Никольский скит введено-оятского женского монастыря скит епархиального женского монастыря

Интересное

Архитектурные памятники на территории Никольского монастыря

Первые кирпичные постройки появились в обители в конце XVII – начале XVIII века. Деньги на это строительство выделили состоятельные купцы из Москвы — Щелягины, братья Холщевниковы, а также семейная пара Герасим и Ирина Обуховы.

Возле самого монастыря находится Смоленско-Корнилиевская церковь, которая уцелела от утраченной во второй половине XVIII века монашеской обители Бориса и Глеба на Песках. В ней есть два престола – Смоленской иконы Божией Матери и Борисоглебский.

От старых построек внутри монастырской территории сохранились две церкви – Благовещенская и Петропавловская. Обе они выстроены в стиле барокко. Храм Петра и Павла построен над въездными воротами. Он имеет вытянутый купол, поддерживающий узкий барабан. А сверху стоит небольшая золоченая главка. В высоком куполе для освещения проделаны четыре окна-люкарны. Все детали внешнего оформления этой церкви, присущие барокко, сохранились почти без изменений.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещенская церковь имеет невысокую трапезную. Ее выстроили в середине XVIII века вместо сгоревшего во время пожара деревянного Казанского храма. Эта церковь пятиглавая, а по форме купола, величине барабанов и главок очень напоминает Петропавловский храм. В этой церкви три престола – Благовещения Пресвятой Богородицы, Сретения и Всех Святых. Мозаичный пол для нее сделан в XIX веке на деньги служащих Переславской мануфактуры. Сейчас внутри этого храма, на его своде и стенах можно увидеть отреставрированные росписи, которые были отчищены от слоя штукатурки и укреплены.

Территория обители окружена невысокой оградой с башенками, которые выполняют только декоративные функции. Под новой звонницей расположена церковь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, а в настоятельском корпусе находится храм, посвященный Сергию Радонежскому.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в звоннице

В 1999-2003 гг. на фундаменте старого собора был возведен новый. Строительством руководил архитектор В.Н. Ижиков. Новый златоглавый Никольский собор стал одним из архитектурных украшений Переславля-Залесского. Он ни в коей мере не повторяет архитектуру старого храма, а построен по подобию Успенского собора Киево-Печерской лавры.

Высота нового собора 40 м, и он вмещает до 1000 верующих одновременно.

Архитектурный ансамбль Никольского монастыря в Старой Ладоге

На территории монастыря находятся два храма: собор святителя Николая Чудотворца и церковь святителя Иоанна Златоуста.

Собор святителя Николая Чудотворца

Никольский собор — самое древнее сооружение монастыря. Он представляет собой крестовокупольный четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм. Его венчает большая луковичная глава, которая покоится на цилиндрическом световом барабане.

После разрушения шведами храм был был восстановлен и заново освящен лишь в 1668 году. В это время к нему был пристроен антипьевский придел, возведенный на средства торговца Антипа Романовича Гиблого. В 1695-1697 годах по распоряжению Новгородского митрополита Корнилия с северной стороны к собору был пристроен придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Появились малые главы и новое крыльцо с грушевидными колонами. Эти перестройки в значительной степени исказили первоначальный строгий образ собора.

В 1910-1913 годах Никольский собор был отреставрирован по проекту архитектора А.П.Аплаксина. Храм стал теплым, появились новый придел, ризница и теплая паперть. Иконостас был вновь вызолочен.

В 1958 году началось изучение Никольского собора. Было принято решение освободить его от позднейших перестроек и переделок, искажающих первоначальный образ храма. Однако прошло еще очень много лет, прежде чем начались реставрационные работы.

Собор Николая Чудотворца

Маковка Никольского собора

Церковь Иоанна Златоуста

Церковь Иоанна Златоуста с приделом мученика Назария была построена в 1860-1873 годах на месте ветхого храма XVII века. Автором проекта был академик архитектуры А.М.Горностаев. Храм напоминает романскую базилику: три удлиненных нефа, центральный неф выше боковых и освещается рядом окон наверху. От боковых нефов он отделен колонами в романском стиле. Одновременно архитектор активно заимствовал элементы русской архитектуры XVII века: фигурную кладку кирпичей, резные украшения. Внутри стены храма расписаны на тему евангельских сюжетов в стиле академического реализма, с византийским орнаментом.

