Очередной этап реставрации петропавловского собора начался в казани

Социальная служба

При Казанском Петропавловском соборе работает социальная служба, под руководством помощницы настоятеля храма М. А. Мудрой.

Служба работает с определенными социальными группами — это многодетные, неполные или неблагополучные семьи, одинокие инвалиды и пожилые, люди без места жительства. Помимо психологической помощи и моральной поддержки, обратившиеся получают и материальную помощь продуктами, вещами, всем тем, что жертвуют прихожане.

Кроме того, некоторые прихожане сами оказывают посильную помощь нуждающимся, как материальную, так и необходимую помощь по хозяйству, что очень важно и нужно незащищенным группам населения. Ежемесячно проводятся встречи с общиной, где решаются насущные проблемы по оказанию помощи тем, кому она требуется

Ежемесячно проводятся встречи с общиной, где решаются насущные проблемы по оказанию помощи тем, кому она требуется.

Любой неравнодушный может внести посильный вклад и помочь людям. Реквизиты для пожертвований есть на официальном сайте Казанского Петропавловского собора и представлены ниже.

Реквизиты для пожертвований

Многострадальный собор Петра и Павла

21 июля 2012 года

Как использовался собор Петра и Павла в Казани, когда его большевики закрыли?

Лена Исаева

Отвечает Юлиан ЗАРАЙСКИЙ, студент Института социальных технологий КНИТУ-КАИ

Как известно, большевики не стеснялись в методах отделения церкви от народа. Не считая тысячи репрессированных и расстрелянных священнослужителей, было закрыто и разрушено немало институтов религии.

Петропавловский собор в Казани, к счастью, не разрушили, однако ему тоже досталась нелегкая доля.

Закрытие собора произошло в 1939 году, когда власть посчитала, что собор одним своим существованием «имеет вредное влияние на трудящееся население»

Принималось во внимание и то, что «в центре города совершенно не имеется клубов и залов для лекции, а община не обеспечивает полное сохранение исключительно ценных архитектурных особенностей здания»

Предполагалось использовать здание «только под лекционный зал, антирелигиозный музей и для установки маятника Фуко, наглядно показывающего вращение Земли». Маятник Фуко так и не установили, в храме разместили партархив. Именно это и спасло его от полного разрушения.

В 1964 году в передней части нижнего храма Петропавловского собора открылся планетарий, из-за чего пострадало убранство Сретенского храма собора, были срезаны амперные связи. В средней части располагались различные выставки, в притворе – гардероб, в алтаре – второй выход на улицу и туалет.

В 1967 году в верхнем храме разместились реставрационные мастерские Государственного музея ТАССР. Притвор разделили на множество мелких комнат, а в приделах разместились художественные мастерские. Ризницу занял архив музея, а в алтаре был устроен конференц-зал.

Перед иконостасом реставраторы поставили бильярд. Возможно, проигравшие кием сбивали резные украшения с иконостаса, и практически вся резьба в нижней части и на Царских вратах была утрачена.

Усилиями епархии и казанской интеллигенции в конце 1980-х удалось добиться возвращения собора православной церкви. Немаловажную роль в этом сыграла самая влиятельная на тот момент газета «Вечерняя Казань» и ее редактор Андрей Петрович Гаврилов.

25 июля 1989 года храм был освящен епископом Казанским и Марийским Анастасием. Церковь получила собор в ужасном состоянии: местами была сорвана кровля, выпадала кирпичная кладка. В первую очередь была отреставрирована резьба нижнего яруса иконостаса, воссозданы Царские врата, исправлена кровля, ликвидированы разрушения фасада.

В полном объеме реставрация была завершена к 2005 году. Был производен ремонт фасадной части собора. Догипсованы утраты, покрашена кровля, отремонтирована стропильная система и отреставрирована штукатурка. Интересно, что в отделке собора еще была жива штукатурка, изготовленная из яиц, творога и других подручных средств. Специалисты подобрали специальные составы из высококачественных современных материалов. Восстановлена цветовая гамма собора. Правда, если раньше она была голубой, то сейчас ближе к зеленому.

