Комеди франсез

Придворный театр

Праздничное представление. Гравюра Жака Калло. Флоренция, XVII век

Придворный театр зародился в Италии, затем стал появляться в Англии, Испании, Франции и Германии, а потом пришел и в Россию. Придворный театр — прообраз театра современного. Он устраивался в крытом помещении со сценой-коробкой, которую называли «а-ля итальяно». Там уже была линия рампы, занавес, искусственное освещение, система кулис и задников, виртуозная машинерия. К каждому спектаклю создавался свой занавес, на котором изображались герои будущего спектакля. Это делалось, чтобы сразу ввести зрителя в сюжетику представления. Для придворного театра не жалели денег, поэтому в некоторых спектаклях по ходу пьесы даже меняли полы и потолки. Море изображалось при помощи механизмов, крутивших валики с набегающими волнами. Иногда даже лилась настоящая вода. Итальянский скульптор и театральный художник Бернини в середине XVII века, после того, как в Риме случилось очередное наводнение, в своем спектакле сделал так, чтобы река, текущая у сцены, вдруг поднималась из берегов и в сторону зала шла огромная волна. Когда публика в ужасе вскакивала, вдруг падал железный занавес и закрывал эту волну. 

Испанский публичный театр

Сегодня искусство делят на артхаус, для «понимающих и тонких», и мейнстрим — для остальных. Но в XVI веке такого разделения практически не было. Шекспир, Мольер, Лопе де Вега, Кальдерон были авторами для всех — от чернорабочих до королей. Особенно это касалось так называемого публичного театра. В Испании билет на любой театральный шедевр в стоячий партер можно было купить где-то за восьмую — двенадцатую часть дневного заработка чернорабочего. Еще одна особенность драматургии той поры: авторы писали не для того, чтобы их читали. Они работали для сцены, и, в сущности, текст был в какой-то мере режиссерской экспликацией, планом постановки. Поэтому реплики актеров часто были призваны подзаводить публику и подсказывать ей, как относиться к героям. Скажем, входит какая-нибудь героиня — и сразу двое кавалеров говорят: «Посмотри, какая красавица! Какие глаза, какая стать, грация!» Так публике внушалось чувство восторга по отношению к персонажам. Кстати, в испанском и итальянском театре, в отличие от английского, женские роли играли женщины. Англичане, побывавшие в Испании, даже писали товарищам: приезжай посмотреть, тут такие актрисы, не то что наши мальчики!

Табличка на улице Лопе де Веги в Мадриде

Итальянский театр комедии дель арте игрался на площади, а деньги собирались просто в шляпу — кто-то мог дать денег, а кто-то и плюнуть. Испанский же публичный театр игрался в особых помещениях, так называемых корралях. Это был внутренний двор между четырьмя домами, сходящимися друг с другом под прямыми углами. Попасть во двор можно было, только пройдя через один из домов. Если закрыть двери трех домов, а у четвертой поставить крепких парней, с посетителей можно было взимать гарантированную плату. Испанские театры пользовались такой бешеной популярностью, что зарабатывали, даже несмотря на то, что им приходилось платить большую дань. В 1630-е годы два мадридских театра содержали пять больниц  В Испании со второй половины XVI века стали появляться благотворительные общества, которым власти разрешали зарабатывать театральными представлениями — за то, что на заработанные средства они будут содержать больницы. Первым таким обществом стало «Братство страдания», в 1568 году открывшее первый в Испании постоянный театр во внутреннем дворе своей больницы.. О степени популярности среди прочего свидетельствует специальный королевский указ — не пускать внутрь театрального двора раньше чем за два часа до начала спектакля. То есть зрителям приходилось выстоять сначала два с половиной часа очередь, а потом еще два с лишним часа спектакля.

