Пять принципов ле корбюзье

Конструкции

Общие приемы выполнения. — В XVII в. окончательно отказываются от прекрасного обычая заблаговременной отески лицевой поверхности камней до их укладки; подравнивание же их на месте ведет к нарушению кладки и создает противоречия между внешней формой и качеством конструкции, слишком часто встречающиеся в новейшей архитектуре Франции.

Своды. — Система сводчатой конструкции претерпевает изменения, которые далеко не свидетельствуют об ее усовершенствовании. В арках, в наружной их части, начинает преобладать такая кладка, где каждый камень перевязан с остальными. В результате создается такая негибкая конструкция, что малейшая осадка ведет к образованию трещин.

Что касается крестовых сводов, то здесь система нервюр решительно оставлена; применяется дорогостоящая кладка с перевязью, которую считают более монументальной, а клинчатым камням на ребрах свода придают сложные очертания, что делает их ломкими.

В качестве опорных элементов лишь в исключительных случаях прибегают к вынесенным наружу контрфорсам: по примеру римлян предпочитают внутренние опоры, подобные тем, какие поставлены Саломоном де Броссом в зале дворца Правосудия. В церквах аркбутаны, которые в готических сооружениях устраивались изолированно, обычно заменяются контрфорсами, массивными, опирающимися на подпружные арки бокового нефа (рис. 442, S).

Однако традиции аркбутана никогда не предавались забвению. Так, в Версальской капелле (рис. 442, V) своды центрального нефа поддерживаются арками, на которых возведены массивные контрфорсы; аркбутаны имеют форму ползучей арки, контрфорсы же очерчиваются по обратной к ней кривой. Даже в Пантеоне существуют аркбутаны.

Рис. 442
Рис. 443

Крыши. — В области стропильных перекрытий тенденция к плоским крышам, которые так мало соответствуют климату Франции, выявляется лишь к концу XVII в.; до этого времени придерживаются крутых крыш ренессанса.
 
К середине XVII в. появляются ломаные крыши, так называемые мансарды, с плоским верхом и крутыми скатами по бокам. Такие крыши обладают всеми неудобствами плоских крыш, а также неприятной тяжеловесностью, и это вреднее решение, несомненно, было продиктовано стремлением срезать верхушку крутой крыши с целью уменьшения ее чрезмерной высоты.

Ломаные крыши, как и плоские, совершенно не допускали применения обычных висячих стропил. Поэтому именно с того момента, как они появляются, прекращается строительство  крыш  без  стропильных  ферм,  которое  было  в  ходу в течение всей эпохи ренессанса; начиная с XVII в., крыша всегда конструируется из стропильных ферм, где обрешетка поддерживается прогонами.

Крыши в виде куполов на квадратном плане получают распространение на некоторое время, начиная с Лемерсье при Людовике XIII и кончая царствованием Людовика XV. Кровли XVII в. редко бывают снабжены водосточными желобами, — вплоть до обстройки Вандомской площади (около 1680 г.) дождевым водам обычно предоставлялся непосредственный сток с кровли.

Столярные работы. — Окна с каменными переплетами, которые были распространены в эпоху ренессанса, уступают место окнам с простыми деревянными коробками; застекление их при помощи свинцовых оправ заменяется вставкой мелких квадратиков стекла в фальцы деревянных рам. Всеобщее распространение получает устройство затворов в виде «волчьего зева» с отливами на нижних брусках.

Что касается дверей, то при Генрихе IV и Людовике XIII их продолжают делать с мелкими филенками. Дверные створки в то время представляют собой остов из толстых досок,  сопряженных  в  полдерева  и  образующих  решетку, просветы которой заполняются тонкими досками; рис. 443, М показывает способ их прикрепления. При Людовике XIV этот вид створок выходит из употребления, и переходят к большим дверным полотнам с большими филенками (N).

Паркеты приходят на смену плиточным полам только в царствование Генриха IV. Балконы и подоконники, украшенные железными решетками, появляются только в XVII в.

Архитектура рококо

Рококо связано с правлением короля Людовика XIV (1643-1715), но не было придворным искусством. Большинство построек в стиле рококо – богатые городские особняки («отели») и загородные дворцы.Частная жизнь владельцев особняка обычно пряталась за высокой оградой. Комнаты располагались асимметрично, они были небольшими и с более низкими потолками. Окна же были очень большими, почти от самого пола. Интерьеры построек рококо оформлялись тщательно и изысканно: украшались скульптурами, живописью, зеркалами.

