Касим-хан (касимовское ханство)

Интересное

Язык, письменность и образование

Язык и диалекты

Татары говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Литературный язык татар сформировался на основе среднего (казанского) диалекта с морфологической структурой западного (мишарского) диалекта.

Письменность

С X века по 1927 год существовала письменность на основе арабской графики, с по 1936 годы использовалась латинская графика (яналиф), с 1936 года вплоть до настоящего времени используется письменность на кириллической графической основе. Существуют планы перевода татарской письменности на латиницу.

Образование

Есть школьное образование на татарском языке — ведётся по общероссийской программе и учебникам, переведённым на татарский язык. Исключения: учебники и уроки русского языка и литературы, английского языка и других европейских языков, команды на уроках физкультуры могут быть на русском языке. Также есть татароязычное образование на некоторых факультетах КГАСУ и в детских садах.

До переворота 1917 г. роль образовательных учреждений выполняли медресе.

Этнические группы

Татары состоят из нескольких субэтносов. Самыми крупными из них являются:

  • Казанские татары (тат. казанлы) — одна из основных групп татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Казанского ханства. Разговаривают на среднем диалекте татарского языка.
  • Татары-мишари (тат. мишәр) — одна из основных групп татар, этногенез которых проходил на территории Средней Волги, Закамья, Дикого поля и Приуралья. Разговаривают на западном диалекте татарского языка.
  • Касимовские татары (тат. кәчим) — одна из групп татар, этногенез которых связан с территорией Касимовского ханства. Разговаривают на среднем диалекте татарского языка.
  • Сибирские татары (тат. себер) — одна из групп татар, этногенез которых связан с территорией Сибирского ханства. Разговаривают на сибирскотатарском языке.
  • Астраханские татары (тат. әстерхан) — этнотерриториальная группа татар, этногенез которых связан с территорией Астраханского ханства.
  • Кряшены (тат. керәшен) — этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, исповедуют православие.
  • Пермские татары — этнографические группы татар, этногенез которых проходил на территории Пермского края.
  • Нагайбаки (ногайбаки, тат. нагайбәкләр) — этнографическая группа татар, входящих в сословие казачества и проживающих по большей части в Нагайбакском и Чебаркульском районах Челябинской области. Язык — говор среднего диалекта татарского языка. Верующие — православные христиане. По российскому законодательству официально являются малым народом.
  • Чепецкие татары — этнотерриториальная группа в бассейне Чепцы, родственная казанским татарам, этногенез которой связан с Каринским княжеством.

Литература

  • Алихова А. Е. К вопросу о буртасах // Советская этнография. — 1949. — № 1.
  • Афанасьев Г. Е. Буртасы // Исчезнувшие народы: Сборник статей (по материалам журнала «Природа») / Сост. С. С. Неретина; Под ред. П. И. Пучкова; Худож. оформл. Е. Л. Гольдина. — М.: Наука, 1988. — С. 85-96. — 176 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-02-023568-7. (обл.)
  • Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе, т. 1. — М., 1962.
  • Смирнов А. П. К вопросу о буртасах // Краеведческие записки (Ульяновский областной краеведческий музей), в. 2. — Ульяновск: 1958.
  • Хайретдинов Д. З. Ислам в центрально-европейской части России: энциклопедический словарь / Коллект. автор; сост. и отв. редактор Д. З. Хайретдинов. — М.: Издательский дом «Медина», 2009. — 404 с., ил. — (Ислам в Российской Федерации; Вып. 4).

Хан Саин-Булат (1570-1573)

Начиная с 70-х годов XVI века началась христианизация касимовских царевичей (в 1573 г. принял крещение Сеин-Булат и был наречен Семионом (о котором написано в российской исторической литературе, пожалуй, больше, чем о других ханах вместе взятых); в 1655 г. — Сеид-Бурхан под именем Василия, его мать — Фатима-султан — была последней правительницей в Касимовском ханстве
(см. о них ниже). В 1570-73 гг. касимовским ханом был Саин-Булат, потомок ханов Золотой Орды, правнук золотоордынского хана Ахмеда, сын царевича Бекбулата, троюродного брата казанского царя Шигалея. Он в 1573 г. крестился и получил имя Симеона, после чего должен был оставить Касимов (управлять Касимовым мог только мусульманин). Вошел в российскую историю по дальнейшему зигзагу своей судьбы.

