Султан мечети hassan

Мечеть Юч Шерефели

Эдирне, Турция, XV век

1 / 5

Мечеть Юч ШерефелиWikimedia Commons

2 / 5

Мечеть Юч ШерефелиAli Saim Ülgen Arşivi / SALT

3 / 5

Мечеть Юч ШерефелиWikimedia Commons

4 / 5

Мечеть Юч ШерефелиWikimedia Commons

5 / 5

Мечеть Юч ШерефелиWikimedia Commons

Небольшой турецкий город Эдирне недалеко от современной границы с Болга­рией в сере­дине XIV века почти на столетие стал столи­цей Османской импе­рии. В 1437–1447 годах при Мураде II рядом с уже существовавшей большой Старой мечетью было построено новое огромное здание, получившее из-за трех площадок для муэдзина (служи­теля мечети, призывающего на мо­лит­ву) на одном из ее минаретов прозвище Юч Шерефели-джами — «Мечеть трех балконов».

До того момента османские архитекторы, увлекшись под влиянием византий­ских построек купольными перекрытиями, не рисковали создавать купола диаметром более 12 метров, а вместительные залы городских мечетей состав­лялись из одина­ковых купольных ячеек. В мечети Эдирне мастер возвел огром­ный купол диаметром 24 метра, что превратило его творение в самое грандиоз­ное османское здание XV века, маркирующее начало классического этапа турецкой культуры.

Выделение в интерьере доминирующего подкупольного пространства потребовало усложнения конструкции здания: купол опирается не на четыре, а на шесть точек, две из которых оказываются шестигранными столбами, стоя­щими на поперечной оси зала. Эти столбы предопределили появление угловых ячеек, составляющих своеобразные боковые крылья интерьера, а перекрытие этих ячеек куполами создало необычную для исламской архитектуры пяти­главую композицию здания.

Сочетание в плане подкупольного шести­угольника и угловых квадратов приве­ло к образованию между ними треугольных ячеек. Архитектор поставил над ними световые фонари, обеспечив равномерное освещение молитвенного зала и предвосхи­тив залитые светом мечети «великолепного века»  Великолепный век — эпоха расцвета Осман­ской империи, XVI­–XVII ве­ка..

Новшеством «Мечети трех балконов» стало возвращение в планировку боль­шого двора, свойственного арабским мечетям: до этого османские мечети обходились фасадными портиками. Именно в Эдирне формируется компози­ция (центрально-купольный зал и окруженный купольными галереями двор), которая позже станет обязательной для боль­ших султанских мечетей Стамбу­ла. По углам двора Юч Шерефели-джами впервые поставлены четыре мина­рета — тем самым был не только заложен новый стандарт фикса­ции террито­рии мечети башнями, но и создана пространственная доминанта культового сооружения в городской застройке. Более столетия 67-метровый «трехбалкон­ный» минарет оставался самым высоким в османском зодчестве, и конструк­ция его трех винтовых лестниц, каждая из которых вела к своему балкону, оставалась уникальной.

Мечеть Шаха

Исфахан, Иран, XVI–XVII века

1 / 8

Мечеть ШахаWikimedia Commons

2 / 8

Мечеть ШахаA.Davey / CC BY 2.0

3 / 8

Мечеть ШахаWikimedia Commons

4 / 8

Мечеть ШахаWikimedia Commons

5 / 8

Мечеть ШахаWikimedia Commons

6 / 8

Мечеть ШахаWikimedia Commons

7 / 8

Мечеть ШахаWikimedia Commons

8 / 8

Мечеть ШахаWikimedia Commons

В 1598 году шах Аббас I Великий перенес столицу Сефевидского государства из Казви­на в центр Персии — в Исфахан. Церемо­ниальным центром города стала огромная площадь Накш-э Джахан, предназначенная для игры в поло  Игра в поло появилась в середине I тысяче­летия н. э. и была популярна на территориях Средней Азии и в тюркских странах. и обстроенная галереями базаров; по сторонам вытянутого прямо­угольника расположились дворец Али-Капу, небольшая мечеть шейха Лотфоллы и огром­ная мечеть Шаха, законченная в целом в 1618 году, но оформлявшаяся до 1640-х годов.

Здание, служившее главной городской мечетью столицы, замыкает перспек­тиву площади в направлении с севера на юг. Основой его планировки стал сформировав­шийся в архитектуре Ирана тип четырех­айванной мечети — то есть мечети, компози­ционным центром которой является двор, в середине сторон которого расположены открытые во двор сводчатые помещения — айваны. За боковыми айванами расположены дополнительные купольные молитвенные залы, к которым примыкают два медресе  Медресе — мусульманское учебное заведе­ние по подготовке служителей культа, учи­те­лей и чиновников..

