, A. The Construction and Reconstruction of Ritual Space at Tiwanaku, Bolivia: A.D. 500—1000 (англ.) // Journal of Field Archaeology. — 2006. — No. 31(2). — P. 121—136.
  3. ↑ Ponce Sanginés, C. and G. M. Terrazas, 1970, Acerca De La Procedencia Del Material Lítico De Los Monumentos De Tiwanaku. Publication no. 21. Academia Nacional de Ciencias de Bolivia
  4. Ponce Sanginés, C., G. M. Terrazas. Acerca De La Procedencia Del Material Lítico De Los Monumentos De Tiwanaku // Academia Nacional de Ciencias de Bolivia. — 1970. — № 21.
  5. ↑ Protzen, J.-P., and S.E.. Nair, 2000, On Reconstructing Tiwanaku Architecture: The Journal of the Society of Architectural Historians. vol. 59, no. 3, pp. 358—371.
  6. Ernenweini, E. G., and M. L. Konns, 2007, Subsurface Imaging in Tiwanaku’s Monumental Core. Technology and Archaeology Workshop. Dumbarton Oaks Research Library and Collection Washington, D.C.
  7. Williams, P. R., N. C. Couture and D. Blom, 2007 Urban Structure at Tiwanaku: Geophysical Investigations in the Andean Altiplano. In J. Wiseman and F. El-Baz, eds., pp. 423—441. Remote Sensing in Archaeology. Springer , New York.
  8. ↑ Protzen, Jean-Pierre; Stella Nair, 1997, Who Taught the Inca Stonemasons Their Skills? A Comparison of Tiahuanaco and Inca Cut-Stone Masonry: The Journal of the Society of Architectural Historians. vol. 56, no. 2, pp. 146—167
  9. Vranich, A., 2006, The construction and reconstruction of ritual space at Tiwanaku, Bolivia (A.D. 500—1000): Journal of Field Archaeology. vol. 31, no. 2, pp. 121—136.
  10. Robinson, Eugene (1990). In Bolivia, Great Excavations; Tiwanaku Digs Unearthing New History of the New World, The Washington Post. Dec 11, 1990: d.01.
  11. Lechtman, H.N., 1998, Architectural cramps at Tiwanaku: copper-arsenic-nickel bronze. In Metallurgica Andina: In Honour of Hans-Gert Bachmann and Robert Maddin, Deutsches, edited by T. Rehren, A. Hauptmann, and J. D. Muhly, pp. 77-92. Bergbau-Museum, Bochum, Germany.
  12. Lechtman, H.N., 1997, El bronce arsenical y el Horizonte Medio. En Arqueología, antropología e historia en los Andes. in Homenaje
    a María Rostworowski, edited by R. Varón and J. Flores, pp. 153—186. Instituto de Estudios Peruanos, Lima.
  13. Morell, Virginia (2002). Empires Across the Andes National Geographic. Vol. 201, Iss. 6: 106
  14. Choi, Charles Q. Drugs Found in Hair of Ancient Andean Mummies National Geographic News. Oct. 22, 2008

Что с собой взять и когда лучше поехать

Комплекс мегалитов расположен на боливийском нагорье на высоте около 4 000 км над уровнем моря, что накладывает свой отпечаток на климатические условия.

  • Лучше всего планировать посещение Пума Пунку на зимний период, который длится с мая по октябрь.
  • В это время стоит сухая и солнечная погода, но ночью температура воздуха сильно понижается, и поэтому настоятельно рекомендуется брать с собой тёплые вещи.
  • Несмотря на прохладный климат, на такой высоте солнечные лучи могут быть особенно коварны, поэтому не стоит забывать и про защиту от солнца.
  • Не лишними могут оказаться также таблетки от горной болезни, особенно если акклиматизации было уделено мало времени.

Тиуанако путеводитель

На языке инков Тиуанако означает «Мёртвый город». Город действительно мёртвый вот уже около тысячи лет. Впервые о нём упомянули конкистадоры наткнувшиеся на него в поисках Эльдорадо в 1553 году. В доколумбовой Америке Тиуанако был крупным центром Центральных Анд. Это был главный город древнего Пукина (государства названного по имени племени). В период со второго по 9 век город занимал территорию всего-навсего в 2-6 квадратных километров. Но по количеству населения мог потягаться с самыми крупными городами средневековой Европы — в нём проживало от 20 до 40 тысяч человек.

