Церковь святой рипсиме

Легенда об Армянской церкви

Сам образ церкви навлекает мысли о таинственности и загадках, мифах и легендах. Любое строение, имеющие подобный вид, обязано иметь и свои собственные легенды. Существует следующая мифическая история. Церковь святой Рипсимэ возникла из слёз могущественного нефтяного магната, бакинского коммерсанта, Погоса Тер-Гукасяна.

Его единственная любимая дочка трагически скончалась от тяжело перенесённой чахотки. Лекарства так и не спасли девушку от стремительно развивающегося заболевания. Отец оказался в мощнейшем стрессе и решил увековечить красоту и чистоту своей дочери в церкви. Именно девушке посвящена церковь Святой Рипсимэ в Ялте.

Изображение птиц на фасаде здания храма Святой Рипсиме

В подземной части церковного комплекса расположена усыпальница, где нашла последний покой молодая Рипсимэ. Но печали отца на этом не завершились. Вскоре при трагических обстоятельства скончались и два его родных сына. Их тела встретились с сестрой в этом храме. Так гигантская слеза Павла Осиповича застыла на склоне в виде серого храма.

Что же касается имени Рипсимэ, то она принесла христианство в Армению. Римский император влюбился в молодую красавицу по имени Рипсимэ.Но она не ответила ему взаимностью. После этого она и её подруги-христианки были заточены в темницу, где к ним явилась Святая Мария. Она указала ей путь к спасению. Так девушки оказались на территории древней Армении.

Царь страны, восхищённый их мужеством, дал им кров и еду. Красавица Рипсимэ покорила царя

В ответ на его внимание она лишь сказала, что принадлежит только Богу. Царь разгневался и велел казнить всех 37 молодых христианок

После содеянного он помешался и только христианский священник смог исцелить грозного царя. Впечатлённый силой этой религии, он крестился сам и объявил христианство государственной религией. А на месте казни послушниц построили храм в городе Эчмиадзин.

Легенда об Армянской церкви

Как и любая крымская достопримечательность, ялтинская церковь, находящаяся на крутом склоне Дарсана, имеет свою легенду. 

Так согласно легенде, Армянская святая церковь в городе Ялта – это лишь одна из слез нефтепромышленника Погоса Тер-Гукасяна, за счет которого была выстроена эта церковь. Слезы его были связаны со смертью единственной и любимой дочери, которая скончалась от чахотки. А впоследствии, еще и приняла в свою усыпальницу двух сыновей нефтепромышленника и родных братьев девочки. По легенде, если ее так можно назвать, первый сын умер при неизвестных обстоятельствах, а второй окончил свою жизнь самым страшным грехом – самоубийством, совершенным после очередного проигрыша в карты. 

И пусть легенда не имеет никаких подтверждений, народ все равно рассказывает ее и считает, что на крутом склоне Дарсана расположена слеза человека, потерявшего дочь, а впоследствии и двух своих сыновей. Такая вот грустная история овивает прошлое этой величественной церкви.

Армянская церковь (святой Рипсиме) в наши дни

Армянская церковь (святой Рипсиме) в Ялте

Архитектурный ансамбль церкви Святой Рипсиме представляет собой строение в форме креста. Купол размещается точно на средокрестии. Как параллель с ранним церковным зодчеством у христиан, помещения в угловой части здания замкнуты. При строительстве использовался вулканический туф. Благодаря правильной и тонкой обработке мастерам удалось создать впечатляющий объёмный экстерьер храма.

Центральный вход расположен с южной стороны. Хотя этот вход на самом деле ложный. К нему ведёт лестница, состоящая из 100 ступеней. Для создания необходимого эффекта она обрамлена высокоствольными тисами. Монументальное оформление приводит вас к ненастоящему входу – такое архитектурное решение было принято архитекторами.

Действующий вход в храм выходит на западную сторону. Здесь на уровне цокольного этажа есть массивные деревянные двери. Именно они открывают вход в зал. Возле западных дверей восседают 2 каменных ворона. Они следят за душами усопших, ведь именно здесь находится усыпальница и поминальный зал. Храм своим внешним обликом напоминает средневековый замок. Окружающая местность, увенчанная самим строением, представляет собой образец монументального зодчества.