Для правильной ориентации на Мекку мечеть пришлось развернуть под углом к площади. Чтобы скрыть этот излом осей и сохранить целостность компози­ции, архитектор расположил за входным порталом дополнительный вести­бюль, открывающийся в боковую часть ниши северного айвана мечети.

Михрабная ниша молитвенного зала перекрыта огромным куполом, поднятым на 52 метра; четыре боковых нефа — 16 ма­лыми куполами. На полу под цент­ральным куполом сохранена особая отметка, откуда муэдзин провозгла­шает последний призыв к молитве: любой звук из этого места отражается от стен и перекрытия 12 раз. 

Особенность декоративного убранства мечети Шаха составляет покрытие всех поверхностей расписной глазурованной плиткой с дробным ковровым орна­мен­том в желто-синей цветовой гамме, перетекаю­щим на решетки в световых проемах. Кера­мическая облицовка интерьера способствует как выдающейся акустике, так и сохранению прохлады внутри молитвенных залов.

Входной портал мечети и айван, ведущий в центральный зал, симметрично оформ­лены минаретами с закрытыми площадками для муэдзинов. Четыре баш­ни, поднимающиеся на высоту 42 метра, оптически сглаживают изгиб планировочной оси, не совпадаю­щей с осью площади.

история

Исторический контекст мечети началось со смерти короля Мухаммеда V в 1961 году короля Хасана II просил для лучших мастеров страны , чтобы выйти вперед и представить планы на мавзолей в честь ушедшего короля; он должен «отражать пафос и преклонение , с которым этот прославленный человек был расценен.» В 1980 году во время его празднования дня рождения, Хасан II сделал свои амбиции очень ясно для создания единого памятника ориентир в Касабланке, заявив:

Здание введено в эксплуатацию короля Хасана II, наиболее амбициозная структура когда — либо построенных в Марокко. Он был разработан французским архитектором Мишель Пинсо , который жил в Марокко, и был построен в гражданской инженерной группе Bouygues.

Работа началась 12 июля 1986 года, и была проведена в течение семи лет. Строительство было намечено завершить в 1989 году готов к 60 — летию Хасана II. В самый напряженный период строительства, 1400 мужчин работали в течение дня и еще 1100 в течение ночи. В строительстве и украшении мечети приняли участие 10000 художников и ремесленников. Тем не менее, здание не было завершено по графике , которая задержала инаугурации. Формальная инаугурация впоследствии был выбран в 11 — й Раби»аль-авваль в 1414 год хиджры , что соответствует 30 августа 1993, в котором также отмечается накануне годовщины пророка Мухаммеда «рождения s. Он был посвящен Государем Марокко .

финансирование

Затраты на строительство, по оценкам, составит около 585 миллионов евро , были предметом споров в Марокко, более низкой стране среднего дохода. В то время как Хасан хотел построить мечеть , которая будет вторым по величине только в мечети в Мекке, правительство не хватает средств для такого грандиозного проекта. Большая часть финансирования была по открытой подписке. Двенадцать миллионов людей пожертвовали делу, с квитанцией и сертификатом дается каждый донор. Наименьший вклад был 5 DH . Помимо пожертвований и тех , от деловых учреждений и арабских стран (таких как Кувейт и Саудовская Аравия ), западные страны предоставили кредиты на строительство.

Мечеть Хасана II

Касабланка, Марокко, XX век

1 / 7

Мечеть Хасана IIMehmet Alkan / Pixabay

2 / 7

Мечеть Хасана IIAnthony Tong Lee / CC BY-ND 2.0

3 / 7

Мечеть Хасана IIflowcomm / CC BY 2.0

4 / 7

Мечеть Хасана IIflowcomm / CC BY 2.0

5 / 7

Мечеть Хасана IIAnna Potri / Pixabay

6 / 7

Мечеть Хасана IImararie / CC BY-SA 2.0

7 / 7

Мечеть Хасана IIGreg Montani / Pixabay

Прекрасным примером современного про­чте­ния традиционных форм мечети явля­ется здание, построенное в Касабланке. Амбициозный заказ короля Марок­ко Хасана II был ориентирован на создание не только самой западной мечети Старого Света, но и постройки, уступающей размерами только меккан­ской Заповедной мечети. По результатам конкурса заказ был передан архитек­турно­му бюро француза Мишеля Пинсо и реализован в 1986–1993 годах.