Добавить

Согласно народности аймара, которое имеет отношение к коренному населению древнего Тиуанако, вся окружающая местность вместе с городом называлась Тайпикала. Это означало «камень в центре мира». То есть, по их мнению здесь находился центр того (древнего) мира. Легенды и верования аймара и инков говорят о происхождении в Тиуанако первого легендарного правителя Манко Капака и его сестры и одновременно жены Мама Окльо. Если сопоставить легенду о происхождении мира и первых правителях брате и сестре (муже и жене) с египетской, то они очень похожи: и те, и другие были богами, имели двойственные родственные связи, сотворили мир.

Не известно как появился город и также непонятно почему он опустел. Жители покинули Тиуаноко в 1180 году после поражения государства Пукина племенами колья. Ещё одной загадкой то, почему город построили на высоте 4 километра и как доставляли крупные каменные блоки на такую высоту. Древняя культура Тиуанако, по последним данным, зародилась около 3,5 тысячи лет назад. Сначала город стал важным религиозным центром, а уже после превратился в столицу Инкской империи. Как и в большинстве индейских цивилизаций своей письменности город не приобрёл. Письменные источники всегда помогают учёным глубже понять какой была та или иная цивилизация. Сохранились устные легенды о наличии письменности на самом раннем этапе. Но боги решили, что она принесёт вред и наложили запрет. При этом уничтожению подверглись все рукописи. Со временем о письменности забыли и все значимые события запоминали и передавали потомкам в виде легенд.

Бытовавший в Тиуанако культ Солнца способствовал производству золотых изделий. Золото напрямую связывали со светилом и поклонялись ему как порождению бога Солнца. Наряду с добычей и переработкой золота, в городе было развито керамическое производство. Наивысшей похвалы заслуживало сельское хозяйство. Чтобы обеспечить многонаселённый город, на участке площадью 200 гектаров создавались специальные насыпи и каналы. Проведённые эксперименты показали высокую урожайность и качество продуктов. В 2000 году по решению ЮНЕСКО город признан объектом всемирного наследия.

Местоположение

Развалины Пума Пунку располагаются в Альтипано, что в Боливии. Рядом находятся озеро Титикака и старинный город Тиауанако. Само название Пума Пунку переводится с языка кечуа (местный язык) как «дверь пумы». В настоящее время на месте некогда обширного и привлекающего внимания археологического сооружения остались развалины, притягивающие туристов своей величественностью.

Ла Паса Антонио – итальянский епископ, который впервые обнаружил развалины. Правда это было в середине семнадцатого века. Италия сразу заинтересовалась остатками Пума Пунку. Епископ очень хорошо знал историю и чтил обычаи местных индейцев, зная все законы и правила. Поэтому следовал логический вывод, что комплексу уже много лет. Сколько точно – неизвестно. Скорее всего, сооружение было построено в те времена, когда Землю населяли великаны, рост которых достигал трех-четырех метров. Вывод этот сделан из того, что никто кроме сильных и больших людей не смог бы сдвинуть с места камень, да еще и обработать.

Развалины Пума Пунку

Architecture[]

Demonstration of the building block technique

Demonstration of the building block technique

Pumapunku was a large earthen platform mound with three levels of stone retaining walls. Its layout is thought to have resembled a square. To sustain the weight of these massive structures, Tiwanaku architects were meticulous in creating foundations, often fitting stones directly to bedrock or digging precise trenches and carefully filling them with layered sedimentary stones to support large stone blocks. Modern day engineers argue that the base of the Pumapunku temple was constructed using a technique called layering and depositing. By alternating layers of sand from the interior and layers of composite from the exterior, the fills would overlap each other at the joints, essentially grading the contact points to create a sturdy base.

Notable features at Pumapunku are -shaped architectural cramps, which are composed of a unique copper-arsenic-nickel bronze alloy. These -shaped cramps were also used on a section of canal found at the base of the Akapana pyramid at Tiwanaku. These cramps were used to hold the blocks comprising the walls and bottom of stone-lined canals that drain sunken courts. -cramps of unknown composition were used to hold together the massive slabs that formed Pumapunku’s four large platforms. In the south canal of the Pumapunku, the -shaped cramps were cast in place. In sharp contrast, the cramps used at the Akapana canal were fashioned by the cold hammering of copper-arsenic-nickel bronze ingots. The unique copper-arsenic-nickel bronze alloy is also found in metal artifacts within the region between Tiwanaku and San Pedro de Atacama during the late Middle Horizon around 600–900.

