Лучшие развлечения в республике бурятия, россия

Сын бурятского народа

Перед торжественным открытием памятника семья Колмаковых заметно волновалась. Переживали – вдруг что-то пойдет не так, дождь польет или ветра не будет, необходимого для флага. Но погода не подвела, и тучи, нависшие с утра на тяжелом небе, разошлись, стало солнечно. О том, что Георгий Колмаков собирается установить памятник, общественность узнала благодаря «Информ Полису». На открытие мемориала приехали представители Агинского округа, Селенгинского района и Улан-Удэ — делегации из общественных организаций «Мужество» и «Надежда России», республиканского военкомата, партии КПРФ и другие. Представители агинского землячества подарили Георгию Колмакову бурятский национальный костюм — дэгэл, который сшили матери моряков всего Агинского округа, и нож, купленный отцами мореходов. На открытие мемориала смог приехать дядя Алдара — Батор Болотов. Он сказал много теплых слов создателям памятника. Георгий – «миллионер», который на свою скромную пенсию смог поставить монумент моему племяннику, — веско сказал он. – Хотелось бы, чтобы и в Улан-Удэ стоял такой же. Создатели памятника мудро и в то же время очень просто объяснили присутствующим, почему они решили открыть памятник Алдару в Селендуме: — Нас многие спрашивают, почему мы ставим памятник агинскому моряку в Селендуме, месте, где он никогда не был. Но мы считаем, что Алдар Цыденжапов – сын всего бурятского народа, человек, которого надо уважать и помнить всем нам, — рассказал архитектор памятника Сергей Рычков. Георгий Иванович к излишнему вниманию не привык, поэтому на открытии памятника заметно смущался, говорил мало, стоял в сторонке от монумента. И мемориал презентовал собравшимся очень просто, без лишних слов сдернув с монумента ткань. Он сейчас в Селендуме лицо известное, жители уважительно кличут его «моряком». А сам пенсионер до сих пор не видит в своем поступке ничего выдающегося и считает это своим долгом. Фото: Анна Огородник. Информационный партнер проекта Телекомпания «Тивиком» Партнеры проекта: Администрация президента и правительства Республики Бурятия, Администрация города Улан-Удэ, Улан-Удэнский городской Совет депутатов

Язык[править]


Бурятские юрты

Основной язык, на котором общается население Бурятии — русский, возможен бурятский. В отдаленных селах, где живут преимущественно буряты, можно встретить людей, которые не говорят по-русски. В основном это дети дошкольного возраста и взрослое население преклонного возраста.

Знание английского языка — большая редкость среди населения. Даже в сфере услуг, ориентированной на туристов, не часто встретишь англоговорящий персонал. Но ситуация меняется.

Развитие туризма стало одним из приоритетных направлений политики республиканских властей. Ведомства, ответственные за туристическую сферу, всячески стимулируют изучение иностранных языков специалистами индустрии гостеприимства. В ресторанах уже появляются меню на английском языке, а улицы и дороги Бурятии в ближайшее время планируется оснастить необходимыми указателями и информационными щитами, понятными для иностранных гостей.

Песчаная Венеция

Как говорилось в прошлом номере, август для журналистов «ИП», работающих над туристическим проектом «Тайны Бурятии», выдался крайне плодотворным. Мы добрались до Тапхарского «космодрома», поднялись на священную гору Алтан, совершили поход по предгорьям Хамар-Дабана и побывали в Байкальском биосферном заповеднике, который можно назвать настоящим местом притяжения гостей Бурятии. А на прошлой неделе мы прошли по перспективному «южному маршруту», побывав в Кяхте и Новоселенгинске. 