Кузнецы потрудились над восстановлением главного креста. Отреставрированы металлические надзоры. Главным украшением стали около 80 икон, которые размещены вдоль стен Петропавловского собора. Художники их восстановили. По углам собора установлены фигуры ангелов в полтора человеческого роста. Был производен ремонт фасадной части собора. Догипсованы утраты, покрашена кровля, отремонтирована стропильная система и отреставрирована штукатурка.

Интересно, что в отделке собора еще была жива штукатурка, изготовленная из яиц, творога и других подручных средств. Специалисты подобрали специальные составы из высококачественных современных материалов. Восстановлена цветовая гамма собора. Правда, если раньше она была голубой, то сейчас ближе к зеленому. Кузнецы потрудились над восстановлением главного креста. Отреставрированы металлические надзоры.

Главным украшением стали около 80 икон, которые размещены вдоль стен Петропавловского собора. Художники их восстановили. По углам собора установлены фигуры ангелов в полтора человеческого роста.

Источники информации:

Протоиерей Владимир Мухин.  История закрытия храмов и монастырей г. Казани в 20-е – 30-е годы ХХ столетия Гудовских А.М. История Петропавловского собора города Казани Каким был Петропавловский собор на самом деле. Рубрика «Ретроспектива». 1 ноября 2010 года. Inkazan.ru  

2. Архитектурный ансамбль

2.1. Собор

Первоначально главный подход к собору был со стороны Спасской башни и гостиного двора, и именно северная сторона была спланирована архитекторами как главный фасад храма: с севера на второй этаж, в главный придел св. Петра и Павла, ведет прямая парадная лестница (разрушена пожаром 1815 года, восстановлена в 1888-90 гг.). Слева от лестницы, придел с храмом во имя Неопалимой Купины (до 1848 во имя Рождества св. Иоанна Предтечи) на первом этаже и «Живоносного Источника» на втором, дополняет и подчеркивает высоту основного объема храма, ступенями изукрашенного лепниной четверика, восьмерика, и двух глав устремленного ввысь. Над карнизом восьмерика, вместо типичных для барокко каменных наверший, в Петропавловском соборе — легкие узорчатые кованые решетки. С севера и запада собор огибает открытая галерея, которая поворачивая спускается на южную сторону, к нижнему храму во имя Сретения Господня. На уровне галереи великолепные многоцветные каменные растительные орнаменты дополнены аршинными расписными изразцами. Со временем подход к храму с северной стороны был застроен домами, и теперь главный вход в собор находится с юга.

2.2. Колокольня

Колокольня Собора Петра и Павла

Культурное наследие Российской Федерации, объект № 1610032002объект № 1610032002

Вскоре после строительства собора, к северо-востоку от него возвели 49-метровую (21 сажень и 1 аршин без креста, с крестом 22 сажени и 2 аршина) 6-ярусную колокольню. Во 2-м ярусе, в нишах юго-восточной и северо-западной углов четверика, стояли скульптурные изображения Евангелистов. Многоцветный барочный декор колокольни не уступал собору: под каждым из 8-ми окон «фонаря» колокольни в квадратном углублении расположены синие, с желтыми и белыми цветами изразцы в форме звездочки, над каждым окном колокольни, во всех её ярусах — белокаменные кокошники.

В 1888—1890 гг. в предпоследнем ярусе установили часы работы Петра Ионовича Климова. До революции на колокольне было 10 колоколов, на самом большом была надпись: «В благословенное царствование, Благочестивейшего Самодержавнейшего Государя Императора Александра Павловича и всея России, с благословения Преосвященнейшего Амвросия, Архиепископа Казанского и Симбирского и разных орденов кавалера, перелит сей колокол в царствующем граде, Казани, к соборной церкви святых апостолов Петра и Павла. Весом 189-ть пуд. 34 фунта. Меди 161 пуд. поступило из прежнего разбитого большого колокола, а остальное добавлено, равно и за переливку заплачено сбором от доброхотных дателей. Лил сей колокол казанский купец Иван Ефимов Астраханцев 1825 года». На колоколе были барельефные иконы: с северной стороны — Сретение Господне; с южной — Казанская икона Божией Матери; с западной св. апостолов Петра и Павла; с восточной — образ Благовещения с предстоящими казанскими святителями: св. Гурием, Германом и коленопреклоненным Варсонофием.