В стоячий партер пускали мещан, знать сидела в ложах, а женщины, не принадлежавшие к аристократии, сидели в амфитеатре на втором этаже, который назывался cazuela — «кастрюля». Испанские женщины жили очень замкнутой жизнью, и пообщаться с ними можно было только в двух местах — в церкви и в театре. В церкви особенно не наговоришься, а в театре в те два часа, когда зрители ждали начала спектакля, происходило интенсивное общение. В женскую ложу постоянно летели комплименты, шуточки-прибауточки. И туда же отправляли разные фрукты, потому что существовал традиционный язык фруктов: если мужчина бросал девушке апельсин и она ему в ответ тоже бросала апельсин — значит, была надежда познакомиться. Если же в ответ на апельсин мужчине прилетал лимон — значит, дело кислое.

Иллюстрация Хосе Кабальерро к пьесе Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна». Городской глава. 1944–1945 годы

В партере публика окружала сцену c трех сторон, и актер чувствовал себя
в людском водовороте, в стихии человеческих эмоций, иногда даже слишком тесно. Скажем, в испанских спектаклях часто происходили дуэли. Как-то раз, вытаскивая шпагу, актер нечаянно ударил в лицо зрителя, потекла кровь, и тот закричал: «Я убит!» Но оказалось, что просто слегка ранен. Представляете, какая была степень контакта! Кстати, поскольку публика была не менее темпераментная, чем актеры, у зрителей тоже случались дуэли во время спектакля. Спектакль все время шел под громкие комментарии. Если людям не нравилась актриса, они могли закричать: «Пусть уйдет!» И приходилось убирать одну из героинь и как-то импровизировать дальше без нее. А иногда, если актер или актриса удачно читали монолог, требовали: «Давай еще!» — и надо было произносить все повторно.

Список используемой литературы

  • Брокетт, Oscar G .; Hildy, Franklin J. (2008). История театра , десятое издание. Бостон: Pearson. ISBN   .
  • Кларк, Ян (1998). Guénégaud театр в Париже (1673-1680). Volume One: Основание, Проектирование и производство . Льюистон, Нью — Йорк: Эдвин Меллен Press. ISBN   .
  • Гейнс, Джеймс Ф. (2002). Мольер Энциклопедия . Westport, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN   .
  • Hartnoll, Филис, редактор (1983). Oxford Companion в театр (четвертое издание). Oxford: Oxford University Press. ISBN   .
  • Laugier, Эжен (1853). Документы Historiques сюр ла Комеди Франсез кулон ле Regne де SM l’Empereur Napoléon МЭО . Париж: Firmin-Дидо. Копии , и в Internet Archive .
  • Морис, Чарльз (1860). Le Théâtre-Français, памятники ЕТ dépendances , второе издание, переработанное и дополненное. Paris: Garnier. Копии и в Internet Archive .
  • Sanjuan, Агата; Поирсон, Военный (2018). Комеди Франсез: ипа Histoire ей théâtre . Париж: Éditions ей Seuil. ISBN   .

“la comedie francaise”

la comedie francaise

dlk4vr
·
61 forum posts
Little Egg Harbor
5 years ago

From the United States, my wife and I want to purchase 2 tickets to a performance of «:Tartuffe» at the «Salle Richelieu». We are considering front orchestra or «corbeille» section. Which would be the better view of the stage? Is the auditorium seating inclined so that each row’s view is not ob -structed? Is there a dress code? How formal do we need to be? Thanks for your advice!!!

4 replies

Sort by: OldestNewest

kerouac2
·
5 years ago

Paris, France
·
30,925 forum posts

#1 of 4 ·

There is no dress code.

Orchestre or corbeille is a matter of personal preference. In many theatres, the corbeille is considered to be the area of the prime seats. I prefer to be seated more closely to the stage myself, so I try to get orchestre seats, unless my budget only allows me to sit in the upper balconies. But budget is not a problem at the Comédie Française, which is very reasonable.

Since the Comédie Française is a very old establishment, small people do risk an obstructed view downstairs.

