Вознесенский печерский мужской монастырь

Оползень разрушил монастырь, и его пришлось возвести выше по реке

К 1597 году мужской монастырь оказался на пике славы и благоустройства, но летом он пострадал от обвала горы. Так об том повествует летопись:

К счастью, с Божьей помощью, обошлось без жертв. Но вот монастырские сооружения пострадали непоправимо. Да и за реставрацию было бы неправильно браться, так как имелся риск дальнейших оползней.

Старый монастырь был разрушен оползнем, но обошлось без жертв.

Чтобы обезопасить себя от капризов природы, монахи решили не восстанавливать старые здания, а основать обитель выше по реке Волге.

Церковь Преображения Господня на месте старого монастыря

В память о прежнем месте обители возвели лишь одну единственную церковь — Преображения Господня.

В середине XVII века архитектор Антипа возвёл те самые монастырские сооружения, которые существуют и поныне. В том числе:

  • Вознесенский собор;
  • колокольню;
  • Успенскую церковь;
  • надвратную церковь прп. Евфимия Суздальского;
  • жилые помещения;
  • храм преподобного Макария.

Разве что ограда из камня построена позже — в XVIII веке.

24 января 2015 г. в Печерский монастырь Нижнего Новгорода вернулась Печерская икона Божией Матери.

&nbsp24 Январь, 2015&nbsp

24 января в Успенский храм Вознесенского Печерского мужского монастыря Нижнего Новгорода доставлена для постоянного пребывания Печерская икона Божией Матери, написанная в XV веке.

Торжественную встречу святыни, параклис Божией Матери и Божественную литургию возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Главе Нижегородской митрополии сослужили епископ Выксунский и Павловский Варнава, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия, наместники мужских монастырей и другие клирики Нижегородской митрополии, а также насельник Киево-Печерской лавры иеромонах Никодим (Прищепа).

На богослужении вместе с прихожанами молились министр культуры Нижегородской области Сергей Горин, директор Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Вениамин Архангельский и настоятельницы женских монастырей митрополии.

Обратившись к собравшимся со святительским словом, митрополит Георгий назвал прибытие иконы большой радостью и рассказал о ее истории.

Справка:

До революции 1917 года святой образ находился в Печерской обители. В середине XIX века первоначальный слой XV века на иконе был уже частично утрачен, и тогда было принято решение полностью обновить ее новым письмом.

В советское время святой образ был помещен в запасники Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. В мае 2010 года владыка Георгий обратился к директору музея Вениамину Архангельскому с просьбой вернуть икону монастырю.

Просьба правящего архиерея была рассмотрена положительно, и с января 2011 года к работе над святыней приступил реставратор высшей категории из города Владимира Олег Ревин. В течение двух месяцев им был закреплен осыпающийся красочный слой и начата расчистка самой иконы.

Летом 2012 года в музее прошло очередное заседание реставрационного совета с участием наместника обители архимандрита Тихона (Затёкина). Совет постановил: «Консервационные работы на иконе выполнены методически верно, на должном уровне. Работу принять».

После этого по рекомендации Вениамина Архангельского монастырь заключил договор на продолжение работ над иконой с реставратором Верой Плюсниной. Реставрационные работы длились полтора года и завершились 11 февраля 2014 года. В нескольких местах Вера Плюснина раскрыла слой XIX века, чтобы приходящие на поклонение святыне богомольцы могли видеть первоначальный слой XV века.

Высота иконы составляет около трех метров, в связи с чем в городе Арзамасе для нее был изготовлен специальный ковчег.

Информация с сайта Нижегородской митрополии.

Фото: Фалин А., Целовальников Н.

С 1994 года ведутся работы по благоустройству монастыря

С 1994 года монастырь снова действует и принадлежит Нижегородской епархии.

  • настоятель — Георгий, митрополит Нижегородский и Арзамасский (Данилов Василий Тимофеевич);
  • наместник монастыря — архимандрит Тихон (Затёкин);
  • духовник — отец Вассиан, аспирант МДА, автор нескольких православных статей на ряде интернет-ресурсов.

Митрополит Георгий — настоятель Печерского мужского монастыря

На территории монастыря по сей день ведутся различные работы по благоустройству. Много лет они сосредотачивались вокруг Успенской церкви.

В ней сооружали новый иконостас, а также реставрировали икону «Успение Божией Матери».

2014
в этом году Успенскую церковь освятили в честь Собора Радонежских святых

Также при монастыре действует музей.

