Бывшая лютеранская кирха — лютеранская церковь во имя святой екатерины

Интересное

Архитектура

Здание церкви характерно для творчества Ю. М. Фельтена, создавшего в Петербурге ряд аналогичных сооружений. Прямоугольная в плане, двухъярусная церковь включает круглый в плане вестибюль, служебные помещения и большой зал, разделенный на три части колоннами коринфского ордера.

Южную часть здания венчает небольшой купол на высоком барабане, удачно включенный в композицию главного фасада. Главный фасад с его четырехколонным дорическим портиком типичен для архитектуры раннего классицизма. В 1902—1903 годах по сторонам портика были сооружены помещения для лестниц, что превратило его в лоджию. Тогда же статуи апостолов Петра и Павла перенесены из ниш по сторонам входа в ниши наружных стен лестничных пристроек по сторонам лоджии. В настоящее время в связи с затянувшейся реставрацией КГИОП статуи не подлежат восстановлению.

Фото и описание

Евангелическо-лютеранская церковь святой Екатерины находится в центре города Архангельск. Внутри стоит орган во всю высоту здания. В настоящее время представляет собой камерный зал Поморской государственной филармонии.

С середины XVII века в Архангельске постоянно жило много иностранных купцов, включая голландцев и немцев. Первоначально в городе был образован реформатский приход (называвшийся голландским), а к 1683 году и лютеранский (гамбургский). Сначала он был составной частью евангелическо-реформатского прихода Москвы, при этом он сохранил свои характерные вероисповедные особенности и право выбирать пастора в Германии.

Первым проповедником общины в Архангельске был Ф.Л. Шрадер (из Гамбурга). На своей должности он проработал 14 лет. В 1687 году Шрадер построил деревянную кирху. Богослужения в ней проходили на немецком языке. Службы в кирхе организовывались только в летние месяцы, а в зимние – в пастырском доме.

В 1710 году в Архангельске случился большой пожар, уничтоживший деревянную кирху. Но в том же году появилась новая церковь. В 1766 году местные лютеране стали хлопотать о возведении каменной кирхи на месте обветшалой деревянной. С благословения Святейшего Синода новая церковь была заложена в 1767 году, а построена в 1768 году. До сих пор она стоит в Архангельске. Первоначально кирха представляла собой 1-этажное, 1-нефное здание с колокольней в стиле, который близок к западноевропейскому барокко. Над колокольней размещались купол с часами и крест с флюгером.

В 1774 году строящуюся кирху повредил пожар. Был организован ремонт, после которого колокольня стала выше, а фасады были выполнены в стиле классицизма. В 1791 году церковь посещали 269 прихожан евангелического исповедания. В 1817 году пасторы реформатской (голландской) и лютеранской (гамбургской) общин Архангельска стали просить объединить их в один евангелический приход. С разрешения императора Александра I кирха для этих 2-ух общин превратилась в общую. Богослужения организовывались в обоих зданиях, причём праздничные проводились, преимущественно, в церкви Святой Екатерины. Пастором выбрали Иоганна Арнольда Брюнингса. В 1851 году кирху уничтожил пожар. Ее заново отстроили через 2 года.

В 1896 году, после очередной реставрации колокольни, появился еще 1 уровень для колокольного звона (ранее для реформатов и лютеран запрещенного), а средний уровень над входом был украшен окном в виде квадрифолия, немного напоминавшего окно-розу готического стиля. После пожара 1908 года утвердили новый проект восстановления здания, предусматривавший возобновление колокольного готического шпиля. Но по пожеланию немецкого купечества шпиль заменили куполом. Последний раз кирха пострадала от пожара в 1909 году. После реконструкции колокольня была украшена готическим шпилем, с запада появился крупный навес над входом, а с востока — алтарная апсида, оформленные в стиле модерн.

После Октябрьской революции 1917 года здание кирхи было национализировано и передано евангелической общине. В 1929 году, по причине нехватки средств на содержание церкви, община решает передать здание и все имущество исполнительному комитету при губернаторе, предоставлявший его различным организациям.