Сейчас церковь Святой Рипсимэ функционирует как должно любому храму. Здесь постоянно происходят богослужения, как приуроченные к праздникам, так ежедневные. Прихожане с удовольствием посещают занятия в местной воскресной школе, где священнослужители проводят изучение библейских текстов и передают знания по многим наукам. В стенах храма часто проходят концерты камеральной музыки. В условиях потрясающей акустики, создаваемой внутри церкви, звучание музыки особенно красиво и насыщено.

Собственным автотранспортом. После съезда с трассы Севастополь – Ялта на ул. Киевскую, необходимо проехать до ул. Маркса, затем ул. Садовой и перекрёстка улиц Загородной и Ореховой.

Общественный транспорт. Существует несколько маршрутов, которые пролегают вдоль стен храма и пользуются большой популярностью среди туристов и местных жителей.

Большинство туристических маршрутов включают в состав церковь святой Рипсимэ. Этот культурно-исторический памятник сейчас находится в хорошем состоянии, а посетители могут свободно передвигать почти по всей его территории

Экстерьер церкви привлекает внимание не только путешественников, но и профессиональных деятелей культуры и искусства. Он служит источник вдохновения и внутренних сил для творчества

Чем Армянская церковь в Ялте привлекает туристов

Реставрация пошла на пользу зданию — храм привлекает не только верующих, но и простых путешественников. Здесь организуются камерные концерты, проводятся богослужения, действует воскресная школа. Многим нравится неповторимый армянский стиль, не встречающийся в других архитектурных школах. Рассмотрим ключевые особенности церкви:

  • остроконечный купол;
  • план, имеющий форму равностороннего креста;
  • вулканический туф (этот камень использовался для наружной отделки);
  • два входа (ложный и настоящий);
  • иллюзия древности постройки;
  • четкость и симметричность линий.

Чтобы увидеть настоящий вход, вам нужно свернуть к западной стороне сооружения. Проем вмонтирован в цокольную часть постройки. Здесь же локализуется апсида усыпальницы вместе с поминальной нишей, охраняемой парой каменных воронов (это барельефы). Согласно преданию, вороны являются стражами царства мертвых

Обратите внимание на колоннаду с возвышающимся крестом — опытные туристы рекомендуют любоваться этим элементом конструкции в закатных лучах

Ложный вход вы обнаружите на южной стороне постройки. Изначально этот вход считался центральным и покоился на внушительном пьедестале. Подняться сюда можно, преодолев 100 каменных ступеней. Лестницу обступили высокие тисы, а второй ярус украшает арочная галерея. Центр галереи снабжен балконом, а чуть выше можно увидеть арочные окна с крестом между ними.

Заслуживает внимания и внутренняя отделка помещений. Купол украшен изображениями святых, чьи лики сочетаются с красивым узором. Над алтарем расположен крест, вырезанный вручную — туда ведут мраморные ступени. Создатели стремились подчеркнуть духовную силу церкви, ее высокое предназначение. Одухотворенность и изящество сводов завораживают, вселяют мысли о вечном.

история

Фон

Эллинистический храм, похожий на храм Гарни и посвящен языческой богини, стояла на месте церкви. Во время раскопок в 1958 году фундамент монументального каменного здания с эллинистических украшения были найдены под опорную колонну.

Рипсим , вместе с настоятельницей Гаяне и тридцать восемь неназванных монахинями, традиционно считаются первыми христианскими мучениками в истории Армении. Их преследовали, пытали и в конце концов убит король Трдате III Армении . По словам летописца Агафангела , после обращения в христианство в 301 году , Трдат и Григорий Просветитель построил Мартириум посвященный Рипсиме в месте ее мученической, который был наполовину погребенного под землей. Раскопки вокруг церкви обнаружили останки нескольких замученных женщин , захороненных в раннехристианской манере, которая, в соответствии с агопом джек хасикян и др., «Кажется, поддерживает историю Агафангела.» В 395 патриарха Саака Партева (Исаака) парфянского перестроен или построили новый Мартириум, который был разрушен в Шапура II в Сасанидской империи в 360s.

