Культурный гид по оренбургу

Население

Численность населения
19461956195919671970197319751976197919821985
125 3774 16 334 38 000 48 641 57 000 66 000 →66 000 73 402 83 000 94 000
19861987198919901991199219931994199519961997
95 000 96 000 100 178 101 000 104 000 105 000 106 000 107 000 108 000 109 000 110 000
19981999200020012002200320042005200620072008
→110 000 108 500 108 300 107 800 105 706 105 700 105 500 105 300 105 400 →105 400 105 500
200920102011201220132014201520162017
105 528 104 739 104 682 105 421 106 023 107 319 109 365 111 360 113 639

На 1 января 2018 года по численности населения город находился на 148 месте из 1113городов Российской Федерации.

В Обнинске проживает 11.23 % населения области. Это второй по величине город в Калужской области после Калуги.

Численность экономически активного населения — 59,05 тыс. человек.

На предприятиях и организациях города занято 49,6 тыс. человек (без учёта предпринимателей без образования юридического лица), в том числе в материальном производстве — 37,9 % занятых, в непроизводственной сфере — 62,1 %.

В городе Обнинске на 1 января 2005 года зарегистрировано 6690 юридических лиц и 9672 — ПБОЮЛ.
Уровень безработицы (отношение количества граждан, имеющих официальный статус безработного к экономически активному населению) достаточно низкий и составляет 0,85 %. На 01.01. 2005 г. официальный статус безработного имели 501 человек. Нагрузка безработных, официально имеющих этот статус, на одну заявленную вакансию составила 0,9 человека.

Город обладает высоким научно-техническим потенциалом (12 отраслевых НИИ плюс университет).
Обнинск первым в России получил официальный статус города-наукограда.

Фото и описание

Музей истории Обнинска был основан в 1965 г. на общественных началах. В 1992 г. он переехал в специально построенное для него здание. Именно с этого момента начался новый этап в его жизни: была расширена экспозиция, у музея появился выставочный зал.

В музейную коллекцию входит порядка 50 тысяч экспонатов. Открывают экспозицию залы, посвященные истории этих мест. В залах музея представлены: оружие из камня, кости, дерева, орудия труда, глиняная посуда, культовые предметы, которые были найдены в ходе археологических раскопок рядом с Обнинском. Археологический раздел экспозиции рассказывает о периоде с 5 тысячелетия до н.э. до 5 века н.э.

Посетители музея также могут познакомиться с бытом и основными занятиями, народным крестьянским костюмом жителей окрестных деревень и сел. Здесь можно увидеть сельскохозяйственные орудия труда, которые были собраны у жителей окрестных мест, ткацкий станок, мотальное колесо, весы-безмены для продажи, гребень для набивания ткацкой основы.

Реконструированное убранство крестьянской избы позволяет посетителям погрузиться в «русский деревенский быт», оценить поэтичность и красоту калужского народного костюма.

В экспозиции также представлены религиозные культовые предметы, редкая икона святого Митрофания, облачение священника из церкви Бориса и Глеба, учебники, чернильный прибор, звонок из церковно-приходской школы.

Один из музейных залов посвящен истории имений Белкино, Бугры, Турлики.

В музее также рассказывается об истории создания и развитии летней трудовой колонии «Бодрая жизнь», которая была создана в 1911 г. на территории сегодняшнего Обнинска для детей из бедных семей рабочих Москвы. Колонию основали известные педагоги С.Т. и В.Н. Шацкие. В экспозиции представлено много фотографий, документов, рукописных журналов, рассказывающих о жизни воспитанников школы. Здесь также можно увидеть работы учеников изостудии школы Шацкого, которые занимались у талантливых педагогов Д.И. Архангельского и А.В. Гаврилова, рисунки художника Пластова А.А., который не раз приезжавшего в школу.

Обнинский музей истории имеет богатую коллекцию живописных и графических произведений обнинцев и гостей города. В коллекцию стекла, керамики и фарфора вошли предметы, датированные 15-20 вв, выполненные в различных техниках и стилях. Нумизматическая коллекция представлена западноевропейскими, русскими, восточными монетами 16-21 вв., западноевропейскими, русскими и советскими наградными памятными жетонами и медалями 18-20 вв., а также бумажными банкнотами (русскими и советскими).