До монастыря ходит любой общественный транспорт, расписание богослужений лучше уточнить

Монастырь готов принять паломников, желающих посмотреть на святыни и прикоснуться к многовековой истории православия.

Адрес Печерского Вознесенского мужского монастыря: 603093, г. Нижний Новгород, Приволжская слобода, дом 108.

Остановка «Сенная»

Добраться можно:

  • автобусом: №2, №52, №74, №62, №28, №45, №4;
  • маршрутным такси: №16, №62, №28, №182, №45, №2, №102, №145, №123, №140, №40;
  • троллейбусом: №1.

Также в монастырь регулярно ездят экскурсии от различных приходов и епархий.

На сегодня актуальна такая информация:

  • службы в будни проводят ежедневно с 8:00 и с 17:00;
  • в четверг читают акафист Макарию Желтоводскому с 12:00;
  • по воскресениям литургию проводят с 9:00.

История

Основание монастыря

Печерский Вознесенский мужской монастырь основан Св. Дионисием между 1328 и 1330 годами неподалёку от Нижнего Новгорода на берегу Волги, «в полугоре». В некоторых источниках говорится об основании обители Св. Благоверным Георгием Всеволодовичем в 1219 году. Однако общепринято говорить именно о создании монастыря святителем Дионисием. Этот монах Киево-Печерского монастыря пришёл с несколькими иноками в Нижний Новгород и ископал в трех верстах от города пещеру, где и поселился.

Около 1335 года на этом месте святой Дионисий основал монастырь с церковью Вознесения Господня: «В трех поприщах от города, при брезе Волги, Дионисий в Нижнем Новеграде ископа пещеру, идеже трудолюбиво подвизася, и монастырь честен состави, зовомый Печерский монастырь».

Монастырь был устроен по принципу строгого общежительства — «общего жития», киновии: монахи не имели собственности; все имущество было общим; вместе, не исключая настоятеля, работали для своего пропитания; без благословения игумена не выходили за монастырские врата.

Вскоре после основания монастырь становится важнейшим духовным и культурным центром Суздальско Нижегородского княжества. В это время в стенах Печерской обители монахом Лаврентием создаётся Лаврентьевская летопись. Среди духовных чад Святителя Дионисия два уроженца Нижнего Новгорода, впоследствии прославленых в лике святых: Св. Евфимий Суздальский и Св. Макарий Унженский и Желтоводский. По преданию они родились в соседних домах на площади перед церковью Свв. Жен Мироносиц. В разное время они приходят в Печерский монастырь и становятся его иноками. Впоследствии эти ученики Св. Дионисия станут основателями новых обителей (Св. Евфимий — в Суздале, а Св. Макарий в ещё неосвоенном тогда Заволжье).

Другой инок Печерского монастыря, философ Павел Высокий, становится учителем будущей супруги Дмитрия Донского, Евдокии (Св. Евфросинии) Московской. В Печерском монастыре жил Авраамий Галичский, ученик Сергия Радонежского.

Перенос монастыря

В XVI веке монастырь достиг своего расцвета. Однако в 1597 году Печерский монастырь постигло величайшее несчастие: 18 июня, в третьем часу ночи он был разрушен обвалом горы: «…И милостию Божиею, заступлением Пресвятыя Богородицы, прошла оная гора под монастырь землею и вышла в Волгу реку оказалась буграми, а которые струги под монастырем были на Волге реке, те стали на сухом берегу от воды в дальнем разстоянии; а в монастыре же означенною от горы оползиною, храм каменный Вознесения Христова разрушило до основания, только остался над жертвенником верх один, колокольня разсыпаласъ, теплый храм Пресвятыя Богородицы (Покрова) разшатало на сторону и опустило в землю, близ окошек олтарных; святыя ворота, и в монастыре кельи, поварни и погреба обвалило и ограду переломало, а на берегу стоящий храм деревянный Николая Чудотворца сдвинуло с места, и паперти обломило, и слободе многия дворы пошатало».

В этом обвале никто не погиб. Но почти весь монастырский комплекс был разрушен. Кроме того, склон над монастырём был признан оползне-опасным. Поэтому в том же 1597 году монастырь был перенесён на версту вверх по течению Волги, а на старом месте была поставлена церковь Преображения Господня. Считается, что отец национального героя Кузьмы Минина вносил вклады на строительство монастыря после его разрушения.

Многие посчитали произошедший обвал знамением, предвестием некоторого бедствия. И бедствие произошло в самом деле: через несколько лет началось Смутное время.

