Волжская булгария до принятия ислама

Царь

Отец Симеона, царь Борис III, стал последним болгарским монархом, управлявшим страной. Симеон на момент смерти отца был еще слишком малРодился Симеон в июне 1937 года в Софии. Отцом его был царь Борис III, тот самый, кто руководил Болгарией во время Второй Мировой войны, участвовал в спасении болгарских евреев и неожиданно умер после встречи с Гитлером. Симеон на тот момент был слишком мал, чтобы вступить на трон, от его имени управлял регентский совет с 1943 по 1946 год. До 1944 года регентами были Кирилл Преславски, Борис Филов и Никола Михов, а потом – Тодор Павлов, Венелин Ганев и Цвятко Бобошевски.
В феврале 1945 году состоялся «Народный суд», множество болгарских министров, а также троих регентов казнили. Царская семья жила под домашним арестом во дворце «Врана».
В 1946 году монархию в Болгарии упразднили не без помощи советских войск, находившихся в стране. 95% болгар на Референдуме проголосовало за отмену монархии. Часто говорят, что результаты были сфальсифицированы, но факт остается фактом: поклонников монархического строя в стране на тот момент оставалось уже немного. Кого-то уничтожили, кто-то сам разуверился.
16 сентября 1946 года царское семейство (Симеон II, его мать царица Йоанна и сестра Мария Луиза) было изгнано из страны. Не успев толком побыть царем, Симеон лишился своего царства. При этом официально он от престола не отрекался.

Религии

Если ислам в Булгарском Государстве консолидировал разные этносы в один, то есть с булгарским (тюркоязычньш) языком и булгарской культурой, то племена сохранявшие язычество в значительной степени смогли избежать ассимиляции, продолжая сохранять архаичные элементы тюркской, угро-финской культуры и свои локальные самоназвания.

Ислам смог выполнить функцию религии, которая во многом смогла консолидировать разрозненные народы и установить хорошие связи булгар с Востоком. Во второй половине 960-х годов, после победы киевского князя Святослава над Хазарским каганатом, зависимость булгар от хазар полностью прекратилась, и Волжская Булгария становится первым независимым государством Среднего Поволжья.

Взаимоотношения с Киевской Русью в Х в.

В 985 г. был заключен «Вечный мир» между булгарским правителем и Владимиром Великим. Это дата знаменует собой начало тесных взаимоотношений между двумя государствами. Кроме того, подписав этот договор, Владимир отказался от претензий на Волжский торговый путь. «Вечный мир» – значительное достижение булгарской дипломатии, так как основой экономики этой страны являлась именно торговая деятельность.

После заключения договора к Владимиру прибыло посольство с предложением принять ислам и сделать его государственной религией. Следует отметить, что после поражения языческой реформы князь находился в поиске оптимальной религии. Главный выбор стоял между византийским христианством и исламом, который исповедовала Волжская Булгария. Религия, по мнению Владимира, была призвана консолидировать общество и увеличить значение Руси на международной арене, поэтому он отказался от предложения посольства и принял христианство византийского толка.

Заселение Поволжья

История Волжской Булгарии насчитывает чуть более 300 лет, но заселение территории будущего государства тюркоязычными племенами началось намного раньше. Их миграция была вызвана разгромом хазарами Великой Болгарии, протянувшейся от Северного Кавказа до Черного моря. Одна часть переместилась на Балканы, где была создана Дунайская Болгария, а другая в VII в. заняла область среднего течения Волги. Спустя 100 лет на территории Среднего Поволжья появляется еще одна группа тюркоязычных племен. Последняя волна миграции датируется IX в. и связана с разгромом Хазарского каганата печенегами.

К приходу болгар Среднее Поволжье уже было заселено угро-финами, но первые смогли подчинить их своему влиянию.

От кочевничества к оседлости, от язычества к христианству

Социальные трансформации в Дунайской Болгарии особенно видны благодаря данным археологии. Нужно отметить, что в начале существования государства булгары были кочевниками, для которых были характерные богатые захоронения. В погребениях булгар находили кроме погребенного человека, коня, медальоны, печати, оружие. У. Фидлер отмечал, что особым символом власти булгарской власти был символ Тангры, который сочетал греческий эпсилон с еще двумя линиями на бронзовых амулетах. Существовали девташлары, то есть каменные статуи, которые почитались булгарами.

