Георгиевский собор

Содержание
  1. Краткая история
  2. Здания
  3. Георгиевская церковь (№ 2а)
  4. Дома Ильина (№ 2б и № 2д)
  5. Дом Вострухина (№ 1)
  6. Старая аптека (№ 3)
  7. Жилые дома (№ 7—15)
  8. История Георгиевского собора от строительства до начала ХХ века
  9. Архитектура
  10. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском готовят к реставрации
  11. История
  12. Архитектура первого храма
  13. История собора после восстановления
  14. Немного из истории Георгиевского собора
  15. Князь Святослав и его крест
  16. Примечания
  17. История Георгиевского собора Юрьева монастыря Новгорода
  18. Второй храм
  19. Георгиевский собор Юрьев-Польский режим работы контакты расположение на карте как добраться самостоятельно
  20. Режим работы Георгиевского собора:
  21. Как добраться самостоятельно к собору:
  22. Георгиевский Храм во Владимире
  23. 1.Памятники архитектуры Древней Руси
  24. Богоматерь «Оранта»
  25. Главные исторические вехи Георгиевской улицы во Владимире
  26. Георгиевский собор: что рядом?
  27. Технология создания каменной резьбы Георгиевского собора

Краткая история

У русских князей, начиная с князя Владимира I Святославича (ок. 960 — 15 июля 1015), существовал благочестивый обычай строить храмы в честь своих Ангелов-хранителей.

Так, в 1129 году Великий князь Юрий (в крещении Георгий) Долгорукий заложил на княжеском дворе деревянный храм, освящённый в честь своего небесного покровителя — великомученика Георгия Победоносца. В 1157 году сын Дмитрия Долгорукого — князь Андрей Боголюбский — воздвиг на месте хрупкого деревянного строения белокаменную церковь.

Вид церкви со стороны Большой Московской улицы

Согласно летописям, в средние века при храме Георгия Победоносца существовал монастырь, основанный в 1153 году. В 1770-х годах, после реформы Екатерины II, упразднившей ряд монашеских обителей, Георгиевский монастырь стал приходским храмом.

В 1778 году церковь сильно пострадала во время пожара: деревянные связи сгорели, и потолок обрушился. В 1783 — 1784 годах из кирпича и древнего белого камня построили новый Георгиевский храм в стиле барокко. В 1847 году к главному зданию с юга пристроили придел в честь князя Владимира, объединённый как единое целое с колокольней.

Вид на Георгиевскую церковь

Церковь Георгия Победоносца находится в историческом центре Владимира, близ Золотых ворот. В фундаменте церкви сохранились следы белокаменной кладки XII века. Главный объём храма представляет собой равносторонний четверик, завершённый двумя восьмериками. Обитель венчает луковичная главка, опирающаяся на цилиндрический барабан. С востока к зданию пристроена небольшая апсида, перекрытая конхой (полукуполом), а с запада к нему примыкает трапезная и колокольня с шатровым верхом. Наличники, вытесанные из белого камня, декоративные «лопатки», членящие фасад, и ярко выраженный карниз делают Георгиевскую церковь типичным образцом провинциального барокко. Храмовые своды и стены украшены фресками, выполненными талантливыми мастерами в первой половине XIX века.

Вид на церковную колокольню

Здания

Георгиевская церковь (№ 2а)

Георгиевская церковь

Свод Георгиевской церкви

Современная Георгиевская церковь была построена в 1783—1784 годах вместо сгоревшей в 1778 году прежней церкви на старом фундаменте и с использованием старого белого камня. Она значительно отличается от первоначальной и представляет собой редкий для своего времени тип четырёхстолпного крестово-купольного храма с завершением из двух восьмериков. Венчается храм луковичной главой на цилиндрическом барабане. К четверику примыкают одночастная апсида, трапезная и шатровая колокольня. В 1847 году к церкви с юга был пристроен придел в честь святого равноапостольного князя Владимира.

7 марта 1930 года Георгиевская церковь была закрыта и передана артели «Электрик», разместившей здесь токарную мастерскую, а перед войной — мясокомбинату. В 1986 году храм был отреставрирован, и с 20 сентября здесь начали проходить концерты Владимирского камерного хора под управлением Эдуарда Маркина. В 2006 году храм передан Владимиро-Суздальской епархии, а Центр хоровой музыки переместился в Зал классической музыки (Большая Московская улица, 28).

Дома Ильина (№ 2б и № 2д)

Здания построены в 1844 году владельцем бывшего губернаторского и гимназического дома купцом Петром Ильиным. Их занимают Дом фольклора Областного центра народного творчества (№ 2б) и Центр классической музыки (№ 2д). В фильме «Женитьба Бальзаминова» Дом фольклора предстал в виде тюрьмы.

