Монастырь феодора стратилата

Возрождение обители

Этот храм является значительным православным памятником в Крыму. Необыкновенное строение разместилось в обширном естественном гроте, площадь которого составляет 150 м². До наших дней дошли только следы прошлого величия этого архитектурного монумента. В древние времена пещерные комнаты закрывались каменными кладками, служившими защитой монахов от непогоды и вторжения разбойников, которые слонялись в здешних окрестностях ради наживы.

Храм в пещерном монастыре Челтер-Коба

Чтобы пробраться в монастырь Челтер-Коба, необходимо миновать заросли кизила и пройти вверх по ущелью, которое создает неоднозначное ощущение. Некоторые считают этот проход мрачным и пугающим, но благочестивые паломники в этом месте успокаиваются в душевном равновесии и обретают возвышенное состояние ума.

  • Пещера обладает скругленной формацией и сужается на восточную и западную сторону.
  • Чтобы соорудить алтарь, строители вырубили здесь прямоугольную нишу, в стенах которой образовали специальные проемы.
  • Небольшая преграда отделяла апсиду (нижний выступ) от основания храма.
  • В северо-восточной части можно увидеть следы давно разрушенной купели.
  • Вдоль противоположных стен, с севера и юга, стоят скамьи, а также сформированы усыпальницы. В полу вырублены четыре могилы, одна из которых отличается меньшим размером.
  • В храме есть трапезная и находятся постаменты с останками святых и иные религиозные реликвии.
  • Когда туристы проходят по краю обрыва, они видят следы келий и глубокий грот, который приводит путешественников к источнику с живительной водой. Паломники с большим благоговением приближаются к святыне, которая питала здешних иноков в древние времена.

Важно! Пережив непростую историю борьбы с османскими захватчиками, безбожных гонений и запустений, монастырь был восстановлен и великолепно украшен милостью Всевышнего. Здесь стали проходить богослужения, где прихожане погружаются в атмосферу искреннего смирения

В храм святого Феодора приходит большое число приверженцев религии, чтобы прикоснуться к святыням, искупаться в святых водах и вознести молитвенные песнопения Всемогущему Творцу

Здесь стали проходить богослужения, где прихожане погружаются в атмосферу искреннего смирения. В храм святого Феодора приходит большое число приверженцев религии, чтобы прикоснуться к святыням, искупаться в святых водах и вознести молитвенные песнопения Всемогущему Творцу.

  • В 2006 г. облагородили источник и отреставрировали купель, а через год монастырь полностью отгородили, установили двери и отопление.
  • В 2007 г. поставили звонницу, через несколько месяцев в монастыре прошло таинство Крещения.
  • В 2011 г. здесь совершили первый постриг в монахи за 5 столетий. В августе этого года рядом с храмом открылась воскресная школа, предназначенная для прихожан. В ноябре 2011 начинается постройка подворья.
  • В 2012 г. в монастыре Челтер-Коба установили благолепные иконостасы и Престол. Вскоре открылась уютная гостиница для паломников с ограниченным количеством мест. Поэтому перед поездкой следует позаботиться о ночлеге (палатка).
  • В 2012 г. обитель навестил правящий архиерей Лазарь, а в феврале 2013 на территории построили дом-общежитие для монахов. В этом же году в монастыре открылась собственная просфорня, где изготавливаются церковные блюда.

Сегодня строится подворье, способное принимать паломников и тех, кто пришел здесь трудиться.

История

Монастырь заложен в память и на месте битвы 1304 года между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского князя Михаила Ярославича; отмечает место победы русских над русскими, — трагического момента в истории России. Победа москвичей случилась 8 июня в день Фёдора Стратилата. Здесь был убит знаменитый боярин Акинф, родоначальник бояр Челядниных.

По рождению сына Фёдора в 1557 году царь Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

Феодоровский монастырь на дореволюционном фото Прокудина-Горского

До 1667 года был мужским.

В конце XIX века была основана Алексеевская пустынь, приписанная к монастырю.

К 1916 году число насельниц обители достигло 500 человек; монастырю принадлежали три пу́стыни, 4 церковноприходские школы.

