Одигитриевская церковь (барнаул)

Интересное

Годы войны

Раньше считали, что Одигитриевская церковь Смоленска сильно пострадала во время Великой Отечественной войны. Когда освободили город, остатки здания жители разобрали на кирпичи для ремонта своих домов.

Однако немецкие аэрофотосъемки 1941-1943 годов подтверждают другую версию. К тому времени колокольни уже не было, а это было еще до бомбежек. Значит, можно сделать вывод, что ее разобрали в тридцатые годы. Церковь превратили в обычное здание, но такое для того времени типично.

Вообще, на фотоснимках военных лет не видно серьезных разрушений. Более того, в 1941 году от немецких бомбежек церковь не пострадала, дае ее кровля осталась целой. Через 2 года здание просто выгорело, как и все окружающие постройки. Осталась лишь коробка, но стены были целыми.

Архиепископ Каширский Феогност совершил богослужение в Уварово

Храм святителя Феодора Едесского, д. Уварово

30 октября 2019 г.

В воскресенье, 27 октября 2019 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятницы, когда Церковь чтит память святых отцов VII-го Вселенского Собора, архиепископ Каширский Феогност, управляющий викариатством Новых территорий, совершил Божественную литургию в храме святителя Феодора Едесского в Уварово. Его Высокопреосвященству сослужили  благочиннный ставропигиальных приходов и патриарших подворий Московской области протоиерей Виктор Сандар, благочинный Одигитриевского округа иерей Петр Панов, настоятель храма святителя …

Использованные материалы

  • Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни:

    — см. также список священно- и церковнослужителей храма

  • Страница официального сайта Улан-Удэнской епархии:

  • «Верхнеудинск – город купеческий,» сайт Байкальского центра культурного разнообразия и толерантности:

  • «Приходские общины православных церквей Верхнеудинска в конце XVII — начале XX вв.,» приложение к Голованова М. А., История православных приходов и духовного сословия Верхнеудинска (Конец XVII — начало XX вв.) , Улан-Удэ, 2004, электронная библиотека диссертаций dslib.net:

  • Страница туристического портала Улан-Удэ:

  • Бокарёв Александр, «Собор Иконы Божией Матери Одигитрия в Улан-Удэ,» проект Храмы России, учетная карточка от 29 марта 2012:

  • Страница путеводителя по городу Улан-Удэ:

  «Приходские общины православных церквей Верхнеудинска в конце XVII — начале XX вв.,» приложение к Голованова М. А., История православных приходов и духовного сословия Верхнеудинска (Конец XVII — начало XX вв.) , Улан-Удэ, 2004, электронная библиотека диссертаций dslib.net,

  НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, л. 20, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни,

  Забайкальские епархиальные ведомости, 1907, №№ 18-19, 401, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни,

  НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, л. 23, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни,

  НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, л. 2, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни,

  НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, л. 15, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни,

  НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, лл. 71-72, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни,

  НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, лл. 32, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни,

  Иркутские епархиальные ведомости, 1878, № 37, 409, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни,

  НАРБ, ф. 186, оп. 1, д. 242, л. 74, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни,

Местонахождение, внешний вид и история

Одигитриевская церковь располагалась на пересечении Большой и Малой Одигитриевских улиц (ныне — улица Докучаева и часть улицы Ленина соответственно). Первая деревянная церковь на этом месте была построена в 1456 году в память о возвращении в Смоленск иконы Смоленской Божией Матери Одигитрии из Москвы. Храм был освящён во имя этой иконы. По другим сведениям, деревянная церковь была установлена в 1655 году после освобождения Смоленска от поляков.

Церковь выполняла роль главного храма города до возведения нового Успенского собора в 1740 году. Для содержания Одигитриевской церкви царём Алексеем Михайловичем был выделена тысяча стрельцов и положено им жалование.

В 1764 году вместо деревянной была построена каменная Одигитриевская церковь, вместе с ней были построены придел Иоанна Воина и колокольня. Церковь была построена в стиле европейского барокко и представляла собой одноглавый храм с примыкавшими трапезной и колокольней. От других смоленских церквей того времени отличалась высотой и массивностью.