Другие дома чётной стороны улицы (№ 2 священника Сперанского, № 4 и 8 Краснощёкова) были снесены во второй половине XX века.

Дом Вострухина (№ 1)

Двухэтажный каменный дом в начале улицы принадлежал купцу Ивану Славнову, а в 1894 года был выкуплен у наследников Славнова богатым купцом, бывшим крестьянином Василием Вострухиным. Он отделал здание, украсив карнизом, поясками и сандриками, сделал в 1903 году каменную двухэтажную жилую пристройку со двора. В настоящее время дом Вострухина занимает Владимирская капелла мальчиков Центра классической музыки.

Старая аптека (№ 3)

Старая аптека

За домом Вострухина стоит здание, известное среди владимирцев как Старая аптека. Двухэтажный полукаменный дом под железной кровлей был построен в 1790 году на расстоянии 8 аршин от церковного алтаря как один из трёх флигелей при большом губернаторском доме (доме Приказа общественного призрения; ныне Большая Московская улица, 24). 15 сентября 1805 года в этом флигеле была открыта первая во Владимирской губернии государственная аптека. Первым казённым аптекарем стал прибывший из Москвы немец Христофор Калкау.

После 1917 года здание аптеки было муниципализировано и получило домовой номер 3. На нижнем этаже в советские годы находились дежурная аптека № 1 и аптекоуправление, второй этаж занимали областной отдел переселения и организованного набора рабочих при горисполкоме, областной совет добровольного спортивного общества «Урожай», механизированная колонна треста «Сельэлектрострой» и другие организации. В бывшей аптечной лаборатории (дом № 3г) в 1928 году разместилась кузница артели «Электрик».

Аптека прекратила свою деятельность в 2010 году. В здании лаборатории ныне размещается кузница-музей Бородиных — творческая мастерская художественной ковки кузнецов Юрия и Алексея Бородиных.

Жилые дома (№ 7—15)

За кузницей Бородиных и через дорогу от придела Георгиевской церкви расположен двухэтажный кирпичный дом № 7 — бывший дом владимирского 2-й гильдии купца Ильи Философова, построенный в 1912 году. В здании размещается проектная компания «Владимирский промстройпроект».

Рядом с домом Философова располагаются полукаменный двухэтажный дом № 9 и угловой деревянный дом на каменном фундаменте (Владимирский спуск, 1), построенные до 1896 года и принадлежавшие мещанину Гавриилу Соболеву. Перед революцией они были куплены Философовым.

Двухэтажный каменный дом № 11 был построен между 1879 и 1888 годами и принадлежал жене штабс-капитана Евдокии Харизоменовой. Рядом с домом Харизоменовой стоят два жилых каменных дома — № 13а и № 13б постройки 1890-х годов, принадлежавшие мировому судье Егору Пестрово. За домом Пестрово, ближе к Спасской церкви, стоял двухэтажный каменный флигель и рядом ныне существующий двухэтажный полукаменный дом № 15, в которых до 1917 года размещалось Ремесленное общество.

На противоположной стороне улицы расположены здания отдельного поста пожарной части № 3 (юридический адрес — Спасская улица, 5а). По проекту благоустройства пешеходной зоны планируется перенос пожарной части на улицу Батурина и обустройство на её месте «города мастеров».

История Георгиевского собора от строительства до начала ХХ века

Георгиевский собор заложили в 1119 году по велению новгородского князя Мстислава Великого — внука Владимира Мономаха. Сам князь в это время был в Киеве, поэтому работами руководили его сын Всеволод и игумен Юрьева монастыря Кириак. Известно также имя главного строителя — Петр. Он стал первым мастером, упомянутым в русских летописях. Историки предполагают, что Петр управлял строительством и других новгородских храмов — Николо-Дворищенского собора и церкви Благовещения на Городище.

Стены собора возводили в технике смешанной кладки — из камня и кирпича. Кровля состояла из листов свинца, но позднее ее заменили железной четырехскатной крышей. Массивное четырехугольное здание было увенчано тремя главами со шлемовидными куполами. Внутри стены были украшены фресками с изображениями Христа, Богородицы и святых. Верхняя крытая галерея предназначалась для новгородского князя и его семьи. В 1130 году новгородский епископ Иоанн освятил новый собор в честь Георгия Победоносца.

Собор стал не только местом православных богослужений, но и усыпальницей новгородских князей, посадников и настоятелей монастыря. Здесь похоронили Великого князя Московского Дмитрия Шемяку, мать Александра Невского Феодосию и его брата Федора.

