Кресто-воздвиженский иерусалимский ставропигиальный женский монастырь ставропигиальный женский монастырь

Храм Соломона в западной культуре[ | код]

Сэр Исаак Ньютон | код

Чертёж Иерусалимского храма, выполненный Исааком Ньютоном

Сэр Исаак Ньютон считал Храм Соломона прототипом всех храмов мира. По его словам, «Храм Соломона самый древний из больших храмов. По его образцу Сесострис построил свои храмы в Египте, и отсюда греки заимствовали свою архитектуру и религию». В своём труде Ньютон посвящает большую главу (гл. I) описанию устройства Храма Соломона.

Храм Соломона был для него чертежом Вселенной, носителем всех тайн мира, и он верил, что законы природы и Божественная Истина закодированы в его строении и в пропорциях между различными его частями и, изучая размеры Храма, можно их расшифровать. Ньютон посвятил вычислению устройства Иерусалимского храма все последние годы своей жизни.

В масонстве | код

План масонской ложи и расположение в ней колонн Б и Я

Строение Иерусалимского храма оказало значительное влияние на идеи масонства (братства «вольных каменщиков»). Храм является центральным символом масонства. По словам Энциклопедии масонства (издания 1906 года), «Каждая ложа есть символ иудейского храма».

Ритуал посвящения

Согласно масонской легенде, возникновение масонства восходит к временам царя Соломона, который «есть один из искуснейших в нашей науке, и в его времена существовало много философов в Иудее». Они соединились и «представили философическое дело под видом сооружения Храма Соломонова: эта связь дошла до нас под именем Свободного каменщичества, и они по справедливости хвалятся, что взяли своё начало от сооружения храма».

Соломон поручил зодчему из Тира Хираму Абиффу руководство сооружением храма в Иерусалиме. Хирам разделил рабочих на три класса, что, по мнению масонов, послужило прообразом степеней масонства и особого символического языка масонства.

Среди прочего, большое значение в учении масонства придаётся колоннам Храма Соломона, которые носили название Боаз и Яхин.

Сноски и источники[ | код]