Paris Hotels and Places to Stay
See All

Libertel Gare de l’Est Francais

982 reviews
Paris, France
Show Prices

Novotel Paris Centre Gare Montparnasse

2,465 reviews
Paris, France
Show Prices

Hotel Signature St Germain des Pres

1,613 reviews
Paris, France
Show Prices

Pullman Paris Tour Eiffel

3,285 reviews
Paris, France
Show Prices

Novotel Paris Les Halles

5,459 reviews
Paris, France
Show Prices

Mercure Paris Centre Eiffel Tower Hotel

5,581 reviews
Paris, France
Show Prices

Hotel Malte — Astotel

1,132 reviews
Paris, France
Show Prices

B Montmartre Hotel

1,522 reviews
Paris, France
Show Prices

Hotel La Manufacture

2,282 reviews
Paris, France
Show Prices

innaMontreal
·
5 years ago

Montreal
·
20,560 forum posts

#2 of 4 ·

you don’t need to be formal, but I would not wear something sporty or shorts, never saw that there

some people will be dressed very nicely in dress trousers and cocktail style dresses but others more casual in jeans

kerouac2
·
5 years ago

Paris, France
·
30,925 forum posts

#3 of 4 ·

I wear jeans when I go there.

#4 of 4 ·

-:- Message from Tripadvisor staff -:-

This topic has been closed to new posts due to inactivity. We hope you’ll join the conversation by posting to an open topic or starting a new one.

We remove posts that do not follow our posting guidelines, and we reserve the right to remove any post for any reason.

Removed on: 2:16 am, July 02, 2015

Paris Hotels and Places to Stay
See All

Libertel Gare de l’Est Francais

982 reviews
Paris, France
Show Prices

Novotel Paris Centre Gare Montparnasse

2,465 reviews
Paris, France
Show Prices

Hotel Signature St Germain des Pres

1,613 reviews
Paris, France
Show Prices

Pullman Paris Tour Eiffel

3,285 reviews
Paris, France
Show Prices

Novotel Paris Les Halles

5,459 reviews
Paris, France
Show Prices

Mercure Paris Centre Eiffel Tower Hotel

5,581 reviews
Paris, France
Show Prices

Hotel Malte — Astotel

1,132 reviews
Paris, France
Show Prices

B Montmartre Hotel

1,522 reviews
Paris, France
Show Prices

Hotel La Manufacture

2,282 reviews
Paris, France
Show Prices

За серым занавесом

Децентрализация, в сущности, есть развитие идеи народного общедоступного театра. Так что отсчет ее можно вести с 1913 года, когда Жак Копо открыл «Театр старой голубятни», чтобы ставить новые пьесы. Соратник Копо Шарль Дюллен создает в 1921-м свою труппу «Ателье», экспериментируя с низовыми жанрами, близкими к балагану. Из его школы впоследствии выходят Антонен Арто, Жан-Луи Барро, Жан Вилар. В 1924 году открывается Национальный народный театр (TNP). А в 1927-м вместе с Луи Жуве, Гастоном Бати и Жоржем Питоевым Дюллен создает знаменитый «Картель четырех», противостоящий коммерциализации сцены.

Жак Копо, 1917. Основатель знаменитого театра «Старая голубятня» (1913—1924). В 1924 году закрыл свой театр в Париже и вместе с учениками переехал в Бургонь.

В 1924 году Копо уезжает из Парижа в Бургундию, где с учениками и последователями создает труппу Les Copiaus, то есть «Копята» или «Детки Копо». Одной из основных версий такого побега являлось несоответствие этического идеала и проникнутой коммерцией действительности. В 1931 году Луи Дюкре создал «Труппу серого занавеса» в Марселе, где собрал молодежь, у которой был тот же артистический запал, что и у «Картели четырех». Уже тогда Луи Дюкре в тексте первой программки использовал слово «децентрализация»:

Первые же шаги в области децентрализации театра на государственном уровне были, как ни странно, сделаны в годы режима Виши. Начиная с августа 1940 года предпринимались попытки реструктурировать французскую экономику. С этой целью были созданы комитеты для каждого ее сектора. Среди них был один под названием «Индустрия спектакля». Шарль Дюллен представил туда свой проект, где одним из важнейших пунктов значилось «создание системы гастролей, которые от Парижа смогли бы дойти до самых провинциальных городов», а принципиально новой была идея организовать в регионах стабильные театральные труппы.