До середины XVI века в Георгиевском соборе хранилась редкая икона домонгольского периода — «Устюжское Благовещение». Ее написали новгородские мастера в 20–30-х годах XII века. Иван Грозный повелел перенести икону в Москву. Сейчас она находится в Третьяковской галерее.

В 30-х годах XIX века Юрьевым монастырем руководил архимандрит Фотий. По его указу в соборе началась реконструкция. Старинные фрески со стен сбили: их фрагменты сохранились только в северо-западном куполе, остальную часть храма расписали заново. Но и эта роспись продержалась недолго: ее уничтожили в 1898 году во время очередного ремонта. Для создания новых фресок пригласили художника Михаила Сафонова — сына знаменитого палехского иконописца Николая Сафонова. В 1902 году обновленный собор освятил архиепископ Новгородский и Старорусский Гурий.

Архитектура

Собор относительно небольшой. Его боковые фасады «обросли» притворами. Они перекрыты на фасаде сводами с килевидной закомарой. Западный из притворов был изначально больше и выше боковых. У него имелся и второй ярус в виде хоров, предназначенных для княжеской семьи. В углу, на стыке северной и восточной стен, находился небольшой Троицкий придел, который был усыпальницей юрьевских князей. Здесь снаружи и сегодня заметен аркосолий, где в 1252 году был погребен князь Святослав.

Фасады собора делятся пилястрами на три доли. Этот прием характерен для древнерусского зодчества и является признаком четырехстолпности храма. В горизонтальном членении собора наблюдается аркатурно-колончатый пояс, который во время разрушения в пятнадцатом веке уцелел не полностью. Он распространялся и по верхней части апсид, тоже разделенных полуколонками. В обоих ярусах над поясом были предусмотрены достаточно высокие окна, а прямо над центром храмового основного куба возвышалась поднятая на особый постамент глава.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском готовят к реставрации

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском Владимирской области восстановят на средства из федерального бюджета. Проект реставрации разработают по итогам экспертизы. Памятник древнерусского зодчества ‒ белокаменный храм начала XIII века, переживший татаро-монгольское нашествие, ‒ уже несколько лет находится в критическом состоянии.

Этих работ в Юрьеве-Польском ждали более 10 лет. Специалисты Института археологии РАН уже несколько дней исследуют Георгиевский собор. Плачевное состояние камня и фундамента вызывали серьезное опасение реставраторов.

«В данный момент проходят археологические исследования работ внутри, в интерьере Георгиевского собора , и на территории», ‒ рассказала директор Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея Светлана Борисова.

Первый транш от Минкульта составил 15 миллионов рублей. На эти средства проведут исследования. Окончательная стоимость реставрационных работ будет зависеть от текущего состояния собора. Специалисты уже дали предварительную оценку по нескольким шурфам. Они уверяют, что фундамент цел, а основная причина разрушения связана с инженерными конструкциями верхней части. Своды после обрушения в XV веке подверглись серьезной деформации. По нынешней кладке до сих пор можно легко определить границу этого обрушения. Кроме самого фундамента, в шурфах обнаружены погребения XVII-XVIII веков.

«Ничего с ним не сделалось, очень хороший, глубокий и чудесный фундамент. Так что, с этой точки зрения, серьезных опасений нет», ‒ говорит главный научный сотрудник Отдела средневековой археологии Института археологии РАН Владимир Седов.

В 2015-м Георгиевский собор признан особо ценным объектом культурного наследия народов России, но не попал в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По мнению искусствоведа Александра Морищука, это и есть главная причина нынешнего состояния храма. Попади он в список ЮНЕСКО ‒ международные исследования, серьезное финансирование и защита ему были бы гарантированы. «Указывал на величие не только русского государства, но и оставлял свой след серьезный в архитектуре, еще раз повторяю, всей Европы», ‒ отметил Александр Морищук.

Внутри собора сохранилась академическая живопись начала XIX века, она также требует реставрации. Библейские мотивы легко узнаваемы ‒ «Тайная вечеря», изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками

«Довольно неплохо сохранилась. Художники были, Ярославская художественная мастерская. Сделали обследование, взяли анализы, это подлежит восстановлению частично, но в общем очень много работы», ‒ подчеркнул реставратор Вячеслав Родионов.

Сейчас музейщики ждут окончательных результатов исследований. От них зависит дальнейшее финансирование работ по восстановлению Георгиевского собора. При этом все специалисты сходятся во мнении: уникальный шедевр домонгольского периода Северо-Восточной Руси должен быть сохранен в первоначальном виде.