Отдельный раздел в музее посвящен теме Великой Отечественной войны. Он открывается портретами воспитанников школы Шацкого С.Т., которые участвовали в войне. Здесь представлено пять акварелей, которые были найден немецким офицером у погибшего советского солдата после боя. Принадлежали акварели Ивану Довженко – лучшему ученику школы Шацкого, погибшему еще в начале войны

В экспозиции можно познакомиться с материалами об обнинцах-фронтовиках, участниках подполья, тружениках тыла.  Особенное внимание посетителей привлекает реконструированный интерьер избы военных времен

В большом зале музея развернута экспозиция «Обнинск – город науки». По периметру зала можно познакомиться с материалами по истории научно-исследовательских институтов Обнинска. Экспозиция открывается разделом о Первой в мире АЭС. Экспонаты стоят на подиуме, который оформленн в виде крышки реактора. Интерес представляет интерьер комнаты молодого специалиста с воссозданной обстановкой 1950-х гг. Посетители могут увидеть подлинные предметы, которые были переданы в музей обнинцами – телевизор КВН, арифмометр, спортивные принадлежности, предметы быта, одежда. В витринах-кассетах представлены материалы об известных учёных, которые работали в Обнинске: А.К. Красине, Д.И. Блохинцеве, В.Н. Глазанове, А.И. Лейпунском, Е.К. Г.А. Зедгенидзе, Фёдорове, Н.В. Лучнике, Н.А. Корнееве Н.В. Тимофееве-Ресовском и других. Представлены макеты, редкие фотографии, образцы разработок, документы и личные вещи ученых.

Важнейшие работы из собрания живописи и графики

Файл:The main entrance of Obninsk’s museum.jpg Главный вход

  • Свв. Борис и Глеб. Икона из храма в с. Белкино. 2-я пол. XVIII – нач. XIX вв.
  • Спас Вседержитель. Икона. Конец XIX в.
  • И. И. Иванов. Свт. Мирофан Воронежский в житии. Икона. 1853 г.
  • Орест Кипренский. Портрет П. Д. Бутурлина. Литография, 1818.
  • Неизвестный художник. Портрет П. Д. Бутурлина. Бум., акв. Начало 1820-х гг. С портрета И. Н. Эндера.
  • Неизвестный художник. Портрет А. А. Бутурлиной. Бум., акв. После 1829 г.
  • Неизвестный художник. Портрет Е. Д. Бутурлиной. Бум., акв. Начало 1820-х гг.
  • Пётр Н. Обнинский. Портрет Н. А. Обнинского. Бум., кар. Конец 1850-х гг.
  • Пётр Н. Обнинский. П. Н. Обнинский – мировой судья. Автопортрет. Бум., кар. Ок. 1865 г.
  • Пётр Н. Обнинский. Свидетель. Бум., кар. 1872 г.
  • Лидия Обнинская. Женщина с зонтом. Х., м. Конец XIX в.
  • Лидия Обнинская. Тарелочки. Роспись по фарфору. Нач. XX в.
  • Пётр Кончаловский. Дом в Белкино. Х. м. 1907 г.
  • Виктор Обнинский. Венеция. Офорт. Конец XIX в.
  • Виктор Обнинский. Одиночная камера № 84 московской тюрьмы «Каменщики». Б., кар. 1908 г.
  • Николай Кочетов. Сосновая аллея в Буграх. Пастель. Конец XIX в.
  • Валентин Серов. Анна Петровна Трояновская. Б., кар. 1905 г.
  • Анна Трояновская. Букет. Х., м. 1946 г.
  • Роберт Фальк. Домик в Пяткино. Х., м.
  • Георгий Верейский. Портрет лётчика А. Б. Юмашева. Литография. Ок. 1935 г.
  • Андрей Юмашев. Портрет Анны Ивановны Трояновской. Х., м. 1940-е гг.
  • Андрей Юмашев. Зарисовка к портрету А. И. Трояновской. Б., кар. 1940-е гг.
  • Анна Трояновская. Портрет неизвестной. Б., пастель, кар. 1940-е гг.
  • Святослав Рихтер. Осенний пейзаж. Пастель. Конец 1950-х гг.
  • Святослав Рихтер. Решётка летнего сада. Пастель. Конец 1950-х гг.
  • Анна Трояновская. Кара-Даг. Б., акв. Конец 1960-х гг.
  • Анна Трояновская. Коктебель. Б., акв. Конец 1960-х гг.
  • Пётр Кончаловский. Первый эскиз к портрету С. С. Прокофьева. Б., кар. 1934 г.
  • Пётр Кончаловский. Сосновая аллея. Х., м. 1953 г.
  • Пётр Кончаловский. Весенняя лужайка. Х., м. 1936 г.
  • Пётр Кончаловский. На полдни. Х., м. 1946 г.
  • Пётр Кончаловский. Сирень в корзине. Х., м. 1948 г.
  • Михаил Кончаловский. Дом доктора Николаева в Малоярославце. Акварель. 1951 г.
  • Михаил Кончаловский. Река Протва. Х., м. 1956 г.
  • Пётр В. Обнинский. Проект дипломной работы «Пирамидальная крыша на Чартрес Соборе. Б., кар. 1926 г.
  • Пётр В. Обнинский. Вилла Обнинских «Happy Hill». Б., кар. 1940-е гг.
  • Пётр В. Обнинский. Морской берег Калифорнии. Бум., пастель. 1974 г.
  • Николай Громадский. Портрет Алексея Григорьева. Х., м. До 1966 г.
  • В. А. Иванов. Колокольня с. Подкопаева. Б., акварель. 1953 г.
  • Василий Трушкин. Церковь Бориса и Глеба. Из серии «Усадьба Белкино». Фанера, масло. 1987 г.
  • В. И. Мелехов. Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Х., м. 1980, 2002.
  • Е. А. Чернявская. Никольский монастырь. Голубые ворота. Бумага, акварель. 1962 г.