Начнем с Кяхты, которую с полным правом можно назвать исторической столицей Бурятии. Даже краткое пребывание в «Песчаной Венеции», как часто называют этот южный городок, дает ощущение, словно вы притронулись к страницам истории… Кяхта – это знаменитые храмы и «чайный путь», точка отсчета легендарных экспедиций и место трагических событий гражданской войны. Здесь переплелись пути самых богатых купцов России и исследователей Тибета, проходили отряды гуннов, «черного барона» Унгерна, караваны Пржевальского и китайских купцов… Если задаться целью описать все исторические события, связанные с Кяхтой, потребуется, наверное, целая книга. Но у нас, к сожалению, всего лишь газетная страница. Поэтому будем кратки.

Портфель экскурсовода

Мемориал в 50-е гг. Другие города, CC BY-SA 3.0 Мемориал в 1988 г. до реконструкции А. Козловский, CC BY-SA 3.0 Мемориал победы до реконструкции 2000г. Набор открыток, 1980-е гг., CC BY-SA 3.0

Источники сведений

  1. Архивные материалы, подготовленные А.Д. Жалсараевым.
  2. Сокровища культуры Бурятии. Специальный выпуск-приложение к журналу Министерства культуры Российской Федерации (№1). Санкт-Перербург: «Иван Федоров», 2002 г.
  3. Сэрэгма Дондокова. http://www.bis-bur.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&cid=51&id=1464
  4. Байкальские панорамы (www.360baikal.ru) 

Таинственные чаши

Панорамный вид с вершины Омулевки, запечатленный многими фотографами, стал настоящей визитной карточкой Тарбагатайского района. Не менее величественные кадры можно сделать, если спуститься на другую сторону горы, ниже по склону, в сторону реки. Оттуда утес имеет вид искусственной кладки, на вершине которой возвышается огромный камень-«парус». Не оставят равнодушными виды каменных осыпей из булыжников размером с добрый деревенский дом, каменная гряда, похожая на пасть с остроконечными зубами. Тут же расположен старинный геодезический знак. 

Если подняться на вершину Горы Льва (хотя там есть тропа, делать это надо очень осторожно!), можно обнаружить две таинственные каменные чаши. По легенде, они образовались от ударов молний

Согласно преданиям, если бросить в чашу монету, то жизнь будет насыщенной на события. Если налить воды, то спокойной. 

Не исключено, что чаши имеют искусственное происхождение. К слову, точно такие же чаши имеются на другой достопримечательности Бурятии – Меркитской крепости. Там краеведы классифицируют их как «Чаши огня». В древние времена в них разжигали костры, предупреждавшие о нашествии врага. Если учитывать, что Омулевка возвышается над всей местностью Жарчиха, то можно предположить, что каменные углубления на вершине утеса тоже могли быть такими же «Чашами огня». Костер, разведенный на вершине горы,  можно было увидеть за десятки километров. Однако кто выдолбил чаши на вершине Спящего льва, по сей день остается неизвестным. 

Впрочем, подниматься на вершину, обходить гору вокруг или разгадывать исторические загадки совсем не обязательно. Вполне достаточно подняться на обзорную площадку и полюбоваться чудесным видом на Селенгу. Поверьте, это принесет небывалое умиротворение и спокойствие.  

Крест Аввакума*Одной из достопримечательностей Жарчихи является так называемый Крест Аввакума, установленный на восточной стороне дороги. Стоит немного рассказать о жизни этого человека, считающегося знаковой фигурой в старообрядчестве. Аввакум Петров — видный церковный и общественный деятель XVII века, священник Русской православной церкви, протопоп. Был непримиримым противником церковной реформы патриарха Никона. За это был заточен в острог, где его били кнутом, морили голодом. Был сослан в Сибирь, а затем, по возвращении из ссылки, мучительно казнен – сожжен в срубе. В старообрядчестве протопоп Аввакум почитается священномучеником.

Точка показа

Удобные точки показа (синяя звезда) Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

Описание

Легендарный Т-34. Прославленная «тридцатьчетверка». Символ нашей Победы. Сотни этих танков, вознесенных на пьедестал, стоят по всей стране и в половине Европы в качестве памятника освобождению. 