До закрытия монастыря в 1923 году пастырское попечение над монашествующими и богомольцами осуществлял священник Николай Викторович Дунаев (расстрелян 27 ноября 1937 года).

В июне 1923 года монашеская община, существовавшая с 1918 года в форме сельскохозяйственной артели, была ликвидирована.

На территории размещались детская колония, дом престарелых, рабочие и служащие. Затем на длительный срок Фёдоровский монастырь передали военному ведомству. В странноприимном доме размещалась контора строительного треста.

Реставрация строений бывшего монастыря началась в 1967 году.

В 1998 году храмы и здания монастыря были переданы Никольскому женскому монастырю. 19 апреля 1998 года, в первый день Пасхи, во Введенской церкви была совершена первая литургия; богослужения совершались весь тёплый период года. 12 сентября 1999 года на праздник святого благоверного князя Александра Невского, после восстановления системы отопления и ремонта храма, состоялась первая Божественная Литургия. 23 декабря 1999 года указом архиепископа Михея № 121 монастырь стал считаться приписным к Никольскому женскому монастырю. 25 декабря 1999 года архиепископ Михей совершил освящение центрального престола Введенской церкви.

Святыни монастыря

В пределах монастыря Челтер-Коба можно увидеть образцы христианского величия, среди них:

  • Икона Богородицы «Скоропослушница», издавна пользующаяся большим почетом на Руси. Этот чудотворный образ лечил эпилепсию и беснование.
  • Здесь расположены части мощей Божьих угодников, в том числе и останки Феодора Стратилата, родившегося в городе Евхаит. Этот святой был известен милосердием и отвагой, за что Господь вознаградил его знанием христианских тайн. Феодор подавал великий пример праведной жизни и приобщил к религии большинство собратьев. Днем памяти святого считается 21 февраля, а 21 июня вспоминают дату перенесения его мощей.
  • В храме Челтер-Коба находится икона великомученика Харалампия, епископа города Магнезии, успешно распространяющего учение Христа. Здесь же расположен источник святой воды.

Монастырь святого Феодора обладает великолепной атмосферой природного уединения и притягивает паломников, стремящихся прикоснуться к святым мощам и ощутить непередаваемый дух религиозного места. К этому православному памятнику приезжают и светские люди, завороженные здешней красотой.

Свято-Георгиевский Балаклавский мужской монастырь

Свято-Георгиевский Балаклавский мужской монастырь

По легенде, монастырь бы основан в 891 году таврическими греками-мореплавателями, которых у Фиолента настигла буря. Судно едва не разбилось о прибрежную скалу, но моряки взмолились святому Георгию Победоносцу, и буря утихла, а на скале они нашли икону святого Георгия. В благодарность за спасение моряки основали на береговом склоне обитель с пещерной церковью во имя Георгия Победоносца. На самой скале был установлен крест.

Считается, что в средневековье монастырь процветал и оставался действующим как при генуэзцах, так и во времена Крымского ханства, когда Георгиевский монастырь оставался одной из немногих действующих христианских обителей на полуострове. Первое документальное свидетельство о существовании монастыря на мысе Фиолент относится лишь к 1578 году («Описание Крыма» послом Стефана Батория Мартином Вроневским).

В 1794 году, когда Крым уже был в составе Российской империи, греческие монахи покинули Георгиевский монастырь, не пожелав перейти в подчинение Русской православной церкви вместо Константинопольского патриархата. После этого обитель перешла под крыло Святейшего Синода.

Адрес: АР Крым, г. Севастополь, мыс Филент, а/я 80

Архитектура храма и её исследования

Храм Феодора Стратилата в крепости Фуна до разрушения. Фото А. Л. Бертье-Делагарда. 1889 год

Благодаря работам исследователей XVIII—XIX веков , а также раскопкам второй половины XX века, крепость Фуна и храм Феодора Стратилата описаны довольно детально.