Колокольня и церковь Иоанна Златоуста

Храм Иоанна Златоуста, фрагмент фасада

Церковь Иоанна Златоуста, фрагмент

Церковь Иоанна Златоуста, фрагмент

Колокольня

Между Никольским собором и церковью Иоанна Златоуста высится белоснежная восьмигранная трехъярусная колокольня, построенная тихвинскими мастерами в 1691-1692 годах. Самый большой колокол весил 100 пудов! На колокольне были установлены часы с боем, но в 1754 году по настоятельному требованию они были переданы в Александро-Невскую Лавру.

Колокольня

Колокола на колокольне

Святые врата и ограда

Святые врата были построены в 1691 году тихвинскими мастерами. Каменная ограда вокруг монастыря — в 1834-1839 годах. По её углам высятся затейливые башенки, в одной из которых расположена часовня.

Святые врата

Монастырские постройки

Ограда монастыря

Юго-западная башня Никольского монастыря

К монастырю также приписаны собор Иоанна Предтечи с приделом святой мученицы Параскевы и храм Преображения Господня в селе Чернавино на противоположном берегу Волхова.

Адрес: Старая Ладога, ул. Никольская, д.1

Статья обновлена 22 июня 2019

Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:

  • Дешевые авиабилеты: Aviasales
  • Гостиницы и базы отдыха: Booking и RoomGuru
  • Туристическая страховка: Cherehapa
  • Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Посмотреть все

История

Основание

Преподобный Адриан Ондрусовский (урождённый дворянин Андрей Завалишин) был владельцем богатого имения Андреевщины в 9 верстах от монастыря преподобного Александра Свирского (ум. 30 августа 1533 года). В 1493 году во время охоты на оленя
он встретил Александра Свирского, после чего стал часто приходить к
нему слушать наставления. Позднее он стал доставлять хлеб его
сподвижникам. Оставив имение, он принял постриг в Валаамской обители
под именем Адриан. Спустя несколько лет, по благословению преподобного
Александра Свирского, преподобный Адриан поселился в уединённом месте на
полуострове Ладожского озера. К нему собралась братия, и вскоре иноки
воздвигли две церкви — в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. Василий III
пожаловал милостыню инокам Адриановской пустыни из своей казны,
пообещав выдавать её каждые два года. Также он освободил монастырь от
пошлин на ловлю рыбы.


Никольский Адриано-Андрусовский монастырь (начало XX века)

Согласно преданию, напротив Адриановой пустыни, на острове Сала
(«глухой лес»), укрывались разбойники, промышлявшие грабежом на
Ладожском озере. Недовольный появлением в его «владениях» обители,
атаман потребовал от иноков, чтобы они ушли. Не имея средств для выкупа,
Адриан умолял разбойника отдать полуостров мирным труженикам, обещая
ходатайствовать за него перед Богом
и увещевая бросить неправое дело. Поначалу атаман засмеялся над
преподобным, но тот так долго и смиренно умолял его, что он смягчился и
сказал: «Живите».

Через некоторое время этот атаман столкнулся с другой разбойничьей
шайкой, обитавшей на соседнем Сторожевском мысу, был побеждён и
скованным брошен в лодку. Однако неожиданно он увидел перед собой
преподобного Адриана, который сказал: «По милосердию Господа, для
Которого просили у тебя пощады пустынному братству, ты свободен», — и
исчез. Атаман увидел себя без оков на берегу и никого вокруг.
Поражённый, он поспешил в обитель преподобного Адриана и нашёл всех
подвижников на псалмопении — как оказалось, преподобный не выходил из
обители. Разбойник пал к ногам настоятеля и просил принять его в братию.
Оставшись в обители, он окончил жизнь в покаянии. Также раскаялся и
атаман другой шайки. По молитвам преподобного Адриана он принял постриг
под именем Киприана Стороженского.

