Поганкины палаты в пскове

Откуда пошла фамилия Поганкин?

Один из животрепещущих вопросов: откуда пошла такая необычная фамилия, Поганкин? Ассоциации у любого русского человека возникают скорее негативные. «Поганкой» называют кого-то, кто набедокурил, по аналогии с грибом, который строго-настрого нельзя есть.
Одна из распространенных псковских легенд, говорит о том, что жил как-то в Пскове бедный бондарь, трудился день за днем, но богатства от этого у него не прибавлялось. Однажды, в темном углу своей лачуги он увидел блеск — это был клад, да еще какой! Бондарь обрадовался и построил на эти деньги себе Палаты и зажил долго и счастливо. Ну а найденные деньги тогда называли «погаными», так и палаты в народе прозвали. Согласитесь, удобное объяснение, откуда взялись деньги на строительство шикарного особняка — клад нашел! Может сам купец Поганкин и распространил эту легенду?
Другая псковская легенда о том, что богатый купец, имя которого не сохранилось, вел дела с иностранцами. А их в те времена называли «поганцами». Так и купца прозвали — Поганкиным. Легенд насчитывается множество, не менее пяти. И почти все они своей целью имеют объяснить происхождения несметного богатства Поганкина. Вернемся в музей.

Как попасть в Палаты Поганкина

На Палатах Поганкина висит памятная табличка, извещающая о том, что это действительно памятник архитектуры (вдруг кто не догадается), однако вход с улицы не найти. Для того, чтобы попасть внутрь музея, надо зайти в «советское» здание Псковского музея, которое находится здесь же. Вот так неприглядно выглядит здание.

Псковский музей заповедник

Псковский музей заповедник

На первом этаже музея можно приобрести билеты на несколько экспозиций, в том числе и в Палаты Поганкина, вход куда — через двор Псковского музея. Несколько раз в день по Поганкиным палатам проводятся экскурсии. Но когда мы увидели толпу туристов, то решили, что лучшим решением будет осмотреть экспозицию самостоятельно.

Прайс на посещение

Прайс на посещение

Мы приобрели билет на все экспозиции, чтобы получить полное впечатление о музее, но об этом я расскажу в другой раз. Вернемся к Поганкиным Палатам.

Вид на палаты из двора музея

Вид на палаты из двора музея

Поганкины палаты

Поганкины палаты

Из музейного двора по высокому крыльцу (восстановленному) мы попадаем в Палаты. Ступеньки довольно высокие, и лифтов нет. Так что придется немного поднапрячься.

Поганкины палаты

Поганкины палаты

На первом этаже палат выставлены различные серебряные предметы из псковских кладов. Здесь и искусно украшенное оружие, и церковные книги в окладе.

Иконы в окладах

Иконы в окладах

Книги в окладах

Книги в окладах

Поганкины палаты

Поганкины палаты

Поганкины палаты

Поганкины палаты

Книги в окладах

Книги в окладах

Особое место занимают изделия из псковской Скани — это настоящие кружева из металла!
Слово «Скань» происходит от древнего слова «скати», которое переводится как «сучить», «свивать несколько нитей в одну». Скань — это особая ювелирная техника, позволяющая из серебряных, золотых, металлических нитей, «вязать» изделия. Вообще этот вид ювелирного искусства имел место и в Великом Новгороде, позже ив Москве. Но Псковские узоры — особенные, был даже известен своеобразный рисунок Псковской скани.

Скань

Скань

Скань

Скань

На верхнем этаже можно увидеть шедевры псковской иконописи.

Псковская иконопись

Псковская иконопись

Надо отметить, что этот вид искусства совершенно особенный здесь. Псковские иконы выполнены в одной и той же цветовой гамме, преобладают густые и насыщенные краски. Основные цвета: темно-зеленый, белый, розовато-красный. Также одной из особенностей псковской иконы является строгость и одухотворенность ликов святых.

Псковская иконопись

Псковская иконопись

Здесь в Поганкиных палатах можно увидеть уникальные фрески из руинированных церквей Довмонтова города, что в Кремле. Фрески относят аж к XIV веку.