Крепость Фуна была расположена западнее селения, на кромке гребня, в месте, удобном для обороны и контроля над дорогой. Размеры фортификационного сооружения составляли по оси север-юг 106 м, по оси запад-восток 57 м. С запада крепость была ограничена обрывистыми скалами, с остальных сторон её окружали мощные стены. Стены сохранились на высоту около 4,5 м. Толщина их на этом уровне достигает 1,85 м, у основания она значительно толще. На пятом метре крепостных стен находился нижний этаж алтарной апсиды двухэтажного храма Феодора Стратилата, включенного в систему фортификации. Использование церквей как части системы оборонительных сооружений характерно для средневековой эпохи. Храмы-бастионы, подобные храму Феодора Стратилата в Фуне, имеются во многих оборонительных комплексах Крыма — Эски-Кермене, Сюйрени, Мангупе и других.

Крепостная церковь Фуны была одноапсидной, с коробовым, то есть цилиндрическим, сводом и арками — стрельчатой и килевидной формы. Размеры — 15×10,4 м, храм приобрёл после перестройки после XV века. Ориентировано здание было в христианской традиции с запада на восток. Снаружи наличники окон церкви украшал резной орнамент в сельджукском стиле, характерный для Малой Азии в период позднего средневековья. Нижний этаж храма с утолщенной кладкой служил одним из опорных бастионов крепости. Для служб предназначался второй этаж. По бокам вдоль его стен располагались небольшие колонны, увенчанные капителями с резьбой в виде стилизованных листьев аканфа — популярный в поздней Византии вариант коринфского ордера. Зарисовку одной из них привел А. Л. Бертье-Делагард. Подобная капитель, которую использовали, как строительный камень при перестройке церкви, была обнаружена при раскопках в 1966 году в кладке западной стены.

Храм имел два входа. Один в западной стене, с восьмиугольными колоннами по сторонам, с капителями, высотой 1,2 м и диаметром 0,46 м. Он вёл на первый этаж, в оборонительный каземат. Отсюда по внутренней лестнице можно было подняться на второй этаж, непосредственно в храм. Вторая дверь была расположена на уровне второго этажа в южной стене, близ юго-западного её угла. К ней снаружи храма была пристроена лестница. Наличник двери венчала большая каменная плита со сложным растительным орнаментом, варьирующим малоазийские декоративные мотивы. При раскопках первого этажа были обнаружены средневековая черепица, осколки гончарной и поливной посуды. Доля посуды тут оказалась меньше по сравнению с собранной на поселении. Это косвенно указывает на то, что в каземате постоянно не жили. В храме же использовалась более дорогая, парадная посуда.

В ходе раскопок в западной части храма было установлено, что церковь перестраивалась после XV века. При этом южная и северная стены храма были укорочены, а западная, которую пришлось в связи с этим перекладывать заново, утолщена. Северная стена была укреплена тремя контрфорсами, а к южной добавлена пристройка. Сохранившаяся высота алтарной апсиды достигает 5 м. Толщина стены у верхнего края апсиды равна 2,25 м и на 0,4 м больше, чем у самого основания оборонительных стен. При перестройке стена апсиды была расширена к основанию, и крепостная церковь стала одним из самых мощных участков обороны укрепления. У входа в храм и вдоль всей западной стены была обнаружена отмостка из крупного камня. Её сооружение предположительно связано с тем, что во время больших праздников храм не мог вместить всех верующих и часть их оставалась снаружи. Для условий византийской провинции и её приемника княжества Феодоро, по сути захолустья, храм мог считаться большим и богато украшенным.

История

Монастырь во имя святого великомученика Феодора Стратилата— один из древнейших пещерных монастырей Крыма.

Освящение купола

Пережив непростую историю завоеваний и гонений, безбожия и запустения, монастырь милостью Божией возрожден. Возобновлены богослужения, восстановлен и благолепно украшен храм. Тысячи верующих , паломников и туристов поднимаются в горы, чтобы прикоснуться к святыне, помолиться Богу, окунуться в святых водах источника. Строится монастырское подворье и теперь небольшая монастырская гостиница готова принять паломников и трудников. В монастыре под духовным руководством настоятеля подвизается братия. В воскресные и праздничные дни храм наполняется верующими — сильна соборная молитва! Для прихожан ведутся занятия по изучению Священного Писания и Закона Божьего.
Обитель живет полноценной жизнью.

