Забытое малостранское кладбище

ПИСЬМЕННЫЕ И УСТНЫЕ ПЕРЕВОДЫ С РУССКОГО НА ЧЕШСКИЙ И С ЧЕШСКОГО НА РУССКИЙ

Предлагаю переводы любых текстов, документов и сайтов с русского на чешский, и с чешского на русский, в т.ч. медицинской документации. Переводы с заверением (или без), в т.ч. срочные. Корректировка написанных текстов. Устные переводы, переговоры, сопровождение, телефонные разговоры, помощь с заполнением бланков и т.п. Прага 5 — Стодулки (Stodůlky).

Я Чех, который 20 лет учился, жил и работал в Москве, владею чешским и русским языками в совершенстве на уровне носителя языка, понимаю чешский и русский менталитет. Опытный судебный (присяжный) переводчик с круглой гербовой печатью.

Практическая информация по посещению еврейского квартала в Праге

Выставки еврейского музея в Праге размещены в 6 отдельных строениях:

  1. Майзелова синагога
  2. Испанская синагога
  3. Пинкасова синагога
  4. Старое еврейское кладбище
  5. Клаусова синагога
  6. Обрядовый зал

Билеты в Еврейский музей стоят дорого — 350 CZK (∼13,4€), это самый дорогой музей Праги. Причем в старейшую синагогу Европы придется покупать билет отдельно, а это еще 200 CZK (∼7,8€). Учитывая то, что на русском языке вы никаких пояснений не найдете, цена огорчает. По еврейскому кварталу можно взять экскурсию на английском с посещением всех вышеозначенных объектов на сайте tiqets.com за 39€, из них более 21€ составляют билеты.

Посещать синагоги несведущим людям без пояснений совсем не интересно, я читала отзывы, большинство считает, что музей не стоит своих денег, ничего не понятно. Если хочется приобщиться к истории  еврейства в Праге нужно знать английский, увы, пока это так. На русском языке можно взять экскурсию только по Еврейскому кварталу без посещения синагог на сайте Sputnik8. Так же посещение всех синагог включено в Прага кард (читать статью Стоит ли покупать Прага кард?).

Прогуляться по улицам еврейского квартала можно абсолютно бесплатно, там есть на что посмотреть.

Что посмотреть

Территория кладбища состоит из нескольких частей. Западнее улицы Яна Желивского располагаются захоронения католиков, восточнее – православных и евреев. Одно из отдельных участков – территория вокруг Успенской церкви. Там располагаются захоронения российских эмигрантов, а также 4 русских армий: самые старые могилы принадлежат солдатам, погибшим при Битве Народов в 1813 году, далее участок белогвардейцев, а самый ухоженный мемориал принадлежит военнослужащим Советской Армии, освободивших Прагу в 1945 году.

Также на кладбище можно найти захоронения известного писателя Франца Кафки, графини Софии Толстой, студента Яна Палаха, который совершил самосожжение в знак протеста простив ввода войск в ЧССР.

Помимо известных захоронений, кладбище является культурным достоянием, ведь многие надгробия и часовни имеют художественную ценность. Здесь можно найти веяния модерна в скульптуре Франтишека Роуса, расположенной недалеко от входа. Классицизм отметился в работах Вацлава Прахнера, создателя известной фигуры Терезки.

Живописные уголки, таинственные легенды о призраках неуспокоенных душ и люди, которые творили историю – все это можно найти в стенах Ольшанского кладбища.

Ротонда Св. Мартина и капелла Девы Марии Шанцовской

Почти сразу за Леопольдовыми воротами расположилась, как считают многие чешские историки, самая древняя уцелевшая романская постройка не только Вышеграда но и всей Праги – ротонда Святого Мартина (Rotunda sv. Martina).

Прага. Вышеград. Ротонда Святого Мартина

Часовня была возведена в XI веке и является единственным уцелевшим крепостным сооружением той эпохи.

В 1878–1889 гг. была произведена реставрация, в результате которой ротонда обрела новый южный портал. Внутреннее убранство ротонды можно увидеть лишь во время церковных богослужений.