Мемориальный музей-гауптвахта Тараса Шевченко

Рекомендовать место

28

5

Мемориальный музей-гауптвахта был открыт в год празднования 175-летнего юбилея Тараса Шевченко — в 1989 году. Здание, в котором расположился музей, было построено в 1843 году для нужд канцелярии одного инженерного подразделения. Именно здесь в апреле 1851 года находился под арестом знаменитый поэт и художник, арестованный за участие в тайной организации, вошедшей в историю как Кирилло-Мефодиевское братство.

Экспозиция музея реконструирует типичную обстановку гауптвахты ХIХ века — маленькая камера арестованного, караульное помещение. На окнах массивные кованые решетки, которые изображены на одном из рисунков Шевченко. У входа в гауптвахту с главной улицы стоит казак в амуниции той эпохи — весьма реалистичный манекен. Материалы, представленные вниманию посетителей в главном экспозиционном зале, подробно отражают различные этапы непростой судьбы Тараса Шевченко. В музее экспонируются документы о пребывании Шевченко в Орске, Аральской экспедиции, Оренбурге, а также о семи годах пребывания на полуострове Мангышлак.

Под арестом на гауптвахте Тарас Шевченко оказался из-за нарушения императорского запрета — государь Николай I запретил ссыльному поэту писать и даже рисовать, однако вдохновившись участием в научной экспедиции, Шевченко проигнорировал это указание и создал несколько портретов жителей Оренбурга.

Фото и описание

На обрывистом берегу, рядом с набережной Оренбурга стоит необычный памятник архитектуры, похожий на средневековую крепость. Здание, построенное в 1856 году из глазурного кирпича (имеющего много оттенков), предназначалось для архива генерал-губернатора, но использовалось долгое время как гауптвахта. Автором проекта крепости в стиле романтической псевдоготики считается архитектор-самоучка, крепостной крестьянин – И.П. Скалочкин.

Относительно небольшое здание с декоративной башней и разными по высоте частями постройки просто приковывает взгляд. На башне гауптвахты установлены часы, позаимствованные в те времена у Гостиного двора и реконструированные в 1980-х годах с добавлением колокольного боя. Живописное сочетание готических деталей (зубцы на башне и аттике, стрельчатые арки и оконные проёмы), классических кронштейнов в виде сандриков и цветовой контраст (красный кирпич и белое обрамление) в совокупности с местоположением самого строения делает здание одним из прекраснейших достопримечательностей Оренбурга.