Осень 2000 год. В заброшенной обители по благословению Владыки Лазаря, митрополита Симферопольского и Крымского, поселяется монах Даниил. Начало возрождения монастыря.

С 2002 год. В монастыре возобновлены богослужения

Лето 2006 год. Облагорожен источник и оборудована купель

Весна 2007 год. Храм отгорожен , установлена перегородка, дверь. Храм в зимнее время отапливается

Осень 2007 год. Установлена звонница

Лето 2008 год. Впервые совершено таинство Крещение в купели

Март 2011 год. Впервые за 500 лет совершен монашеский постриг

Июнь 2011 год. Определение священного Синода: «Благословить открытие монастыря в честь святого великомученика Феодора Стратилата в с. Малосадовое Бахчисарайского района АР Крым»

справа

Июнь 2011 год. Издан подарочный альбом «ВОЗРОЖДЕНИЕ». Книга о возрождении монастыря Феодора Стратилата

Август 2011 год. Открыта воскресная школа для прихожан

Ноябрь 2011 год. Начало строительства монастырского подворья во имя свщм. Парфения Кизилташского

2011-2012 год. Установлены благолепные иконостас и новый Престол

Апрель 2012год. Открыта паломническая гостиница на монастырском подворье

Июнь 2012 год. Монастырь посетил правящий архиерей, Владыка Лазарь

Февраль 2013 год. Построен дом-общежитие на монастырском подворье

Июнь 2013 год. По просьбе прихожан издана книга «Проповеди» — сборник избранных проповедей настоятеля

Июль 2013 год. В монастыре начали выпекать просфоры, оборудована собственная просфорня.

Май 2015г год в Неделю о самаряныне — начались работы по добыванию воды на подворье

Как добраться

Федоровский монастырь располагается в городе Переславле, улица Московская, № 85, это Ярославская область. На сайте обители http://feodor.orthodox.ru можно найти подробное расписание служб, проводимых мероприятий и маршрут.

Добраться к подворью не сложно:

  • от метро ВДНХ необходимо пересесть на автобус, который направляется в Переславль-Залесский, у него обязательно будет остановка возле подворья;
  • прямым автобусом Москва-Ярославль;
  • автобусом Москва-Кострома или Москва-Рыбинск, которые следуют через Переславль;
  • электричкой до станции Сергиев-Посад со станции Ярославский вокзал, а потом автобусом до Переславля;
  • машиной по трассе М8 (монастырь будет справа от дороги).

Феодоровский монастырь — это удивительная памятка Русской Церкви и архитектуры. Посещение этого места позволит приобщиться к богатой культуре не только Церкви, но и России, почувствовать мир и спокойствие, ведь это место отделено от всех мирских тревог. Тут можно почувствовать Дух Божий так явственно, как нигде более.

Переславский Феодоровский женский монастырь

Примечания

Монастырские врата

  1. Свирелин, А. И. Переславский Фёдоровский женский монастырь / А. И. Свирелин. — 2 издание. — Владимир: Типо-литография Губернского Правления, 1903.
  2. Левицкая Н. В. К истории переславского Фёдоровского монастыря в конце XVII — начале XVIII в. // Труды Всероссийской научной конференции, посвященной З00-летнему юбилею отечественного флота. Переславль-Залесский. 1992. Выл. 1. С. 131—136
  3. Монастыри Владимирской епархии. // С. В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев, 1913, стр. 1429.
  4. «Штатный» (то есть особножительный), согласно: А. А. Павловскій. Всеобщій Иллюстрированный Путеводитель по монастырямъ и святымъ мѣстамъ Россійской Имперіи и Аѳону. Нижній-Новгород, 1907, стр. 72.
  5. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью // Полное собрание русских летописей. М., 1965. Т. 10. С. 175.
  6. Смирнов, М. И. Переславль-Залесский / М. И. Смирнов. Переславль-Залесский, 1928.
  7. Весёлкин, П. Н. Жизненно необходимо / П. Н. Весёлкин, Е. Д. Кардовская, П. В. Соболев // Коммунар. — 1977. — 13 декабря.
  8. Евстолия. Отчёт Свято-Никольского и Фёдоровского женского монастыря за 2000 год / Евстолия, игумения. — М.: MelanarЁ, 2004.
  9. Косаткин, В. В. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия: Краткие исторические сведения с приложением описей сохраняющихся в них древних предметов / В. В. Косаткин. — Владимир: Типография Губернского Правления, 1906. — Часть 1: Монастыри.