Загадки

Строительство археологического комплекса окутано множеством тайн, разгадок и разоблачений.

Какой бы версии ни придерживался человек, при посещении Пума Пунку, он всё равно останется очарован масштабами и тонкостью проведённой работы и энергетикой этого необычного и уникального места.

Самые удивительные теории рассказывают о древних высокоразвитых цивилизациях, уничтоженных в мировой войне, или даже о строительстве земной лаборатории инопланетными пришельцами.
Точность и аккуратность, с которыми была выполнена работа, не позволяют легко согласиться с мыслью, что Пума Пунку мог быть построен руками простых индейцев, которые жили на этой территории полторы тысячи лет назад и не обладали современными инструментами и техникой.

Тем не менее, несмотря на отсутствие у ученых точных ответов на все вопросы, наука способна найти простые объяснения этому феномену, что нисколько не умаляет культурного значения комплекса.

Разрушение

Не менее интересна и история разрушения комплекса, и одной из самых популярных версий здесь является серия взрывов.

Естественные причины, такие как всемирный потоп или сильнейшее землетрясение, по мнению многих теоретиков, не могут объяснить, почему каменные блоки найдены раскиданными в разные стороны.
Как относиться к вероятности нанесения ракетных ударов в античные времена, каждый может решить для себя сам, но для сомневающихся в фантастических версиях людей существует и более скучная теория — вандализм со стороны местного населения, которое могло использовать камни в своих нуждах, не понимая культурной ценности этих монолитов.

Особенности строительных технологий Пума Пунку

Как указывалось выше, самым крупным каменным монолитом Пума Пунку является блок красного песчаника приблизительным весом в 131 тонну и размерами 7,81 м х 5,17 м х 1,07 м. Второй по размеру блок — примерным весом 85,2 тонны и размерами 7,9 м х 2,5 м х 1,86 м. Оба этих монолита входят в состав «Платформы Литица». Детальные петрографические и химические исследования образцов каменной кладки Пума Пунку и камней из окружающих месторождений определили, что блоки красного песчаника доставлялись из карьера с расстояния в 10 километров, а меньшие блоки андезита транспортировались с расстояний приблизительно в 90 км. Имеется ряд теорий, описывающих доставку камней из карьеров, но ни одна из них не является общепризнанной. Наиболее устоявшиеся из них предполагают наличие большого количества людей и использование верёвок из шкур ламы в сочетании с искусственными наклонными плоскостями.

Каменные блоки комплекса обрабатывались таким образом, что форма и качество поверхности позволяли стыковать их между собой без использования цементных растворов, являясь как бы элементами своего рода Лего.

Отметим, что точность выполнения сопряжений свидетельствует о серьёзных знаниях в части начертательной геометрии и владении потерянными ныне технологиями обработки камня. В зазор многих блоков не входит даже бритвенное лезвие.

Среди блоков Пума Пунку имеется значительное число взаимозаменяемых типовых элементов. Это, по всей видимости, было следствием их массового производства, что технологически опережало будущих местных жителей на многие столетия. Откопанные в наше время и установленные рядами блоки Пума Пунку очень напоминают склад готовой продукции современного завода железобетонных конструкций. Только на заводе изделия льют из бетона, а камни Пума Пунку каким-то образом обрабатывали в твёрдом состоянии и даже выполняли в них глухие отверстия сложной формы.

Для создания надёжного фундамента комплекса Пума Пунку строители рыли котлованы, заполняя их слоями песка и щебня. Такие слои оказались идеальной основой мегалитического сооружения. Строители комплекса также эффективно решили задачи функционирования ирригационной системы и удаления сточных вод.

Необходимо отметить использование ][-образных стяжек, изготовленных из уникального соединения бронзы, никеля и мышьяка. Они применялись для дополнительного крепления каменных блоков между собой. Видимо, для повышения прочности изготавливались такие стяжки методом ковки.

Где остановиться

Гостиницы Ла-Паса условно можно поделить на три вида.

— В первом случае это будут хостелы с отдельным номером на двоих, но с общим залом отдыха. Номер в таких заведениях стоит 30-40 долларов.

— Во втором варианте будет доступен собственный телевизор, бесплатные принадлежности для мытья, телефон и ванная комната. В таком случае придётся выложить от 45 до 80 долларов.

— И в третьем варианте главную роль играют комфортабельные гостиницы с кондиционерами, холодильниками и мини-барами. Цены там начинаются от 120 долларов за ночь. В не зависимости от условий проживания большинство гостиниц включают в стоимость завтраки. Так что пред поездкой в Тиуанако достаточно будет хорошо позавтракать в отеле.

