Поля смерти в камбодже

Интересное

Ангкор-Ват — История открытия затерянного города Ангкор

Широкую известность в современном мире Анкор-Ват получил после опубликования 1861 году дневников и отчетов французского путешественника и натуралиста Анри Муо о своих экспедициях по Индокитаю. В его дневнике можно встретить такие строки:

Вид на Ангкор-Ват с северо-западной стороны (отражение в воде)

Анри Муо (фр. Henri Mouhot) родился в 1826 году во Франции, и уже с 18-летнего возраста преподавал французский и греческий языки в российской военной академии в Санкт-Петербурге. После возвращения на родину он женился на дочери известного английского исследователя и переехал в Шотландию. А уже в 1857 году Анри Муо решил отправиться в путешествие по Юго-Восточной Азии (Индокитаю) для сбора зоологических образцов. За время своего пребывания в Азии он объездил Таиланд, Камбоджу и Лаос. Возможно, он что то предчувствовал, спустя несколько месяцев после последнего посещения Ангкор-Вата, в 1861 году он умер от малярии, в своей четвертой экспедиции по Лаосу. Был похоронен там же, вблизи столицы Луанг-Прабанг (Луангпхабанг), месторасположение его гробницы известно и сейчас. Дневники Анри Муо хранятся в Лондоне, в архиве Королевского географического общества (Royal Geographical Society, London).

Могила французского исследователя Анри Муо (1826-1861гг) в Лаосе

Величие впервые увиденного им храма Ангкор-Ват потрясло Анри Муо, в своих записях он писал об Анкор-Вате следующее:

Величественная центральная башня Ангкор-Вата

«Воплощение бога-предка Атума»

«Лента.ру»: В прошлом интервью «Ленте.ру» про пирамиды Древнего Египта вы сказали, что их строительство «консолидировало население вокруг власти фараонов и скрепляло единство страны». Сооружение Большого сфинкса тоже было своего рода национальным проектом фараонов? Известно, когда этот огромный памятник появился на плато Гиза?

Роман Орехов

Роман Орехов: Он появился во времена царствования фараона Хуфу. Об этом факте косвенно свидетельствует памятник XXVI династии, так называемая «Стела дочери Хеопса» («Инвентарная стела»).

Каким образом?

Сфинкс — это воплощение бога-предка Атума, берущего под свое покровительство местность, выбранную для строительства царского некрополя. Сфинкс олицетворял идею передачи царственности — умирая, он передавал силы новому царю. Сейчас большинство египтологов сходятся во мнении, что фараон, повелевший создать эту скульптуру, в ее облике хотел увековечить собственный образ.

Многие считают, что это был фараон Хафра.

Я думаю иначе, мне ближе точка зрения германского египтолога Райнера Штадельмана и болгарского исследователя Васила Добрева. Штадельман, в частности, считает, что скульптурный канон, на основе которого высечен сфинкс, восходит не к правлению Хафры (Хефрена), а к эпохе его отца Хуфу (Хеопса). По мнению Райнера Штадельмана, изначальный проект подразумевал строительство двух сфинксов: один должен был охранять эту территорию с южной стороны, а другой — с северной.

Известный нам сфинкс стоит с юга плато Гиза, а где тогда северный его собрат?

Неизвестно: либо он не сохранился, либо его вообще не успели построить. Сохранившийся сфинкс был воздвигнут в каменоломнях Хуфу, то есть в том месте, где рабочие брали камень для строительства самой пирамиды. Но на самом деле все эти споры относительно того, чей лик воспроизводит сфинкс, не имеют значения

Важно то, что он воплощал собой бога-создателя, оберегавшего место упокоения фараонов

Почему сфинкс сооружен в виде льва с головой человека, да еще с негроидными чертами лица?

Изображение фараона в виде льва — это древняя египетская традиция, в этом нет ничего удивительного. Что касается негроидных признаков, то они в той или иной степени присущи всем древним египтянам, особенно южанам (жители севера антропологически были ближе к европеоидам). Взять, например, изображения фараона Джосера — у него темная кожа и типичный негроидный рот. Но здесь стоит сразу оговориться, что египтяне не придавали цвету кожи абсолютно никакого значения.


Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре

У сфинкса имелась борода?

По этому вопросу ученые тоже до сих пор спорят. Я отношусь к тем, кто считает, что изначально сфинкс был безбородым и она у него появилась в более позднее время. Чтобы не возникло дисбаланса в весе, борода опиралась на основание скульптуры, на туловище сфинкса.