Итак, Симеон Бекбулатович (до крещения Саин-Булат) — касимовский хан в течение 3-4 лет, затем номинальный Великий князь. Вместе с отцом Бекбулатом перешел на службу к Ивану IV Васильевичу Грозному. Участвовал в Ливонских походах 70-х гг. XVI века. В 1573 году крестился (Симеон Бекбулатович). Осенью 1575 года в Успенском соборе Кремля Симеон был коронован и стал называться Великим князем всея Руси, а царь стал именоваться князем Иваном Васильевичем Московским. Формально страна была разделена на владения Великого князя Симеона и на «удел» Ивана, но фактически правителем государства оставался Иван Васильевич. «Политический маскарад» (по В.О. Ключевскому, по С.Ф. Платонову), при котором Иван Грозный продолжал сохранять власть, современниками и историками объяснен не был. Множество предположений (внешнеполитическая необходимость, испуг Ивана Грозного предсказаниями волхвов, напророчивших на этот год «московскому царю смерть», необходимость усиления террора и др., а также »забавы, мол, Грозного») не доказано и не опровергнуто.
Через 11 месяцев Симеон получил в удел земли в Твери, лишившись своего титула царя всея Руси, а Иван Грозный снова стал царем. Земельные владения Симеон потерял при царе Борисе Федоровиче Годунове. В 1606 году был пострижен в монахи под именем Стефана и отправлен в Соловки. Есть сведения, что он был ослеплен (отравленным вином). Умер в 1616 году в Москве. Похоронен в Симоновом монастыре. Некоторые
дополнительные сведения о Симеоне Бекбулатовиче можно
легко найти в Сети, например, по
следующим адресам (см. также примечание):

Примечание (январь, 2006): ссылка 1
с некоторых пор (или иногда) не работает,
хотя на нее ссылаются многие (в т.ч. и авторы
известного проекта «Хронос»);
   то
же несчастье, похоже, постигло и сайт Б.В.Кузнецова
(ссылка 5).

Вот и на сайте С.Шишкина  (см.
выше: ссылку 1 и примечание) могли найти причину выбора Грозным именно Симона: »…О личности Саин-Булата Бекбулатовича известно немного. Он сыграл роль, для которой больше всего подходил человек слабый и заурядный. Грозный делал с подручным ханом все, что хотел. Сначала посадил его на “царство” в Касимов, потом свел с мусульманского удельного княжества, крестил, переименовал в Симеона и женил на овдовевшей дочери князя Мстиславского. Служилый татарский хан, вчерашний басурманин, не пользовался влиянием в боярской и церковной среде. Но Грозному импонировали царское происхождение Симеона, а еще больше его полная покорность, и он поставил его во главе Земской думы. И все же подручный хан не обладал достаточным авторитетом для того, чтобы единолично решать дела от имени Боярской думы. Чтобы преодолеть это затруднение, Грозный объявил о своем отречении от трона в пользу Симеона и провозгласил главу Боярской думы “великим князем всея Руси”. Затем без особых хлопот он получил от своего ставленника согласие на введение в стране чрезвычайного положения. С переходом в “удел” князю Иванцу Московскому (так называл теперь себя Грозный) не надо было больше обращаться к думе. Свои указы он облекал в форму челобитных на имя великого князя…».Среди множества изданий можно отметить: Из истории Татарии, Казань, 1970 г. Сб.
IV.(где на стр.145-147 есть статья А.А.Зимина »Иван Грозный и Симеон Бекбулатович в 1575 г.»). 

О последних касимовских ханах сведения
порой урывочные, часто непоследовательные.
Можно предположить, что российские летописцы уже тяготились этого даже подобия автономного образования…

Разберемся в татарах и монголах

В интернете бесплатно можно прослушать только первую «лекцию», о ней и пойдет речь. Голос Чулпан Хаматовой приятный. Однако в научном плане есть ряд неточностей. Обсудить их имеет смысл, поскольку большинство не только рядовых читателей, но и умудренных историков путаются в средневековой истории татар. О татарах судят по советским штампам. Татар путают с монголами, монгол Чингисхана путают с современными халха-монголами, татар считают пришлыми из глубин Азии, а вот булгары, мол, настоящие предки современных татар. Получается будто этноним «татар» прицепился к нам случайно.

