Веб-камеры

Радимичи

Предки радимичей были не славянами, а их ближайшими родичами — балтами. Их племена пришли с запада, вытесненные еще в III веке готами, и поселились в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков.

К VIII-IX веку с запада приходят уже славянские племена, которые с ними сливаются. Возможно, летописи правы: эти немногочисленные «колонисты» пришли «от ляхов», то есть с верховьев Вислы, откуда расселялись многие племена славян.

До X века радимичи сохраняли самостоятельность, управлялись племенными вождями и имели собственное войско. В отличие от большинства своих соседей, радимичи никогда не жили в землянках – они строили избы с курными печами.

Спортивные увлечения

До глубокой старости Лев Толстой любил ездить на лошади. Почти каждый день перед обедом он отправлялся на верховую прогулку по окрестностям Ясной Поляны. Старший сын писателя вспоминал, что отцу особенно нравились безлюдные места с едва намеченными тропинками.

Когда в моду вошли велосипеды, Толстому было 67 лет. Однако он освоил и это средство передвижения. Сначала купил велосипед для себя, а вскоре приобщил к этому увлечению и дочерей: для них мужские модели пришлось переделывать в дамские. Велосипедные прогулки так же прочно вошли в повседневную жизнь Ясной Поляны, как и верховые.

Лев Толстой занимался и другими видами спорта — боксом, плаванием, фехтованием. Каждое утро, прежде чем сесть за работу, он делал гимнастику в своем кабинете. В Ясной Поляне построили теннисный корт — один из первых в России — и площадку для детей с гимнастическими снарядами.

Поляне

Поляне жили по Днепру и не имели отношения к Польше. Именно поляне являются основателями Киева и основными предками современных украинцев.

По легенде, в племени полян жили три брата Кий, Щёк и Хорив со своей сестрой Лыбедью. Построили братья на берегу Днепра город и назвали его Киевом, в честь старшего брата. Эти братья положили начало первому княжескому роду. Когда хазары обложили полян данью, те выплатили им первую обоюдоострыми мечами.

Легенда может объяснить нам и происхождение полян. Известно, что славяне, жившие в лесисто-болотистых областях от Вислы до Карпаты «как споры» расселились по всей Европе. Щек мог стать олицетворением чехов, Хорив — хорватов, а Кий — киевлян, то есть полян.

Изначально поляне были в проигрышном положении, со всех сторон они были зажаты более многочисленными и сильными соседями, а хазары вынудили полян платить им дань. Но к середине VIII века, благодаря экономическому и культурному подъему, поляне перешли от выжидания к наступательной тактике. Захватив многие земли соседей, в 882 году поляне сами оказались под ударом. Новгородский князь Олег захватил их земли, а Киев объявил столицей своего нового государства.

Южнорусское княжество IX века

См. также: Русский каганат, Куябия, Русско-византийская война 860 года и Первое крещение Руси

В современной российской историографии вслед за советской историографией продолжает преобладать точка зрения, что упоминания русского каганата в IX веке связаны с южной, киевской Русью, южнорусским княжеством в Среднем Поднепровье. Хотя признаётся, что руководящую роль и на юге исполняли выходцы из Скандинавии, отсутствие скандинавских древностей на среднем Днепре вплоть до X века объясняется быстрой ассимиляцией пришельцев местным славянским населением. Княжество включало в себя территорию племенного княжения полян, водораздел бассейнов Припяти и Днестра на правобережье Днепра и часть днепровского левобережья с будущими городами Черниговом и Переяславлем. Титул «каган», принятый южнорусскими князьями, выражал претензии на равенство с хазарским каганом, а строительство хазарами крепостей на Дону с помощью византийских инженеров (Саркел, около 10 крепостей на Северском Донце и Тихой Сосне) было направлено на оборону, в частности даннической территории северян, от нового государственного образования.

Аскольд и Дир традиционно считаются дружинниками Рюрика, уехавшими от него на юг и возглавившими южное княжество после смерти Кия. По Новгородской первой летописи Аскольд и Дир не связаны с Рюриком и княжили в Киеве до приглашения того в Новгород, но после похода русов на Царьград. Помимо древнерусских летописей, Аскольд и Дир упоминаются в сочинении польского историка XV века Яна Длугоша. В его трактовке Аскольд и Дир были полянскими князьями, потомками Кия, легендарного основателя Киева. Не исключается, что такая версия была придумана для обоснования претензий Польши на киевское наследство, в противовес московским Рюриковичам. Версия Длугоша была поддержана Матвеем Стрыйковским, неоднократно писавшем о родстве Аскольда и Дира с Кием. Генеалогическое построение Длугоша имело популярность и в дальнейшем, его придерживались А. А. Шахматов, М. Н. Тихомиров, Б. А. Рыбаков и другие историки.