Прага. Вышеград. Капелла Девы Марии Шанцовской

За ротондой располагается ренессансная капелла Девы Марии Шанцовской (kaple Panny Marie Šancovské), являвшаяся до 1784 года паломнической часовней. На протяжении ста лет церковь оставалась закрытой, а в конце XIX века была заново освящена. Кстати, в ходе реконструкции под полом капеллы были обнаружены несколько человеческих скелетов. Кто был здесь тайно похоронен, история умалчивает…

Что посмотреть

На старом еврейском кладбище можно увидеть могилы многих известных личностей: Давида Ганса – ученого и раввина, Иехуды Лева (Махараля из Праги) – ученого и философа, астронома Иосифа Дельмедиго, а также знаменитого Мордехая Майзела – рожденного в нищете, но разбогатевшего до такой степени, что мог обеспечивать деньгами даже королевскую казну. Умер Мордехай Майзел, как и родился, – бедняком, поскольку раздал все свое имущество.

Здесь же можно увидеть и могилу Давида Оппенгеймера – главного раввина Чехии, жившего в XVII-XVIII веках.

Интересно обратить внимание и на символы, размещенные на памятниках. Вначале на могилах размещались символы, говорящие о принадлежности покойного к иудаизму, но позже с их помощью стали подводить своеобразный итог жизни покойного, рассказывать о его имени и профессии

Например, изображения животных или птиц могли указывать на свойства характера человека или на его фамильное прозвище. Корона обозначает доброе имя, а виноградная гроздь – жизнь в достатке. Если вы видите изображение ножниц, то перед вами могила портного, изображение шприца – лекаря, а изображение топора обозначает место захоронения мясника.

С XVII века вместо плоских стел стали устанавливать тумбы. Гроб, при этом, помещался не в саму тумбу, а закапывался под нее. Старейшие тумбы на кладбище принадлежат Мордехаю Майзелю и Махаралю.

Самое знаменитое кладбище Праги — Вышеградское, где похоронен весь цвет чешской нации. Кладбище-памятник,кладбище-музей,где много туристов и почти каждое надгробие — образец искусства.Прогуляемся вместе?

Вышеградское кладбище находится в самый древней части Праги — в Вышеграде. Вышеград — древняя крепость, расположенная на холме, откуда открывается потрясающий вид на Влтаву и Пражский град.

Вышеград — обитель чешских правителей. Именно отсюда первая правительница Праги, княжна Либуше, предрекла Праге великую судьбу и славу. По поводу славы спорить сложно — Прага в любой сезон наводнена туристами. И посещение Вышеграда, а вместе с ним и Вышеградского кладбища, входит в обязательную туристическую программу. И иногда там бывают прямо таки толпы народные, особенно в те дни, когда стекается большое количество туристических групп с гидами.

Признаюсь честно, Вышеградское кладбище не входит в ряд моих любимых. Здесь слишком людно: японцы бегают наперевес с фотоаппаратами, проводятся экскурсии на множестве языков, ощущение нахождения в музее. Всё вокруг будто вымыто и вытерто тряпочками с очищающими средствами, все статуи и надгробные камни отполированы и отреставрированы. Впрочем, этому есть объяснение — здесь похоронен весь цвет чешской нации — художники, скульпторы, писатели, музыканты, политики.

Как я уже писала в своём предыдущем отзыве на Старое Донское кладбище, в Европе к кладбищам относятся совсем не так, как в России. Тем более, если это кладбище имеет статус музея. Это кладбище холят-лелеют, тут никто не плачет, здесь не ощущается в воздухе скорби. Вышеградское кладбище — именно некрополь-музей. Оно совсем небольшое, расположено сзади и слева от базилики св. Петра и Павла.

На воротах ( которые с обратной стороны от входа в базилику) красуется надпись Pax vobis — «Мир вам».

Главной «жемчужиной» некрополя является усыпальница Славин — общая могила (тут представляется что-то типа военной братской могилы, но всё совсем не так) самый видных чешских деятелей — Альфонс Муха, Богумил Кафка (не тот Кафка, который написал «Замок» и «Превращение», тот похоронен на Ольшанском Новом Евроейском), Карел Чапек и многие другие.

Кладбище это не слишком старое. Оно стоит на месте очень древнего погоста, аж 12 века, но его перестраивали и перекапывали, с 17 века тут стали хоронить умерших прихожан Вышеградского капитула.