Когда эта борода исчезла?

Документально это нигде не зафиксировано, но это могло случиться в любое время — в правление греческих Птолемеев, при римском владычестве или уже при арабах. Фрагменты бороды нашли возле сфинкса относительно недавно.

«Красные кхмеры» сегодня — поддерживаемые США антикоммунисты

Чтобы ослабить просоветский Вьетнам, правящий класс США поддерживает сейчас коалицию камбоджийских повстанческих сил, в которой полпотовские «красные кхмеры» сильнейшая составляющая. Для штатовских боссов это лишь малая помеха, что группа, которую они сейчас поддерживают на плаву, — та же самая, которую они обвиняют в «коммунистическом» геноциде! В ответ «красные кхмеры» призывают к «демократическим выборам» и реформированному капитализму.

Для мирового рабочего класса уроки полпотовского опыта ясны:

Коммунизм не заменяется борьбой против империализма и капитализма. «Красные кхмеры» пытались построить «новый вид» революции, основанный на мелкобуржуазном радикализме. Вместо этого они погрузили Кампучию в кошмар.

Нельзя верить ничему, что средства информации и правящий класс США говорят о коммунизме! Капиталистов вовсе не заботят сотни и тысячи убитых. Если бы это было не так, почему бы они продолжали поддерживать Пол Пота?

В декабре 1981 г. «New York Times Magazine» опубликовал рассказ, в котором автор говорит, как он посетил «красных кхмеров» — «бойцов за свободу», ведущих войну за независимость против вьетнамских оккупантов. Джонс, автор этого рассказа, заявил, что видел Пол Пота, направляющего борьбу, героическую фигуру, силуэтом вырисовывающуюся на фоне неба.

Редакция полагает, что хорошо было напечатать это без проверки, обычно предпринимаемой, когда даётся статья незнакомого автора. Оказалось, что Джонс сделал это всё, сидя на испанском побережье! Газета столь хотела поверить рассказу, который превращает «красных кхмеров» и Пол Пота — которого они уже назвали массовым убийцей, виновным в геноциде, — в героя-антикоммуниста, что она вывалила это в печать! Ничто не может продемонстрировать более ясно готовность либерального правящего класса взять под крыло любого фашистского убийцу, который может помочь им в борьбе против коммунизма.

Правление красных кхмеров

Красные кхмеры, пришедшие к власти, намеревались мгновенно совершить революцию камбоджийского общества. Это была жестокая революционная группа с радикальными взглядами.

17 апреля 1975 года армия красных кхмеров вошла в Пномпень, современную столицу Камбоджи. Необразованная молодёжь из крестьянских провинций ворвалась в город, они стали заставлять всех городских жителей покинуть город, бросить все свои вещи и направиться в деревни. Плачущих детей гнали прочь от их родителей.

После тяжёлых бомбардировок США и сотрудничества правительства Лон Нола с США, многие камбоджийцы надеялись, что коммунизм Пол Пота принесёт новую спокойную жизнь.

К 1975 году армия Пол Пота выросла до 700 000 солдат.

Юные солдаты Пол Пота

Коллективизация в Камбодже

После захвата власти Пол Пот сразу же начал свою политику коллективизации. Было конфисковано, национализировано и взято под контроль всё имущество, включая школы, больницы, общественные институты. Пол Пот учился во Франции, был последователем и страстным поклонником Мао Цзэдуна и собирался внедрять маоизм (китайский коммунизм) и сталинизм.

Он собирался создать новую Камбоджу на основе маоистской модели. Целью красных кхмеров было превратить Камбоджу в примитивную страну, в которой все граждане будут работать в аграрном секторе, а любые западные инновации будут удалены.

Воинствующий коммунизм

Чтобы достичь «идеальной» коммунистической модели, все камбоджийцы должны были стать колхозниками, кто против этого, должны быть устранены. Под угрозой смерти люди должны были покинуть свои родные города и сёла.

Привлечение детей в военизированные отряды Красных кхмеров

Инвалидов, молодых и старых, которые не могли отправиться в коллективные хозяйства, убивали на месте. Тех, кто отказался покинуть дома, убивали, как оппозиционеров новому режиму. Городских жителей насильно эвакуировали в сёла, никто не имел никаких гражданских и политических прав. Детей отрывали от родителей, их направляли в разные трудовые лагеря.