Памятник истории — танк Т-34, переданный командованием Улан-Удэнского гарнизона, установлен 5 ноября 1967 г., в ознаменование большого вклада трудящихся Советской Бурятии в дело победы над немецко-фашистскими захватчиками и японскими империалистами в Великой Отечественной войне.  

 На бетонном постаменте (высота 430 см, ширина 396 см, длина 707 см) установлена боевая машина. На мемориальной доске надпись: «В память о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. трудящиеся Бурятии воинам-фронтовикам». 

2000 год. 9 мая. В день празднования 55-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, на пьедестале танка, установленного на пр. Победы открыли монументально-декоративную скульптурную композицию.

В 2000 — 2005 гг. мемориал находился на реконструкции. Подпорную стену облицовали мрамором, подвели Вечный огонь, а также установили барельефную композицию скульптора А. М. Миронова с портретами Героев Советского Союза и Героев России. В этом ряду – прославленные имена В.Б. Борсоева, И.В. Балдынова, Г.А. Гармаева, П.Т. Харитонова, С.Н. Орешкова, Б.Р. Ринчино, Г.Н. Москалева, И.М. Чертенкова, Д.Ж. Жанаева, В.Х. Хантаева, С.И. Батогаева…

По центру пилона расположены на мемориальной доске надпись: «Здесь хранится «Книга памяти» с именами воинов из Бурятии, погибших в Великую Отечественную войну 1941—1945», «Вечная слава и память верным сынам Отчизны. 9 мая 1995 г.»

Алдар объединил всех

Напомним, что идея установки в столице Бурятии памятника Герою России Алдару Цыденжапову, уроженцу Агинского Бурятского округа, не сразу была с единодушием принята представителями власти Бурятии и частью общественности. Сомнения касались происхождения героя-матроса Тихоокеанского флота, который, по мнению ряда комментаторов, «не имеет отношения к Бурятии», поскольку родился и вырос в Забайкальском крае.

Но на инициативу общественного Благотворительного фонда по увековечению памяти Героя России Алдара Цыденжапова откликнулись простые жители республики, города Улан-Удэ, земляки героя, начавшие сбор средств и организацию работ по возведению памятника. Ими была составлена проектно-сметная документация мемориального объекта (затрачено 200 тысяч рублей), разработан эскиз самого памятника (скульптор Батор Бадмацыренов). Мэрией Улан-Удэ был выделен земельный участок под мемориал на пересечении улиц Бабушкина и Терешковой, возле памятника «Ровесникам, ушедшим в бой» («Черный тюльпан»), проведены все согласования.

 

на фото: первоначльный эскиз памятника Герою России Алдару Цыденжапову

Как стало известно АРД, первоначально рассматривался экономный вариант установления бюста героя. Но сегодня после совместного совещания оргкомитета с руководителем общественного фонда Бато Очировым был принят за основу уже разработанный представителями общественности вариант. Участники совещании под председательством зампреда правительства Бурятии Владимира Матханова, – министр спорта и молодежной политики Бурятии Баир Ангуров,  замруководителя администрации Улан-Удэ – председатель Комитета по социальной политике Светлана Трифонова, представители администрации главы республики и Совета ветеранов РБ, – приняли взвешенное и оптимальное в данных обстоятельствах решение.

Интересно

Рекорды России

В 2015 г. голова Ленина в Улан-Удэ признана самым большим изваянием головы в мире и занесена в книгу рекордов России.Сертификат о регистрации рекорда передан в Музей истории города Улан-Удэ. Возможно, следующим шагом будет внесение данного рекорда в Книгу рекордов Гиннеса.

Почему голова?

Почему именно голова?… А не бюст, к примеру. Есть версия, что вдохновением для этого проекта было изображение профиля В.И. Ленина на юбилейных рублях. Кроме этого, на столе у каждого члена коммунистической партии стоял небольшой «сувенир» — бюстик Ленина в бронзе или гипсе.