Александр Сыпченко

История

О строительстве князем Ярославом Мудрым храма во имя своего святого покровителя говорится в летописной статье 1037 года. Ещё одним источником, из которого известно об основании храма, является сказание в составе второй редакции Про́лога, из которого известно, что церковь была освящена митрополитом Иларионом, то есть между 1051 и 1054 годами. В этом документе сообщаются подробности о строительстве Георгиевской церкви: Ярослав Мудрый, обеспокоенный тем, что у церкви «не бе… много делатель», приказал «возити куны на возех в камару Золотых ворот и возвестиша на торгу людем, да возмет кождо по ногате на день и бысть множество делающих». Сообщалось также, что в церкви проводились хиротонии русских епископов. В Повести временных лет есть упоминание, что в 1063 году в этой церкви был погребён брат Ярослава Мудрого, Судислав Владимирович.

Известно, что монастыри (в том числе и Георгиевская церковь) были поставлены по сторонам главной улицы Киева, которая шла от Золотых ворот, и обрамляли вход в центральную часть Киева. Время разрушения Георгиевской церкви неизвестно, но память о месте её расположения у ворот Софийского собора, на котором она стояла в древности, сохранялась до XVII века. В Киевском синопсисе описывается её расположение справа от Софийского собора: «Созда же и церковь святаго великомученика Георгия от камене, во имя себе от св. крещения данное, по правой стране святыя Софии».

День освящения Георгиевской церкви — 26 ноября — стал общерусским праздником: в проложном сказании говорится, что Ярослав Мудрый «заповеда по всеи Руси творити праздник святого Георгия». Праздник получил в народе название Юрьев день.

Архитектура первого храма

При земляных археологических работах 1934 и 1937 гг. вскрывались остатки кладок древнего храма, а в 1939 году были открыты полукружия центральной и южной апсид. Незастроенные южные и западные части храма частично изучались в 1979 году.

В результате археологических изысканий было установлено, что общие размеры храма составляли (около 27 м (с апсидой) х 24 м). Храм относился к типу крестово-купольных 4-столпных с дополнительным западным членением-нартексом и, возможно, западной галереей-притвором, где должна была помещаться лестничная башня, ведшая на хоры. В плане это был 3-нефный 3-апсидный храм с сильно вынесенной вперед центральной апсидой, существенно превосходившей по ширине боковые, с резко подчеркнутым трансептом и 3 или 2 (южной и северной) одноэтажными галереями.

Техника кладки стен была типичной для архитектуры Киева середины и второй половины XI века. Фундаменты были выполнены из разнородного бутового камня на растворе с цемянкой. Глубина фундаментов — от 1,3 м при ширине 1,6-1,8 м (основной объём) до 0,8×1,25 м в южной галерее. Поверхность фундамента выровнена шиферными плитами, выше идет кладка в смешанной технике из камня и плинфы со скрытым рядом. При раскопках были найдены куски колонн, фрагменты фресок, кубики смальты, плитки пола, шиферные плиты, листовой свинец (остатки кровли), оконное стекло.

В 1674 году киевский воевода Ю. Трубецкой на месте развалин соорудил небольшую деревянную церковь.

История собора после восстановления

Собор благополучно простоял до XV века, но потом стены не выдержали и обрушились. По заданию великого князя московского Ивана III собор был восстановлен, но немного поменял свой облик: заново были собраны куски каменной резьбы, заново сделан купол. В целом строение стало более приземистым и массивным, чем первоначально.

В XVIII веке к храму была пристроена колокольня, в XIX — расширены Троицкий придел и новая ризница. В 1827 году собор был заново расписан, часть этих росписей сохранилась. Она была создана крепостной артелью под руководством Тимофея Медведева — крестьянина села Тейково. Росписи выполнены в академическом стиле: например, «Тайная вечеря» в алтаре является копией «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.

В самом конце XIX века, на фоне волны интереса к древнерусскому зодчеству и распространившегося в архитектуре неорусского стиля, появились идеи о восстановлении изначального облика храма и очищении его от позднейших пристроек. Инициатором этого стал тогдашний настоятель Георгиевского собора протоирей Александр (Знаменский). Он был депутатом Государственной Думы от Владимирской губернии, организовал общество трезвости в Юрьеве-Польском. При нем рядом с Георгиевским собором вместо Троицкого придела был поставлен новый Троицкий храм. После революции настоятель принял обновленчество. Его приход просуществовал до 1923 года, после чего был ликвидирован, и дальнейшие следы настоятеля теряются.