У этого государства не было определенной столицы. У Аспаруха это была Плиска, а у Омуртага Чартал. В Дунайской Болгарии существовала официальная пропаганда, которая была выражена в надписях на камнях. Особо монументален памятник в Мадаре с текстом на булгарском и греческом. Большинство надписей же датированы временем Крума и Омуртага, то есть временем булгарского великодержавия. В период христианизации Дунайской Булгарии количество таких надписей сокращается.

Нужно также отметить, что булгары постепенно оседали. Концентрация булгарских поселений была характерна для районов Варны и Плиски. Районы Добруджи и Онгла были менее населены. То есть изначально булгары поселились на территории, которая не была похожа на их степи, и только часть населения продолжала кочевать.

Болгарские воины IX века. Фото wikipedia.org

Булгарское язычество было производным от древнетюркского с особенностями, которые записал Мовсес Каганкватци во время миссии в царство булгар-суваров на Северном Кавказе. Тенгри-Аспендиат у дунайских булгар назывался Тангра. Прежде всего булгары поклонялись небу, символом которого и был Тангра. Он же был властителем молний. В селе Горталово было найдено изображение Умай, подобное кудыргинскому. В письменных источниках не упоминался Ыдук Эр-Суб. Феодор Студит отчетливо указывал на многобожие булгар и их идолов. Он отказался от участия в пиршестве при дворе хана Омуртага. Священными были лесные рощи.

Идеология общества была всаднической и милитаризированной. Оглашалось, что власть кагану дана от Тангры, подобно тому, как кок-тюрки, енисейские кыргызы, токуз-огузы ссылались на волю небес и божественный мандат. Булгары поклонялись небесным светилам — Солнцу, Луне и звездам. Почитание звезд отметил Феофилакт Охридский. Иоанн Экзарх упоминал о солнцепоклонничестве. Солнце и Луна представлялись двумя братьями. Григорий Богослов говорил, что булгары поклонялись реке и зверям в ней и язычники посвящали ему богослужение.

Борис в письме Папе римскому Николаю говорил о чудесных свойствах камней, и у булгар было принято поклоняться камням, например, девташларам. Кроме того, обожествлялись горы, скалы, деревья, озера и реки. Феофан Исповедник говорил, что Крум поклонялся морю. Скриптор инцертус сообщал, что хан принес морю в жертву пленных ромеев.

Во время правления Крума булгарский хан исполнял функции и светского, и духовного лидера. Титул верховного жреца был кан бойла колобра. Боколобр как главный жрец был у авар. У дунайских булгар также существовал титул багатур бойла колобр. Простые жрецы назывались колобрами. Однако это имело и свою обратную сторону. Неудачливых правителей могли убить как того, кто приносит несчастья своему народу. Такой была судьба ханов Телеца и Дицевга (сына Крума).

У булгар существовал культ предков, который был зафиксирован в папско-ханской переписке. Пользовались почитанием кони, олени, собаки, соколы. Из данных письменных источников мы знаем, что булгары клялись над железом и после клятвы разрубали собак для гарантирования клятвы. Такой обычай зафиксирован Продолжателем Феофана и Николаем Мистиком. Языческие идолы изготавливались из дерева и камня. Перед ними люди вставали на колени и приносили жертвы. Были у булгар и каменные антропоморфные статуи – бабы.

Непутевые заметки

Ал-Масуди говорил, что бургары особый вид тюрков. От них ходят караваны в Хорезм и Хорасан. Говорилось, что город Бургар на берегу Майотаса. Булгарский царь принял ислам во время халифа Муктадира в 922 г. и сейчас (943 г.) является мусульманином. У булгар соборная мечеть, а сын правителя ездил в Багдад и привез боевое знамя. Ночи в стране булгар коротки. Правитель осуществляет набеги на румийцев, франков, бурджан. Как мы можем убедиться в описании Масуди смешались данные о всех трех владениях булгар (на Волге, Дунае, Кубани). Волжская Булгария у него обозначалась как Бургар.

Ибн Фадлан говорил о том, что страна булгар граничит с страной Вису, из которой поступают меха. Алмушу подчиняется правитель племени Аскал, но тот не является мусульманином. Правитель племени Саван Ваирга также не мусульманин. В стране булгар большие леса. Булгары выращивают просо, пшеницу, ячмень. В еду употребляют мясо коня, хлеб, просо. На пирах существовала некоторая иерархия.

