Марли дворец в петергофе нижний парк, санкт-петербург, россия

Марли-ле-Руа (Marly-le-Roi)

Местоположение: Марли-ле-Руа (78160, Marly-le-Roi (Yvelines), France)

Тип памятника: Дворцово-парковый ансамбль

Городок Марли-ле-Руа
находится на левом берегу Сены в 15
км от Парижа и в 7 км от Версаля. С конца XVII века до Французской революции
здесь существовала королевская резиденция с дворцовыми павильонами, парком и
каскадом фонтанов. До наших дней сохранился лишь парк, который находится в состоянии
восстановления. Дворцово-парковый ансамбль создавался в 1678–1686 по заказу
Людовика XIV архитекторами Ж. Ардуэн-Мансаром и Р. де Котом
как камерная альтернатива официальному Версалю. Это было место увеселений и праздников
короля в узком кругу приближенных. В южной части уютной долины, спускавшейся к
Сене, находился двухэтажный королевский павильон («дворец Солнца»). От него
вниз к Сене шел роскошный мраморный каскад «Ривьера», украшенный статуями и
фонтанами. Вдоль бассейнов каскада были расположены двенадцать гостевых домиков
— по шесть с каждой стороны. Небольшие двухэтажные домики соединялись крытыми
галереями.

На одном из рукавов Сены
находилось уникальное для своего времени сооружение — «машина Марли», которая
снабжала водой фонтаны королевских резиденций. Четырнадцать гребных колес
машины приводили в движение 200 насосов, которые поднимали воду на холм высотой
155 м;
затем вода по каналу и акведуку поступала в бассейны и фонтаны. «Машина Марли»
была устроена в 1682 году голландским инженером Р. Суалемом.

Петр I в первый раз посетил Марли 15/26 мая. «Журнал» царского путешествия
сообщал: «его величество был в Марли и там обедал

После обеда гулял в
марлиском огороде, для чего також все игровые воды, фонтаны и кашкады были
пущены, и возвратился паки в Версалию».
По словам Сен-Симона, особое внимание царь в этот день уделил «машине Марли»

Второе пребывание царя в
Марли было более длительным (27.5/5.6—31.5/11.6): «В 27день его величество
прибыл ис Треано в
Марли, и тут был до 31». По дороге из Версаля царь посетил
дворец Кланьи,
осмотрел большой акведук, а затем прибыл в Марли, где его интересовали фонтаны
и каскады, особенно ему нравился
бассейн и каскад Агриппины. Царь и его приближенные расположились в гостевых павильонах, расположенных
ближе всего к «дворцу Солнца». Кульминацией этой увеселительной
поездки был праздник, устроенный в саду Марли 30 мая/10 июня по случаю 45-летия царя; фейерверк, иллюминация,
музыка и танцы продолжались до глубокой ночи — наутро царь вопреки обыкновению
встал поздно. Петр был очень доволен этой «любезностью», оказанной ему принимающей стороной.

Пребывание в Марли
оставило приятные воспоминания у царя, что отразилось в воспроизведении ряда
элементов этой резиденции в строительстве загородных резиденций в Стрельне и Петергофе. В
последнем был создан целый район «Марли» с одноименным дворцом. В России
работали племянники создателя «машины Марли» Ж. и П. Суалемы.

Во время Французской
революции резиденция Марли была разграблена и пришла в запустение. Здания были
проданы под текстильную фабрику. Однако фабрикант обанкротился, и павильоны
были снесены в 1807 году. Лишь во второй половине XIX
века началась расчистка сада, реконструкция которого продолжается и сегодня.

Литература

Abbregé
de l’Histoire du Czar Peter Alexiewitz, avec une Relation de l’Etat présent de
la Moscovie, et de ce qui s’est passée de plus considerable, depuis son arrivée
en France jusqu’à ce jour. Paris: Pierre Ribou et Gregoire Dupuis, 1717. P. 206.

D’Ans la relation … // Le Nouveau Mercure (Paris). 1717, juin.
P. 186—188.

Lossky B. Le séjour de Pierre le Grand en France
// Le monde slave. 1932. № 8. P. 290, 292—293.

Обстоятельный журнал о вояже (или
о путешествии) его царского величества, как ис Копенгагена поехал и был в
Галандии, во Франции и в протчих тамошних местах, и что там чинилось //
Гистория Свейской войны: Поденная записка Петра Великого / Сост. Т.С. Майкова.
Вып. 1. М.: Круг, 2004. С. 617.