В «лекции» утверждается, что «татаро-монгольское иго было в основном монгольским». Это заявление не подтверждается фактами. В последнее время среди российских историков появилось желание смягчить жесткие формулировки советских времен и все беды свалить на монголов. «Иго», конечно же, было татарским, поскольку Золотая Орда — это татарское государство, а не монгольское. «Иго», как всякое государство, собирало налог (дань), причем татарская дань относилась и к татарам. Размер дани был щадящим (десятина — 10%). При Бату для Ордынской Руси были сделаны послабления — налог брали «с дыма», т. е. хозяйства, с тем, чтобы быстрее восстановились разоренные территории. Хитрость заключалась в том, что крепкие хозяйства платили больше. За эту дань татары обеспечивали безопасность границ, дорог и обеспечивали денежное обращение.

Иго как вертикаль власти кроме дани предусматривало назначение князей через выдачу ханом ярлыков. Мужчины также были военнообязанными. В остальном княжества были предоставлены сами себе. Православные священники освобождались от налогов, благодаря чему монастыри росли как грибы после дождя, где порой князья прятали свое имущество от платежей. Эти привилегии отменил Иван Грозный, а Петр I и вовсе даже колокола перелил на пушки. Кто лучше относился к русским — татары или Иван Грозный с Петром, можно судить по этому факту. Режим Золотой Орды был золотым веком для православия.

Могилы ханов находятся в Казанском Кремле и Бахчисарае, их потомство живет среди нас, а ДНК-анализ не находит монгольских генов. Фото Романа Хасаева

Монгол Золотой Орды путают с нынешними монголами. Это устоявшаяся традиция советской историографии. Однако ДНК-анализ показывает, что среди современных татар крайне редко (в пределах статистической погрешности) встречается гаплогруппа «С» по Y-хромосоме, характерная для современных монгол. Вроде бы пришли монгольские войска, чингизиды имели десятки жен и наложниц, народили тысячи детей. И войска дурака не валяли, а следов не осталось. Могилы ханов находятся в Казанском Кремле и Бахчисарае, их потомство живет среди нас, а ДНК-анализ не находит монгольских генов.

Население

Этнический состав

В этническом плане Касимовское царство состояло в основном из трёх частей:

  • Касимовские татары
  • Татары-мишари
  • Эрзяне(мордва)

Привилегированные сословия

Наиболее привилегированными сословиями в Касимовском ханстве были знать и духовенство, среди которых можно выделить:

  • Хан (султан)
  • Карачаи (визири)
  • Беки и мурзы (князья)

Кроме того, в состав привилегированного сословия входили аталыки (уважаемые и почитаемые люди), имильдаши (дети князей), казыи (судьи), казаки (военное сословие).

Низшую ступень занимали дворцовые служащие (сокольничий, конюший и др.).

Духовенство было одним из самых влиятельных сословий и состояло из мулл (священники), хафизов (знатоки Корана), данишмендов (учителей). Все духовенство возглавляли сеиды. Примечательно, что сеид возглавлял особое воинское формирование — «Сеидов полк». Присутствовали и дервиши.

Податное сословие

Система налогообложения и канцелярии в Касимовском, как и в других ханствах, была очень развитой. Основная масса податного населения состояла из торговцев, ремесленников, мелких землевладельцев и крестьян. Существовала рента продуктами и отработка.

Рабы

Рабы (чура) использовались ограниченно и состояли из людей разных народностей. В XVI веке в городе Касимове существовал рынок рабов.