Окончательное возвращение исторического облика храма произошло уже в 1930-х годах после его закрытия. Руководили реставрацией И. Грабарь и П. Барановский. Колокольня и Троицкий придел были разобраны. Заложенный портал Троицкого собора сохранился. После этого храм еще раз несколько раз реставрировался уже в советское время.

Существует множество исследований, посвящённых этому зданию — П. Барановский, например, занимался этим более тридцати лет. Есть как минимум пять разных убедительных реконструкции его первоначального вида. Одна из первых принадлежит архитектору П. Сухову — она была создана в 1930-е годы, после работы И. Грабаря и П. Барановского. Другая создана известным советским архитектором-реставратором Н. Ворониным — он производил исследования здесь уже в 1960-е годы. Самая поздняя по времени — реконструкция С. Заграевского, начала XXI века, с использованием новейших исследований.

Немного из истории Георгиевского собора

В 1234 году постройка нового Георгиевского собора была окончена и храм был освящён епископом Митрофаном. Отделочные работы, по всей видимости, продолжились и после освящения. Прекратило их монголо-татарское нашествие, о чем свидетельствует неоконченная, как бы «сходящая на нет» резьба западного портала. Таким образом, Георгиевский собор явился последним памятником домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.

Но, видимо, уже при татарах, в самых неблагоприятных исторических условиях, Георгиевский собор получил Троицкий придел, где был погребен сначала князь Святослав Всеволодович, а затем и его сын Димитрий. Этот придел до наших дней не сохранился.

Князь Святослав и его крест

Первую церковь во имя св. Георгия, своего покровителя, поставил здесь в 1152 году Юрий Долгорукий при самом основании города. Новый каменный храм был построен в 1230-1234 годах перед самым монгольским нашествием. Ученые спорят, был ли он основан на месте старого и использовал его фундаменты или просто находился где-то рядом. Строителем был Святослав Владимирович, владимирский князь, сын Всеволода Большое Гнездо. Летописи говорят, что он сам был «мастером». Видимо князь лично руководил зодчими и принимал участие в постройке как минимум двух соборов: Георгиевского в Юрьеве и собора Рождества Богородицы в Суздале.

Среди убранства собора выделяют «крест Святослава» — резной белокаменный крест, который сначала был вделан в стену, а потом перенесен внутрь. Некоторые считают, что он был сделан за несколько лет до строительства храма и находился неподалеку, потом его вставили в стену, а уже потом поместили внутрь.

На его основании указано имя Святослава как строителя храма. В Георгиевском соборе этот князь и был похоронен. Для его усыпальницы к храму было пристроен отдельный придел — Троицкий. Святослав был канонизирован. Его захоронение и его крест почитались местными жителями, как чудотворные. Погребение князя было найдено при реставрации в 1991 году и сейчас находится в другом храме Юрьева-Польского — в Покровском. Недавно в городе появился памятник святому князю Святославу.

Считается, что московский Успенский собор строился именно по образцу Георгиевского храма в Юрьеве-Польском.

Примечания

  1. Бубнов С. Л. Старая аптека // Памятники Владимира : иллюстрированный справочник. — 3-е изд., доп. — Владимир: Транзит-ИКС, 2008. — С. 100. — ISBN 978-5-8311-0386-1.
  2. «Планъ губернскаго города Владиміра» (1899).
  3. Скворцов А. И., Строгова Л. П., Шагова О. А. Красный Профинтерн ул. // Владимир : Путеводитель-справочник. — Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1984. — С. 244.
  4. В источниках встречается также вариант названия улицы в форме именительного падежа — улица Красный Профинтерн.
  5. Основная часть съёмок «Женитьбы Бальзаминова» проходила в городе Суздале Владимирской области.
  6. . «Зебра-ТВ» (23 мая 2016). Дата обращения 19 сентября 2016.
  7. Список возвращённых исторических названий г. Владимира // Записки владимирских краеведов. Вып. 2. — Владимир, 1998. — С. 69. — ISBN 5-86953-051-2.
  8. . «ПроВладимир» (15 мая 2015). Дата обращения 19 сентября 2016.
  9. . «Зебра-ТВ» (29 августа 2015). Дата обращения 19 сентября 2016.
  10. . «Аргументы и факты — Владимир» (19 сентября 2016). Дата обращения 19 сентября 2016.
  11. Бубнов С. Л. Георгиевская церковь // Памятники Владимира : иллюстрированный справочник. — 3-е изд., доп. — Владимир: Транзит-ИКС, 2008. — С. 43. — ISBN 978-5-8311-0386-1.
  12. . Regnum (21 апреля 2006). Дата обращения 19 сентября 2016.
  13. . Владимирские ведомости (23 сентября 2015). Дата обращения 19 сентября 2016.
  14. . «Старт-33» (24 августа 2016). Дата обращения 19 сентября 2016.