Идеологи театральной децентрализации первой волны Жак Копо,Шарль Дюллен и Луи Жуве в «Братьях Карамазовых», постановка Жака Копо и Арсена Дюрека, Théâtre des Arts, 1911.

Большое влияние на послевоенную децентрализацию оказала Жанна Лорен, служившая в Бюро спектаклей и музыки при дирекции департамента искусства и филологии министерства национального образования. С 1942 по 1952 год Лорен создала пять национальных драматических центров в провинции. На помощь ей пришли режиссеры Шарль Дюллен, Жан Вилар и Луи Жуве. Логичным завершением этой работы было создание актерской школы в городе Кольмар. Позже эта школа переедет в Страсбург и станет одной из сильнейших театральных школ мира.

При этом первый этап децентрализации был отнюдь не безоблачным. Режиссеры, которых направляли в провинцию, приживались там с трудом: и артисты, и публика относились к ним подозрительно. В свою очередь директора парижских театров обвиняли Жанну Лорен в том, что деньги, посланные в провинцию для создания новых трупп, шли в никуда, так как часто попадали к непрофессиональным актерам.

Театры Франции (13)

Лионский оперный театр
Лион

Здание лионского Национального оперного театра несколько раз полностью перестраивали. Первая опера в Лионе была открыта в 1756 году. То здание, возведенное по проекту автора парижского Пантеона Жака-Жермена Суффло, признали слишком маленьким и снесли в 1826 году, освободив место для нового строительства.

Гран-Театр
Бордо

Образец классического стиля, здание Гран-Театра в XVIII столетии являлось центром самого Бордо и его общественной жизни. Гран-Театр расположен на площади Комедии, в северной части улицы Сент-Катерин и примыкает к кварталу Сен-Пьер.

Оперный театр Ренна
Ренн

Оперный театр расположен в самом центре крупного французского города Ренна, являющегося административным центром региона Бретань. С IV века здесь существовала уже своя епархия. К сожалению, практически все средневековые постройки Ренна были уничтожены в пожаре 1720 года, и город был полностью застроен заново.

Театр Шатле
Париж

Театр Шатле находится на площади, которая называется точно так же – Шатле.
История названия не слишком связана с искусством: театр был построен в 1862 году
на месте бывшей тюрьмы. Поначалу он именовался Императорским театральным цирком,
ставили тут нечто среднее между спектаклем и цирковым представлением.

Площадь Комедии
Монпелье

Площадь Комедии в Монпелье получила свое название благодаря расположенному здесь театру оперы и комедии. Это третье по счету театральное здание, возведенное на площади. Первое появилось еще в середине XVIII века, примерно к этому же периоду относятся и первые упоминания о самой площади.

Античный театр в Араузионе
Оранж

Античное наследие древнего города Араузиона в Оранже представлено двумя сооружениями – триумфальной аркой и театром. Оба строения охраняются ЮНЕСКО как объекты Всемирного наследия. Активное строительство в Араузионе было развернуто после того, как земли поселения и вокруг него были подарены императором Октавианом Августом воинам второго легиона.

Оперный театр в Меце
Мец

Оперный театр в Меце – один из самых выдающихся театров Лотарингии, первенство он уступает только театру в Нанси, который имеет статус национальной оперы. Кроме этого, опера Меца считается старейшей не только во Франции, но и во всей Европе.

Оперный театр Лилля
Лилль

В 1903 году большой пожар уничтожил здание оперного театра в Лилле, и спустя четыре года началось строительство нового здания. Архитектором этого проекта стал Луи Мари Кордонье, выбранный отцами города по конкурсу.

Театр Комеди-Франсез
Париж

Комеди Франсез – не только самый знаменитый французский театр, но и
единственный в стране репертуарный театр на государственном финансировании.
Находится он в центре города, у дворца Пале-Рояль.
У истоков стоял король Людовик XIV.