  10. Свирелин, А. И. Надгробная надпись на могиле А. Ягужинской: Исторический экскурс по поводу её / А. И. Свирелин. — Владимир: Типо-литография Губернского Правления, 1901.

Выбираем маршрут

Цель нашего сегодняшнего путешествия – монастырь св. Федора Стратилата, или, как его называют местные жители, — Челтер-Коба, то есть решетка-пещера. Во избежание путаницы замечу, что пещерных монастырей, носящих имя Челтер, в Крыму два. Второй Челтер, или иначе Челтер–Мармара, находится перед въездом в село Терновка и тоже очень хорошо просматривается с дороги.
«Решетками» оба объекта прозвали не из-за страсти монахов к зарешечиванию окон. Если смотреть издали на изрезанные пещерами и гротами скалы, они действительно будут напоминать решетку. Особенно хорошо это заметно на Челтер-Мармара.

Путь к монастырю начинается у cела Малое Садовое (бывшее Кучук-Сюйрень), лежащего как раз у подножья наших «каменных ящеров»

При въезде в село, слева от трассы(если мы едем со стороны Севастополя или Бахчисарая, а не наоборот), привлекает внимание окрашенная в синий цвет автозаправочная станция. Не доезжая до заправки несколько метров, сворачиваем направо

Дорога сначала ныряет вниз, пересекает реку и начинает подниматься вверх, пока не достигнет окраины села. Её продолжение (уже грунтовое) от последнего сельского дома будет забираться ещё выше по оврагу к западу от Джаниче-Бурун. Раньше я рекомендовала путешественникам оставить эту дорогу в стороне и воспользоваться другим, более коротким подъемом к монастырю. Сейчас мой совет не столь однозначен.
По левую сторону от дороги, за просторной поляной, виднеются строения и пропускной пункт, где  периодически взимают оплату за осмотр достопримечательностей. Если финансовые вопросы вас не смущают., то можно воспользоваться этим вариантом: от пропускника прямо по тропе и затем поворот направо. Ориентир для поворота – деревянный крест и ступеньки с перильцами. Таким образом вы быстро попадете прямо к монастырю. Если же нет ни желания платить лишние деньги, ни самих этих лишних денег, то можно пойти в обход воспользовавшись для этого широкой грунтовкой , о корой говорилось выше. Возле неё табличка: «на Мангуп». По грунтовке поднимаемся вверх  и сворачиваем влево на лесную тропу. В этом случае мы пройдем тот же маршрут, но в обратном направлении.

История монастыря Челтер-Коба

Христианский пещерный монастырь был основан предположительно в XIV – XV вв. на северных рубежах княжества Феодоро, вблизи Сюйреньской крепости, охранявшей рубежи княжества Феодоро.

Обитель состоит из 23-х помещений, вырубленных в скале и расположенных в четыре яруса.

Главный храм монастыря посвящен великомученику Феодору Стратилату. Это самый крупный и известный объект монастыря. Комплекс монастыря состоит из пещерного главного храма, келий и трапезной, соединенных между собой прорубленными в скальном монолите тропами. Все хозяйственные, жилые и культовые пещеры объединяются в несколько групп. Северная часть площадки – наиболее широкая и хорошо укрытая от непогоды.

Кроме вырубленных в скале пещер, еще ряд келий был возведен на самой площадке, но ни их размеры, ни даже количество установить не удается. В одном из нижних ярусов выделяется огромное помещение с пятью колоннами, напоминающее языческое святилище. Восточный край этой пещеры имеет вид небольшого христианского храма.