Отмечалось, что Алмыш ходил в набеги на соседей. Правитель объезжал город и бывал на рынке. Отмечалось, что женщины и мужчины не стесняются мыться нагими в реке, но за прелюбодеяние предусмотрена смертная казнь. За убийство также полагалась смертная казнь. Отмечалось, что булгары живут в юртах, в которых были армянские ковры. Своих умерших они погребают в гробах и совершают ритуальные омовения, по обычаю мусульман. Булгары платили дань хазарам мехами. Купцы-скандинавы продавали булгарам невольников.

Ибн Фадлан во время пребывания у булгар обратил в ислам булгарина Талута. Сказано, что окружения Алмуша составляли беки Такин, Барис, Сусаин. Булгары просили позволить им малые интервалы между азанами, поскольку ночь летом у них была коротка.

Остатки оборонительного рва вокруг Суварского городища. Фото suvar.net

Расцвет империи

С X по XIII век государство, благодаря удачному расположению и природным богатствам, стало сильнейшим на Средней и Нижней Волге. Здесь возделывали хлеб и разводили скот, занимались рыболовством и бортничеством. Булгары были известны как мастера-кожевенники и умелые обработчики металла, но ни с чем по прибыльности не мог сравниться столичный невольничий рынок, куда свозили пленников после походов на Русь и верховья Волги.

Росли многолюдные города, вокруг которых возводились мощные укрепления, развивались ремесла, искусства и науки. Древнее тюркское письмо сменилось арабской вязью, которую освоили многие жители. Булгария, став форпостом ислама на Волге, не раз пыталась привить эту веру и на Руси. Но князь Владимир после недолгих размышлений все же склонился в сторону христианства. И с 985 года, несмотря на мирные и торговые договора разных лет, начинается череда набегов князей, на которые империя отвечала осадами и захватами русских городов. 

Практически непрекращающаяся военная угроза заставляет булгар перенести стольный град в Биляр, а ныне Билярск, находившийся в глубине древней империи. В 1219 году булгарские войска после удачной осады разграбила Устюг, но и ответ не заставил себя ждать. Русские дружины уже на следующий год взяли Ошель и другие камские поселения, а избежать захвата столицы удалось избежать лишь после весьма щедрого откупа.

Примириться булгарских правителей с русскими князьями заставил общий враг – орды монголов, одержавшие победу на Калке в 1223 году над русскими дружинами и половцами и потрепанные на обратном пути с Руси булгарами. Но, несмотря на потери, монголы всеми силами рвались на запад, и на их пути лежала Волжская Булгария.

Противостоять орде могучее государство смогло еще тринадцать лет. Булгары отбили набеги 1229 и 1232 года, но выстоять против двухсоттысячного войска они уже не смогли. Биляр и другие города страны пали и был разорены, а Батый двинулся на Русь.

С 1243 года Булгария стала частью Золотой Орды, частично утратив независимость. Отныне правители булгар подчинялись хану, несли ему дань и набирали среди своих подданных войска для орды. С прекращением войн восстановилась торговля, питающая экономику Булгарии, а возродившийся Булгар даже стал резиденцией хана.

На XIV век пришелся пик расцвета Волжской Булгарии, превратившейся к этому времени в религиозный, научный и торговый центр Поволжья.

Образование и история флотилии до конца Первой мировой войны, 1879—1918 гг

В 1879 г., после обретения независимости де-факто, была создана Дунайская флотилия Княжества Болгарии (до 1899 г. военно-морские силы Болгарии организационно были едины и назывались Дунайская флотилия и Морская часть). По представлению Командующего оккупационным отрядом в Болгарии князя А. М. Дондукова-Корсакова болгарам были переданы русские корабли и катера. 31 июля 1879 г. (ст.ст.) в городе Рущук в торжественной обстановке были подняты флаги Княжества Болгарии на пароходах «Опыт», «Горный Студенъ», «Породим», «Взрыв», катерах «Олафчик», «Ракета», «Мотала», «Фардинг» и «Бавария», нескольких гребных лодках; в то же время в состав Портового управления в Варне были переданы шхуна «белорусы» и катера «Птичка» и «Варна», несколько других судов.