Театр де ля Виль
Париж

Театр де ля Виль (Городской театр Парижа) находится на площади Шатле. Это
одна из самых престижных сценических площадок Франции, ее ведущий театр танца.
Хореографы всего мира почитают за честь получить приглашение и работать здесь.

Дижонский театр
Дижон

Первое здание театра в бургундском городе Дижоне появилось в 1717 году. До этого театр гастролировал по всему городу и давал представления в игорных домах. Как раз один из них был отведён для постоянного местопребывания театра, он получил название «Зал комедий».

Оперный театр
Авиньон

В историческом центре Авиньона на площади Часов рядом со зданием мэрии расположен оперный театр, построенный в XIX веке. Известно, что первые театральные представления в Авиньоне давали уже во второй половине XIV века, а сама опера была построена в 1846 году на месте сгоревшего около двадцати лет назад театра комедии.

Театр де Пош
Париж

Театр де Пош («Карманный») – самый маленький театр Парижа. Находится он возле
бульвара Монпарнас, в узком тупичке Робике. О том, что здесь находится именно
театр, можно догадаться только по надписи на синем козырьке над входом – раньше
тут располагалось обыкновенное кафе.

Описание

 Школа с международными программамиПрограмма с углубленным изучением языка. Предоставляет возможность продолжить обучение за границей

Основанный в 2005 году лицей находится под патронатом посольства Франции и Агентства по Французскому образованию за рубежом. Организация предназначена для граждан Франции, чьи родители живут и работают в Москве. Школа находится в здании, которое в 1997 году было отдано французскому правительству в долгосрочную аренду. У отремонтированного и обновленного строения богатая история – именно здесь располагались женская и мужская французские школы с конца 19 века и до революции.

Особенности обучения во французском лицее:

школа многонациональна – около 70% учащихся являются гражданами Франции, 18% приходится на российских детей;
дети «нефранцузского» происхождения принимаются по конкурсу или при условии наличия протекции;
обучение ведется на французском языке, поэтому его хорошее знание является обязательным;
предпочтение отдается электронным учебникам, а не традиционным;
учебные программы берутся из французской системы образования;
классы составляются на основе языковых предпочтений слушателей

В процессе обучения большое внимание уделяется иностранным языкам – английскому, испанскому, немецкому. Желающие могут заняться изучением латыни

Русский язык преподается в качестве иностранного. По мере освоения языковой программы воспитанники сдают международные экзамены, получая сертификаты Институтов Пушкина, Гете, Сервантеса;
классы дополнительно разделяются в соответствии с уклоном к естественным или социальным наукам.

Согласно данным 2016 года во французском лицее им.А.Дюма обучалось около 1300 детей. Воспитанников заведения не ограничивают изучением школьной программы. Они совместно отмечают европейские праздники, участвуют в театральных постановках и социально значимых мероприятиях. У лицея налажены партнерские отношения с рядом московских школ, где практикуется углубленное изучение французского языка. Статистика показывает, что 90% выпускников школы продолжают обучение во французском колледже или поступают в высшие учебные заведения Франции.

Жанры европейского театра эпохи Возрождения

В театре того времени можно выделить три основных жанра. Первый — комедия. Это жанр традиционный, идущий еще от Аристофана. Комедия до Шекспира и до Мольера была непременно сатирической, целью ее было не просто посмеяться, но высмеять, поиздеваться, припечатать, стереть в порошок и оглушить врага. Возрожденческая комедия становится лирико-драматической. В комических ситуациях оказываются гордые, блистательные, умные, страстные герои, которые завораживают публику.

Представление «Свадьба богов». Гравюра Стефано делла Беллы. Флоренция, XVII век

Второй жанр — героические драмы. По сути, это трагедия, тоже идущая от античности. Но если у Шекспира это трагедия чистая, то в Испании скорее драма, которая, достигнув трагического накала, все же разрешалась благополучно.