16 апреля 1803 года в священники Одигитриевской церкви был рукоположён Никифор Мурзакевич, ставший первым смоленским историком. Дом Мурзакевича располагался прямо за церковью. В годы Великой Отечественной войны он сгорел, теперь на его месте пятиэтажный дом с мемориальной доской. Ряд исторических вех церкви известен лишь по его записям.

9 июля 1812 года у Одигитриевской церкви горожане встречали императора Александра I. 5 августа в окно церкви влетела французская бомба, которая, взорвавшись, повредила внутреннее убранство и нанесла лёгкие повреждения нескольким служителям, в том числе и Мурзакевичу. 6 августа французы, захватив убегавших из Смоленска порядка 50 горожан, заперли их в церковных помещениях. Вскоре смоляне были отпущены. 20 августа французы пытались снять колокола с Одигитриевской церкви, но Мурзакевич не пустил их, за что был схвачен и отведён в оккупационный муниципалитет. Однако, власти не разрешили совершать действия против Мурзакевича. 30 октября церковь подверглась нападению поляков, которые пытались ограбить её и украсть сложенное имущество прихожан. При попытке ограбления был избит Мурзакевич.

6 декабря 1822 года был обновлён придел Иоанна Воина, который расписывал Лев Петрович Леонов.

К концу XIX века Одигитриевская церковь имела 2 престола: главный во имя иконы Божьей Матери Одигитрии и придельный во имя святого мученика Иоанна Воина. Постоянное количество живущих в церкви составляло 97 мужчин и 115 женщин, а квартирующих — более 800. Каждый год 26 июля из Успенского собора в церковь совершался крестный ход. При церкви имелась школа грамоты, в которой занималось 15 учащихся. В храме служил священником отец советского фантаста Александра Беляева.

20 августа 1929 года постановлением президиума Западного облисполкома Одигитриевская церковь была закрыта с формулировкой:

…дальнейшее использование этого храма по прямому назначению не вызывается необходимостью, так как находящиеся в пользовании городской общины верующих 15 храмов, кроме рассматриваемого, более чем достаточны для удовлетворения их культовых потребностей…

Файл:Odigitrievsky church in Smolensk 2.jpg Одигитриевская церковь на открытке начала XX века

Здание церкви поначалу было передано Смоленскому государственному университету. 19 сентября постановление было отменено в части передачи университету, и здание было оставлено в распоряжении Смоленского горсовета. Позже в ней были планы о размещении клуба сельскохозяйственных работников, Дома пионеров, комсомольских организаций. 20 мая 1936 года президиум Западного облисполкома и бюро Смоленского обкома ВКП(б) приняли решение о сносе церкви, на что было выделено 40 тысяч рублей. Однако данное постановление выполнено не было, так как в здании к тому времени уже располагалась типография НКВД СССР.

Церковь сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. В начале 1960-х годов её остатки были окончательно снесены в ходе подготовки к празднованию 1100-летия Смоленска. Одигитриевская церковь стала последней из снесённых при советской власти церквей в Смоленске.

История собора в начале прошлого столетия

В начале XX века во владении собора было 4364 квадратных саженя в Верхнеудинске и еще более 50 десятин в пригороде. В то время к приходу относились 1833 мужчины и 1816 женщин. Когда началась Первая мировая война, прихожане Одигитриевского собора заботились о раненых.

С приходом советской власти жизнь верующих круто изменилась. В 1929 году Одигитриевский собор (Улан-Удэ) перестал существовать в том виде, в котором был прежде. Здание было конфисковано и переоборудовано под складские помещения, а колокола и кресты были сняты. А в 1930 году последнего настоятеля храма Гавриила Макушева, который был епископом Прибайкальским, коммунисты расстреляли.

Спустя 7 лет Свято Одигитриевский собор (Улан-Удэ) превратили в Антирелигиозный музей. Целью создания экспозиции было высмеивание и дискредитация православия на волне пропаганды атеизма.

Современное состояние

Архитектура

Общая объемно-пространственная композиция собора трёхчастная, симметричная, решённая так называемым «кораблём», с расположением составных частей здания строго по продольной оси с запада на восток. Все объекты храма, трапезной и колокольни слиты воедино и образуют плотный монолит.