Достопримечательности

Полномасштабные раскопки начались в Тиуанако в 1978 году и продолжались до 90-х годов. Это были совместные работы американских и боливийских учёных. В результате работ сформировался подробный план города с существующими на данный момент достопримечательностями:

1. Пирамидальное строение Акапана построена на искусственном холме. При строительстве холма применялись большие каменные блоки. Вес самого большого камня достигает 65 тонн. Само здание ритуального комплекса было 257-метровой длины и 197-метровой ширины. Высота сооружения примерно составляла 16,5 метров. Предположительно Акапана отделяла жилые кварталы от места проведения религиозных ритуалов.

2. В километре от главного комплекса расположена платформа Пума Пунку. Объект создавался в виде четырёхугольного кургана с террасой из гигантских каменных блоков. Терраса размером 38,72 Х 6,75 метров полностью устелена этими блоками. Самый большой среди них весит 131 тонну. Второй по величине весит 85 тонн. Употребление таких огромных камней при строительстве, чем-то напоминает египетские пирамиды.

3. Храм каменных голов являет собой квадрат с 25 метровыми сторонами. Основание храма утоплено в землю на два метра. В центре возвышается стелла Беннетта. Это сооружение благодаря своим монолитам можно назвать самым древним. На стенах высечены 178 голов.

4. Внутренний двор Каласасайа (130 х 120 метров) не был бы так интересен, если бы не найденные на его территории Врата Солнца. В центре двора установлен монолит Понсе.

5. Врата Солнца и врата Луны, как считают учёные были принесены из другого места. Эти две монолитные арки, вырезанные из цельного камня, отреставрированы и установлены там, где они были найдены. Камень для строительства всех этих объектов доставляли за 80 километров на плотах по специально сооружённому каналу. Однако это не даёт разгадки тому обстоятельству, как обрабатывались блоки и как их перетаскивали до канала и далее в гору.

References[]

  1. ^
  2. ^
  3. ^ Vranich, A., 2006, «The Construction and Reconstruction of Ritual Space at Tiwanaku, Bolivia: A.D. 500-1000.
    Journal of Field Archaeology 31(2): 121–136.
  4. ^ Ponce Sanginés, C. and G. M. Terrazas, 1970, Acerca De La Procedencia Del Material Lítico De Los Monumentos De Tiwanaku. Publication no. 21. Academia Nacional de Ciencias de Bolivia.
  5. ^ Protzen, J.-P., and S.E.. Nair, 2000, «On Reconstructing Tiwanaku Architecture:» The Journal of the Society of Architectural Historians. vol. 59, no. 3, pp. 358-371.
  6. Ernenweini, E. G., and M. L. Konns, 2007, Subsurface Imaging in Tiwanaku’s Monumental Core. Technology and Archaeology Workshop. Dumbarton Oaks Research Library and Collection, Washington, D.C.
  7. Williams, P. R., N. C. Couture and D. Blom, 2007 Urban Structure at Tiwanaku: Geophysical Investigations in the Andean Altiplano. In J. Wiseman and F. El-Baz, eds., pp. 423-441. Remote Sensing in Archaeology. Springer, New York.
  8. ^ Protzen, Jean-Pierre; Stella Nair, 1997, Who Taught the Inca Stonemasons Their Skills? A Comparison of Tiahuanaco and Inca Cut-Stone Masonry: The Journal of the Society of Architectural Historians. vol. 56, no. 2, pp. 146-167.
  9. Robinson, Eugene (1990). ‘In Bolivia, Great Excavations; Tiwanaku Digs Unearthing New History of the New World’, The Washington Post. Dec 11, 1990: d.01.
  10. ^ Young-Sánchez, Margaret (2004). . Tiwanaku: Ancestors of the Inca. Denver, CO: Denver Art Museum.
  11. Lechtman, H.N., 1998, ‘Architectural cramps at Tiwanaku: copper-arsenic-nickel bronze.’ In Metallurgica Andina: In Honour of Hans-Gert Bachmann and Robert Maddin, ed by T. Rehren, A. Hauptmann, and J. D. Muhly, pp. 77-92. Deutsches Bergbau-Museum, Bochum, Germany.
  12. Lechtman, H.N., 1997, El bronce arsenical y el Horizonte Medio. En Arqueología, antropología e historia en los Andes. in Homenaje a María Rostworowski, ed by R. Varón and J. Flores, pp. 153-186. Instituto de Estudios Peruanos, Lima.
  13. ^ Morell, Virginia (2002). Empires Across the Andes National Geographic. Vol. 201, Iss. 6: 106
  14. ^ Kolata, A.L. (1993) The Tiwanaku: Portrait of an Andean Civilization. Wiley-Blackwell, New York, New York. 256 pp. ISBN 978-1-55786-183-2
  15. ^ Janusek, J.W. (2008). Ancient Tiwanaku, Cambridge University Press. Cambridge, United Kingdom. 362 pp. ISBN 978-0-521-01662-9
  16. Young-Sánchez, Margaret (2004). Tiwanaku: Ancestors of the Inca. Denver, CO: Denver Art Museum.