Текущее здание

Нынешнее здание было возведено во время правления Католикоса Комитаса (615-628), в соответствии с учетом современного летописцем Себеоса и две надписи, одна на западном фасаде , а другие на востоке апсиде. Он пришел на смену ранее мавзолея Рипсиме. Церковь предложена учеными были завершены в 618. Купол был , вероятно , восстановленным в 10 — м или 11 — м веках, хотя некоторые ученые утверждают , что это оригинальная конструкция седьмого века.

Роспись церкви по Суренянц , 1879

Современный период

Церковь была ветхая и заброшена в начале 17 века. Согласно надписи на западном фасаде, церковь была отремонтирована католикосом Пилипоса, в 1653 году под его комиссии открытый притвор ( притвор ) был установлен в передней части западного входа. Башня колокола была построена на притворе в 1790 году по поручению Католикоса Гукас I Карин.

В 1776 году церковь была укреплена с кирпичной стеной и пирамидами по углам Католикоса Симеон I Еревана . В 1880 году восточные и южные стены были сложены из гладко тесаного камня.

Церковь претерпела значительные реконструкции в 1898. Его основы были укреплены, а крыша и купола были отремонтированы в 1936 г. В 1958 штукатурке была удален из внутренних стен и пол в помещении был понижен. Колокольня была реконструирована в 1987 году.

Кто считается основателем церкви

Табличка в честь украсившего росписью армянскую церковь В.Я.Суренянц

Основателем церкви Святой Рипсимэ в Ялте считается нефтепромышленник из Баку, армянин Павел Гукасов. Он занимался коммерцией долгие годы. В период между 1900-1914 годами он относился к числу богатейших людей империи. Значительные силы он направлял на различные благотворительные цели. Среди прочего Павел Осипович финансировал и контролировал строительство знаменитой церкви. Пользуясь своими связями и авторитетом, ему удалось привлечь к проекту ведущих специалистов со всей империи.

С именем Павла Осиповича Гукасова связано несколько трогательных легенд, верить в которые или нет – выбор за вами.

Архитектура

Поперечное сечение церкви на Торос Тораманиан

Церковь Святого Рипсиме является куполообразным тетраконхом заключен в прямоугольнике с двумя угловыми нишами на северной и южной стороне. Немецкий историк искусства Вильгельм Любка писала , что церковь построена на «сложнейшей вариации крестообразного основного плана.»

прием

Монументальный внешний вид церкви «считается одним из самых больших достижений средневековой армянской архитектуры.» Он был описан как «жемчужина армянской архитектуры» и «один из самых сложных композиций в армянской архитектуре.» Наряду с Св.Гаяном церковью , он выступает в качестве «модели суровой красоты ранней армянской церковной архитектуры.»

Имитации

Церковь не самый ранний пример этой архитектурной формы, однако, форма широко известна в истории архитектуры как «Рипсиме типа» , так как церковь является наиболее известным примером формы. Он также по- разному назвали «Джвари типа» или «Джвари-Рипсиме типа» для Джвари в Грузии.

Известные церкви с аналогичными планами включают Сурб Ованнес (Saint John) Церковь Авана (шестой век), Сурб Геворг (Святой Георгий) Церковь Garnahovit (6 века), церковь Святого Креста в Soradir (6 века), Таргманчац монастырь Айгешу (седьмой век), Крестовоздвиженский собор Ахтамар (10 век) и Сурб Аствацацин (Святая Богородица) Церковь в Варагаванке (11 век). Архитектурная форма также находится в соседней Грузии, где примеры включают в Ateni Сиони Церковь (7 век), монастырь Джвари (седьмого века), и Мартвили монастырь (10 век).