Среди них центральное место занимает двухэтажный бесстолпный массивный объём четверика с пятигранной апсидой. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, увенчан высоким куполом без кровли и световым двухъярусным фонариком. «Круглые» фронтоны с четырёхлепестковыми люкарнами по осям четверика, фигурные кокошники на углах образуют завершение стен, создавая эффект округленности углов и органично соединяясь с куполом.

С запада к трапезной примыкает колокольня типа «восьмерик на четверике». Над двумя квадратными ярусами поставлен двухъярусный восьмерик. Каждая грань верхнего яруса прорезана арочными проёмами, придающими ему выразительность. Колокольня завершена шлемовидным куполом со шпилем.

В архитектуре фасадов и декоративных деталях элементов отмечается сильное воздействие барочных форм. Декор наличников интересен сочетанием традиционных древнерусских форм предшествовавшего деревянного культового зодчества с элементами барокко. Богатая пластическая обработка фасадов с хорошо прорисованными кирпичными деталями наличников окон и других элементов относится к традициям узорчатой кирпичной архитектуры XVII века, что подтверждает влияние архитектурного творчества выходцев с русского Севера.

Деятельность прихода

При соборе действуют:

  • Воскресная Школа
  • Молодежный Клуб
  • Духовно-Просветительский Центр «СПАС»
  • Социальное Служение
  • Миссионерство
  • Хор
  • Библиотека

Дальнейшая история

Начиная с 1818 года, Одигитриевский собор стал постепенно разрушаться, так как в связи с частыми землетрясениями начали образовываться значительные трещины. Позже, в 1862 и 1885 годах, вновь произошли сильные толчки, ухудшившие ситуацию, поэтому храму постоянно требовался ремонт, который более-менее регулярно осуществляли на деньги благотворителей.

Во второй половине XIX столетия при соборе открываются благотворительные организации. Самой старой книгой в библиотеке храма был сборник молитв 1700 года, который напечатали в Москве. В те же времена у церкви был колокол весом чуть более 105 пудов. Храм имел множество мастерски выполненных резных и позолоченных иконостасов. К концу XIX века в соборе стали проходить занятия церковно-приходской школы.

Одигитриевский собор

Свято-Одигитриевский собор — кафедральный собор Улан-Удэнской и Бурятской
епархии  Русской православной церкви, первое каменное здание в городе
Улан-Удэ. Строительство собора в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии
на кладбищенском погосте началось в 1741 году под руководством иеромонаха
Иоанна и  длилось более чем 40 лет. Уникальность собора состоит в том, что
он построен в зоне высокой сейсмической активности. Икона Божией Матери
Одигитрия издавна считается покровительницей честных торговцев и
путешественников. Верхнеудинск находился на торговых путях из Европейской части
России в Китай и Нерчинский край. Благодаря выгодному географическому
расположению Верхнеудинская ярмарка стала крупнейшей ярмаркой Забайкалья.
Поэтому забайкальское купечество выделяло деньги на строительство собора, а
позднее на его содержание и ремонт.  Первоначально церковь была деревянная
и  одноэтажная. После возведения вместо неё каменного собора, до XX века
её место было обозначено в соборной ограде каменным столбом с чугунным крестом
наверху.

Здание  собора уникально и  признано памятником архитектуры
барокко в Сибири. Оригинальная архитектура и всевозможные декоративные
 украшения сочетают в себе наиболее интересные элементы древнерусского
деревянного зодчества с его традиционными формами и стиль барокко. Кроме того,
 в здание прекрасно вписались детали, относящиеся к узорчатой кирпичной
архитектуре XVII века. Собор состоит из трёх частей, которые расположены
симметрично. Все части здания растянулись по оси, и расположены с запада на
восток. Составляющие храма, включая колокольню и трапезную, нераздельны и
составляют монолит. Центральное место постройки занимает  двухэтажный
четверик. Он перекрыт сводом и заканчивается высоким куполом. На его вершине
расположен световой фонарик.

Внутри собор не имел росписи, а его главным украшением были золоченые резные
иконостасы: в главном храме иконостас был четырехъярусным. По численности
прихожан, красоте украшения, богатству церковной утвари и библиотеки собор
занял главенствующее положение среди православных храмов Верхнеудинского уезда.
В 1930 года было положено временно использовать здание собора как склад, были
сняты колокола. Первое время здесь в соборе находились курсы стройкадров, а
затем с 1934 года — Антирелигиозный музей. Позже в храме разместилось
фондохранилище Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова.