На службе царю в Сибири

Особо стоит поговорить о сибирских татарах. В 1595 г. несколько десятков служивых татар вместе со своими ясачными отъехали из Тюмени в Тобольск. В 1598 г. в кампании против Кучума приняли участие 60 татар. Отряд же всего насчитывал сотню воинов. В этом похода было захвачено несколько членов семьи Кучума. После того как Кучум погиб в Ногайской Орде к Тобольску пришли триста татар, которые поступили на службу к русским. Они были распределены по городам. Центром татарского населения в Сибири был Тобольск. Там находились около 250 татар. Нужно сказать, что элита Сибирского ханства быстро встроилась в русскую систему управления. Они получили оклады в размере от 7 до 15 рублей. Они получили особые привилегии и вместе с казаками стали опорой русской власти в Сибири. В Таре находились от 36 до 65 татар. В Тюмени — от 75 до 105. Общая численность служилых татар находилась где-то в районе 460, а вместе с семьями 2 350. Служилых татар по всей Сибири было свыше четырех сотен. Сибирские служилые татары отправлялись с важными дипломатическими поручениями. Так, в 1601 г. они были направлены к Али (сыну Кучума) с целью переманить его на русскую службу, а в 1623 и 1638 г. — к ойратам. Русскую власть над Сибирью помогали устанавливать контингенты из башкир и казанских татар, отправленные на восток. В частности они вместе с русскими и польско-литовскими пленными построили город Тара. При помощи служилых татар и кодских хантов был построен Томск. Служилым татарам приходилось воевать против ойратов в соляных походах за Ямышевское озеро Избрант Идес и Адам Бранд зафиксировали этот конфликт. Татары были и среди гарнизонов острогов, которые сооружались в Сибири для защиты от ойратов. В районе Тарского уезда татарам приходилось воевать против Кучумовичей и ойратов. В треугольнике Томск — Кузнецк — Красноярск они сражались с енисейскими кыргызами. В районе Верхотурского, Туринского, Тюменского и Тобольского уездов татары и русские воевали против Кучумовичей и калмыков, а потом башкир. Для того, чтобы облегчить свое положение, сибирские татары требовали отмены ямской повинности, чего и добились. Однако царь вместо хлебного жалования в XVII в. предоставлял им пашни для земледелия. Служилые татары не платили ясак, в то же время они собирали ясак с сибирских татар и угров. Переселившиеся из европейской части Русского государства казанские и юртовские татары работали на пашнях у служилых татар. Звание служилых татар передавалось наследственно. Потомки служилых также находились в составе русских воинских контингентов в Сибири. В начале XVII в. ясачных татар было 872, а всего ясачного татарского населения — 3,5 тыс. К концу столетия всего ясачного татарского населения — 4,9 тыс. Ясаком облагались мужчины в возрасте от 18 до 50 лет. Стандартный размер ясака составлял от одной до десяти шкурок соболей в год.

Жизнь

Сельские поселения располагались по берегам рек. Городские жители заселяли Татарскую слободу, где находился ханский дворец. Рядом с дворцом жила знать. Напротив располагалась мечеть. Городское население работало на кожевенных предприятиях, имелись кирпичные заводы. Жители занимались выплавкой металла, обработкой камня. Из овечьей и козьей шерсти ткали сукно, шили одежду. Развивались такие отрасли, как пчеловодство, рыболовство, на водоемах разводили уток, гусей. Существовали сапожные мастерские. Мастера делали ювелирные украшения из серебра, которые высоко ценились на рынке. Касимовские купцы, занимавшиеся продажей овечьих шкур, были зажиточными.

В сельской местности выращивали пшеницу, рожь, гречиху. В каждом дворе имелся огород, где возделывали овощные культуры. Большая часть населения держала коров, коз, овец. Также разводили племенных лошадей. Крестьяне продавали товар на ярмарках в другие области. Касимов торговал не только с русскими купцами, но и с азиатскими. Среди касимовских татар были очень богатые семьи, получавшие большие прибыли от торговли.

[править] Источники

  1. Буртасы // Русская Википедия
  2. Хвольсон Д. А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах… С. 19.
Волжские

Народы: марийцы (в т.ч. горные и лугово-восточные (в т.ч. луговые и восточные), также костромские, северо-западные и барские) • мордва (в т.ч. каратаи, мокша, терюхане, шокша, эрзя)

Племена: вяда • меря • мещера • мурома • буртасы1

 

Пермские

Народы: коми-зыряне (в т.ч.: ижемцы, язьвинцы2, верхневычегодцы, нижневычегодцы, вымичи, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы) •

коми-пермяки (в т.ч. зюздинцы, язьвинцы2) • удмуртыбесермяне

 

Прибалтийские

Народы: вепсыводьижоракарелы (в т.ч.: ливвики, людики, тверские карелы, финские карелы) • ливыфинны (в т.ч. ингерманландские финны (в т.ч. савакоты, эвремейсы), квены) • эстонцы (в т.ч.: выру, сету)

Племена: чудь • чудь заволочская • сумь • емь • корела • весь • нарова (предположительно)

 

Саамы

Народы: саамы (в т.ч. колтты; саамы в Норвегии • России • Финляндии • Швеции)

 

Угры

Народы: венгры (в т.ч.: секеи, ясы, чангоши, магьярабы) • мансиханты

1Этническая принадлежность буртасов является .     2Коми-язьвинцы — группа, которую иногда выделяют как промежуточную между коми-зырянами и коми-пермяками.