История Армянской церкви

Армяне появились на полуострове еще в 7 столетии, а спустя еще 200 лет началась масштабная миграционная волна. Диаспора армян чтит древние традиции, живет компактно и соблюдает религиозные предписания. В 1900 году на ЮБК проживало свыше 7000 представителей этой национальности (сейчас эта цифра увеличилась до 11000). Община нуждалась в собственном храме, так что появление святыни было предопределено.

Строительство объекта тесно связано с именем Погоса Тер-Гукасяна — состоятельного бакинского промышленника, занимавшегося добычей нефти. Согласно легенде, идея появилась в голове Тер-Гукасяна после внезапной кончины его дочери. Возведение Армянской церкви в Ялте, история которой началась столь драматично, планировалось на протяжении четырех лет. В 1905 году к проекту подключился Габриель Тер-Микелян, взявший в качестве образца одноименный храм в Эчмиадзине. В 1909 г. над склепом дочери промышленника закипели строительные работы.

Денег на возведение церкви магнат не жалел. Более того, заказчик активно участвовал в проектировании комплекса и следил за каждым этапом работ. Идея строительства семейной усыпальницы сделала предпринимателя одержимым — он стремился достичь идеала во всем. Постоянно вносились дополнения и правки, совершенствовались внутренняя и внешняя отделка. В 1917 году Ялта обрела подлинный архитектурный шедевр, который и поныне потрясает воображение путешественников.

Коренные жители Ялты восхищаются детищем Тер-Гукасяна. Внешне здание напоминает средневековую крепость — сходство обусловлено тем, что проектировщиков вдохновляла армянская церковь Рипсиме, возведенная аж в 618 году. Вот еще несколько интересных фактов о культовом ялтинском сооружении:

  1. За отделочные работы отвечал Суренянц Вардгес Акопович — один из величайших армянских живописцев.
  2. Суренянц трудился над оформлением святилища до самой смерти.
  3. На территории комплекса можно увидеть могилу художника. Надпись сообщает, что здесь похоронен выдающийся график, живописец и театральный оформитель.
  4. Храм стоит на крутом склоне Дарсана.
  5. Оригинал, по которому делались эскизы, до сих пор находится в Эчмиадзине (Армения).

После революции Армянская церковь в Ялте, фото которой выглядят столь впечатляюще, пришла в запустение. Эта участь постигла многие культовые сооружения полуострова. Крымские власти в начале 1920-х годов приняли решение закрыть объект. Впрочем, наиболее мрачным периодом для достопримечательности стали годы ВОВ. Непоправимый ущерб зданию нанесли бомбежки и артобстрелы (произошло частичное обрушение стен, провалился церковный купол).

Завершение войны никак не отразилось на состоянии памятника — власти объектом не интересовались. Попытка реставрации была предпринята в «шестидесятых», после чего у здания появился новый владелец — Археологический музей Тавриды. Перед самым распадом СССР (1988 год) Ялтинский Краеведческий музей взял объект под свое крыло. Сооружение полностью отреставрировали и сдали в эксплуатацию к 150-летнему юбилею курорта. В первой половине «девяностых» возобновились богослужения.

Слеза промышленника

Легенда гласит, что Армянская церковь родилась из слезы нефтяного магната Тер-Гукасяна. Печаль промышленника была безграничной, поскольку от чахотки умерла его единственная дочь. Занимаясь финансированием проекта, меценат отдавал дань памяти своему любимому ребенку. В церкви также были похоронены братья несчастной девочки.

Легенда умалчивает о причине смерти первого сына мецената. Известно лишь, что второй юноша совершил самоубийство — такой шаг считается страшным грехом у христиан. Поступок сына богача был связан с карточным проигрышем. Реальных подтверждений этим слухам нет, но красивая легенда во многом объясняет стремление Тер-Гукасяна создать памятник на века.

Как добраться

Вы решили посетить Армянскую церковь в Ялте — как добраться туда и на чем? Самый простой способ — сесть на автобус или маршрутное такси. В сторону святилища ходят первый, девятый и одиннадцатый автобусы — выходить придется на улице Садовой (такое же название носит остановка). Выбравшись из автобуса, шагайте в северном направлении около 500 метров. Если вы двигаетесь со стороны набережной Ленина, идите через Площадь Ленина к улице Карла Маркса, сверните на Садовую и шагайте строго на север.