В 1992 году при соборе был вновь зарегистрирован православный
приход и начаты работы по благоустройству прилегающей территории. Началась
поэтапная передача собора Церкви.  Собор восстанавливался всем миром. Был
произведен капитальный ремонт внутри и снаружи храма, на колокольню подняты
новые колокола, среди них — 100−пудовый «Цесаревич».   Ежегодно с
1997 года в день празднования иконы Божией Матери Одигитрии проводится крестный
ход по центру города от Троицкого храма к собору. В 2000 году храм вновь
получил настоятеля, был полностью освобожден от музейного имущества и передан
епархии.

Иконостас, а также многие храмовые иконы были написаны мастерской под
руководством Максима Красикова. При соборе открылись воскресная школа для детей
и  библиотека православной литературы. Ведется  просветительская
 работа, направленная на борьбу с алкоголизмом и  наркоманией.

Адрес: г. Улан-Удэ, ул. Банзарова

Социальные комментарии Cackle

Развитие церкви

Когда народ немного оправился от печальных событий, было принято решение заняться облагораживанием храма. В 1822 году, 6 декабря Одигитриевская церковь Смоленска стала обладать обновленным приделом Иоанна Воина. К слову, эту специально выделенную часть расписывал Л. П. Леонов.

К концу девятнадцатого века церковь уже имела два престола. Один из них был главным и сделан в честь иконы Божьей Матери Одигитрии. Второй являлся придельным, его поставили во имя Иоанна Воина — святого мученика. Следует сказать, что икону с его изображением очень почитали в храме. В день памяти святого Иоанна, в мае, в церковь приходило много народа, чтобы оказать ему почтение.

Одигитриевская церковь

Церковь иконы Божией Матери «Одигитрия» // Кузбасс православный. – Режим доступа: свободный. – Загл. с экрана.

История развития и становления

Церковь обустроена при СИЗО в 2000 г. Приписная к Преображенскому собору г. Новокузнецка. Прежняя каменная, двухпрестольная Одигитриевская церковь имела два престола: главный престол Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», придельный престол вмч. Георгия Победоносца. Она располагалась на месте нынешнего СИЗО. До этого с 1676 г. существовала деревянная Одигитриевская церковь, старостой которой служил зажиточный купец Иван Дмитриевич Муратов. Находясь по торговым делам в городе Иркутске, Муратов был поражен размахом каменной застройки этого старинного сибирского города. Запала в его душу мечта совершить нечто подобное у себя в Кузнецке на месте обветшалой деревянной церквушки. Поэтому, сразу же по возвращению, он направляет рапорт Тобольскому архиепископу с просьбой о благословении строительства.

22 мая 1775 г. проводится торжественная закладка каменной Одигитриевской церкви, достроенной к 1780 г. С помощью артели каменщиков из Иркутска, по рекомендации местного купца Щербакова, организуется производство фигурного кирпича. Там же, в Иркутске, заказываются колокола. Старая церковь была снесена сразу по окончанию строительства новой каменной. Сооружение храма вызвало большой духовный подъем среди населения города Кузнецка, сделавшего большие пожертвования на строительство. Вскоре поднялись кирпичные, оштукатуренные и побеленные стены, засветились покрытые железом и окрашенные зеленой масляной краской купола.

Строилась церковь двухпрестольной: в верхнем ярусе с престолом иконы Божией Матери «Одигитрия», в нижнем – вмч. Георгия Победоносца. От аналогичных культовых построек города Иркутска этот храм отличался некоторой камерностью, но использовались те же барочные приемы при решении объемно-пластических задач. Артель каменщика Почекунина принесла с собой высокий профессионализм и знание тонкостей стилистики «сибирского барокко», которые выразились в тончайшей проработке рисунка наличников, окон, фронтона-кокошника храмовой части. Храм был двухэтажный и имел верхний (зимний) и нижний (летний) престолы, а также четырехъярусную колокольню с ярусом звонницы. В середине XIX в. с запада к колокольне пристраивается двухэтажный объем паперти с центральным входом с ул. Полицейской, декорированный под «сибирское барокко». На южном фасаде храмовой части на уровне второго этажа было помещено живописное изображение Богоматери «Одигитрия».

