Илисуйский султанат

Учебный процесс

В 1891 году, с введением новометодного обучения, появились светские дисциплины, такие как математика, география, природоведение, русский язык и т. д. Параллельно с этим необходимо было подготовить квалифицированных преподавателей, и в 1907 году 2 мая с этой целью были открыты педагогические курсы. В итоге это учебное заведение превратилось в многоступенчатое медресе, где обучались в течение 12 лет. В 1913 году обучение преобразовалось и стало 14-летним: 5 лет «Ибтидаия» — начальное образование, 6 лет «Санавия» — среднее, 3 года «Галия» — высший и завершающий курс, а также не входящий в систему обучения 1 год подготовительных курсов. За 36 лет своего существования медресе выпустило более тысячи студентов и дало им начальное, среднее и высшее духовное образование. Медресе «Мухаммадия» оставило свой светлый след в истории татарского просвещения, дав известных ученых в области светской науки, культуры, экономики и политики.

В медресе, где обучалось до 500 шакирдов, имелся значительный преподавательский состав. Так, в 1906 г. помимо нескольких ассистентов здесь работало около 20 мугаллимов. В то же время у «конкурентов», в соседнем медресе «Гаффария» даже в 1914 г. преподавателей было всего пятеро. В 1913—1914 учебном году преподавательский коллектив «Мухаммадии» насчитывал 20 человек. В него входили Г. Галиев-Баруди (толкование Корана, хадисы), Г. Галиев (Коран), М. Ханафеев (букварь, Коран, вероучение, история ислама), Тагир Ильяс (фикх, арабская литература и арабское чтение, изложение, догматика, стихи, вероучение, изречение и нравоучение), Я. Адутов (жизнь Мухаммада, арабская литература), Ш. Бикбулатов (Коран, арабская этимология, вероучение), X. Азизов (арабская этимология, чтение, перевод, диктовка, изречение, всеобщая история, татарский язык), К. Беккенин (этимология, синтаксис арабского языка, арифметика, перевод, диктовка, чтение, естественная история, арабская ритмика, изложение), М. Хабибрахманов (арифметика, география, история татар, татарский язык), Ш. Мустафин (арифметика, чистописание, рисование, изречения Мухаммада, чтение, диктовка, араб¬ский язык, сочинение), X. Султанов (русский язык, арифметика), А. Заитов (история ислама, рисование, арифметика, счет, этимология, диктовка, география, изречение Мухаммада, Коран, чтение), 3. Уразаев (заучивание наизусть, диктовка, рисование, Коран, чтение, переложение, изречение, арабский язык, чистописание, счет, арифметика, история ислама), А. Нигматуллин (рисование, чтение, вероучение, переложение, заучивание наизусть, чистописание, арифметика, счет, диктовка, вероучение), Кашшаф Тарджиманов (основы юриспруденции, татарский язык, философия, психология, логика) и другие.

Мусульманские школы Казанской губернии

В татарском обществе всегда существовала особая детско-юношеская группа шакирдов — учащихся татарских медресе. Практически в каждом мусульманском приходе работали собственные школы. В 1905 г. в Казанской губернии действовало 1 018 мусульманских приходов. Где-то функционировали начальные — мектебы, наиболее богатые махалля содержали медресе — средние и высшие учебные заведения. Вне зависимости от сословного происхождения любой ребенок мужского пола получал начальное образование. Дети мусульманского духовенства, а также ребята из обеспеченных семей могли продолжить обучение на старших курсах духовного училища, а в дальнейшем сдать экзамены на звание муллы. Таким образом, мусульманское духовенство не являлось замкнутым сословием, их ряды пополнялись представителями купечества, крестьянства и мещанства. Для каждой татарской семьи вырастить сына-муллу было большим достижением. Религиозная ученость высоко ценилась в обществе, материальное состояние муллы поддерживали всей общиной. Поэтому, если в ребенке обнаруживалась какая-та выдающаяся склонность к учебе, то родители не жалели никаких средств для дальнейшего обучения сына.
В 1889 г. только в Казани обучались 1 419 шакирдов, из них 555 были приходящими, 864 человека проживали в медресе. В 1904—1905 учебному году в 18 казанских мусульманских школах обучались 1 578 человек, из них 688 были казанцами, 896 — иногородними учениками. При этом учеников младшего возраста (до 14 лет) насчитывался 791 человек, а подростков и взрослых учеников — 767.

