Архитектура древнего рима

Содержание
  1. Колизей — арена кровавых представлений
  2. Пантеон. Рим
  3. Эпоха Северов в Риме
  4. Арка Септимия Севера
  5. Септизоний (203 г.)
  6. Империя Северов
  7. Храм Вакха. Баальбек (II в.)
  8. Храм Весты в Баальбеке (III в.)
  9. История
  10. Примеры архитектурных шедевров
  11. Республиканское правление (II век до н. э. — 31 год со дня Р. Х.)
  12. Правление Августа
  13. Расцвет империи
  14. Период Средневековья
  15. Эпоха Ренессанса
  16. Барокко
  17. Новости
  18. Храмы эпохи Августа
  19. Храм Марса Ультора. Рим (2 г. до Р. X.)
  20. ОПОРЫ СВОДОВ
  21. Флавии
  22. Тосканский ордер
  23. Особенности архитектуры римской республики
  24. Храм Геркулеса Победителя
  25. Храм Юлия Цезаря
  26. Храм Венеры Прародительницы
  27. Храм Марса-Мстителя
  28. Храм Веспасиана и Тита
  29. Пантеон
  30. Скульптуры Древнего Рима в Капитолийских музеях
  31. Статуя Геркулеса Капитолийского
  32. Капитолийский Брут
  33. Мальчик, извлекающий занозу
  34. Амур и Психея
  35. Описание
  36. Становление Рима
  37. Фото Туры. Палатин — Холм и музей — Италия, Рим

Колизей — арена кровавых представлений

Конечно, римляне не во всем следовали грекам в архитектуре. У них были и свои изобретения в этой области. Специфически римскими сооружениями являются овальные амфитеатры. Самый известный из них — Колизей. Этот проект должен был показать Риму мощь правящей династии Флавиев.

Колизей был самым грандиозным амфитеатром древности: длина его арены достигала 85,75 метра, ширина — 53,6 метра. Он вмещал в себя около 50 тысяч зрителей

Несмотря на величественность, у Колизея была недобрая слава. Все главные развлечения римлян, кровавые и жестокие: гладиаторские бои, травля зверей, охоты, — устраивались именно здесь.

Внешний облик каменного колосса был величавым и торжественным. Снаружи он был облицован мрамором и украшен статуями. Внутри Колизей похож на современный стадион: вверх поднимались 80 рядов зрительских мест, 64 арочных входа впускали в амфитеатр толпы зрителей. Все было настолько продумано, что не случалось никакого столпотворения.

Колизей — четырехъярусное сооружение. Хотя римляне по-разному относились к основным греческим ордерам и отдавали предпочтение самому пышному из них — коринфскому, Колизей декорирован всеми типами ордеров.

Настоящим шедевром инженерной мысли была арена Колизея. Она представляла собой деревянный пол, который обычно засыпали песком. Пол мог опускаться и подниматься. Иногда арена заполнялась водой с помощью подведенного к зданию рукава акведука — античного водопровода, и тогда в Колизее устраивались навмахии — настоящие морские сражения с участием настоящих морских кораблей. Римляне знали толк в зрелищах!

После падения Римской империи Колизей начал постепенно разрушаться. В конце XIII века он был превращен в каменоломню. В настоящее время на месте исполинского сооружения остался лишь остов великого амфитеатра. И все же руины Колизея до сих пор поражают своим величием.

Пантеон. Рим

Пантеон занял особое место в римской и мировой архитектуре. Он построен примерно в 118-128 гг. Адрианом на месте старого Пантеона, возведенного консулом Марком Агриппой, но превосходил его по размерам и внешнему облику. Храм был посвящен всем богам и повторял круглую форму старого Пантеона, что, видимо, можно объяс-нить желанием сохранить преемственность традиций. Любопытно, что на портике была сохранена надпись с храма Агриппы. Это одно из величайших сохранившихся зданий времен античности. Он был возведен на Марсовом поле и являлся своеобразным противовесом Колизею. В 609 г. Пантеон был превращен папой Бонифацием в церковь.