Долгие демонстрации

Одной из причин освобождения нагорного места для центральной площади от леса была длительность демонстраций. В эпоху коммунизма парады и демонстрации были обычным делом.

Колонны трудящихся проходили по асфальтовой дороге у здания нынешней мэрии, где устанавливалась трибуна для руководства. Парады тянулись часами, т. к. дорога была довольно узкой. Отчасти поэтому было решено расчистить большую площадь для проведения парадов, чтобы сократить время демонстраций…

Лес на нагорной площади вырубили за одну ночь. В ту же ночь площадь заасфальтировали.

Стадион и сквер

В начале 1920-х годов на площади был пустырь и ста­дион профсоюзов. Позже был разбит большой сквер — городской сад. 14 октября 1923 года постановлением Ревкома БМ АССР горсад переименован в «Сад комсомольца».

Еще остались…

Из двадцати привезенных в город скульптур Ленина до сих пор еще сохранились четыре: 1) у здания Дома культуры ЛВРЗ; 2) перед входом в парк им. Орешкова; 3) перед зданием Дома культуры Железнодорожного района; 4) у входа в Сельхоз Академию.

Свидетели открытия памятника рассказывали, что многим старожилам города не понравился памятник. Они возмущались: «За что казнили вождя революции!». Другие сравнивали его с бурятским обрядом Тоалэй (подача вареной головы барана на блюде почетному гостю).

Партийный анекдот

Памятник расположен между площадью и зданием администрации, обращён лицом к площади, а к зданию администрации затылком.

В городе можно услышать анекдот. Когда памятник устанавливали, председатель райкома партии долго думал, и никак не мог решить, как установить голову: лицом к народу, или наоборот, лицом к власти.

Вопрос решился, после того как ему приснился сон, будто бы идёт ему навстречу Владимир Ильич, и говорит: «Ставь лицом к народу. Тебя-то я и затылком насквозь вижу».

Головары

В 1970-е—1980-е сельская бурятская молодежь, учащаяся в Улан-Удэ, на молодёжном сленге называлась «головары».

По одной из версий, деревенские ребята, плохо зная город, все свои встречи назначали у «Головы» — памятнику Ленину на центральной площади Улан-Удэ.

106 частей головы

Анатолий Жалсараев В связи с реконструкцией площади в 1970-1971 гг. необходимо было ликвидировать большую часть площади от существовавшего здесь сада. Как вспоминает, один из архитекторов, в одну ночь солдаты выкопали все насаждения. О памятнике В.И. Ленина, архитектор вспоминает, что «Памятник отлит на Мытищинском заводе художественного литья, огромная бронзовая голова состояла из 106 частей, потом их собрали и вместе сварили. Получилось две части большой скульптуры — голова была разделена на половинки. Их так и привезли в город по железной дороге, а потом по Улан-Удэ на трейлере. Здесь окончательно смонтировали, этим занимались мастера Мытищинского завода и частично рабочие Улан-Удэнского авиазавода. Они подбирали металл для этой работы, затирали швы, шлифовали, в конце концов, собрали её в одно целое. А патинировкой бронзы занимался мастер из Мытищ — единственный в этом деле. Работа выполнялась раствором из трёх кислот — серной, азотной и соляной, что было вредно для организма. Может поэтому, он, прежде чем начать работу, обычно выпивал немного водки. Видимо, водка как-то нейтрализовала воздействие ядовитых кислот» (патинировка предохраняет скульптуру от коррозии и имеет декоративное значение).

Интересно

Идея создания памятника

Елена Ширибон: Идею искали года 3. Сначала хотели поставить памятник деньгам. Их функцию выполнял чай, а хадак скреплял партнерские отношения и был своеобразным «договором».

Хотели этот памятник поставить на Терешковой, 3б. Потом решили памятник поставить перед отреставрированным «Пти отелем» мадам Селищевой.