История Георгиевского собора Юрьева монастыря Новгорода

В Новгороде тогда правил правнук Ярослава — князь Мстислав Владимирович. Говорят, что именно по его приказу в Юрьевом монастыре Великого Новгорода начали возводить величественный белокаменный Георгиевский собор. Он стоит до сих пор. Барабаны его куполов, высоко поднимающиеся над невысокой стеной монастыря, далеко видны с берегов Ильменского озера.

Строительство храма продолжалось около 11 лет. История сохранила имя его зодчего — мастер Петр. Говорят, он же строил Николо-Дворищенский собор в самом Новгороде. Своими размерами, масштабами Георгиевский собор лишь немного уступает знаменитому Софийскому собору Новгородского кремля. Главный храм Юрьева монастыря лаконичен. Хотя в основании его плана лежит классический крест, собор смотрится вытянутым кверху кубом, который украшают лишь три алтарных выступа — апсиды. Центральный купол уравновешен двумя главками меньшего размера. Одна из них украшает вы ступ в северо-западной части здания. Сразу после завершения строительства храм был еще краше, чем теперь.

Храм несколько раз горел в пожарах и подвергался разорениям. Серьезнейшим испытанием для него стал пожар 1386 года — тогда в новгородские пределы вторглось войско великого князя Московского Дмитрия Донского, желавшего проучить Новгород за проделки ушкуйников на Волге. Новгородцы, стремясь лишить москвичей опорных баз, сами жгли пригородные монастыри — досталось и Юрьеву.

Следующее серьезное испытание относится к Смутному времени. В 1611 году шведский военачальник Якоб Делагарди, чей отряд несколько ранее, согласно заключенному договору, выступил на помощь царю Василию Шуйскому, нарушил договор и оккупировал новгородскую землю. Покинули шведы Новгород лишь в 1617 году, после подписания Столбовского мира, положившему конец русско-шведской войне. Георгиевский собор во время оккупации был разорен буквально «дотла».

Особенно тяжелые времена настали после секуляризационной реформы, предпринятой Екатериной II в 1764 году. Монастырь, хоть и причисленный к первому классу, но лишившийся своих богатых доходов, на протяжении полувека приходил в упадок. Разрушался и Георгиевский собор. Вследствие многочисленных пожаров бывшие в нем дубовые связи сгорели, по стенам пошли гигантские, протяженностью до 20 метров, трещины, крыша протекала. В 1804 году, при архимандрите Парфении, трещины частично заделали и впервые устроили железную кровлю вместо тесовой, однако главная причина (утрата внутренних связей), грозившая храму падением, не была устранена — ее тогда даже не обнаружили. Собору требовалась масштабная реставрация, которая и началась с приходом в 1822 году в Юрьев монастырь знаменитого архимандрита Фотия (Спасского).

За века Георгиевский собор ушел в землю почти на метр. Исчезла фресковая живопись, украшавшая его наружные настенные ниши. И все же своими ладными пропорциями, основательностью и лаконизмом убранства собор до сих пор напоминает древнерусского новгородского богатыря, который вышел на берег озера Ильмень да так и остался навечно в дозоре. Со временем собор окружили каменные стены, рядом поднялись другие монастырские постройки.

Второй храм

В 1744 году на древних фундаментах заложен каменный храм, строительство которого велось на средства императрицы Елизаветы Петровны и было завершено в 1752 году. Храм был построен в стиле упрощённого барокко и увенчан скромной главкой. В 1816 году в нём был похоронен Константин Ипсиланти — господарь Молдовы и Валахии (надгробие теперь экспонируется в Киево-Печерской лавре).

В 1884 году глава храма была переделана в неовизантийском стиле, а над притвором надстроена колокольня по проекту киевского архитектора В. Н. Николаева. В 1897 году тот же архитектор пристроил к южному фасаду церкви ризницу в виде приземистой часовни.

В 1934 году Георгиевский храм был снесён советской властью.

Фундамент древнего храма в настоящее время не сохранился, а его расположение было под клумбой на которой стоит памятник защитникам границ Отечества всех поколений, а край места где ранее был фундамент — под окончанием дома по Георгиевскому переулку, 2, (арх. И. Каракис).

Георгиевский собор Юрьев-Польский режим работы контакты расположение на карте как добраться самостоятельно

Режим работы Георгиевского собора:

Георгиевский собор относится к Юрьев-Польскому архитектурно-историческому и художественному музею.

Режим работы музея: ежедневно с 9:00 до 17:00, кроме вторника и последней пятницы каждого месяца. В понедельник музей открыт до 14:30.