История

Файл:Lutheran Church (Omsk).jpg Исторический вид здания

Строительство и развитие (XVIII в. — 1920 г.)

Первыми лютеранами, поселившимися в Сибири были военнопленные, захваченные во время Северной Войны 1700—1721 годов. Пленных шведских солдат и офицеров использовали в качестве рабочей силы и руководителей строительных отрядов при возведении Омской крепости. Строительство в середине XVIII в. сибирских пограничных линий привело к увеличению числа военнослужащих-лютеран, что создало предпосылки для постройки зданий для возникавших лютеранских приходов в гарнизонах. Среди командующих пограничными линиями было много этнических немцев.

Кирха возводилась на пожертвования военных и была рассчитана на 100 мест.

В Акмолинской области, где находилась омская кирха, количество лютеран с 1897 по 1910 гг. в результате переселенческого движения увеличилось с 5145 до 29 038 человек. Немецкое население Омска, среди которого было много лютеран, с 1897 по 1914 гг. увеличилось с 437 до 3400 человек.

Советский период и гонения на церковь (1920—1971 гг.)

После революции 1917 года и Гражданской Войны над кирхой, как и над другими религиозными зданиями, сгустились тучи. В августе 1920 года здание было передано в собственность муниципалитета. Через год евангелическо-лютеранская церковь вместе с имуществом передана в аренду общине верующих, состоявшей из 45 человек. В 1930 г. у общины изъяли и передали в архив 133 экземпляра книг на немецком языке. В начале 1930-х гг. кирха была закрыта и отдана под нужды города. Готическая башенка была разобрана в период с 1930 по 1970 годы.

Из церкви в музей (1972 г. — н.в)

В 1972 году здание было реконструировано в связи с постройкой Дворца культуры им. Ф. Э. Дзержинского. Был проведён капитальный ремонт и появился переход, соединивший здание с ДК. В ходе реконструкции убрали пристройку, которая долгое время скрывала алтарную апсиду.

С 1977 г. в бывшей кирхе находится музей УВД Омской области. Решением Омского облисполкома № 239/10 от 26 июня 1980 г. здание было признано памятником архитектуры и взято на государственный учёт.

Знаменитые прихожане

Кирха знаменита своими прихожанами, среди которых были и представители власти, как государственной, так и местной. В качестве примера можно указать Г. Х. Гасфорд (1794—1874, генерал-губернатор Западно-Сибирской губернии в период с 1851 по 1861 годы, герой Отечественной Войны 1812 года, участник военных кампаний на Кавказе, Польше и Австро-Венгрии). Во времена его правления были присоединены Заилийская область и некоторые другие крупные территории, было реформировано Сибирское Казачье Войско, переселились 80 000 эмигрантов из европейской части Российской Империи, построено 200 церквей и открыто много школ. Такие именитые омские архитекторы как Фредерик Фридрихович Вагнер (1821—1876) и Э. И. Эзет (1838—1892) также были в своё время прихожанами кирхи святой Екатерины. В 1890 г. в церковный совет входили Степной генерал-губернатор М. А. Таубе, городской голова Э. И. Эзет, позднее губернатор Акмолинской области Е. О. Шмидт и другие.

Расположение здания и архитектурная оценка[ | ]

Кирха (церковь) расположена в историческом центре города Омска на восточной стороне крепостного плаца Омской Крепости недалеко от берега реки Иртыш. Здание является памятником архитектуры позднего Сибирского барокко. Сочетание архитектурных форм, гибкости, и толстый слой штукатурки придали зданию яркости и сделали его одним из лучших памятников архитектуры XVIII века. Проект здания был утверждён главным командованием Сибирского Войска, возглавляемым генерал-поручиком И. И. Шпрингером. Здание было построено в 1790—1792 годах при генерале Г. Э. фон Штрандмане.