Пинсо, долго работавший в Марокко, вдохно­вился стихом Корана, гласящим, что трон Аллаха находится на воде (Кор. 11:7), и вынес фундамент здания в океан, создав искус­ствен­ную платформу в зоне прилива и распо­ложив молит­венный зал мечети буквально «над водами»: сквозь стеклянные вставки в полу можно видеть перекатываю­щиеся волны.

Архитектор внимательно изучил местные художественные традиции и напол­нил постройку узнаваемыми цитатами, пре­дельно корректно введя современ­ное куль­товое здание в контекст всего мусульман­ского зодчества и создав своеобразную энциклопедию зодчества Магриба. Композиция молитвенного помещения, вмещающего 20 тысяч человек, воспроиз­водит поперечные бази­ликальные залы классических марокканских мечетей с понефным скатным перекрытием и зеленой черепицей; композиция ансамбля отсылает к мечети Омейядов в Дамаске. Открытое пространство перед мечетью, рассчитанное на размещение еще 80 тысяч молящихся, вызывает ассоциации с площадкой Храмовой горы Иерусалима перед мечетью Аль-Акса. Декор насыщен отсыл­ками к римским, арабским и мавританским памятникам. Раздвижная крыша, конструкция которой позаимствована из театральных и спортив­ных сооруже­ний, дает возможность совершать молитву под открытым небом, напоминая о ритуальной практике первых мусульман. В то же время, не отступая от тради­ций и интерпретируя художе­ственную классику, Пинсо сумел создать совер­шенно новый архи­тектурный образ: двор перед мечетью не четырехуголь­ный, а треугольный, направленный верши­ной на восток, что заставляет сравнивать мечеть Хасана II с кораблем, причаливаю­щим к африканскому берегу.

Дополнительное сходство с образом корабля придает минарет — четырех­гран­ная призма, полностью соответствующая традициям мавританской архитекту­ры, но развернутая углом к зданию. Достигая 210 метров, мина­рет в Касабланке не только удерживает звание самого высокого минарета, но и обес­пе­чивает мечети Хасана II статус самого высокого религиозного сооружения в мире (для сравнения: башни Кельнского собора, одного из самых высоких соборов мира, поднимаются на 157 метров). С наступлением темноты установлен­ный на минарете лазерный прожектор направляет в сторону Мекки зеленый луч.

Современный архитектурный шедевр стал безусловной достопримечательно­стью Касабланки, однако мусульманская община приняла новую мечеть насто­роженно: молящихся пугали застекленные проемы в полу, которые приходится огораживать; потребовалось также установить особый режим посещения па­мятника туристами. Кроме того, сразу после открытия мечети Хасана II потре­бовалось дополнительное укрепление ее платформы, размывае­мой океанскими приливами.

Мечеть Фейсала

Исламабад, Пакистан, XX век

1 / 6

Мечеть ФейсалаWikimedia Commons

2 / 6

Мечеть ФейсалаWikimedia Commons

3 / 6

Мечеть ФейсалаMare / CC BY-NC 2.0

4 / 6

Мечеть ФейсалаWikimedia Commons

5 / 6

Мечеть ФейсалаU.S. Embassy Pakistan / CC BY-ND 2.0

6 / 6

Мечеть ФейсалаWikimedia Commons

Строительство столицы Пакистана — нового исламского государства, появив­ше­гося на карте в конце 1950-х годов, — стало проектом, объединившим уси­лия многих мусульманских стран. Инициатором строи­тельства большой мече­ти был король Саудовской Аравии Фейсал. Объявленный в 1969 году междуна­род­ный конкурс проектов предлагал архитекторам создать в пред­горьях Гима­лаев здание, символизи­рующее устремленность в будущее. Победителем стал турецкий архитектор Ведат Далокай.

К тому моменту по проекту Далокая возво­дилась большая мечеть в Анкаре: там зод­чий, сохранив традиционный образ куполь­ной мечети, отказался от несу­щих стен и свел конструкцию здания к един­ственному вспарушенному своду  Вспарушенный свод — крестовый свод, центральная часть которого заметно поднята над боковыми. опирав­шемуся прямо на цоколь. Однако в процессе строи­тельства нова­торский проект был признан слишком авангардистским, и на го­товом фундаменте было возведено вполне осман­ское здание. Переработанный проект Далокай предста­вил на пакистанский конкурс, отказавшись от сводчатого пере­крытия, но со­хранив идею самонесущей (без дополнительных элементов, подпорок и стен) конструкции.