Храм состоит из трех частей: купольной ротонды, примыкающего к ней прямоугольного портика и переходной части между портиком и ротондой. Стены в нижней части, видимо, были покрыты мрамором, а в верхней – оштукатурены. Купол покрывала позолоченная черепица.

В интерьере доминирует полусфера грандиозного купола. В высшей его точке находилось отверстие – опайон, через которое проникал свет. В убранстве интерьера Пантеон отражает типично римскую выразительность. Это результат использования бетона, лающего больше свободы в организации внутреннего пространства и позволяющего создавать здания значительных масштабов.

Купол Пантеона превосходит по размерам все подобного рода конструкции не только древности, но и Средних, веков, и Возрождения, вплоть до XIX в. Его диаметр – 141 фут (43 м) – равновелик его высоте, составляющей половину высоты всего здания, соотношение, рекомендованное Витрувием.

Эпоха Северов в Риме

Императоры династии Северов пришли к власти в 193 г. после гражданских войн. Уменьшающаяся сила и влияние Рима и усиление провинций, казалось, только воодушевило их на постройку еще более грандиозных сооружений.

Их главный вклад в архитектуру Рима – обширные комплексы терм. Основные особенности поздних римских терм уже были найдены в термах Траяна и Тита I в. – это осевая симметрия и последовательность расположения помещений. Новым стал размер построек Северов: термы Каракаллы занимали 50 акров (20 га) и вмещали 1600 человек одновременно. Использование бетонных сводов и арочных конструкций позволяло расширять эти огромные пространства без внешних подпорок.

Арка Септимия Севера

Мраморная триумфальная арка была воздвигнута у подножия Капитолия и посвящена победам императора в Месопотамии.
Особенностью арки являются внутренние проемы в средних пилонах. Арка Септимия Севера была богато украшена скульптурой. Каждый цилиндрический свод над проходом покрыт кессонами с цветами, окруженными листьями аканта.

Септизоний (203 г.)

Колоссальная декорация, поставленная у южного склона Палатина и заслонявшая субструкции императорского дворца. Он был разрушен в 1588 г. Стену оформляли трехъярусные портики, чередующиеся с экседрами. Цветной мрамор колонн, статуя императора в центре, фонтаны и статуи в экседрах придавали сооружению торжественный вид.

Империя Северов

В огромной империи Северов (193-305) разрабатывались новые архитектурные типы и стили. Римляне принесли свои традиции в провинцию, но они изменились в соответствии с местной строительной практикой. За пределами Рима бетон использовался редко, это ограничивало возможности.

Купол мавзолея Диоклетиана в Сплите, к примеру, был полностью выложен из кирпича, что ограничивало его размеры. В провинции камень продолжал использоваться еще долго после того, как его перестали применять в Риме. Свобода в использовании классических ордеров была характерна и для провинций, что давало возможность создавать новые архитектурные формы.

Храм Вакха. Баальбек (II в.)

Это один из немногих хорошо сохранившихся храмов ансамбля в Баальбеке (ныне Ливан). Храма типично римский, с глубоким портиком и большой целлой на высоком подии. Но его высота скорее эллинистическая.

Богатый интерьер храма Вакха – один из немногих хорошо сохранившихся до нашего времени. Его известняковые стены украшены классическим орнаментом и ордером, поднимающимся во всю высоту здания. Между колоннами – ниши, одни с фронтонным завершением, другие – круглые.

Храм Весты в Баальбеке (III в.)

Четырехколонный портик заслонял круглую целлу, придавая центрическому храму излюбленную римлянами фронтальную осевую ориентацию. Раскреповка подия и антаблемента, который поддерживали коринфские колонны, создавала почти барочную пластичность.

История

Триумфальная арка императора Тита в Риме возведена в честь императора Тита, которому в 66-70 годах удалось завоевать Иерусалим. Строительство арки было завершено уже после его смерти при Домициане – младшем брате Тита. Арка находится на возвышенности, а ее белый облик великолепно сочетается с цветом неба. Через арку хорошо видны Колизей и Римский Форум.