Первое нападение русов на Константинополь было совершено на 200 судах. Описание похода в древнерусских летописях заимствовано из славянского перевода византийской хроники продолжателя Георгия Амартола и противоречит сведениям очевидца событий константинопольского патриарха Фотия, представляя поход неудачным. В первых русских летописях не сохранилось и сведений о крещении Руси при Фотии, поскольку это событие не упомянул продолжатель Георгия Амартола.

В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, гибели в 872 году сына Аскольда в борьбе с болгарами, походах Аскольда на полочан, кривичей (где Рюрик перед этим посадил своих наместников) и печенегов (). Поход же на Царьград, отнесённый Повестью временных лет к 866 году и бывший фактически в 860 году, датирован —875 годами.

По летописной датировке в 882 году глава северного княжества Олег Вещий поставил под контроль Смоленск, Любеч и Киев, перенеся в него из Новгорода свою столицу. Этот факт часто оценивается как основание Древнерусского государства (Киевской Руси).

Гипотеза Рыбакова

Согласно гипотезе советского академика Б. А. Рыбакова, ещё в VI веке образовался союз полян и северян, и данный этап находит подтверждения в археологии и терминологии русских летописей при обозначении Руси в узком смысле слова. Этот союз, предположительно, около половины VIII века платил дань хазарам, а затем благодаря культурному и экономическому превосходству, он из оборонительного положения по отношению к соседям смог скоро перейти в наступательное: древляне, дреговичи, полочане и, возможно, волыняне уже к IX веку были ему подвластны. Однако данная гипотеза о подчинении одних восточнославянских племён другими не поддерживается большинством историков, хотя и находит подтверждение в первоисточниках: «Книге путей и стран» Ибн Хордадбеха, называющего русов разновидностью славян и описывающего их торговый маршрут начиная от северных областей славян (ср. полюдье) уже для первой половины IX века, и окружном послании константинопольского патриарха Фотия о событиях 860 года.

Поляне. Племя, создавшее Русь

Поляне селились на правом берегу Днепра, центром земель был Киев. Их имя первыми исчезло из летописей, и существует версия, что именно они стали предтечей Древней Руси. До 8 века поляне исправно платили дань наравне с прочим славянскими племенами, но в более поздний период заняли наступательное положение по отношению к своим соседям (древлянам, северянам и дреговичам) и, в конечно итоге, стали первым народом Древней Руси. В пользу это версии свидетельствует также и то, что, согласно, ряду источников, племя полян первыми приняли Христианство, как альтернативу языческим верованиям.

Откуда появилось название

Считается, что основным занятием полян было пашенное земледелие, что и дало племени название. Однако, установлено, что их земли располагались лесных краях, где довольно трудно выращивать пшеницу и прочие культуры.

Согласно некоторым источником, поляне использовали такой метод ведения хозяйства, как подсечное земледелие. Делалось это следующим образом: на склоне горы выжигалась часть леса и, впоследствии, на этой «поляне» ставилось городище, а прилегающие земли использовались для пахоты. Удобренные пеплом они были весьма плодородны.

Есть версия, что именно от таких выжженных «полян» и повелось название славянского рода. В дальнейшем это слово также стало использоваться для именования любого свободного от деревьев пространства в лесу.

Поляне — происхождение

Предположений о происхождении полян несколько, в частности, одно из них утверждает, что племя пришло на европейскую территорию с Востока за несколько тысячелетий до нашей эры и имеет южное происхождение. Поляне принесли в собой культуру скотоводства и земледелия, незнакомую на тот момент европейским племенам. Эти умения объясняют более высокое развитие полян относительно ряда других славянских родов.

Историки находят подтверждение этому предположению при археологических раскопках. Фрагменты гончарных изделий, точнее, их особая форма и характерная роспись перекликается с находками, сделанными гораздо восточнее.