Сен-Симон. Мемуары: Полные и доподлинные воспоминания герцога де Сен-Симона о веке
Людовика XIV и Регентстве: Избранные главы. Кн. 2. М.:
Прогресс, 1991. С. 366—367.

Горбатенко С.Б. Архитектура Стрельны. СПб.: Дм. Буланин, 2006. С. 85—90.

Marly: art et patrimoine / Revue
des Amis du Musée – Promenade de Marly le Roi — Loiuveciennes. № 1 – 7. 2007—2013.

История дворца Марли

Французский Марли до конца 18 века соперничал мощью
каскадов и великолепием с Версалем. Пётр в течение нескольких дней гостил в
Марли ле Руа, величие и красота которого так его восхитили, что он не просто
загорелся желанием воспроизвести нечто подобное на родине, но даже и название
решил почти полностью оставить. Правда, дальше этого копирования идеи не пошло,
поскольку Марлинская (западная) часть Нижнего парка Петергофа получилась
совершенно уникальной по планировке и оформлению. Окружающие этот дворец сады и
пруды далеки видом от прототипа, а заимствованы лишь общие композиционные идеи,
а также стремление сочетать декоративное назначение парка с хозяйственным.
Судьбы этих резиденций также получились разными: если французский дворец во
времена Великой французской революции был уничтожен, то петергофский Марли
радует нас и поныне.

  создал
в 1720-1723 годах Иоганн Браунштейн. Первоначально дворец планировался
одноэтажным, но уже в процессе строительства Петр распорядился внести в проект
изменения. Так у дворца появился второй этаж, что сделало его пропорции более
законченными и уравновешенными (здание приобрело кубическую форму). В
строительстве и отделке дворца участвовали известные каменщики А. Кардасье и Я.
Неупокоев, скульптор Н. Пино.

В сравнении с прочими пышными строениями Петергофского
ансамбля особенно заметна скромность дворца Марли. Это характерная черта и
других созданных для Петра малых дворцов, например, Летнего дворца в
Петербурге. Детали фасадов лаконичны:

  • балконы с коваными решётками;
  • дорические капители рустованных лопаток;
  • окна с мелкими квадратными переплётами.

Во дворце всего 12 помещений, два коридора и лестница.
Нет традиционного для дворцов парадного зала, роль которого отводилась царём
вестибюлю («Переднему залу»).

Для постановки на более прочный фундамент, дворец
полностью разобрали в 1899 году. Этого потребовали трещины, которые стали
разбегаться по стенам здания. В результате реставрационных работ, проводимых
под руководством инженера А. Семёнова, были сохранены все подлинные детали
отделки, а точность воссоздания оказалась великолепной.

Во время Второй мировой войны дворец сильно пострадал
– в него угодила мина замедленного действия. В 1941 году коллекции из него были
эвакуированы. К восстановлению фасадов вернулись лишь после 1955 года, а
открытым для посещения музеем Марли стал в 1982 году.

Описание

Дворец получил своё имя в память о посещении Петром I в резиденции французских королей в Марли-ле-Руа под Парижем (не сохранилась; разрушена во время Великой французской революции). Петергофский Марли и окружающие его пруды и сады не повторяют французский прототип; от него заимствованы общие композиционные решения и идея сочетания декоративного и хозяйственного предназначения парка.

Сооружён одновременно с закладкой Марлинских прудов по проекту Иоганна Браунштейна в 1720—1723. Первоначально планировался одноэтажным. В процессе постройки по распоряжению Петра в проект внесли изменения, и дворец приобрёл второй этаж, что придало пропорциям дворца уравновешенность и законченность (в объёме дворец — чётко выявленный куб). В строительстве и декоре дворца Марли принимали участие скульптор Никола Пино, каменных дел мастера Я. Неупокоев и А. Кардасье.

Отмечается особая скромность дворца относительно других построек Петергофского ансамбля, характерная и для других малых дворцов, созданных для Петра (см. Летний дворец в С.-Петербурге). Фасады декорированы лаконичными деталями — рустованные лопатки с дорическими капителями, балконы с коваными решётками, переплёты мелкой квадратной расстекловки окон. Всего во дворце 12 помещений, не считая лестницы и двух коридоров. Необычно то, что во дворце нет традиционного парадного зала. Пётр I отводил эту роль вестибюлю («Переднему залу»).

Первоначально Марли использовался для проживания знатных особ, гостивших в Петергофе; однако уже в середине XVIII века он приобрёл мемориальный характер. Здесь долгое время хранился гардероб Петра I (впоследствии большая часть его передана в Эрмитаж) и другие личные вещи. В дальнейшем за всю историю дворца его предназначение не менялось.