Отель Субиз (Париж)

Отель Субиз был построен для принца де Субиза в 1705-1709 гг. по проекту Пьера Алексиса Деламера. Он отгорожен от прилегающих к нему улиц высокой стеной с роскошными въездными воротами. В интерьере отеля Субиз особенно интересен Овальный салон в стиле рококо, созданный архитектором, скульптором и декоратором Жерменом Боффраном (1667-1754).

В Овальном зале нет ни одной прямой линии, все углы закруглены, стены украшены резными панелями с позолоченными орнаментами и зеркалами, которые расширяют пространство, но в то же время делают его размеры неопределёнными.

Ансамбль трёх площадей в Нанси

Ансамбль трех площадей в городе Нанси построен в 1752-1755 гг. по заказу Станислава I, герцога Лотарингского. Автор этого проекта – ученик Боффрана Эмманюэль Эре де Корни (1705-1763). По всему периметру площади тянется колоннада, которая включает в себя и портик Дворца.

Площадь Ла КарьерПлощадь Ла Карьер перед Дворцом завершается триумфальной аркой. Арка открывает вход на главную площадь ансамбля – прямоугольную Площадь Станислава.

Площадь СтаниславаВ центре площади возвышается конный монумент герцога Станислава I.

Третья площадь ансамбля – Площадь альянса.Ансамбль в Нанси хронологически завершает эпоху рококо.

Лютеция

Считается, что своим основанием Париж обязан кельтскому племени паразии, обосновавшемуся более 2000 лет назад на острове Сите. В 52 г. до нашей эры поселение захватила Римская империя, а к началу новой эры здесь уже возник город Лютеция, позже переименованный в Париж (по названию племени).

Римское владычество закончилось в конце V века. В 464 году территорией овладел король франков Хильдерик I. Его сын — Хлодвиг, решил перенести сюда свою столицу, и вскоре разросшийся город уже простирался по обоим берегам Сены.

Сегодня от времен Лютеции мало что осталось, разве что знаменитые арены – древнеримский амфитеатр на улице Монж, где когда-то лицедействовали актеры и сражались гладиаторы, да общественные бани – термы, ныне входящие в экспозицию музея Клюни.

Французская архитектура конца XVII и XVIII века

Официальный стиль. — В последнюю треть XVII в. начинается обеднение вкуса, чувствуется наступление упадка. Чтобы предотвратить его, Кольбер в 1671 г. учреждает Академию архитектуры и поручает ей путем преподавания теории восполнить пробелы ремесленного ученичества. Он направляет архитекторов в Рим черпать там вдохновение, приказывает опубликовывать труды о памятниках классической древности, пытается оживить искусство тем, что возвышает положение его мастеров. Но одряхлевшее искусство бессильно воспрянуть и помолодеть. Поколенье Лемерсье и Фр. Мансара вымирает; следующее за ним поколение еще создает несколько произведений, достойных предшествующего периода, но в общем стиль становится дряблым, исполнение — посредственным.

Стремясь к ложному идеалу благородства, останавливаются, по примеру итальянцев, на однообразных фасадах, которые на всем протяжении повторяют одни и те же мотивы, — и этой холодной симметрией настолько скрывается расположение частей здания, что за одним и тем же фасадом располагают и капеллы, и лестницы, и даже бани; маскируют даже крыши. Основное стремление — не выявлять снаружи ничего, что напоминало бы о материальных житейских потребностях.

Именно такая архитектура, как будто созданная не для простых смертных, нравится королю. Жюль Ардуэн-Мансар полностью применил ее к Версальскому дворцу (рис. 441, А); фасад, в котором ясно сказываются все эти тенденции, относится к 1675 г. Традиции высокого искусства и упадок XVIII века. — Последние годы XVII в. отмечены возвратом к более разнообразным формам; тогда и стиль Ардуэн-Мансара приобретает большую гибкость, это, быть может, следует приписать сотрудничеству с ним других архитекторов, среди которых Сен-Симон называет Лассюранса.