Быт и культура

Общественный уклад у полян сочетал в себе черты общинного и княжеско-дружинного строя, причем второй превалировал над первым, за счет чего можно предполагать начатки классовой структуры.

Поселения племени обычно располагались на невысоких берегах рек. Изначально это были квадратные полуземлянки, однако в дальнейшем, при появлении черт феодализма в укладе племени, поляне стали строить городища, укрепленные стенами. С самого начала особенностью этого рода было образование крупных, по меркам того времени, селений.

Помимо основного занятия (земледелия) поляне, в противовес более диким собратьям, занимались бортничеством, скотоводством и деревообработкой. Племя активно торговало, причем не только с соседними племенами, но и с дальними соседями из Европы, а также с восточными народами. Найденные при раскопках монеты позволяет утверждать, что торговля была не меновой, а на деньги.

Летописец Нестор благосклонно описывал нравы и обычаи полян. В его хрониках отмечается, что племени было присуще почитание обычаев предков, уважительное отношение к родственникам. Им было знакомо понятие «брака». Обряд сопровождался ритуалами, и обязательно выкупом. Семья невесты получала либо монеты, либо дары от родственников жениха.

На протяжении существования племени их религия также претерпевала изменения. Изначально это был аниматизм, то есть поклонение природе (леса, горы и реки), впоследствии их сменил политеизм, то есть вера в персонифицированных богов. Отмечается, что наиболее часто встречались культы Перуна (покровитель князя и дружины), Велеса (покровитель ремесленников, волхвов и животноводов) и Стрибога (покровитель ветров). Есть упоминания, что на последних этапах своего существования поляне уже приняли христианство, как религию.

Погребальные обычаи племени были схожи с обычаями прочих славян. Захоронения представляли из себя курган. Покойников сжигали на специальной глиняной подмазке, где и разводился костер.

Последнее упоминание полян в летописях датируется 944 годом, однако существовало и другое племя со схожим названием. Именно они (западные поляне), обитавшие вдоль Вислы, стали предками нынешних поляков. От племенного имени произошло и название страны.

Уличи

Уличи жили на землях легендарных антов. Они назывались множеством имен — «угличи», «улучи», «ульцы» и «лютичи». Изначально они заселяли «угол» между устьем Днепра и Буга, благодаря чему, возможно, получили одно из названий. Позднее кочевники вытеснили их, и племенам пришлось переселяться в западном направлении. Главным «стольным» городом уличей был Пересечень, находившийся в степной полосе.

С приходом к власти Олега уличи начали борьбу за независимость. Свенельду, воеводе киевского князя, пришлось отвоевывать земли уличан по кусочку – племена боролись за каждую деревню и городище. Столицу Свенельд осаждал три года, пока город, наконец, не сдался.

Домашний театр Ясной Поляны

Идея домашнего театра родилась в семье Толстых в один из длинных зимних вечеров. Сначала выбрали для постановки популярную тогда пьесу «Бабье лето», но молодежь она не вдохновила.

Тогда Софья Толстая предложила детям поставить пьесу «Власть тьмы», которую недавно написал их отец. К постановке готовились серьезно: много репетировали, продумывали костюмы и грим. 30 декабря 1884 года прошел первый спектакль домашнего театра Ясной Поляны. Зрители — родственники и гости, приглашенные к Новому году, — были в восторге, и увлечение домашними постановками надолго вошло в жизнь Толстых.

Преобразование имения

В 1784 году усадьба перешла Николай Волконскому, который, выйдя в отставку, поселился здесь окончательно. Тогда и начались ландшафтные работы, которые изменили первоначальный облик этих мест. Появились парки, аккуратные пруды, аллея, ведущая от башни въезда к основному зданию и названная «Прешпект».

Волконский взялся всерьез за преобразование родового имения. Строительство продолжалось четырнадцать лет. Появилось два каменных флигеля, большой барский дом. Многие постройки, возведенные в XIX веке, сохранились и по сей день. Строительство закончилось уже при отце Льва Николаевича, в 1824 году. Детство и юность Толстого

Толстой не помнил матери, но всю жизнь боготворил нее. К тем уголкам усадьбы, которые напоминали о ней, он относился особенно бережно. Детство писателя, как известно из его автобиографических произведений, прошло в просторном уютном отцовском доме, в котором было порядка сорока комнат.