Фрески Довмонтова города

Фрески Довмонтова города

На иконах можно увидеть изображения того, как выглядел Псков много веков назад, это ценнейшие свидетельства.

Икона

Икона

В одном из залов мы увидели красивую изразцовую печь, которой отапливались палаты.

Изразцовая печь

Изразцовая печь

В других залах можно увидеть национальные костюмы, мужские и женские.

Поганкины палаты: сокровища Пскова фотография 19

Народные костюмы

Народные костюмы

Предметы быта

Предметы быта

Выставлены необычные произведения декоративного искусства — керамиды. Сложно назвать это декоративным искусством — это скорее надгробие, памятная плита из керамики. Такие можно увидеть в пещерах Печерского монастыря.

Керамида

Керамида

Безусловно особый интерес вызывает и само здание, своды палат и лестницы. Например в этом зале, по всей вероятности проводятся занятия со школьниками.

В палатах Поганкина

В палатах Поганкина

В целом, мне музей Поганкины Палаты очень понравился. Посещение этого музея с подвигло к тому, что мы купили несколько книг по самобытной культуре Псковской земли, которая не была завоевана татаро-монголами.
Надо отметить, что рядом с Поганкиными палатами находятся Палаты Поздноева — тоже памятник архитектуры, где сегодня размещается гостиница, ресторан, пироговая и кафе.
Так что, после посещения музея, можно зайти туда и перекусить.

Поганкины палаты — образец гражданской архитектуры Пскова

Само здание — настоящий памятник XVII века — яркий пример гражданской архитектуры Пскова! Несколько этажей, из которых три жилых, подклет. Здесь и жили, и работали наемные рабочие и складировали продовольствие и может быть что-то еще. Кому-то поможет показаться, что это тюрьма, а не дом самого богатого псковского купца, но понятие красоты у псковичей было весьма специфическим. Здание прекрасно сохранилось до наших дней, кроме крыльца, которое было восстановлено не так давно. Внешне псковские палаты XVII века отличаются, от скажем от Московских того же времени. Во-первых, они по-настоящему огромны! Даже для 21 века. Характерные белые стены для Пскова, небольшие окошки, но самое главное — это функциональность!
Палаты были построены по указанию первого владельца палат — Сергея Поганкина, который был по всем меркам богатым человеком, главой псковского денежного двора, он также возглавлял псковскую таможню. Помимо всего прочего он был купцом — совершал торговые сделки.
В настоящее время в Поганкиных палатах расположилась очень интересная экспозиция: здесь можно увидеть уникальные иконы XIV-XVII веков, изделия из серебра, выполненные по уникальной технологии «Скань», народные костюмы местных жителей, предметы быта и народного творчества.

История

Владельцы

Файл:Pogankini palati.jpg Двор Поганкиных палат

  • Поганкин Сергей Иванович.
  • до 1710 г. Поганкин Иван Сергеевич (сын).
  • 1710—1711 гг. Поганкин Григорий Юрьевич (внук; умер во время эпидемии — «морового поветрия»).
  • 1711—1747 гг. Корсаков Яков Никитич — новгородский вице-губернатор.
  • 1747—1900 гг. Военное ведомство.
  • 1900—1917 гг. Музей Археологического общества.

Из истории палат

  • Построены псковскими каменщиками в 1671—1679 гг. по заказу купца Сергея Поганкина.
  • В 1711 г. род Поганкиных пресекся.
  • В 1711 г. палаты были сданы Я. Н. Корсаковым в аренду Главной провиантской канцелярии. В них разместились провиантский, и артиллерийский склады военного ведомства.
  • 1747 г. Здание куплено Главной провиантской канцелярией за 2 тыс. руб.

Для определения объёма предстоящих ремонтных работ в сентябре 1747 г. в Псков из Санкт-Петербурга прибыл «архитектурии гезель» Иван Сляднев, которым были составлены план и смета на ремонт палат. План И. Сляднева 1747 г. — первое из известных изображений палат.