Церковь представляет собой прямоугольное здание в стиле барокко с большим полукруглым алтарём. Главный фасад, выходивший на крепостную площадь, имеет центрально-симметричную композицию: посередине ризалит (часть здания, выступающая за линию фасада во всю его высоту) с тремя арочными окнами, пространства между которыми украшены пилястрами (плоскими вертикальными выступами в стене, заменяющими колонны), и фронтоном; боковые части имеют по два арочных окна. Углы здания скруглены и также украшены пилястрами. Вход в кирху был с южной стороны. Первоначально он имел портал с колоннами. Позднее вход был оформлен высоким крыльцом с парапетом из фигурной решетки и козырьком на изящных кронштейнах из кованого металла. До конца XIX столетия над зданием кирхи была восьмигранная башня с куполом. Позднее, в 1906—1908 гг. над ней была построена башня в готическом стиле. Эти перемены во внешнем облике здания связывались с особенностями национальной самобытности лютеран. Таким образом, замена общего стиля здания с «международного» барокко на готику была сделана с намерением придать ей более «германский» вид. Однако башня была демонтирована в 1970 году.

Декоративные элементы:

  • стены гладкие, с пилястрами
  • извилистые карнизы
  • полукруглые окна, декорированные наличниками

Интерьер кирхи до наших дней не сохранился.

Литература[ | ]

  • Кудринский В. Ф. Музей омской милиции. Ул. Достоевского, 2. Бывшая лютеранская кирха в Омской крепости. 1792 : // Поэзия знакомого ландшафта : ом. архитектура конца XVIII—XX вв. : / фотохудож. В. Ф. Кудринский. — Омск, 2000. — С. 18.
  • Кудринский В. Ф. Музей омской милиции. Ул. Достоевского, 2. Бывшая лютеранская кирха в Омской крепости. 1792 : // Омск… волею Петра Великого : / фотохудож. В. Кудринский. — Омск, 2004. — С. 24.
  • Лютеранская кирха : // Рожденный повелением Петровым… Омск / авт. текста и гл. ред. Л. Першина. — Омск, 2006. — С. 36.
  • Лютеранская кирха в крепости. 1792. Сейчас — музей омской милиции. Ул. Достоевского, 2 : // Миненко Н. А. Омск в панораме веков / Н. А. Миненко, С. В. Федоров; авт. фотосъемка М. Г. Пахотина, В. З. Шевырногова. — Омск, 1999. — С. 62.
  • Лютеранская кирха, 1999 г. // Земля, на которой мы живем : природа и природопользование Ом. Прииртышья. — Омск, 2002. — С. 386.
  • Лютеранская кирха. Нач. XX в. : // Старый Омск : нач. XVIII — нач. XX вв. : ил. хроника событий. — Омск, 2000. — С. 48.
  • Лютеранская кирха. Построена в 1792 г. : // Из XVIII века — в век XXI : история Омска / Миненко Н. А., Рыженко В. Г. — СПб., 2006. — С. 61.
  • Лебедева Н. И. «Архитектура омских церквей в XVIII—XX в.» Омск. 1995 г. стр 99-100
  • Лебедева Н. И. Лютеранская община и кирха во имя святой Екатерины в Омске // Протестантизм в Сибири : история и современность : материалы междунар. науч. конф. — Омск, 1998. — С. 64-67; Лютеране в Сибири. — Омск, 2000. — С. 78-80.
  • Лебедева Н. И. Диссертация «Памятники культовой архитектуры в динамике исторических и культурных реалий XX века» (основано на материалах об Омской области). Омск. 2000 г.
  • Лебедева Н. И. Кирха во имя св. Екатерины // Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья / Н. И. Лебедева. — Омск, 2003. — С. 61-62, 119, 171, 213—214 : ил.
  • Лосунов А. Вторая Омская крепость // Ом. наследие. — 2008. — № 4. — С. 106—113 : ил.
  • Миненко Н. А. Рождение Омска / Н. А. Миненко, С. В. Федоров // Омск в панораме веков / Н. А. Миненко, С. В. Федоров. — Омск, 1999. — С. 44-63 : ил.
  • Омская крепость : «Пристойно вновь быти городу…» / материал подгот. С. Черноок // Элит. недвижимость в Омске. — 2005. — № 6. — Прил.: с. 3-8: ил.