Буртасы относится к Хазарии

Войны Арабо-хазарские войны • Алано-хазарская война • Византийско-хазарские войны • Война Песаха с Русью • Война Олега с Хазарией • Война Святослава против Хазарии • Война хазар с курдами • Война хазар с печенегами • Восстание булгар против Хазарии • Гражданская война в Хазарии • Русско-хазарские войны • Русско-хазарский поход на Бердаа • Русско-хазарский поход на Византию 
Битвы Битва на Волге (914) • Битва при Ардебиле • Битвы при Беленджере: 650 год, 722 год, 732 год • Осада Ардебиля 
Цари Хазарии Династия Ашина • Аарон I • Аарон II • Багатур • Вениамин • Внасеп Сурхан • Джебукаган Зиевил • Завулон • Захария • Иосиф • Исаак • Шад • Айбат • Калга • Вирхор • Менахем • Нисси • Езекиил • Ибузир Гляван • Манассия I • Манассия II • Ханукка 
Известные хазары Барджиль • Булан • Сабриэль • Дуло • Исхак ибн Кундаджик • К-са ибн Булджан ал-Хазари • Песах • Тармач • Кембриджский аноним 
Хазарский каганат Хазары • Хазарский язык • Хазарская армия (вооружение, наёмники) • Ал-ларисия • Буртасы • Вассалы • Гиркания • Гулямы хазарского происхождения • Дань хазарам • Доросская митрополия • Жидовин • Ислам • Кабары • Миссия Константина Философа в Хазарию • Обращение в иудаизм • Огузы • Подделка денег • Потомки хазар • Путь из варяг в хазары • Хазария и Китай • Хазария и Хорезм • Хазарская дипломатия • Хазарская литература • Хазарский флот • Хазары и Русь • Чуваши и хазары • Шеляг • Хазария после 965 года • Сийах-Куих • Работорговля 
Города Хазарии Ал-Байда • Ахты • Беленджер • Варачан • Городище Башанта • Дербент • Дмитриевское городище • Инглис-тюбе • Итиль • Кака-Шуринское поселение • Калининаульское городище (Калининаул) • Некрасовское городище • Самватас (Киев) • Муни • Самосдельское городище • Саркел • Семендер • Семикаракоры • Таматарха • Хамзин • Хамлидж • Хумара • Хунзах • Челарево • Чуфут-Кале • Яхудлык • Хазарские топонимы 
Артефакты Еврейско-хазарская переписка • Киевское письмо • Клад в Готланде • Клад из Кохтла • Маджалисский документ • Сообщения об иудаизме хазар 
Изучение Хазарии и теории Pax Chazarica • Хазароведение • Умаление роли Хазарии (статья в «Правде») • Переселение евреев в Хазарию • Балкарцы и хазары • Роль хазар в этногенезе кумыков • Русы (в армии Хазарии) • Влияние на Русь (в армии Киевской Руси) • Тезисы Гумилёва • Теория о хазарском основании Киева • Хазарская теория происхождения Руси • Хазария и чеченцы • Хазарское иго • Викинги и евреи • Норманны и Хазария (походы норманнов) • Чеченцы, хазары и евреи • Евреи в Боспорском царстве

Нур-Давлет (Нор-Доулат), (1486 /?/ — 1491)

Н.М.Карамзин многократно упоминает Нордоулата,
старшего брата крымского хана Менгли-Гирея и сына Хаджи-Гирея, в связи с военно-политическими событиями. Вместе с братом Айдаром, они в свое время добровольно приехали в Россию
(через Литву), уже не могли свободно выехать оттуда
(см. лит.], гл.III, с.102). Нордоулата звали к себе и хан Золотой Орды Муртаза, и крымский хан
и его брат Менгли-Гирей (лит.], гл.III, с.115).

…Крымский правитель неоднократно просил Ивана III вернуть брата, опасаясь, чтобы он над ним «царства не хотел». Иван III, прекрасно осознавая все преимущества присутствия у себя на службе претендента на крымский престол
(его совершенно не обязательно было реально пытаться усадить на него, сам факт такой постоянной угрозы заставлял Менгли-Гирея корректировать свои действия с линией московского государя), не отпускал Нур-Даулета из России в течение всей его жизни…

Крымский царевич, после достопамятного «стояния на Угре» и бегства Ахмада, вместе с князем Василием Ноздреватым атаковал «Юртъ Батыев (вероятно, Сарай)» и почти разорили город.
(лит.], гл.III, с.99).

