Христорождественский собор (рязань)

Интересное

История

Христорождественский собор города Рязани – главный храм Рязанской епархии. Он является первым каменным зданием на территории Рязанского кремля: был заложен еще в конце XIV века князем Олегом Рязанским. После перенесения архиерейской кафедры в кремль, в 1522 году, собор стал кафедральным, и каждый новый архиерей старался каким-либо образом улучшить его и привнести в архитектуру здания что-то новое. Христорождественский собор неоднократно перестраивался и до наших дней дошел в стиле классицизма, в том виде, который сложился уже в начале XIX столетия, благодаря архитектору Стефенгагену.

Внутри собор имел богатое убранство, великолепный резной иконостас. В 1873-1875 годах его стены и своды были расписаны известным рязанским иконописцем Н.В. Шумовым, по инициативе которого храм также получил свое завершение в виде восьмигранной ротонды с оконцами – «восьмерик на четверике».

В XIV-XV веках в Христорождественском соборе были захоронены пятеро рязанских князей и три княгини, а в начале XIX века — два рязанских архиерея. Собор посетили государи императоры: Александр I (1819 г., 1820 г., 1824 г.); Николай I (1832 г., 1836 г.); Александр II, будучи Цесаревичем (1837 г.); святой страстотерпец Николай II (1904 г., 1914 г.).

Последний капитальный ремонт собора до его закрытия проводился в 1913 году, с тех пор осталась метлахская плитка на полу. В 1930 году рязанский кафедральный собор разделил участь других православных храмов и был закрыт безбожными властями, на многие десятилетия в его здании разместился окружной архив. Но в 2002 году он был возвращен верующим и вновь освящен Святейшим Патриархом Алексием II, с тех пор в нем ежедневно совершаются богослужения. При этом в период, как правило, от Дня Святой Троицы до праздника Воздвижения Креста Господня (с мая по сентябрь), богослужения совершаются в летнем Кафедральном Успенском соборе.

Святыни Успенского собора

Главной рязанской святыней считалась чудотворная Феодотьевская икона Божией Матери, — явившаяся в 1487 г. в поле у села Феодотьево, близ Спасска. В честь этой иконы ежегодно совершались торжества 2 июля.

Другая чудотворная икона Божией Матери — Муромская — более древняя. Ранее упоминалось, что этой иконой благословил кн. Константина Муромского (Ярослава до св. крещения) его отец Святослав, великий князь Киевский, внук вел. кн. Владимира на княжение и распространение христианства на Муромо-Рязанском крае. Перед этой иконой молился свт. Василий, епископ Рязанский, когда в 1288 г. он плыл из Рязани (старой) в Переяславль-Рязанский (Рязань). В старинных описях икона именуется «моление свт. Василия».

Ещё был в соборе очень почитаемый древний образ св. Иоанна Крестителя.

История

Начало строительства

Постройка нового летнего храма рядом с древним Христорождественским кафедральным собором
обусловлена была малыми размерами и ветхостью последнего, теснотою и
духотой в нем, особенно во время зимних служб. Митрополит Рязанский Иосиф в 1677 году обратился к царю Фёдору III Алексеевичу
с прошением о дозволении построить новую соборную церковь попросторнее
неподалёку, на том месте, где стояла тогда «зелейная» (пороховая)
палата. В 1679 г. по указу Государя зелейная палата была разобрана.

В марте 1684 г. «подмастерье каменных дел Федор Шаритин со товарищами» подрядился у митрополита Павла (Моравского)
делать новую соборную церковь: «каменщики у преосвященнаго и у
порядчиков за работу 1250 рублей, да запасу всякаго 300 четвертей, 140
пудов ветчины и прочая. А стать им к тому делу в 15 день и сделать оноев
три годы».

В 1692 г. митрополит Авраамий с радостью доносил Патриарху и Государям Иоанну и Петру Алексеевичам, что «соборная церковь постройкой окончена, своды сведенны и шеи, где быть главам, до половины сделаны…».

Однако, в ночь на 18 апреля 1692 г. чуть недостроенная соборная
церковь рухнула по причине неправильных расчётов или слабости грунтов
под фундаментом. Рухнувший собор разрушил и надвратную церковь прп.
Варлаама Хутынского в Спасском монастыре.