В средние века арка Тита стала частью крепостной постройки и была разрушена. Реставрационные работы были проведены в 1821 году по желанию папы Пия VII. Для новой арки использовали уже не мрамор, а травертин – известняк породы туфов, широко используемый римлянами в строительстве. Кроме того, появилась еще одна надпись, доказывающая проведение работ именно Пием VII.

На фасаде арки изображены четыре Виктории – богини Победы. Пролет украшен барельефами, на которых запечатлен исторический подвиг императора. Здесь есть римские легионеры, Иерусалимский храм и сам Тит. Над пролетом и по сей день видно надпись, повествующую о войне тех времен.

Примеры архитектурных шедевров

По различным архитектурным шедеврам в Риме легко проследить смену исторических эпох, каждая из которых имеет свой символ и стиль. Проследим и мы ход времени на типичных примерах культовых памятников.

Республиканское правление (II век до н. э. — 31 год со дня Р. Х.)

Для этого периода характерно появление первых мраморных храмов. Они были очень похожи на греческие, но имели более простую прямоугольную форму с одним лицевым входом. Большинство из них находится в Римском Форуме и сохранились только частично.

Правление Августа

После захвата Республики в строительстве стали преобладать грандиозные сооружения, призванные возвысить статус императора. Большинство из них сохранились и сегодня:

  • Пантеон.
  • Палатинский холм.
  • Мавзолей августа.
  • Колизей.
  • Театр Марцелла.

Последний менее известен, а благодаря сходству с Колизеем часто запутывает гуляющих по Риму туристов. Это один из первых театров Римской империи.

При императоре Домициане в Риме появилась первая триумфальная арка, после которой идею такого увековечивания военных побед перенял весь свет. Арка Тита напоминает о победе над иудеями и окончательном присоединении Иерусалима к Римской империи.

Расцвет империи

Каждый император в Риме оставил свой архитектурный след. Гуляя по Вечному городу, вы обязательно проследите этапы расцвета и падения величайшего государства:

При Антонине Благочестивом возводится храм Антонина и Фаустины.

Марк Аврелий увековечил свое имя знаменитой колонной.

  • Император Септимий Север построил массивные триумфальные ворота.
  • Благодаря Каракалле Рим узнал прелести общественных бань. Сегодня они, к сожалению, почти полностью разрушены.
  • Император Аврелиан возвел величественный храм Солнца.
  • Термы Диоклетиана позволяют лучше представить быт и обычаи древнего города.

Все виды общественных и культурных построек того времени подчиняются языческому представлению о мире и восхвалению могущества римских правителей.

Период Средневековья

В противовес античной роскоши и богатству католическое средневековье привнесло в архитектурный стиль нотки аскетизма и простоты. Замок Сант-Анджело погружает нас в мрачные годы инквизиции и всеобщей подозрительности.

Посещение этого места навевает тревогу, а толстые стены крепости показывают, сколь неспокойное было то время. На экскурсии по замку вы узнаете, как Папская область боролась за независимость, а неприступные стены надежно охраняли главных узников государства: Бенвенуто Челлини, Галилея, Джордано Бруно и Джузеппе Бальзамо (более известного как граф Калиостро).

Чтобы окончательно убедиться в аскетизме средневековой архитектуры, загляните в церковь Санта-Мария-сопра-Минерва, что сразу за Пантеоном.

За неприметным фасадом скрываются готические своды храма, которые слышали самые громкие отречения от своих убеждений за всю историю человечества. Именно здесь Галилео Галилей признал учение Коперника ошибочным, а Джордано Бруно стойко выслушал смертный приговор.

Среди множества скульптур базилики вы найдете статую «Воскресший Христос» руки самого Микеланджело.

Эпоха Ренессанса

После мрачных столетий религиозных войн в Риме воцарился Ренессанс, возрождение классической гармонии линий и рисунков. Главным шедевром этого времени по праву считается Собор Святого Петра, который сегодня расположен на территории Ватикана.

Советуем подняться на смотровую площадку собора, откуда открывается вид еще на многие общественные и исторические здания в стиле Ренессанса.