  1. II Сам. 6.
  2. Вероятно «Аравна» не является именем собственным, а означает на евусейском языке «царь».
  3. II Сам. 24:18 и далее; I Хрон. 21.
  4. II Хрон. 3:1.
  5. II Сам. гл. 7.
  6. I Хрон. 22:5.
  7. II Сам. 8:8, 10, 11.
  8. I Хрон. 22:14.
  9. I Хрон. 22:1.
  10. I Хрон. 22:4.
  11. I Хрон. 22:11.
  12. I Хрон. 22:16—18.
  13. I Хрон. 29:9.
  14. I Хрон. 28:11—18.
  15. I Хрон. 28:19.
  16. I Цар. 6:1, 37; II Хрон. 3:1, 2.
  17. Иногда его отождествляют с главным сборщиком податей Соломона — Адонирамом.
  18. I Цар. 5:10.
  19. I Цар. 5:17, 18.
  20. I Цар. 6:7.
  21. I Цар. 7:46.
  22. I Цар. 5:13, 14.
  23. II Хрон. 2:16, 17; ср. I Цар. 9:20—22.
  24. I Цар. 5:16; II Хрон. 2:18.
  25. I Цар. 6:37—38.
  26. I Цар. 8:1—66, II Хрон. 5:1—7, 10.
  27. II Хрон. 7:8, 9.
  28. Иезек. 40:17.
  29. ↑ II Хрон. 4:9.
  30. II Хрон. 20:5.
  31. Иерем. 19:14; 26:2.
  32. Исаия 1:12.
  33. Иерем. 36:10.
  34. Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» VIII, 3:9.
  35. עולה (I Цар. 10:5) или עליה (II Хрон. 9:4).
  36. II Цар. 11:14; 23:3.
  37. Иоиль 2:17.
  38. II Хрон. 4:1.
  39. 3Цар. 7:26.
  40. 2Пар. 4:5.
  41. I Цар. 7:23—26; II Хрон. 4:2—5.
  42. I Цар. 7:27—39; II Хрон. 4:6—8.
  43. I Цар. 6:2.
  44. Сравнительно скромные размеры этого здания не должны нас удивлять: большинство главных храмовых зданий в Египте были ещё меньших размеров, а средний ханаанейский храм был значительно ниже.
  45. Иезек. 41:5.
  46. I Цар. 6:9.
  47. I Цар. 6:30.
  48. II Хрон. 3:9.
  49. I Цар. 6:5, 17.
  50. I Цар. 8:8.
  51. I Цар. 6:5, 25.
  52. II Хрон. 5:7.
  53. I Цар. 6:3.
  54. II Хрон. 3:4.
  55. II Хрон. 3:9; I Хрон. 28:11.
  56. Это, в определённой степени, подтверждается тем, что в древнем мире храмы относительно небольшого размера нередко имели очень высокий фасад. В Мишне же (Миддот IV,7) Храм сравнивается с образом льва (и поэтому Храм получил также название «Ариель», от арье — «лев»), у которого передняя часть значительно выше задней.
  57. Иезек. 40:49 по Септ.
  58. Смысл этих названий неясен.
  59. I Цар. 7:15—22.
  60. Об этих окнах сказано: «И сделал у Храма окна, открытые, закупоренные» (I Цар. 6:4). Большинство комментаторов сходится к тому, что эти окна были открыты с одной стороны и закрыты с другой стороны. В Талмуде есть объяснение, что эти окна отличались от обычных тем, что они были узкими внутри и широкими снаружи, то есть, противоположно тому, как обычно строили окна в домах: узкими снаружи и широкими внутри для того, чтобы впускать снаружи свет.
  61. Тосефта, Сота, XIII нач.
  62. I Цар. 7:49—50; II Пар. 4:7; Талмуд, Менахот 98б.
  63. I Цар. 7:48; II Хрон. 4:8; I Хрон. 28:16.
  64. I Цар. 7:48; ср. 6:20.
  65. I Цар. 6:16.
  66. I Цар. 6:33.
  67. II Цар. 8:8.
  68. I Цар. 6:23—28; II Хрон. 3:10—13.
  69. По большинству мнений, слова йациа и целаот означают здесь одно и то же.
  70. I Цар. 6:5 и далее.
  71. где, согласно Библии, ещё Иаков основал святилище Бога Израиля (Быт. 28:22).
  72. I Цар. 12:26-33.
  73. I Цар. 12:28.
  74. частью которого является гора Мориа.
  75. Амос 1:2; Исаия 6:1; 18:7.
  76. I Цар. 14:25-26; II Хрон. 12:9.
  77. II Цар. 14:13-14; II Хрон. 25:24.
  78. I Цар. 15:18.
  79. II Цар. 16:8.
  80. II Цар. 16:17.
  81. II Цар. 18:16.
  82. II Цар. 12:5 и дал.
  83. II Цар. 15:35.
  84. II Цар. 22:3 и сл.
  85. II Цар. 18:3-6, 22; Исаия 36:7.
  86. II Цар. 21; 23:7, 11; II Хрон. 33:2.
  87. II Хрон. 30:1.
  88. II Цар. 23:21; II Хрон. 35:1-18.
  89. Что можно заключить из того, что после разрушения Иерусалима и основания политического центра в Мицпе самаритяне из Сихема (Шхема), Силома (Шило) и Самарии направлялись в религиозных процессиях в «Дом Божий», в Мицпе.
  90. Иер. 7.
  91. II Хр. 36:7.
  92. II Цар. 24:13.
  93. Или в 423 году до н. э., согласно традиционной еврейской хронологии.
  94. II Цар 25:9-17; II Хрон. 36:19.
  95. Иер. 7:4, 14; 26:4-6; Иез. 5:11 и др.
  96. Иез. 40-48.
  97. Зех. 7:1; 8:19.
  98. Marsham, ук. соч.; I. Spencer, De legibus Hebraeorum ritualibus, Cambr., 1685.
  99. Sir Isaac Newton, The chronology of Ancient Kindoms Amended, London, 1728 — printed by Histories and Misteries of Man LTD, 1988, U.S.A
  100. Patrick Négrier, Temple de Salomon et diagrammes symboliques. Iconologie des tableaux de loge et du cabinet de réflexion, Groslay, Ivoire-clair, 2004.
  101. Luc Nefontaine, Symboles et symbolisme dans la franc-maçonnerie. Tome 1 : Histoire et historiographie, Bruxelles, Éditions de l’Université de Bruxelles, 1994.