В 1851 году был арестован и помещён в гауптвахту художник и поэт Т.Г. Шевченко. По неписаным законом того времени, после отбытия «установленного командиром срока» каждый нарушитель дисциплины расписывался на внешней стене здания и до недавнего времени историю всех «постояльцев» можно было узнать на фасаде самого здания.

В наше время в одном из старейших здании Оренбурга расположился Музей истории, открытый в 1983 году. Основные экспозиции посвящены основанию города, крестьянской войне во главе с Е.Пугачёвым, пребыванием Пушкина в Оренбургском уезде, этнографии, археологии и архитектуре города.

Транспорт


Вход на станцию Обнинское со стороны города


Маршрутные такси на автобусной остановке «Вокзал»

Обнинск расположен на пересечении федеральных автомагистралей Москва — Киев (М3) и Москва — Рославль — Брест (А101). В 5 км от города проходит линия Московского большого кольца (A-108), связывающего основные дороги центра России. Это обеспечивает возможность прямого выезда на трассы Москва — Минск — Брест (М1, 45 км), Москва — Симферополь (М2, 40 км), Москва — Ростов-на-Дону (М4М-4, 70 км).

Обнинск находится на железнодорожной линии Москва — Калуга — Брянск — Киев (примерно в 102 км от Киевского вокзала в Москве) и имеет свою пассажирскую и товарно-грузовую станцию с разветвлённой сетью служебно-маневровых путей.

Обнинск находится вблизи основных аэропортов центральной части России: Внуково (70 км),

Символы города

Герб (1988)Символ города Обнинска (2005)

Проект герба (2003), полный вариант

Герб города Обнинска (2003 г.): в лазуревом поле лавровый венок, окружающий символ атома. В нижней части щита три серебряных волнистых линии. Они символизируют реку Протву, а также Центр по подготовке экипажей атомного подводного флота. Атом символизирует первую в мире Атомную электростанцию, построенную в Обнинске. Гордость жителей города выражает и лавровый венок — символ славы, величия, первенства. Герб увенчан ступенчатой короной, щит окружён пальмовыми ветвями, в которые вплетены структуры молекулы ДНК, венок перевязан Александровской лентой.

Тем не менее, на конец 2008 года Геральдической палатой утверждён только упрощённый вариант герба, то есть, только щит и содержащиеся на нём волны, атом и лавровый венок. Этот вариант и является официальным символом города.

Научно-производственные предприятия и центры города

  • Физико-энергетический институт
  • Государственный научный центр «Технология»
  • Всероссийский научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации
  • Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной метеорологии
  • Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной радиологии и агроэкологии
  • Научно-производственное объединение «Тайфун»
  • Геофизическая служба Российской академии наук
  • Медицинский радиологический научный центр
  • Научно-исследовательский физико-химический институт имени Л. Я. Карпова
  • Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии

Здание

Здание музея и памятник А. С. Пушкину перед ним

Вид на здание музея со стороны центра города (северный фасад)

Л. В. Попов. «Городской пейзаж» (изображение отзеркалено)

Памятник Пушкину

Главное здание Музея истории города Оренбурга находится в границах исторического района Беловка, на высоком берегу реки Урал. Оно было построено в середине XIX века и на сегодняшний день является памятником градостроительства и архитектуры федерального значения.

В 1853 году, во время своего второго губернаторства в Оренбурге, генерал-губернатор Оренбургской губернии В. А. Перовский обратился в министерство внутренних дел с просьбой о строительстве новой кладовой для Оренбургского казначейства. Было решено возвести каменную кладовую с унтер-офицерской гауптвахтой, на средства, собранные с горожан по особому сбору «на устройство присутственных мест и тюрем». Подряд на строительство выполнил крепостной архитектор-самоучка Иван Петрович Скалочкин, родом из деревни Вахрушово Ярославского уезда Ярославской губернии, имения графов Кутайсовых.