Если вы прибыли в Ялту на собственном автомобиле, поезжайте в сторону набережной — там много интересных достопримечательностей. От побережья до Армянской церкви всего 700 метров — этот отрезок пути преодолевается за четыре минуты. Напоминаем, что храм относится к категории действующих, так что соблюдайте дресс-код (никаких топов, коротких юбок и другой вызывающей одежды). Заранее уточните, можно ли вести в здании фотосъемку. Приятного путешествия!

Культурное наследие Крыма

Первые армянские общины появились в Крыму еще в середине прошлого тысячелетия, и сегодня численность диаспоры неуклонно растет. Армянские зодчие сделали внушительный вклад в архитектурный облик крымских городов, представленный, в основном, религиозными постройками.  

Армянские церкви в Крыму

Абсолютное большинство храмов Армянской Апостольской и Армянской Католической церкви на территории Крымского полуострова (как, например, в Феодосии и Евпатории) были построены в средние века. Армянская церковь св. Рипсиме в Ялте – новострой, и совсем недавно, в 2010 году, отметила свое столетие. 

Архитектурный ансамбль церкви святой Рипсиме в Ялте

Облик церкви в основном скопирован с храма св. Рипсиме (VII век) в Эчмиадзине, в Армении. Ялтинскую церковь возвел на свои средства бакинский нефтепромышленник Тер-Гукасян (П.О.Гукасов) на месте захоронения своей юной дочери и в ее память. Меценат привлек к разработке проекта архитектора Гавриила Тер-Микелова, а внутреннюю отделку выполнял специально для этого переехавший в Ялту художник Вардгес Суренянц.

Сложности исторического момента – революция и гражданская война – и тяжелая болезнь не позволили живописцу довести работы по внутреннему оформлению храма до конца, он успел завершить только роспись купола. В 1921 году Вардгес Суренянц был похоронен под стеной церкви святой Рипсиме; сегодня на его могиле можно увидеть памятную доску.

В Великую Отечественную войну церковь, как и вся Ялта, подвергалась жестоким обстрелам с моря и сильно пострадала и снаружи, и внутри. Гордый купол храма обрушился. Долгое время церковь святой Рипсиме оставалась в небрежении, но в конце 80-х начались реставрационные работы, и здание было полностью восстановлено.  

Мелодия в камне

Архитектура церкви святой Рипсиме соответствует всем канонам армянской зодческой традиции: здание представляет собой равносторонний крест, середину которого венчает круглая башня с остроконечным куполом. У церкви два входа; настоящий обращен к западу. Небольшой портик над резными деревянными дверями поддерживает лаконичная колоннада. К ложному входу в южной стене, сквозь прямую тисовую аллею ведет грандиозная каменная лестница с сотней ступенек. Материалом для постройки и отделки послужил вулканический туф.

Во внутреннем убранстве храма примечателен купол: именно над его росписью трудился в последние годы жизни Суренянц. Тонкие образа святых, вплетенные в филигранный орнамент, возносятся над белоснежными стенами и алтарем с резным крестом ручной работы.

Прекрасная и непреклонная

Святая Рипсиме – раннехристианская великомученица, почитаемая и в православной церкви как святая Рипсимия. История гласит, что юная Рипсиме, послушница в горном монастыре Св. Павла, пленила своей красотой римского императора Диоклетиана, и он вознамерился сделать ее своей женой. Однако верная своему обету юная монахиня предпочла скрыться от нечестивого императора и вместе с подругами, под предводительством настоятельницы обители, ушла из Рима в египетскую Александрию.

Рипсиме было видение: во сне девушке явилась Святая Богоматерь и повелела ей идти в Армению. 40 девушек и настоятельница (ее имя известно – Гаяне) отправились в путь, в Эчмиадзин. Правитель Армении, царь Трдат III, узнав о злоключениях Рипсиме и ее подруг, приказал привести христианок во дворец. Повелитель Армении оказался столь же сластолюбивым, как и властитель Рима: он решил овладеть красавицей. Рипсиме не нарушила обета целомудрия и отвергла Трдата.