Строительство Храма Соломона[ | код]

Соломон освящает храм.Гравюра неизвестного автора XIX века.

За годы своего правления царь Давид произвёл значительные приготовления для строительства Храма. Добытые им в войнах, а также полученные в дар металлы и сосуды из золота, серебра и меди он посвятил Богу. Он оставил Соломону огромные запасы золота и серебра и несметное количество железа и меди. Из остатков первоначальных жителей Ханаана он составил кадры рабочих для добывания и доставки тёсаных камней для Храма. Знаменитые ливанские кедры доставили ему морским путём финикийцы.

Передавая царство Соломону, Давид завещал ему строительство Храма и приказал всем начальникам Израиля помогать его преемнику в выполнении этого великого дела. Перед своей смертью Давид созвал представителей всех колен и всех начальников и предложил им сделать пожертвования в пользу строительства. Соломону Давид передал и разработанный им, совместно с Верховным Судом (Синедрионом), план Храма. Описание проекта Храма Давид завершил словами: «Всё это (сказано) в писании от Господа, — который вразумил меня о всех работах предначертанных.».

Соломон (—930 годы до н. э.) приступил к строительству Храма на четвёртый год своего царствования, в 480 году после Исхода евреев из Египта, в начале второго месяца. Начало правления Соломона точно неизвестно, по наиболее распространённой гипотезе строительство храма началось в 966 году до н. э., по другой в 964 году до н. э.. За содействием он обратился к Хираму, царю финикийского города Тира. Тот прислал опытного зодчего по имени Хирам Абифф, плотников и других ремесленников.

Кедры и кипарисы, самый дорогой материал того времени, также доставил из Ливана Хирам. Камни (песчаник) добывали там же на горе, где их обтёсывали каменотесы Соломона и Хирама и жители финикийского города Гебал. Уже в готовом виде их доставляли на место постройки, так что «ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении». Потребность в меди для храмовых колонн и утвари, по-видимому, обеспечивалась поставками с медных копей Соломона в Эдоме. Военные трофеи Давида и торговые предприятия Соломона обеспечивали строительство серебром. Всех работников было 30 000 израильтян и 150 000 ханаанеев и финикиян, 3 300 специально назначенных надсмотрщиков руководили работами.

Строительство самого Храма длилось 7 лет: с по 950 год до н. э. (по другим данным, с по 1007 год до н. э.). Работа была завершена в восьмом месяце 11-го года царствования Соломона. Празднование освящения Храма было произведено на следующий год, в седьмом месяце, перед праздником Суккот (Кущей), и было отпраздновано с величайшей торжественностью, при участии старейшин Израиля, глав колен и родов. Ковчег Завета был торжественно установлен в Святая святых, и Соломон вознёс публичную молитву, начало которой гласит:

Вместе с тем, Соломон подчёркивает:

Празднование освящения Храма длилось 14 дней и его описание свидетельствует о том, что строительство Храма было делом величайшей важности для всего народа.

Храм являлся частью комплекса царского дворца и, несомненно, доминировал над окружающими постройками. Дворец, над возведением которого трудился, вероятно, тот же финикийский зодчий Хирам, располагался рядом с Храмом и сообщался с ним посредством отдельного входа. Недалеко от Храма Соломон также построил свой летний дворец и дворец для дочери египетского фараона, которую взял в жёны. Строительство всего храмового комплекса длилось 16 лет.

Архитектура Храма Зоровавеля

Об устройстве Храма Зоровавеля имеются лишь немногие разбросанные заметки, на основании которых нельзя составить цельного представления об этом здании.