Сначала это был Чехов под зонтом, чтоб люди в дождь могли прятаться под него. Но нас опередили!

Тогда решили поставить Даму с собачкой, но это уже было не оригинально. Думали — думали и Татьяна Павловна Басова, управляющий тогда Бурятским отделением Сбербанка, предложила идею купца. Все таки УУ — город купеческий был. А весь интерактив — додумывали с Юрием Эрдынеевым вместе.

Мне нравится, когда памятник «живой» — с ним что то нужно делать-погладить, почитать, обнять, кинуть монетку — что, собственно и получилось.))

Техническое задание я составила, представляя образ одного из сыновей Капельмана и Евсея Цыгальницкого, сын которого открыл в доме Капельмана первую кофейню.

Памятник зовут Евсей Лукич — в честь Цыгальницкого, а отчество — от имени Лука — Счастье. А посвящен он всем предпринимателям Бурятии. Спасибо за то, что написали. Мне Евсей Лукич очень дорог))).

Конкурс

Творческий конкурс на лучший эскиз памятника был объявлен за три года до его появления. Участие в нем приняли  как профессионалы, так и простые горожане. В итоге был выбран проект известного в Бурятии скульптора, ювелира Юрия Эрдынеева.

Юрий Эрдынеев автор других памятников города: Нулевой километр дорог, скульптурных рыбок городского фонтана на улице Ленина.

В стихах

Евсей свет Лукич наш –особа!Почтеньем одарен особым.Доволен торгами детина.Прилавок закрыт у Гостиных.Заветный сундук с «капиталом»Замочком замкнул он немалым.Ухмылку припрятал в усищи.Слегка потрепал бородищу.Себя оглядел деловито-Все вещи по-модному сшиты:Атласная косовороткаИ теплый сюртук по погодке.Из крепа штаны-шаровары,«В гармошку» сапог новых пара.Да с вырезом синий жилетик.Мурлычет веселый куплетик…Часы на цепочке в кармане.Дорога домой уже манит.И вот «Пти-Отель» он покинул.На улицу вышел и …сгинул.

Буддистские верования

В рассказе о Бурятии невозможно обойти тему буддизма. Местные жители исповедуют гелугпу или «желтую веру». Первые проникновения буддизма на территорию Бурятии произошли в середине XV века. Спустя два столетия российская императрица издала указ, в котором буддизм был признан одной из традиционных религий нашей страны.

Свято-Троицкий Селенгинский монастырь

Становление буддистских традиций в регионе нельзя назвать простым. В 1930-е годы, когда советская власть проводила активную антирелигиозную кампанию, буддизм в Бурятии был практически полностью уничтожен. Всех религиозных лидеров расстреляли или отправили в ссылку.

Строительство первого дацана для религиозной общины в Верхней Иволге началось только в 1945 году. Сейчас здесь стоит Дворец Итигэлова, где покоится сам Хамбо-лама. Тело его до сих пор нетленно, как нетленны и сами буддистские постулаты.

В наши дни бурятские дацаны привлекают много туристов и паломников из разных городов страны и из-за рубежа. Мир развивается и становится более терпимым. Многие туристы приезжают в республику, чтобы побольше узнать о религии, основанной на совершенствовании человека, и своими глазами увидеть буддистские традиции.

Сретенский женский монастырь в Батурино

В современной Бурятии открыто несколько буддийских храмов. Небольшие дацаны построены из дерева в азиатском стиле и выглядят очень красочно и уютно. В них идут буддийские службы, и проводятся религиозные ритуалы.

История исследования

Иволгинское городище издавна известно местному бурятскому населению как бур. Хяатад газар — «китайское место».

Впервые было описано в 1927 году В. В. Поповым совместно с В. П. Дуненко и А. Ф. Кобылкиным. В 1928—1929 годах Г. П. Сосновский исследовал три жилища, представляющих собой полуземлянки, и в 1934 году опубликовал описание и план городища.

