Колодец иакова

Религиозное значение

Еврейская, самарянская, христианская и мусульманская традиции  связывают колодец с Иаковом. Колодец конкретно не упоминается в Ветхом Завете; Книге Бытия (33:18) гласит, что, когда Иаков вернулся в Сихем из Месопотамии, он разбил лагерь «перед» городом и купил землю, на которой разбил свою палатку. Библеисты утверждают, что это был участок земли, на котором был построен колодец Иакова.

Колодец Иакова напрямую упоминается в книге Нового Завета от Иоанна, где записано, что Иисус

Евангелие от Иоанна продолжает описывать разговор между Иисусом и самарянкой (так называемой Фотиной Самаряныной в православной традиции), которая состоялась в то время как Иисус отдыхал у колодца.

Колодец-побратим

Имя водоёму дали первые местные набожные поселенцы, которые решили назвать его в честь одноимённого колодца в Палестине.

В отличие от техасского, палестинский колодец имеет действительно религиозное происхождение. Согласно легенде, его выкопал Иаков сын Исаака. Сейчас около этого места проходит дорога, по которой путешествовали некогда патриархи.

Колодец упоминался в Новом Завете от Иоанна, где говорится, что около него отдыхал Иисус, когда прибыл в самарийский город Сихарь, расположенный близ этого места.

В его водах совершались таинства крещения. В разное время он находился в церквях, построенных прямо на над ним.

Сегодня колодец находится в греческом православном монастыре палестинского города Наблус.

Колодец Иакова в Техасе (США) и колодец Иакова в Сихаре (Палестина) не имеют ничего общего, кроме названия. И путать их не стоит.

История

В трудах паломников говорится, что колодец Иакова располагался в разных церквях, построенных на том же месте в течение долгого времени. К 330 г. место было определено как то, где состоялась беседа Иисуса с самарянкой, и, вероятно, использовалось для крещения.

Колодец Иакова в Наблусе в 1912 г.

К 384 г. здесь была построена крестообразная церковь, которая упоминается в IV в.  писаниях св. Иеронима. Эта церковь была, скорее всего, разрушена во время самаритянского восстания  в 484 г. или 529 г. Впоследствии она была восстановлена Юстинианом и простояла до 720 г. и, возможно, до начале IX в.

Церковь св. Фотины Самаряныни у колодца Иакова в Наблусе

Византийская церковь была в руинах к тому времени, когда крестоносцы заняли Наблус в августе 1099 г., в начале XII в. паломники описывали колодец  без упоминания церкви.

Поздние упоминания XII в. говорят о вновь построенной церкви у колодца. Первым подтвердил это Теодорих, который писал:

Эта церковь периода крестоносцев была построена в 1175 г., скорее всего, благодаря поддержке королевы Мелисенды, которая была сослана в Наблус в 1152 г., где она жила до своей смерти в 1161 г. Эта церковь была уничтожена после победы Саладина над крестоносцами в битве при Хаттине в 1187 г.

Колодец Иакова в 1934 г.

В марте 1697 г., когда Генрих Маундрелл посетил Колодец Иакова, глубина воды в нём была 4,6 м. Эдвард Робинсон посетил город в середине XIX в., описывая «остатки древней церкви», которая располагалась чуть выше, на юго-западе от колодца как

Местные христиане продолжали почитать это место, даже когда там не было церкви.

В 1860 г. место было получено греческой православной патриархией и новая церковь, освященная во имя св. Фотины Самаритяныны, была построена вскоре после этого.

Купол церкви св. Фотина в Бир-Якуб

Землетрясение 1927 г. в Палестине уничтожило это здание.

Список источников

  • guide-israel.ru
  • www.syl.ru
Оцените статью
Добавить комментарий