Из ведомости о мусульманских школах г. Казани, неподведомственным Министерству народного просвещения за 1854 год. 16 ноября 1854 г.

Историческое прошлое

Достопримечательность Анталии древнейший дворец — «Медресе Каратай». Возвели знаменитую школу Корана Турции в 1251 году. Во времена правления османского султана Кейкавуса II, визирь Селалетдин Каратай распорядился возвести здание, по красоте которого бы судили о могуществе страны.

Здание дворца построено при сельджуках, но его отделка и основные детали архитектуры больше считают персидскими, хотя влияние византийцев в построении ощущается. Правительством страны принято решение о реставрации дворца, который и по сей день украшает резьба по камню, изразцы и керамика 13 века. Работа, выполненная искусными руками древних мастеров, восхищает и поражает своей красотой.

Что изучалось

Говоря о том, медресе — что такое, мы разобрались, что это аналог высшего учебного заведения для чиновников. Соответственно, изучаемые дисциплины были подобраны с учетом этой специализации. Поскольку в правовых школах готовили чиновников и бюрократов, помимо фикха, были введены юриспруденция и ряд других смежных дисциплин. Фатимидские имамы, благодаря своей активной миссионерской деятельности, смогли склонить султана Саладина открыть новые школы. Поскольку он был приверженцем суннизма, то в новых учебных заведениях ученики воспитывались в духе этого течения и готовились принять пост на государственной службе.

То есть султан сделал все, чтобы обучать бюрократов, разделявших с ним одни религиозные и политические взгляды.

Унижение медресе

Если в XIX в. проблема трудоустройства была связана с тем, что не всем шакирдам удавалось найти место муллы после медресе, и они оставались без прихода, то в начале XX в. этот вопрос возник в совершенно противоположном варианте — большая часть шакирдов выбирала не духовную сферу. Они перестали сдавать экзамены в Оренбургском магометанском духовном собрании на получение статуса муллы и мугаллима.

Еще с конца XIX в. в медресе вводятся русские классы, для получения статуса муллы необходимо было сдать экзамен по русскому языку. Однако владение общеимперским языком, а также базовые знания нерелигиозных дисциплин (активно внедряемые с конца XIX в.), открывали и иные перспективы, например, светского характера. Многие шакирды уже не мечтали о месте приходского имама, появились новые возможности для их профессиональной реализации. Была и другая причина, на рубеже XIX—XX вв. муллы приходов, особенно сельских, нередко жили в весьма стесненных условиях. Их труд не оплачивался государством, а некоторые прихожане — обедневшие крестьяне — в поисках лучшей доли уезжали в города. В профессиональной переориентации шакирдов огромную роль сыграла печать. За короткое время с начала XX в. она старательно создавала новый имидж имамов. «Унижение медресе и ее руководителей послужило тому, что шакирды всей своей силой стали стремиться из мира шакирдства и находить, лучше быть торговцем», — с горечью писал автор газеты «Кояш» в статье «Что такое медресе?».