В июле же 1879 г. князь Александр подписал указ об утверждении Военного министерства, в структуре которого было создано и Морское управление.

В мае 1880 года шхуна «Келасура» была возвращена России, вместо неё был получен пароход «Голубчик», который вступил в строй 3 июня 1880 года.

Основой личного состава стали русские 7 офицеров и 58 унтер-офицеров и матросов, разрешение на службу в Болгарии которых было одобрено императором Александром II. До 1885 г. (Сербско-болгарской войны) русские офицеры сыграли значительную роль в становлении нового флота.

1 августа 1879 г. первым командиром Дунайской флотилии и Морской части был назначен русский капитан-лейтенант А. Е. Конкеевич. Конкеевич занялся организацией флота Княжества, обустройством баз, обучением экипажей, а также организовал подъём затонувших во время войны судов. В 1881 г. Конкеевич открыл Машинную школу в Русе, ставшую первым техническим училищем в Болгарии. В том же году им была организована и постройка первого судна — бота № 1, а в 1883 г. — постройка яхты «Александр I» во Франции.

В 1883 г., с 25 июня по 30 июля, после отставки А. Е. Конкеевича, Флотилией и Частью временно командовал лейтенант М. Я. Бал, которого сменил лейтенант З. П. Рожественский. Новый командир продолжил работу по укреплению и развитию флотилии. Болгарии передали миноноски «Бычок» и «Черепаха», прорабатывался план передачи более крупных единиц, но при ухудшении российско-болгарских отношений русские офицеры, в том числе и Рожественский, были отозваны в Россию.

К сентябрю 1885 г. в составе дунайской флотилии и Морской части находились следующие корабли и катера: яхта «Александр I», пароходы «Взрыв», «Опыт», «Голубчик», миноноски «Черепаха» и «Бычок», паровые катера «Бавария», «Мотала», «Фардинг», «Ракета», «Олафчик», «Варна», «Птичка», баржи «Янтра», «Марица», бот № 1. Корабли и катера флотилии приняли участие в сербско-болгарской войне 1885 г. Основной задачей Дунайской флотилии были перевозка грузов и патрулирование. Важную роль флотилия сыграла при обороне Видина, доставляя продовольствие и боеприпасы в осажденную крепость.

Флотилия, в отличие от флота, сыграла небольшую роль в Первой Балканской войне: на сухопутном фронте действовала часть экипажей, а Вторая Балканская война окончилась для болгар катастрофически. В конце её корабли и катера Дунайской флотилии были затоплены на реке Русенски-Лом во избежание захвата их румынскими войсками.

Участие Дунайской флотилии в Первой мировой войне, в которой Болгария с 1915 г. вступила на стороне Центральных держав, ограничилось проведением конвойными операциями на Дунае. Река играла огромную роль для Центральных держав, связывая все страны союза, но действия болгарских кораблей остались в тени операций сильнейшей Австро-Венгерской Дунайской флотилии. После объявления перемирия в 1918 г. корабли и катера флотилии попали под контроль стран Антанты — Франции, Румынии и Сербии.

Взаимоотношения с вятичами в Х в.

После удачного похода киевского князя Святослава на Хазарский каганат булгары начинают свою экспансию на земли вятичей, которые проживали в верхнем течении Оки. Эта река была важным торговым путем. Контроль над ней позволил бы получать огромные прибыли. Тюркским племенам удалось установить тесные торговые связи с вятичами, которые не ослабли даже после установления над ними киевского протектората.

После смерти великого князя Святослава Игоревича Русь вступает в полосу междоусобиц. Особенно активно велась борьба между его сыновьями – Ярополком и Владимиром. В это время вятичи при поддержке Волжской Булгарии отказываются платить дань киевскому князю и поднимают несколько мощных восстаний.

В Х в. правитель Булгарии женился на вятической княгине – дочери Ярополка. Такой династический союз позволил бы их сыну претендовать на киевский престол, но для поволжского государства он был выгоден только с точки зрения установления контроля над верхним течением р. Ока.