Жизнь Толстых была размеренной, неспешной, протекала в соответствии с дворянскими традициями. Отца Толстой потерял, когда ему исполнилось девять лет. Опекуншей стала тетка Александра Ильинична Остен-Сакен. Она увезла детей в Казань. В Ясную Поляну писатель вернулся в 1847 году. Когда же произошел раздел владений между братьями, Лев Николаевич как младший должен был получить Ясную Поляну, что его немало обрадовало. Уже тогда он мечтал о деревенской жизни и чувствовал, что именно здесь будет счастлив. Правда, крестьяне с недоверием отнеслись к начинаниям молодого Толстого. Тот разочаровался и отправился на военную службу.

В конце пятидесятых Лев Толстой вышел в отставку. Тогда он вернулся в родовое имение, хотя поначалу немало времени проводил в Москве и Петербурге.

При его жизни изменениям подверглись отдельные участки. Так, Толстой, приверженец труда и противник эксплуатации бесплатной рабочей силы, собственноручно посадил фруктовые деревья. Правда, теплицу возвели все же крестьяне.

При Толстом изменилась и архитектура усадьбы. Барский дом снесли, а на его месте построили новый дом, к которому со временем добавилось несколько пристроек. Атмосфера, царившая в Ясной Поляне, необычайно вдохновляла Льва Николаевича, давая ему богатейший материал для литературного творчества. Здесь писатель многое передумал и много перечувствовал. В некоторых его произведениях отражены яснополянские пейзажи, в том числе в романах «Анна Каренина» и «Война и мир».

В трилогии, которую писатель посвятил воспоминаниям детства и отрочества, дом Иртеньевых — это не просто богатое дворянское жилище. Это символ прочных родственных отношений. И этот дом очень напоминает тот, что находится в Ясной Поляне, где прошло детство и отрочество Льва Николаевича.

Племенной союз

Расселение

Согласно летописным известиям и археологическим исследованиям[источник не указан 1785 дней], территория земли полян дохристианской эпохи ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на западе она прилегала к древлянской земле, на северо-западе — к южным поселениям дреговичей, на юго-западе — к тиверцам, на юге — к уличам, на востоке граничила с северянами.

Центром полянской земли был Киев; другие её населённые пункты — Вышгород, Витичев (ныне Витачов), Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород, Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.

Письменные источники

Летописи говорят о происхождении племени полян, наряду с дреговичами, древлянами и кривичами, осевшими на территории современной Белоруссии, белыми хорватами, сербами и хорутанами, упоминая полян уже в тексте о IX веке, называя их «русью» «Поляне яже нъıнѣ зовомая русь». Слово «нъıнѣ» в летописи означает слово «сейчас» и относится к периоду не ранее XII века (по времени создания летописи).

Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху». Поляне, по словам летописца Нестора, резко отличались от соседних славянских племён и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим… брачные обычаи имеяху», тогда как древляне, радимичи и вятичи жили в лесах, «подобно зверям», и браков у них не было.

Летописная история застаёт полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов — общинного и княжеско-дружинного, причём первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян — охоте, рыболовстве и бортничестве — у полян более, чем у других славян, были распространены скотоводство, земледелие, «древоделие» и торговля.

В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944 годом, по случаю похода князя Игоря на Византию. Западные поляне на Висле в последний раз упоминаются в Ипатьевской летописи под 1208 годом.

Археология

Об обширности торговых связей полян и их контактах с другими народами существуют различные теории. Академик Пётр Толочко по монетным кладам делает вывод, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке — прекратилась же во время усобиц удельных князей. Однако историк Э. Мюле возражает, что эти монеты попали в землю не ранее X века — то есть уже после установления в Киеве варяжской власти — и в качестве дополнительного доказательства указывает на нумизматические исследования В. Л. Янина.

В. В. Седов объединял волынян, древлян, полян и дреговичей в так называемую «дулебскую группу», которая представляла юго-западную ветвь восточных славян. Аналогичной точки зрения придерживалась И. П. Русанова, Г. Н. Матюшин, а также В. В. Богуславский и Е. И. Куксина. Аналогичным названием у других специалистов было «дулебский племенной союз».

Само происхождение полян остаётся неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур. В VI—VII веках корчакская и пеньковская культура, ассоциируемые соответственно с дулебами и антами, граничили здесь с колочинской культурой, распространённой на левом берегу Днепра. В VII веке племенные союзы дулебов и антов распались под ударами аваров.