Барокко

Это вершина эпохи Возрождения, пышный стиль вычурных барельефов и мраморных Купидонов. Он представлен на площади Навона во всей красе. Три знаменитых фонтана (Четырех Рек, Нептуна и Мавра), храм Сант-Аньезе-ин-Агоне, дворец Браски входят во все учебники, описывающие барочный тип архитектуры.

Современная история так же отразилась на внешнем облике Рима. В эпоху Муссолини на западном берегу Тибра был возведен Дворец Правосудия, который соединил масштабы построек Римской империи и изящество отделки Ренессанса.

Монументальные строения начала XX века по замыслу диктатора были призваны возродить былое величие Империи. Но современный стиль выглядит и более органично в здании главного вокзала Термини.

Это типичный модерн, который полностью отвечает своему предназначению и прекрасно вписывается в панораму Вечного города. Современный Рим именно такой — легкий, динамичный и изящный.

Новости

26-06-2015, 18:06

Просмотров: 30 125

Почти восемь миллионов мумий щенков и взрослых собак, а также шакалов, лис, соколов, кошек и мангустов были обнаружены под храмом бога смерти Анубиса в Саккаре, небольшом селении в 30 км к югу от Каира.

Подробнее…

3-06-2015, 17:18

Просмотров: 20 221

Ценные украшения и чаши с остатками опиума и каннабиса извлечены из могильной насыпи на территории Ставропольского края

Подробнее…

15-04-2015, 09:52

Просмотров: 15 869

Эксперимент проводила команда ученых Международного центра теоретической физики имени Абдуса Саламата в Триесте (Италия). Они проводили осмотр местности с борта летательного аппарата

Подробнее…

Храмы эпохи Августа

Август утверждал, что нашел Рим каменным, а оставил мраморным. Это справедливо главным образом в отношении храмов, многие из которых он построил и реставрировал. В жизнеописании Августа Res Gestae Divi Augusti, он утверждал, что восстановил восемьдесят два храма за один год только в самом Риме. Храмы этого периода основаны на республиканских традициях, объединяющих влияния Греции и этрусков. Им присуща строгая ясность и упорядоченность, вытянутость пропорций. Храмы часто ставились на высокий подий. Большинство августовских храмов – коринфские, что соответствует вкусу к изощренным деталям и использованию мрамора.

Пока не были открыты каменоломни в Луне в 20 г. до Р. X., мрамор оставался дорогим строительным материалом. Во времена Августа лунский мрамор уже активно использовался, его белизна прекрасно сочеталась с привезенным цветным мрамором. В храме Конкордии (10 г.) мрамор использован повсеместно.

Храм Марса Ультора. Рим (2 г. до Р. X.)

Архитектура постоянно использовалась римлянами в политических целях. Во время битвы при Филиппах (42 г. до Р. X.) Август поклялся отомстить за смерть Юлия Цезаря и построить храм в его память. Храм Марса Ультора (мстителя) на форуме Августа был подарен городу. В плане храм Марса Ультора – восьмиколонный пикностиль италийского типа, дополненный апсидой, расположенной выше уровня пола и замыкавшей главную ось храма. Храм почти квадратный, на высоком подие.

ОПОРЫ СВОДОВ

Литой свод представляет собой, каковы бы ни были приемы его конструкции, искусственный монолит, и, как таковой, он не может, не разорвавшись, опрокинуть свои опоры. Теоретически можно предположить наличие свода, не развивающего бокового распора и удерживающегося, наподобие металлической арки, единственно действием сил упругости, развивающихся в его массе. Но фактически одновременно со сжатием, которому сопротивляется каменная кладка, неизбежно возникает и боковой распор, которому она плохо противодействует.
 