Система титулов

В. Гюзелев отмечал, что брат Крума Кишин имел титул кавхана. Также упоминался бойла кавхан Иратаи. Эти данные отмечены на Хамбардийской надписи. В Дунайской Болгарии было два крыла. Одну часть возглавлял ичиргу бойла Тук, а иную — бойла кавхан Иратаис. Хан Крум стоял над ними. В первой надписи правления Маламира упомянут регент Исбул под титулом бойла кавхан. Титул кавхан сохранился и при царе Симеоне. Кавхан, как правило, руководил войском. В эпоху византийского императора Василия II Болгаробойцы кавханы уже носили христианские и славянские имена, например, Дометиан и Феодор. Даже соратник восставшего против ромеев Петра Деляна Тихомир получил титул кавхан. Повстанец Георгий Войтех происходил из рода кавханов. С славянизацией и христианизацией болгар тюркский титул бойла был заменен на болярин.

Бойлы упоминались в византийских источниках при описании кампании 773 года Константина Копронима против болгар, а также в сообщении о кампании Телерига в Верзитии. В иерархии болгарских должностей упомянут титул Чигот, который соответствовал византийскому термину спафарий. Титул же кавхан был равнозначен византийскому титулу логофет. В правление Симеона упоминался олгу таркан Феодор. Этому титулу, вероятно, соответствует византийский титул магистр. Касательно ичиргу бойлов, то ичиргу бойла Тук был известен по данным Хамбарлийской и Сулейманской надписей.

Вероятно, большинство этих титулов были у дунайских болгар в государстве, которое уже уподобилось империи ромеев. Среди других титулов упоминались жупаны племен, сетит багаин, юк багаин, бири багаин, юк бойла, ичиргу коловр. Ичиргу бойла принадлежала высшая судебная власть. Ичиргу бойла времени царя Бориса-Михаила носил христианское имя Петр, а при Симеоне — Георгий. В церковнославянской форме титул ичиргу бойла звучал как чъргубиля. Ичиргу бойла Георгий носил и иное имя Сурсубул, вероятно, тюркского происхождения. «Бойла» с языка дунайских болгар переводился как знатный, высокопоставленный, вельможа, а «ичиргу» как придворный. Ичиргу коловр — это предводитель племени, термин, соответствующий распространенному у славян титулу жупан, который, вероятно, проник к славянам через огурские племена. Ичиргу бойла осуществлял контроль над крепостями и внутренними провинциями.

Границы Болгарии при Борисе I

Отдельно стоит упомянуть о системе титулов. Их можно объединить в несколько групп. С компонентом бойла — бойла кавхан, бойла чегат, багатур бойла колобр, ичиргу бойла, юк бойла. С компонентом кан — канасубиги, канна бойла колобр, канна таркан, богатур кана, канна тикин. С компонентом багаин — багатур багаин, юк багаин, ичиргу багаин, сетит багаин, бири багаин. С компонентом таркан — буля таркан, жупан таркан, канна таркан, бори таркан, зера таркан, олгу таркан, калу таркан. С компонентом зитко — зитко мирос, зитко ичиргу буле. С компонентами ичиргу и юк — ичиргу бойла, ичиргу багаин, юк багаин.

Ц. Степанов отмечал, что перед крещением Бориса Дунайская Болгария фактически была каганатом, то есть империей по меркам евразийских кочевников. Такой титул правителя дунайских болгар зафиксировал в хронике Григория из Бара, которая более известна как «Летопись Попа Дуклянина». Что характерно, тот же термин упоминался в «Сказании о пророке Исае» и «Видении пророка Исаии», записанном на церковнославянском. Там упомянут Михаил каган.

Более поздний правитель Петр Делян назван царем каганом. Необходимо отметить, что в Болгарской апокрифической летописи, которая была частью «Видения пророка Исаии», Симеон был назван царем болгар и греков. В эпоху Симеона они претендовали на равный статус с Византийской Империей. В своей титулатуре болгарские правители просто заменили тюркский титул на эквивалентный термин «царь». Он был равный византийскому термину василевс (император).

Памятник Борису I в Плиске

В Восточной Европе правители Руси долгое время носили титул каган. Владимир и Ярослав продолжали называться каганами. Болгары переняли византийскую идеологию противопоставления себя соседям. В болгарских рукописях Хиландара христианская Болгария противопоставлялась государствам варваров — Обрьско (Аварский каганат) и Угорско (Венгрия). В болгарском апокалипсисе Мефодия Патарского Венгрия названа варварским царством, которое зовут Турци и Обри. Турками называли венгров византийские хронисты IX-X веков. Характерно, что и возобновленная кыпчаками, валахами и болгарами болгарская государственность титулировала себя царством. В Первом и Втором болгарских царствах была популярна идея о болгарах как об избранном народе наравне с греками и о Болгарии как о земле обетованной.