Камбоджийцы были вынуждены жить в общественных коммунах, подобных военным казармам, с постоянной нехваткой продовольствия. В условиях рабского труда, голода и болезней многие становились неспособны выполнять тяжёлую работу, после чего их убивали.

В список «потенциальных оппозиционеров» вносили журналистов, юристов, врачей, представителей интеллигенции, студентов и профессоров. Фабрики, школы, университеты, больницы были закрыты.

Руководство и их сотрудники были убиты вместе с семьями. Владение иностранным языком было поводом к расстрелу. Читать, писать, и даже носить очки было чертой Запада, за это могли расстрелять.

Воинствующий коммунизм внушал веру, что журналисты и интеллектуалы несут угрозу государству. Красные кхмеры преследовали также и за различные религиозные взгляды: буддистов, мусульман, христиан, этнических китайцев, вьетнамцев, тайцев и камбоджийцев.

Ведущие буддистские монахи и христианские миссионеры были убиты, а храмы и церкви сожжены. Национальные меньшинства насильственно переселялись, использование языков меньшинств было также запрещено.

Массовые захоронения жертв режима Пол Пота

Красные кхмеры приветствовали доносы по подозрению в предательстве и саботаже. Выживание людей зависело от их трудоспособности. Пожилые люди, инвалиды, больные и дети в Камбодже несли огромные потери, так как были неспособны на ежедневный тяжёлый физический труд.

Пока кхмеры набирали силу, США не проявляло интереса к событиям в Юго-Восточной Азии. Американское посольство не сильно беспокоил режим Пол Пота, для них главнее было влияние Камбоджи на войну во Вьетнаме.

Жертвы режима Пол Пота

Только по приблизительным подсчётам Исследовательского комитета по геноциду режима Пол Пота всего от рук красных кхмеров погибло от полутора до трёх миллионов камбоджийцев. В выпущенном комитетом отчёте были данные о смертности порядка 3 314 768 человек. Это 25 % от общей численности населения Камбоджи до начала режима. Такое количество людей погибли из-за политики принудительного переселения из городов в деревни, пыток, казней, недоедания и принудительного труда.

Народ Камбоджи продолжал страдать и после падения режима Пол Пота. Тысячи людей были вынуждены бежать в Таиланд, многие из них голодали, ели листья и корни. Кто-то умер от голода в пути, кто-то подорвался на минном поле, так как кхмеры заминировали местность вдоль западной границы. Из лагерей беженцы в Таиланд принесли малярию, тиф, холеру и множество других болезней. По оценкам специалистов, после падения режима в течение года умерло ещё более 650 000 человек.

Поля смерти в Камбодже

Антикоммунизм режима Пол Пота

Сколько бы жертв, однако ни было, это работа не «коммунистов» какого-либо вида, хотя бы и ревизионистов советского или китайского стиля, а антикоммунистов.

Не каждая группа, называющая себя «коммунистической», является таковой. К примеру, вьетнамские, советские, китайские и прочие реликты старого коммунистического движения — лишь слегка замаскированные капиталисты. Они лишь лицемерно служат марксизму-ленинизму, рабочему классу, пролетарскому интернационализму и потребности в строительстве безклассового общества.

Напротив, Пол Пот, «красные кхмеры» и КПК открыто отвергли саму идею коммунизма! Это иллюстрируют цитаты из Викери и Чандлера:

Относительно коммунизма: «Мы не коммунисты… Мы революционеры», которые не «принадлежат к общепринятым группам коммунистов Индокитая» (Иенг Сари, 1977 г., цит. по Викери, с. 288).

Относительно марксизма-ленинизма: «Первое публичное признание, что эта «революционная организация» имела марксистско-ленинскую ориентацию, имело место на поминальной церемонии в честь Мао Цзэдуна в Пномпене 18 сентября 1976 г.» (Чандлер, с. 55, прим. 28)… Кампучийские представители «заявляют, что КПК — марксистско-ленинская партия, но не говорят ничего о сочинениях этих двоих» (Чандлер, с. 45).

О необходимости революционной партии: «Самой поразительной особенностью идеи революции, поддерживаемой кхмерскими коммунистами… было то, что она была не выражена. В 1960-х оппозиция политике правительства и апелляции к антиимпериализму составили платформу левого крыла… На деле революция и существование революционной партии были не только умалены в пропаганде, они были совершенно сокрытыми истинами, раскрываемыми только немногим просвещённым, которые могли достичь высоких позиций в аппарате», т.е. в основном радикалы из бывших студентов (Тион, , с. 16, выделение наше).