Еще один важный жанр — это религиозные драмы о святых. Это были короткие духовно-философские драмы со всякими чудесами: извергались вулканы, разыгрывались бури, пожары, гибли дворцы нечестивцев. Они были особенно распространены в Испании: раз в году на площади бесплатно играли «ауто сакраменталь» — священнодействие, которое церковь даже обязывала смотреть. Во Франции этот жанр тоже существовал, хотя и был менее популярен, чем в Испании, а вот в Англии его не было вообще.

Известные артисты

В хронологическом порядке, с указанием лет карьеры в театре

  • Мари Дюмениль (1737—1776)
  • Ипполита Клерон (1743—1765)
  • Анри-Луи Лёкен (с 1750)
  • Мари-Мадлен Гимар (1758—1761)
  • Рокур (1772—1793; 1799—1815)
  • Франсуа-Жозеф Тальма (1787—?; 1799—?)
  • Жанна Сильвани Арну-Плесси (1834—1845; 1855—1876)
  • Леонтина Фэй (1835—1847 с перерывами)
  • Брохан, Огюстина (1836—1868)
  • Элиза Рашель Феликс (с 1838)
  • Эдмон Го (1844—1894)
  • Бенуа-Констан Коклен (1860—1885)
  • Сара Бернар (1862—1866; 1872—1880)
  • Эрнест Александр Оноре Коклен (1868—1875; 1876—?)
  • Жан-Сюлли Муне (1872—?)
  • Жанна Самари (1874—1890)
  • Вормс, Густав Ипполит (1883—1901)
  • Жизель Казадезюс (1934—2011)
  • Луи Сенье (1939—1971)
  • Ремю (с 1943)
  • Жан Маре (конец 1940-х)
  • Жанна Моро (с 1947)
  • Мария Казарес (1952—1954)
  • Жак Тожа (1954—1996)
  • Жорж Декриер (1955—1996)
  • Женевьева Казиль (с 1959)
  • Николя Сильбер (1969—2010)
  • Антуан Витез (1988—1990)

история


Iconic угол, вход в Salle Ришелье , 2009.

Комеди Франсез была основана 8 августа 1680 по указу Людовика XIV сливающихся только два парижских актерские труппы время, труппа Guénégaud театра и что в Hôtel Бургонском . О смерти Мольера в 1673 году, труппа в Guénégaud была образована в результате слияния с Театром дю Марэ и Труппа де Мольера . Два года спустя они получили королевскую стипендию в 12000 ливров в год; и семь лет спустя они получили свое нынешнее название. Таким образом, Комеди Франсез , можно сказать , чтобы иметь непрерывную традицию идущее назад в дни Мольера.

Компания дала свое первое выступление на 25 августа 1680 в Guénégaud. Ее ведущие актеры включены вдова Мольера, Арманда Бежар , ее муж, Guerin d’Estriché, La Grange , мадемуазель Champmeslé , барон , Hauteroche и Раймонда Пуассон . Репертуар состоял из коллекции театральных произведений Мольера и Жана Расина , а также несколько работ Пьера Корнеля , Скаррон и Ротру .

В 18-м веке, Комеди Франсез часто пользуются французской знати, так как цена, чтобы посмотреть на театр был дорогим.

Об исполнении Джозефа Шенье «s анти-монархической игры Карла IX в 1789 году, возникли бурные политические дискуссии среди исполнителей, и в конечном итоге они разделились на две части: Республиканская партия, под молодой трагик Тальма , устанавливая новый театр под названием «Театр де ла République,» на месте нынешнего здания в Рю де Ришелье; в то время как раздел роялистов принял титул «Театр де ла нации.» 3 сентября 1793 года, во время Французской революции , то Театр де л Nation было закрыто по приказу Комитета общественной безопасности для надевания якобы крамольные игр , и актеры были заключены в тюрьму , хотя постепенно выпущены позже. На 31 мая 1799 года , новое правительство сделало Саль Ришелье доступны и позволили актерам воссоздать труппу.

Сегодня Комеди Франсез имеет репертуар 3000 работ и трех театров в Париже (Salle Ришелье, рядом с Королевским дворцом ; théâtre Вье-Коломбье ; Студия-théatre).