Возведение собора

Тот же митрополит Авраамий в январе 1693 г. устроил новые подрядные
торги на возведение соборного храма, и положено было основание ныне
существующему летнему Успенскому кафедральному собору. Подряд на сей раз
получил мастер каменных дел Яков Григорьев Бухвостов. Работы начаты были 18 мая 1693 г., и в конце 1699 г. собор подведён был под крышу и затем обрёл свои 5 глав.

Артель резчиков Сергея Христофорова изготовила для собора огромный семиярусный иконостас. В 1701 г. иконостас был вызолочен московскими мастерами-позолотчиками. Иконы для иконостаса писал иконописец Николай Соломонов с помощниками. Великолепием орнаментов белокаменной резьбы стены собора — порталы, колонны, наличники — украшали по проекту Якова Бухвостова мастера: Никита Иустинов, Герасим Иванов, Иван Парфенов.

15 августа 1702 г. митрополит Стефан (Яворский) совершил освящение нового Успенского кафедрального собора.

Обновление собора

Еще в 1800 г. обыватели Рязани узнали от преосвященного Симона (Лагова), что св. Синод
предписал разобрать собор по причине появления в нем «опасных
ветхостей» и построить новый. А дело в том, что в виду высоты и
открытого местоположения, срывало у храма бурею главы и кровлю, в сводах
и стенах появились трещины, в верхних окнах вставленная слюда ветрами
выбивалась. В дыры зимним временем в храм наметало снегу; летом галки и
воробьи залетали и вили гнезды в иконостасе и портили его. За птичьим
гомоном, криком и порханьем едва слышны были церковные службы.
Архиеписком Симон объявил Рязанской думе указ Синода и попросил граждан
посоветоваться между собой и дать ему знать, как они «рассудят о пособии
для собора», разобрать собор или починить. Тогда рязанские купцы Г. В. Рюмин и П. А. Мальшин пригласили из Москвы архитектора
и каменных дел мастера осмотреть собор. Оказалось, что собор можно
исправить. Часть денег на это именитые купцы обязались пожертвовать и
принялись за дело: подрядили каменотесов, мастеров каменных работ,
живописца. К 1804 году Успенский кафедральный собор был возобновлён, а
15 августа того года вновь освящён. От всех граждан пожертвования
составили 69.100 рублей.

Дальнейшая судьба храма

После 1917 г. церковные службы в храме были прекращены. Внутренние
росписи на колоннах и стенах испорчены побелками. Иконы и все церковное
имущество реквизированы новой властью. Некоторое время в храме
действовал планетарий. Позже проводились музейные выставки.

В 1992 г. собор возвращён Рязанской епархии и вновь освящён 13 июня 1992 г. В этот день преосвященный Симон (Новиков), архиепископ Рязанский и Касимовский, совершил всенощное бдение. На следующий день 14 июня, в праздник Св. Троицы в храме совершена Божественная литургия. К 900-летию Рязани в 1995 г. в храме была завершена реставрация древнего иконостаса.

Иконостас Успенского собора в Рязани

Главной достопримечательностью интерьера Успенского собора Рязани является его восьмиярусный иконостас, созданный мастерами Оружейной палаты под руководством Сергея Христофорова. Замечательно, что, работая над рамой иконостаса, резчики стремились стилистически связать его с мотивами белокаменной резьбы, присутствующими на фасадах. Они мыслили собор как единое целое, и благодаря их усилиям внешнее впечатление закрепляется на уровне интерьера.

Иконы для соборного иконостаса, как мы уже говорили, писал Николай Соломонов Бургаров «с товарищи», но в XIX веке они неоднократно поновлялись и переписывались, так что впоследствии их пришлось раскрывать из-под позднейших записей.

Иконостас имеет восемь ярусов. В некоторых источниках говорится, что их семь, но при этом в качестве «дополнительного» яруса упоминаются венчающие иконостас Распятие с предстоящими и шесть икон с изображениями Страстей Господних, которые расположены с интервалами. Таким образом, «основных» ярусов действительно семь. Их характеристики перечислены в «Сборнике церковноисторических и статистических сведений о Рязанской епархии»:

Росписей в интерьере собора почти не сохранилось. Уцелели лишь небольшие фрагменты. Но надо отметить, что изначально храм не был расписан. Первые упоминания о стенном письме содержатся в документах от 1804 года, из которых видно, что:

Впоследствии росписи не раз обновлялись. Сохранившиеся фрагменты относятся ко второй половине XIX века.