Высказывались мнения о «скифском» (от племени палов (πάλοι)) и «сарматском» происхождении полян.

Легенда о локнянской поляне

В 16-м столетии на месте зловещей поляны находился княжеский дом, окруженный амбарами, хлевами, загонами для скота. Имелись конюшня и псарня. Господ обслуживало множество холопов.

Однажды (это было еще до времен правления Ивана Грозного) в окрестностях разразилась ужасная гроза. Беспрерывно сверкали молнии, землю сотрясали раскаты грома. Вдруг одновременно в княжеский терем ударили десятки молний. Содрогнувшись, земля разверзлась – и под нее ушла вся усадьба с постройками и людьми. Появился гигантский котлован, казавшийся бездонным.

Прошло много времени, огромная воронка постепенно затянулась землей, приняв вид большой круглой поляны. А вокруг нее обильно разрослись деревья и кустарник, их сплошное кольцо отгородило таинственное место от остального мира.

Пробраться через эту зеленую стену было очень сложно. Однако если такое все же удавалось людям или животным, они были практически обречены. Что еще примечательно: трупы погибших не разлагались целое десятилетие, а кожа на них со временем становилась красноватой. И лишь по истечении десяти лет останки начинали гнить, постепенно превращаясь в тлен.

Погибший скот деревенские жители порой вытаскивали с поляны крюками, чтобы похоронить, а дикие звери и птицы так и оставались лежать здесь, постепенно истлевая.

Аномальная зона, возникшая в районе локнянской поляны, периодически как бы расширялась и захватывала несчастную деревушку. При этом она, видимо, воздействовала на психику людей, поскольку между соседями нередка вспыхивали драки, причем порой без всякого повода, которые нередко заканчивались чьей-либо смертью. Также без видимых причин погибала скотина, вспыхивали пожары и т.д.

Школа для крестьянских детей

Писатель активно защищал права крестьян и больше общался с представителями рабочего сословия, чем с аристократами. Трепетное отношение к простым людям весьма заметно в его произведениях, где он с любовью описывает быт и жизнь простых рабочих.

В 1859 году он решил открыть школу для крестьянских детей, и учебное заведение появилось на территории имения во флигеле Кузьминских. Это здание использовалось как гостевой флигель, здесь останавливались родственники жены писателя. Подобные школы для простых людей были редкостью. Даже в крупных городах насчитывалось всего несколько учебных учреждений такого порядка.

Дом семьи Толстых

1 / 8

Дом семьи Толстых в Ясной Поляне Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

2 / 8

Дом семьи Толстых в Ясной Поляне Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

3 / 8

Резьба террасы дома семьи Толстых в Ясной Поляне Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

4 / 8

Лев Толстой с внуками Ваней и Таней Толстыми около дома в Ясной Поляне. 1908 годГосударственный музей Л. Н. Толстого

5 / 8

Лев Толстой около террасы яснополянского дома. 1908 годГосударственный музей Л. Н. Толстого

6 / 8

Лев Толстой на террасе яснополянского дома. 1903 годГосударственный музей Л. Н. Толстого

7 / 8

Лев Толстой и крестьянка-просительница перед домом семьи Толстых в Ясной Поляне. 1908 годГосударственный музей Л. Н. Толстого

8 / 8

Владимир Чертков снимает Льва Толстого с дочерью Александрой перед домом семьи Толстых в Ясной Поляне. 1908 годГосударственный музей Л. Н. Толстого

Толстой поселился в этом флигеле, выйдя в отставку и вернувшись в Ясную Поляну в 1856 году, а через 6 лет, сразу после свадьбы, сюда приехала Софья Андреевна. Изначально дом был намного меньше, чем то, что мы видим сегодня, и выглядел абсолютно так же, как и флигель Кузминских. Но посте­пенно семья Толстых росла (у писателя и его жены было 13 детей), и вместе с ней рос дом. За 30 лет к дому сделали пять пристроек. Самая знаменитая появилась в 1892 году — терраса с резными балясинами. В летнее время жизнь всего семейства переносилась сюда. Здесь обедали, пили чай и принимали гостей. Многие из них вспоминали, что терраса настолько густо была обвита диким виноградом, что в этой зеленой стене приходилось проделывать окна для света.