Ослепленный страстью и яростью царь велел забить христианок камнями. Из сорока девушек уцелела лишь одна – св. Нина, ставшая впоследствии крестительницей Грузии. Царя за убийство невинных постигла тяжкая кара: Трдат лишился разума. Исцелил безумного царя св. Григорий Просветитель; Трдат уверовал и принял крещение, затем крестил свой народ и объявил христианство государственной религией Армении.

Погибшая девушка была признана великомученицей, а на месте языческого капища спустя 300 лет была построена церковь, посвященная прекрасной, отважной и стойкой в вере Рипсиме. 

Описание

На крымском полуострове испокон веков живёт большое количество национальностей, и каждая имеет свои традиции. Именно поэтому здесь множество религиозных конфессий, различных храмов: мечетей, синагог, православных церквей и других, ежедневно принимающих множество прихожан. Не исключением является и ялтинская Армянская церковь Святой Репсиме, которая имеет превосходную архитектуру, шикарное внутреннее убранство и является яркой достопримечательностью города.

По имеющимся документальным свидетельствам и археологическим находкам появление армян на крымском полуострове относится к началу седьмого века. Массовое заселение происходило в девятом веке. С тех пор в Крыму существует довольно большая армянская община, которая на сегодняшний день насчитывает более одиннадцати тысяч человек. За всю историю проживания армян, в Крыму было построено большое количество храмов, которые являются действующими и сегодня. Наиболее известным и величественным храмом, конечно же, является ялтинская Армянская церковь. По своей архитектуре она похожа на церковь Рипсиме в армянском Эчмиадзине.

С первого взгляда храм напоминает какое-то древнее средневековое сооружение.

Однако на самом деле он был построен в 1917 году. Строительство было осуществлено на склоне холма Дарсан за счёт средств, которые были выделены богатым нефтепромышленником Погосом Тер-Гукасяном. Говорят, что эта церковь является одной из слёз этого человека, который горевал об умершей от чахотки дочери, погибшего при невыясненных обстоятельствах первого сына и покончившего собой после карточного проигрыша второго. Вот такая она – грустная история церкви-слезы на холме Дарсана, правда, абсолютно ничем не подтверждённая.

В период войны храм сильно пострадал. После её окончания здесь функционировал музей, а полностью храм был восстановлен лишь в 1988 году в честь 150-летнего юбилея города.

В основании проекта церкви легли эскизы храма возведённого в Армении в честь непокорённой красавицы Рипсиме, которая была замучена тираном Трдатом III, а затем за свой духовный подвиг возведена в лик святых. Работа над проектом продолжалась целых четыре года. Руководил ими знаменитый армянский архитектор Габриэль Тер-Микелян. В качестве строительного материала служил вулканический туф, добываемый в Форосе. Именно благодаря этому материалу стало возможным украсить храм всевозможными узорами и декоративными элементами. Внутреннюю отделку осуществлял талантливый армянский живописец Суренянц В.А., который проработал в храме до конца своих дней. Тут же, на территории церкви он похоронен. На его могиле установлена мраморная памятная плита. Храм имеет два входа. Один настоящий, который расположен в западной части с резными деревянными дверьми, впечатляющими барельефами двух воронов, апсидой, а также поминальной нишей и шестью колоннами. А второй вход является ложным. Он расположен на южной стороне.

Сегодня церковь является действующей. Благодаря своей впечатляющей архитектуре ялтинская армянская церковь в своё время стала натурой для съёмок советского фильма о разведчике «Щит и меч», а также известной детской сказки «Три толстяка».

Список источников

  • vkrym.su
  • jeduvkrym.ru
  • krym-yalta.ru
  • xn—-ptbeiljj3c5a.xn--p1ai
  • ru.qwe.wiki
  • tourist-82.ru
Оцените статью
Добавить комментарий