История

После уничтожения Рязани вместе с каменными храмами, великокняжеский двор был перенесён в Переяславль, а затем в небольшой город Борисов-Глебов неподалёку переехал и архиерейский двор. На тот момент все здания Переяславля были деревянными, поэтому великий князь Олег Рязанский начинает строительство первого каменного кафедрального собора.
После обретения статуса кафедрального собора, каждый новый архиерей старался каким-либо образом улучшить его и привнести в архитектуру здания что-то новое. Христорождественский собор неоднократно перестраивался и до наших дней дошел в стиле классицизма, в том виде, который сложился уже в начале XIX столетия, благодаря архитектору Стефенгагену.

Внутри собор имел богатое убранство, великолепный резной иконостас. В 1873—1875 годах его стены и своды были расписаны известным рязанским иконописцем Н. В. Шумовым, по инициативе которого храм также получил своё завершение в виде восьмигранной ротонды с оконцами — «восьмерик на четверике».

В XIV—XV веках в Христорождественском соборе были захоронены пятеро рязанских князей и три княгини, а в начале XIX века — два рязанских архиерея. Собор посещали императоры: Александр I (1819, 1820, 1824); Николай I (1832, 1836); Александр II, будучи Цесаревичем (1837); Николай II (1904, 1914).

Последний капитальный ремонт собора до его закрытия проводился в 1913 году, с тех пор осталась метлахская плитка на полу.

В 1930 году собор был закрыт, в его здании разместился областной архив. В 2002 году здание было возвращено церкви и освящено лично Патриархом Алексием II.

Несчастливая история Рязанского Успенского собора

Не прошло и года с момента освящения Успенского собора Рязани, как понадобилось производить ремонтные работы: в 1703 году его средняя глава «сломилась от ветру». Похожее несчастье случилось и в 1708 году, когда во время литургии. А ещё дырявые окна и бедственное положение великолепного иконостаса.

Ремонт следовал за ремонтом, однако предпринимаемые меры оказались недостаточными, и к концу XVIII века Успенский собор пришел в такое состояние, что не только служить в нем, но и ходить мимо него опасались, ибо его стены, испещренные трещинами, угрожали падением.

Встал вопрос о разборе существующего здания и строительстве нового собора. 23 сентября 1802 года именитые рязанские купцы Гавриил Рюмин и Петр Мальшин приглашали архитектора из Москвы, и тот нашел, что существующие ветхости возможно «поправить с прочностию, полагая на оное до пятидесяти тысяч рублей».

Более того, купцы соглашались предоставить и значительную часть необходимой суммы, лишь бы не ломать «древнего и величественного» собора. Разрешение на проведение капитального ремонта Успенского собора в Рязани было получено. Основной объем работ занял около двух лет. В 1804 году Успенский собор заново освятили.

Сооружение соборной колокольни началось еще в 1789 году на месте бывшей Глебовской башни Рязанского кремля, однако постоянно встречало какие-то препятствия. Только к 1840 году строительство завершилось, и ансамбль кафедрального собора принял свой теперешний вид.

1850-е годы запомнились рязанцам ремонтом соборного иконостаса и стенной живописи, в последний раз поновлявшейся в 1804 году на пожертвования прихожан.

Строительство Успенского собора в Рязани

В продолжение полутора столетий Успенский собор Рязани удовлетворял потребностям города, но к 1670-м годам он, несмотря на перестройки и переделки, совершенно обветшал, да и его теснота все чаще казалась досадной. В 1677 году митрополит Рязанский Иосиф IV просил царя Феодора Алексеевича о постройке нового холодного собора, с тем чтобы существующий превратить в теплый. Под строительство он предлагал очистить место, на котором стояла зелейная (пороховая) палата. Государь благосклонно отнесся к челобитной владыки, и в 1679 году зелейную палату разобрали.