Как бы то ни было, но перед смертью Ардуэн-Мансара (1708) как будто наблюдается некоторое оживление: он заканчивает свою деятельность двумя шедеврами — Домом ин-
валидов и Версальской капеллой. Бедствия конца царствования Людовика XIV сдерживают это оживление, и оно решительно возобновляется только после установления Регентства. Начиная с этого момента, существуют, так сказать, две архитектуры: одна продолжает строгие традиции предыдущего периода, другая вступает на путь утонченного изящества, которое весьма правдиво отражает изысканность современного ей общества.
 
Стиль новой школы, жанр «рококо», устанавливается только к 1730 г. и находит главного выразителя в лице Боффрана; стиль классической школы имеет своими представителями последовательно Габриэля, Суффло, наконец, Луи и Антуана.

В продолжение всей второй половины царствования Людовика XV обе школы существуют совершенно самостоятельно: в то время как дворцы Нанси перегружены украшениями в стиле рококо, площадь Согласия отличается величественным достоинством и грандиозностью своих великолепных очертаний (рис. 441, В, 1750 г.) Беспорядочная школа середины XVIII в. выдыхается ко времени Людовика XVI: философское движение направляет умы в сторону античности. Вкусы совершенно изменяются, и чистотой форм пытаются превзойти даже школу Габриэля и Суффло. С приближением революции впадают в сухость, а вместе с революцией начинается кризис искусства, выход из которого едва намечается только в нашу эпоху.

Архитектура неоклассицизма

Жак Анж Габриель (1698-1782)

Ж.-Б. Грёз. Портрет Ж.А. Габриеля

Жак Анж Габриель – французский архитектор, президент Академии архитектуры. Один из основоположников архитектурного классицизма XVIII в. Происходил из семьи известных французских архитекторов. Его отец был придворным архитектором короля. В 1741 г. это место занял сын. В творчестве Габриеля нашли отражение новые веяния неоклассицизма.

Он создал проект Военной школы в Париже (1751-1775). Военная школа была учреждена в XVIII в. для небогатых дворян. В 1777 г. это учебное заведение стало Высшей кадетской школой, где учился будущий Наполеон Бонапарт. Комплекс Военной школы занимает целый квартал. Между Военной школой и Сеной находится Марсово поле, Габриель преобразовал городскую окраину в поле для маневров и парадов воспитанников Военной школы. Понятно, что название свое площадь получила в честь бога войны Марса. В настоящее время в здании Военной школы размещается Военная академия.В Версале Габриель создал ряд зданий: роскошное и богато украшенное помещение Оперы, Французский павильон и шедевр архитектуры XVIII в. – Малый Трианон.

Малый ТрианонНаиболее значительным произведением Габриеля в Париже стала Площадь Людовика XV, где была установлена конная статуя короля Людовика XV скульптора Э. Бушардона (ныне площадь Согласия).

Площадь Согласия

Творчество Габриеля повлияло на все последующее развитие французского неоклассицизма.А начало эпохе неоклассицизма положил проект фасада церкви Сен-Сюльпис в Париже архитектора Джованни Никколо Сервандони (1695-1766).

Церковь Сен-Сюльпис. Фасад и площадь перед церковьюЭто здание иезуитского стиля с незавершённым классическим фасадом. Жак Франсуа Блондель (архитектор, теоретик и педагог той эпохи) писал об этом фасаде: «Он полон античной красоты, он утвердил греческий стиль, в то время как в Париже тех лет появлялись одни лишь химеры».В этом проекте впервые в XVIII в. появляются строгие колоннады и арки.Центром неоклассицизма во Франции был Париж. Здесь работали все крупнейшие мастера того времени, создавшие свои лучшие постройки. Одна из них — церковь св. Женевьевы архитектора Жака Жермена Суффло.

Церковь св. Женевьевы (Пантеон) в Париже

Внутри ПантеонаВеличественное здание построено в стиле классицизма. Архитектор Суффло взял за образец римский Пантеон. Ко времени завершения храма король был свергнут, и революционное правительство решило превратить церковь в мавзолей великих французов. Здесь похоронены Вольтер, Жан-Поль Марат, Жан-Жак Руссо, Жак-Жермен Суффло, Виктор Гюго, Эмиль Золя, Александр Дюма (отец) и многие другие.