…В 1640—1650х гг. нижегородским архитектором Антипой Константиновым (Возоулиным) построен ныне существующий монастырский ансамбль, включающий пятиглавый Вознесенский собор с галереей, шатровую колокольню, шатровую Успенскую церковь с трапезной палатой, шатровую надвратную церковь прп. Евфимия Суздальского, настоятельские покои и корпуса келий с храмом прп. Макария. Каменная ограда и небольшой надвратный храм Покрова Богородицы построены позже, в 1765 году.

В разное время монастырь имел свои больницы, богадельни, где получали помощь престарелые и нищие; оказывал большие услуги не только частным лицам, но и целому государству: снабжал войска деньгами, хлебом и различной провизией, а также посылал за свой счёт сформированных ратников в царские войска.

В 1924 году решением НКВД по Нижегородской губернии монастырь был закрыт. В разное время на его территории располагались жилые корпуса, кинотеатр, архитектурно-реставрационная мастерская.

Примечания

  1. (HTML). Нижегородский государственный художественный музей, www.artmuseumnn.ru. Дата обращения 13 ноября 2014.
  2. ↑ (HTML). www.museum.ru. Дата обращения 13 ноября 2014.
  3. ↑ Алексей Кондратьевич Саврасов. — Москва: Искусство, 1967. — 134 с.
  4. Алексей Кондратьевич Саврасов. — Ленинград: Художник РСФСР, 1989. — С. 40. — 184 с. — (Русские живописцы XIX века).
  5. (HTML). www.interfax.by. Дата обращения 15 ноября 2014.
  6. Елизавета Орлова. Алексей Кондратьевич Саврасов (Великие русские живописцы). — Москва: РИПОЛ Классик, 2014. — С. 22. — 38 с. — ISBN 978-5-386-06884-4.
  7. С. Королёва. Алексей Кондратьевич Саврасов (Великие художники, том 22). — Москва: Директ-Медиа и Комсомольская правда, 2010. — С. 21. — 48 с. — ISBN 978-5-87107-195-3.

  8. Алексей Саврасов. — М.: Белый город, 2001. — С. 52. — 64 с. — ISBN 9785779302210.
  9. (HTML). www.museums.unn.ru. Дата обращения 13 ноября 2014.
  10. Вера Хорошилова. (HTML). «Столица Нижний» — stolitsanmag.ru. Дата обращения 13 ноября 2014.

9 святынь Печерского монастыря

  • рака с более чем ста частицами мощей Киево-Печерских чудотворцев;
  • рака с частицами мощей Божиих угодников;
  • ковчег с частицей мощей блаженной Матроны Московской;
  • ковчег с частицей мощей святого праведного Симеона Верхотурского;
  • икона целителя Пантелеймона с частицей мощей;
  • икона святителя Дионисия Суздальского;
  • Феодоровская икона Пресвятой Богородицы;
  • Владимирская-Оранская икона Божией Матери;
  • Киево-Печерская икона Пресвятой Богородицы с предстоящими Антонием и Феодосием.

Конечно же, у каждой святыни есть длинная история, и все их не уместить в статью. Чего стоило бы рассказать хотя бы о ста частицах мощей Киево-Печерских чудотворцев

Поэтому, для примера, сосредоточим внимание на Владимирско-Оранской иконе Божией Матери

Это список с Владимирской Чудотворной иконы, хотя и не точный. Есть ряд намеренных отличий. Главные:

  • лицо Царицы Небесной выглядит иначе;
  • под изображением Богородицы изображены девять русских святых.

Икона появилась в XVII веке по заказу одного дворянина. Он получил исцеление благодаря Владимирской иконе Божией Матери и поручил наёмному художнику скопировать образ, но распорядился внести в него коррективы.

Копия иконы хранилась в доме дворянина, пока тот не услышал во сне приказ выстроить в честь неё храм. Впоследствии на том месте, которое приснилось владельцу иконы, вырос Оранский монастырь.

Икона мироточила и творила иные чудеса, сотни из которых записаны со слов очевидцев.

Подлинник иконы изъяли советские власти, и до 2008 года он хранился в музее, но 8 сентября её передали в монастырь в честь Владимирской иконы Божией Матери (село Оранка).

В перечне святынь Печерского Вознесенского монастыря, вероятно, фигурирует список подлинной иконы.

Фото иконы Оранской Божией Матери с сайта Печерского монастыря

Из истории

Печерский монастырь был основан в начале XIV века монахом Киевско-Печерской обители Дионисием, прибывшим к берегам Волги с несколькими иноками в 1328-1330 годах.