Так было до 27 сентября 1977 г., когда существование «коммунистической партии» было даже публично раскрыто в речи Пол Пота (Чандлер, , с. 37).

Относительно рабочего класса: «Хотя и крошечный, он существовал, рассеянный в городах. Но вместо его культивирования кхмерские коммунисты принялись за его ликвидацию как декадентского наследия прошлого…» (Тион, , сс. 27-28).

Из всего этого мы можем заключить следующее:

Пол Пот сотоварищи не были коммунистами. В этом смысле они не отличались от советских, вьетнамских и китайских ревизионистов, Рональда Рейгана или любого капиталиста. В отличие от советских, вьетнамских, китайских ревизионистов, псевдокоммунистов, Пол Пот сотоварищи хвалились, что они не коммунисты. Влияние провьетнамской фракции приводило к использованию некоторой марксистской терминологии, по меньшей мере до 1977 г. После этого «красные кхмеры» отвергли всякие разговоры о коммунизме.

Полпотовцы также иногда называли себя коммунистами в 1975-1977 гг., в попытке получить китайскую помощь. Например: «…Дань Пол Пота критической роли, сыгранной идеями Мао Цзэдуна в камбоджийской революции, содержавшаяся в пекинской речи 29 сентября 1977 г., не была распространена по пномпеньскому радио» (Чандлер, , с. 45).

Мао и китайская коммунистическая партия привлекли миллионы крестьян на сторону коммунистической, рабочеклассовой линии, в то время как полпотовцы попытались привлечь крестьянство на сторону антирабочей, анархистской линии

За что Китай — и, что так же важно, США — любят Пол Пота сотоварищи, это их подлинная враждебность Вьетнаму, а не лживые похвалы Мао Цзэдуну

Крамные кхмеры не удержались бы без поддержки Запада?

Некоторые политические аналитики утверждают, что маленькая Камбоджа стала лишь частью большой геополитической игры. Пол Пот называл своим главным врагом Вьетнам (и после прихода к власти казнил всех вьетнамцев, оказавшихся на территории Камбоджи). США же как раз перед приходом Пол Пота к власти ушли из Вьетнама и готовы были поддержать любого врага своих бывших врагов. В свою очередь, симпатии СССР оказались на вьетнамской стороне — в пику Америке. Если бы не вражда между США и Вьетнамом, вполне возможно, при поддержке мировых политических тяжеловесов режим красных кхмеров был бы свергнут гораздо раньше или вообще не воцарился бы в Камбодже.

Поля смерти

POI: 11.484444, 104.901944

wikipedia (Русский):

Поля́ сме́рти — места в Камбодже, где при правительстве красных кхмеров (в 1975—1979 годах) было убито и захоронено большое число людей — по различным оценкам, от полутора до трёх миллионов человек при общем населении в 7 миллионов.
Юридический процесс, связанный с политическими преступлениями, начинался с того, что человек получал предупреждение от Ангкара — фактического правительства Камбоджи. Получившие более двух предупреждений посылались на «переобучение», означавшее почти верную смерть. Обычно «переобучаемых» принуждали к признаниям в «дореволюционных образе жизни и преступлениях» (в число которых обычно входила либо предпринимательская деятельность, либо связи с иностранцами), заявляя, что Ангкар их простит и «начнёт с чистого листа». Чистый лист заключался в том, что признавшегося посылали в Туол Сленг для пыток и последующей казни.
К жертвам применялись разнообразные пытки, в том числе вырывание ногтей, принуждение к поглощению экскрементов и мочи, повешение и многие другие.
Казнённые захоранивались в ямах. В целях экономии боеприпасов приговорённых зачастую убивали молотками, топорами, лопатами или заострёнными бамбуковыми палками. Казни проводили в основном молодые солдаты родом из сельской местности.
Арестовывались и впоследствии казнились практически все, подозреваемые в связях с предыдущим правительством, либо иностранными правительствами, а также профессионалы и интеллектуалы, уничтожавшиеся по классовому признаку. По этническому признаку уничтожались вьетнамцы, чамы, по религиозному — христиане и буддийские монахи.
Самое известное поле смерти — Чоенг Эк. Сегодня там расположен буддистский мемориал в память о жертвах террора. Геноциду в Камбодже посвящён фильм «Поля смерти», который рассказывает о судьбе камбоджийского журналиста Дита Прана, попавшего в концентрационный лагерь и сумевшего бежать оттуда.
Поле смерти было показано в фильме «Рэмбо IV» в нескольких сценах.