События 1905 г. и общее настроение вокруг, безусловно, оказали влияние на шакирдов. Но в начале революции основная масса обучавшихся в медресе подростков и молодежи не проявляла особой активности, их поведение регулировалось базовыми ментальными установками татар-мусульман: уважение к старшим и традициям, смирение и фатализм. Основными вольнодумцами и проводниками либеральных идей среди шакирдов были те, кто тесно общался со студентами и учащимися русских учебных заведений. Например, таким «прогрессивным» шакирдом был Фатих Амирхан. В целом, между татарской «гимназической» молодежью и шакирдами лежала культурная пропасть. Например, Зайнаб Амирханова (двоюродная сестра Ф. Амирхана) вспоминала о том, как она пренебрежительно отнеслась к сватовству молодого купца, образование которого ограничивалось знаниями, полученными в медресе. А будущая невеста к тому времени была выпускницей Ксенинской гимназии. «Как же я учительница пойду за какого-то купца… Он, наверное, торгует кожей? Фу. И ничего не знает об алгебре и геометрии…», — рассуждала она. Такое отношение даже со стороны ровесников-единоверцев, конечно, способствовало снижению престижа конфессионального образования. В этот период множество шакирдов мечтали сдать экзамен по гимназическому курсу и стать студентами университета. Ф. Амирхан в 1908 г. противопоставлял ученость и образованность «шакирдскому мышлению» и радовался тому, что «последнее пошло на убыль», молодежь «выходит из детства и выбивается «в люди».

Свидетельство Оренбургского магометанского духовного собрания, выданное
Мухемметгаязу Исхакову на право быть имам-хатыбом и мугаллимом.
16 июня 1902 г.

Учебные предметы

Главными пред­метами изу­че­ния и пре­по­да­ва­ния являются:

  • рецитация Корана (таджвид) и его толкование (тафсир),
  • исламское предание (хадис) и история,
  • арабский язык и литература,
  • исламское право (фикх),
  • исламское вероубеждение (акида и калам),
  • некоторые прикладные дисциплины (ма­те­ма­ти­ка, ас­тро­но­мия, ме­ди­ци­на).

Обу­че­ние ве­лось в фор­ме лек­ций и на вопросах-ответах между учителями и учениками. В Османской империи составлялись государственные программы обучения в медресе. В средние века медресе были не только очагами мусульманского богословия, но и имели определённое культурное значение.

Медресе — что такое? Его история

Если переводить непосредственно с арабского, то это слово означает в прямом смысле место, в котором кто-то чему-то учится, что-то изучает и познает. То есть значение слова «медресе» — «место для учебы».

Первое учебное заведение такого типа появляется во время правления династии Аббасидов. Первые упоминания и ответы на вопрос: «Медресе — что такое?» — датируются только 9 веком, но в 13-м это явление уже широко распространено. В таких школах в основном изучались предметы с религиозным уклоном, в том числе богословие и коранические дисциплины. Помимо этого, ученикам преподавали арабский язык, необходимый для чтения Корана, а также арифметику и историю. В 11 веке школа превращается в государственное учреждение. Правительством назначались преподаватели, работавшие там. Возможно, именно благодаря этому активно развивалась ортодоксия суннитов. Постепенно из заведения, бывшего изначально школой, сделали место для подготовки кадров для государственной службы. То есть медресе стало оплотом контроля за религиозной и политической жизнью государства.

История

Первое медресе при мечети было открыто в Марокко в 859 году (Аль-Карауин). Медресе получили распространение в IX—XIII веках в странах, где преобладало население, исповедовавшее ислам, в том числе и в некоторых районах дореволюционной России (Бухара, Самарканд, Хива, Среднее Поволжье, Башкортостан, Южный Урал, Сибирь и другие). Медресе открывались обычно при больших мечетях.

Медресе получили особенно важное институциональное значение (нараду с вакуфами) как инструмент идеологического подавления в тех регионах, где новоприбывшая мусульманская военная элита была вынуждена бороться с остатками хорошо укоренившися, но экономически слабых христианских институтов (к примеру, в отбитой у византийцев Анатолии, где после года сформировался Сельджукский султанат).