На втором колоколе надпись: «сей колокол отлит в царствующем граде Казани, в заводе, Серея Корнилова, к церкви Петра и Павла, пожертвованием Петра и Николая Молоствовых и усердием прихожан и старанием протоиерея Виктора Петровича Вишневского и старосты церковного, казанского купца Савелия Степановича Зайцева, в 1835 году месяца июня 10 дня 99 пудов».

На третьем колоколе: «приидите людие во Храм Спасения Бога нашего. Лил мастер Петр Никитин Кирюхов. Весу 54 пуд. и 17 фун.».

На четвертом колоколе весом в 15-ть пудов и 11 фун. барельефные иконы, к востоку Воздвижение Креста Господня Константином и Еленою, к западу Распятие, к югу казанская икона Божией Матери, к северу Николая чудотворца. Надпись: «вылит сей колокол в Казани, в заводе Ивана Кирюхова». Дореволюционные колокола были разрушены, недавно на колокольне был водружен новый 3-хтонный колокол ярославского литья, такой же, какой был до революции.

2.4. Дом Михляева

Культурное наследие Российской Федерации, объект № 1600145000объект № 1600145000

С западной стороны собора, на территории, принадлежащей швейной фабрике, находится дом купца Михляева 17 века постройки — самый старый памятник гражданской архитектуры в Казани, где в 1722 году останавливался Пётр I. Из дома шел прямой ход в храм, а с севера дом примыкал к небольшой церкви Косьмы и Дамиана. По завещанию Михляева дом отдавался собору, но из-за ошибки в оформлении документов перешел к наследникам Михляева — Дрябловым.

Святыни храма

Одной из наиболее очаровательных достопримечательностей считают 25-метровый позолоченный иконостас. Этот шедевр барочной резьбы был сотворен рукой мастера Гусева. Среди прочих святынь отмечают:

  • мироточивая икона Иверской Богородицы,
  • образ Божьей Матери «Живоносный Источник»,
  • чудотворная икона Смоленской Пресвятой Богородицы,
  • образ «Споручница грешных»,
  • Владимирская икона Богородицы,
  • икона святых Петра и Павла.

Часть из перечисленных выше святынь до сих пор находятся в храме, но некоторые были украдены или утеряны. Кроме этого, есть и мощи святых:

  • мощи митрополита Ефрема,
  • мощи Арсения Иерусалимского,
  • мощи Ионы и Нектария Казанских,
  • мощи бояр Застолбских,
  • мощи святителя Епифания.

Архитектура

Храм Петра и Павла в Казани построен в стиле русского барокко, отличается яркими орнаментами, лепниной и множеством интересных деталей фасада.

Орнаменты

Петропавловский собор находится на некотором возвышении, что еще добавляет стати и величия. Ансамбль состоит из 2 храмов: верхнего и нижнего, открытой галереи, колокольни. Перед входом в здание располагается масштабная лестница, с великолепным видом на город.

Высота колокольни Петропавловскаго собора 49 м.

Важно! Самая известная и значимая достопримечательность внутреннего убранства — 25 метровый семиярусный иконостас — настоящее произведение искусств в стиле барокко. Все иконы изготовлены вручную казанскими мастерам

Золотой фон, виртуозная резьба — по своему величию и убранству иконостас не имеет себе равных в России

Все иконы изготовлены вручную казанскими мастерам. Золотой фон, виртуозная резьба — по своему величию и убранству иконостас не имеет себе равных в России.

Внутреннее убранство Храма Петра и Павла

Внутренне убранство поражает своим великолепием и красотой. Живописные иконы, многоцветные изразцы, картины по библейским мотивам, все-таки многие детали внутреннего убранства сохранились в первозданном виде и привнесли свое очарование в завораживающий образ собора XVII века.

Обратите внимание! В Казанском Кафедральном соборе располагаются святыни: икона Божией Матери, мироточивая икона Иверской Богородицы, икона Св. Петра и Павла, а также в нижнем храме захоронены мощи святителя Ефрема, значимой фигуры в Патриархате того времени

Именно св. Ефрем венчал на царство первого Романова.

Адрес: г. Казань, ул. М. Джалиля, 21.

Добраться можно, доехав до ст. метро «Кремлевская», что в нескольких минутах ходьбы. В непосредственной близости автобусная остановка «ул. Кремлевская», здесь останавливается автобус № 70.