Предполагалось разобрать каменный верхний этаж трехэтажной части здания, разобрать в двух помещениях двухэтажной части своды и стену между ними, сделать деревянные потолки, починить крышу и сделать тесовое покрытие, заложить часть окон, починить крыльца, каменные полы в помещениях нижнего этажа, построить два новых амбара на месте прежних, на месте бани построить новую караульню. Сумма ремонта определялась в 2582 руб. 22 коп. Но из-за отсутствия необходимых средств к ремонту не приступили ни в 1748, ни в 1749 г.

В июне 1750 г. палаты были вновь осмотрены представителем Главной провиантской канцелярии генерал-правиантмейстером Хомутовым, который составил новую ведомость на ремонт. В отличие от И. Сляднева Хомутов предлагал не разбирать верхний этаж и своды второго этажа, лишь починить их, вычинить полы в помещениях нижнего этажа, заложить все окна на уличных фасадах, починить крышу, на месте каменных крылец сделать пологие деревянные пандусы. В июле 1750 г. прислан указ о ремонте палат в соответствии с ведомостью Хомутова.

1750—1754 гг. В результате ремонта в здании утрачены деревянные потолки в помещениях верхнего этажа трехэтажной части здания, дубовые паркетные полы в помещениях второго и третьего этажа, разобраны изразцовые печи. Вычинены конструкции крыши и сделана новая тесовая кровля, полностью разобраны оба крыльца палат, каменный флигель, деревянные заборы и баня.

1828 г. Очередной ремонт. Заложены окна, тесовое покрытие заменено на чердачное; уничтожены каменные ворота XVII в. у северного торца трехэтажной части здания; в северной части двора, на месте деревянных амбаров, построены новые каменные корпуса и караульня. В течение XIX в. неоднократно менялось покрытие палат: черепицу сменил толь, затем гонт.

3 марта 1900 г. Повелением Николая II здания палат переданы из ведения Военного министерства Псковскому Археологическому обществу для размещения Музея.

1900—1902 гг. Ремонт и приспособление здания.

Раскрыты все окна и ниши, поставлены новые печи, сделаны новые деревянные потолки в помещениях трехэтажной части. Пристроено новое каменное крыльцо (арх. Л. П. Шишко). Средний этаж трехэтажной части отвели под естественно-исторический музей и библиотеку, верхний — для технической рисовальной школы. Псковская дворянка Елизавета Карловна Фан-дер-Флит (1839—1904) пожертвовала на эти задачи 20 000 руб.

15 декабря 1902 г. Торжественное освящение Музея Археологического общества.

Фото и описание

Поганкины палаты – псковский памятник архитектуры 17 века. Точное время постройки этого здания неизвестно. Согласно одним источникам, это 1670-1780 года, другие утверждают, что это первая треть 17 века.

Сергей Иванович Поганкин построил палаты и был их первым владельцем. Это был богатый высокопоставленный купец, который вел успешную торговую деятельность не только на территории Пскова и губернии, но и по всей Руси, и даже за ее пределами. Поганкин перерабатывал и продавал лен, кожу, сало, пеньку и т.д. Здесь жили его сын и внук.

В 1711 году после смерти Григория Юрьевича Поганкина, последнего представителя рода, по его завещанию все имущество Поганкиных было передано церкви, в том числе и здание палат. В 1747 году – помещение было выкуплено государственной казной. После этого здесь размещались провиантский, а позднее артиллерийский склады военного ведомства.

Уже в 1900 году по указу царя Николая II здание перешло Псковскому археологическому обществу, а в 1902 году после ремонта в здании открылся исторический музей. Само строение после прерывания рода Поганкиных много раз ремонтировалось и реставрировалось.