Впервые в России разработан единый стандарт исламского образования. Он предусматривает 3 ступени подготовки в медресе и опирается преимущественно на интеллектуальное наследие дореволюционных татар-богословов

Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин (в центре) и ректор РИУ Рафик Мухаметшин (справа)

Ильнур Ярхамов — Казань

Ученики татарстанских медресе с 1 сентября 2015 года будут учиться по единому исламскому образовательному стандарту, подготовленному специалистами из Российского исламского университета (РИУ) и Духовного управления мусульман РТ. Об этом заявили вчера муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин и ректор РИУ Рафик Мухаметшин. Разработка стандарта велась 2 года.

Если не вдаваться в технические подробности стандарта, то его идеология сводится к попытке упорядочить мусульманское образование в республике; предложить ученикам полный цикл обучения в России, а не за рубежом и опираться преимущественно на интеллектуальное наследие дореволюционных татар-богословов.

Всего в Татарстане насчитывается 8 медресе. Стандарт включается в себя три направления. По канонам ислама вести богослужебную деятельность могут только мужчины. Поэтому первый уровень  начальный. Он предполагает квалификацию «имам-хатыйб» и «преподаватель основ ислама», для женщин  только преподаватель, и длится 2 года, 10 месяцев.

Медресе «Мухамадия» в Казани

Второй уровень  базовый. Здесь можно получить квалификацию «имам-хатыйб» и «преподаватель исламских наук и арабского языка». Он также длится 2 года и 10 месяцев.

Для студента, обучающегося по третьему уровню  повышенному  предусмотрена дополнительная квалификация «переводчик арабского языка». Мухаметшин отметил, что почти все медресе вправе обучать начальному и базовому уровню. Однако под требования повышенного уровня подходит только медресе «Мухаммадия». После окончания медресе желающие могут поступать в РИУ.

«Среди преподавателей особого восторга от введённого стандарта не было. Потому что стандарт  это довольно жёсткие требования как к преподавательскому составу, так и к учебникам. С директорами воевали, убеждали. Но, можно сказать, что за 2 года пришли к единому мнению»,  признался Мухаметшин.

Самигуллин заметил, что сегодня подготовку по исламу можно получать дома, сидя за компьютером, и в итоге стать радикалом. Мухаметшин в качестве примера привёл челнинскую медресе «Йолдыз», ученики которой в 90-ых годах беспрепятственно уезжали за продолжением религиозного образования за рубеж. «Сейчас его выпускники до сих пор бегают по всему миру и везде воюют»,  сетовал Мухаметшин.

Медресе «Касымия» в Казани

Муфтий и ректор заверили, что с введением стандарта мусульманское образование не замкнётся само в себе, так как сейчас по магистерским программам теологи учатся в Малайзии и Марокко; по исламской экономике  в Индонезии. В Саудовскую Аравию студенты отправляются учиться самостоятельно.

Новый стандарт и новый российский закон «Об образовании» предполагают, что теперь в мечетях учеба вестись не будет. По словам Мухаметшина, для этого необходимо иметь лицензию, которую «сложно получить по различным проволочкам». Поэтому при мечетях будут создаваться «центры воспитания».

На вопрос о том, в чем конкретно будет выражаться следование учебных заведений стандарту, Самигуллин ответил, что теперь учителя будут придерживаться только обязательного списка литературы и учебников, а не тех, «что для них удобно». О мерах наказания тех медресе, которые проигнорируют стандарты, по признанию Самигуллина, «пока никто не задумывался».

С увеличением обязательных курсов, тем и учебников у медресе возрастёт потребность в подготовленных учителях. По признанию Мухаметшина, сейчас РИУ может пока на 80% обеспечить специалистами медресе, в крайнем случае рассматривается вопрос о «вахтовом методе работы».

Айдар Хабутдинов, профессор казанского филиала Российской академии правосудия 

По словам историка и профессора казанского филиала Российской академии правосудия Айдара Хабутдинова, сейчас создание единого стандарта обсуждается всей российской мусульманской уммой. Татарстан  это регион, где впервые в стране такой стандарт уже разработан. По его словам, имеющаяся концепция имеет слабые стороны в плане обеспечения финансами, кадрами и учебными пособиями.