Реставрация

В 1899 дворец был полностью разобран для постановки на новый фундамент. Необходимость радикальных работ возникла из-за того, что пошли трещины по стенам дворца. Руководил реставрационными работами инженер А. Семёнов; все подлинные детали отделки были сохранены, а точность воссоздания была превосходной .

Дворец сильно пострадал в ходе Великой Отечественной войны от попадания мины замедленного действия (коллекции эвакуированы в 1941). Фасады были восстановлены после 1955 года, причём с 1982 Марли снова открыт для посещения как музей.

Современное состояние

В современной экспозиции дворца Марли представлены уникальные экспонаты: морская шинель императора Петра I и кафтан с шитым орденом Андрея Первозванного, книги из его библиотеки, стол с «аспидной» доской, выполненный руками царя, его личная посуда. Здесь же представлена коллекция живописи, собранная императором, которая составляет основу живописной экспозиции дворца. В неё входят работы малоизвестных голландских, фламандских и итальянских мастеров XVII—XVIII веков: А. Сило, А. Сторка, П. Белотти, А. Челести и др.. Некоторые предметы меблировки аутентичны, другие тщательно подобраны по аналогии, в соответствии сохранившимися документами.

Самую западную часть Нижнего парка занимает Марлинский сад, разделённый Большим прудом на Сад Бахуса (расположен к югу от пруда) и Сад Венеры (расположен с северной стороны, ближе к морю). Сады закладывались одновременно со строительством дворца и имели утилитарное значение. В саду Венеры выращивали фрукты для придворных трапез. Название сада Бахуса прозрачно: при Петре I здесь пробовали выращивать виноград, но неудачно. Сад Венеры защищён от ветров со стороны Балтики земляным валом, насыпанным при закладке прудов.

С восточной стороны от дворца Марли расположен Марлинский, а с западной — Секторальные пруды. Их предназначение было не только декоративным: в прудах содержалась рыба к царскому столу, привезённая из различных уголков России, а с её здесь стали разводить. Марлинские пруды — своего рода действующий памятник. Традиция разводить рыбу возобновлена в наше время, и любители рыбной ловли могут провести досуг в Марли за любимым занятием.

Планировка Марлинского сада выполнена по канонам регулярного парка; удачное сочетание живописной парадности и хозяйственно-бытового предназначения привело к тому, что Марли стал образцом для устройства русских усадеб в XVIII веке.

Дворцовый комплекс в истории страны

Новый дворец создали для титулованных особ. Вначале здесь жила императрица Екатерина I. В XIX столетии во дворце любили бывать многие члены царствующей семьи и их именитые гости. Интересно, что уже с середины XVIII века элегантный особняк у Марлинского пруда приобрел статус музея. В нем стали хранить личные вещи Петра I и раритеты петровских времен.

Время не щадило старую постройку. К концу XIX столетия по всему зданию пошли глубокие трещины, поэтому было принято решение о капитальной реставрации. Под руководством архитектора Анатолия Александровича Семенова дворец тщательно обмерили, аккуратно разобрали до основания, укрепили фундамент и собрали здание вновь, в точности сохранив все детали декора. Правда, едва реставрация закончилась, в Марли случился пожар, и часть помещений сгорела.

Вид дворца Марли и Марлинского пруда с Марлинского вала

В 1918 году, с приходом новой власти, дворцовую постройку превратили в исторический музей. Здесь было выставлено более 300 экспонатов, включая редкие книги. Летом 1941 года, перед началом фашистской оккупации, самые ценные предметы из Марли удалось вывезти. Немцы пробыли в Петергофе до 1944 года, при этом линия фронта проходила всего в 0,5 км от дворца. В самом здании была оборудована огневая точка, и из-за бомбежек и артиллерийской стрельбы стены старинного дворца сильно пострадали.

К послевоенному восстановлению архитектурного памятника приступили не сразу. В 1955 году рабочие под руководством архитектора Евгении Владимировны Казанской завершили реставрацию фасада. Внутренняя отделка потребовала большего времени. Реставраторы во главе Александром Эрнестовичем Гессеном сумели скрупулезно восстановить интерьеры и собрать в здании антикварную мебель. Для посетителей петровский дворец стал доступен в 1982 году.

Внешний лоск и внутреннее убранство

Музей «Марли», несмотря на кажущуюся простоту архитектурного облика, изящен и воздушен. Кубическая форма и превосходная отделка придаёт его облику гармоничную пропорциональность и изысканность.