Количество жертв

Точное число погибших от рук красных кхмеров является предметом споров — правительство, установленное свергнувшими режим Пол Пота вьетнамцами, заявляло о 3,3 миллиона жертв, тогда как по информации ЦРУ красные кхмеры казнили от 50 до 100 тысяч человек, а всего погибло до 1,2 миллиона, в основном от голода. Более поздние оценки дают примерно 1,7 миллиона жертв.

См. также
Демократическая Кампучия

Примечания

Ссылки
Поле Смерти
Поля смерти, фото из ЖЖ Arkhip…
  … (Русский)

Killing Fields — English -> Русский  Deutsch -> Русский  
Pola śmierci — Polska -> Русский  
Killing fields — Italiano -> Русский  
Campos de la Muerte (Camboya) — Español -> Русский  
キリング・フィールド — 日本語 -> Русский  
Mirties laukai — Lietuvos -> Русский  
Dødsmarkene — Norske -> Русский  
Dödens fält — Svenska -> Русский  
殺戮戰場 (柬埔寨) — 简体中文 -> Русский  

Начало массовых убийств

Хотя антикоммунистические писаки изображают эвакуацию городов в апреле 1975 г. как зверство, даже буржуазные исследователи признают её необходимой (напр., Заслофф и Браун в «Проблемах коммунизма», янв.-фев. 1979 г., — журнале, издаваемом Госдепартаментом США и посвящённом антикоммунистической пропаганде под «научным» углом). Например, столица, Пном Пень, вырос до 2 миллионов с примерно 600 тысяч из-за крестьян, бежавших от бомбёжек США. Как и в Южном Вьетнаме, США полностью разрушили сельское хозяйство, чтобы уничтожить деревню, в которой пышным цветом цвели «красные кхмеры». Пном Пень обеспечивался только массовым импортом продовольствия из США, который резко прекратился при падении Лон Нола. Если бы городское население не было эвакуировано, оно бы просто умерло с голоду!

С 1975 г. до начала 1977 г. ни одна группа в КПК не имела настоящего превосходства. «Эксперты»-антикоммунисты вроде Джона Бэррона и Энтони Пола (авторы «Murder of a Gentle Land», эта парочка — всегдашние пропагандисты-антикоммунисты в «Reader’s Digest») или Франсуа Пончауда («Cambodia Year Zero») создают впечатление, что весь период 1975-1979 гг. был наполнен казнями. На основе сообщений выживших и сотен интервью беженцев и тех, кто оставался в стране, Майкл Викери выявил иную картину. Хотя имели место отдельные случаи жестокости по отношению к бывшим горожанам в областях, удерживаемых сторонниками Пол Пота, массовых казней не было до 1977 г., когда Пол Пот укрепился у власти.

Началась кровавая чистка всех подозреваемых в провьетнамских или недостаточно «прокрестьянских» настроениях. В 1978 г. оставшиеся провьетнамские силы в КПК устроили мятеж, который был жестоко разгромлен. Затем правительство Пол Пота принялось уничтожать каждого, кто поддерживал эту группу, плюс многих этнических вьетнамцев в Восточной Камбодже. Это привело к вьетнамскому вторжению в 1979 г. У «красных кхмеров» не оказалось поддержки, кроме их армии, и вьетнамцы без труда установили марионеточный режим потерпевшей поражение фракции ИКП, который правит Кампучией по сей день.

Правители США убили больше камбоджийцев, чем «красные кхмеры»

Как много людей было убито при этих массовых расправах? Средства информации США, вслед за Дит Праном из «New York Times» (на словах которого основан фильм «The Killing Fields»), заявляют о трёх миллионах. Когда речь идёт о «коммунистах», числа меньше миллиона не удовлетворяют буржуазных авторов. Викери показывает, что 300 тысяч — всё же ужасающее количество — это примерная верхняя возможная граница. Напротив, Заслофф и Браун пишут о «тяжких потерях», которые «обширные бомбёжки США и интенсивность войны» вызвали после 1975 г., и утверждают, что заявления «красных кхмеров» о числе погибших под бомбёжками США от 600 тысяч до «более миллиона» заслуживают доверия. Когда дошло до геноцида, Пол Пот сотоварищи были любителями рядом с империалистами США.