Особой атмосферы на кладбище этом нет. Даже когда я гуляла тут в бесснежном и удивительно тёплом декабре (в платье без колготок и тёплой кофте) рано утром, и на кладбище не было никого, кроме меня, всё равно ничего особенно я не почувствовала. Кладбищенской атмосферы нет совсем, будто в музее гуляешь. Бегают тётеньки периодически с тряпками и вёдрами, трут мрамор, скребут оградки.

Периодически я приходила туда проводить фотосъёмки, снималась там и сама, но

в этом плане Ольшанское кладбище подходит больше, там красивее, и всё более дикое, необузданное. Там чувствуется рука времени, а на Вышеградском со временем спорят.

Везде цветы, летом и зимой — туристы и новобрачные, исторические кружки и различные организации постоянно снабжают ими усопших.

Глаз радует кладбищенская галерея.

Там есть просто потрясающие скульптуры, можно часами их разглядывать.

Внезапно последняя статуя чистотой не блещет, что удивительно.

И ещё немного красивых кладбищенских моментов:

моя любимая статуя. аж мурашки.

Я обычно добираюсь до кладбища так: едем на метро до станции Vyšehrad, выходим из метро, спускаемся с холма и видим ориентир — крепостную стену и ворота. Идём через ворота на территорию крепости, ориентируемся по схемам, они там везде развешаны).

График работы:

Вход свободный.

Все фото сделаны в разные годы, в разные сезоны. В последний раз я была на Вышеградском кладбище зимой.

Рекомендую ли я посещение этого кладбища? Да. Тафофилам — для коллекции, любителям истории и искусства — для расширения кругозора и любования красивыми статуями.

Гермарекомендует

Известные люди, похороненные на кладбище

Файл:Praha, Vinohrady, Olšanské hřbitovy, hrob Augustina Vološina.jpg Могила Августина Волошина

  • Августин Волошин (—) — первый президент Карпатской Украины
  • Карел Гавличек-Боровский (чеш. Karel Havlíček Borovský —) — чешский политический деятель, поэт и публицист; один из основоположников чешской журналистики.
  • Радола Гайда (чеш. Radola Gajda —) — чехословацкий военачальник и политический деятель.
  • Василь Захарка — президент Белорусской Народной Республики в изгнании.
  • Вацлав Клицпера (чеш. Václav-Klíment Klicpera —) — чешский писатель и политический деятель.
  • Ян Коллар (словацк. Ján Kollár —) — словацкий и чешский поэт, идеолог панславизма.
  • Карел Крамарж (чеш. Karel Kramář —) — чешский политический деятель, первый премьер-министр независимой Чехословакии (—).
  • Крейчик, Карел (чеш. Karel Krejčík —) — чешский художник, график, иллюстратор и карикатурист.
  • Вилем Курц старший (чеш. Vilém Kurz —) — чешский зоолог, педагог и общественный деятель.
  • Алена Ладова (—), художница, книжный иллюстратор, сценограф и писательница.
  • Радован Лукавский (—), актёр и театральный педагог.
  • Махек, Антонин (—) — чешский художник-портретист.
  • Ортен, Иржи (—) — чешский поэт.
  • Ян Палах (—) — студент, совершивший самосожжение в знак протеста против оккупации Чехословакии войсками Варшавского договора.
  • Постл, Карел (1769—1818) — чешско-австрийский художник.
  • Франтишек Славик (1876—1957) — чешский минералог, геохимик и петрограф, ректор Карлова университета
  • Мирослав Тырш —) — профессор, художественный критик и историк, основатель международной организации «Сокол».
  • Карел Яромир Эрбен (чеш. Karel Jaromír Erben —) — чешский писатель и собиратель чешского фольклора.
  • Йозеф Юнгманн (чеш. Josef Jungmann —) — чешский поэт и филолог.
  • Ян Шверма (чеш. Jan Šverma —) — Герой ЧССР.
  • Франтишек Адольф Шуберт чеш. František Adolf Šubert (—) — чешский драматург, театральный деятель, историк театра.
  • Маммаев Алил Ахмедович (1934-2016) — лакский общественный деятель, кандидат наук, заслуженный учёный.