1 / 9

Интерьер кабинета Льва Толстого в доме семьи Толстых в Ясной Поляне Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

2 / 9

Интерьер дома семьи Толстых в Ясной Поляне. В центре висит трость-стул Льва Толстого Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

3 / 9

Библиотека в доме семьи Толстых в Ясной Поляне Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

4 / 9

Кожаный диван, на котором родился Лев Толстой Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

5 / 9

Письменные приборы Льва Толстого Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

6 / 9

Фонограф в кабинете Льва Толстого в яснополянском доме Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

7 / 9

Лев Толстой в кабинете дома в Ясной Поляне. 1909 годГосударственный музей Л. Н. Толстого

8 / 9

Лев Толстой и Владимир Чертков в кабинете яснополянского дома на диване, на котором родился Лев Толстой. 1909 годГосударственный музей Л. Н. Толстого

9 / 9

Лев Толстой за работой в кабинете дома в Ясной Поляне. 1909 годГосударственный музей Л. Н. Толстого

В этом доме писатель провел около 50 лет, здесь создал свои самые знаме­нитые произведения. В доме до сих пор хранится несколько десятков тысяч предметов, окружавших писателя: большой кожаный диван, на котором он родился, больше 20 000 книг с миллионом толстовских помет, фотографии и портреты родствен­ников и друзей, палка-стул, которую Толстой брал на пешие прогулки, предок дикто­фона — фонограф, благодаря которому мы и сегодня можем услышать голос Льва Толстого; вечное перо и карандаш с фонариком — незаменимые помощники писателя в его литературном труде, и многое-многое другое.

Чем жили и занимались полочане

Полочане занимались земледелием, различными промыслами, растили домашний скот. Хорошо развито было ремесло, ставшее основным видом деятельности для горожан. В IХ веке мастера на Полоцкой земле освоили гончарное дело. В средние века по Западной Двине, Березине и Днепру проходил торговый путь из Балтики в Черное море, «из варяг в греки», оказавший влияние на развитие полочан.

На экспорт шел мех, воск, мед, а также рабы, которые были взяты в плен во время войн. Маршрут торгового пути изучается и в настоящее время. Существует версия, по которой путь «из варяг в греки» был выдуман при переписывании истории. Полочане могли торговать с балтами, проходя по Западной Двине к Балтийскому морю, а на юге, с хазарами и византийцами – торговали другие славянские племена и обменивались товаром с полочанами.

Городки, шахматы и «почтовый ящик»

Традиционной семейной игрой Толстых был «почтовый ящик». В специальную коробку все желающие — и члены семьи, и гости дома — всю неделю опускали свои записки: короткие рассказы, заметки, размышления, стихотворные экспромты. По воскресеньям Толстой открывал коробку и зачитывал все тексты вслух.

Также в семье очень любили шахматы. Секретарь писателя Валентин Булгаков писал: «Если находился партнер, Лев Николаевич садился после обеда сыграть партию в шахматы. Как и пасьянс, шахматы были средством отдыха от напряженной умственной работы».

Весной, как только сходил снег и просыхала земля, в аллее яснополянского парка устраивали площадку для городков. Играли все: взрослые и дети, хозяева и гости. Лев Толстой, проходя мимо, обязательно сворачивал к площадке: иногда оставался, а иногда сбивал несколько фигур и шел дальше.

«Любить и быть так счастливым»

Лев Толстой с женой Софьей. Изображение: regnum.ru

Лев Толстой за работой. Изображение: regnum.ru

Лев Толстой с женой Софьей. Гаспра. Крым. 1902. Изображение: regnum.ru

В художественном творчестве Толстого в это время наступил кризис. В дневниках он все чаще выражал недовольство жизнью: «Нерешительность, праздность, тоска, мысль о смерти. Надо выйти из этого. Одно средство. Усилие над собой, чтоб работать». В 1862 году Лев Толстой нашел выход из уныния: «Пишу из деревни, пишу и слышу наверху голос жены, которая говорит с братом и которую я люблю больше всего на свете. Я дожил до 34 лет и не знал, что можно так любить и быть так счастливым». Невестой литератора стала 18-летняя Софья Берс. С ней писатель прожил 48 лет. За время брака у них родилось 13 детей. Софья стала секретарем, переписчицей и неофициальным редактором Льва Толстого.