Окончательно храм сформировался к концу третьей четверти XIX века, тогда же была выполнена каменная ограда вокруг храма. Сам храм оказал архитектурное влияние на построенные впоследствии Спасо-Преображенский собор и Ильинскую церковь. Примечательным событием, связанным с историей храма, считается венчание в нем в 1857 г. русского писателя Ф.М. Достоевского, который лично был знаком со старостой прихода Иваном Муратовым. Состав прихода на 1914 г.: г. Кузнецк; дд. Феськова (10), Воробьева (15), Пучеглазова (10), Горбунова (5), Абинская (3). Состав причта: священник и псаломщик. Прихожан 2159 чел. Земли при ней числилось 86 десятин. Благочиние 14 Кузнецкого округа. В приходе имелись: четыре часовни: одна в г. Кузнецке, остальные в дд. Воробьевой, Пучеглазовой, Абинской; молитвенный дом в д. Феськовой первоверх. апп. Петра и Павла с 1893 г.; три церковные школы грамоты в дд. Феськовой с 1893 г., Абинской с 1901 г., Воробьевой с 1909 г.

Статистические данные

Интересные факты об Одигитриевской церкви в городе Смоленске можно найти в дореволюционных изданиях.

  • Притч состоял из диакона, псаломщика и священника, которые проживали в специально отведенном церковном доме.
  • При церкви было почти две тысячи квадратных метров земли.
  • В начале двадцатого века храм посещало 212 прихожан, из них 115 человек – это женщины и 97 – мужчины.
  • При церкви была действующая школа грамотности, в которой обучали 15 учеников. Учителем являлся диакон.
  • Капитал храма составлял на тот момент 500 рублей.
  • Каждый год 28 июля совершался крестный ход в Одигитриевскую церковь из Успенского собора.
  • В храме пел хор, который считался самым лучшим в Смоленске. Церковь составила его из людей, которые стали выпускниками училища для слепых.

Одигитриевский собор Улан-Удэ: расписание служб

Храм принимает своих прихожан ежедневно. Божественная литургия начинается в 8 утра, а вечернее богослужение – в 4 часа вечера. В воскресные дни и двунадесятые праздники служба проходит в 07:00 и в 09:30.

В свечной лавке проводится обряд таинства Крещения с 10 утра до 10:30. Огласительные беседы проводятся со среды по пятницу в 6 часов вечера. Иконная лавка обслуживает каждый день с 07:00 до 20:00. Также можно уточнить интересующие данные по телефону: +7-301-222-08-31.

Теперь вы знаете, чем интересен главный храм Улан-Удэ, и наверняка захотите его посетить, если окажетесь в столице Бурятии.

Макет Одигитриевской церкви

Одним из самых романтических и красивых мест Смоленска является Лопатинский сад. Его создали в 1873 году по приказу губернатора А. Г. Лопатина, а после назвали в его честь.

На главной аллее сразу же привлекает внимание миниатюрная копия снесенной достопримечательности. Экскурсоводы с удовольствием делают в Лопатинском саду обзор Одигитриевской церкви г

Смоленска. Макет выполнен в мельчайших деталях. Поэтому можно окунуться в прошлое и представить, как раньше выглядел этот населенный пункт. Можно рассмотреть сам храм и окружающие его деревянные дома, в том числе жилище священника Мурзакевича. На макете даже есть крохотные фигурки людей.

Стоит отметить, что миниатюрная копия церкви является первым из шести запланированных проектов смоленских исторических памятников, которые хотели разместить в Лопатинском саду. Макет выполняла творческо-экспериментальная мастерская Юрия Воробьева, которая работает в городе уже с 2009 года. В качестве материала взяли погодоустойчивую керамику, поэтому миниатюра не боится ни града, ни дождя, ни снега.

Макет обязательно понравится и взрослым, и детям. Рассматривая его в мельчайших деталях, можно поближе познакомиться с историей Одигитриевской церкви. Обязательно посетите Лопатинский сад и увидьте все своими глазами это удивительное строение.

Список источников

  • dostoevsky.libnvkz.ru
  • drevo-info.ru
  • autogear.ru
  • azbyka.ru
  • www.odigitria-blago.ru
  • www.russia-open.com
  • o-ili-v.ru
Оцените статью
Добавить комментарий