Православная часть кладбища

См. также: Похороненные на Ольшанском кладбище

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище. 1924—1925 Архитектор В. А. Брандт

Православный участок кладбища был выделен городскими властями Праги в 1905 году.
Здесь по православному обряду похоронены многие видные деятели русской эмиграции первой волны.

Деятели культуры

  • А. Т. Аверченко (1880—1925) — русский писатель, сатирик, театральный критик.
  • Н. П. Кондаков (1844—1925) — русский историк византийского и древнерусского искусства, археолог, создатель иконографического метода изучения памятников искусства.
  • П. А. Кречевский (1879—1928) — писатель, белорусский политический деятель.
  • В. А. Левицкий (1880—1940) — оперный певец, солист театра Зимина в Москве и Чешского Национального театра в Праге, дирижер Казачьего хора в Праге
  • В. И. Немирович-Данченко (1849—1936) — писатель
  • Д. М. Ратгауз (1868—1937) — поэт
  • С. А. Траилин (1872—1951) — композитор, генерал-майор
  • Л. Н. Урванцев (1865—1929) — драматург
  • Е. Н. Чириков (1864—1932) — писатель

Ученые

  • А. А. Кизеветтер (1866—1933) — русский историк, публицист, политический деятель.
  • Е. Ф. Максимович (1896—1965) — историк, сотрудник Русского заграничного исторического архива и Славянской библиотеки, Чехословацкого телеграфного агентства и Кондаковского института
  • С. П. Постников (1883—1965) — историк и журналист, политик социалист-революционер, сотрудник Русского заграничного исторического архива в Праге
  • П. И. Новгородцев (1866—1924) — правовед
  • И. И. Лапшин (1870—1952) — философ
  • Н. И. Садовский (1861—1924) — философ
  • П. Н. Савицкий (1895—1968) — философ
  • Н. И. Андрусов (1861—1924) — геолог, академик
  • В. С. Ильин[уточнить] (1888—1957) — ботаник
  • В. А. Францев (1867—1942) — филолог, академик Российской АН, иностранный член Чешской АН и Искусств, член Чешского Королевского Общества Наук
  • Е. А. Ляцкий (1868—1942) — филолог, профессор Русского народного университета и Карлова университета в Праге, член Славянского института, почетный доктор Белградского и Лондонского университетов, Чешского Королевского Общества Наук, Археологического института Н. П. Кондакова, председатель Русского исторического общества и многих других обществ
  • Н. В. Ястребов (1869—1923) — филолог, славист, профессор Карлова университета в Праге
  • А. С. Ломшаков (1870—1960) — инженер, специалист по паровым котлам и котельным установкам, профессор Петроградского политехнического института и Пражского политехникума, председатель Общества русских академических организаций за границей
  • К. П. Федоров (1859—1936) — инженер, бывший директор Обуховского завода в Петербурге, руководитель Общества русских инженеров и техников и Русского торгово-промышленного комитета в Чехословацкой республике
  • Яношик, Ян (1865—1927) — чешский гистолог и эмбриолог, педагог, ректор Пражского университета.

Политические и общественные деятели

  • Н. И. Астров (1868—1934) — последний дореволюционный городской голова Москвы
  • Надежда Владимировна Брусилова (1866—1938)— вдова главнокомандующего русской армией генерала Алексея Алексеевича Брусилова
  • В. А. Мякотин (1867—1937) — русский историк, писатель и политик
  • Елена Ивановна Набокова (1876—1939) — мать и Ольга Владимировна Петкевич (княгиня Шаховская) (1903—1978) — сестра писателя В. В. Набокова
  • Владимир Налетов (1884—1924) — полковник Корниловского конного полка (1918), зам.председателя Краевой Рады Кубани
  • Г. К. Пальчиков (1856—1926) — контр-адмирал, командир транспорта «Гонец» (1901—1903)
  • И. И. Петрункевич (1843—1928) — земский гласный, видный член кадетской партии, член Государственной думы I созыва (1906)
  • Т. Н. Родзянко (1892—1933) — художница, дочь художницы княжны Н. Г. Яшвиль
  • графиня С. Н. Толстая (1867—1934) — урожд. Философова, первая жена Ильи Львовича Толстого, сноха Л. Н. Толстого