С собой Дионисий взял список с Печерской Нерукотворенной иконы Божией Матери, которая, по преданию, появилась на стене Успенской церкви Киево-Печерского монастыря в начале XII века. Чудотворный образ Богородицы стал святыней построенной здесь обители и всего Нижнего Новгорода.

На крутом берегу Волги Дионисий ископал себе пещеру, где проводил время в молитве и посте. Вскоре вокруг него стала собираться братия и началось строительство деревянного монастыря, в основе которого была возведена церковь Вознесения Господня, название которой и дало имя обители. Название Печерский сохранилось в память о пещерах, которые первоначально здесь были вырыты иноками.

Дионисий стал наставником обители, сначала в сане игумена, а затем архимандрита, его учениками были Евфиний Суздальский и основатель нескольких монастырей Макарий Желтоводский и Унженский, ставшие великими святыми.

Печерский монастырь укреплялся и вскоре прославился как духовный и культурный центр Нижнего Новгорода. Монастырская казна пополнялась за счет пожертвований знатных князей, которые на помин души своей жертвовали не только деньги, но и земли, села, рыбные и охотничьи угодья. На территории обители было построено шесть храмов, в то время как в городе их было только три.

18 июня 1597 года в результате оползня монастырские храмы были полностью разрушены. Признаки предстоящей трагедии были заметны еще за неделю до происшествия и монахи вовремя вынесли ризы, иконы и утварь и ушли сами, поэтому никто из людей не пострадал.

Братия приняла решение отстроить Печерский монастырь выше по течению Волги, ближе к Нижнему Новгороду. Новый монастырский ансамбль возводили костромские и балахнинские каменщики при участии мастеров Антипа Константинова, Федора Опарина, а также старца Изосима.

В середине XVII столетия были построены пятиглавый Вознесенский собор, Успенская церковь с трапезной палатой и храм преподобного Макария. Обитель благоустраивалась и укреплялась, ей принадлежали большие площади пахотных земель, подворья в Нижнем Новгороде и в Москве.

С 1764 года после изъятия Екатериной II монастырских земель и передачи их в светское ведение, для обители наступили тяжелые времена – средств на содержание строений не хватало, в результате они ветшали и от полного разрушения их спасало только старание братии и пожертвования прихожан.

В советское время, как и многие храмы, Вознесенский Печерский монастырь пришел в запустение, его ризница была разграблена, а в 1924 году он был закрыт. На его территории появились жилые корпуса, кинотеатр и реставрационная мастерская.

С 1960 года Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь получил статус памятника архитектуры республиканского значения. В 1971 году выполнены работы по восстановлению Вознесенского собора, Успенской церкви, архиерейского корпуса, стен и башен.

Только через 70 лет после закрытия, в 1994 году Печерский монастырь был возвращен Русской Православной церкви, начались реставрационные работы и возрождение обители.

Первой была освящена надвратная церковь во имя преподобного Евфимия Суздальского, в 1999 году прошло освящение храма в честь святых апостолов Петра и Павла, а в 2000 году — главного Вознесенского собора. На колокольню был поднят вновь отлитый колокол.

К настоящему времени основные работы по реставрации обители и восстановлению его исторического облика закончены.