В 1856 году, через 3 года после начала хлопот о строительстве здания, оно было завершено. Казначейская кладовая построена в оригинальном стиле псевдоготики (неоготики) и напоминает небольшую средневековую крепость. В плане здание представляет собой букву «Г». Два его крыла, с плоской крышей, обращённые на запад и на север, соединены восьмигранной башней с двойными узкими окнами-бойницами. Башня разделена горизонтальными поясами на четыре яруса и наверху увенчана крепостными зубцами. Имеет проёмы-звонницы с колоколами на перекладинах. Она завершает перспективу одной из центральных улиц старой части Оренбурга — Дмитриевского (бывшего Атаманского) переулка.

Главный вход в здание расположен на западном фасаде и решён в виде массивного трёхгранного ризалита с зубцами над белокаменным карнизом. Вход и окна по бокам от него имеют стрельчатые арки, с оконным членением, характерным для готического стиля, с рельефно выделенными белыми бровками, снабжёнными гирьками. Цветным кирпичом над входом выложена дата — «1856.». Первый этаж имеет преимущественно двойные оконные проёмы, с белокаменным простенками, под белокаменными горизонтальными перемычками, имеющими «ушки», оформлен выступающими пилонами. Второй этаж северного фасада — вновь готические стрельчатые окна с бровками и гирьками. Северный фасад оформлен угловыми башенками, центральный ризалит также имеет зубцы.

Цветовое решение здания построено на контрасте белокаменных элементов (цоколя, крылец, междуэтажных карнизов, подоконных карнизов с камешками, оконных простенков, перемычек, бровок) и красного лицевого кирпича, со светло-коричневыми и розовыми оттенками. Тычки (торцы) и ложки (стороны) кирпичей покрыты глазурью. Внутренние помещения имеют анфиладную планировку. Тип перекрытия — коробовые своды, с распалубками. К особо выдающимся элементам интерьера следует отнести лестницу с литыми стойками и кованой решёткой и полы части второго этажа из светло-жёлтого и коричневого цвета с меандром по бордюру.

На башне здания были установлены часы «таможенного ведомства», ранее помещавшиеся на Гостином дворе Оренбурга. С 1857 года решением генерал-губернатора А. А. Катенина строение было отдано под гауптвахту. В западной его части разместилась караульная служба, в северном крыле были камеры для заключённых. Здание гауптвахты, как считается, было изображено на одном из полотен оренбургского художника Лукиана Попова — «Городской пейзаж» (ныне находится в собрании Оренбургского областного музея изобразительных искусств). На переднем плане картины — каменная площадка Преображенского собора (не сохранился до наших дней), а вдалеке, за неприглядным забором из почерневших досок, видна верхняя часть гауптвахты.

Относительно неизменным внешний вид гауптвахты оставался до начала 1930-х годов, когда в 1931 году часы-куранты с его башни были демонтированы и перевезены в Самару, в только что построенный Дом Красной армии Приволжского военного округа. В 1970-х годах перед главным входом в здание был устроен палисадник с подпорными стенами из плит ракушечника и импровизированной оградой в виде металлических шаров с цепями. В 1977 году в палисаднике был установлен памятник А. С. Пушкину авторства скульптора В. Степаняна. По своему прямому назначению здание гауптвахты использовалось в эпоху Российской империи и во времена СССР до конца 1970-х годов.

Музей-квартира Гагариных

Рекомендовать место

24

4

Мемориальный музей-квартира Гагариных расположен в здании бывшего купеческого особняка, где в небольшой двухкомнатной квартире несколько лет проживала молодая семья первого космонавта планеты. Первоначально здесь проживала семья будущей супруги Гагарина, здесь же в 1957 году состоялась свадьба Юрия и Валентины. После полета Гагарина в космос семья его супруги получила новую квартиру, а в старом доме была размещена школа-интернат, сотрудники и воспитанники которой создали в бывшей квартире Горячевых школьный музей, посвященный семье Ю.А. Гагарина.

Работа по сбору экспонатов для музея началась в 1966 году, а официальное открытие музея состоялось в День космонавтики — 12 апреля 1971 года, в десятую годовщину первого полета Гагарина в космос. Из-за ветхости здания вскоре интернат пришлось закрыть, а экспонаты школьного музея отправить на хранение в краеведческий музей. Вторая жизнь музея началась лишь в 2001 году, когда отмечался очередной юбилей первого полета человека в космическое пространство.