Итальянская комедия дель арте

Персонажи итальянской комедии дель арте. Гравюра Жака Калло. XVII век

Главный принцип итальянского театра того времени — импровизационность. Иногда актеры читали написанный заранее текст, но чаще у них был только сюжет и текст они сочиняли по ходу. Актер господствовал на сцене. 

Второй принцип комедии дель арте — маски. Большинство персонажей были в масках, которые представляли разные яркие сквозные типажи. Каждый импровизировал в рамках своей маски, и это облегчало актеру задачу. Лишь одна пара не имела масок — это были Влюбленные. Они должны были увлекать публику лицом, пригожестью и роскошным костюмом. Посмотреть, как одеты Влюбленные, было все равно что пойти на выставку последней моды.

Одной из главных сатирических венецианских масок был старый купец Панталоне. Борода клинышком, черный плащ, красный камзол. Если он ухаживал за молодыми девицами, то неизменно терпел поражение: когда он склонялся в изящном поклоне, его непременно схватывал приступ радикулита, и разогнуться он не мог. Его приятель Доктор, в черном костюме с белым воротником, носился с огромной клизмой, которой лечил все болезни. Если же он был доктор-юрист, то при этом еще без остановки нес всякую чушь, делая вид, что он очень ученый. Третий тип сатирической маски — Капитан, который говорил с сильным акцентом, что уже само по себе казалось смешным. Панталоне говорил на венецианском диалекте, Доктор — на болонском, поскольку в Болонье был самый старый университет, а Капитан — с испанским акцентом, потому что испанцы, захватившие тогда часть Италии, воспринимались как оккупанты  Это случилось в результате так называемых Итальянских войн, которые с 1494 года вели между собой Франция, Испания, Священная Римская империя и другие европейские государства за обладание Италией. Закончились они Като-Камбрезийским миром, подписанным в 1559 году, по которому к испанской короне перешли Миланское герцогство, Неаполитанское королевство, Сицилия, Сардиния и Президи, а другие итальянские территории попали в зависимость от Мадрида. Полностью независимыми оставались только Савойское герцогство и Венецианская республика.. Капитан был хвастливым воином. Шпага его была больше, чем он сам, иногда он ставил меч на попа и взбирался по нему, как по телеграфному столбу.

Отдельный тип масок — веселые слуги Бригелла и Арлекин. Бригелла был более наглый слуга, а Арлекин — более трусливый, но тоже по-своему хитроумный. Такой Иванушка-дурачок, он часто делал вид, что совсем глуп, чтобы выйти сухим из воды. Скажем, судья его спрашивал: «Ты присутствовал при убийстве?» Тот говорил: «Да!» Судья, радуясь, что напал на след: «Ну и кто кого убил?» «Такого симпатичного, такого красавца — кота приблудного!» — отвечал Арлекин. «А ты бывал без разрешения за границей?» «Был!» — признавался Арлекин. «А как же это случилось?» — «Я ходил по пограничной стене, она обрушилась, и я упал на ту сторону». — «А ты говорил про нашего правителя что-нибудь плохое?» — «Говорил!» — «А что ты говорил?» — «Когда он болел, я говорил: к сожалению, очень плох наш дорогой правитель». И так далее. Такие маски в разных регистрах заводили публику. Это был очень живой театр, его актеры должны были постоянно находиться в творческом напряжении, чтобы поддерживать интерес зрителя.

Комедия дель арте повлияла на весь остальной европейский театр, который усвоил этот дух азартной творческой импровизации и соединил его с великим поэтическим текстом.

Структура испанского представления

Спектакль такого публичного театра был мало похож на сегодняшний, он представлял собой скорее сборный концерт. Поскольку к началу представления публика уже два часа ждала, сразу начинать спектакль было невозможно. Люди переговаривались, ели, кто-то дрался, пел песни, толкался. Поэтому представление начиналось с музыкального выступления. Затем выходил актер, которому полагалось подружиться с публикой, обаять ее. Эта часть называлась loa — «похвала». Актер должен был хвалить публику: мы приехали в город, где все такие умные, чуткие, отзывчивые. Он рассказывал про труппу, говорил, что приехали не какие-нибудь халтурщики, а мастера, которые репетируют с шести утра; рассказывал о приключениях, произошедших с ними по дороге. И только затем игрался первый акт спектакля. 