Есть сведения об одном из вероятных сыновей Нур-Давлета — Азубеке, — обосновавшегося в Литве. Из грамоты Менгли-Гирея королю Великого Княжества Литовского Сигизмунду I (около 1507 г.) явствует, что крымский посол Мамыш-улан, воротясь из Литвы, сообщил хану, что…

…и вернуть ему имение. Судя по этому документу, царевич приходился Менгли-Гирею племянником. Его отцом мог быть брат и соперник Менгли-Гирея Нур-Даулет, который в 1478 г. ненадолго укрылся в Литве, а затем «отъехал» в Москву…

В 1491 г. в Литву прибыли также
другой брат Менгли-Гирея Изтемир с племянником Девлешем. Вполне вероятно, что Азубек мог быть и сыном последнего («братом» хан называет в послании не только отца Азубека, но и его самого, следовательно, это указывает на близкое родство, не определяя его точно). Азубек-солтан упомянут около 1524 г. в числе крымских царевичей, извещавших Сигизмунда I о воцарении Саадет-Гирея.

На касимовском троне Нур-Давлет сидел недолго, и, вероятно, в это время был уже немолод.

Восстания как реакция на миссионерство

При новом царе Алексее Михайловиче начали тяготиться существованием Касимовского ханства. Переход Саид-Бурхана в православие помог ему сохранить существование ханства на несколько десятилетий. Австрийский посол Август Майерберг писал, что Касимгород был пожалован Борисом Годуновым какому-то татарскому правителю, а его сын крестился и придворные льстецы называют его царем. Ян Стрейс указывал, что в городе проживает принц Рескычки. Город раньше был татарским, но теперь принадлежит русским. Василий Арсланович большую часть своей жизни провел в Москве при царском дворе. Это известно благодаря сведениям Дворцового разряда. Иногда он отлучался в Касимов, а также пару раз в походы. Василий Арсланович умер в 1679 г. и оставил после себя шесть сыновей – Михаила, Василия, Ивана, Якова, Никифора, Семена. Яков умер еще при жизни отца в 1677 г. В 1680 г. умер Никифор. Еще при жизни Василия Арслановича в Касимовском ханстве вел активную пропаганду православия рязанский архиепископ Мисаил. Он начал проповедовать среди татар и мордвинов в 1654 г. Татар с мордвинами в 1655 г. было крещено около 6,2 тысячи.

В 1656 г. татары и мордвины открыто выступили против христианизации и в количестве пяти сотен выступили против Мисаила и разогнали служивых охранявших клирика. Мисаил был убит ими. После смерти Василия Арслановича власть перешла к Фатиме-султан. По документам, сохранившимся из ее архива, становится ясно, что и судебные дела были забраны у ханства. Один из имущественных споров решал Приказ казанского дворца. Касимовское ханство было передано из Посольского приказа в этот приказ. Касимов уравняли в правах с Астраханью и Казанью, но пока еще оставались формальные титул и административно-политическая организация. В 1681 г. после смерти Фатимы-султан ханство было окончательно ликвидировано.

Еще при жизни Василия Арслановича в Касимовском ханстве вел активную пропаганду православия рязанский архиепископ Мисаил. Фото el-eparhy.ru

Жилище

Дома касимовских татар были деревянными. Ранние поселения характеризовались скученностью. Дом располагался в глубине усадьбы, как это принято у мусульман. Хозпостройки ставили отдельно от жилища, часто напротив него. Задняя территория использовалась под огород. Дом ставили торцом к улице, иногда перед домом строили баню глухой стеной наружу. Жилища были срубные, квадратной формы. Богатые татары ставили дом на каменный фундамент. Жилище отапливалось печью по типу русской. Особенностью интерьера татарской избы являются деревянные нары, на которых спят, едят, днем делают домашние работы. Для хранения вещей имелись большие сундуки. В избе стоял стол, но на нем не ели, а ставили самовар и посуду.

Позднее у русских переняли способ располагать дома вдоль улицы фасадами друг к другу. Исчезла хаотичность в расположении усадеб, улицы стали ровными. Жители часто украшают дома резьбой, что является характерным для татар. Городские богачи могли позволить себе большие каменные или кирпичные дома. Нижний этаж использовался для коммерческих целей. Жилые комнаты располагались на втором.

Список источников

  • wiki2.org
  • wiki.sc
  • travelask.ru
  • realnoevremya.ru
  • wiki.bio
  • www.misharlar.ru
  • cyclowiki.org
Оцените статью
Добавить комментарий