Экспозиция мемориального музея Гагариных воссоздает атмосферу квартиры середины ХХ века. Среди экспонатов — подлинные предметы, мебель, вышитые руками Валентины Ивановны шторы, семейные фотографии. Есть здесь и некоторые предметы, которые были привезены из Звездного городка: сувениры, одежда космонавтов и многое другое. Часть вещей в 2001 году музею передала супруга Юрия Гагарина.

Координаты: 51.76204700,55.08855000

Оренбургский областной краеведческий музей

Рекомендовать место

31

3

Оренбургский историко-краеведческий музей был основан в 1830 году, и стал первым музеем Оренбургского края и одним из первых музеев России. За свою долгую историю музей пережил немало драматических моментов – многочисленные переезды из здания в здание, мародерство в годы гражданской войны, передача девяноста процентов музейной коллекции Казахстану.

С 1946 года и до сегодняшнего дня музей располагается в бывшем особняке оренбургского купца Еникунцева. Здание, построенное архитектором Гопиусом, в традициях позднего классицизма, является памятником архитектуры XIX века.

Выставочные залы музея предоставляют посетителям возможность познакомиться с историей основания и развития Оренбургского края, его природой и культурой. Среди наиболее интересных экспонатов экспозиции — подлинная посмертная маска Пушкина, пушка войска Емельяна Пугачева, жалованным оренбургским казакам сабли российских императриц.

Жемчужиной коллекции музея является выставка «Сокровища сарматских царей», содержащая уникальные артефакты сарматской культуры, найденные при раскопках знаменитых Филипповских курганов.

Музей-квартира семьи Ростроповичей

Рекомендовать место

16

4

Музей-квартира семьи Ростроповичей расположен в доме, в котором в период с 1941 по 1943 год проживала семья знаменитого музыканта во время эвакуации. Этот дом принадлежал близкой подруге матери Мстислава Ростроповича, крёстной ее детей. Выпускница Сорбонны Елена Адольфовна Лонткевич преподавала иностранные языки и славилась как личность яркая, незаурядная, творческая. В музыкальной жизни Оренбурга она старалась принимать самое активное участие.

Судьба семьи Ростроповичей тесно связана с домом Е.А. Лонткевич. Именно здесь познакомились друг с другом родители маэстро, а в 1922 году Оренбурге они поженились. С началом Великой Отечественной войны семья Ростроповичей вместе с детьми приехала в Оренбург в эвакуацию и поселилась в двух комнатах в доме крёстной. Теперь здесь расположился мемориальный музей. К сожалению, подлинных вещей в экспозиции вы не найдете, но обстановка и интерьер тех лет воссозданы с точностью.

На массивном письменном столе посетители видят книгу Чарльза Диккенса, которая была подарена юному Славе Ростроповичу известным композитором Михаилом Чулаки. Он также находился в Оренбурге в эвакуации и обучал начинающего музыканта основам композиции. Повсюду развешены фотографии родственников Ростроповича. Экспозиция музея подробно знакомит посетителей с оренбургским периодом жизни выдающегося музыканта, исторические корни и судьба которого тесно связаны с Оренбуржьем.

Экспозиция

Погрудный вариант портрета Екатерины II авторства И. Б. Лампи. Его копия (с некоторыми отличиями) представлена в музее

Выставочная площадь музея составляет 1225 м², площадь фондохранилищ — 150 м², площадь зелёных насаждений, находящихся в ведении музея — 0,4 га. Фонды насчитывают 8,7 тыс. единиц хранения. В составе основного музейного фонда, в частности, находятся предметы башкирской, казахской, мордовской национальной одежды, личные вещи и фотографии поэта Ю. С. Энтина, оперной певицы Л. П. Филатовой, актёра В. А. Борцова, фотографии Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации и многое другое.