Engineering[]

Detail of stone with precisely cut straight line and tooled holes within the line

An example of high-precision small holes

Stone block with a set of blind holes of complex shape

The largest of Pumapunku’s stone blocks is 7.81 meters long, 5.17 meters wide, averages 1.07 meters thick, and is estimated to weigh about 131 tonnes. The second largest stone block found within the complex is 7.90 metres (25.9 feet) long, 2.50 metres (8 feet 2 inches) wide, and averages 1.86 metres (6 feet 1 inch) thick. Its weight has been estimated to be 85.21 tonnes. Both of these stone blocks are part of the Plataforma Lítica and composed of red sandstone. Based upon detailed petrographic and chemical analyses of samples from both individual stones and known quarry sites, archaeologists concluded that these and other red sandstone blocks were transported up a steep incline from a quarry near Lake Titicaca roughly 10 kilometres (6.2 miles) away. Smaller andesite blocks that were used for stone facing and carvings came from quarries within the Copacabana Peninsula about 90 kilometres (56 miles) away from and across Lake Titicaca from the Pumapunku and the rest of the Tiwanaku Site.

Archaeologists argue that the transport of these stones was accomplished by the large labor force of ancient Tiwanaku. Several theories have been proposed as to how this labor force transported the stones, although these theories remain speculative. Two of the more common proposals involve the use of llama skin ropes and the use of ramps and inclined planes.

In assembling the walls of Pumapunku, each stone was finely cut to interlock with the surrounding stones. The blocks were fit together like a puzzle, forming load-bearing joints without the use of mortar. One common engineering technique involves cutting the top of the lower stone at a certain angle, and placing another stone on top of it which was cut at the same angle. The precision with which these angles have been used to create flush joints is indicative of a highly sophisticated knowledge of stone-cutting and a thorough understanding of descriptive geometry. Many of the joints are so precise that not even a razor blade will fit between the stones. Much of the masonry is characterized by accurately cut rectilinear blocks of such uniformity that they could be interchanged for one another while maintaining a level surface and even joints. However, the blocks do not have the same dimensions, although they are close. The blocks were so precisely cut as to suggest the possibility of prefabrication and mass production, technologies far in advance of the Tiwanaku’s Inca successors hundreds of years later. Some of the stones are in an unfinished state, showing some of the techniques used to shape them. They were initially pounded by stone hammers, which can still be found in numbers on local andesite quarries, creating depressions, and then slowly ground and polished with flat stones and sand.

Tiwanaku engineers were also adept at developing a civic infrastructure at this complex, constructing functional irrigation systems, hydraulic mechanisms, and waterproof sewage lines.

История и возраст

В документальных источниках комплекс впервые упоминается испанским конкистадором Педро Сьеса де Леоном в 1549 году. Возведение Пума Пунку датируется VI веком нашей эры. Для инков этот город считался важным местом сотворения мира.

С момента открытия Пума Пунку одним из важнейших предметов исследования было определение возраста комплекса. Этим, в частности, занимались такие исследователи Андских культур, как Уильям Х. Исбел из Бингемтонского университета и Вранич А.. Радиоуглеродный анализ нижнего слоя насыпи Пума Пунку определил, что начало работ на первом из трёх строительных этапов произошло в 536—600 годы н. э. Причём этот слой укладывался непосредственно на отложения Плейстоцена. Раскопки Вранича указали на совершенное отсутствие иной предшествующей инкам культуры в районе Тихуанако/Пумпунку.

Список источников

  • xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai
  • nosecret.com.ua
  • latintour.ru
  • wiki.sc
  • wiki2.org
  • en.wikibedia.ru
  • puteved.io
  • dateandtime.info
Оцените статью
Добавить комментарий