Об обители услышал и царь Иван Васильевич,
который делал в монастырь вклады. В августе 1549 года Адриан даже был
приглашён для восприятия от купели св. крещения дочери Ивана Грозного
Анны. Однако по возвращении из Москвы в свою обитель он был убит крестьянами деревни Обжа, которые надеялись найти у него деньги.

В 1551 году были обретены нетленные мощи Адриана Ондрусовского. Празднование совершается 17 мая (30 мая).

XVI—XVIII века

Значительный урон монастырю нанесла Русско-шведская война 1570—1582 годов. В 1572—1573 годах шведский полководец Херман Флеминг прошёлся огнём и мечом по Приладожской Карелии. К 1580-м годам от Ондрусовской пустыни осталась только каменная Никольская церковь, все деревянные строения сожжены, а игумен убит. С воцарением Дома Романовых обитель была восстановлена.

В 1764 году по повелению Екатерины II Ондрусовский монастырь был упразднён.

XIX—XX века

Возрождение монастыря связано с игуменом Валаамского монастыря Иннокентием, который, согласно легенде, ещё в конце 1780-х
годов был дважды чудесным образом спасён в Ладожском озере
предстательством Адриана и дал обет постараться восстановить основанную
им обитель. Однако только 30 лет спустя, в 1817 году, старец Иннокентий смог приступить к исполнению обещания. На вклады С. Ф. Чусова и А. С. Сергеева, пустынь была восстановлена и приписана к Валаамскому монастырю.

Император Александр I, осматривая в 1819 году Олонецкую губернию,
пожелал поклониться преподобному Адриану, и, взяв проводником
крестьянина, без свиты отправился к гробу святого. Здесь он долго
слезами молился, а позднее прислал сосуды и книги для храма.

В 1828 году, когда была основана Олонецкая епархия,
мощи святого были перенесены в новую каменную церковь Введения
Богородицы. На месте гибели Адриана, ранее отмеченном лишь деревянным
крестом, в 1882—1885 годах была построена часовня с колокольней.

После большевистского переворота 1917 года Ондрусовский монастырь, как и большинство православных монастырей, прекратил своё существование. Его монахи укрылись в Валаамском монастыре, который находился на территории отделившейся от Российской империи Финляндии, что уберегло монастырь от большевизма.


Никольский Адриано-Андрусовский монастырь (наши дни)

Вам может быть интересно:

1.
Монашество на Дону – Павел Васильевич Никольский

2.
Монашество на Дону – Павел Васильевич Никольский

3.
Церковная и общественная жизнь. 1905 год – Павел Васильевич Никольский

4.
Новый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне – Андрей Николаевич Муравьёв

5.
Новгородский Юрьев монастырь – Андрей Николаевич Муравьёв

6.
История Воронежской духовной семинарии. Часть 2 – Павел Васильевич Никольский

7.
Из академической жизни – профессор Василий Александрович Соколов

8.
Роль мирян в управлении церковным имуществом – митрополит Николай (Ярушевич)

9.
Монастыри и монашество Московской Руси в XVI веке – архимандрит Макарий (Веретенников)

10.
Восемь греческих описаний святых мест XIV, XV и XVI вв. – Афанасий Иванович Пападопуло-Керамевс

История Староладожского Никольского мужского монастыря

Предание связывает основание Никольского монастыря с Александром Невским. В 1240 или 1241 году «в память о гиблых ладожских сродниках», павших в Невской битве, заложил великий князь монастырь. Рядом высится гора Победище, по склонам которой сбегает к Волхову ручей Кровавый.

В письменных источниках монастырь впервые упоминается под 1499 годом. Однако в ходе археологических раскопок 1971-1972 годов под Никольским собором XVII века были обнаружены остатки собора XII века. Основным источником существования монастыря была рыбная ловля. Существует этот промысел здесь и поныне.

В 1611 году иноки из разрушенного шведами Валаамского монастыря бежали в Старую Ладогу. С собой они принесли мощи основателей Валаамского монастыря преподобных Сергия и Германа. Однако и Никольский монастырь вскоре был разрушен войсками Якоба Делагарди (1583-1652), одного из активных участников событий Смутного времени. Никольский собор был «порушен», старцы «запечатлели зде свою любовь ко Христу своею кровию, приняв смерть от шведов», а сам монастырь «от немецких людей стоит разорен до основания».