Режим Пол Пота: геноцид в Камбодже

Камбоджа – небольшая страна (в два раза меньше штата Калифорния) в Юго-Восточной Азии, её столица Пномпень. Страна граничит на западе и северо-западе с Таиландом, на северо-востоке с Лаосом и на юго-востоке с Вьетнамом. Южные границы Камбоджи проходят по пляжам Сиамского залива.

В 1953 году, после 100 летнего колониального правления Франции, Камбоджа получила независимость.

Избранный премьер-министр Камбоджи принц Н. Сианук принял политику нейтралитета, отказался от американской помощи и разорвал дипломатические отношения с США. В годы, предшествующие геноциду, население Камбоджи составляло более 7 млн., в основном это были кхмеры, исповедующие буддизм.

Насильственное переселение граждан Камбоджи из городов в села

Международная реакция

Довольно трудной задачей стало привлечение виновных к ответственности. Через три десятилетия после изгнания Пол Пота и красных кхмеров из Пномпеня, правительство Камбоджи обратилось за помощью к Организации Объединённых Наций в преследовании за преступления в период между 1975 и 1979 годами.

Изначально ООН собирался создать суд, напоминающий Международный трибунал по Югославии, но правительство Камбоджи отказалось от предложения ООН, опасаясь западного влияния в преследовании виновных в режиме красных кхмеров. После долгих переговоров через Генеральную Ассамблею ООН, были созданы чрезвычайные палаты в судах Камбоджи (ЧПСК). Пока так долго создавались эти судебные органы, многие виновные уже умерли.

Массовые убийства камбоджийцев

Судьба членов верхушки режима Пол Пота

Среди умерших были: Пол Пот, Сон Шен (министр обороны ответственный за политическую полицию). Многие министры и подозреваемые были убиты в столкновениях со Вьетнамом.

ЧПСК смогли привлечь к ответственности Кан Кэк Мэна, руководителя внутренней охраны, ответственного за тюрьмы в Пномпене.

В тюрьме Туол Сленг были убиты 16 000 камбоджийцев. В живых осталось только семь человек, сидевших в Туол Сленг.

На суде Кан Кэк Мэн признал свою вину, 26 июля 2010 года был признан виновным по обвинению в преступлениях против человечности, и получил наказание в виде 30 лет лишения свободы.

Следующим, кто был осуждён ЧПСК, был главный идеолог режима Пол Пота «брат номер два», Нуон Чеа. После ареста он отрицал все обвинения, но всё равно был признан виновным и приговорён к пожизненному лишению свободы.

Репрессии за инакомыслие

«Брат номер три», Иенг Сари, был министром иностранных дел и заместителем премьер-министра. В 2007 году он был арестован, но умер перед судом.

Иенг Тирит, министр по социальной защите с 1975 по 1979 гг., была арестована в 2007 году, но не предстала перед судом из-за прогрессирующей болезни Альцгеймера.

Хиу Самфан, известный политик и глава Камбоджи с 1976 по 1979 год, также был приговорён судом к пожизненному заключению.

ЧПСК подверглись критике за растянутые процессы и за то, что всего три человека были приговорены к пожизненному заключению. Их обвиняли в коррупции и политизации, поскольку расходы судов превысили $200 млн.

В 2013 году нынешний премьер-министр Камбоджи Хун Сен и Национальное собрание одобрили законопроект про признание в Камбодже геноцида и зверств, совершённых красными кхмерами.

Последние статьи на сайте

  • Что такое белая и черная луна
  • Самые нахальные знаки Зодиака
  • Изгнание дьявола, как называется данная процедура
  • Учимся зарабатывать на декупаже с форумом Складчина
  • Что такое магия?

Похожие материалы

  • Где был похоронен Чехов?
  • Новая Швабия и тайны проекта Хронос
  • Когда Гитлер пришел к власти в Германии
  • Немного о магии и не только
  • Кельтская мудрость и деревья

Список источников

  • planetaduha.com
  • nlo-mir.ru
  • www.kramola.info
  • pl.maoism.ru
  • nosecret.com.ua
  • www.streetvi.ru
Оцените статью
Добавить комментарий