Подниматься из долины к монастырю можно двумя путями: по дороге, огибающей мыс Джаныче-Бурун, балку под ним и подходящей к монастырю с юга, и по тропе, начинающейся в соседней балке. Оба подхода вели в хозяйственный двор, занимающий северную часть грота. Дорога подводила к перегораживавшей грот стене с воротами. Для тех, кто поднимался по тропе, была устроена лестница, частично – деревянная, частично вырубленная в скале и калитка, от конструкции которой остались углубления для бревен толщиной более четверти метра.

Весь монастырь был окружен оборонительной стеной, проходившей по краю обрыва. Вход в него располагался напротив ворот.

Жизнь в обители начала затухать в последней четверти XV в. По мнению В.Н. Даниленко, в этот период монастырь был разрушен турками во время кампании по захвату Крыма. Впоследствии монастырские пещеры использовались местным мусульманским населением, как загоны для скота.

Святыни Крыма

  • Свято-Троицкий монастырь, Симферополь: Мощи святителя Луки Крымского; икона Божией Матери «Скорбящая», чудесным образом обновившаяся в 1998 г.
  • Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла, Симферополь: Мощи святителя Гурия, архиепископа Таврического
  • Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь: Часть мощей священномученика Климента, папы Римского
  • Владимирский собор — усыпальница адмиралов, Севастополь: Икона и частица мощей новомученика, священноисповедника Романа Медведя
  • Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь: Копия древней иконы св. вмч. Георгия
  • Монастырь во имя святых бессребреников Космы и Дамиана, Алушта: Древняя икона святых Косьмы и Дамиана с частицами их мощей, святой источник Косьмы и Дамиана
  • Святой Параскевы Топловский монастырь: Частицы мощей преподобных отцов Печерских; святые источники: святой Параскевы, великомученика Георгия, Трёх Святителей
  • Благовещенский мужской монастырь, Мангуп: Икона Божьей Матери «Скоропослушница», Богоявленский источник в гроте

Балка Хор-Хор

Ниже виноградодавилен дорога снова уходит в лес и, в конце концов, выводит к широкому наезженному проселку с автомобильными колеями, который выведет нас к тому же месту, откуда мы начали путь. Мы обогнули по периметру западную оконечность мыса Ай-Тодор, мыс Бараний лоб и восточную окраину мыса Джаниче–бурун. Балка, огражденная этими мысами, называется «Хор-Хор». «Хор» — по-татарски «плохой». Почему местные жители так окрестили это живописное ущелье с прекрасным освежающим источником, непонятно. Может, соседство святынь иноверцев вызывало у них некие негативные эмоции. Но, скорее всего, причина в мощных селевых потоках, время от времени скатывающихся по балке. Последняя такая напасть приключилась здесь в начале июня 1998 года после почти двухчасового ливня, интенсивность которого достигала 1мм в секунду. Вызванный таким огромным количеством выпавшей воды селевой поток, перемещал за секунду 6-7 кубометров грязе-каменной массы, увлекая за собой глыбы в тонну весом. Пронесясь по балке, сель достиг окраины поселека. К счастью, никто из людей не пострадал, но был причинен ущерб постройкам, повалены заборы, огороды местных жителей оказались залиты толсты слоем грязи. В самой балке днище было размыто местами до материнской породы, став глубже на 0,5-2 м. Ну что можно сказать по такому поводу? Только: «хор-хор».

Кстати:

Если посмотреть современную карту-пятисотку, где рядом с теперешними названиями в скобках написаны старые, то можно выяснить, что село Малое Садовое раньше называлось Кучук-Сюйрень (кучук –малыентький (тат)), а село Танковое Биюк-Сюйрень (биюк-большой). Оба «Сюйреня» в старые времена не пересекали русла реки Бльбек и лежали на его правом берегу. Напротив Кучук-Сюйреня, у подножья мыса Куле-Бурун, по словам Кёппена, находилась татарская деревушка Таш-Баскан-Кой. Любопытно, что на карте, составленной тем же Кеппеном в 1836 году Таш-Баскан-Кой, показана совсем не там, а на правом берегу, между Большим и Малым Сюйренями, чуть выше по склону. На трехверстовке 1865-1874 годов деревушки Таш-Баскан-Кой уже нет, зато меду мысами Куле-Бурун, Джаниче-Бурун и Ай-Тодор обозначено селение Таш-Басты, что в переводе означает «камень вытоптал». Может этот один и то же населенный пункт? Составители карт в те времена обходились с топонимикой достаточно вольно