Ибн Фадлан и его рукописи

Ахмад ибн аль-Аббас Ибне Фадлан арабский путешественником и миссионер, который побывал в 921-922 гг. на берегах Волги и оставил «Записку» (Рисаля) о данном странствии (в самом тексте автор именует данное сочинение китаб то есть книгой.).

Впервые выписки из этого сочинения Ибн Фадлана стали знамениты по «Географическому словарю» арабского энциклопедиста Иакута, в начале 18-го столетия, который использовал отрывки из книги Ибн Фадлана в своем труде. В 20-х годах двадцатого столетия в иранском городе Мешхеде нашлась рукопись с более полнейшим текстом «Записки», ставшей основой для дальнейших проведений исследования. С 1935 года ее фотографическая копия хранится в Отделе манускриптов Института востоковедения в Санкт-Петербурге. Некоторые части из книги Ибн Фадлана встречаются также в работе арабского ученого Закарии Казвини (XIII век), а также у двоих персидских авторов Нажиба Хамадани (XII в.) и Амина Рози (XVI в.). Отрывки из этих сочинений персидских авторов учтены А.П. Ковалевским в публикации 1956 года.

Из «Записки» вытекает, что в отклик на просьбу повелителя волжских булгар Алмыша о подмоги против хазар, об упрочении в вере ислама тех булгар, уже вставших мусульманами, и об обращении в ислам еще неверующих людей, на данный берег Волги был отправлен посольский караван халифа аль-Муктадира (908-932). Сам Ибн Фадлан был секретарем данного посольства и наставником в вероучении.

Покинув Багдад 921 году 21 июня, караван проходит через такие города как Хамадан, Рей, Нишапур, Мерв, Бухара, идет по Амударье до Хорезма, минует Аральское море и через Устюртское плато и реку Урал доходит 12 мая 922 года до территории Поволжья, где, к югу от места впадения в Волгу реки Камы, была ставка «царя ассакалиба», так звал Ибн Фадлан повелителя волжских булгар. Такой окружной путь был предпочтен караваном скорее всего из-за опасности которая исходила со стороны хазар.

Ибн Фадлан повстречался на берегу Волги отрядом русских торговцев и в своей «Записке» детально рассказал об их образе жизни, одеяниях и украшениях, внешности, религиях, похоронном обряде пришедших русских, отталкиваясь из личных наблюдений над ними. Данные редкостные сведения Ибн Фадлана рождали высокий интерес среди исследователей; им посвящается значимая литература. Признается что русские которых описывал Ибн Фадланом по обрядам и внешнему виду смахивают на скандинавов, хоть их одежды и традиции содержат элементы финнов и славян.

Интерес историков привлекал еще и тот факт, что Ибн Фадлан на протяженности всего изложения именовал владыки Волжской Булгарии «царем ассакалиба (славян)». Наиболее распространенная версия причины такого именования было обширное осознание Ибн Фадланом этнонима ассакалиба (славяне) как жителей Восточной Европы, что наблюдается и у отдельных арабских авторов.

Например, аль-Масгуди счел славянами и немцев (ан-наджим), саксоннцев (саксин), венгеров (ат-турк). Есть и другие гипотезы. Так, А.Я. Гаркави думал, что в Поволжье жило несметное количество славянских народов. Позже ученые отреклись от этой идеи, взяв за основу данные археологии. Тем не менее в последние лета данная теория реанимировалась на той основе, что в Поволжье была обнаружена именьковская культура, что некоторые историки относят к славянской.

На этой основе стали зарождаться догадки о причинах названия волжских булгар славянами. Но неведомо, сохранялось ли эти населения до десятого века и именовались ли они славянскими  народами. Некоторые ученые считали, что светловолосые нордовые люди, а так же поволжские, именовались арабскими авторами славянскими народами , истекая не только из этих данных Ибн Фадлана, однако и из упомянутых выше сведений ал-Масгуди о том, что немцы и венгры также относились к славянам. С этой гипотезой трудно согласиться, так как для Поволжских народов у арабов бытовали популярные этнонимы — болгары, бортасы, башшджирты и другие, но совсем не славяне (ассакалиба). Была также такая точка зрения, что Ибн Фадлан наименовал повелителя булгар царем ассакалиба со слов самого хана Алмыша. Хан именовал себя так скорее всего чтоб придать престиж при формировании антихазарского союза.