Военные деятели

  • Н. В. Львов (1868—1933) — генерал-майор
  • Н. Н. Шиллинг (1870—1946) — русский военачальник, генерал-лейтенант. Участник Белого Движения.
  • С. А. Щепихин (1880—1948) — уральский казак, участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войны на стороне Белого Движения , генерал-майор. Участник Великого Сибирского Ледяного похода
  • Мажит Джунусов — Герой Советского Союза, погиб в бою за освобождение Чехословакии
  • В. Т. Чумаков (1861 — 17 августа 1937, Прага) — Казак ВВД, русский военачальник, генерал-майор, участник похода в Китай 1900—1901 годов, русско-японской войны 1904—1905 годов, Первой мировой войны и Гражданской войны в России на стороне Белого движения.

Монета Банка России 2016 года.

Древние надгробия

Отличить старые надгробия от более новых легко по стилю оформления и характерным элементам декора, указывающих на ту или иную эпоху. Старейшие памятники очень простые, так как изготавливались из песчаника. Верх плит плоский, острый или полукруглый. Непременно имеется гравировка декоративным шрифтом, сообщающая краткую информацию о погребенных. Вычурные украшения появляются с XV века, а в XVII веке эта традиция приобретает максимальный размах.

На могилах XVI века имеются разные символы, подтверждающие, что под надгробиями похоронены евреи. Старейшим из них является звезда Давида. На тех плитах, что установлены на захоронениях коэнов, мы видим благословляющие руки, а также специальные миски, чтобы совершать омовение. В дальнейшем специальными символами указывали на некие оценки совершенным в течение жизни поступкам усопшего. Короной было принято обозначать доброе имя. А о плодовитости и богатстве свидетельствовала виноградная гроздь.

Изображения животных и птиц указывали на душевные качества человека, а иногда обозначали его наследственное прозвище. На некоторых памятниках имеются знаки родов. К примеру, две руки символизируют потомков Аарона аронитов. Кувшин – символ левитов. Есть знаки, указывающие на принадлежность к профессии, например, ножницы – на портных, топор – на мясников, пинцет – на лекарей.

С XVII века в чертах надгробий проявляются признаки прихода эпохи барокко. Вместо прежних стел плоской формы устанавливаются тумбы. При этом гроб помещали не в тумбу, а закапывали под ней. Древнейшие тумбы стоят над могилами Мордехая Майзеля и Махараля.

Черты рококо появляются в оформлении надгробий в середине XVIII века. Увидеть их можно на надгробном памятнике раввина Майера, датируемым 1769 годом. У самых последних памятников декор уже не такой выпуклый и приобретает упрощенную форму.

В романе Германа Гёдше «Биарриц» рассказывается, что на Старом еврейском кладбище тайно проводились собрания старейшин, стремившихся к мировому господству. Эта теория своими корнями уходит в «Протоколы сионских мудрецов», на самом деле являвшихся подделкой, созданной специально для поддержки антисемитизма. Эта же тема подхвачена и в романе 2010 года «Пражское кладбище», вышедшему из-под пера Умберто Эко.

Вышеградский сад и «купальня Либуше»

С противоположной стороны храма Св. Петра и Павла располагается Вышеградский сад:

Прага. Вышеград. Люмир и Писень

Выдающийся чешский скульптор Йозеф Вацлав Мысльбек изобразил героев народных легенд и сказаний: княгиню Либуше и её мужа Пржемысла (Libuše a Přemysl) — основателей Праги; чешского «Бояна» — Люмира и его музу «Писень», по-русски Песню (Lumír a Píseň); воеводу Цтирада и его обольстительную убийцу Шарку (Ctirad a Šárka) и братьев-богатырей Забоя и Славоя (Záboj a Slavoj).

За Вышеградским садом (Vyšehradské sady) расположилась смотровая площадка, где со стен вышеградской крепости хорошо видны сохранившиеся руины сторожевой башни, которую называют также «купальня Либуше» (Libušina lázeň).