Внутреннее убранство скромно, здесь даже нет «парадной залы». При строительстве применена необычная система планировки. Все комнаты выходят в общий коридор, напоминая гостиницу. На первом этаже это кухня, буфет, Передний зал, Дежурная комната, спальня и Чинаровый кабинет с коллекцией портретов детей Петра I. Второй этаж включает гардеробную, гостиную и малую угловую комнату, столовую, Дубовый кабинет, библиотеку. С первых лет существования дворец превратился в музей-мемориал Петра Великого, где хранились его вещи, книги, подарки, картины и другие предметы из его коллекции, которые сейчас представляют основу экспозиции.

История строительства

В 1717 году Петр I побывал за границей и стал гостем французского монарха. В течение пяти дней российский император жил во дворце Марли-ле-Руа, недалеко от столицы Франции. Он был очарован приватностью загородного дворца французского короля. В отличие от пышного Версаля, Марли состоял из небольших павильонов, стоявших на аллеях регулярного парка.

Когда Петр I приступил к возведению собственной резиденции под Санкт-Петербургом, он запланировал построить на берегу Финского залива собственный Марли. Однако, он не хотел копировать французский дворец, а желал видеть в Петергофском парке камерный, удобный для жизни особняк, окруженный прудами.

Проект новой постройки выполнил опытный немецкий зодчий Иоганн Фридрих Браунштейн, который служил у Петра I и имел большой опыт в возведении барочных зданий. Он запланировал строительство одноэтажного дворца на квадратном основании. Оценив проект, Петр I внес в него коррективы, и с 1720 по 1723 год в Нижнем парке построили двухэтажный особняк, а также вырыли несколько прудов. Примечательно, что вначале дворец именовали «Малыми Приморскими палатами», а «Марли» его стали называть только в середине XVIII века.

Дворец Марли с высоты птичьего полёта

В возведении дворца и его декоре участвовали талантливый резчик Никола Пино и известный столяр Жан Мишель. Отделочные работы выполнили каменных дел мастера Антуан Кардасье и Яков Неупокоев. Кованые решетки для балконов выковал слесарный мастер из Франции Гийом Белин, а барельефы были вылеплены А. Квадри и И. Росли.

Западный центр планировки парка

Так как музей «Марли» в Петергофе расположен на западной окраине Нижнего парка, он является центром планировки, из которого в виде лучей расходятся аллеи: Малибанская (малибан – один из видов бильярда), Берёзовая и Марлинская. Аллеи пересекают всю территорию Нижнего парка в направлении «запад-восток», соединяя «Марли» с другими дворцами и фонтанами музейного комплекса. Рядом с дворцом есть несколько фонтанов «Колокола (фр.- клоши) и главный фонтан — «Ева» скульптора Ф. Бонацца, с двумя трельяжными беседками, расположенными рядом.

Построен «Марли» на специально возведённой насыпи между прудами (Большим Марлинским и Секторальным), в которых всегда занимались разведением рыбы для кухонных нужд, развлечения гостей Петергофа в виде рыбалки, а также для эстетического и даже экологического наполнения парка. В наше время рыбу регулярно подкармливают, призывая звуком колокольчика. Со стороны Финского залива территория украшена статуей Венеры Медицейской, а с запада стоит изображение Афины Джустинианы.

Царская рыбалка

С востока от дворца Марли раскинулся большой прямоугольный Марлинский пруд, а с запада от здания находятся четыре треугольных Секторальных пруда. Еще в петровские времена они играли не только декоративную, но и утилитарную роль. Сюда свозили рыбу, предназначенную для дворцовой кухни.

С 1724 года пруды возле дворца приспособили для разведения ценных пород рыб. Эта традиция продолжается и в наши дни. Здесь водятся форель, стерлядь и осетры, и как во времена Петра I, перед тем, как покормить рыб, их подзывают колокольчиком.

Сегодня в пруду возле дворца организована платная рыбалка, и посетители могут выловить рыбу, которую не стыдно подавать к царскому столу. Для рыбалки не обязательно приносить собственные снасти. Всем необходимым, включая наживку, рыболовов-любителей снабжают бесплатно, а новички в рыбной ловле могут получить советы от опытного инструктора. В оплату входит только вес пойманной рыбы.

Вид дворца со стороны Секторальных прудов

Гостевой дом

С начала своего существования, «Марли» стал «гостевым домом» для приезжающих на аудиенцию к императору приближённых, а также для размещения многочисленных гостей на увеселительных мероприятиях – ассамблеях, которые проводились в Петергофе регулярно. Здесь же часто проживали и члены семьи царя: дочь Анна с супругом – герцогом Голштинским, жена Екатерина с фрейлинами. Бывали по своим делам и послы из Европы, например, француз Ж. Шатарди, которому очень нравилось это место, напоминая Версаль. Уже в XIX веке Николай I с семьёй и родственниками устраивали в «Марли» чаепития, принимая высокопоставленных гостей.