История

В 1779 году в Гродно появились лютеране. Они приехали из Германии по приглашению гродненского старосты Антония Тизенгауза для работы на королевских мануфактурах.

В 1793 году польский король Станислав II подарил гродненской евангелическо-лютеранской общине здание бывшей таверны, которое было приспособлено как кирха.

В начале XIX века была начата перестройка трёхэтажного здания бывшей таверны в каменную кирху в стиле неоготики. Рядом было устроено лютеранское кладбище. К 1843 году строительство каменной кирхи было закончено, к церкви был пристроен небольшой дом пастора. Окончательный вид кирхи сложился в 1873 году, когда колокольню украсили часами.

Лютеранская церковь в Гродно на открытке начала XX века

В 1912 году была выполнена значительная реконструкция кирхи. Был оштукатурен фасад, со стороны алтарной части были построены новый пасторский дом и лютеранская школа.

Первая мировая война привела к тому, что часть общины была депортирована вглубь России. Вторая мировая война окончательно привела гродненскую лютеранскую общину в упадок.

В советское время в здании кирхи размещался государственный архив Гродненской области (1944—1994 гг.), для чего была убрана часть её интерьера. Территорию старого лютеранского кладбища, закрытого ещё в 1936 году, застроили общественными зданиями.

В 1993 году община гродненских лютеран возобновила свою деятельность. В 1995 году кирха была передана евангелическо-лютеранской общине Гродно. На июнь 2012 года община насчитывала около 50 человекОшибка в сносках?: Неправильный вызов: ключ не был указан. На данный момент гродненская кирха является единственным действующим историческим лютеранским храмом в Беларуси.

В конце 2013 года началась реставрация здания, которая закончилась в 2015 году. Воссоздан первоначальный облик кирхи, в том числе реконструированы 12-метровый шпиль и 10 крестов в экстерьере храма.

История

На Украине и Киеве в частности немцы-колонисты поселились во 2-й половине XVIII века. Первые переселенцы жили преимущественно на Подоле. Первые богослужения для ещё небольшой немецкой общины отправлялись в доме Георга Бунге — держателя первой городской аптеки. Однако вскоре общине стало тесно в небольшом доме аптекаря и уже на протяжении 1794—1795 годов на Спасской улице возвели небольшую деревянную кирху в честь Св. Екатерины. Эта первая церковь погибла в огне подольского пожара 1811 года. Но уже вскоре город предоставил верующим место на окраине Липок. 25 июня 1812 была заложена новая деревянная церковь. Финансовые трудности заставили церковных старост заложить свои дома и возвести на эти средства церковь.

Нынешняя здание кирхи сооружена по проекту архитектора Ивана Штрома. Осуществил строительство и внутреннюю отделку Павел Шлейфер. Заложено здание было 19 июня 1855 года, а освящено 4 августа 1857 года. Церковь отличалась замечательной акустикой, имела орган, подаренный купцом Кельном. Рядом с храмом находилось лютеранское училище. В 1854 году при кирхе члены общины организовали «Общество пения» (Киевское певческое общество), а вскоре были созданы хор и симфонический оркестр. Улица в честь жителей и расположение храма получила название Лютеранской.

Бурные события революции 1917—1919 годов и установление советской власти в городе положили конец мирной жизни лютеранской общины. Начались гонения на духовенство, в 1937 году был арестован последний из пастырей. В 1938 году община была ликвидирована, а храм — закрыт. В храме поочередно располагались клуб, затем склад, а с 1973 года — дирекция Музея народной архитектуры и быта. Вследствие 60-летнего использования не по назначению помещение кирхи было полностью искажено, интерьеры — потеряны. В годы Второй мировой войны был уничтожен дом пастора, который располагался напротив кирхи.