Камень свозили зимой, санным путем, а 26 марта 1684 года подмастерья каменных дел крестьяне Ипатьевского монастыря Федор Яковлев Шаритин, Ярослав Камиников и Григорий Артемьев подрядились сложить соборный храм.

Как шло дело на строительной площадке в 1685 году, по записям не видно. А вот документы 1686 года вскрывают значительные непорядки. Почти достроенная соборная церковь обвалилась в 1692 году.

Митрополит Авраамий в 1693 году подрядил Якова Григорьева Бухвостова «с товарищи» «вновь строить соборную церковь своими работниками на готовом припасе». Основные работы заняли около шести лет. В 1699 году здание уже подвели под кровлю.

Писать образа для Рязанского Успенского собора пригласили мастера Николая Соломонова Вургарова, к июню 1702 года они уже были готовы и установлены на свои места.

Святыни

Икона Пресвятой Богородицы «Феодотьевская»
С 1609 года в храме под спудом у левого клироса почивают честные мощи святителя Василия, первого епископа Рязанского, чудотворца – главного небесного покровителя Рязанской земли. Над местом его погребения можно приложиться к раке с частицей его мощей.

Справа и слева от амвона пребывают в раках честные мощи рязанских святителей XIX века Гавриила (Городкова) и Мелетия (Якимова).

Имеются мощевики с частицами мощей многих Рязанских святых и 84 преподобных отцов Киево-Печерских.

Кроме того, в соборе есть также: часть Ризы Господней, частицы мощей апостола и евангелиста Матфея, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, преподобного Серафима Саровского, блаженной Матроны Московской и другие многочисленные святыни, доступные для поклонения.

Множество чудотворных и чтимых икон хранят другие храмы прихода: Архангельский собор и Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Сергиево-Мещеряковское мужской монастырь г. Ряжска (Архиерейское подворье)


Благочиние: Храмы Епархии

391960 Рязанская область, Ряжский район, п. Свет

Настоятель — иеромонах Антоний (Лаус)

Историческая справка:

Сергиевский мужской общежительный монастырь расположен в двух верстах от города Ряжска на родовой земле при имении завещателей купцов Алексея Петровича и Любови Петровны Мещеряковых.

Монастырь был утвержден по ходатайству Преосвященного Димитрия (Сперовского) – епископа Рязанского и Зарайского 1912 году указом св. Синода от 22 ноября и официально открыт и освящен 28 апреля 1913 года.

Начало монастырю было положено 17 декабря 1909 года, когда указом консистории преосвященный Никодим (Боков) утвердил иноческую мужскую общину. Заведующим этой общиной на правах настоятеля стал иеромонах Арсений, бывший насельник Рязанского Троицкого монастыря. С небольшим числом монахов Раненбургской Петропавловской пустыни Арсений и создал ядро будущей мужской обители. После кончины завещателей с 1905 по 1910 год их имением управлял душеприказчик крестьянин деревни Ратмановой Никифор Леонтьевич Бутрин, без участия монашествующих.

К 1915 г. монастырь имел трехпрестольный деревянный храм, который был куплен в 1908 г. в с. Самодуровка Сапожковского уезда. В 1909 г. «храм был начерно поставлен душеприказчиком наследствозавещательницы Любови Петровой Мещеряковой» — Бутриным.

В 1910 г. храм был отремонтирован и приготовлен к освящению старанием братии общины и 30 мая лично освящен Преосвященным Никодимом (Боковым)- епископом Рязанским и Зарайским.

В храме было два придела — холодный и теплый. В главном холодном прмделе был один престол во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца. В теплом пределе два престола — на правой стороне — во имя св. Алексия Митрополита Московского и всея России Чудотворца, а на левой стороне — во имя святых и Первоверховных апостолов Петра и Павла.

При храме имелась церковная утварь в самом скромном виде».К храму присоединена была деревянная колокольня, «имеется звон колоколов — количеством 6 т. в … скромном виде, весу во всем звоне – 19 пудов и 14 фунтов в большом колоколе 12 пудов и 14 фунтов».

В 1915 году был заложен каменный двухпрестольный храм. Построение его было в 1917 году доведено до карниза сверх окон.