Изначально здание состояло из трех частей. Первая, самая большая, трехэтажная часть была выполнена из камня и предназначалась для жилья хозяина. Вторая, поменьше, – для другого члена семьи, а третья, одноэтажная, – для хозяйственных нужд. Каменная часть палат сохранилась и дошла до наших дней без существенных изменений. Фасады зданий отличаются простотой и строгостью. Никаких благолепных и вычурных украшений здесь нет. Однако интерьер поместья выделялся особой красотой и богатством. О былой роскоши жилища свидетельствуют изразцовые русские печи, позднее реконструированные и реставрированные. Украшенные яркими изразцами с причудливыми рельефами, эти печи – настоящее произведение искусства. Они были выложены в каждой комнате и каждом зале, кроме сеней и хозяйственных помещений. Другая достопримечательность – резные столы с фигурными ножками и лавки. Богатые иконы с позолоченными киотами и лампады были неотъемлемой частью жилища, напоминая хозяевам о суетности мира и вечной жизни. Хозяйственные постройки были одноэтажными, их окна и двери выходили только во двор.

Сегодня в Поганкиных палатах находится историко-художественный и архитектурный музей-заповедник. Во время Второй мировой войны коллекция музея сильно пострадала, часть экспонатов была безвозвратно утрачена. И все же экспозиция и хранилища музея – настоящее богатство. Здание дает представление о внутреннем устройстве средневекового псковского жилища, а в залах музея можно ознакомиться с историей и культурой Псковщины.

Основная часть коллекции музея – это археологические находки, а также старинные книги, рукописи, иконы и серебро из церквей и монастырей Пскова. Интересна коллекция серебряных изделий. Кроме обычных экспонатов выставлены предметы из кладов, найденных на территории Псковщины, зарытые богачами средневековья. Исторический отдел сегодняшнего музея рассказывает о жизни Псковского края, начиная с периода неолита и заканчивая современностью. Его экспонаты – это предметы культуры и быта 11-12 веков, изделия псковских народных мастеров и др. Кроме этого, выставлены предметы оружия и снаряжения, исторические свидетельства оборонной роли Пскова. Также в музее есть уникальная экспозиция, посвященная древней псковской живописи 14-17 веков, изобразительному искусству России и Западной Европы 18-19 веков. Как известно, псковская школа – особое явление в русской культуре. Она использовала самобытные формы, приемы, цветовую гамму и композицию.

Описание

Каменное жилое, складское и производственное здание, построено в 1670-е гг.

 

Палаты купца Поганкина были построены в 1671-1679 г.г. псковскими мастерами из известняковой плиты на известковом растворе. Хозяин — Сергей Иванович Поганкин — был представителем верхушки псковского купечества и занимал высокие выборные должности. В разное время возглавлял монетный двор, таможню, руководил сбором налогов. О жизни купца Поганкина сложено много легенд:

По другим версиям:

  • Поганкин нашел клад в поганом месте,
  • торгует погаными (бесовскими) деньгами,
  • хвалился пред Иваном Грозным своим богатством, за что разгневанный царь назвал его «поганым»

Власть и влияние выборных людей, благодаря их богатству, были так велики, что самоуправство и злоупотребления вызвали множество жалоб. Род Поганкиных прекратил свое существование в начале XVIII, все вымерли. А Поганкины палаты хорошо сохранилось до наших дней и являются замечательным памятником русского гражданского зодчества XVII века.

Здание имело «П»-образную форму плана. Западная его часть была трехэтажной, южная — двухэтажной, восточная — одноэтажной. Помещения первого и второго этажа имели сводчатые перекрытия, третьего — плоские деревянные потолки под тесовой кровлей. Верхние этажи были жилые и отапливались печами. В одноэтажной части постройки находились поварни. Окна здесь прорублены только в сторону двора, туда же обращен и вход. Предположительно был и второй этаж, деревянный, где размещались слуги. В первых этажах двух жилых корпусов размещались производственные, складские, хозяйственные и вспомогательные помещения. Межэтажные переходы (лестницы) выкладывались в толщине стен. Найдено большое количество ниш и тайников.