Сохранившиеся у Иосифа Флавия сообщения Гекатея из Абдеры, современника Александра Македонского, немного дополняют библейские данные.

В Мишне, трактат Миддот посвящён устройству Второго Храма. Остаётся, однако, неясным, относится ли это описание к Храму до перестройки его Иродом или после.

Пророческое описание грядущего Храма Иезекиила (Иез.40 — 48) довольно туманно и неопределённо, поэтому, по мнению Маймонида, строители Второго Храма были вынуждены сочетать в нём архитектуру Храма Соломона с теми элементами Храма Иезекиила, описание которых достаточно ясно и понятно.

Иерусалимский храм был восстановлен на прежнем месте и, вероятно, занимал ту же площадь, что и Храм Соломона, по образцу которого он был построен.

Однако по роскоши и славе Второй Храм не мог сравниться с Первым, его главная святыня — Ковчег Завета — была утрачена. В начале персидского периода Храм был скромных размеров и сравнительно небогато украшен.

Однако по мере увеличения численности и улучшения экономического положения евреев здание расширяли и украшали.

Основанием Храму служила Храмовая гора, имевшая площадь 500×600 локтей (приблизительно около 250×300 = 75 000 м²).

Низшая её точка находилась на востоке, постепенно повышаясь, она достигала высшей точки на западе. Со всех сторон Храмовую гору окружали стены.

  • Главным входом на Храмовую гору, через который на неё поднимались десятки тысяч евреев, служили расположенные на юге, почти в середине стены, двойные ворота. Ворота направо служили для входа, налево — для выхода. Ворота эти назывались «Алдама» или «Хульда» (חולדה), по имени пророчицы, которая, по преданию, пророчествовала на этом месте. Здесь же находилась свободная площадь в 265 локтей ширины.
  • Следующая за ней площадь имела лишь 115 локтей и находилась на востоке. Восточные ворота назывались «Шушан» (שושן), то есть Сузские, поскольку на них был изображён город Сузы, столица Персии, в качестве знака признательности персидскому царю, который дал разрешение на постройку Храма, а также должен был служить напоминанием народу о том, откуда он пришёл.
  • Северные ворота — «Тади», «ворота лишений», были сделаны в виде треугольника. Их название объясняется тем, что ими пользовались во время траура, ритуально нечистые и те евреи, кто был отлучён от общины (херем). Площадь перед ними была всего в 100 локтей².
  • Наименьшая площадка, в 65 локтей², находилась на западе. Западные ворота назывались «Kironus», то есть «садовые», так как примыкали к садам и огородам, посаженным первосвященником Иехошуа, доходы с которых шли на фимиам. Размеры ворот были: 20 локтей ширины и 10 локтей высоты.

Высота стен, окружавших Храм, не указана. По-видимому, они не очень высоко поднимались над крышей.

По сообщению Аристея (III в. до н. э.), они были высотой около 70 локтей.

Восточная стена, однако, была ниже других, вероятно не выше 20 локтей, для того, чтобы первосвященник, сжигающий рыжую корову на Масличной горе, мог видеть Храм.

Толщина стен Храмовой горы составляла 5 локтей.

На восточной стороне шли 39 ступеней, по ½ локтя каждая, за исключением одной, которая была в целый локоть (всего 20,5 локтей).

Эти ступени вели в Хейхал, находившийся почти на одном уровне с верхней частью восточной стены. На Офеле (южный склон Храмовой горы) и на территории между внешней стеной Храма и городской стеной жили священники и храмовые служители.

Решётчатая деревянная изгородь (сорег) высотой 10 ладоней, на расстоянии 10 локтей от внешней стороны стен, окружавших храмовые дворы, охватывала Храм со всех его сторон, и площадь, отделяемая ею от стен, называлась Хель («мирское»).

За её границу было запрещено заходить ритуально нечистым и язычникам.

Входы в неё, напротив ворот, охранялись.

История Храма Зоровавеля

Организация службы в Храме была в первую очередь заслугой Неемии (Нехемии).