Как добраться самостоятельно к собору:

В отсутствие личного транспорта добираться до Юрьева-Польского не слишком удобно. Железнодорожный способ весьма извилист (разве только из Александрова можно воспользоваться). Из Москвы в Юрьев-Польский отправляются 3—4 автобуса в день с центрального автовокзала. Время в пути — около четырех часов. Из Владимира автобусы ходят 5—6 раз в день.

Полезный телефон: +7 (49246) 2-21-53 (автостанция Юрьева-Польского).

На машине кратчайший путь из Москвы — по Щелковскому шоссе (А-103) через Черноголовку, Киржач и Кольчугино. С Владимиром город соединяет дорога Р-74, которая далее уходит на Переславль-Залесский.

Георгиевский Храм во Владимире

По адресу Георгиевская улица, 2а в самом ее начале на месте, основанного Юрием Долгоруким в 1129 году, находится Георгиевская церковь, построенная в 1784 году.

Основание Храма – равносторонний четверик, венчает его два восьмерика с куполом и крестом на шпиле. К зданию Храма примыкает аккуратная аспида и звонница под шатром. Архитектурный декор, белокаменные наличники, декоративные «лопатки» позволяют говорить о здании церкви как образце провинциального барокко. Своды и стены интерьера Храма расписаны мастерами-художниками в начале XIX века.

В усыпальнице Храма Георгия Победоносца погребен прах матери и брата Александра Невского. В период с 30-х годов прошлого века и до 2006 года Храм был закрыт и использовался в мирских целях. После возвращения церкви в собственность Епархии, указом архиепископа Евлогия, Георгиевский храм объявлен молодежным, сейчас это действующая церковь и отдел Владимировской епархии по работе с молодежью.

1.Памятники архитектуры Древней Руси

1.986-996Десятинаая церковь ( Успения Богородицы) в Киеве.Владимир Святой.
2.1019-1026Золотые ворота в КиевеЯрослав Мудрый
3.1037Собор Святой Софии в Киеве.Ярослав Мудрый.
4.1045-1050Собор Святой Софии в НовгородеЯрослав Мудрый
5. 1129Георгиевский собор во ВладимиреЮрий Долгорукий
6.1158-1161Успенский собор  во ВладимиреАндрей Боголюбский
7.1164Золотые ворота во ВладимиреАндрей Боголюбский
8.1165Церковь Покрова -на-НерлиАндрей Боголюбский
9.1194-1197Дмитровский собор во ВладимиреВсеволод Большое Гнездо.
10. 1198Церковь Спаса на Нередице. НовгородЯрослав Владимирович.

Десятинная церковь  в Киеве

(Церковь Успения Пресвятой Богородицы)Реконструкция Н.Холостенко.

Первая каменная церковь Киевской Руси. Сооружена между 986 и 996 г. 

Разрушена  в 1240 во время набега Батыя.

По легенде она рухнула под весом народа, набившегося в неё и спасавшегося от монголов.

Основатель: Владимир Святой.Построена  греческими зодчими.

Золотые ворота в Киеве

Построены Ярославом Мудрым в 1019-1026 в честь победы над печенегами.Построен из плинфы- широкого обожжённого кирпича, применяемого в строительстве в Византии и на Руси в 10-13вв.

Название получили от Золотых ворот в Константинополе.Предназначались для церемониального въезда

В 1982 году в честь 15000-летия Киева ворота полностью реконструировали.   

Софийский собор в Киеве

Собор построен в центре Киева в 1037г. по приказу Ярослава Мудрого в честь победы над печенегами. 

Крестово-купольный храм.Построен византийскими и киевскими мастерами. 

В 1740г перереконструирован. Первоначальный вид утрачен. Построен в стиле украинского барокко.Является всемирным наследством ЮНЕСКО.

Софийский собор в Новгороде

Собор построен в 1045-1050 Ярославом Мудрым.

Крестово-купольный храм.

В 1929 г. закрыт, открыт снова только в 1991  и освящён лично патриархом

Алексием 2.

Георгиевский собор во Владимире.

Собор построен Юрием Долгоруким в 1129г. в честь своего небесного покровителя- Георгия Победоносца. Юрий- в крещении Георгий.

В 18 и 19 вв. храм пристраивался.

Находится во Владимире недалеко от Золотых ворот.

Успенский собор во Владимире

Собор построен  Андреем Боголюбским в 1158-1161 г.

До возвышения Москвы был главным храмом Владимиро- Суздальского княжества.

Фрески Успенского собора писал Андрей Рублёв.