Выходящие на все стороны 105 окон-бойниц, закрывающиеся толстыми железными ставнями, придавали зданию вид настоящей крепости. В ту пору в Пскове строились купеческие каменные дома-крепости, рассчитанные на защиту их владельцев от народного возмущения. Только что прогремело псковское городское восстание 1650 года, когда восставшие, состоявшие в основном из мелких торговцев, ремесленников, стрельцов и городской бедноты, разгромили дворы зажиточных купцов, духовенства и городской знати. Страх за свою жизнь и имущество заставлял богачей возводить дома-крепости.

С 1900 года в Поганкиных палатах располагается Псковский историко-архитектурный и художественный музей.

Во время Великой Отечественной войны, в результате взрыва бомбы в 1944 г. была разрушена северная часть здания, торцовые помещения второго и третьего этажа почти полностью утрачены (сохранялась лишь их южная стена), в угловом помещении второго этажа трехэтажной части здания обрушился, свод, деформировалась стена. В результате ремонтно-реставрационных работ 1949-1952 г.г. восстановлены помещения в северной части здания, закреплена металлическими связями стена соседнего помещения, восстановлен свод и закреплена связями стена в угловом помещении второго, этажа, восстановлена крыша.

Сейчас в Паганкиных палатах музей. Коллекцию составляют археологические находки, рукописные и старопечатные документы, книги, живопись древнего Пскова, представленная иконописью XIV-XVII веков, коллекция серебра, в том числе много предметов из Псковских кладов.

Источники

  • Князев А. С. Указатель достопамятностей города Пскова. М.: тип. А. Семена. 1858 г.
  • Евлентьев К. Г. «Археологическая записка о Поганкиных». 1870 г.
  • Евлентьев К. Г. «Книги псковитина, посадского торгового человека Сергея Иванова сына Поганкина». Изданы, как «особое приложение» к «Археологической записке…». Псков. 1870 г.
  • Погодин М. П. Псков. (Из дорожных заметок). Псков. 1881 г.
  • Гедимин В. Н. Прошлое города Пскова в его исторических памятниках. Псков: тип. Губ. правл. 1902 г.
  • Кремлев Б. Древний и настоящий г. Псков. СПб.: «А. Ф. Сухова». 1906 г.
  • Псков и его окрестности. Очерк истории Пскова. Путеводитель и справочная книга с приложением 2-х планов. Под ред. Заборовского А. А. Изд. 2-е. Псков. 1907 г.
  • Соболев П. Г. Спутник по Пскову и окрестностям. (Библиотека «Вечернего времени»). СПб.: изд. Суворина. 1914 г.
  • Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. (Любителям родной старины). Псков: Псковское археологическое общество. 1911 г. Изд. 2-е. 1913 г.
  • Янсон А. К. Псков в его прошлом. Псков. 1927 г.
  • Васильев А., Янсон А. К. Древний Псков. Исторический очерк и путеводитель. Л. 1929 г.
  • Платонов Н. И., Богусевич В. А. Современный и древний Псков. Путеводитель. Псков. 1932 г.
  • Псковские летописи. Вып. 1-2. М. — Л.: Издательство Академии наук СССР. 1941—1955 гг.
  • Спегальский Ю.П. Псков. Историко-художественный очерк. Л.- М.: «Искусство». 1946 г.
  • Лавров В. А., Максимов П. Н. Псков. М., Гос. изд-во архитектуры и градостроительства, 1950 г. — 72 с., ил., вкл. 6.000 экз. (Серия «Сокровища русского зодчества»).
  • Ларионов И. Н. Архитектура Пскова. Социалистический и древний Псков. Псков: «Псковская правда». 1958 г.
  • Спегальский Ю. П. Псков. — Л.-М.: «Искусство». 1963 г. (Серия «Архитектурно-художественные памятники городов СССР»).
  • Спегальский Ю. П. Псковские каменные жилые здания XVII в. Л.-М. 1963 г.
  • «Гражданская архитектура древнего Пскова». История СССР. 1969 г. № 1.
  • Грабарь И. Э. О русской архитектуре. «Зодчество Новгорода и Пскова». 1969 г.
  • Скобельцын Б. С., Храброва Н. С. Псков. Памятники древнерусского зодчества. — Л.: «Искусство». 1969 г..
  • Псков. Очерки истории. Научн. ред. Шаскольский И. П. Л.: «Лениздат». 1971 г.
  • Спегальский Ю. П. Псков. Художественные памятники. — Л., Лениздат, 1972. — 272 с. 50.000 экз.
  • Спегальский Ю. П. «Железные кровли в архитектуре древнего Пскова». КСИА. № 135. М. 1973 г.
  • Спегальский Ю. П. Дом Печенко. Псков. 1973 г.
  • Спегальский Ю. П. По Пскову XVII века. — Л., 1974.
  • Достопримечательности Псковской области. Сост. Л. И. Маляков. Изд. 2-е, испр. и дополн. (изд. 3-е — 1981). — Л.: «Лениздат». 1977 г. — 360 с., ил. С.11-22.
  • Спегальский Ю. П. Псков. Изд. 2-е. — Л.: «Искусство». 1978 г. (Серия «Архитектурно-художественные памятники городов СССР»).
  • Аршакуни О. К. Народное зодчество Пскова. Архитектурное наследие Ю. П. Спегальского. — М.: «Стройиздат». 1987 г.
  • Бологов А. А. Псков. Л.: «Лениздат». 1988 г.
  • Древний Псков: История. Искусство. Археология. Новые исследования: Сб. статей./ Сост. С. В. Ямщиков. — М., Изобраз. искусство, 1988. — 320 с., ил.
  • Псковский биографический словарь. Псков: ПГПИ. 2002 г.
  • Псков. Памятники истории, культуры, архитектуры: В 2-х томах. Матвеев Е. П.. М.: Терра-Книжный клуб. 2003 г.
  • Псков — город-памятник. — Издательский дом «Стерх». 2004 г.
  • Средневековый Псков: власть, общество, повседневная жизнь в XV—XVII веках. Аракчеев В. А. Псков: Псковская областная типография. 2004 г. — 357, с.: ил + 3 отд. л. карт. (Серия «Псковская историческая библиотека»).
  • Филимонов А. В. «Псков в 1920—1930-е годы. Очерки социально-культурной жизни». Псков: ГП «Псковская областная типография». 2005 г. (Серия «Псковская историческая библиотека»).
  • Филимонов А. В. «Поднятый из руин. Послевоенное восстановление и развитие Пскова (1944-начало 1950-х гг.)». Стр. 296—307. «Краеведческий музей восстанавливается». Псков: ГП «Псковская областная типография». 2008 г. (Серия «Псковская историческая библиотека»).
  • Псков на старых открытках. Альбом. Сост. Левин Н. Ф. Псков: «Стерх». 2009 г.