Настоятели

  1. Архимандрит Дионисий Суздальский
  2. Архимандрит Ефросин
  3. Архимандрит Игнатий I
  4. Архимандрит Иосиф I
  5. Архимандрит Исаакий
  6. Архимандрит Никандр I
  7. Архимандрит Савва
  8. Архимандрит Феогност I
  9. Архимандрит Евфимий
  10. Архимандрит Игнатий II
  11. Архимандрит Павел
  12. Архимандрит Мисаил
  13. Архимандрит Герасим I
  14. Архимандрит Мисаил II
  15. Архимандрит Никандр II
  16. Архимандрит Илия
  17. Архимандрит Киприан I
  18. Архимандрит Игнатий III
  19. Архимандрит Иоанн
  20. Архимандрит Иоакинф
  21. Архимандрит Василий
  22. Архимандрит Иов I
  23. Архимандрит Закхей I
  24. Архимандрит Парфений I
  25. Архимандрит Феодор
  26. Архимандрит Феогност II
  27. Архимандрит Константин I
  28. Архимандрит Иов II
  29. Архимандрит Левкий
  30. Архимандрит Тихон I
  31. Архимандрит Закхей II
  32. Архимандрит Кассиан
  33. Архимандрит Иоаким
  34. Архимандрит Митрофан
  35. Архимандрит Александр
  36. Архимандрит Кирилл
  37. Архимандрит Иона I
  38. Архимандрит Онуфрий
  39. Архимандрит Нафанаил
  40. Архимандрит Трифон
  41. Архимандрит Вассиан
  42. Архимандрит Иоиль
  43. Архимандрит Феодосий
  44. Архимандрит Иов III
  45. Архимандрит Макарий I
  46. Архимандрит Рафаил I
  47. Архимандрит Макарий II
  48. Архимандрит Рафаил II
  49. Архимандрит Герман I
  50. Архимандрит Тихон II
  51. Архимандрит Стефан
  52. Архимандрит Герасим
  53. Архимандрит Илларион
  54. Архимандрит Филарет I
  55. Архимандрит Киприан II
  56. Архимандрит Иосиф II
  57. Архимандрит Симеон
  58. Архимандрит Варлаам I
  59. Архимандрит Нил
  60. Архимандрит Иоасаф
  61. Архимандрит Епифаний
  62. Архимандрит Даниил
  63. Архимандрит Герман II
  64. Архимандрит Варсонофий
  65. Архимандрит Иона II
  66. Архимандрит Варлаам II
  67. Архимандрит Сергий
  68. Архимандрит Филарет II
  69. Архимандрит Мефодий
  70. Архимандрит Трифилий
  71. Архимандрит Палладий (Юрьев) (1753—1758)
  72. Архимандрит Софроний (Долгоневский)
  73. Архимандрит Константин (Борковский) (1772—1773)
  74. Архимандрит Аггей (Колосовский) (1773—1774)
  75. Архимандрит Иоасаф III
  76. Архимандрит Иоанникий (Никифорович)
  77. Архимандрит Иероним (Поняцкий) (1794—1798)
  78. Наместник иеромонах Дамаскин
  79. Архимандрит Гедеон (Ильин) (1799—1802)
  80. Архимандрит Иринарх (1806—1821)
  81. Наместник игумен Герман
  82. Архимандрит Гавриил (Городков) (1821—1828)
  83. Наместник иеромонах Корнилий
  84. Архимандрит Иннокентий (Платонов)
  85. Архимандрит Ириней
  86. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Иаков (Вечерков)
  87. Наместник Архимандрит Феофил (Надеждин) (1851—1855)
  88. Епископ Нижегородский и Арзамасский Иеремия (Соловьёв)
  89. Наместник Архимандрит Досифей (Цветков)
  90. Епископ Нижегородский и Арзамасский Антоний (Павлинский)
  91. Епископ Нижегородский и Арзамасский Нектарий (Надеждин)
  92. Епископ Балахнинский Макарий (Миролюбов)
  93. Наместник иеромонах Ефрем
  94. Епископ Балахнинский Поликарп (Гонорский)
  95. Наместник архимандрит Иоаникий
  96. Епископ Балахнинский Димитрий (Самбикин)
  97. Епископ Балахнинский Агафодор (Преображенский)
  98. Епископ Балахнинский Иаков (Пятницкий)
  99. Наместник архимандрит Аркадий (Кузнецов)
  100. Епископ Балахнинский Иувеналий (Половцев)
  101. Епископ Балахнинский Алексий (Опоцкий)
  102. Епископ Балахнинский Аркадий (Карпинский)
  103. Епископ Балахнинский Анастасий (Опоцкий)
  104. Епископ Балахнинский Нестор (Фомин)
  105. Наместник игумен Иеремия (Зерчанинов), впоследствии архимандрит Нижегородского Благовещенского монастыря
  106. Епископ Балахнинский Исидор (Колоколов)
  107. Наместник архимандрит Парфений (Державный)
  108. Епископ Балахнинский Евфимий (Елиев)
  109. Епископ Балахнинский Геннадий (Туберозов)
  110. Епископ Балахнинский Макарий (Гнеушев)
  111. Епископ Балахнинский Лаврентий (Князев)
  112. Епископ Балахнинский Петр (Зверев)
  113. Наместник архимандрит Порфирий
  114. Епископ Печерский Варнава (Беляев)
  115. Архимандрит Александр (Толстопятов)
  116. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов)
  117. Наместник иеромонах Александр (Каменев)
  118. Наместник архимандрит Тихон (Затёкин)
  119. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Евгений (Ждан)
  120. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов)

Список источников

  • azbyka.ru
  • wikiredia.ru
  • TripGuide.ru
  • hranitel.club
  • lyskovskaya-eparhya.ru
Оцените статью
Добавить комментарий