В 1185-1189 храм значительно расширен Всеволодом  Большое Гнездо.

Золотые ворота во Владимире

Построены в 1164 князем Андреем Боголюбским. 

Это были самые парадные ворота в 12-13 веках.

Является памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Покрова на Нерли

Церковь построена в 1165г. Андреем Боголюбским во Владимиро- Суздальском княжестве.

Это первый храм, посвящённый празднику Покрова Богородицы.

Памятник внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 Дмитриевский собор во Владимире

Собор построен в 1194 г. Всеволодом Большое Гнездо.

Впервые в русской архитектуре появляется обильная скульптурная декорация, храм кажется ажурным.

Церковь Спаса на Нередице (Новгород)

Церковь была построена в Новгороде в 1198 внуком Владимира Мономаха – Ярославом Владимировичем.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Богоматерь «Оранта»

Над южным входом помещено резное изображение Богоматери, соответствующее иконографическому типу «Оранта» (Божия Матерь стоите воздетыми в молении руками). На груди Пресвятой Девы помещен медальон, в котором изображен Младенец Христос. Такой тип изображения в русской иконографии именуется «Знамением». В нем акцент перемещается с идеи молитвенного заступничества Богородицы за всех людей на тайну Боговоплощения, которому послужила Божия Матерь. Любопытно, что среди рельефов Георгиевского собора (на той же южной стене) есть также изображение Богоматери в молении без медальона с Младенцем Христом на груди.

Главные исторические вехи Георгиевской улицы во Владимире

История улицы начинается с первого документального упоминания о ней в 1625 году. Однако свой облик, ближе к современному, она приобретает уже в конце XVIII века. Примерно в это же время строится и Георгиевская церковь (1784), по имени которой улица получила свое историческое название. В течение всего времени существования и вместе с историческими этапами развития города Владимира, улица не однажды меняла свои названия.

В конце XIX века улицу Георгиевскую официально наименовали Верхняя Егорьевская. Егорьевской, но уже Нижней, назвали Владимирский спуск. В 1923 году обе улицы получают название «ул. Красного Профинтерна», событие было приурочено к очередной дате Октябрьской Революции, одновременно сделана попытка увековечить идею рабочих профсоюзов.

В начале 30-х годов прошлого века за Нижней Егорьевской было закреплено название Владимирского спуска, а историческое название улице Красного Профинтена было возвращено только в 1990 году. С этого момента улица Георгиевская обрела не только свое истинное название, но и началась реконструкция ее старинного облика.

Предысторией возвращения имени стало понимание ее ценности для города. Во второй половине XX века на фоне старинных уличных фасадов не один раз проходили съемки художественных фильмов.

С 2015 года началась реконструкция пешеходной зоны улицы Георгиевской. Сегодня можно наблюдать реконструированную атрибутику прошлого в сочетании с новыми формами городской арт-культуры в духе «владимирского Арбата»…

Георгиевский собор: что рядом?

Георгиевский собор находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Михайло-Архангельский монастырь ~ 0,1 км. Покровская церковь ~ 0,4 км

Покровская церковь ~ 0,4 км

Никитская церковь ~ 0,5 км

Свято-Введенский Никоновский монастырь ~ 0,6 км

Борисоглебская и Христорождественская церкви ~ 1,1 км

Музей-усадьба Ганшиных в Горках Переславских ~ 29,7 км

Усадьба Свиньиных-Козловских в поселке Смоленское ~ 34,4 км

Успенская церковь в селе Смоленское ~ 34,4 км

Технология создания каменной резьбы Георгиевского собора

Какова же была технология создания этой «ткани»? Предполагается, что, в первую очередь, на отдельных камнях вырезались горельефные изображения. Затем они укладывались в стену, а уже после окончания постройки резчики приступили к созданию легкого «плетения»

Работа «орнаменталистов» требовала высочайшего мастерства: одно неосторожное движение резца могло сгубить всю композицию

Первоначальный замысел зодчего не включал в себя коврового орнамента. Планировалось ограничиться лишь горельефами. Но одни только горельефы не сообщали собору чаемой князем Святославом пышности. С ними он всего-навсего становился подобен Димитриевскому собору, а ктитору желалось, чтобы Георгиевский храм превосходил его (вполне понятное человеческое желание). И тогда явилась мысль дополнить уже существующее убранство сплошной вязью.

Список источников

  • turisticum.ru
  • www.culture.ru
  • posmotrim.by
  • www.votpusk.ru
  • poznaemvmeste.ru
  • putidorogi-nn.ru
  • tvkultura.ru
  • wikiredia.ru
  • monateka.com
Оцените статью
Добавить комментарий