Растягивающие усилия предупреждаются (рисунок 312) тем, что свод вдвигается между сжимающими элеронами, которые имеют вид современных контрфорсов, но никогда не выступают из внутренней поверхности стены. Они являются своего рода внутренними опорными органами. Пример на рисунке 312 заимствован из системы конструкции большого сводчатого нефа базилики Максенция, законченной при Константине. Его центральный неф перекрыт крестовым сводом на опорах, представляющих собой эпероны Е, попарно соединенные коробовыми сводами V. Стена, замыкающая неф, изображена под буквой Р. Она заключает в себе контрфорсы и позволяет пользоваться всем промежуточным пространством S.

Рис. 312 
Рис. 313

Для уничтожения распора гигантского полусферического купола Пантеона служит несущий его барабан (рисунок 313). Этот барабан облегчен, независимо от пустот в самой массе, глубокими нишами, сообщающимися, как в пространстве S на рисунке 312, с внутренностью центрального помещения, придатком которого они как бы являются. Отдельные части зданий с более сложными планами группируются римлянами с особой тщательностью, так чтобы стены одной части служили опорами для прилегающих сводов. Они неукоснительно   стремятся   удовлетворить   всем   требованиям равновесия, не прибегая к возведению инертных масс, которые играли бы только роль контрфорсов. План терм Каракаллы, который будет приведен дальше, служит ярким примером подобного уравновешенного расположения массивов сводчатых помещений. Идея повсюду одна и та же: спокойно браться за исполнение грандиозных замыслов за счет максимальной экономии как на элементах опор, так и на подсобных сооружениях. 

Флавии

Император Веспасиан (правил 69- 79 гг.) основал единственную имперскую династию – династию Флавиев. Как и его предшественники (Юлии- Клавдии), они отвергли архитектурный аскетизм республиканской эры и эры Августа. Их наследие – затейливая причуда, которая могла появиться только в век мира и изобилия. Домовая и дворцовая архитектура создала формы сводов. Совершенное владение бетоном и строительной технологией дало возможность перекрывать большие пролеты без опор, как-то: октагон перекрытый сомкнутым сводом в Золотом доме Нерона. В 64 г. пожар разрушил большую часть города, и Нерон принял закон, запрещающий использование дерева, и рекомендовал цементные полы и потолки с аркадами на более низких уровнях.

Ретикулат – сетчатая кладка, при которой внешняя поверхность бетонной стены облицовывалась небольшими, тщательно уложенными камнями пирамидальной формы. Плоские основания их выходят наружу и образуют сетчатый узор, а острые концы погружены в бетонное ядро стены.

Тосканский ордер

Тосканский ордер являлся первоначально этрусским вариантом дорического, хотя римляне воспринимали его как специфически италийский. В отличие от дорического, в тосканском ордере колонны имеют базу и высокую капитель и не имеющий мутул карниз.

Особенности архитектуры римской республики

  1. Преимущественно общественный характер сооружений.

  2. Формирование сложной системы общественных сооружений, храмов, площадей, вмещавших большое количество людей.

  3. Военный характер городов.

  4. Возведение сложных по пространственному и конструктивному решению инженерных и гражданских сооружений.

  5. Дальнейшее развитие строительной техники и бетонной кладки: наряду с нерегулярной кладкойинцертприменяется кладка ретикулат— из 4-гранных камней.

  6. Появление новых типов надгробных сооружений с небольшой погребальной камерой и основным памятником сверху.

  7. Использование новых конструктивных схем, сочетающих ордерные формы и сводчатые арочные перекрытия. Формирование римской системы ордеров.

  8. Складываются основные типы храмов и жилищ.

АРХИТЕКТУРА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

После превращения Рима в империю Октавиан Август предпринимает грандиозные строительные работы по застройке Рима и приданию ему столичного блеска. Основным строительным материалом становится кирпич, но для облицовки используются дорогие облицовочные материалы. Для архитектуры Римской империи характерно исключительное разнообразие типов зданий.

Основные типы сооружений в Римской империи:

  1. Дворцы (золотой дом императора Нерона)

  2. Виллы (вилла Адриана в Тиволи)

  3. Инсулы – доходные дома

  4. Триумфальные арки (Тита в Риме)

  5. Термы –бани

  6. Театры, амфитеатры, цирки

  7. Мемориальные сооружения

  8. Храмы

  9. Курии – суды

  10. Здания Сената

  11. Форумы (Императорский Форум в Риме)

Колизей

Амфитеатр Флавиевамфитеатр,памятник архитектурыДревнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Находится вРиме, в ложбине междуЭсквилинским,ПалатинскимиЦелиевским холмами.

Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира, вместимостью свыше 50 тыс. человек, велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Его начали строить в 72 году н. э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н. э. амфитеатр был освящен императором Титом. Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона.

Пантеон (Архитектор Апполодор Дамасский)

«Храм всех богов» вРиме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Представляет собой большое инженерное достижение античности. По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре. Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.

АРХИТЕКТУРА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ПЕРИОДА РАСПАДА

Архитектура этого периода характеризуется невиданной роскошью и богатством украшений, и вместе с тем утратой стилевого единства, огрублением пропорций. Строительством терм римские императоры преследовали ту же цель, что и постройкой амфитеатров — завоевание популярности у населения.

Термы Каракаллы

Они находились уАппиевой дороги, за Капенскими воротами, междуАвентиномиЦелием. Строительство началось в212 годун. э. и было закончено в217 годууже после смертиимператора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на 400 м, центральный комплекс — 150 на 200 м.

Дворец Диоклетиана в Сплите

Дворец прямоугольной формы занимает площадь около 3гектаров. Он был обнесён мощными стенами высотой до 20 метров с пятнадцатью башнями (сейчас сохранились три).Внутренний дворпод прямым углом пересекают две главные улицы. Южный фасад с колоннадой выходил к морскому заливу, к нему примыкали императорские покои. Также дворец включал парадный зал, вестибюль с куполом, императорский мавзолей, храмыЮпитера,КибелыиВенеры. К настоящему времени сохранились только мавзолей, перестроенный в католический собор, ихрам Юпитера, перестроенный вбаптистерий.

Дворец в основном построен из кирпича, привезённого с острова Брач известняка и добытого в близлежащих рекахтуфаМрамор был доставлен с Мармары, из Египта были привезены гранитные колонны и сфинксы. Для водоснабжения дворца был возведён отдельный акведук.

Храм Геркулеса Победителя

Храм Геркулеса Победителя

Храм является старейшим, дожившим до наших дней, мраморным сооружением в Риме. Он был построен приблизительно в 120 году до н.э. на Бычьем форуме, недалеко от храма Портуна. Посвящен герою древнегреческой мифологии, обожествленному Гераклу, культ которого через греческих колонистов распространился и в Италии.

Советуем почитать:

Храм Геркулеса: подробно о самом интересном

Храм Юлия Цезаря

Храм Юлия Цезаря. Реконструкция

Легендарный древнеримский полководец и государственный деятель Гай Юлий Цезарь был вторым в истории, после основателя Рима Ромула, обожествленным римлянином. Спустя всего два года после жестокого убийства Цезаря, начиная с 42 года до н.э. началось возведение храма в его честь. К сожалению, до наших дней дошла лишь малая его часть, зато руины, которые можно увидеть сегодня на его месте, дают неплохое представление о том, каким внушительным по своим размерам это здание было более двух тысячелетий назад.

Храм Юлия Цезаря

Храм Венеры Прародительницы

Храм Венеры Прародительницы

Три высоченные колонны и часть подиума – это все, что сохранилось от храма Венеры Прародительницы на форуме Цезаря. Он был возведен еще в 46 году до н.э. по указанию великого Юлия Цезаря в благодарность Венере, плодородия, красоты и любви, за помощь в победе над Помпеем. Культ Венеры имел особое значение в жизни древних римлян, считавших ее своей покровительницей.

Храм Марса-Мстителя

Храм Марса-Мстителя

Сохранившиеся руины храма расположены на Императорских форумах, или Fori imperiali, в центре форума Августа, построенного по заказу первого римского императора во 2-ом году нашей эры. Это было величественное сооружение, богато украшенное белым мрамором, скульптурами царей и великих римских полководцев, священными статуями богов и мифологических персонажей.