Он установил ежегодный налог в три пол-шекеля на регулярные и праздничные жертвоприношения и обязанность по очереди поставлять дрова для жертвенника.

Он также ввел обязательную ежегодную уплату десятины. Тем не менее пророк Малахия рисует весьма плачевную картину: люди уклоняются от уплаты десятины и храмовых приношений, а священники пренебрегают своими обязанностями.

Когда вслед за завоеваниями Александра Македонского Иудея подпала под власть греков (около 332 г. до н. э.), эллинистические цари относились к Храму с уважением и посылали туда богатые дары.

В это время первосвященник Симон Праведный (Шимон а-Цаддик) отремонтировал и укрепил Храм, положив основание двойного возвышения вокруг ограды Храма.

Особой щедростью отличался сирийский царь Антиох III, жертвовавший для Храма вино, масло, благовония, муку и соль, а также древесину для строительства и ремонта храмовых зданий.

Подобно персидским правителям до него, он освободил весь храмовый персонал, включая писцов, от уплаты царских налогов.

Селевк IV покрывал из царской казны все расходы на храмовые жертвоприношения, что, однако, не помешало ему попытаться конфисковать храмовые сокровища, когда он стал испытывать финансовые трудности.

Отношение Селевкидских правителей к Храму резко изменилось в правление Антиоха IV Эпифана (175—163 гг. до н. э.).

В 169 году до н. э. на обратном пути из Египта он вторгся на территорию Храма и конфисковал драгоценные храмовые сосуды.

Два года спустя (167 год до н. э.) он осквернил его, поставив на Жертвенник всесожжения небольшой алтарь Зевса Олимпийского.

Храмовая служба была прервана на 3 года и возобновлена после захвата Иерусалима Иудой (Иехудой) Маккавеем (164 г. до н. э.) во время восстания Маккавеев (167—163 гг. до н. э.).

С этого времени храмовая служба велась без перерывов, даже в то время, когда грекам на время удалось овладеть Храмом.

Иуда Маккавей очистил Храм от языческой скверны и отремонтировал его, а также поставил новый Жертвенник всесожжения и изготовил новую утварь для святилища.

Ровно через 3 года после осквернения Храма сирийцами он был освящён, и в нём были возобновлены жертвоприношения и зажигание Меноры. С этим связана история еврейского праздника Ханука, который ежегодно празднуется в память об этих событиях.

Лицевую стену Храма Иуда Маккавей украсил 30 золотыми венцами и щитами и восстановил ворота и кельи, снабдив их новыми дверьми.

Он также укрепил гору Сион, окружив Храмовую гору стенами и башнями. Укрепления эти, уничтоженные Антиохом V Евпатором, были потом восстановлены Маккавеем Ионатаном, и ещё увеличены Маккавеем Симоном (Шимоном).

Симон также снёс господствовавшую над Храмом крепость Акру, так что Храм стал самым высоким местом в Иерусалиме.

Мятежная попытка народа помешать царю Александру Янаю в исполнении священнических обязанностей в Храме привела к тому, что на территории Храма была воздвигнута ещё одна деревянная ограда вокруг того места, к которому и раньше имели доступ одни только священники, так что место жертвенника было со всех сторон ограждено.

Впоследствии, Второй Храм постигли новые удары.

Когда в 63 году до н. э. Помпей после 3-месячной осады овладел Иерусалимом, римляне взяли штурмом укреплённый Храм в День Искупления (Йом-Киппур), покрыв его дворы многочисленными трупами.

Помпей со всей свитой вступил в Святая святых, но не тронул священной утвари и храмовой казны. Несколькими годами позже на пути в Парфию Красс ограбил храмовую сокровищницу, взяв из неё две тысячи талантов серебра.

При завоевании Иерусалима Иродом, несколько колонн Храма были сожжены и дворы Храма залиты кровью защищавших его. Тем не менее, дальнейшее осквернение Храма было Иродом остановлено.

Список источников

  • guide-israel.ru
  • ru.wikibedia.ru
Оцените статью
Добавить комментарий