Никольский собор, колокольня и церковь Иоанна Златоуста

Мощи святых к тому времени перевезли в Новгород. Валаамские иноки впоследствии поселились на противоположном берегу Волхова — в Васильевском монастыре в Чернавино. Там сохранился дух, устав и традиции древнего Валаама. А у ладожских рыбаков с того времени вплоть до революции появился обычай: прежде чем начинать лов, подойти к вратам Никольской обители и вознести молитвы преподобным Сергию и Герману.

По Столбовскому миру старинные русские города-крепости отошли к Швеции: Ям, Копорье, Иван-город, Орешек. Ладога стала пограничным городом, защищающим русские рубежи. Начиная с 1628 года монастырь стал постепенно отстраиваться.

Келейный гостиничный комплекс и Юго-восточная башня

Трудным выдался XVIII век для монастыря. В 1714 году он отошел в ведение Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Монастырские здания обветшали настолько, что монахи были вынуждены поселиться в хозяйственной постройке, перевезенной из конюшенного двора в Новой Ладоге. В 1771 году во время массовой секуляризации церковных земель Староладожский Никольский монастырь был и вовсе упразднен. Монахов переселили в Зеленец, в монастырь преподобного Мартирия.

Однако жители Старой Ладоги не смирились с закрытием обители и ходатайствовали перед Санкт-Петербургским митрополитом Гавриилом о возобновлении монастыря. И в 1811 году Никольский монастырь снова получил статус самостоятельной обители. Началось строительство, в Новой Ладоге и Санкт-Петербурге появились монастырские подворья.

Староладожский Никольский монастырь

При монастыре начало работу уездное училище для детей духовенства и причетников. В 1841 году оно было преобразовано в училище «для поселянских детей», а в 1862 году здесь появилась бесплатная школа, где учились дети крестьян из окрестных селений. В школьной программе значились грамота, счет, чистописание, Катехизис и Священная история.

В 1927 году Никольский монастырь был закрыт, однако община почти 10 лет существовала в качестве рыболовецкой артели. Затем в стенах монастыря размещались ремесленная школа, общежитие, склады сельхозтехники. Уникальные фрески в храме Иоанна Златоуста сохранились лишь по счастливой случайности.

Новый настоятельский корпус

В 1974 году Никольский собор был отнесен к памятникам культуры федерального значения, однако на практике ничего не было сделано для спасения этого величественного храма.

Лишь в 2002 году здания Никольского монастыря были переданы Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Началась долгая работа по восстановлению обители. 25 ноября 2002 года состоялось еще одно знаковое событие: из итальянского города Бари в Никольский монастырь в Старой Ладоге была передана частица мощей святого Николая Мирликийского Чудотворца.

Панорама Никольского монастыря с берега Волхова

Братья и сестры!

Рады приветствовать Вас на официальном сайте Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря.

Свято-Успенский монастырь — является одним из древнейших монастырей северо-запада России.
На его территории находится жемчужина Северо-запада: храм Успения Пресвятой Богородицы XII века с сохранившимися до наших дней фресками.

Другие монастырские здания построены в XIX веке. Их авторами являются известные архитекторы:
такие как А. М. Горностаев, К. И. Брандт, Н. Н. Никонов.

В XIV веке монастырь предоставил убежище будущей святой преподобной Анне Кашинской, супруге Тверского князя Михаила (св. блгв.
князя мученика), скрывавшейся в Ладоге в период разорения татарами Твери.

В начале XVIII века в Успенский монастырь была сослана опальная царица Евдокия Федоровна Лопухина — супруга Петра
Великого. В нашем монастыре она провела около семи лет. В память о ней в монастыре остались липы, посаженные рукой самой царицы.

С 1779 по 1822 гг. (43 года), настоятельницей Успенской обители была достоблаженной памяти схиигумения Евпраксия.
Еще при жизни матушка Евпраксия была уважаема и почитаема многими достойными людьми своего времени.
Она прославилась многими чудесами которые совершались по ее молитвам. Схиигумения Евпраксия удостоилась видения
Спасителя и Божией Матери, а также святой великомученицы Варвары — Небесной покровительницы нашего монастыря.