Храм Веспасиана и Тита

Храм Веспасиана и Тита

В 79 году нашей эры на Римском форуме был воздвигнут храм в честь двух обожествленных императоров Флавиевых – Веспасиану и его сыну Титу. От величественного храма осталось лишь несколько колонн, а также некоторые барельефы, которые на сегодняшний день хранятся в музеях.

Пантеон

Пантеон

Храм всех богов – Пантеон – раскинулся на Площади Ротонды, или Piazza della Rotonda, в историческом центре Рима. Это сооружение было построено по наказу императора Адриана в 126 году н. э. До наших дней он остается действующим храмом. Пантеон представляет собой уникальный образец древнеримской архитектуры, его конструктивные особенности свидетельствуют о больших достижениях в области античной инженерии.

В Пантеоне похоронено много выдающихся личностей прошлого, среди которых итальянские короли Умберто I и Витторио Эммануэле II, королева Маргарита Савойская, а также известные живописцы и архитекторы эпохи Возрождения Рафаэль Санти, Бальдассарэ Перуцци и др.

Советуем почитать:

Пантеон — чудо сухого дождя

Скульптуры Древнего Рима в Капитолийских музеях

Основанный Папой Сикстом IV в декабре 1471г., старейший музей Рима, находящийся на Капитолийском холме, открыл свои двери для публики в 1734 году, став первым в мире общественным музеем, в котором произведения художественного искусства стали доступны для каждого. Подробнее о создании коллекции Капитолийских музеев можно прочитать здесь.

Статуя Геркулеса Капитолийского

Древняя скульптура из позолоченной бронзы была обнаружена при раскопках на Бычьем форуме Древнего Рима во время папства Сикста IV (1471-1484гг). По оценкам историков, она была сделана во II веком до н.э. и являлась статуей поклонения в языческом храме Геркулеса Победителя.

Капитолийский Брут

Бронзовая статуя, по оценкам историков, является одной из самых древних, найденных когда-либо на территории Вечного города – она датируется 300-275гг. до н.э. Бюст, считающийся шедевром античной скульптуры Древнего Рима, представляет портретный образ основателя Римской республики и одного из первых ее консулов Луция Юния Брута (545-509гг. до н.э.).

Сходство было обнаружено при сравнительном анализе портрета на римских монетах чеканки 59-43гг. до н.э., выпущенных его предполагаемым потомком – Марком Юнием Брутом, убийцей Юлия Цезаря. При раскопках в XVI веке была найдена лишь хорошо сохранившаяся голова, глазные яблоки которой инкрустированы слоновьей костью. Предположительно, она являлась частью большой статуи, которая была потеряна.

Мальчик, извлекающий занозу

Эта знаменитая скульптура Древнего Рима являлась одной из самых копируемых на протяжении всей эпохи Возрождения – во многих музеях мира находятся разные версии древней бронзовой статуи из Капитолийских музеев. Скульптура воплощает легенду, согласно которой пастушонок из провинции Виторкьяно (Vitorchiano) бежал в Рим, чтобы предупредить его жителей о приближении этрусских племен, не обращая внимания на боль, причиняемую впившейся в ногу занозой. Маленький герой присел вытащить ее лишь после выполнения своей благородной миссии.


Древняя скульптура, датируемая III-Iвв. до н.э., была одной из античных бронз, составлявших самую первую коллекцию, подаренную городу Папой Сикстом IV в 1471г. Во времена Наполеоновского нашествия она была перевезена в Париж, где оставалась до 1815 года.

Амур и Психея

Мраморная скульптура «Амур и Психея», хранящаяся в Капитолийских музеях, является римской копией I-II веков н.э. позднеэллинистского оригинала. Она была случайно найдена в виноградниках на Авентинском холме городского района Рипа в Риме в феврале 1749 года и тогда же, по указанию Папы Бенедикта XIV, передана в коллекцию музея.

Кроме представленных в нашем небольшом обзоре музеев, некоторые древние скульптуры Рима можно увидеть также на вилле Джулия, где в основном представлены предметы доримского периода Древней Этруссии, в галерее Боргезе, в художественных галереях Палаццо Дориа-Памфили, Палаццо Колонна, Палаццо Спада и во многих других местах Вечного города.