До презентации стандарта в РИУ прошёл семинар-совещание со всеми директорами татарстанких медресе. По словам одного из участников собрания, два директора медресе подняли вопрос о финансировании своих учебных заведений. «Они заявили, что с 15 апреля ДУМ РТ прекратит платить зарплату учителям»,  говорит собеседник. Однако представители ДУМ РТ на эти заявления никак не отреагировали, но и не опровергли. Другой собеседник из ДУМ сообщает, что сейчас муфтият испытывает проблемы с финансированием и надеется, что это временное явление.   

Вопрос русско-татарской школы

Но не только отец Фатиха Карими учился в Нижне-Чершилинском медресе. Еще одним выпускником этого знаменитого учебного заведения был Тагир хазрат из д. Беркет-Ключ Мензелинского уезда Уфимской губернии. Именно в семье этого имама родился будущий турецкий историк, получивший всемирную известность, — Акдес Нимет Курат. Сам Тагир бин Шахимурат вырос в Чистопольском уезде, в д. Кыр Биккуле (Степное Озеро), но приходился дальним родственником мударрису Нижне-Чершилинского медресе Габдельфаттаху бин Габделкаюму, что и определило выбор места обучения.

В 1870-е годы Нижне-Чершилинское медресе славилось на всю округу. Наверное, поэтому в 1875 году в Бугульминском земстве рассматривалось предложение об открытии в Нижних Чершилах русско-татарской земской школы. Причем об этом ходатайствовали гласные татары. Возможно, они хотели видеть будущее учебное заведение как вспомогательное учреждение при существующем медресе. Основной учебной функцией этой школы могло бы стать изучение русского языка, гласные даже нашли учителя, студента-мусульманина из Казанского университета.

Однако нижнечершилинские имамы не одобрили это ходатайство, поэтому земскую школу открыли в другом населенном пункте. Но с 1881 года Бугульминское уездное земство начало выделять Нижне-Чершилинскому медресе ежегодное небольшое пособие в размере 200 рублей. Гласные Бугульминского земства отмечали, что, несмотря на отсутствие определенной программы обучения, в данном медресе преподается и «письмо татарское», и счетоводство, и основы религии.

Казань

Российский исламский университет (основан в 1998 г) – Казань, ул. Газовая, 19. Факс (843) 2775536; Тел. (843) 2510155; (843) 2775765; (843) 2775526; (843) 2779396. Сайт: архив РИИ; новый сайт РИУ. Ректор – Мухаметшин Рафик Мухаметшевич

Центр повышения квалификации работников религиозных организаций и преподавателей учебных заведений при ДУМ РТ (основан в 2011 г) – Казань, ул. Офицерская, д. 5

Казанское высшее мусульманское медресе «Мухаммадия» (медресе ханафитского направления) – Казань, ул. Габдуллы Тукая, 34а. Тел. 8(843) 2931706; 2931796. Сайт. Директор – Наиль хазрат Яруллин

Казанское высшее мусульманское медресе 1000-летия принятия ислама – Казань, ул. Мазита Гафури, 67. Тел. 8(843) 2783196 Директор – Ильяс хазрат Зиганшин

Казанский исламский колледж при мечети Марджани (основан в 2003 г) – Казань, ул. Зайни Султана, 6/15, сайт

Казанский исламский колледж – Казань, ул. Каюма Насыри, 15. Тел. (843) 2933686

Гадель, медресе – Казань, Оренбургский тракт, 193а. Тел. (843) 2695037

Медина, медресе – Казань, ул. Курчатова, 4Б. Тел. (843) 2983181

Ризван, медресе – Казань, ул. Хусаина Мавлютова, 48а. Тел. (843) 2243847

Фарук, медресе – Казань, ул. Мусина, 10, к. 1. Тел. (843) 5223314

Шамиль, медресе – Казань, ул. Фатыха Амирхана, 3, к. 1. Тел. (843) 5231495

НОУ средняя школа «Усмания» (основана в 1995 г) – Казань, ул. Бигиева (Вторая Армавирская), 38. Тел. 5119202. Сайт. Директор – Ильсур хазрат Фатыхов