С обретением Украиной независимости храмы начали возвращаться к верующим. В начале 1990-х годов была возрождена деятельность лютеранской общины, а в 1998 году храм вернули верующим. В течение 1998—2000 годов продолжалась реконструкция кирхи и с 2000 года обновленный храм является полноценно действующим.

В течение событий Евромайдана помещения кирхи использовалось для оказания помощи раненым участникам протестов.

Святая Екатерина

Девушка выдержала все пытки, но не отреклась от своей веры. Позднее церковь причислила ее к лику святых.

Церковь носит имя Святой Екатерины, жившая в Римской империи в эпоху правления императора Максимиана. Она была дочерью правителя Александрии, которая считалась центром эллинской мудрости, поэтому Екатерина получила блестящее образование.

Кроме того, она была очень красива. Родители пытались выдать ее замуж, но каждому жениху она отказывала и настаивала на том, что выйдет только за мужчину, который будет умнее, красивее и знатнее, чем она. Мать Екатерины была тайной христианкой. И она повела дочь к христианскому священнику за советом.

Старец сказал Екатерине: «Красивее и умнее тебя только один – Иисус Христос».

В это время в Александрию прибыл император, любивший мучить христиан и сжигать их живьем. Присутствовавшая на казни Екатерина не выдержала и вступилась за несчастных. Когда император узнал, что она тоже христианка, Максимиан прислал к ней сначала 50 ученых мужей, а затем и императрицу Августу, чтобы они убедили девушку отречься от Христа. Но, поговорив с Екатериной, все они сами стали христианами. Взбешенный император приказал пытать и казнить Екатерину.

Девушка выдержала все пытки, но не отреклась от своей веры. Позднее церковь причислила ее к лику святых.

В советское время лютеранская церковь была закрыта, и здание передали в собственность МВД. Долгие годы здесь был спортзал и клуб имени Менжинского для работников милиции. Здесь они устраивали концерты, занимались в кружках самодеятельности и спортивных секциях. В 90-е годы здание вернули пастве.

Ссылки

  • [http://www.lib.okno.ru/omsk/kirha.htm Город многоликий: 300-летию Омска посвящается — Лютеранская кирха]
  • [http://www.omskmap.ru/point/omsk/tour/52 Лютеранская Кирха (ныне музей УВД Омской области) — Омская область на карте]
  • [http://www.omsktime.ru/church/kirxa.html Лютеранская церковь в Омске] (недоступная ссылка — [//web.archive.org/web/*/http://www.omsktime.ru/church/kirxa.html история], [//web.archive.org/web/20110930180059/http://www.omsktime.ru/church/kirxa.html копия])
  • [http://www.elci.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=80&Itemid=199 История прихожан-лютеран в Омске]
  • [http://nebesite.ru/vzroslyi/geografiya/evangelicheskoliuteranskayacerkovgorodaomsk.jdx Лютеране]

История

Община создана в 1728 году. В начале верующие собирались в каменном доме на Васильевском острове. Позднее на фундаменте этого строения была возведена церковь, освященная 29 сентября 1744 года во имя апостола Петра.

  • Современное здание заложено 22 июня 1768 года (на 1100 мест). Архитектором церкви был Ю. М. Фельтен. Освящен[кто?] 26 января 1771 года.
  • Капитальный ремонт был в 1852 и 1859 годах (последний при участии архитектора В. Я. Лангвагена).
  • Церковь перестроена в 1902—1903 годах, в том числе расширена на 200 мест под руководством архитектора Л. Х. Маршнера.

К 1917 году в состав прихода входили: богадельня для вдов, сиротский приют, гимназия и реальное училище для мальчиков, женская гимназия, начальные школы для мальчиков и девочек. В 1935 приход закрыт властями, пасторы и часть прихожан репрессированы. Пастор Фришфельд погиб в лагере на Соловках. Группа прихожан арестована по так называемому «Делу академиков» и расстреляна на Левашовской пустоши.