Театр Одеон (Париж). Архитекторы Шарль де Вайи и Мари Жозеф ПейрЗдание Одеона в Париже первоначально предназначалось для театра французской комедии, затем здесь устраивались не только спектакли, но и концерты и балы. Пирамидальная крыша и мощный портик с 8 колоннами украшают главный фасад.В Париже построено множество интересных зданий в стиле неоклассицизма: Рынок зерна с куполом (архитектор Никола Лекамю де Мезьер); огромных размеров Монетный двор (архитектор Жак Дени Антуан) с фасадом более 300 м; отель Сальм (архитектор Пьер Руссо), ныне дворец Почетного Легиона и др.

Самым знаменитым сооружением Парижа конца XVIII в. после церкви св. Женевьевы стала Школа хирургии (архитектор Жак Гондуэн). В здании интересен анатомический театр (помещение для препарирования трупов).

Анатомический театрОн имеет форму античного амфитеатра с куполом и полукруглым окном вверху.

  • Вперёд >

Типы домов во Франции:

Во Франции можно встретить характерные для соответствующего регионы здания:

Шале

Шале — традиционные домики в горах, популярны во Французских альпах (знаменитые горнолыжные курорты, типа Шамони-Монблан), в Юрских горах (регион Франш-Конте) и Вогезах (Эльзас). Широкая крыша делается из камня или черепицы, со специальными торчащими деталями, которые не дают снегу съезжать с крыши. В результате образуется толстая шапка из снега, которая позволяет лучше удерживать тепло в доме на протяжении зимы.

Шале стали квинтэссенцией уюта и тепла в горах, такое сочетание роскоши (попробуй, позволь себе недельку на горнолыжном курорте, типа Шамони!) и деревенского образа жизни (простые грубо обработанные деревянные элементы на мебели и декоре, шкурки, изображения оленей, шерстяные пледы…) 

Фахверковые дома

Фахверковые домики можно увидеть во многих регионах Франции: в Нормандии, Эльзасе, Шампани, Пикардии, в стране Басков. Дом строится на каркасе из деревянных балок, пространство между которыми заполяется смесью из глины с сеном, камнями или, иногда, кирпичом. В результате домик приобретает характерный вид, причем балки играют и декоративную роль.

В зависимости от региона может меняться расположение балок: в Эльзасе более широкие, в Шампани и Нормандии — балки больше вытянуты по вертикали.

В некоторых случаях декорировали и сами балки: в Эльзасе в самых красивых деревнях можно увидеть угловые балки домов и эркеров, на которых вырезаны фигурки людей. Верхние этажи часто делали выступающими над нижними, что защищало первый этаж от дождя. По этой же причине, в некоторых случаях первый этаж строился из камня, а верхние этажи — из фахверка. Это позволяло сэкономить на строительстве, так как целиком каменный дом могли позволить себе лишь немногие.

Фахверковые домики в Эльзасе:

Длинные дома

Длинные дома — старейший тип архитектуры во Франции. Они строились из камня, причем жилые помещения и хлев размещались в одном здании, но в разных частях. В приведенной ниже бретонской версии, в жилую часть и в конюшню ведут разные двери.

Mas

Термином mas, в принципе, обозначают любую ферму в Провансе. В Камарге и Крау это, как правило, усадьба для крупного овцеводства, построенная в «агломерированном» стиле: хозяйственные постройки, хотя и связаны друг с другом, имеют разную высоту. Часто в их число входит голубятня.

Путешествуя по Провансу легко встретить такие фермы, особенно в маленьких старых городках и возле них. Это обычно пастельного цвета здание, чаще кремово-желтого цвета, с голубыми или лавандовыми ставенками, расположенное посреди обширного участка земли.

Жилой комплекс «Робин Гуд Гарденс», Лондон, Великобритания (1969–1972)Архитекторы: Питер и Элисон Смитсоны

Комплекс «Робин Гуд Гарденс». 2012 год

Жилой комплекс «Робин Гуд Гарденс» в Лондоне — еще один амбициозный социальный проект. С ним связывали радужные надежды и его авторы — архи­текторы Питер и Элисон Смитсоны, и чиновники, и сами жильцы. История «Ро­бин Гуд Гарденс» показывает особенности позднего модернизма, в част­ности одного из его направлений под названием «новый брутализм».