Архитектура медресе

Как тип архитектурного сооружения медресе сложилось на востоке мусульманского мира в X—XII веках (медресе Фарджек в Бухаре, X век, не сохранилось); Низамие в Харгирде, Иран, XII век). С XII—XIII веков медресе строились на Ближнем Востоке (медресе ан-Нурия аль-Кубра в Дамаске, XII век, Мустансирия в Багдаде, XIII век), с XIII—XIV веков — на севере Африки (медресе Саффарин в Фесе, XIII век, Хасана в Каире, XIV век).

Медресе Улугбека в Бухаре

1—2-этажное здание медресе включает расположенные вокруг прямоугольного двора общежитие, мечеть, аудиторию. При общей типологии медресе различных областей отличаются друг от друга по планировке и конструкциям. В Средней Азии мечеть и аудитория расположены в корпусе здания, по обе стороны портала (находящегося на оси главного фасада), в Сирии и Египте они занимают открытые во двор лоджии. В Малой Азии дворик медресе обычно покрывается большим куполом. В Азии перекрытиями служат своды, в Северной Африке — стропильные крыши с черепичными кровлями. Медресе украшаются резьбой по стуку, камню и дереву, а также резной терракотой и поливными плитками. К числу выдающихся образцов мирового зодчества принадлежат медресе Бу-Инания в Фесе (XIV век), Улугбека в Бухаре (XV век), Мири-Араб в Бухаре (XVI век).

Жирная точка в теме о 73-ёх течениях в исламе, чтобы не было спекуляций на эту тему

Спросили имама Ибн аль-Мубарака: «Насколько разделится эта община?» Он ответил: «Основой являются четыре группы: это шииты, хариджиты, кадариты и мурджииты. Шииты разделятся на 22 группы, хариджиты на 21, кадариты на 16 и мурджииты на 13». Тот, кто его спросил, сказал: «Я почему-то не слышу упоминание о джахмитах?» Тогда Ибн аль-Мубарак сказал: «Потому что ты спросил меня про течения мусульман!» Ибн Батта в «аль-Ибана аль-кубра» 1/379.

Имам аль-Хаттаби относительно хадиса: «Разделится моя община на семьдесят три течения и все они окажутся в Огне, кроме одной», сказал: “В этом хадисе содержится указание на то, что все эти группы являются мусульманами, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что все они будут из его общины!” См. “Ма’алиму-Ссунан” 4/273.

Имам аш-Шатыби сказал: “Несмотря на заблуждение этих групп, они не выходят из общины Ислама, и на это указывают слова пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Разделится МОЯ община». И если бы они за совершение нововведения вышли бы из Ислама, он не причислил бы их к своей общине!” См. “аль-Мууафакъат” 4/194.

Шейх аль-Ислам Ибн Таймия говорил: «Тот, кто сказал, что все 72 течения впали в неверие, которое выводит из Ислама, тот пошел в противоречие Корану, Сунне и единогласному мнению (иджма’) сподвижников, да будет доволен ими Аллах! Более того, сказавший это пошел в противоречие иджма’у имамов четырех мазхабов и других имамов, поскольку никто из них не говорил, что все эти 72 течения являются неверными!» См. «Маджму’ аль-фатауа» 7/218.

Организация учебы

Основные предметы, которые изучались в медресе: медицина, математика и юриспруденция.