Координаты: 55.79346, 49.1132.

Собор находится в шаговой доступности от других достопримечательностей: мечети Кул-Шариф, Казанского Кремля, улицы Баумана.

Время работы: ежедневно с 07-00 до 18-00.

Вход свободный.

Расположение главного православного Казанского собора

Петропавловский собор в Казани: история

Исторически считается, что Казанский Собор Петра и Павла начал строиться после посещения города Казани императора Петром I, прибывшим на постой к купцу Михляеву. Чтобы увековечить это событие, купец задумал заложить из камня 2-х этажный храм на месте древней церквушки. Спустя четыре года, после некоторых архитектурных фиаско и возобновления строительства, в 1726 г. в Казани был построен красивейший архитектурный экземпляр своего времени — Петропавловский собор. На территории была возведена высокая колокольня, где впоследствии разместили фамильный склеп семьи Михляева.

В том, что этот памятник архитектуры не был разрушен до конца и сохранил свое историческое обличие, огромная заслуга служителей духовенства и настоятелей храма. Собор Петра и Павла Казань неоднократно подвергался пожарам и разрушениям, но всегда восстанавливался и был пригоден к службе. Масштабная реставрация проводилась в 1825 и 1890 годах. При последней реставрации был полностью восстановлен первоначальный облик храма. Скурпулезная работа проводилась на протяжении двух лет, храм восстанавливали в мельчайших деталях по имеющимся рисункам. Благодаря такой реконструкции на сегодня храм представлен по большей части в первозданном виде.

В 1939 г. храм закрыли, некоторое время в нем располагался городской планетарий. А в 1989 г. при давлении общественности и Казанского духовенства он был возвращен прихожанам.

Описание


справа

Общая композиция собора построена по схеме восьмерик на четверике: на высоком подклете, являющемся тёплым храмом, поставлен двусветный четырёхгранник с восьмериком, завершённым барочным куполом с двумя главками. Храм и колокольня выполнены в стиле так называемого русского, или «нарышкинского», барокко, распространенного в России в конце XVII — первой половине XVIII века. С запада к храму примыкает трапезная.

Высота собора 52 метра. С западной и северной стороны подклета к зданию примыкает аркада галереи, крыша которой служит гульбищем, с двумя широкими лестницами. В восточном торце северной галереи расположены друг над другом приделы зимней и летней церквей, перестроенные в 1888 — 1890 годах.

Фасады собора оформлены одинарными и спаренными лопатками, пилястрами, полуколоннами, барочными наличниками с фронтончиками в виде «петушьих гребешков», городковыми и сильно профилированными карнизами, растительным лепным орнаментом. Основным декорационным мотивом служит обвивающая стволы колонок виноградная лоза со свисающими гроздьями ягод в сочетании с травами, цветами, листьями, ветками с персиками, яблоками, грушами, сливами. Рельефный лепной орнамент растительного характера покрывает грани восьмерика, заполняя плоскости по обе стороны окон.

На восточном фасаде собора одно окно в восьмерике заложено; когда-то его нишу занимала большая икона «Богоматерь на троне в окружении святых». Два ряда икон в узорных резных рамках расположены также в простенках между окнами верхнего света на южном и северном фасадах четверика. Такие же «писанные по жести» иконы служили украшением ниш над входами в храм и придел. Шахматное покрытие крыш и куполов, полихромия всех элементов и декора фасадов завершают пышное оформление Петропавловского собора в стиле «украинского барокко».

Фасады колокольни в сравнении с собором решены скромнее. Основными элементами служат раскрепованные профилированные карнизы, одинарные или наложенные на лопатки пилястры сложного ордера, арочные ниши звонов с архивольтами, полубалясины и лепной растительный декор. Полихромия декора фасадов на фоне монохромных охристых стен, пропильные железные свесы карнизов составляют характерную особенность барочного оформления Петропавловского собора и колокольни.

Ограда территории собора с юга построена в 1850 году по проекту архитектора Михаила Петровича Коринфского.

История собора

Под конец своего правления император Петр, организовывая поход против персидского шаха, посетил Казань. Во время своего пребывания в городе он очень сблизился с купцом Михляевым, которому даровал право развивать несколько предприятий. В благодарность за эту милость казанский торговец решил воздвигнуть в честь российского самодержца собор, который должен был затмить своей красотой и роскошью все другие храмы Поволжья.