История нового брутализма началась в 1950-е годы, когда несколько молодых архитекторов, назвавших себя «Группа 10» (Team Ten), решили обсудить ошиб­ки своих предшественников. Участникам группы  Главными вдохновителями нового объедине­ния стали архитекторы Питер и Элисон Смит­соны (Великобритания), Якоб Беренд Бакема и Альдо ван Эйк (Нидерланды), Шадрах Вудс (США), Георгиос Кандилис (Франция). хотелось вернуть город лю­дям. Их увлекали репортажи о жизни и устройстве африканских деревень, при­митивное искусство, детское творчество — словом, все то, что возвращало че­ло­века к естественным отношениям и непо­средственному восприятию жизни.

Сам термин «новый брутализм» происходит от французского словосочетания béton brut — буквально «грубый, необработанный бетон». Бруталисты говорили о необходимости честного использования материалов, правдивого отражения конструкции в структуре здания. Неоштукатуренный серый суровый бетон оказался очень пластичным и эффектным средством, подчеркивающим выра­зительную форму здания и его тектоническую основу. Прием, позаимствован­ный из поздних проектов Ле Корбюзье, стал отличительной особенностью но­вого течения.

В Великобритании лидерами нового брутализма были Питер и Элисон Смит­соны. В 1952 году они обнародовали свой проект «Голден Лейн» («Golden Lane») — концепцию улицы в воздухе (street in the air), активного включения в архитектурный контекст прост­ранст­ва между зданиями, то есть функции, выходящей за пределы архитектурной формы. C помощью улицы в воздухе архитекторы пытались повторить принцип традиционного городского уклада английского пригорода.

В «Робин Гуд Гарденс» широкие коридоры, словно палубы, объединяют квар­тиры, расположенные в длинных жилых корпусах. Комплекс состоит из двух зданий, между ними расположен небольшой рукотворный холм. Квартиры — одноэтажные или двухэтажные, а на каж­дом третьем этаже — широкие бал­коны — зона, придуманная для детских игр и соседского общения.

Однако увлечение тектоническими эффектами превратило здание в монолит­ный зам­кнутый и неприступный объем. В этой суровости, которая архитекто­рам нового брутализма казалась честностью, позже стали видеть только гру­бость

С оконча­нием в Великобритании политики всеобщего благоденствия все заговорили о том, что поздний модернизм нанес непоправимый ущерб английской архи­тектуре: он игнорировал контекст и не принимал во внимание городскую буд­ничную жизнь. В результате демонизации нового брутализма в Великобрита­нии были снесены автобусная станция в Нортгемптоне, жилой комплекс «Хей­гейт Эстейт» в Лондоне, башни «Квин Элизабет Сквер» в Глазго

Судьба многих зданий, в том числе «Робин Гуд Гарденс», до сих пор является предметом дискуссии.

Военная архитектура

Романский период произошел важные нововведения в военной архитектуре, в частности, развитие сильных каменная стена хранит и замки. Ранее резиденции знати и укреплений были, как правило, были построены из деревянных стен или земляной частоколом. Частота нашествий и войн, а также улучшения в осадных машин, сделали необходимым строить сильные крепости из камня. Только дворяне самого высокого уровня были разрешены короля строить укрепленные резиденции. Новые замки знати были не только военные средства защиты, но и символы ранга и власти дворян.

Типичные замки этого периода имели высокую башню, называемый донжон или держать, как правило , окружен нижней стенкой, называется удерживающей оболочкой. Самые ранние были rectangual, но, как правило , заменены на круглой или восьмиугольной башней. Самые ранние сохранившиеся остатки находятся в Дуэ ле Фонтен в штате Мэн и Луара (около 950). и Langeais (около 1017)

Цезарь башня в Provins с начала 12 — го века, имеет восьмиугольную башню между четырьмя полукруглыми башнями, все размещены на вершине каменной платформы семнадцать метров семнадцать метров. Проход на полпути главная башня дает доступ к углу башни. Вся структура окружена другой стеной, оболочка держать на уровне земли.

Самый большой и самый мощный замок периода был оригинальный Лувр в Париже, началась примерно в 1200 году королем Филиппом II Франции , и было завершено в 13 — м веке. Только массивные фундаменты остаются; они видны на первом этаже под Лувром . Расползание UINs другого замка этого периода, Druyes-ле-Бель-Фонтен , начатое в 1200 году , можно найти в Йонна отдела.