Автор 18-го столетия Йакут внес изменения тексту Ибн Фадлана, уподовив сакалиба с волжскими болгарами. Сообщается и гипотеза о том, что болгары могли полагать что славяне своими подданными еще с периода господства Великой Булгарии в причерноморской степной зоне над антами и представительским классом так нарекаемой пеньковской культуры, какие относятся археологами к славянам.

Список литературы

1. Артамонов М.И. История Хазар. — Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа. 1962. — 524 с.

2. Атанасов Г. Болгаро-хазарская граница и болгаро-хазарская враждебность с конца VII до середины IX века (перевод с болгарского) // Българи и хазари презранното Средновековие. — София: ТанНакРа, 2003. — С. 92—113.

3. Афанасьев Г.Е. Где же археологические свидетельства существования Хазарского государства? // Российская археология, 2001. № 2.

4. Галкина Е.С. Тайны Русского каганата. — М.: Всчс. 2002. — 432 с.

5. Галкина Е.С. О русах с хаканом во главе. 2003. URL: http://www.gspo.ru/biblio/discuss/Galkina_O_Rusah.pdf.

6. Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа (истоки, становление, развитие). — Казань: Татар, кн. изд-во. 2004. — 431 с.

7. Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т.П. Булгары, мадьяры, народы Севера, печенеги, русы, славяне. — М.: Наука. 1967. — 212 с.

8. Зиливинская Э.Д. Дома с подпольным отоплением в Волжской Булгарии // Советская археология, 1989, № 4. — С. 223—233.

9. Зиливинская Э.Д., Васильев Д.В. Городище в дельте Волги // Восточная коллекция, 2006. № 2. — С. 42—54.

10. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу-Али Ахмеда бен Омар Ибн-Даста, неизвестного доселе арабского писателя начала X века, по рукописи Британского музея / первый раз издал, перевел и объяснил Д.А. Хвольсон. — СПб., 1869. XIII. — 199 с.

11. Измайлов И.Л. Зеленых не сочтешь там шелковых знамен… (Символы булгарской государственности (X — первая треть XIII в.) // Эхо веков, 2009, № 2.

12. Камолиддин Ш.С. О градостроительной культуре у древних тюрков // Урбанизация и номадизм в Центральной Азии: история и проблемы. Материалы международной конференции. — Алматы, 2004. — С. 354—373.

13. Крадин Н.Н. Кочевые общества. — Владивосток: Дальнаука, 1992. — 240 с. (14 п.л.).

14. Крадин Н.Н. Империя Хунну. 2-е изд. перераб. и доп. — М: Логос, 2001/2002. — 312 с.

15. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. — Харьков, 1956. — 347 с.

16. Нигамаев А.З., Хузин Ф.Ш. Древняя Алабуга и проблемы ее возникновения. — Елабуга: Изд-во «Мастер-Лайн», 2000. — С. 7—55.

17. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. — М.: Наука, 1990. — 261 с.

18. Плетнева С.А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура. — М.: Наука. 1967.

19. Плетнева С.А. Хазары. — М: Наука, 1976.

20. Плетнева С.А. Кочевники Средневековья: Поиски исторических закономерностей. — М., 1982.

21. Рашид-эд-Дин. Сборник летописей, Т. 2. — М.—Л., 1960.

22. Ситдиков А.Г. Оборонительные укрепления древней Казани // Средневековая Казань: Возникновение и развитие. — Казань: Изд-во «Мастер-Лайн». 2000. — С. 22—40.

23. Ситдиков А.Г. Казанский кремль: Историко-археологическое исследование. — Казань. 2006. — С. 188: ил.

24. Самойлов К.Е. К вопросу о локализации русов восточных источников в работе Е.С. Галкиной: материалы к дискуссии. 2006. URL: http://www.gspo.ru/biblio/discuss/Samoilov_vs_Galkina.pdf.