Специально для фотографов. место для удачных фоток

Архитектурные памятники монастыря

каменной стеной

Попасть на территорию монастыря можно через Святые ворота. Со времени строительства Святых ворот собирались возвести над ними надвратную церковь, но планы так и не были осуществлены, скорее всего, из-за недостатка средств. Только во время реставрации в 2000 годы давний замысел получил воплощение в виде одноярусной звонницы, надстроенной над Святыми воротами. В XVII веке рядом со Святыми воротами была построена часовня-колодец (на фото).

Храмы монастыря

Феодоровский собор (собор Феодора Стратилата)

Феодоровский собор — это главный храм монастырского подворья, построенный в середине XVI века. Основание собора связано с интересной историей. В 1557 году царь Иван Грозный с женой, царицей Анастасией Романовной, присутствовали на освящении одного из храмов в Переславле. Царица Анастасия была на последней неделе беременности. По завершении всех церемоний и дел в городе, царственная чета отбыла из Переславля, но не проехав и семи километров, вынуждена была остановиться в селе Собилово, где царица благополучно произвела на свет наследника престола, которого нарекли Федором.

В память об этом событии в тех местах была возведена часовня-крест, которая сохранилась до наших дней. Торжественная белая часовня — первая достопримечательность, встречающая путешественников, подъезжающих к Переславлю.

Собор в последующие века несколько раз перестраивался, но при этом во многом сохранил первоначальный облик до сегодняшнего дня.

Внутри собора можно увидеть росписи, выполненные Николо Тончи, художником итальянского происхождения, жившим в России в конце XVIII — начале XIX веков. На фото — часовня-крест.

Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм (Введенская церковь).

Введенская церковь была построена на средства сестры Петра I, Натальи Алексеевны, в 1710 году. Одноэтажная кирпичная трапезная церковь возводилась как зимний монастырский храм. На первый взгляд она кажется совсем небольшой, но внутри достаточно просторна за счет двух боковых приделов: в честь Знамения Божией Матери, а также святых мучеников Наталии и Адриана. Абсиды и приделы храма декорированы изящными полуколоннами.

чудотворная Андрониковская икона Божией Матери

Святыня находилась вначале в Зимнем дворце, а затем — в Троицком соборе Санкт-Петербурга. Икона была чрезвычайно почитаема, перед ней ежедневно осуществлялись молебны. Известен случай прозрения слепого человека благодаря молитве чудотворному образу.

В 1877 году икону передали в один из тверских монастырей недалеко от города Вышний Волочек. К сожалению, в середине 80-х лет ХХ века оригинальная икона была похищена из Богоявленского собора Вышнего Волочка и по сей день не найдена.

Андрониковская икона, находящаяся сейчас во Введенской церкви, известна чудесами и благодатью, дарованными верующим, обратившимся за помощью к святому образу. В монастыре рассказывают, что люди, молившиеся иконе, получали исцеление от недугов и помощь в житейских бедах.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Во время одного из посещений монастыря царевна заметила, что престарелым монашкам в больнице нужна церковь и решила построить храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство церкви заняло год и было завершено в 1714 году. Рядом был построен новый больничный корпус, соединенный с храмом переходом. Рядом с церковью расположены несколько строений, возведенных в период с XVII по XIX века: настоятельский и трапезный корпуса, регентский и странноприимный дома. На фото — Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Феодоровский Переславский женский монастырь: фото

Список источников

  • azbyka.ru
  • molitva-info.ru
  • gotiya.com
  • wiki2.org
  • golovina14.ru
  • wiki.sc
  • pravoslavie.guru
Оцените статью
Добавить комментарий