Современные постройки в Париже

1. Концертный зал «Зенит» в Страсбурге

Концертный зал «Зенит» открылся в 2008 году. Разработчиком выступил известный Массимилиано Фуксас, который решил внести оригинальности в здание и построил его в форме стадиона. Но на этом он не ограничился и сделал сооружение просвечивающим. В совокупности с ярким оранжевым цветом в ночное время суток здание смотрится ошеломляюще.

2. Офисный центр «Галилей» в Тулузе

В Тулузе в 2010 был открыт уникальный офисный центр «Галилей». Сооружение представляет собой два больших и объемных зданий, находящихся параллельно друг другу и связанных формой из бетона. Благодаря грамотному расчету, постройка выглядит очень легкой и гармоничной. Привлекателен и фасад здания, который покрыт горизонтальными жалюзи из алюминия, покрытыми коричневой краской, благодаря которой создается впечатление деревянной постройки.

3. Многофункциональный комплекс «Оранжевый куб» в Лионе

В 2011 году на берегу Соны в Лионе появилась пятиэтажка в форме швейцарского сыра. Проект здания был разработан в ходе конкурса на реабилитацию заброшенных кварталов города. Первый этаж «оранжевого здания» был отдан под площадку для культурных мероприятий и выставок, остальные четыре отдали под офисы и служебные помещения. Необычное здание моментально заслужило звание одного из главных символов Лиона.

4. Небоскреб CMA CGM Tower в Марселе

В 2011 году в Марселе был представлен 33-этажный небоскреб, дизайн которого был разработан знаменитой Захи Хадид. Поистине впечатляющее здание современного типа отлично вписалось в деловой квартал города, расположенный всего в 100 метрах от набережной.

5. Общественный спортивный центр The House of Chutes-Lavie в Марселе

В 2012 году было открыто невероятно фактурное здание спортивного центра. На фасаде здания, вмещающего в себя два больших зала, изображены кроны сосен – одного из самых популярных деревьев в Марселе.

6.Театр Жана-Клода Каррьера в Монпелье

Театр был открыт в 2012 году. Здание построено по большой части из деревянных панелей, которые можно демонтировать в считанные часы в случае необходимости. Кроме того, фасад привлекает своим ярко-красным цветом, который вкупе с живописным районом, в котором расположен театр поражает глаз.

7. Небоскреб Tour Carpe Diem в Париже

Небоскреб был построен в 2013 году по проекту Роберта Стерна, который придумал разнообразить 35-этажное сооружение открытыми пространствами на каждом этаже, которые обеспечивают шикарные виды на Францию и много солнечного света в офисы.

8. Здание городского совета в Монпелье

В 2012 году было представлено здание городского совета в Монпелье. Архитекторы Жан Нувель и Франсуа Фонтес решили соорудить большой параллелепипед голубого цвета с 12-ю этажами и использовать только стекло и алюминий. Сооружение считается одним из символов современного Монпелье.

9. Большой театр в Альби

Большой театр был построен в 2014 году на южной части Франции в городе Альби. За проект отвечал знаменитый архитектор Доминик Перро. Главным элементом в дизайне стала сетка, выполненная из металла, которая отлично защищает от палящего солнца в жаркий день. На крыше театра обустроены рестораны, откуда открывается потрясающий вид на Альби.

10. Филармония в Париже

Официальное открытие филармонии произошло в 2015 году и сразу стала считаться культурным центром Франции. Дизайн здания выглядит очень стильно, но довольно парадоксально: наружный вид напоминает несуразную кучу бетонных плит, а сам интерьер образован плавными и округлыми линиями, которые перетекают друг в друга.

И это далеко не полный список необычных строений, которые появились во Франции за последние несколько лет, чего стоит стеклянный дом в Париже, спроектированный Павлосом Павлидисом или целые дома-судна на воде в центре Парижа, которые набирают свою популярность. 

Список источников

  • frenchtrip.ru
  • arzamas.academy
  • moydom.media
  • totalarch.ru
  • ency.info
  • ru.qwe.wiki
  • barlette.ru
Оцените статью
Добавить комментарий