Следует признать, что с этой задачей Михляев справился – в 1726 году в Казани был воздвигнут храм, ставший самым большим и величественным культовым сооружением города. Он был выполнен в типичном для петровской эпохи духе русского барокко, однако мог похвастаться рядом конструктивных особенностей, делавших его уникальным в своем роде.

В дальнейшем Петропавловский собор неоднократно реконструировался – причиной для этого становились многочисленные пожары и народные волнения (в частности, пугачевский бунт). В советское время настоятели храма были репрессированы, а его помещения были отданы под нужды планетария и Казанского музея.

Собор вернули верующим лишь в конце 1980-х годов. Так как его состояние оставляло желать лучшего, была проведена кампания по сбору средств среди прихожан. При поддержке местных властей необходимая сумма была собрана. Деньги пошли на реконструкцию фасада, кровли, а также воссоздание царских врат и иконостаса.

Чем знаменит Петропавловский собор?

Петропавловский собор, в первую очередь, славится:

  • Иконостасом, который является ровесником самого храма. Он поражает посетителей храма своими грандиозными размерами – более 25 метров. Практически все иконы, располагающиеся на семи ярусах, выполнены на золотом фоне.
  • Утварью. Большая часть священных предметов была пожертвована храму казанским благодетелем Иваном Михляевым и лично Петром Великим. Самыми знаменитыми из этих артефактов можно считать Евангелие, написанное в 1681 году, серебряный крест с позолотой конца 17-го столетия, серебряное кадило, выполненное в форме самого собора и Аналойная икона, на которой изображены святые Петр и Павел.
  • Мощами святых. В чертогах верхнего храма покоятся останки приближенных Гурия Казанского – преподобных Нектария и Ионы, а нижнего – Ефрема, бывшего долгое время настоятелем Петропавловского собора в эпоху Петра Первого.

Посетить этот знаменитый собор Вы всегда можете вместе с туристическим оператором «Лидер Казань». Обратившись к нам за помощью в организации экскурсий по столице Татарстана, Вы останетесь полностью удовлетворенными их отменным качеством и насыщенностью.

Откройте для себя все великолепие города на Волге вместе с туроператором «Лидер Казань»!

Архитектурный ансамбль

В Петропавловском соборе 2 храма – верхний и нижний, открытая галерея, лестница с множеством ступеней и колокольня. Фасады украшены рельефными растительными орнаментами.

Высота колокольни без креста –  49 метров. До революции на колокольне было 10 колоколов, все они были уничтожены. В настоящее время установлен новый трехтонный колокол ярославского литья. Но главным украшением храма был его великолепный 7-ярусный иконостас 25-метровой высоты, выполненный в технике золоченой барочной резьбы. Царские врата иконостаса – в технике сквозной резьбы.

Петропавловский собор был одним из самых известных казанских храмов. Все российские императоры (начиная с Екатерины Второй) посещали этот храм. Все они побывали в Казани, кроме Николая Второго. В храме побывал Александр Сергеевич Пушкин, здесь пел в хоре юный Федор Шаляпин.

Еще экскурсии сюда:

Ризница и утварь собора

До революции в ризнице хранилась утварь, пожертвованная ктитором собора Иваном Афанасьевичем Микляевым и другими казанскими благотворителями, из которой можно особо выделить:

Три напрестольных креста:

  1. Серебряный вызолоченный, крест-реликварий 1693 г., украшенный жемчугом и 19 изумрудами.
  2. Ещё один «злато сребром и магариты украшенный», как указано в надписи, напрестольный крест-реликварий.
  3. На третьем кресте было выгравировано: «Сей честный крест приложен в Сретенскую при казанском Петро-Павловском соборе церковь после пожара, бывшего 3-го сентября 1815 года казанского военно-сиротского отделения начальником подполковником Алексеем Андреевичем Копыловым».

Евангелие (1681 года), с 5 дробницами. Оклад Евангелия украшен «синим яхонтом» и другими самоцветами. Надпись на евангелии «Честное сие и священнейшее Евангелие построено во святую церковь в Казани святых славных и Первоверховных апостолов Петра и Павла от преиждивения благоговейного и честного господина Иван Афанасьева сына Микляева, в лета Божия 1726-го марта в 25 день».