Между актами были интермедии — короткие простенькие фарсы, веселые дурачества в духе комедии дель арте. Интермедия могла быть, например, такой: появляется жена кузнеца — декольтированная яркая красавица. Стук в дверь, входит любовник. Они бросаются друг другу в объятия. Вдруг опять стук в дверь, и жена говорит: «Ах, это муж! Притворись наковальней». Любовник становится на четвереньки, будто его спина — это наковальня. Но это пришел не муж, а второй любовник. Он кидается к ней, она к нему, опять стук в дверь, жена говорит: «Это муж! Притворись мехами!» Любовник ложится на бок, поднимает одну ногу, как ручку мехов. В самом деле, заходит муж и говорит: «О, у нас новые меха и новая наковальня!» — «Да, это тебе подарок к грядущему дню рождения». Муж доволен. Берет любовника за ногу, начинает качать меха, любовник произносит: «Пуф-пуф-пуф». Но когда муж хочет опробовать наковальню, кладет подкову и замахивается молотом, наковальня начинает уползать. И меха уползают. Вот и вся сценка. 

После второго акта была танцевальная интермедия — маленький зажигательный танец с элементами пантомимы, порой эротической: изображались поцелуи и объятия. В доносах на театр чаще всего в качестве примера непотребства ссылались как раз на эту вторую интермедию. И действительно, публика зажигалась, особенно мужской партер, где накал достигал предела. И наконец, после третьего акта был еще песенно-танцевальный финал, когда вся труппа, даже убитые в постановке герои, пели и танцевали, чтобы публика ушла в праздничном настроении. 

Видмантас Силюнас — театровед и театральный критик, доктор искусствознания, специалист по истории испанского театра. По словам театроведа Алексея Бартошевича, его методологический принцип «состоит в последовательно „театроцентристском“ подходе к драме, которая рассматривается как театральный текст, как зафиксированный в писаном слове спектакль, как продукт „прарежиссуры“ драматического сочинителя, предназначавшего свою пьесу для строго определенной сценической площадки, актерской труппы, круга приемов театральной технологии». Заведует сектором ибероамериканского искусства в Государственном институте искусствознания и сектором искусствознания в Школе-студии МХАТ и преподает на кафедре истории зарубежного театра в ГИТИСе. 

История

Спектакль в Комеди-ФрансезА. Мёнье. Акварель.

После смерти Мольера в Париже существовало два театра — мольеровский «Отель Генего» и конкурировавший с ним «Бургундский отель», специализировавшийся на постановке трагедий. Декрет Людовика XIV, изданный летом 1680 года, объединил эти два театра. 25 августа того же года совместная труппа дала первое представление.

В сентябре 1793 года театр был закрыт декретом революционного Комитета общественного спасения, а актеры заключены в тюрьму.

3 (15) октября 1812 года Наполеон I, находясь в Москве, утвердил устав театра «Комеди Франсез», который, с некоторыми поправками, действует до сих пор.

В апреле 1954 года театр впервые выступал на гастролях в СССР с произведениями классической французской драматургии — в Москве («Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Сид») и Ленинграде («Мещанин во дворянстве»).

В программке спектакля указывается порядковый номер этого представления, и отсчёт ведётся от первых спектаклей XVII века.

«Комеди Франсез» завоевал славу крупнейшего театра Франции. Однако развитие «Комеди Франсез» тормозилось консервативными позициями королевского двора. В течение 18 века в театре происходил процесс размежевания между придворно-дворянской и демократическо-просветительской тенденциями классицизма.

Список источников

  • www.votpusk.ru
  • www.tripadvisor.com
  • wiki.sc
  • arzamas.academy
  • ru.qwe.wiki
  • oteatre.info
  • www.schoolioneri.com
Оцените статью
Добавить комментарий