25. Флеров В.С. Правобережная Цимлянская крепость // Российская археология, 1996. № 1. — С. 112.

26. Флеров В.С. Раннесредневековые юртообразные жилища Восточной Европы. — М., 1996. — 101 с.

27. Флеров В.С. «Семикаракоры» — крепость Хазарского каганата на Нижнем Дону // Российская археология, 2001, № 2.

28. Флеров В.С. Донские крепости Хазарии: былое и настоящее // Восточная Коллекция. 2006 № 2 (25).

29. Халиков А.Х. История изучения Билярского городища и его историческая топография // Исследования Великого города. — М: Наука. 1976. — С. 5—63.

30. Халиков АХ. Шарифуллин Р.Ф. Исследование комплекса мечети // Новое в археологии Поволжья (Археологическое изучение центра Билярского городища). — Казань. 1979. — С. 21—45.

31. Хузин Ф.Ш. Булгарский город в X—XIII вв. / отв. ред. А.М. Белавин. — Казань: Мастер-Лайн, 2001. — 480 с.

32. Хузин Ф.Ш. Рядовые жилища, хозяйственные постройки и ямы цитадели // Новое в археологии Поволжья (Археологическое изучение центра Билярского городища). — Казань. 1979. — С. 62—99.

33. Rasho Rashev, Yanko Dimitrov. Pliska — 100 years of archaeological excavations. — Shumen: «Svetlana», 1999.

Империя Болгар

А в IX веке на карте Европы Средних веков существовало три больших империй —Дунайская Болгария, Франкское государство Карла Великого, и Византия. К северо-востоку Волжская Болгария укрепляла свои устои. В эпоху Средних веков Болгары были среди первых христианских народов, установивших культурные контакты с Арабами.

Кстати, о Волжской Болгарии. В X веке болгары, поселившиеся на Волге, принимают ислам как основную религию (в отличии от других своих соплеменников, которые подались в христианство) и создают одно из самых блестящих мусульманских государств в Средние века. Это государство было окончательно уничтожено Иваном Грозным в середине XVI века (Казань то он брал).

Сам же Иван Васильевич прекрасно знал, кого он покоряет. В исторических документах упоминания о татарах НЕТ. Иван Грозный покорил Болгарское царство. (Гримберг Ф.Л.«Рюриковичи или семисотлетие „вечных“ вопросов», М.: Московский лицей, 1997.308 с.).

Вот причем тут Казань

Название современной части Российской Федерации «Татарстан» («Татария») не является историческим, на самом деле Булгария (Волжская Болгария, Болгарское царство), так вот!

Академик Греков Б.Д. сформулировал вот такой тезис: современные татары по своему происхождению не имеют никакого отношения к монголам, татары являются прямыми потомками булгар, этноним татары в отношении их является исторической ошибкой. (По кн.: Каримуллин А.Г. «Татары: этнос и этноним», Казань, 1989г., стр. 9-12).

Русский историк Карамзин Н.М., которого даже многие называют великим, писал: «Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей.» («История государства Российского», СПб,1818, т.3, с.172). В частности, в отношении волжских болгар дело обстояло именно так. «Сами жители Казани и ее края вплоть до Октябрьской революции не прекращали называть себя булгарами». /История Казани, Книга I.-Казань, Татарское кн.изд-во.-1988. стр.40/.

А были ли татары?

Да были. Это были действительно кочевые племена, отнюдь не мирные. Они нападали, на них нападали. О татарах уже была статья на нашем сайте. Они долго досаждали китайцам, которые в итоге разбили татарское войско, было это в конце III века до н. э.

Сейчас на территории всей постсоветских стран проживают сообщества татар, у них есть традиции и своя память об истории. Но вот откуда эта история тянется — от степных кочевников или от тех самых болгар?!

А вот еще один художественный взгляд на события в истории древней Болгарии, когда в ней правил хан Аспарух. Фильм вызывает неоднозначные отзывы у историков. Ведь история всегда писалась и  пишется по заказу политиков!

Список источников

  • www.legendapress.ru
  • www.syl.ru
  • bulgaria-dobrich.ru
  • xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai
  • realnoevremya.ru
  • wiki2.org
  • oeru.ru
  • www.hagahan-lib.ru
  • bolgar.photokzn.ru
Оцените статью
Добавить комментарий