Церковный зал изначально был поделен колоннами на три нефа. В алтаре висели копии картин Рубенса «Тайная вечеря» и Ванлоо «Воскресение». На стенах висели полотна Гриммеля «Искушение Адама» и «Распятие».

В 1852 году в церковном зале был установлен орган работы мастера Г. Метцеля, привезённый из Регензбурга. В 1859 году архитектором В. Я. Лангвагеном перестраивался церковный зал, по сторонам церкви заменили металлическую ограду на кирпичную. В конце XIX века церковный зал оборудовали хорами, в нём установили позолоченные статуи Веры и Любви, мраморную статую Спасителя работы скульптора Бока. Тогда же здесь появился новый большой орган на 48 регистров.

В 1930-х годах храм был закрыт, здание передали клубу горняков. В 1970-х годах здание церкви занимал филиал института «Гидропроект», а в 1980-х годах здесь работала студия звукозаписи «Мелодия».

В 1989 году община вновь собралась в своем здании, и в 1996 году официально получила его в бессрочное безвозмездное пользование. В 1995 году над куполом установлен крест, а в 1999 — установлен новый, самый большой в городе механический орган, вместо вывезенного и утраченного.

История церкви

Первое здание лютеранской церкви Святой Екатерины сгорело во время штурма Казани войсками Емельяна Пугачева в 1774 году.

Это уже третье по счету здание лютеранской кирхи, построенное на этом месте (бывшей Покровской улице, ныне улице Карла Маркса). Первая церковь возвели в 1771 году, в царствование императрицы Екатерины Второй, когда в Российскую Империю переселялись немцы.

Их селили на левом берегу Волги в районе города Саратов. Но некоторая часть их расселялась и по другим городам Поволжья, в том числе и в Казани. С разрешения императрицы немцам сохранили право свободного вероисповедания, поэтому большинство переселенцев оставались протестантами, и в каждом городе возводились кирхи для служб.

Тогда Пугачев сжег почти весь город. В 1777 году церковь была восстановлена из руин. Так появилось второе здание, которое простояло 100 лет, и когда оно окончательно обветшало, на его месте было построено третье, сохранившиеся до нашего времени.

Лютеранскую церковь в Казани посещали многие видные представители немецкой общины, в том числе Карл Фукс, врач, ученый, этнограф, преподаватель Казанского университета. В Казани его до сих пор помнят и чтят, Карлу Фуксу поставлен памятник, его именем назван один из скверов города.

Интересные экскурсии для вас:

Архитектура

Декорированная колокольня церкви с остатками механизма старинных часов

Здание гродненской кирхи является однонефным, однобашенным с 5-гранной апсидой и сакристиями. Главный фасад имеет симметричную композицию, которая вытянута вертикально. Квадратная монументальная башня-колокольня выступает из основного объёма и завершается высоким острым шатром, который является ломаным по форме.

Главный вход кирхи (через башню) оформлен большим стрельчатым порталом, над порталом располагается окно-роза. Стены боковых фасадов обведены широким карнизным пояском, а также укреплены контрфорсами. Окна содержат цветные витражи с готическими металлическими переплётами.

Интерьер имеет вытянутую по продольной оси симметричную композицию. Основной объём, являющийся по плану прямоугольным, перекрыт оригинальным по форме фигурным сводом: у боковых стен цилиндрическое перекрытие переходит в плоский потолок на деревянных кронштейнах. Апсида раскрывается арочным проёмом в основной объём. На 2-ом этаже башни располагаются маленькие хоры.

Список источников

  • wiki2.org
  • www.votpusk.ru
  • wiki.bio
  • www.kazan-guide.ru
  • encyclopaedia.bid
  • wikiredia.ru
  • o-ili-v.ru
Оцените статью
Добавить комментарий