В этот период душевного равновесия Лев Толстой начал писать роман «Война и мир» — масштабный эпос. Основой для мирных бытовых сцен стала жизнь семьи Толстых, батальные и гражданские сцены писатель создал на основе событий российской истории. Главной идеей произведения стал не патриотизм, а пацифизм: яростный протест автора, выраженный еще в «Севастопольских рассказах», сподвиг его на описание бед, которые влечет за собой война. В 1869 году Толстой завершил «Войну и мир». Книга имела огромный успех.

К началу 1870-х годов Толстого считали одним из величайших русских писателей, но он был не в ладах с собой. Дворянина и землевладельца беспокоили социальное неравенство в российском обществе, нищета крестьян и бескомпромиссный царский режим. К тому же Толстой начал болеть. В 1871 году Толстой отправился в Самарскую губернию: по рекомендации доктора лечиться кумысом. Он так вдохновился степной природой и бытом башкирских кочевников, что на лето 1873 года привез сюда всю семью.

Самара стала для писателя убежищем и источником вдохновения. После семейной поездки он снова взялся за роман «Анна Каренина», который начал еще весной 1873 года

Толстой одновременно любил и ненавидел это произведение, ставшее для него очень личным: «Моя Анна надоела мне, как горькая редька… но не говорите мне про нее дурного или, если хотите, то с ménagement (с осторожностью. — Прим

ред.), она все-таки усыновлена». В 1877 году Толстой закончил «Анну Каренину». Это был мрачный роман — в нем не было той идиллии, которая присутствовала в финале «Войны и мира».

Могила Толстого

1 / 2

Могила Льва Толстого в Ясной Поляне Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

2 / 2

Могила на краю оврага, в которой будет похоронен Лев Толстой. 1910 год РИА «Новости»

Лев Толстой очень любил своего старшего брата Николая. В детстве Николай часто выдумывал для трех своих братьев и сестры всевозможные истории. Одна из них была про Фанфаронову гору: будто бы на ней можно загадать одно-единственное желание и оно обязательно исполнится. Чтобы найти эту гору, нужно было выполнить несколько условий. Во-первых, встать в угол и не думать о белом медведе. Во-вторых, пройти, не оступившись, по щелке между половицами

В-третьих, нужно в течение года не видеть ни одного зайца, не важно, «живого или мертвого, или жареного. Потом надо поклясться никому не открывать этих тайн»  Л. Н. Толстой

Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 34.. Были и другие, еще более трудные условия. В том числе, прежде чем отправится на Фанфаронову гору, нужно было открыть свои желания: «Сережа пожелал уметь лепить лошадей и кур из воска, Митинька пожелал уметь рисовать всякие вещи, как живописец, в большом виде. Я же ничего не мог придумать, кроме того, чтобы уметь рисовать в малом виде»  Там же..

Но самой важной историей Николая для его брата Льва стала легенда о зеленой палочке. Николай рассказывал, что в яснополянском лесу Старый Заказ, на краю оврага, он закопал зеленую палочку, на которой написана тайна того, как сделать всех людей счастливыми, как избавить мир от болезней и неприят­ностей, «никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями»  Там же.

Маленькие Толстые, впечатленные историей, даже устроили игру в муравейных братьев, «которая состояла в том, что садились под стулья как можно теснее друг к другу. Стулья эти завешивали платками, загоражи­вали подушками и говорили, что мы муравейные братья, и при этом испытывали особенную нежность друг к другу»  Там же., как муравьи в муравейнике. Рассказ о зеленой палочке и муравейных братьях со временем приобрел для писателя Толстого важное символическое значение: «Мы назы­вали это игрой, а между тем всё на свете игра, кроме этого»  Там же., — говорил он в своих мемуарах.

В последние годы жизни, особенно во время болезни, Толстой не раз просил похоронить его там, где спрятана тайна муравейных братьев, «…чтобы никаких обрядов не производили при закопании в землю моего тела; деревянный гроб, и кто захочет, снесет или свезет в лес Старый Заказ, напро­тив оврага, на место зеленой палочки»  Цит. по: А. И. Ксенофонтов. Заповедник музея-усадьбы Ясная Поляна: Очерк-путеводитель.. Просьба писателя была выполнена: его могила — это просто зеленых холмик в лесу.

Список источников

  • www.culture.ru
  • www.tulapressa.ru
  • www.syl.ru
  • wiki2.org
  • russian7.ru
  • russhistory.ru
  • ote4estvo.ru
  • nlo-mir.ru
  • arzamas.academy
Оцените статью
Добавить комментарий