Экскурсии

Первое знакомство с Псковским Кремлем
Прочувствовать атмосферу древнего города и насладиться его красотами на экскурсии по Кремлю
Продолжительность: 1.5 часа
Предлагаю вам начать изучение Пскова с начала, то есть с того места, где город зарождался — с Псковского Кремля. Не думайте, что посещать Псковский Кремль интересно только воцерковленным людям. Вдохновение здесь смогут найти и ценители шедевров архитектуры — могущества градостроения, и поклонники военного зодчества, и любители великолепных исторических панорам.
Рейтинг: по 186 отзывам путешественников
Цена: 910 руб. за экскурсию
Подробнее…

Гид
Елизавета
Все экскурсии гида

Обзорная экскурсия по Кремлю и центру Пскова
Погрузиться в историю одного из ключевых древнерусских городов и очароваться псковской стариной
Продолжительность: 2.5 часа
«Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!» — девиз прославленного защитника русских земель. На тысячелетних просторах вы пройдете от великих битв, старейших храмов, первой святой Руси и псковского вече до отречения Николая II. И в результате осознаете, насколько велика роль города в истории России.
Рейтинг: по 30 отзывам путешественников
Цена: 350 руб. за человека
Подробнее…

Гид
Александра
Все экскурсии гида

Список источников

  • shagau.ru
  • www.votpusk.ru
  • tropki.ru
  • o-ili-v.ru
Оцените статью
Добавить комментарий