Прага. Вышеград. «Купальня Либуше»

Согласно легенде, которую упоминают в своём путеводителе по Праге авторы А. Ширяев и О. Кармоди:

Возможно, кряжистый пахарь Пржемысл, которого княжна Либуше возвела на престол, именно в купальне заслужил свой княжеский титул, пройдя здесь огонь, воду и медные трубы… Хотя историки утверждают, что «купальня Либуше» всего лишь сторожевая башня, являвшаяся когда-то частью укреплённой речной пристани. 

История еврейского квартала

Еврейское гетто возникло в XIII веке, именно в это время улицы с многочисленным еврейским населением были объединены в отдельный район — Еврейский город. Таким образом, внутри укреплений Старе-Места был образован обнесенный стенами анклав с воротами, служившими для евреев выходом, в нередко небезопасный христианский мир.

Вся деятельность населения за пределами Еврейского города строго регламентировалась множеством правил и указов. Так, если в предшествующие времена евреи могли заниматься любым видом деятельности, то теперь их ограничили небольшим набором профессий, прежде всего ростовщичеством. Период Средневековья носил на себе то явный, то более умеренный отпечаток нетерпимости по отношению к евреям, иногда принимавший характер откровенных гонений.

Несмотря на все гонения и притеснения, гетто на протяжении нескольких веков разрасталось и укрепляло свои позиции. После отмены еще в XVIII веке унизительной «черты оседлости», наиболее состоятельная часть населения покинула еврейский квартал, чтобы обосноваться в предместьях, более безопасных в санитарном и социальном отношении, и постепенно гетто стало прибежищем бедняков и ортодоксальных иудеев, не желающих ассимилироваться с окружающим миром. К концу XIX века Еврейский город окончательно превратился в перенаселенные трущобы, где процветали пороки и болезни.

В период между 1883 и 1913 годами по инициативе городского муниципалитета в еврейском квартале в Праге была проведена полная реконструкция. В результате район изменился до неузнаваемости — на месте прежних грязных дворов, темных переулков и притонов были проложены широкие уличные магистрали и выросли роскошно декорированные дома в стиле «пражской сецессии».


Шикарные дома еврейского квартала в стиле пражской сецессии

Стараниями пражской интеллигенции историческое ядро Йозефова было спасено от сноса, а пол века спустя шести старинным синагогам, Еврейской ратуше и Старому еврейскому кладбищу «посчастливилось» еще раз в мрачную эпоху гитлеровского протектората (1930-1945) нацисты, взявшиеся за «окончательное решение еврейского вопроса», развернули на территории бывшего гетто «Музей исчезнувшей расы».

Еврейским ученым временно даровали жизнь и разрешили работать там с целью инвентаризации наиболее ценных предметов, доставлявшихся в Прагу из синагог оккупированной Европы. Благодаря их самоотверженности подавляющее большинство экспонатов удалось сохранить.

История Ольшанского кладбища в Праге

Любое кладбище – это очень старое место со своей историей. Ольшанское кладбище в Праге не стало исключением. Его название произошло в XIV веке от небольшого поселения Ольшан, которое располагалось неподалеку. Изначально здесь располагалась ферма, принадлежавшая монастырю. Затем территория была переделана под нужды того времени, то есть под кладбище.

Разразившаяся в 80-е годы XVII века эпидемия чумы привела к необходимости создания карантинного кладбища, так как дальнейшее захоронение мертвых при костелах могло привести к большему числу жертв. Спустя 35 лет новая волна эпидемии привела к нехватке мест на Ольшанском кладбище, оно стало разрастаться. В 1786 году императором Иосифом II кладбищу был присвоен статус постоянно действующего.

На настоящий момент на Ольшанском кладбище покоятся многие известные деятели искусства и политики: поэты и художники, писатели и военные. Только по официальной статистике число захороненных достигает 112 000 человек, а по другим источникам – более двух миллионов, что превышает население Праги.

С середины XIX века кладбище продолжило расширяться, новым участкам присваивались римские цифры, которые позволяют ориентироваться в запутанной системе аллей и закоулков. К сегодняшнему дню некрополь разросся до 12 кладбищ, по подсчетам здесь располагаются более 50 тыс. обычных захоронений, 25 тыс. усыпальниц, две сотни часовен и 6 участков с урнами множества кремированных.

Могилы без даты смерти и украшения с прахом мертвых

— Как вы относитесь к тому, что на кладбище стали появляться могилы и
памятники, на которых написана только дата рождения? А дата смерти пока
пуста. То есть еще живые люди готовят себе место на кладбище… Это
вообще распространенное явление?