Микляев также пожертвовал серебряное кадило, напоминающее формой сам собор, 3 иерейские ризы (3 фелони «травчатой тонкой парчи» с шитыми жемчугом крестами на оплечье и 3 епитрахили) и стихарь, унизанные жемчугом; литургические сосуды, дарохранительницу.

Лжица с надписью «Peter Michlaeff» — как предполагают — личный подарок Петра I Ивану Афанасьевичу.

Аналойная икона св. Петра и Павла, вложенная по преданию храмоздателем И. А. Микляевым, на полях иконы — изображения преподобных Александра Невского, Иоанна Дамаскина, Александра Свирского и Кирилла Белозерского.

Собор освещало громадное 5-ярусное паникадило на 40 свеч весом 50 пудов, украшенное позолчеными листьями по всем ярусам, также пожертвованные Микляевым. Вес этого паникадила определился, когда около 1867 г. церковный староста Василий Николаевич Унженин решил позолотить это паникадило — возчики взялись перевезти его в мастерскую тульского купца Льва Алексеева Лялина по условленной цене с каждого пуда от общего веса паникадила. (утрачено, подробнее см. Изъятие церковных ценностей в России в 1922 году).

Большие серебряные лампады перед иконами в нижнем ряду иконостаса — пожертвование Ивана Дряблова (1761 г.). На каждой лампаде была вырезана печатными буквами надпись: «1761 году месяца генваря 1-го дня эта лампада подана от казанского суконной Фабрики фабриката Ивана Федоровича Дряблова в соборную церковь святых Первоверховных Апостол Петра и Павла».

Из истории

О Петропавловской церкви было известно еще в 1565 году, тогда на этом месте был деревянный храм. С 27 по 30 мая 1722 года в Казань перед Персидским походом приехал Петр Первый, остановившись в доме купца Ивана Афанасьевича Михляева, дом которого находилcя во дворе Петропавловской церкви.

30 мая в доме Ивана Михляева Петр Первый отпраздновал свой 50-й День рождения. В честь этого события и в знак благодарности за передачу ему убыточных Суконных мануфактур Михляев решил построить каменный Петропавловский собор на месте старой деревянной церкви.

В течение четырех лет храм возводился казанскими мастерами по традиционному плану посадских церквей. Но ими не была учтена высота храма и эта ошибка привела к тому, что ночью произошло обрушение свода. Узнав об этом государь прислал в Казань московских мастеров, есть также предположение, что с ними прибыли и флорентийские зодчие. Собор был построен быстро и уже в 1726 году он был освящен во имя Святых Петра и Павла.

За свою историю собор много раз страдал от пожаров, а в 1774 году он был разграблен войском Емельяна Пугачева. Во время пожара 1815 года выгорел нижний храм и северные пределы на 1-м и 2-м этажах. Иконостас уцелел, хотя и сильно пострадал. Реконструкция собора была выполнена в 1824-1825 годы на средства соборного старосты Саввы Зайцева.

К 1880 году стал разрушаться фундамент храма, сильно обветшали многие детали его декора, а колокольня даже начала крениться. Староста Петр Унженин и настоятель храма Петр Малов в 1888 – 1890 годах организовали реконструкцию, в ходе которой были разобраны старые и построены новые придельные храмы, лестницы и паперти. Под колокольню подвели новый фундамент и были обновлена лепнина на фасадах. Тогда же установили часы на колокольне, выполненные известным часовым мастером Петром Ионовичем Климовым. Это была высокопрофессиональная реконструкция памятника архитектуры, которая позволили сохранить его в почти неизменном виде до нынешних времен.

Собор был закрыт для богослужений в 1939 году и с этого времени он оставался памятником архитектуры, а в 50-80 годы в нем размещался планетарий. Благодаря активности верующих и епископа Казанского и Марийского Анастасия храм был возвращен верующим в 1989 году.

Список источников

  • ikona-i-molitva.info
  • TripGuide.ru
  • turproezdka.ru
  • to-kazan.ru
  • wreferat.baza-referat.ru
  • www.kazan-guide.ru
  • azbyka.ru
  • o-ili-v.ru
  • history-kazan.ru
Оцените статью
Добавить комментарий