Здание мечети Фейсала, строившееся до середины 1980-х годов, составлено из тре­угольных плоскостей по принципу кресто­вого свода. Мечеть образно срав­нивают с бело­снежным шатром, раскинутым у под­ножия гор. Четыре фасада превращены в жалюзи, ограничивающие попадание прямого света в интерьер, а все грани, образованные плоскостями перекрытия, — в световые дорожки, позволяющие легко прочитать конструкцию и форму сооруже­ния. Вопреки всей художественной традиции ислама, здание и снаружи, и внутри лишено каких-либо плавных изгибов, закруглений, перетеканий: архитек­тур­ная идея сведена к разнонаправленным прямым линиям, пересечению плоско­стей, граням и углам. Эта идея подчеркивается и ночной подсвет­кой мечети, основанной на проникновении освещения молитвенного зала через швы.

Четыре минарета, закрепляющие углы шатра, также представ­ляют собой кон­струк­цию из граней, между которыми на просвет видны лестничные марши, и напоминают технологические фермы космодрома, прекрасно выражая основ­ную идею заказа.

Официальные источники указывают, что мечеть Фейсала с открытым двором, окру­женным двухъярусной галереей, вмещает до 300 тысяч молящихся, что обеспечивает ей место в тройке крупнейших мусульман­ских зданий. Ислама­бадская мечеть продемонстрировала возможность сочетания исламской риту­альной функциональности с авангардистскими конструктивными реше­ниями, а необходимых традиционных элементов — c современными формами и стала отправной точкой и аргументом для целого ряда экспериментов в мусульман­ской культовой архитектуре.

История

Строительство началось в 1356 году и закончилось шесть лет спустя, в 1362 году. Один из минаретов разрушился во время строительства, в результате погибли около сотни учеников медресе. Государство было в состоянии финансировать столь крупное строительство несмотря на огромные людские потери от пандемии чумы — Чёрной смерти. При возведении здания использовалась облицовка, демонтированная с великих пирамид.

Султан был убит в результате дворцового заговора прежде, чем мечеть была закончена. В мавзолее, который был предназначен для султана Хасана, вместо него похоронены двое его сыновей.

Мечеть Ибн Тулуна

Каир, Египет, IX век

1 / 8

Мечеть Ибн ТулунаWikimedia Commons

2 / 8

Мечеть Ибн ТулунаWikimedia Commons

3 / 8

Мечеть Ибн ТулунаWikimedia Commons

4 / 8

Минарет мечети Ибн ТулунаWikimedia Commons

5 / 8

Мечеть Ибн ТулунаWikimedia Commons

6 / 8

Мечеть Ибн ТулунаWikimedia Commons

7 / 8

Мечеть Ибн Тулунаupyernoz / Flickr / CC BY 2.0

8 / 8

Мечеть Ибн ТулунаMichal Huniewicz / Wikimedia Commons

В 860-е годы полководец Ахмад ибн Тулун, отправленный в Египет для укреп­ле­ния власти аббасидских халифов, подавил восстания и подчинил местных эмиров, а затем захватил власть и даже основал новую династию правителей Египта — Тулунидов. Своей резиденцией он избрал городок Катай (ныне один из кварталов Каира), где в 876–879 годах возвел дворец, больницу и большую мечеть.

Образцом для постройки Ибн Тулуна стала мечеть в иракской Самарре — сто­лице халифата Аббасидов, и в этом выразилась политическая претензия нового правителя, перенесшего в собственную столицу знако­вый памятник своих сюзе­­­­ренов. Прежде всего следование образцу заметно в башне (мина­рете), стоящей за пределами молит­венного двора со стороны, противо­полож­ной кибле. Как и его прототип в Самарре, мина­рет опоясан внешней лестницей как спи­ралью. В качестве строительного мате­риала использован кирпич, обычный для зодчества Ирака, но редкий для сред­невековой архи­тектуры Египта, где не было недостатка в камне.

Здесь арабские мастера уже почти отказа­лись от использования элементов ан­тичных и византийских зданий. Внутренние поверх­ности арок покрыты рез­ным орнаментом, не повторяющимся в пределах здания; вся декорация мечети Ибн Тулуна на протяже­нии столетий служила предметом изучения для му­суль­манских художников.

Позже, в XIII веке, в центре двора был возве­ден фонтан для омовений в виде купольного павильона, который стал композиционным центром двора и новой вертикальной доминантой.

Планировочная особенность мечети Ибн Тулуна — внешняя стена, отгоражи­вавшая периметр культового здания от жилых и базарных квар­­талов: между этой стеной и мечетью образуется особая П-образная от­крытая площадка (зияда), расширявшая пространство для праздничной молит­вы и разделявшая потоки молящихся. Этот элемент также заимствован из му­сульман­ской архи­тектуры Ирака.

Список источников

  • ru.qwe.wiki
  • arzamas.academy
  • wiki.bio
Оцените статью
Добавить комментарий