На нашем сайте есть возможность ознакомиться с жизнеописанием схиигумении Евпраксии, составленным известной поэтессой XIX века,
а впоследствии насельницей нашего монастыря, духовной дочерью святителя Игнатия Брянчанинова, монахиней Марией Шаховой (схимон. Елизаветой).

Чтобы посмотреть это видео, пожалуйста включите JavaScript, и обновите Ваш браузер, чтобы он поддерживал HTML5 video

В Успенском монастыре вы можете помолиться в древнем Успенском храме, а также в церкви Крестовоздвижения при Больничном
корпусе, где находятся главные святыни обители — частицы мощей святых: великомученицы Варвары, преподобного Серафима Саровского и Дивеевских
святых жен, преподобных Арсения Коневского и Антипы Валаамского, преподобномученицы Марии Гатчинской. Отреставрирована церковь прп. Алексия,
человека Божия. Для паломников всегда открыта привратная часовня в честь явления святой Варвары схиигумении Евпраксии, а также
часовня Успенского монастыря на древней Варяжской улице.

Успенский монастырь начал свое восстановление в 2005 году. В одном из наших фотоальбомов можно увидеть в каком запущенном виде он был тогда.

Еще много предстоит сделать и по возрождению монашеской жизни, и по воссозданию исторического облика монастыря.
Сестры обители с благодарностью и молитвенной памятью примут посильную помощь для восстановления Успенского монастыря —
дома Пресвятой Богородицы.

Храни вас Господь и Матерь Божия!

История

Еще после октябрьского переворота в селе Никольское зародилось предание: когда в Васильевский храм приедет служить монах, тут откроются две обители. Иеромонах Савватий (будущий схиархимандрит Зосима) приехал в году в полуразрушенный храм без иконостаса и в обгоревший сарай вместо священнического домика. Его трудами храм был отреставрирован, построена крестильня с настоятельскими покоями и паломническая с трапезной. В году игумен был возведен в сан архимандрита, а в году — пострижен в схиму с именем Зосима.

Множились люди, желавшие послужить Богу под духовным окормлением схиархимандрита Зосимы. Был построен братский корпус, устроена богадельня, Дом милосердия по уходу за немощными и престарелыми. В году Николаевской сестринской общине села Никольское был дан статус монастыря, а в году и сама Васильевская обитель была зарегистрирована как мужской монастырь.

В обители введен общежительный устав, совершаются ежедневные богослужения. Читается неусыпаемая Псалтирь. В монастыре действуют пекарня, библиотека, медицинская амбулатория для насельников, мастерские (столярная, резьбы по дереву, золотошвейная, швейная, иконописная, по изготовлению мебели).

Где остановиться

По благословению основателя обители схиархим.Зосимы, паломники могут бесплатно проживать в монастыре три дня, питаться в паломнической трапезной, посещать богослужения, исполнять посильные послушания. Для поселения в паломническую гостиницу необходимо иметь при себе документ удостоверяющий личность (желательно паспорт). Желающие остаться в обители долее трех дней должны получить на это благословение наместника или игумении и обязательно определиться на послушание.

Трапезная для паломников открыта с 7-00 до 14-00 и с 17-00 до 23-00.

Приезжающим в обитель следует подчиняться установленным правилам и иметь надлежащий внешний вид: женщинам обязательно покрывать голову и надевать юбку ниже колен, руки также должны быть закрыты. К мужчинам просьба не курить на территории обители и не ходить в шортах.

Фото и описание

Монастырь Николая Чудотворца находится в стороне от дороги, между рекой Трубеж и Ярославской трассой. Возле него стоит Смоленско-Корнилиевский храм, оставшийся от Борисоглебского монастыря.

Никольский монастырь как мужская обитель был образован примерно в 1350 году преподобным Димитрием Прилуцким. В 1382 году во время нашествия татарских полчищ во главе с ханом Тохтамышом монастырь был разорен, как и весь город. Восстановлен он был лишь в XV веке. Вплоть до Смутного времени обитель процветала, получая немалые пожертвования. Польско-литовская армия снова разорила ее, а в 1613 году сюда пришел старец Дионисий, кинувший силы на ее возрождение.