В 1949 году в составе Бурят-Монгольской археологической экспедиции был организован Иволгинский отряд, который в 1949—1950 годах произвёл 18 раскопов. Были найдены железоплавильная мастерская, 22 жилища и большое наземное здание.

Археологические раскопки 2017 г. Аркадий Зарубин, CC BY-SA 3.0

В 1955 году экспедиция Ленинградского университета под руководством А. В. Давыдовой в 800 метрах к северо-востоку от городища обнаружила могильник. Было раскопано 216 могил.

В 1973—1974 годах под руководством Е. А. Хамзиной проводилась сплошная паспортизация памятников, — Иволгинский комплекс был поставлен на государственный учёт.

В глину хунну добавляли мелкие камушки. Археологические раскопки 2017 г. Аркадий Зарубин, CC BY-SA 3.0

По состоянию на 2012 год городище исследовано приблизительно на треть.

В июне 2017 г.археологические раскопки возобновились. Они прошли под руководством Николая Крадина, члена-корреспондента РАН, заведующего Центром политической антропологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (Владивосток), автора книги «Империя Хунну».

В раскопках участвовали ученые Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ), археолог из Монголии, студенты исторического факультета Бурятского гос. университета, исследователи из США, Швеции и Южной Кореи.

Студент исторического факультета БГУ Артур Намсараев и девушка-археолог из Южной Кореи. Археологические раскопки 2017 г. Аркадий Зарубин, CC BY-SA 3.0

Археологи раскопали несколько жилищ городища — северного форпоста Хуннской империи. Весь найденный материал будет подвергнут тщательному анализу с помощью современных технологий, которые не были доступны предшественникам Николая Крадина. Например, археологам Ленинградского госуниверситета под руководством Антонины Давыдовой, начавшим исследовать городище в 1955 году.

Словно лезвия ножей

Осень уже коснулась тайги. Повсюду желто-багряные листья, летней жары уже нет. Поэтому первые часы похода показались легкими. К тому же дорога скоро вывела на домик егеря, где можно было оставить часть вещей. А вот дальше пошел подъем. Отметим сразу, он достаточно долгий и чем-то напоминает «тропу испытаний» на Святом Носе – такой же утомительный. Поэтому тем, кто решит сходить к Матвейкиным камням, следует быть готовым к большому переходу. А еще обязательно договориться с проводником. Заплутать в тех местах очень просто, несмотря на близость села (10 — 15 км от Большого Куналея). В лесу полно тропинок, проложенных как сборщиками дикоросов, так и дикими животными, и уйти в сторону легко. А в тех местах, между прочим, водятся волки – лично слышали их вой на закате солнца

У нас проводник был – группу вел наш старый знакомый Владимир Черных, сотрудник Байкальского института природопользования, представитель БРО «Русское географическое общество» и, что самое важное, уроженец этих мест. Поэтому двигались мы без каких-либо отклонений от маршрута. 

Если двигаетесь на «камни» с ночевкой, то лучше всего разбить палатку в районе егерского зимовья, откуда уже видно Лужковую скалу. Так безопаснее – ведь тайга там дикая. К тому же на кордоне есть еще одна достопримечательность – старообрядческая церквушка.       

Первым объектом, на который вышли, стали Матвейкины камни (столбы), что близ села Куйтун. Путь от Большого Куналея неблизкий, но он того стоил. Ни рассказы тех, кто здесь уже бывал, ни даже редкие фото, сделанные в этих местах, не могли передать той суровой горной красоты, которую увидели. Да и само название «Матвейкины камни» никак не отражает всю мощь появившихся скал. А они действительно впечатляли – среди бескрайней тайги ровными «плоскостями» поднялись вертикальные каменные плиты высотой в десятки метров. Вершины длинные и острые, словно лезвия ножей. 