По состоянию на 2018 год в главном здании Музея истории Оренбурга представлены следующие постоянные экспозиции:

  • Экспозиция в фойе музея. Центральное место занимает картина «Оренбург в трёх веках», созданная оренбургскими художниками А. А. Власенко и В. М. Ерёменко в период реконструкции здания гауптвахты под музейные нужды. Разделённое на три части полотно, созданное в том числе с использованием видов города XIX века авторства Б. Ф. Залесского и А. Ф. Чернышёва, старых гравюр и рисунков, рассказывает об истории Оренбурга в XVIII, XIX и XX веках. Также здесь находится один из ценнейших экспонатов музея — копия прижизненного портрета Екатерины II (погрудный вариант) И. Б. Лампи (Старшего), подаренная городу в 1998 году, к 255-летию со дня основания Оренбурга, художником И. С. Глазуновым.
  • История основания Оренбурга. Главным элементом экспозиции является макет Оренбургской крепости середины — второй половины XVIII века. Воссоздан облик типичной лавки купца из Средней Азии того периода (представлены товары — одежда, посуда, предметы быта, а также старинные монеты). В числе экспонатов — бронзовая пушка 1703 года, фрагмент первого городского водопровода, фрагменты триумфальных Елизаветинских ворот, гравюры, документы и предметы XVIII века, рассказывающие в том числе и о таких государственных деятелях как И. К. Кириллов, И. И. Неплюев, П. И. Рычков, В. Н. Татищев.

Диорама «Штурм Оренбурга Пугачёвым»

Крестьянская война 1773—1775 годов под предводительством Е. И. Пугачёва. Главными экспонатами этого зала являются диорама «Штурм повстанческой армией Е. И. Пугачёва города-крепости Оренбурга», карта Крестьянской войны, ядра и сигнальная пушка этого периода, копия клетки, в которой некоторое время содержался пойманный Пугачёв. Экспозицию дополнили переданные в музей предметы реквизита снимавшегося в 1998—1999 годах в Оренбургской области исторического фильма «Русский бунт» по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» о событиях пугачёвского восстания: пушечные лафеты и повстанческие знамёна.

Оригинал бюста А. С. Пушкина работы И. П. Витали в собрании Государственного Русского музея

  • А. С. Пушкин и Оренбург. Экспозиция посвящена пребыванию Пушкина в Оренбурге 18-20 сентября 1833 года и его путешествию по Оренбургской губернии, в сопровождении В. И. Даля, в целях сбора сведений о восстании Пугачёва, прежде всего — рассказов очевидцев, для «Истории Пугачёва» и написанной позднее «Капитанской дочки». Зал украшен полотнами оренбургского художника Н. Ерышева «А. С. Пушкин и В. И. Даль на берегу Урала», «Беседа А. С. Пушкина с казачкой Бунтовой в Бердской слободе», представлена часть интерьера дворянской гостиной первой половины XIX века. Наиболее интересный экспонат — бюст Пушкина каслинского чугунного литья, отлитый в 1899 году на Каслинском литейном заводе по мраморному бюсту работы И. П. Витали, выполненному при участии П. В. Нащокина уже после смерти Александра Сергеевича.
  • Интерьер комнаты жителя Оренбурга конца XIX — начала XX века. Основу экспозиции составил интерьер, переданный в музей наследниками оренбургского конезаводчика Иванова, которые включает в себя: польский буфет в стиле модерн, австрийское пианино в стиле рококо, кресла рококо фирмы «Гамбс», венские стулья фирмы братьев Тонет, стол и комод местного изготовления. В коллекции посуды представлены фарфор «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», серебряные столовые предметы, фаянс в псевдорусском стиле, стекло с заводов промышленников Мальцовых. Выставлены предметы гардероба данной эпохи (ажурный женский жакет ручной работы, корсет, мужские манишки, шёлковые носовые платки, обувь и т.д.).
  • Судьба мимолётного стиля. Русский модерн в Оренбурге. Воссозданы интерьеры спальни и кабинета рубежа XIX—XX веков, составленные из предметов мебели и быта в стиле модерн и демонстрирующие особенности его проявления в русской провинции в указанный исторический период.

Список источников

  • wiki.sc
  • www.votpusk.ru
  • wiki.bio
  • o-ili-v.ru
  • www.openarium.ru
Оцените статью
Добавить комментарий