Близ храма находились каменные и деревянные монастырские постройки:1.братский корпус — каменный двухэтажный. В нем было 22 келии для братии, а в нижнем этаже — трапеза, кухня, хлебопекарня, просфорная, портная и сапожная мастерские Корпус был окончен строительством в 1913 г.2.Братский деревянный корпус, где было 14 келий. Здание одноэтажное, отштукатуренное3.Ледник деревянный4.Дровник для хранения дров и домашнего инвентаря5.Два странноприимных дома. Оба одноэтажные: один из них небольшой, а второй — « при довольном количестве покоев для богомольцев, при них конюшня, деревянный пластовый двор для приезжающих».

При монастыре имелось имение с постройками и хозяйственный инвентарь. На расстоянии 400 шагов от храма, постройки и хозяйственный инвентарь весь был занесен в описи имущества.

Земли при монастыре было по окладным листам государственного и земского налога 406 ¼ десятины. Из них 10 т. десятин — огородной в Малозахуптской Благовещенской слободе « концом в реку Хупту»

При монастыре имелся сад, огородная и луговая земля.На 1 января 1914 года в монастыре состояло на лицо: 1-игумен, 3 иеромонаха, 1 иеродиакон, 1 указной послушник ( по указу консистории) и 13 послушников не указных, находящихся на разных послушаниях и трудящиеся в качестве богомольцев.24/7 ноября 1919 г. в Рязанский губернский епархиальный совет поступил рапорт настоятеля монастыря игумена Арсения о ликвидации монастыря. (ГАРО, Ф.Р-6788,д.694,л.11)

В Ряжском уездном земельном отделе за этот период имеется жалоба настоятеля монастыря на ревизию всех монастырских земель и зерна. (Р-4,оп.9,д.68)

Здания мещерского монастыря в 1920 году были переданы под венерическую лечебницу для взрослых и детей, монахи были выселены из монастыря, а богадельня, которая существовала при монастыре,должна была быть переведена в Ухолово. (Из протокола межведомственного совещания при Ряжском УИКе от 31 декабря 1920 г. ГАРО,Ф.Р-171,оп.1,д.14.)

Сергиевская церковь действовала до 1929 года, а каменный храм, который стал принадлежать Захуптской слободе «(быв. Монастырская)»- так в документе, был закрыт в 1927 году под клуб, но переоборудован под склад: «колокольня снята»,- так было указано в документе.17.12.29 ВЦИК утвердил постановление рязанского губисполкома от 19.04.29 о закрытии Сергиевской церкви на территории бывшего монастыря.Таким образом, до 1917 г. имущество, земля и все постройки монастыря принадлежали Русской Православной Церкви.

Описание


Иконостас

Большой кирпичный шестистолпный пятикупольный собор на подклете. В архитектуре здания, увенчанного пятиглавием, сочетается традиционная для древнерусских городских кубических храмов композиция с характерным для конца XVII в. стремлением к строгой симметрии наружного объема, с четко выраженной этажностью и завершением фасадов прямым карнизом вместо закомар. Стены неоштукатуренного здания, прорезанные тремя рядами окон, украшены богатым белокаменным декором в духе нарышкинского барокко.

Колокольню украшают колонны коринфского ордера и скульптуры трубящих ангелов.

Внутреннее пространство храма украшает грандиозный резной иконостас.

Дальнейшая судьба храма

После 1917 г. церковные службы в храме были прекращены. Внутренние росписи на колоннах и стенах испорчены побелками. Иконы и все церковное имущество реквизированы новой властью. Некоторое время в храме действовал планетарий. Позже проводились музейные выставки.

В 1992 г. собор возвращён Рязанской епархии и вновь освящён 13 июня 1992 г. В этот день преосвященный Симон (Новиков), архиепископ Рязанский и Касимовский, совершил всенощное бдение. На следующий день 14 июня, в праздник Св. Троицы в храме совершена Божественная литургия. К 900-летию Рязани в 1995 г. в храме была завершена реставрация древнего иконостаса.

Список источников

  • o-ili-v.ru
  • skopin-eparhia.ru
  • azbyka.ru
  • wiki.sc
  • wiki.bio
  • posmotrim.by
Оцените статью
Добавить комментарий