Понять[править]

Бурятия
бур. Буряад Орон
Тункинская долина
  Объекты культурного наследия
  Природные памятники

Географияправить

Бурятия расположилась в самом центре Азии, на восточном побережье озера Байкал, по соседству с Монголией.

Граничит с Тывой на западе, Иркутской областью на северо-западе, Забайкальским краем на востоке. Имеет федеральную границу с Монголией на юге.

Расстояние по железной дороге от столицы Бурятии г. Улан-Удэ до Москвы — 5519 км, до Тихого океана — 3500 км, до озера Байкал — 130 км, до границы с Монголией — 234 км.

Площадь Бурятии составляет 351,3 тыс. км². Для сравнения: в границы республики поместится четыре Австрии или семнадцать Израилей.

В Бурятии много удивительных и неповторимых мест. Здесь встречаются все ландшафты Евразии: горы, тайга, степи, тундра, пустыня, равнина. Побывав в здешних местах, известный русский писатель А.П. Чехов так описал Бурятию: «Селенга — сплошная красота, в Забайкалье я находил всё, что хотел: и Кавказ, и долину Псла, и Звенигородский уезд, и Дон. Днем скачешь по Кавказу, ночью по Донской степи, а утром очнешься от дремоты, глядь — уже Полтавская губерния, и так всю тысячу верст».

Бурятию природа щедро наградила лечебными ресурсами. В республике известно 303 минеральных источника и 55 минеральных озер, расположенных в разных районах. Местные жители источники воды называют «аршанами», что в переводе с бурятского языка означает «целебная вода». Аршаны почитают как священные места.

Бурятия — солнечная республика, здесь до 300 дней в году светит солнце, что больше, чем в любом другом регионе России, и сравнимо со Средней Азией. Также здесь самая высокая чистота и прозрачность воздуха — с высоты 9 тыс. метров местность отлично просматривается на десятки километров вокруг, чего также нет во всех других регионах РФ.

Климат в республике резко континентальный, зима сухая и холодная, лето — короткое и жаркое. Средняя температура зимой -22°С, летом +18,5°С.

Бурятия — это самая высокогорная местность в России. Не в том смысле, что здесь высокие горы, а в том, что местность расположена довольно высоко от уровня моря. К примеру, Улан-Удэ расположен на высоте от 500 до 650 метров, озеро Байкал на высоте ок. 400 метров.

Населениеправить

Девушка в национальном костюме

Численность постоянного населения Бурятии по переписи 2010 года составила 963,5 тыс. человек. Плотность населения — три человека на квадратный километр. 60% людей живут в городах. Национальный состав: 65% — русские, 30% — буряты. Коренные жители республики — буряты, сойоты, эвенки.

В Бурятии мирно соседствуют буддизм, шаманизм, православие и старообрядчество.

Бурятия — центр российского буддизма. В главном буддийском храме страны — Иволгинском дацане — находится резиденция главы Буддийской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо-Ламы Дамбы Аюшеева. Здесь же находится самый крупный в стране университет «Даши Чойнхорлин», где будущие священнослужители постигают основы буддийской философии, изучают восточную медицину, этнографию, тибетский, старомонгольский и бурятский языки, а также иконографию, основы тантризма и медитации.

Огромный интерес представляет феномен Пандито Хамбо-Ламы Даши-Доржо Итигэлова, который 80 лет назад ушел в нирвану и до сих пор пребывает в позе медитации. Как показали многие научные исследования, мозг и тело Ламы по физическим характеристикам соответствуют состоянию живого организма. Ученые считают, что тело Ламы находится в неизвестном для науки состоянии. К телу и духу Ламы совершают паломничество люди со всего света, верящие, что прикосновение к великому Ламе имеет чудодейственную силу.

Список источников

  • ru.wikivoyage.org
  • putidorogi-nn.ru
  • www.infpol.ru
  • buryatia4guide.touristgems.com
  • buryatia.drugiegoroda.ru
  • asiarussia.ru
Оцените статью
Добавить комментарий