Эти учебные заведения должны были готовить чиновников, свято преданных государству. Именно этим был обусловлен выбор предметов, ведь медресе по замыслу властей должно было превратиться в инструмент контроля за политической и религиозной жизнью общества. Занятия проводились в мечетях, которые не имели первостепенного значения для правоверных. Содержание школ и расходы оплачивались вакфом. Мударрисы-преподаватели также получали жалование за счет государства. Они набирали себе помощников, с которыми вели лекции для студентов, организовывали диспуты на религиозные темы, а также изучали литературу, которая могла в будущем пригодиться ученикам на государственных постах. Ученики, прошедшие такое обучение, становились верными подданными государства, которое обеспечивало их не только жильем и принадлежностями на время обучения, но и стипендией. 12 век в истории образования в арабских странах знаменателен тем, что в это время начинают строиться учебные заведения нового формата, так называемые медресе-усыпальницы. Одно помещение в них предназначалось для проведения занятий, а другое, отгороженное, служило местом погребения основателя. Отсюда видно, что организация медресе было почетным занятием, своеобразным вкладом в развитие государства.

Изучаемые дисциплины

Поскольку фикх был одной из основных изучаемых в медресе дисциплин, то с возникновением мазхабов появились и соответствующие им школы, где преподавался тот или иной толк, например, шафиитский или ханбалитский.
Правовые школы становились центрами подготовки государственной бюрократии, что приводило к введению ряда новых дисциплин, в том числе юриспруденции. Так, например, миссионерская активность фатимидских имамов вынудила султана Саладина (Салах ад-Дин Йусуф ибн ‘Аийуб), поборника суннизма и основателя династии Айюбидов, открыть большое количество медресе, где его подданные воспитывались в духе преданности суннитскому исламу и готовились к государственной службе.

Архитектура

Основное пространство расположенного в непосредственной близости от мечети здания медресе образовывал айван — просторный сводчатый зал, разделенный рядами колонн на три или четыре нефа, одна сторона которого не была закрыта и выходила в центральный двор.
В комплекс медресе помимо мечети, классов и жилья, входили библиотека, трапезные, дворики с фонтанами

Архитектуре и декоративному оформлению медресе уделялось особое внимание, и до наших дней сохранились великолепные образцы центров образования. Некоторые медресе (например, в Бухаре, Фесе и Стамбуле) представляют собой настоящие шедевры мирового зодчества

Путевка в жизнь

Татарское шакирдство представляло собой некое промежуточное звено между детством и взрослой жизнью, в старометодных медресе учащиеся могли задерживаться до возраста 30—40 лет. Большинство шакирдов обзаводилось семьей только после окончания учебы. Как и в любой локальной группе, с конкретными задачами и условиями проживания, в шакирдской среде на протяжении многовековой истории складывалась собственная субкультура, иерархия, модель поведения для каждой возрастной подгруппы. Так, в старометодных медресе старшие шакирды (хальфы) обучали младших учеников. Первые были приближены к руководителю медресе (мударрису), имели особые условия проживания.
Перемены, произошедшие в татарском обществе на рубеже XIX—XX вв., в первую очередь отразились на молодом поколении — на учащихся медресе. Шакирды жадно внимали новым веяниям: читали газету «Тарджеман», вопреки воле большинства мулл, учили русский язык. За несколько десятилетий изменилась не только учебная программа мусульманских училищ, но и быт учеников. Вместе с материальными новинками менялось и мировоззрение их потребителей. После революционных волнений 1905—1907 гг. помимо шакирдов, в татарском обществе появились еще так называемые «бывшие шакирды».
Именно они составили большую часть национальной светской интеллигенции. Но что же побудило их покинуть стены медресе? Для этого надо ознакомиться с повседневной жизнью шакирдов старого медресе.

Программа преподавания в Апанаевском медресе г. Казани на 1913—1914 учебный год. 30 октября 1913 г.

Список источников

  • wiki2.org
  • wiki.bio
  • turk-in.ru
  • realnoevremya.ru
  • nlo-mir.ru
  • islamist.ru
  • golosislama.com
  • KazanFirst.ru
  • wikiredia.ru
  • muslimclub.ru
Оцените статью
Добавить комментарий