Фото: ЧТК
— Я не скажу, что так делают часто, но такие случаи есть. Если человек
хочет иметь уверенность, гарантию того, что он будет похоронен там, где
хочет, то я не вижу в этом ничего плохого или странного. У меня такие
люди вызывают куда большее уважение, чем те, кто вообще не думают о
будущем, считают себя бессмертными или же уверены в том, что похороны –
это полностью дело их родственников. Часто к нам приходят люди и
начинают говорит о своем умершем родственнике: «Мы не знаем, как его
похоронить. Мы не знаем, чего бы он хотел. Мы не знаем, что делать».
Поэтому вполне нормально, когда еще живой человек сам готовит себе
такую могилу такой, какой ее хочет видеть.

— В последнее время стало модно не развеивать или хоронить прах
покойного, а делать из него разные предметы, напоминающие о нем. Вы не
считаете это кощунственным?

— Я никогда не видел это собственными глазами, но я читал такие
объявления. Да, из пепла умершего люди делают песочные часы. Понятно,
что там вместо песка. Пепел помещают в кольца, другие ювелирные
украшения. Если человек, который это делает, договорился об этом со
своим уже покойным предком, если это было их общим решение, то почему
нет. Это все очень индивидуально. У каждого свои пожелания, своя
религия. Некоторые выступают категорически против кремации, для
некоторых, наоборот, возможна только кремация. Так и с этими часами и
украшениями. Кое-что нам может показаться странным только потому, что
мы к этому не привыкли. Лично я бы не хотел, чтобы мой прах положили в
часы или кулон

Но если кому-то это нравится или для кого-то это важно –
почему бы и нет.

Фото: ЧТК
— Недавно я читал в одной газете, как человек жаловался на то, что ему
выдали не весь прах покойного. Вопрос, наверное, звучит странно, но как
все это делается на практике? Человек умер, его кремируют, потом прах
пересыпают в урну…

— Я все-таки заведую кладбищем, а не крематорием. Но, тем не менее, я
знаю, что при помощи специальной техники кремированные останки
покойного очень мелко измельчаются и пересыпаются в урну. То есть там
по сути весь, но уже измельченный, человек после кремации. Нигде ничего
не остается, никто ничего не рассыпает, не роняет, не теряет, не
выбрасывает. Все, что осталось от человека, полностью лежит в урне.

— И последний вопрос. Что вам как человеку дала или дает эта работа?

— Я думаю, что эта работа помогла мне найти какой-то душевный
внутренний покой, которого не было раньше. Я более спокойно отношусь к
неизбежному концу. Знаете, как говорят, все мы идем к одной цели. Я вижу,
как хоронят множество молодых людей, умерших от болезней или во время
аварий. И я понимаю, насколько короткой может оказаться жизнь. Тогда я
начинаю думать о том, что путь от рождения к смерти человек может
пробежать, пройти, проползти, а может именно прожить.

Легенды

Одна из легенд связана с именем рабби Лёва, захороненного на кладбище. По преданию, именно он являлся создателем Голема – персонажа еврейской мифологии.

Другая легенда говорит о том, что вечный покой кладбища периодически бывает нарушен, ведь один из мертвых покидает свое место. Человек, о котором идет речь, являлся уроженцем Праги. Будучи евреем по происхождению, он влюбился в девушку, принял христианство и стал служить в соборе Святого Вита. Однако к преклонному возрасту все же вернулся в родную веру, вспомнив о своих корнях. Теперь же он не может обрести покой, и каждую ночь встает из своей могилы и направляется к реке Влтаве. Там, на берегу, его поджидает лодка, которой управляет скелет. Вместе они переплывают реку, и покойник направляется в собор Святого Вита, чтобы сыграть на органе. Как только часы пробивают один час ночи, усопший спешит в обратный путь.

Список источников

  • uzasnapraha.ru
  • www.Sputnik8.com
  • chezgid.ru
  • trip-together.ru
  • www.radio.cz
  • www.prague-express.cz
  • wiki.bio
  • o-ili-v.ru
  • irecommend.ru
Оцените статью
Добавить комментарий