Описание

Более тысячи лет они оставались устрашающими властителями Древнего мира. Куда бы ни ступала их нога, им покорялись города, а на их месте возникали новые.

На захваченных территориях римляне быстро изменяли планировку и границы согласно своим представлениям о том, как должен выглядеть метрополис. Кто были эти гении, стоявшие у истоков империи, раскинувшейся на три континента? Что могут рассказать нам города о жизни и духе древних римлян? И какую жестокость с страдания впитали в себя эти стены?

Становление Рима

И все же как происходило превращение группы деревень в город-республику, а затем и в столицу целой империи?

История становления Рима – пример прагматизма и силы. Он стал «сердцем» империи, когда римляне захватили остальную Италию, Грецию, Испанию и Африку.

Римский форум – древнейший памятник римской архитектуры, именно отсюда начал свою историю город. Вскоре он стал важнейшей артерией Рима: здесь были рынки, храмы, Сенат, собрания.

Завоевывая все новые города мира, римляне строили дороги от центра к дальним владениям империи. Каждая дорога должна была вести обратно к дому в Риме — к форуму.

Около 509 года до н.э. Рим из объединенного поселения хижин превратился в республику, управляемую органом власти – Сенатом.

В поздний период Римской республики во 2 веке до н.э. были затеяны и выиграны многие войны. Очередные победы приносили деньги, на которые строились новые города.

Одним из важнейших героев Римской республики был Юлий Цезарь – храбрый генерал, чьи победы сделали этого отважного полководца, его солдат и весь Рим богатыми. У Цезаря были миллионы почитателей, но были и враги

Боясь, что его усиление приведет к становлению монархии, заговорщики убили Цезаря на пике его славы

У Цезаря были миллионы почитателей, но были и враги. Боясь, что его усиление приведет к становлению монархии, заговорщики убили Цезаря на пике его славы.

Смерть Цезаря стала символом конца Рима как республики. Полтора тысячелетия спустя Шекспир выразил, что являл собой Цезарь для республики в оратории Марка Антония:

И вы, и я,

И все мы пали с Цезарем; над нами

Кровавая измена торжествует…

Вы плачете? Я вижу, состраданье

Проснулось в вас. Те слезы благодатны…

Марк Антоний из пьесы «Юлий Цезарь» Шекспира.

В течение двух лет сами заговорщики были убиты. Римский народ объявил Юлия Цезаря богом.

Смерть Цезаря открыла путь на престол его усыновленному наследнику Октавиану, ставшему позднее первым императором Августом Цезарем.

Он смог сделать невозможное: удержать в единстве весь римский мир. Уже в юном возрасте он воевал и одерживал победы. Главной проблемой для него стали удержание власти, консолидация сил и создание структуры, способной сплотить римскую цивилизацию на четыре последующих столетия. И ему это удалось.

Есть известная поговорка о том, что Рим не был построен за один день. Ни один император не приписывал себе создание столицы. Каждый успешный правитель стремился оставить свой след в истории, создавая массивные сооружения во благо народа и чтобы увековечить себя. Чаще всего это достигалось вторжением на чужие территории и основанием на их месте новых римских городов.

Это был Рим Прославленный, Город Императоров с 1 века до н.э. по 5 век н.э.

Фото Туры. Палатин — Холм и музей — Италия, Рим

Палатин — центральный из семи главных холмов Рима высотой 40 м, одно из самых древнезаселенных мест в Риме. По преданию, здесь возник древний Рим: на Палатине были вскормлены волчицей и воспитаны Фаустулом Ромул и Рем, здесь Ромул заложил город.

Список источников

  • ArchitectureGuru.ru
  • 39rim.ru
  • SiteKid.ru
  • www.Sputnik8.com
  • delovoy-kvartal.ru
  • infourok.ru
  • www.historie.ru
  • totalarch.ru
Оцените статью
Добавить комментарий