Фото и описание

Дворец Марли расположен на западе Нижнего парка петергофского дворцово-паркового комплекса. Свое название дворец получил в честь посещения царем Петром I французской королевской резиденции под Парижем в Марли-ле-Руа в 1717 г. (резиденция французских королей была разрушена во время французской революции).

Но дворец Марли в Петергофе и окружающие его сады и пруды совершенно не повторяли Марли-ле-Руа; от него были позаимствованы только общая композиция и идея сочетания хозяйственного и декоративного назначения парка.

Дворец Марли был построен по проекту Иоганна Браунштейна в одно время с закладкой Марлинских прудов в 1720-1723 гг. Изначально дворец планировалось сделать одноэтажным. Но во время строительства по указанию Петра I в проект были внесены некоторые изменения, и во дворце появился второй этаж, что, в свою очередь, сделало пропорции здания более уравновешенными и придало его облику завершенность (в объёме дворец представляет чётко выверенный куб). В строительстве и украшении постройки принимали участие каменных дел мастера А. Кардасье и Я. Неупокоев, а также скульптор Никола Пино.

В сравнении с другими постройками ансамбля петергофского парка дворец Марли отличается особенной скромностью, которая характерна и для прочих малых дворцов, которые создавались для Петра. Его фасады украшают лаконичные детали в виде рустованных лопаток с дорическими капителями, переплёты окон с мелкой квадратной расстекловкой, кованые решетки балконов. Дворец Марли включает двенадцать помещений, не включая помещений лестниц и коридоров. Во дворце нет привычного парадного зала, что весьма необычно. Роль парадного зала по замыслу Петра должен был играть вестибюль («Передний зал»).

Изначально дворец использовался для проживания гостивших в Петергофе знатных особ; но в середине 18 в. он стал носить мемориальный характер. Долгое время здесь хранилась одежда Петра I (позднее большая часть гардероба и другие личные вещи царя были переданы в Эрмитаж). После этого за всю историю Марли предназначение его не изменялось.

В 1899 г. дворец Марли полностью разобрали, чтобы поставить его на новый фундамент. Причиной таких мероприятий стали трещины, которые пошли по стенам здания. Реставрацией дворца руководил инженер А. Семёнов; подлинные детали отделки Марли были полностью сохранены, а дворец был воссоздан с превосходной точностью.

Во время Великой Отечественной войны здание дворца сильно пострадало в результате попадания в него мины замедленного действия. В 1955 г. фасады были восстановлены и с 1982 г. Марли снова начал функционировать как музей.

В сегодняшней экспозиции дворца – уникальные экспонаты: книги из библиотеки Петра, его морская шинель, кафтан, стол с «аспидной» доской, который выполнен самим царем, его посуда. Также здесь размещена коллекция живописи, которую собрал император, составляющая основу живописной экспозиции. Сюда входят картины малоизвестных фламандских, голландских и итальянских мастеров 17-18 вв.: А. Сторка, А. Сило, А. Челести, П. Белотти и др. Некоторые предметы мебели дворца – довольно аутентичны, остальные же скрупулезно подобраны в соответствии с описаниями в сохранившихся документах.

В западной части Нижнего парка расположился Марлинский сад, который Большим прудом делится на Сад Бахуса (на юг от пруда) и Сад Венеры (на север от пруда, ближе к морю). Сад закладывался в то же время, когда началось строительство дворца, и имел практическое значение. В саду Бахуса пытались выращивать виноград (безуспешно), в саду Венеры выращивались фрукты для трапез. Со стороны Балтики Сад Венеры защищает от ветров земляной вал, который был насыпан во время закладки прудов.

С востока от Марли располагается Марлинский, а с запада – Секторальные пруды. Они имели, как декоративное значение, так и сугубо практическое: здесь разводили и содержали рыбу, подаваемую к царскому столу, привезённую из разных уголков России. В наше время традиция разводить здесь рыбу была возобновлена, и любители-рыболовы могут здесь потренироваться в своем мастерстве и провести время за любимым занятием на здешних прудах.

Список источников

  • putidorogi-nn.ru
  • www.votpusk.ru
  • wiki.sc
  • spp.lfond.spb.ru
  • rutvet.ru
  • PeterhofGuide.ru
Оцените статью
Добавить комментарий