В конце XVII столетия в монастырь был доставлен Корсунский крест, ставший главной ее святыней (в наши дни находится на хранении в местном историческом музее).

В 1704 году в Никольский монастырь прибыл будущий архимандрит Питирим, который при поддержке Петра Великого начал борьбу с раскольниками (вплоть до 1738 года). При Питириме был построен ныне снесенный и воссозданный в новом виде Никольский соборный храм, заложенный еще в 1680 году при его предшественнике Варлааме, собравшем немалые средства на возведение новой высокой шатровой колокольни.

В XVIII веке обитель полностью заново обстраивается каменными зданиями. Долго возводился главный Никольский храм (1680-1721 годы) – высокий пятиглавый собор с тремя далеко поставленными апсидами и широкими окнами. В 1693 году появилась соборная шатровая колокольня. Обе эти постройки не сохранились: в 1923 году монастырь был упразднен, а главный собор и колокольня – уничтожены. Долгое время здесь находилась животноводческая база.

После того, как монастырь был передан верующим, на старом фундаменте был построен новый Никольский собор, нисколько не похожий на прежний и не добивающийся этого, но ставший одним из главных ориентиров города. На смену прежней колокольне пришла массивная трехпролетная звонница. Храм и звонница были построены в новом стиле по плану архитектора Ижикова не потому, что от старых построек не сохранилось чертежей, а из соображений придания обители «более классических форм», поскольку прежний собор был возведен в барочном стиле, не характерном для России.

Весьма интересно одно немаловажное событие в судьбе монастыря. Он был основан как мужская обитель, но, по мнению переславского гражданина А

Варенцова, в 1899 году превратился в женский монастырь, по причине того, что количество братьев к концу XIX столетия сократилось до нескольких человек, и монастырь вовсе пришел в запустение. Немногочисленная женская община во главе с игуменьей Антонией восстановила прежние здания и построила новые. Сейчас здесь тоже располагается женская обитель.

Из старых церквей в монастыре сохранилось два: Петропавловская надвратная церковь и Благовещенская церковь с трапезной.

Петропавловская надвратная церковь была построена на средства, пожертвованные московскими купцами братьями Холщевниковыми в 1750-х годах в стиле барокко, со временем, вероятно, утратила некоторые детали своего декора, но в остальном сохранилась в первозданном виде. Статность и устремленность вверх храму придает вытянутый кверху купол, завершенный нешироким высоким барабаном с маленькой золоченой главкой. В куполе с четырех сторон имеются довольно крупные оконца-люкарны, похожие по оформлению и размеру на окна четверика, на котором держится купол.

Благовещенский храм с невысокой трапезной был построен вместо сгоревшей Казанской церкви в 1748 году также в стиле барокко. Он был возведен на пожертвования московских граждан Щелягиных. Его крыша, как и купол церкви Петра и Павла, вытянута кверху и украшена высоким узким барабаном, увенчанным маленькой главкой. По углам четверика установлены барабаны чуть меньшего размера, с точно такими же главками.

Монастырь окружен невысокой кирпичной оградой (1761 год) с декоративными башенками, некоторые из которых уже отреставрированы.

Фото и описание

Псково-Печерский монастырь – редкостный памятник 16 века, сочетающий в себе традиции оборонно-крепостной и храмовой архитектуры. Особенно интересным олицетворением двух данных традиций в ансамбле данного монастыря считается комплекс, объединивший в себе Никольскую церковь и Никольскую башню.

Церковь Николы, построенная в 1564 году, примечательна по своему назначению: оберегая внутренние ворота, она является единым целым с Никольской башней. Никольская церковь и Никольская башня имеют единую кровлю, но построены они в разное время. Первым был сооружен храм. Перед Никольской церковью преклоняли колени стрельцы, посланные для защиты крепости. Под каменным крыльцом церкви хранилось оружие, предназначенное для обороны храма. А внутри было установлено изображение Николая Чудотворца, выполненное из дерева, во весь рост, с митрой на голове, в правой руке у него – меч, а в левой он держит одноглавую церковь.

Церковь сооружена из камня в качестве надвратной. Данный архитектурный тип редок для Пскова (вообще псковичи предпочитали устанавливать церковь рядом с воротами). Считается, что зодчий Павел Заболотский, «свершивший» этот храм, является участником строительства всей крепости. Над строительством Никольской церкви трудились и псковичи, и изборяне, и стрельцы из проходивших здесь полков. Сооружали из традиционной в данных местах известняковой плиты.

Церковь возведена «на горе», недалеко от главных ворот, которые по традиции названы Святыми. Ворота под церковью Николы продолжительное время служили основным въездом в монастырь. По легенде, за данными вратами настоятель монастыря Корнилий принял мучительную смерть от меча Ивана Грозного, заподозрившего Корнилия в измене. С тех самых пор мощеная камнем дорога, начинающаяся за Никольскими воротами, прозвана «кровавым путем».

Никольский храм – бесстолпный, одноапсидный, одноглавый. Глава покрыта белым железом. Крест – железный, под крестом позолочено яблоко. К боковому фасаду храма присоединяется подковообразная башня. Церковь обладает притвором. Живописное крыльцо с лестницей ведет в храм. Представляет немалый интерес двухпролетная звонница, которая в 1581 году была пристроена к церкви.

Апсида и барабан отмечены традиционным псковским декором. Боковой фасад храма, обращенный к монастырю, на три части разбит лопатками. Начинаются лопатки над проездом, выделяя основную часть, размещенную над подклетом, и завершаются на одинаковом уровне, ниже кровли. Пара полукруглых ниш скомпонована с верхней частью стены.

На колокольне имеется пять колоколов, разной величины; два из которых без всякой надписи. Как гласит древняя монастырская летопись, в 1581 году они были отбиты монастырскими людьми от войск польского короля Стефана Батория. Два не очень больших колокола принесены сюда от Дмитриевской церкви, которая была упразднена, а пятый, средний, отлит в монастыре летом 1601 года.

В церкви имеются расписной иконостас, икона с живописанием монастыря, исполненная в конце XVII века, резная икона Николы Можайского. Не так давно специалисты музея-заповедника г. Пскова определили истинную дату росписи иконостаса Никольской церкви. Иконостас был расписан тремя иконописцами в 1686-1688 годах.

История

Сергием Радонежским

В 1382 году татарский хан Тохтамыш разорил город и монастырь. Через 50 лет он был восстановлен, но потом снова разграблен татарами эмира Эдигея. В Смуту (в 1609 году) его снова разграбили, теперь уже поляки и литовцы.

В 1613 году старец Дионисий пришёл на пепелище и начал работу по возрождению обители. На протяжении всего XVII века шла стройка: сюда привезли Корсунский крест, который на протяжении долгого времени был главной святыней обители, чудотворную икону Святителя Николая, отстроили монастырское общежитие, трапезную. Долгостроем стал главный храм монастыря – собор Николая Угодника. Его полностью отстроили к 1721 году. Это большой пятиглавый собор, с широкими окнами и выступающими аспидами. К храму примыкает колокольня, выполненная в шатровом стиле.

В 1896 году обитель пришла в упадок, а в 1898 году по решению Святейшего Синода он был реконструирован в женскую обитель. Монахини на протяжении 10 лет усердно трудились, дабы возродить монастырь к жизни.

В 1903 году в обитель привезли икону преподобного Серафима Саровского, которая также стала чтимой реликвией монастыря.

Монастырь действовал до 1923 года. Советская власть не только приняла решение закрыть обитель, но и взорвала главный храм с колокольней.

В 90 ых годах XX века обитель была возвращена верующим. К тому моменту сохранилось всего два аутентичных храма. Члены православной общины Переславля-Залесского заново отстроили Никольский собор, где сейчас и находится Корсунский крест. Главный престол храма посвящён Николаю Чудотворцу, два боковых Димитрий Прилуцкий и мученику Виктора (покровителю главного архитектора и строителя собора Виктора Ивановича Тырышкина).

Список источников

  • www.votpusk.ru
  • azbyka.ru
  • putidorogi-nn.ru
  • pravoslavie.guru
  • anashina.com
  • drevo-info.ru
  • uspenie-ladoga.ru
Оцените статью
Добавить комментарий